Федеральный бюджет пенсионная реформа

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

В стране рекордно большой профицит бюджета, и рекордно низкие темпы роста


Российский бюджет лопается от профицита — экономика не в силах деньги переварить. По данным Минфина, к концу августа чиновники «освоили» меньше 60% бюджета. Это самый низкий показатель с 2012 года, сообщает Bloomberg. По сути, зависли те самые деньги, которые принесла грабительская пенсионная реформа и повышение НДС.

В цифрах Минфина ситуация выглядит так. По итогам двух третей 2019 года федеральный бюджет РФ исполнен с профицитом в 3,7% ВВП, или 2,56 трлн. рублей. Такой показатель выше прошлогоднего: по окончании восьми месяцев 2018 года профицит был на уровне 3,1% ВВП, или 1,96 трлн.

Как отмечает Bloomberg, Россия традиционно тратит меньше в первом полугодии, и компенсирует отставание «взрывом» трат ближе к концу года. Но проблема в том, что дисбаланс-2019 заметно сильнее обычного.

Как бы получается, деньги, отобранные у предпенсионеров, правительству не особенно пригодились.

Bloomberg допускает, что замедление расходования бюджета может негативно сказаться на планах президента Владимира Путина ускорить рост экономики.

И возникает вопрос: зачем тогда затевалась пенсионная реформа? По оценкам вице-премьера Татьяны Голиковой, повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин принесет бюджету с 2019 по 2028 годы около 7,8 трлн. рублей. По заявлению первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, на повышение НДС с 18 до 20% бюджету будет зарабатывать дополнительно 600 млрд. рублей в год.

Зачем у людей чуть не с кровью вырывали эти деньги?!

Мало того, запуск новой накопительной пенсионной системы — того самого «гарантированного пенсионного продукта» — приведет к новой порции «зависших» денег. Потому что эти новые пенсионные накопления нужно инвестировать, а вкладывать их совершенно некуда.

Как получилось, что деньги предпенсионеров оказались ненужными?

— Правительство Медведева накопило в бюджете более 14 трлн. рублей, и продолжает копить дальше, — отмечает научный руководитель Института проблем глобализации, академик РАЕН, доктор экономических наук Михаил Делягин. — И надо понимать: если исходить из политики правительства, а не из его слов, главная его задача — не допустить развития Российской Федерации.

Так что у нашего правительства никаких проблем нет — оно повышает налоги, чтобы раздавить российскую экономику.

Обратите внимание, как был сделан налоговый маневр. Это же надо иметь исключительное умение и талант, чтобы одновременно повысить цены на бензин до нетерпимого для людей уровня, и при этом сделать убыточными все НПЗ страны, которые этот бензин производят.

Вы что же, хотите сказать, это было сделано потому, что кто-то чего-то не понимает? Нет. Люди копят деньги — если у них есть стратегическое мышление — на финансирование либеральной хунты после госпереворота. Или просто копят, ни о чем не задумываясь.

«СП»: — Правительство будет извлекать дополнительные деньги, проводя пенсионную реформу-2?

— Обязательно, только почему пенсионную реформу-2? Повышение пенсионного возраста — это пятая по счету реформа, а будет и шестая, и седьмая.

Понимаете, в 1990-е грабили советское наследство — материальную его часть. А в нулевые годы, когда материальную часть украли, грабят уже социальный капитал — не материальный.

В этом разница между эпохой Путина и эпохой Ельцина. Начиная, по крайней мере, с монетизации льгот, разрушают и разворовывают именно социальный капитал. И пока существуют какие-то пенсионеры, их с помощью очередной пенсионной реформы можно перерабатывать в личное богатство.

«СП»: — Приближение 2024 года, когда будет решаться проблема транзита верховной власти, притормозит эти процессы?

— Не думаю, что Путин захочет уйти — скорее, он изменит свое позиционирование. Но даже если предположить, что он уйдет — либеральный клан останется, и олигархи никуда не денутся. И потом, я не исключаю, что при нынешней политике Медведева и финансовых властей Путин просто не доживет как политик до 2024 года.

— Они, я считаю, увидели на примере Украины, что можно довести людей до восстания, и таким путем самим взять власть. По крайней мере, с пенсионной реформой вся политика либерального клана подчинена этой цели. Если, конечно, предположить, что они — не идиоты.

«СП»: — А они — не идиоты?

— Можно дискутировать по поводу отдельных персонажей, но Алексей Леонидович Кудрин — не идиот. Он бухгалтер, не экономист, но далеко не идиот.

«СП»: — Либералы хотят в итоге доразвалить страну?

— Нет. Просто в 1990-е им принадлежала вся полнота власти. А в нулевые, в силу того, что они довели Россию до катастрофы, дефолта и двух чеченских войн, им оставили только социально-экономический блок.

Поэтому они хотят вернуться в 1990-е, и прямо называют их «святыми». И Ельцин-центры они по всей стране строят именно поэтому.

«СП»: — И каковы шансы, что у них получится?

— Высокие шансы — у них пока все получается. Кто, скажите, мог себе представить, что после Крыма оценки деятельности Путина у очень многих поменяются с плюса на минус? Пенсионная реформа прекрасно решила эту задачу.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%


Федеральный бюджет в 2021 году резко увеличит дотации Пенсионному фонду России (ПФР) — почти на 1 трлн руб. по сравнению с законодательно утвержденным показателем текущего года. Доля федерального трансферта в доходах ПФР достигнет 42,6% — максимума с 2017 года.

РБК ознакомился с проектом основных характеристик бюджета ПФР на 2021–2023 годы, датированным 9 июня. Подлинность документа подтвердил федеральный чиновник. Проект подготовлен на базе экономического прогноза Минэкономразвития, составленного в конце мая. После этого министерство уточнило параметры прогноза, сообщал РБК, а правительство еще не утвердило финальную версию. Минфин должен самостоятельно скорректировать соответствующие параметры бюджетов, исходя из окончательного макропрогноза, следует из письма первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко главным распорядителям бюджетных средств от 8 июня.

Пятая часть бюджета пойдет в ПФР

Доходы Пенсионного фонда планируются в 2021 году на уровне 9,67 трлн руб., из них 4,12 трлн руб. обеспечит федеральный бюджет через трансферты. Федеральная поддержка увеличится на 992 млрд руб. по сравнению с ожидаемым объемом 2020 года (3,22 трлн руб.), или на 768 млрд руб. по сравнению с планом на 2021 год из действующего закона о бюджете ПФР (поправки утверждены в марте).

В 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР, как следует из проекта, составит 4,3 трлн руб. ежегодно, а его доля в общих доходах ПФР будет превышать 40%. До этого с 2017 года зависимость ПФР от дотаций федерального бюджета последовательно снижалась с 45 до 36%.

Получается, что в 2021 году почти 21% всех расходов федерального бюджета будет направлен в Пенсионный фонд. Минфин предлагает зафиксировать бюджетные расходы 2021 года на уровне 2020 года — 19,7 трлн руб. (это предложение было включено в общенациональный план восстановления экономики, представленный в начале июня). Для сравнения: в 2019 году в Пенсионный фонд было переведено 18% всех расходов федерального бюджета.


Антикризисные решения повлияли на ПФР

Актуальные поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не внесены, но ожидается, что прогноз поступлений фонда от страховых взносов в этом году сократится из-за негативного влияния эпидемиологического кризиса на зарплатный фонд, а планируемый трансферт из федерального бюджета увеличится по сравнению с мартовскими поправками.

На параметры бюджета ПФР повлияли решения правительства о государственной поддержке бизнеса, принятые на фоне пандемии коронавируса. В частности, бессрочное снижение общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса, в том числе ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты. В 2021 году ПФР недосчитается из-за этой меры примерно 387 млрд руб., которые будут компенсированы из федерального бюджета. Потери будут и в нынешнем году — Минэкономразвития оценивало их в 350 млрд руб.

В начале июня президент подписал закон, освободивший от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года предприятия малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях. Выпадающие доходы ПФР от этой меры будут отражены в текущем году (и, соответственно, тоже компенсированы из федерального бюджета), но оценки этих потерь пока нет.

Одновременно Владимир Путин объявил о бессрочном снижении ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для ИТ-компаний с 14 до 7,6%.

Существенное увеличение трансфертов внебюджетным фондам связано как со снижением тарифа страховых взносов для малого бизнеса, так и с общим снижением поступлений взносов в Пенсионный фонд из-за последствий распространения COVID-19, подтвердили в пресс-службе Минфина. «Увеличение трансферта на ОПС (обязательное пенсионное страхование. — РБК) связано с необходимостью компенсировать указанное снижение для безусловного исполнения всех социальных обязательств государства», — подчеркнули в министерстве.

В пресс-службе Пенсионного фонда отказались от комментариев.

Зарплатный фонд сжался

Вторая половина дополнительного трансферта из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2021 году (примерно 415 млрд руб.) связана с сокращением национального фонда оплаты труда из-за коронавируса. В 2020 году зарплатный фонд, от которого рассчитываются страховые взносы работодателей в ПФР, сократится на 1,3 трлн руб. по сравнению с предыдущим, январским прогнозом Минэкономразвития (до 24,8 трлн руб.). В 2021 году он снизится относительно январского прогноза на 934 млрд руб. (до 26,9 трлн руб.). Пенсионный фонд сборами с работодателей покрывает около 73% обязательств по выплате страховых пенсий старшему поколению, и разница покрывается из федерального бюджета.

В итоговом проекте бюджета ПФР суммы федерального трансферта могут немного уменьшиться, поскольку Минэкономразвития улучшило прогноз по экономике (в частности, вместо спада ВВП на 5% в 2020 году теперь ожидается 4,8%, а в 2021 году прогнозируется рост на 3,2% вместо 2,8% в предыдущей оценке).

Общая структура федерального трансферта бюджету ПФР такова (по данным за 2020 год): более 50% направляется на выплату страховых пенсий, около 18% — на государственное пенсионное обеспечение (пенсии бывшим госслужащим), около 13% — на предоставление материнского капитала, еще 13% — на единовременную денежную выплату (ЕДВ) отдельным категориям граждан.

Оценки потерь внебюджетных фондов

Эксперты Института социальной политики НИУ ВШЭ в базовом сценарии восстановления экономики (в течение 12 месяцев) ожидают, что при сокращении фонда оплаты труда на 20% потери всех трех внебюджетных фондов (ПФР, Фонда ОМС и Фонда соцстрахования) составят 932 млрд руб., а в случае снижения на 30% — 1,55 трлн руб., следует из обзора «Влияние пандемии COVID-19 на институты социального страхования» (.pdf). При наиболее пессимистичном исходе, который предполагает уменьшение ФОТ на 40%, выпадающие доходы социальных фондов достигнут 2,2 трлн руб. По предварительным оценкам экономистов, для компенсации потерь в страховых взносах может потребоваться увеличить трансферт из федерального бюджета во внебюджетные фонды до 60% от запланированного объема в 2020 году и до 28% в 2021 году. В базовом сценарии из-за сокращения фонда оплаты труда потребуется повышение трансферта еще на 1,38 трлн руб. в 2020 году и на 173 млрд руб. в 2021-м.

В стране рекордно большой профицит бюджета, и рекордно низкие темпы роста


Российский бюджет лопается от профицита — экономика не в силах деньги переварить. По данным Минфина, к концу августа чиновники «освоили» меньше 60% бюджета. Это самый низкий показатель с 2012 года, сообщает Bloomberg. По сути, зависли те самые деньги, которые принесла грабительская пенсионная реформа и повышение НДС.

В цифрах Минфина ситуация выглядит так. По итогам двух третей 2019 года федеральный бюджет РФ исполнен с профицитом в 3,7% ВВП, или 2,56 трлн. рублей. Такой показатель выше прошлогоднего: по окончании восьми месяцев 2018 года профицит был на уровне 3,1% ВВП, или 1,96 трлн.

Как отмечает Bloomberg, Россия традиционно тратит меньше в первом полугодии, и компенсирует отставание «взрывом» трат ближе к концу года. Но проблема в том, что дисбаланс-2019 заметно сильнее обычного.

Как бы получается, деньги, отобранные у предпенсионеров, правительству не особенно пригодились.

Bloomberg допускает, что замедление расходования бюджета может негативно сказаться на планах президента Владимира Путина ускорить рост экономики.

И возникает вопрос: зачем тогда затевалась пенсионная реформа? По оценкам вице-премьера Татьяны Голиковой, повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин принесет бюджету с 2019 по 2028 годы около 7,8 трлн. рублей. По заявлению первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, на повышение НДС с 18 до 20% бюджету будет зарабатывать дополнительно 600 млрд. рублей в год.

Зачем у людей чуть не с кровью вырывали эти деньги?!

Мало того, запуск новой накопительной пенсионной системы — того самого «гарантированного пенсионного продукта» — приведет к новой порции «зависших» денег. Потому что эти новые пенсионные накопления нужно инвестировать, а вкладывать их совершенно некуда.

Как получилось, что деньги предпенсионеров оказались ненужными?

— Правительство Медведева накопило в бюджете более 14 трлн. рублей, и продолжает копить дальше, — отмечает научный руководитель Института проблем глобализации, академик РАЕН, доктор экономических наук Михаил Делягин. — И надо понимать: если исходить из политики правительства, а не из его слов, главная его задача — не допустить развития Российской Федерации.

Так что у нашего правительства никаких проблем нет — оно повышает налоги, чтобы раздавить российскую экономику.

Обратите внимание, как был сделан налоговый маневр. Это же надо иметь исключительное умение и талант, чтобы одновременно повысить цены на бензин до нетерпимого для людей уровня, и при этом сделать убыточными все НПЗ страны, которые этот бензин производят.

Вы что же, хотите сказать, это было сделано потому, что кто-то чего-то не понимает? Нет. Люди копят деньги — если у них есть стратегическое мышление — на финансирование либеральной хунты после госпереворота. Или просто копят, ни о чем не задумываясь.

«СП»: — Правительство будет извлекать дополнительные деньги, проводя пенсионную реформу-2?

— Обязательно, только почему пенсионную реформу-2? Повышение пенсионного возраста — это пятая по счету реформа, а будет и шестая, и седьмая.

Понимаете, в 1990-е грабили советское наследство — материальную его часть. А в нулевые годы, когда материальную часть украли, грабят уже социальный капитал — не материальный.

В этом разница между эпохой Путина и эпохой Ельцина. Начиная, по крайней мере, с монетизации льгот, разрушают и разворовывают именно социальный капитал. И пока существуют какие-то пенсионеры, их с помощью очередной пенсионной реформы можно перерабатывать в личное богатство.

«СП»: — Приближение 2024 года, когда будет решаться проблема транзита верховной власти, притормозит эти процессы?

— Не думаю, что Путин захочет уйти — скорее, он изменит свое позиционирование. Но даже если предположить, что он уйдет — либеральный клан останется, и олигархи никуда не денутся. И потом, я не исключаю, что при нынешней политике Медведева и финансовых властей Путин просто не доживет как политик до 2024 года.

— Они, я считаю, увидели на примере Украины, что можно довести людей до восстания, и таким путем самим взять власть. По крайней мере, с пенсионной реформой вся политика либерального клана подчинена этой цели. Если, конечно, предположить, что они — не идиоты.

«СП»: — А они — не идиоты?

— Можно дискутировать по поводу отдельных персонажей, но Алексей Леонидович Кудрин — не идиот. Он бухгалтер, не экономист, но далеко не идиот.

«СП»: — Либералы хотят в итоге доразвалить страну?

— Нет. Просто в 1990-е им принадлежала вся полнота власти. А в нулевые, в силу того, что они довели Россию до катастрофы, дефолта и двух чеченских войн, им оставили только социально-экономический блок.

Поэтому они хотят вернуться в 1990-е, и прямо называют их «святыми». И Ельцин-центры они по всей стране строят именно поэтому.

«СП»: — И каковы шансы, что у них получится?

— Высокие шансы — у них пока все получается. Кто, скажите, мог себе представить, что после Крыма оценки деятельности Путина у очень многих поменяются с плюса на минус? Пенсионная реформа прекрасно решила эту задачу.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

В чем ошибается Сергей Миронов

Политик Сергей Миронов разгромил российскую пенсионную систему как "провалившуюся". По его мнению, надо платить пенсии из гюсбюджета, как при СССР, и в бюджет же направлять пенсионные отчисления россиян. В том, насколько такой план можно реализовать, мы разбирались вместе с профессором Финансового университета при правительстве РФ Александром Сафоновым.


Фото: Екатерина Шлычкова

По словам Миронова, парламентария, все попытки властей реформировать пенсионные механизмы, включая скандальную затею 2018 года с повышением пенсионного возраста и ставку на негосударственные фонды, потерпели крах. Александр Сафонов рассказал «МК», в чем именно он не согласен с Мироновым и почему.

- Есть ли некое здравое зерно в предложении осуществлять пенсионные выплаты россиянам напрямую из федерального бюджета?

- Так было в Советском Союзе, сегодня это утопия. Тогда существовало Министерство социального обеспечения, люди шли в Собес, где получали пенсии. В условиях советского принудительного, по сути, труда рабочий стаж легко рассчитывался. Заработные платы граждан отличались друг от друга не сильно, соответственно, и пенсии тоже.

Затем, в соответствие с законом, принятым в 1990 году, был создан Пенсионный фонд Российской Федерации. На плечи его сотрудников легли неизмеримо более сложные задачи, поскольку сама система пенсионного обеспечения обрела страховой (а не уравнительный) характер. Это означает, что, когда мы приступаем к трудовой деятельности, на нас открывают счет, на котором копятся и фиксируются отчисления от нашего заработка. И к моменту выхода на заслуженный отдых нам определяют размер пенсии – в зависимости от объема денег на счету. Так проводится дифференциация между теми, кто работал, и теми, кто нет.

— Получается, чтобы перейти на прямые выплаты, надо всем устанавливать одинаковую пенсию?

- Именно. Когда люди увидят, что размер их заработной платы никак не влияет на пенсию, они станут всячески избегать легализации трудовых отношений и массово уходить в неформальный сектор. В итоге государство лишится не только отчислений в Пенсионный фонд России (ПФР), но и поступлений в бюджет в виде НДФЛ.

Напомню также, что огромная масса пожилых россиян из-за своих предпенсионных низких заработков имеют сегодня пенсии ниже прожиточного минимума (ПМ), и государству приходится доплачивать им до уровня ПМ из федеральной казны. По сути, это и есть те прямые выплаты из бюджета, о которых говорит Миронов.

Кстати, предлагая сократить «раздутый штат» ПФР, он не учитывает еще один важнейший аспект: нам не обойтись без специалистов, способных урегулировать различные конфликтные ситуации, связанные, например, с неучтенным стажем. Компьютеру их точно не доверишь.

Скажем, человеку должны начислить пенсию за 25 лет стажа, а отчислений в ПФР у него набирается только за 15 лет, соответственно, в системе СНИЛС остающиеся 10 лет не зафиксированы. Но, согласно постановлению Конституционного суда, если работодатель не перечислял взносы за сотрудника, в этом виновато государство, а не гражданин, и весь стаж должен быть учтен. В таких нюансах надо уметь разбираться, нужны эксперты с соответствующей квалификацией.

- Есть ли какие-то пункты по которым вы с Мироновым согласны?

- Мы сходимся в том, что огромное количество мер, касающихся пенсионной системы, носят тактический характер и зачастую далеки от самой системы. Например, решение о снижении объема отчислений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) было направлено на стимулирование малого, среднего и высокотехнологичного бизнеса. Но, поскольку такие вещи ложатся в общую канву пенсионной тематики, у неискушенного обывателя возникает хаос в голове, непонимание того, с чем он может столкнуться в будущем.

Или взять ситуацию с абсолютно непрозрачным, мудреным механизмом начисления пенсионных баллов. Эту схему надо упростить и не трогать лет двадцать, чтобы люди в нее поверили. А все прочие проблемы, в частности, борьбы с бедностью, стимулирования бизнеса, власти должны решать совершенно иными методами – через пособия, субсидии. Но никак не через изменение ставок отчислений в Фонд оплаты труда. Это лишь сбивает всех с толку.

- Миронов скептически отозвался о роли НПФ, мол, зря государство сделало на них ставку. Что скажете?

- В начале 90-х, да и нулевых годов существовало стойкое убеждение, что скоро мы заживем богато, что все будут получать хорошую зарплату, и что система накопительных пенсий окажется очень кстати. Подобная экономическая перспектива не состоялась.

Но это не значит, что НПФ не должны жить. Кто-то из них успешен, кто-то – не слишком. Не надо забывать, что негосударственные пенсионные фонды не только осуществляют программу обязательных накопительных пенсий, они также участвуют в корпоративных программах крупных компаний. Разве плохо, если какие-то богатые организации заботятся о пенсионном обеспечении своих сотрудников, а НПФ имеют к этому прямое отношение? Разве плохо, если любой россиянин с помощью таких фондов может обеспечить себе независимую от государства пенсию? Если мы отвечаем на эти вопросы положительно, то давайте оставим негосударственные пенсионные фонды в покое.

- Лидер «Справедливой России» ссылается на исследование РАНХиГС, чьи эксперты подсчитали, что к 2050 году пенсия будет составлять 27% от зарплаты, тогда как в 2018-м было 34%. Вы согласны с такой арифметикой?

- Нет. Аналитики РАНХиГС исходят из ложного предположения, что в экономике вообще ничего не меняется, что производительность труда не будет развиваться.

Да, формально весь мир живет по пенсионной схеме Бисмарка, основанной в 1886 году. Но с тех пор произошли фатальные изменения: рабочий день перестал быть 14-часовым, на смену шестидневной рабочей недели пришла пятидневка, у людей появились отпуска в виде стандартных 28 дней, где-то больше.

Изменилась структура занятости. При этом демография постоянно падала. Тем не менее, система жила и работала, поскольку производительность труда растет постоянно. Немецкие исследователи доказали: чтобы обеспечивать статус-кво на рынке труда, достаточно годовых темпов экономического роста в стране в пределах 4-5%.

Авторы доклада РАНХиГС не учитывают одной вещи: грядет глобальная автоматизация. И еще. Откуда они взяли, что пенсионные обязательства будут формироваться только за счет отчислений в ПФР? У нас в этом процессе участвует еще как минимум федеральный бюджет.

- В ряде стран государственное пенсионное обеспечение отсутствует как таковое.

- Ну да, в Африке есть такое. Но во всех развитых странах параллельно существуют и страховые пенсии, и накопительные. Вот, в Чили попытались однажды отказаться от первого варианта, но ни к чему хорошему это не привело. В итоге они свернули накопительную систему и стали усиленно развивать государственную. В Великобритании, например, нет прямых отчислений в пенсионный фонд, там двухкомпонентный механизм. Первая часть – это государственные пенсии, которые платят всем в размере прожиточного минимума и которые формируются за счет налогов общего покрытия. Все остальное люди добирают через НПФ. Применить такую англосаксонскую схему мы не можем: из-за низких зарплат россияне не способны самостоятельно накопить ничего вразумительного.

Читайте также: