Федеральный закон о прожиточном для пенсионерам

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2019 г. N 975

Правила
определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления на очередной финансовый год социальной доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии).

2. Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии на очередной финансовый год (
) рассчитывается по формуле:


,


,
- величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации за I и II кварталы текущего года, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";


,
- величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации за I и II кварталы текущего года, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";


- величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на очередной финансовый год, соответствующая базовому варианту проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

3. В случае если величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, рассчитанная в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на текущий финансовый год, величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии на очередной финансовый год устанавливается в размере, установленном законом субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год.

4. Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 52 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", ежегодно, не позднее 25 августа текущего финансового года, направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, включающий информацию о величине прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на очередной финансовый год.

5. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в 3-дневный срок после поступления информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, доводит ее до уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство разработало единые правила, по которым субъекты Федерации будут устанавливать величину регионального прожиточного минимума пенсионера на очередной финансовый год. От нее будет зависеть размер социальной доплаты к пенсии. В формуле расчета учтена ситуация в конкретном регионе и прожиточный минимум пенсионера в стране в целом - в первых двух кварталах текущего года.

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2019 г. N 975 "Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии"

Настоящее постановление вступает в силу с 7 августа 2019 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О прожиточном минимуме в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 10 октября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 15 октября 1997 года

(В редакции федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ, от 03.12.2012 № 233-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 01.04.2019 № 49-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания; (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;

основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети;

среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи. (Абзац введен - Федеральный закон от 27.05.2000 № 75-ФЗ)

Статья 2. Назначение прожиточного минимума

1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

формирования федерального бюджета;

других установленных федеральным законом целей. (Абзац введен - Федеральный закон от 30.11.2011 № 363-ФЗ)

2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей. (Абзац введен - Федеральный закон от 30.11.2011 № 363-ФЗ)

Статья 3. Определение потребительской корзины, порядок ее установления

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

3. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

Одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в целом по Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

4. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

5. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 03.12.2012 № 233-ФЗ; от 29.07.2018 № 272-ФЗ)

Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

2. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ)

3. Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на основании потребительской корзины пенсионера и индекса потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 49-ФЗ)

4. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15 сентября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.. (Пункт введен - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 49-ФЗ)

Статья 5. (Утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом. (Пункт введен - Федеральный закон от 27.05.2000 № 75-ФЗ)

Статья 7. Публикация сведений о величине прожиточного минимума

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". (В редакции Федеральных законов от 28.12.2017 № 421-ФЗ; от 29.07.2018 № 272-ФЗ)

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.


Прожиточный минимум пенсионера на 2021 год для целей определения размера минимальной пенсии власти регионов должны утвердить до 15 сентября 2020 года.

К этому их обязывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона №134-ФЗ от 24.12.1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Таблицу с данными по всем регионам мы традиционно опубликуем в начале следующего года.

В этом материале рассмотрим вопрос назначения доплаты к пенсии на примере одного региона. ОПФР Курской области на днях опубликовало материал, в котором приведены два примера расчета доплаты, один из которых вызвал у нас недоумение.

ПМП, ФСД и РСД

Для начала немного теории. Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

До недавнего времени для неработающих пенсионеров ПМП представлял собой размер минимальной пенсии.

Однако в 2019 году ситуация поменялась, причем задним числом.

Изменение правил для ФСД и РСД в 2019

Многие пенсионеры жаловались, что январская индексация на 7,05 % почему-то обошла их стороной – и без того маленькая пенсия не выросла ни на копейку. Причина этого явления вполне вписывалась в рамки тогдашнего законодательства.

ПФР индексирует маленькую пенсию, но она все равно оказывается меньше ПМП. В этом случае ее доводят до размера ПМП. Наступает следующий год, пенсию вновь индексируют, а она снова не дотягивает до ПМП. Ее вновь доводят до размера ПМП. И если ПМП из года в год повышается незначительно, а то и вовсе не повышается, пенсионер никакой прибавки не получает.

Поднялась шумиха в СМИ. В дело вмешался Президент Владимир Путин.

В послании Федеральному собранию он заявил, что индексация пенсий должна осуществляться сверх уровня прожиточного минимума пенсионера.

Путин потребовал немедленно восстановить справедливость. Оперативно были приняты поправки в Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи».

В частности, статью 12.1 вышеназванного закона дополнили частью 8.2, которая гласит, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией в текущем году, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размер пенсии без учета индексации, произведенной в текущем году.

Также добавили часть 8.3, согласно которой при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины ПМП, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включается пенсия с учетом их индексации, произведенной в предыдущем году.

То есть сначала старый (прошлогодний) размер пенсии сравнивают с прожиточным минимумом, определяют разницу (социальную доплату), а потом уже индексируют пенсию. В итоге пенсионер получает проиндексированную пенсию и социальную доплату.

В 2018 году (на начало 2019 года) пенсия была 7 000, а ПМП в регионе — 8 600. Поэтому в 2019 году сначала надо высчитать ФСД. Она составит 1 600 (8 600 — 7 000).

Затем пенсию индексируют до 7 493,50 (7 000 * 1,0705).

Потом проиндексированную пенсию суммируют с ФСД и получается 9 093,50 (7 493,50 + 1 600). Это на 493,50 (то есть на размер индексации) больше, чем по старому способу. Все, как говорил Владимир Путин.

ФСД и РСД в 2020 году

Наступает 2020 год. Пенсионеры с маленькой пенсией снова возмущены – после индексации на 6,6 % прибавка составила 1 рубль.

Снова поднимается шумиха в СМИ. Пишут про пенсионерку, которая свою рублевую прибавку отправила в Кремль, заплатив за отправку письма 81 рубль.

Между тем такая маленькая прибавка объясняется незначительным ростом ПМП.

В 2019 году (на начало 2020 года) пенсия была 7 493,50.

ПФР высчитывает ФСД, вычитая пенсию из ПМП.

ПМП в 2020 году в регионе точно такой же, как и в 2019, и как и в 2018 — 8 600.

ФСД = 8 600 — 7 493,50 = 1 106,50 руб.

Проиндексированная пенсия = 7 988,07 (7 493,50 * 1,066).

Итого пенсия в 2020 году 7 988,07 + 1 106,50 = 9 094,57 руб.

А в 2019 году пенсия была 9 093,50 руб.

То есть пенсионер получил прибавку в размере 1 руб. 07 коп.

Справедливости ради отметим, что если бы в 2019 году методика расчета ФСД не поменялась, то маленькая пенсия пенсионеров в 2020 году была бы еще меньше – 8 600 руб., а 9 094,57.

Подробно про алгоритм расчета доплаты в 2020 году мы писали ранее.

ФСД в 2021 году

Не за горами 2021 год. ОПФР по Курской области объявило размер ПМП на 2021 год – он составит 8 678 руб.

Уточним, в 2018, 2019 и 2020 году ПМП в регионе составлял 8 600 руб. То есть теперь спустя 3 года он вырос на 78 рублей. На столько подорожала жизнь для пенсионеров в Курской области.

Размер индексации тоже известен: в 2021 году он составит 6,3 %. Значит без труда можно посчитать размер пенсии с учетом доплаты бедным пенсионерам в 2021 году.

На сайте ПФР приводится два примера такого расчета.


Пример №1 вопросов не вызывает. Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 - 7 411 = 1 189

Индексация в 2020 году

7 411 * 106,6% = 7 900

Пенсия в 2020 году (всего)

7 900 + 1 189 = 9 089

ФСД в 2021 году

(8 678 – 7 900) = 778

Индексация в 2021 году

7 900 * 106,3 % = 8 397,70

Пенсия в 2021 году (всего)

8 397,70 + 778 = 9 175,70

Из таблицы видно, что в 2021 году пенсионер №1 получит пенсию на 86,70 руб. больше, чем в 2020 году.

Пример №2 вызывает вопросы.


По мнению ПФР, пенсионер №2 в 2021 году утратит право на доплату к пенсии, так как его проиндексированная пенсия превышает ПМП. Однако, как было сказано выше, по закону №178-ФЗ сравнивать ПМП нужно не с новой, проиндексированной пенсией, а со старой, прошлогодней. Она у этого пенсионера до ПМП не дотягивает, а значит доплата человеку положена и ПФР ошибочно полагает, что такое право утрачено.

Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Сумма по расчетам ПФР

Сумма по нашим расчетам

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 – 7 786 = 814

8 600 – 7 786 = 814

Индексация в 2020 году

7 786 * 106,6% = 8 300

7 786 * 106,6% = 8 300

Пенсия в 2020 году (всего)

8 300 + 814 = 9 114

8 300 + 814 = 9 114

ФСД в 2021 году

8 678 – 8 300 = 378

Индексация в 2021 году

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

Пенсия в 2021 году (всего)

8 822,90 + 0 = 8 822,90

8 822,90 + 378 = 9 200,90

Как следует из таблицы, по нашим расчетам пенсионер №2 в 2021 году получит пенсию на 86,90 руб. больше, чем в 2020 году.

Если же опираться на расчеты из примера, которые приводит ПФР, то данный гражданин в 2021 году получит на 291,10 руб. меньше, чем в 2020 году.

Вот тебе и индексация пенсии. Что это за повышение такое, после которого размер пенсии уменьшается?

Между тем часть 8 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ гласит, что при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины ПМП в регионе общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.

Напомним, ранее Счетная палата вывила ряд ошибок, которые ПФР допускал при расчете и индексации пенсий.

Говорить, что прожиточный минимум для пенсионера — это настоящая боль, не приходиться, поскольку суммы по-настоящему можно назвать минимумами. На эти деньги не то что полноценно покушать нельзя, в целом вести хозяйство и закупаться таблетками невозможно. Я посчитал, что если я буду оплачивать отопление этой зимой, куплю все таблетки, которые мне необходимы по состоянию здоровья, а также заплачу за интернет и домофон, то на руках у меня останется в районе 4000 руб.

Я пригорюнился, поскольку сумма настолько маленькая что придется жить как говорится, на хлебе и каше. Конечно дети мне помогают, но я же не иждивенец какой-то, да и работал всю жизнь не затем, чтобы мне кто-то помогал, хотелось бы получить от государства всё что мне полагается. А по факту даже до нормального обеспечения продуктами не дотягиваю.

Тут ещё на злобу дня попалась статья на сайте ПФР о приказе Министерства труда и соцзащиты об установлении величины прожиточного минимума на 2021 год. Прочитал, расстроился и решил пересказать вам свою боль, авось и у вас такие же проблемы, так хоть будет не с кем поделиться. Я не согласен с суммами.

Увеличение каждый год, но мало

Прожиточный минимум увеличивают каждый год, но это настолько смешные суммы, что говорить о каких-то роскошных покупках на эти деньги не приходится. Сейчас речь идет как раз о прожиточном минимуме пенсионера, а не обычного гражданина России. Естественно, что у пенсионеров прожиточный минимум меньше. Хотя мне совершенно непонятно по какой причине, ведь пенсионер тоже человек и хочет кушать, да и зачастую ему лекарств нужно намного больше, чем молодому гражданину. Как бы там ни было, сейчас минимальная необходимая сумма по мнению чиновников для жизни пенсионера — 11,5 тыс руб и это еще подняли. В начале года она была 10 837 тыс руб. То есть сумма подросла за квартал на 700 руб почти, неплохо, но прожить на эти деньги тоже тяжело. Радует конечно указ, что пенсионерам, чья пенсия ниже прожиточного минимума будут доплачивать её до него.

А теперь давайте перейдем к самому интересному вопросу. Как же будут считать прожиточный минимум по-новому. Сейчас прожиточный минимум пенсионера формируется на основании потребительской корзины, куда входят 11 групп продуктов и некоторые важные непродовольственные товары, а также услуги. И сумма меняется каждый квартал, но несущественно.

Самое обидное, что здесь существует две нерешаемые проблемы: откуда люди знают в каком регионе будет точная цена на хлеб через день, когда корзину рассчитывают поквартально. Это нелогично, ведь цены берутся примерные, а не точные. Вторая — инфляция пересчитывается медленнее, чем возрастают суммы на разные необходимые человеку товары, коммунальные услуги и даже бытовую технику.

Сейчас же минтруда предлагает рассчитывать величину потребительской корзины несколько иначе, в процентах исходя из медианного дохода каждого человека в стране. А это значит, что величина будет делится пополам: одна группа людей получает меньше этой суммы, а вторая больше и соответственно тем у кого меньше, а именно 44% от этой величины и будут называть прожиточный минимумом.

Теперь перейдем к более детальному рассмотрению прожиточного минимума. Если говорить про прожиточный минимум для каждой отдельной категории граждан, то его будут определять по среднедушевому прожиточному минимуму. Для каждой категории будет свой: для трудоспособных 109%, 97% для детей, а для пенсионеров 86%. Соответственно каждый пенсионер может рассчитывать на минимальный прожиточный минимум равны 10000 руб. Но существует и так называемый региональный прожиточный минимум, который в 2021 году тоже изменится, поскольку в каждом регионе свои сумы на отдельные виды продуктов и услуг.

Если смотреть по регионам, то некоторые из них уже установили для себя прожиточный минимум пенсионера: для ЯНАО это 13,5 тыс руб, Томская область 9905 тыс руб, в Подмосковье чуть больше 10, на Ставрополье и в Кировской области 8297, в Татарстане 8 300. Ростовская область — 8965. Т. е по факту не меняется много, а шуму раздули. Я не согласен с суммами, поскольку пенсионерам этого не хватит, но мои рассуждения сугубо личные, поэтому вы с ними можете не согласиться.

Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера

Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

срочной пенсионной выплаты;

дополнительного материального (социального) обеспечения;

ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Новый порядок предоставления социальной доплаты к пенсии

О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 1997 года

15 октября 1997 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания;

прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;

основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети;

среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Статья 2. Назначение прожиточного минимума

1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета;

других установленных федеральным законом целей.

2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей.

Статья 3. Определение потребительской корзины, порядок ее установления

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 03.12.2012 N 233-ФЗ.

3. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

Одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в целом по Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по Российской Федерации.

4. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

5. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

3. Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на основании потребительской корзины пенсионера и индекса потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

4. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15 сентября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

Статья 5. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации

1. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

2. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Статья 7. Публикация сведений о величине прожиточного минимума

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.


Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

2019-й близится к завершению, а значит, не за горами очередная индексация и прочие «плюшки» к пенсии от правительства. И это не единственная форма материального обеспечения пенсионеров – все льготы и компенсации для старшего поколения на пальцах не пересчитать.

Но “губу раскатывать” не приходится, сам по себе гордый статус пенсионера билетом в безбедную жизнь не является. Право на дополнительные социальные выплаты, как правило, привязано к материальному или социальному положению престарелого гражданина. А наделавший много шуму ФЗ № 442 и вообще каких-либо денежных выплат не предусматривает. Правовед.RU рассмотрел, какие компенсации положены пенсионерам сегодня на федеральном уровне и делится информаций с читателями.

Социальная разгрузка: что дает пенсионерам ФЗ№ 442?

Сразу разъясним: Закон № 442-ФЗ «О социальном обслуживании» не дает пенсионерам права на денежные компенсации. Он о другом – по нему нуждающиеся пенсионеры могут получить социальные услуги в натуральной и иных формах. Это, согласно ст. 20 ФЗ № 442, может быть:

  • бытовая помощь – поддержание жизнедеятельности в быту;
  • медицинская помощь – организация досмотра, ухода, оздоровительных мероприятий;
  • психологическая и педагогическая помощь;
  • содействие трудоустройству, бесплатная юридическая помощь;
  • срочная помощь – питание, продуктовая помощь, одежда, обувь, иные предметы первой необходимости, содействие в получении временного жилья и так далее.

Конкретные формы социального содействия определяются индивидуальной программой, которая специально разрабатывается для каждого получателя помощи организацией социального обслуживания (Центры социального обслуживания, пансионаты, дома престарелых, приюты).

Право на социальные услуги имеют далеко не все пенсионеры. По смыслу ст. 15 ФЗ № 442, основанием для их получения может стать утрата в силу возраста или состояния здоровья «способности к самостоятельному передвижению, самообслуживанию или обеспечению жизненных потребностей». Это “лежачие”, тяжело больные, и страдающие старческими расстройствами граждане.

Второй ключевой момент: ст. 31 ФЗ № 442 «О социальном обслуживании» гарантирует бесплатные соцуслуги лишь тем пенсионерам, чей доход равен либо ниже минимального среднедушевого дохода, установленного в субъекте для этих целей. А это не менее чем 150% от регионального прожиточного минимума для пенсионеров. Проще говоря, если пенсия меньше полутора прожиточных минимумов – соцуслуги бесплатны.

Остальным же придется оплачивать их за свой счет (либо счет других источников финансирования, например, благотворительных взносов и пожертвований). Размер платы зависит от формы предоставления помощи и рассчитывается на основе тарифов на такие услуги в регионе. Компенсирование этих расходов, даже если они полностью оплачены за счет пенсионеров, на федеральном уровне не предусмотрено.

ЕДВ: кому и за что положены ежемесячные выплаты

Впрочем, Закон № 442-ФЗ – не единственный нормативный акт, гарантирующий пенсионерам помощь. Вместе с социальным обслуживанием отдельные категории пенсионеров могут получить набор социальных услуг (НСУ). Согласно ст. 6.2 № 178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», такой набор включает:

  • лекарственное обеспечение медицинскими препаратами, изделиями по рецепту врача;
  • путевки для санаторно-курортного лечения и профилактики хронических заболеваний;
  • бесплатный проезд на пригородных электричках и поездах, а к месту лечения и обратно – и на междугородном транспорте.

НСУ полагается пенсионерам, которые относятся к одной из льготных категорий, в том числе:

  • инвалиды, дети-инвалиды, инвалиды войны;
  • участники ВОВ;
  • ветераны боевых действий;
  • пенсионеры-«блокадники»;
  • члены семей погибших инвалидов войны, ветеранов, участников ВОВ и другие.

Стоимость всех 3 видов услуг, включенных в НСУ, с 1 февраля 2019 года составляет 1121,43 руб. в месяц, где 863,75 руб. – медицинские препараты, 133,62 руб. – санаторно-курортное лечение, 124,05 руб. – оплата проезда в пригородном и междугороднем транспорте.

Оплата НСУ осуществляется за счет ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), право на которую гарантировано каждой из указанных категорий пенсионеров-льготников. Положенная по закону сумма ЕДВ (для каждой категории конкретная сумма отличается – размер ЕДВ на 2019 год здесь) уменьшается на стоимость выбранных получателем социальных услуг. Например, если полная сумма ежемесячной выплаты для участников ВОВ составляет 4052,40 руб., то с вычетом стоимости НСУ она составит 2930,98 руб. в месяц.

Пенсионеры могут частично или полностью отказаться от НСУ. В таком случае ЕДВ выплачивается им в полном размере либо с вычетом стоимости только выбранных услуг. Например, если участник ВОВ выберет только лекарственное обеспечение за 863,75 руб., сумма его ежемесячной выплаты составит 3188,65 руб. = 4052,40 руб. – 863,75 руб. Выбор формы предоставления НСУ (денежная или натуральная) должен быть сделан до 1 октября текущего года. В выбранном виде такие услуги предоставляются с 1 января следующего года. Подать заявление можно на сайте ПФР.

Кроме ЕДВ, указанные категории льготников получают в ПФР дополнительное ежемесячное денежное обеспечение. Его размер, согласно Указу Президента № 363 от 30.03.2005, составляет:

  • 1000 руб. для инвалидов и участников ВОВ, инвалидов вследствие военной травмы и несовершеннолетних узников концлагерей;
  • 500 руб. для военных, проходивших службу в период ВОВ в частях, не вошедших состав действующей армии, вдов погибших в период войны военных, блокадников и совершеннолетних узников концлагерей.

Низкая пенсия? Получите доплату!

К счастью, государство заботится не только о льготниках, но и о малообеспеченным пенсионерах. Статья 12.1 ФЗ № 178 обещает, что их материальное обеспечение, если они не трудоустроены, в любом случае не может быть ниже, чем региональный прожиточный минимум пенсионера (РПМП). При расчете суммы материального обеспечения учитывается размер пенсии, срочной пенсионной выплаты, суммы ЕДВ и иных денежных форм социальной поддержки. Если их совокупная сумма менее РПМП – государство обязуется возместить разницу за счет социальной компенсации пенсионерам.

Например, в Москве РПМП составляет 12115 руб. Если общий размер социальных выплат неработающему пенсионеру ниже этой суммы, ему положена социальная доплата к пенсии. Расчет этой суммы и ее выплата осуществляются территориальными подразделениями ПФР по адресу проживания заявителей.

Компенсация по уходу за пенсионером

Пенсионерам, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут самостоятельно за собой ухаживать, как правило, кто-то оказывает помощь. Если такой помощник – неработающий трудоспособный гражданин, согласно Указу Президента № 1455 от 26.12.2006, ему также положена компенсация. Ее размер всего 1200 руб., и она назначаются лишь при условии, что такой помощник ухаживает за:

  • пенсионером-инвалидом 1 группы;
  • пенсионером, который по состоянию здоровья и заключению врачей нуждается в стороннем уходе;
  • пенсионером, достигшим 80 лет.

Компенсация перечисляется пенсионеру вместе с его пенсией, а он уже передает ее своему помощнику.

Коммунальные и иные компенсации

Коммунальные компенсации для пенсионеров условно можно разделить на 2 вида – субсидию по ЖКХ и компенсацию на капремонт.

Если кратко, субсидия – это форма компенсации расходов на коммуналку, выплачиваемая при условии, что сумма коммунальных платежей пенсионера превышает 22% его доходов. Согласно ст. 159 ЖК, она назначается при условии, что субсидиант не имеет долгов по коммуналке и рассчитывается исходя из реальных расходов пенсионера, региональных стандартов стоимости коммуналки и стандартов нормативной площади жилья. Компенсация назначается на полгода с возможностью ее продления неограниченное количество раз.

Компенсация на капремонт – иная форма помощи. Она, согласно ст. 169 ЖК, не привязана к размеру расходов, устанавливается региональным законодательством и зависит исключительно от возраста льготника. На нее могут рассчитывать одинокие пенсионеры и пенсионные семейные пары старше 70 лет. Компенсация выплачивается в размере:

  • 50% капремонтного взноса, если возраст пенсионера (ов) превышает 70 лет;
  • 100% взноса, если возраст пенсионера (ов) – 80 лет и старше.

Региональные и местные законодательные органы также не стоят в стороне, но их помощь пенсионерам обычно не столь существенна. Как правило, она ограничивается бесплатным проездом в общественном транспорте, приоритетом при установке домашнего телефона и продуктовыми наборами к праздникам. Но разве этого не достаточно в стране, где пенсионеры выведены из группы бедных раз и навсегда?!

Читайте также: