Федеральный закон 151 о статусе спасателей о досрочной пенсии

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ
"Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

С изменениями и дополнениями от:

5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2, 29 ноября, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 28 апреля 2008 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г., 2 октября 2012 г., 2 июля 2013 г., 18 июля 2017 г., 3 июля 2019 г., 13 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 14 июля 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон:

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

22 августа 1995 г.

Федеральный закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами МСУ, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ. Кроме того, Закон устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей.

Аварийно-спасательная служба определяется как совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Закреплены правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей в соответствии с принципами гуманизма, милосердия, единоначалия руководства, оправданного риска и постоянной готовности. Определены меры государственной поддержки аварийно-спасательных служб и спасателей.

Основными задачами аварийно-спасательных служб являются: поддержание органов управления, сил и средств в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Могут возлагаться и иные задачи.

Службы могут создаваться на постоянной штатной и нештатной основах, а также на общественных началах. Их комплектование осуществляется на добровольной основе. Все аварийно-спасательные службы подлежат обязательной регистрации. Рассмотрены вопросы аттестации служб, привлечения их к ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансирования создания и деятельности аварийно-спасательных служб, их перемещения, перепрофилирования, ликвидации и др.

Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. Определены права, обязанности и гарантии деятельности спасателей

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью от 30 до 40 суток (в зависимости от непрерывного стажа работы). За участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ.

Спасателям и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов (в зависимости от принадлежности службы).

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 августа 1995 г. N 169, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35 ст. 3503

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 16 января 2018 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2008 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ст.30 п.1 пп.16 Закона №400-ФЗ предусматривает назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, проработавшим не менее 15 лет (как мужчинам, так и женщинам) в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций. В зависимости от должности пенсия назначается либо независимо от возраста, либо по достижении возраста 40 лет. Кроме того необходимо наличие величины ИПК в размере не менее 30 на день обращения за пенсией. (С учетом переходных положений в 2015г.- не менее 6,6).

Следует иметь в виду, что в ССВР включаются периоды работы в подразделениях, подведомственных МЧС. Если аварийно-спасательное подразделение находится в ведении других органов, например, муниципальных, то работа в таких подразделениях в ССВР не включается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 утверждены два перечня:

- Перечень должностей и специальностей, работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию по старости при достижении возраста 40 лет. В него включены, например, командир поисково-спасательного отряда, начальник поисково-спасательной группы, спасатель и др.

- Перечень должностей и специальностей, работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию по старости независимо от возраста. Это такие специальности, как: спасатель 1, 2, 3 класса, спасатель международного класса и др.

Включенная в указанные перечни должность «спасатель» в соответствии с общероссийским классификатором профессий относится к категории специалистов. Должностные обязанности для спасателя утверждены постановлением Минтруда от 20.04.93 г. №84. Право на пенсию по ст.28 п.1 пп.7 имеют лица, которым должность «спасатель» установлена в соответствии с требованиями именно данного постановления Минтруда. Если статус «спасатель» конкретному лицу установлен без учета требований данного постановления, то такие лица права на досрочную трудовую пенсию по старости не имеют.

При подсчете ССВР следует применять правила, закрепленные в Постановлении Правительства № 516 от 11.07.02.

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Документом, подтверждающим участие в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, является книжка спасателя, которая предназначена для учета его участия в этих работах.

Для досрочного пенсионного обеспечения лицо должно работать спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России. К ним относятся: Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России; региональные поисково-спасательные отряды и их филиалы; поисково-спасательные службы в областях; государственное учреждение "Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения".

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.

Все вопросы, связанные с установлением должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России, устанавливаются этими службами и формированиями в соответствии Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 г. N 84. Статус спасателя граждане приобретают на основании решения аттестационных органов по результатам аттестации.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональная аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил, средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и непосредственно выполняющие работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При рассмотрении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России необходимо учитывать следующее.

Включенная в указанные перечни должность "спасатель" в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) относится к категории специалистов. Должностные обязанности для спасателя утверждены Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 г. N 84, в соответствии с которым функции спасателя предусмотрены в Единой тарифной сетке и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных МЧС России. В обязанности спасателя входят работы по выполнению поисково-спасательных и первоочередных спасательных работ и другие обязанности, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера на всей территории Российской Федерации, в том числе в экстремальных условиях природной среды (в горах, тайге, на Крайнем Севере и т.д.).

Специалист, которому установлена должность "спасатель", должен иметь профессиональное образование, специальную подготовку, владеть двумя - тремя специальностями, а спасатель международного класса должен владеть иностранным языком.

Должностные обязанности спасателя существенно отличаются от тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих горноспасательных частей (наборщиков проб, респираторщиков), газоспасательных подразделений (бойцов, газоспасателей) и других спасательных служб предприятий и организаций, которые в основном занимаются предупреждением аварий, несчастных случаев на предприятиях (организациях), контролем состояния безопасности на производстве и т.д.

Таким образом, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с перечнями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2001 г. N 702, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной им в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 г. N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством. Например, по Списку N 1 (подразд. 5 разд. I) трудовая пенсия по старости назначается досрочно респираторщикам, наборщикам проб, командирам взводов горноспасательных частей (станций), по Списку N 2 (подразд. 3 разд. XII) - инструкторам, бойцам 1 и 2 классов газоспасательной службы в нефтегазоперерабатывающей промышленности и т.д.

Работники аварийно-спасательных формирований могут приобретать статус спасателя, но это не является основанием для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с указанными перечнями, так как статус спасателя присваивается более широкому кругу лиц, чем право на досрочную страховую пенсию по старости.

Профессиональным спасателем может стать гражданин, который достиг возраста 18 лет. Он должен быть аттестован и подготовлен на проведение аварийно-спасательных работ.

Суть 151 ФЗ

Настоящий Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет организационную деятельность спасателей, а также устанавливает обязанности, права и ответственность спасателей.

Закон был принят Государственной Думой 14 июля 1995 года, а последние изменения были внесены 18 июля 2017 года. Они вступают в силу 16 января 2018 года.

Краткое содержание ФЗ 151:

  • Глава 1 — Содержит общие положения, в том числе основные термины, которые используются в настоящем Федеральном законе;
  • Глава 2 — Описывает задачи аварийно-спасательных служб;
  • Глава 3 — Раскрывает статус спасателей в обществе;
  • Глава 4 — Перечисляет заключительные положения.

Последние поправки

Дата последней редакции закона 18 июля 2017 года. Изменения были внесены в следующие статьи: 7, 10, 11.

Ст 7

В ст 7 был изменен пункт 2. В нем говорится о том, что организация, которая занимается аварийно-спасательной деятельностью, может дополнительно заниматься другими направлениями. Однако аварийно-спасательная деятельность должна быть четко регламентирована для решения сложных задач в области защиты граждан и территорий от чрезвычайных обстоятельств.

Ст 10

Пункт 2 статьи 10 был изменен. В нем говорится о том, что федеральный орган исполнительной власти самостоятельно регистрирует аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные образования. Подобный федеральный орган должен быть специально уполномочен на решение задач в сфере защиты населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций.

Ст 11

Статья 11 была дополнена пунктом 6. В нем говорится, что в зависимости от специфики проведения аварийно-спасательных работ, Правительство Российской Федерации осуществляет, порядок деятельности, задачи, функции, а также полномочия подобных организаций.

Также читайте об изменениях в ФЗ 181 подробнее здесь:

Ниже рассмотрены главные статьи, в которые не были внесены изменения:

Статья 6

В ст 6 описываются основные задачи аварийно-спасательных служб. Таковыми являются:

  • Постоянная готовность при необходимости отправиться в зоны чрезвычайной ситуации для проведения работ по ликвидации;
  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых территориях и объектах (при необходимости);
  • Участие в разработке планов, которые способны предупредить или ликвидировать чрезвычайные ситуации на конкретных территориях.

Статья 17

В ст 17 описывается ответственность аварийно-спасательных служб. Они несут материальную ответственность в случае неправильно осуществленных действий для проведения ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок возмещения ущерба и его размер определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23

Ст 23 о спасателях. Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании аттестационных органов после прохождения медицинского освидетельствования, а также выполнения нормативов по физической подготовке.

Если они получают статус спасателей, им выдается:

  • специальное удостоверение;
  • жетон с нанесенным именем и фамилией;
  • книжка спасателя.

Книжка спасателя требуется для его участия в работах в случае ликвидации опасных чрезвычайных ситуаций. Положение о документе утверждается федеральным органом исполнительной власти, а также уполномоченным для решения задач в области защиты территорий и населения от нестандартных ситуаций.

Статья 25

Ст 25 перечисляет права спасателей. Те, которые привлекаются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, могут приобрести билеты на любой транспорт вне очереди. При проведении соответствующих работ, спасатели имеют право на:

  • Достоверную информацию, которая требуется для выполнения конкретных обязанностей;
  • Свободный проход на производственные организации или жилые помещения для устранения чрезвычайных ситуаций;
  • Соблюдения требований всех лиц, находящихся в зоне риска, соблюдать меры безопасности;
  • Оснащение и экипировку в соответствии с методом проведения аварийно-спасательных действий.

Медицинский осмотр и реабилитация спасателей осуществляется за счет денежных средств спасательных служб и принадлежащих им организаций. Спасатели имеют право усовершенствовать свои теоретические знания в рабочее время. Также граждане РФ с таким статусом имеют право на питание при несении дежурства и оплату дополнительных расходов. К тому же спасатели имеют право на льготную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 30

В ст 30 описывается право спасателей на жилище. Они имеют право на жилище, которое предоставляется государством в первоочередном порядке. Условия предоставления жилища при несении службы определяется трудовым договором.

Федеральный закон № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» призван контролировать деятельность спасателей. Ознакомиться с действующим Федеральным законом и с внесенными изменениями можно по следующей ссылке.


Эта петиция собрала 2 710 подписантов


В соответствии с п.7 ст. 25 ФЗ от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" "спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации".

И до 2002 года ФЗ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" полностью обеспечивал наше право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда!

Но пришедший взамен вышеуказанного и действующий по сей день ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установил, что "трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России".

Тем самым, российское законодательство в 2002 году разделило по правам спасателей МЧС России и всех остальных спасателей и до сих пор непонятно, с чем это связано.

Мы считаем такое разделение не просто неправомерным, так как спасатели регионов аттестуются и работают по одним нормативным документам со спасателями МЧС России, у всех абсолютно одинаковые цели, функции и задачи. Данное положение дел нарушает еще и конституционную функцию государства по гарантии равноправия.

Кроме того, существует судебная практика, которая признает неправомерным установление для граждан, занимавшихся одной и той же профессиональной деятельностью, разный объем прав в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от принадлежности учреждения, в котором осуществлялась профессиональная деятельность к федеральному или региональному уровню.

Неоднократное обращение спасателей в различные инстанции привело к выработанному у государства единому ответу, в котором данное разделение обуславливается "большей загруженностью подразделений МЧС России, более опасными условиями труда". При этом не дается ответ, на основании каких статистических материалов был сделан такой вывод и рассматривались ли подобные материалы в принципе, так как в Российской Федерации бОльшая часть работы выпадает именно на спасателей муниципальных образований РФ ввиду отсутствия в территориальных органах МЧС России собственных сил и средств (кроме СВФ, ГИМС и отрядов ФПС). Тогда о каких "более опасных условиях" можно говорить? Государство не хочет вступать ни в какие переговоры и не собирается идти на компромисс, ставя опытного специалиста перед выбором - либо увольняться, либо стареть на опасной работе и беречь себя, чтобы не получить травму до пенсионного возраста.

Уважаемое Правительство! Уважаемые депутаты ГД ФС РФ! Уважаемый Министр труда и социальной защиты России!

В настоящее время в связи с вышеизложенным сложилась такая ситуация, что спасатель субъектовой (муниципальной) службы спасения может уйти на пенсию как и большинство граждан страны - по достижению пенсионного возраста в 60 лет. И если не дай Бог, этот спасатель получит профессиональную травму, он просто окажется выброшенным на улицу без пенсии, так как в службе спасения он как инвалид не нужен, а трудовую пенсию по старости получать не имеет права, так как не достиг 60 лет.

Эти люди своим ежедневным риском для жизни ЗАСЛУЖИЛИ такие же права, как и спасатели МЧС России. Но это право у них почему-то отняли.

Я убедительно прошу Вас самим разобраться в обидном противоречии двух федеральных законов, заложить в бюджет страны средства на будущее льготное пенсионное обеспечение спасателей регионов РФ или, в конце концов, хотя бы проработать вопрос об обязательных компенсационных выплатах региональным спасателям из бюджетов регионов.

Иначе спасать придется уже нас.


Вопросы досрочного пенсионного обеспечения спасателей, приуроченные ко Дню спасателя – 27 декабря 2016 года

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

19 декабря 2016 08:22

Вопрос задаёт гражданин, возраст которого 37 лет. В течение 17-ти лет работал в должностях «Спасатель» и «Начальник поисково-спасательной группы» областной поисково-спасательной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), однако собирается перейти на другую работу. При каких условиях он сохранит право на пенсионные льготы по достижении 40-летнего возраста?

Ответ. Сообщаем, что в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» право на пенсионные льготы установлено “лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста”.

При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 применяются перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 702.

Таким образом, при наличии 17-ти лет работы в должностях спасателя и начальника поисково-спасательной группы в соответствующем подразделении МЧС и при документальном подтверждении участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций гражданин приобретёт права на пенсионные льготы по достижении 40-летнего возраста независимо от того, продолжает ли работать заявитель в структурах МЧС (такое требование законодательство не содержит). Сведения об участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций содержатся, как правило, в «Книжке спасателя».


Вопрос. При каких условиях может быть предоставлено право на пенсионные льготы работнику профессионального аварийно-спасательного формирования независимо от возраста?

Ответ. Назначение досрочной пенсии по старости независимо от возраста установлено только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям между-народного класса, для которых основными условиями являются: участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях по Перечню должностей и специальностей работников, дающему право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 702.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 449 в настоящее постановление внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437
«Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2. Установить, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.


Председатель Правительства РФ

Москва
18 июня 2002 г.
N 437

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 449 в наименование настоящего Списка внесены изменения

Список
должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437)

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

Настоящий Список применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии c Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 3 июля 2002 г. N 119, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июня 2002 г. N 25 ст. 2460

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 449

Льготная пенсия работников МЧС


Ежедневно тысячи работников МЧС подвергают свои жизни опасности, для того чтобы другие граждане могли спокойно ходить на работу, воспитывать своих детей, любить своих близких. Для таких людей государство разработало ряд законов, в том числе и закон о пенсионном обеспечении – о льготной пенсии работников МЧС.


В данной статье расскажем о том, на какие виды пенсионных выплат могут претендовать работники МЧС, какой нужен стаж и условия. Рассмотрим, как произвести расчет своих выплат, а также какие документы необходимо собрать и куда предоставить.

Последние новости об обеспечении пенсией сотрудников МЧС

Основная задача законодателя — улучшить качество проживания граждан, вышедших на пенсию. К ним относятся и бывшие сотрудники МЧС , для которых рассматривается вопрос об индексации уровня пенсионного обеспечения.

Для расчета пенсии используется размер должностного оклада, который был у сотрудника на момент увольнения, а также понижающий коэффициент. Если ранее он был 69,45 процента, то в 2017 достиг 72,23 процента. Таковым он был на протяжении 2018 г. и до 1.10.2019 г. А начиная с этой даты изменился на 73,68%.

В 2019 г. общий прирост пенсии составил 6,3%. Индексация этого периода была 4,3% плюс 2% дополнительного индексирования.

Работники противопожарной службы субъектов РФ могут получить право на досрочное назначение пенсии по старости


Возможно, работники противопожарной службы субъектов РФ получат право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении возраста 50 лет при стаже работы не менее 25 лет. Такой законопроект 1 сегодня внесло в Госдуму Архангельское областное Собрание депутатов.

Автор инициативы подчеркнул, что в настоящее время данное право для указанных категорий граждан не установлено, поскольку в действующем законодательстве существует противоречие. С одной стороны, пенсии по старости устанавливаются работникам Государственной противопожарной службы по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в указанной службе не менее 25 лет (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; далее – закон о пожарной безопасности). При этом Государственной противопожарной службой (ГПС) считается как федеральная противопожарная служба, так и противопожарная служба субъектов РФ (ст. 5 закона о пожарной безопасности).

Но в соответствии с пенсионным законодательством, право на досрочное назначение пенсии по старости не предусмотрено для работников противопожарной службы субъектов РФ и установлено только для работников федеральной противопожарной службы. Причем это касается как норм, которые действовали до 1 января 2015 года, так и положений действующего законодательства (п. 18 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

При достижении какого возраста женщинам может быть досрочно назначена страховая пенсия по старости ? Узнайте из материала «Досрочное назначение пенсии» в «Домашней правовой энциклопедии « интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как указал разработчик законопроекта, такое положение вещей привело к тому, что работники противопожарной службы субъектов РФ, которые приобрели часть стажа в федеральной противопожарной службе, не могут претендовать на пенсию по старости досрочно. Территориальные органы ПФР, по данным регионального заксобрания, считают, что стаж работы в региональной противопожарной службе не может быть включен в общий стаж работы в ГПС, так как для этого отсутствуют правовые основания. В связи с этим указанные органы отказывают заявителям в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Суды считают существующие правила обоснованными. Так, КС РФ указал, что в отличие от работников региональной противопожарной службы работники федеральной противопожарной службы имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ввиду того, что на последних возложены обязанности, сопряженные с более высокой степенью загруженности.

Также Суд решил, что сложность и интенсивность труда указанных работников выше, так как они тушат пожары и проводят аварийно-спасательные работы на объектах федерального значения (Определение КС РФ от 5 февраля 2009 г. № 552-О-О «По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Вместе с тем, КС РФ обратил внимание на то, что субъекты РФ вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального обеспечения, и в том числе пенсионного.

Данную позицию Архангельское областное Собрание депутатов сочло спорной и обосновало это следующим. По его словам, работники федеральной и региональной противопожарных служб в равной степени рискуют своей жизнью и здоровьем в процессе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Подразделения указанных служб, как отметил автор, преследуют одни и те же цели и задачи и выполняют одни и те же трудовые функции. Характер и специфика их деятельности также одинаковы. Отличия между ними, по мнению инициатора, заключаются только в их ведомственной принадлежности.

Вместе с тем, ВС РФ также считает, что работники противопожарной службы субъектов РФ не имеют право на получение пенсии по старости досрочно. Его позиция сводится к тому, что действующее законодательство предусматривает такое право только для сотрудников федеральной противопожарной службы (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 16 мая 2014 г. № 67-КГ14-1).

ОПФР по Свердловской области: о досрочном пенсионном обеспечении работников аварийно-спасательных служб

Пенсионный возраст для сотрудников МЧС

Досрочная пенсия – одна из прерогатив МЧС. Они могут обращаться за досрочной пенсией на 10-15 лет раньше, т.е. в 45 летнем возрасте. Это право досрочное получение пособия распространяется на спасателей 1,2 и 3 категорий. Все остальные сотрудники МЧС идут на пенсию в 50 летнем возрасте.

Читайте также: