Федеральный закон о социальной защите пенсионеров в рф от 10 01

Краткое содержание:

Государственная социальная помощь предоставляется, в частности малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим пенсионерам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Если региональный прожиточный минимум не определен, используется величина прожиточного минимума в целом по РФ;


пенсионерам, которые относятся к иным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством РФ имеют право на получение государственной социальной помощи.

Виды государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь предоставляется пенсионерам в виде социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Закона N 178-ФЗ).

Пенсионеры имеют право на получение определенного набора социальных услуг, если относятся к льготным категориям граждан, в частности инвалидам (ст. ст. 6.1, 6.7 Закона N 178-ФЗ).

Набор социальных услуг включает (ч. 1 ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ):

— обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по соответствующим рецептам;
— предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний в определенные санаторно-курортные организации;
— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Обратиться за предоставлением набора соцуслуг можно с даты установления пенсионеру ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). То есть для получения соцуслуг сначала необходимо подать в территориальный орган ПФР (ТО ПФР) заявление о назначении ЕДВ, а затем — заявление о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.7 Закона N 178-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 862; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35 н; п. п. 1.3, 1.4 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328; п. 31 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 353 н).

Отметим, что сумма ЕДВ уменьшается на стоимость набора соцуслуг. Однако у вас есть право отказаться от получения набора соцуслуг полностью или частично. Ежегодно вы можете выбрать удобный для вас вариант на следующий календарный год, подав до 1 октября текущего года в ТО ПФР заявление об отказе от получения социальных услуг или заявление о возобновлении их предоставления (ч. 3, 4 ст. 6.3, ч. 2 ст. 6.5 Закона N 178-ФЗ; п. 3 Правил N 862; п. п. 1.4, 1.5 Порядка N 328; п. 57 Административного регламента).

Порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим пенсионерам в виде денежных выплат и натуральной помощи устанавливается нормативными актами субъектов РФ.

В регионах могут быть установлены дополнительные меры социальной поддержки иных категорий пенсионеров. Так, например, всем московским пенсионерам предоставляется право на бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) (ч. 1 ст. 5 Закона N 178-ФЗ; п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70).

Порядок получения государственной социальной помощи

Для получения государственной социальной помощи пенсионеру рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.

Ознакомьтесь с перечнем гарантированных государством социальных услуг

Уточните перечень гарантированных государством социальных услуг и иных видов помощи, предоставляемых ТО ПФР и органом социальной защиты населения, чтобы определиться, на какие из них вы можете претендовать в своем регионе.

Направьте заявление о предоставлении государственной социальной помощи

Заявление представляется непосредственно в орган социальной защиты населения или ТО ПФР (в отношении набора соцуслуг, федеральной социальной доплаты к пенсии) по вашему месту жительства или месту пребывания либо через МФЦ. Заявления об установлении федеральной доплаты к пенсии, о предоставлении набора соцуслуг можно направить также в электронной форме через Единый портал госуслуг или через личный кабинет на официальном сайте ПФР (ч. 3 ст. 6.3, ч. 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; п. п. 9, 13 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 07.04.2017 N 339 н; п. 13 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП; п. 1.7 Порядка N 328; п. п. 42, 56 Административного регламента).

Помимо указанного заявления могут потребоваться дополнительные документы, подтверждающие наличие оснований для получения соответствующего вида государственной социальной помощи.

Дождитесь решения о предоставлении государственной социальной помощи или отказе в ее предоставлении

Орган социальной защиты населения либо территориальный орган ПФР принимают решение о предоставлении ему государственной социальной помощи или отказе в ее предоставлении в сроки, установленные порядком предоставления соответствующего вида государственной социальной помощи.

Так, решение в отношении набора соцуслуг ТО ПФР должен принять не позднее пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего заявления пенсионера (п. 61 Административного регламента).

Сохраните себе, однажды пригодится. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» публикует список федеральных нормативных и правовых актов, на основании которых назначаются пособия, компенсации, льготы и оказываются другие меры социальной поддержки в стране.

Законы, указы и постановления, регулирующие порядок оказания социальной помощи всех льготных категорий граждан, в одном списке. Перечень данных нормативных документов составлен Министерством труда и социальной защиты РФ.

Пособия, компенсации, льготы и другие меры социальной поддержки и социальной помощи

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.01.1993 г. № 4302-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09. 2007 г. № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2005 г. № 708 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 г. № 89 «О порядке обеспечения проездными документами сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. № 1051 «О порядке предоставления пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона».

10. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 775 «Об учреждении ордена «Родительская слава».

11. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

12. Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».

13. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

14. Указ Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

15. Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2005 г. № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

16. Указ Президента Российской Федерации от 01.08.2005 № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы».

17. Указ Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

18. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 года № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и Полных кавалеров ордена Славы – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

19. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

20. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

21. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

22. Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

23. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

24. Закон Российской Федерации от 18.10.1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий».

25. Федеральный закон от 07.11.2011 г. № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

26. Федеральный закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

27. Федеральный закон от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».

28. Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

29. Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

30. Федеральный закон от 04.06.2011 г. № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)».

31. Федеральный закон от 09.01.1997 г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».

32. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

33. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

34. Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

35. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

36. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

37. Закон Российской Федерации от 15.01.1993 г. №4301-1«О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

Вы также можете ознакомиться с перечнем 39 правовых актов , регулирующих пенсионное обеспечение ветеранов .

Чтобы сохранить публикацию на свой компьютер, нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши – Ctrl и D . Ссылка автоматически сохранится в разделе «Избранное/Закладки» вашего браузера и всегда будет у вас под рукой.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года (В редакции федеральных законов от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ; от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ; от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ; от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ; от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ; от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ; от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ; от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ; от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ; от 19.07.2011 г. N 248-ФЗ; от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ; от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ; от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ; от 30.12.2015 г. N 431-ФЗ) Статья 1. (Утратила силу - Федеральный закон от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ) Статья 2. Статью 19 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1999, N 29, ст. 3696) исключить. Статья 3. Внести в Закон РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-I "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1005; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096) следующие изменения: в пункте 1 статьи 1 слова "лицензии, в том числе на товарные знаки," исключить; пункт 2 статьи 6 изложить в следующей редакции: "2. Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензии или сертификаты на осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.". Статья 4. Внести в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093) следующие изменения: в статье 6: часть пятую исключить; части шестую и седьмую считать соответственно частями пятой и шестой; (Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ) (Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ) (Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ) (Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ) статью 10 исключить; в статье 11: часть вторую изложить в следующей редакции: "Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации."; часть четвертую исключить; часть пятую считать частью четвертой и в ней слова "оказывающим услуги, перечисленные в части четвертой настоящей статьи," исключить; части шестую и седьмую исключить; часть восьмую считать частью пятой; в статье 12: в части первой слова "наряду с документами, перечисленными в части пятой статьи 11 настоящего Закона," исключить; часть четвертую изложить в следующей редакции: "Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона."; (Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ) (Абзац утратил силу - Федеральный закон от 22.12.2008 г. N 272-ФЗ) в статье 16: в части первой слова ", и в пределах предоставленных лицензией прав" исключить; в части четвертой слова "лишение лицензии, а также иную" исключить. Статья 5. Внести в статью 18 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913) следующие изменения: часть первую изложить в следующей редакции: "(1) Психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации."; в части второй слова "или лицензиях" исключить. Статья 6. (Утратила силу - Федеральный закон от 30.06.2003 г. N 86-ФЗ) Статья 7. (Утратила силу - Федеральный закон от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ) Статья 8. Внести в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4973-I "О зерне" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 22, ст. 799) следующие изменения: в части второй статьи 9 слова "с выдачей им государственных лицензий" исключить; в статье 11 слова "с выдачей им лицензий" исключить; статьи 17 и 18 исключить. Статья 9.(Утратила силу - Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ) Статья 10.(Утратила силу - Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ) Статья 11. (Утратила силу - Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ) Статья 12. Внести в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-I "О космической деятельности" (Российская газета, 1993, 6 октября, N 186; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст. 5609) следующие изменения: абзац двенадцатый части второй статьи 6 исключить; статью 9 изложить в следующей редакции: "Статья 9. Лицензирование космической деятельности Космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации."; абзац третий пункта 1 статьи 11 исключить. Статья 13. В пункте 1 статьи 358 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) слова ", имеющими на это лицензию" исключить. Статья 14. Внести в статью 5 Федерального закона от 2 декабря 1994 года N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3303) следующие изменения: пункт 3 исключить; пункт 4 считать пунктом 3. Статья 15. Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 30, ст. 3033) следующие изменения: в абзаце тринадцатом части третьей статьи 3 слова "(работ, услуг)" исключить; в абзаце тринадцатом статьи 16 слова "лицензирования и" исключить; (Абзац четвертый утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) статью 32 исключить. Статья 16. (Утратила силу - Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ) Статья 17. (Утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ) Статья 18. Внести в Федеральный закон от 3 августа 1995 года N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3199) следующие изменения: абзац седьмой статьи 13 исключить; абзац седьмой части второй статьи 16 исключить; (Абзацы четвертый - шестой утратили силу - Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 258-ФЗ) Статья 19. Внести в статью 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8) следующие изменение и дополнение: в части седьмой слова "Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз" заменить словом "Ввоз"; дополнить частью девятой следующего содержания: "Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.". Статья 20. Внести в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4473; 2002, N 1, ст. 2) следующие изменения и дополнения: в статье 3: в пункте 1 слова "архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность (далее - лицензия)" исключить; второе предложение абзаца второго пункта 4 исключить; абзац третий пункта 6 исключить; главу I дополнить статьями 3-1 и 3-2 следующего содержания: "Статья 3-1. Архитектурная деятельность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только с архитектором - российскими гражданином или юридическим лицом. Статья 3-2. Архитектурная деятельность российских граждан и юридических лиц на территориях иностранных государств Российские граждане и юридические лица могут осуществлять архитектурную деятельность на территориях иностранных государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации."; главу II исключить; в статье 12: в наименовании слова ", имеющих лицензии" исключить; в абзаце первом слова ", имеющие лицензии," исключить; в статье 13: в наименовании слова ", имеющих лицензии" исключить; в пункте 1 слова ", имеющие лицензии," исключить; в пунктах 2 и 3 слова ", имеющий лицензию," исключить; в статье 22: в пункте 2 слова ", организует деятельность лицензионных архитектурных органов" исключить; в пункте 4 слова "из числа архитекторов, имеющих лицензии," исключить; в пункте 5 слова "при отсутствии архитекторов, имеющих лицензии," исключить; абзац второй пункта 2 статьи 23 исключить. Статья 21. Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 29, ст. 3693; 2001, N 53, ст. 5024; 2002, N 22, ст. 2026) следующие изменения: в пунктах 7 и 8 статьи 4 слова "и лицензирования" исключить; в пункте 5 части первой статьи 5 слова "и лицензирование" исключить; в части четвертой статьи 12 слова "при наличии у них лицензий на этот вид деятельности" исключить. Статья 22. Внести в статью 31 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4870; 1999, N 8, ст. 973) следующие изменения: пункт 4 исключить; пункт 5 считать пунктом 4; пункт 6 считать пунктом 5 и в нем слова ", право на осуществление им аудиторской деятельности - с момента получения аудиторским союзом лицензии на осуществление такой деятельности или в указанный в ней срок" исключить; пункты 7 и 8 считать соответственно пунктами 6 и 7. Статья 23. (Утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ) Статья 24. Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873) следующие изменения: абзац одиннадцатый статьи 5 изложить в следующей редакции: "лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации;"; статью 7 исключить; в пункте 3 статьи 18 слова "лицензию и" исключить; в абзаце пятом пункта 3 статьи 24 слова "или требованиями, предусмотренными в выданной им лицензии," исключить. Статья 25. (Утратила силу - Федеральный закон от 30.12.2015 г. N 431-ФЗ) Статья 26. Внести в Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 142) следующие изменения: статью 22 исключить; в статье 25: часть третью исключить; части четвертую и пятую считать соответственно частями третьей и четвертой. Статья 27. Статью 28 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 146) исключить. Статья 28. Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) следующие изменения: в пункте 1 статьи 789 слова "или выданного этой организации разрешения (лицензии)" исключить; в пункте 1 статьи 908 слова "или выданного этой коммерческой организации разрешения (лицензии)" исключить; в пункте 1 статьи 1063 слово "(лицензии)" исключить. Статья 29. Внести в Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591) следующие изменения: статью 34 исключить; в статье 38: в абзаце пятом слово "предметами" заменить словом "предметами -"; абзац шестой исключить. Статья 30. Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491) следующие изменения: абзац пятый части третьей статьи 4 после слова "лицензирования" дополнить словами "туроператорской и турагентской деятельности"; статью 5 изложить в следующей редакции: "Статья 5. Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации."; в статье 10: в абзаце втором части второй слова "осуществление туристской деятельности" заменить словами "осуществление туроператорской или турагентской деятельности"; в абзаце четвертом части второй слово "туристской" заменить словом "туроператорской". Статья 31. Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 1998, N 30, ст. 3613; N 31, ст. 3834; N 51, ст. 6269; 1999, N 47, ст. 5612; 2000, N 16, ст. 1640; 2001, N 31, ст. 3171; N 33, ст. 3435; N 49, ст. 4558; 2002, N 26, ст. 2516; N 30, ст. 3029) следующие изменения: статью 9 изложить в следующей редакции: "Статья 9. Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания. В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке."; дополнить статьей 9-1 следующего содержания: "Статья 9-1. Лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации."; в части второй статьи 12 слова "предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона" заменить словами "предусмотренном для получения лицензии на приобретение оружия"; часть первую статьи 15 после слов "лицензией на производство" дополнить словами "оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к нему, составных частей патронов"; статью 23 изложить в следующей редакции: "Статья 23. Порядок взимания платежей при выдаче лицензий,

Граждане пожилого возраста (пенсионеры) - граждане, достигшие возраста, установленного российским законодательством для назначения пенсии по старости.

Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” с 1 января 2019 года предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается переходный период с 2019 по 2023 год по окончании которого возраст выхода на пенсию составит 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

Меры социальной поддержки пенсионеров установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет", другими нормативно-правовыми актами и на федеральном уровне включают:

  • Индексация страховых пенсий
    • Осуществляется как мера компенсации инфляционных издержек неработающим пенсионерам.
    • Индексация пенсий работающим пенсионерам
  • Социальная доплата к пенсии
    • Предоставляется в таком размере, что общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом доплаты достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ.
  • Социальная пенсия по старости
    • Устанавливается гражданам, достигшим в 2019 году возраста 65 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев (соответственно мужчины и женщины) и постоянно проживающим в Российской Федерации.
  • Увеличение размера пенсионного обеспечения после 80 лет
    • Предусмотрено законодательством по достижению 80-летнего возраста граждан, получающих страховую пенсию по старости.
  • Налоговые льготы пенсионерам
    • Предусмотрены Налоговым Кодексом РФ в отношении имущественного и земельного налогов.
  • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста
    • Предоставляется нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные льготы пенсионерам, не относящимся к льготным категориям, которые финансируются региональными бюджетами.

В частности, в регионах пенсионерам предоставляется право на приобретение льготного ежемесячного проездного билета для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси и маршрутного такси).

Подробнее с региональными льготами пенсионерам можно ознакомиться в разделе "Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах" по своему региону проживания.

Экономист Жуковский: Пенсионная система России по сути — банкрот

В последнее время многие пенсионеры перестали получать социальные доплаты к пенсиям, которые когда-то были назначены им соцзащитой. А в ряде случаев некоторые пожилые люди и вовсе получают иски в суд, где им вменяется «неосновательное обогащение».

Социальные льготы имеют важное значение для человека, собирающегося выходить на пенсию. Большая часть привилегий для пенсионеров устанавливается местными властями. Депутат Госдумы Светлана Бессараб в интервью Федеральному агентству новостей назвала категорию граждан, которым положены федеральные льготы.


Пенсионный возраст в России в соответствии с законом установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако помимо пенсионных выплат, государством предусмотрены различные меры поддержки пенсионеров. Это могут быть льготы на социальные услуги, продовольствие, лекарства и лечение. Они могут быть федеральными, а могут зависеть от региона.

Налог на имущество

Пенсионеры в России не платят налог на следующее имущество:

  • жилой дом;
  • квартиру, комнату;
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • помещение, используемое для творческой мастерской, ателье, студии, негосударственного музея, галереи, библиотеки;
  • дом или жилое строение, которые расположены на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

NB: льготу можно получить только на один объект каждого вида. То есть, если у пенсионера дом и квартира, то он не платит ни за то, ни за другое. Но если у пенсионера две квартиры, то за одну придется платить.

Работающим пенсионерам положена еще одна льгота: имущественные вычеты по расходам на приобретение или строительство. Вычет предоставляется за три налоговых периода, предшествующие периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных вычетов. Чтобы получить эту льготу, нужно подать заявление в ведомство.

Льготы на проезд в общественном транспорте различаются в разных регионах – уточнить можно в местном органе соцзащиты или на портале Госуслуги. Если пенсионер не пользуется общественным транспортом, то вместо льготного проезда можно получать денежную компенсацию.

Адресная социальная поддержка

Перечень услуг адресной соцподдержки и критерии получателей устанавливаются отдельно для каждого региона по согласованию с федеральными органами власти.

Помощь может быть предоставлена в виде:

  • денежной выплаты;
  • вещевой и продовольственной помощи;
  • предоставления соцработника (для пенсионеров, неспособных к самообслуживанию) и др.

Для неработающих пенсионеров есть льготы по оплате ЖКУ и капремонта. Можете ли вы получить эти льготы, вам подскажут в местной администрации или на Госуслугах.

Также одиноким пенсионерам положены ежемесячная денежная компенсация телефонной связи и скидка 50% на использование телевизионной коллективной антенны.

Льготы пенсионерам на протезирование

На федеральном уровне такие льготы есть для военных пенсионеров, которые прослужили не меньше 20 лет и уволились по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или сокращению штата или отслужили не менее 25 лет и уволились по любым основаниям.

Также этой льготой могут пользоваться пенсионеры со статусом Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы.

Остальные пенсионеры могут рассчитывать на региональные льготы.

Бесплатные лекарства и лечение в санатории

Бесплатно получить лекарства могут следующие категории:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в период ВОВ;
  • награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, чья работа во время ВОВ обеспечивала нужды фронта;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
  • инвалиды.

Пенсионер с заболеванием из этого списка может получить путевку на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний, а также бесплатный проезд в пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Эти три услуги — лекарства, лечение и проезд к месту лечения — объединяются в пакет соцуслуг. Пенсионер может отказаться от нескольких соцуслуг или от всего пакета и попросить заменить их денежной выплатой.

Чтобы получить лекарства, необходимо взять у лечащего врача рецепт. Чтобы подать заявление на санаторно-курортное лечение, нужно получить справку у лечащего врача в поликлинике по месту жительства и приложить к заявлению на получение санаторно-курортного лечения. После того как органы соцзащиты выдадут санаторно-курортную путевку, в той же организации, что выдала справку, следует получить санаторно-курортную карту.

Повышение пенсии после 80 лет

Получателям страховой пенсии по старости, достигшим возраста 80 лет, размер фиксированной выплаты к пенсии увеличивается на 100%.


Из этой статьи вы узнаете:

Какие права есть у пожилых людей

Почему права пожилых людей зачастую ущемляют

Какими законами регулируются права пожилых людей

Какими правами обладают лица, достигшие пенсионного возраста

На какую социальную помощь и поддержку со стороны государства могут рассчитывать пожилые люди

Как можно организовать занятость людей предпенсионного и пенсионного возраста

В современном обществе пожилые люди часто оказываются беззащитными перед целым рядом экономических, социальных, юридических проблем. Порой старикам не хватает необходимых знаний. В силу своих возрастных особенностей и состояния здоровья они являются наиболее уязвимой категорией населения. Старики часто становятся жертвами мошенников, не владеют достаточной информацией о своих правах, не знают, как можно истолковать тот или иной закон. О пожилых людях и защите их прав мы поговорим в этой статье.

Определение прав пожилых людей

Пенсионеры – это граждане, отошедшие от активной трудовой деятельности. Они не являются однородной группой и по-разному переходят на новый этап. Дискриминацию по возрасту как общественную проблему необходимо рассматривать с нескольких сторон. Несмотря на закон, пожилые люди часто испытывают негативное, предвзятое или несправедливое отношение к себе, а иногда даже подвергаются насилию и лишению определенных прав. К основным причинам дискриминации можно отнести инвалидность, экономическое положение, социальный статус, уровень образования, место проживания.

Нередко старикам отказывают в трудоустройстве, для них недоступны некоторые услуги. Человек преклонного возраста может подвергнуться различным формам насилия: словесному, сексуальному, психологическому, финансовому, а иногда и физическому. Больные пенсионеры зачастую лишены возможности получать необходимую медицинскую или социальную помощь. Финансовое положение стариков оставляет желать лучшего, многие из них находятся за чертой бедности. В России принят свод законов о пожилых людях. Они направлены на улучшение качества жизни лиц преклонного возраста и не содержат каких-либо ограничений, влияющих на эту категорию граждан.

Иногда наниматели отказывают людям старше 55–60 лет в приеме на работу, ссылаясь на их нетрудоспособность. Подобный аргумент является нарушением прав стариков. Закон о труде – Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, – запрещает дискриминацию пенсионеров. Любой пожилой человек имеет право на занятость. Нередки ситуации, когда граждане преклонного возраста не знают законов, охраняющих их, не всегда могут правильно интерпретировать законодательную базу РФ и остаются один на один с возникшими проблемами. В молодом возрасте люди часто не задумываются о важности тех или иных нормативных правовых актов и только с годами начинают понимать актуальность законов о защите прав пожилых людей.

Законы, охраняющие права пожилых людей

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для пожилых людей, достигших возраста 80 лет, предусмотрено повышение размера фиксированной страховой части трудовой пенсии.

Социальная поддержка пенсионеров

Социальное обслуживание пожилых людей

Закон о пожилых людях и инвалидах гарантирует предоставление социальной помощи гражданам РФ в следующих формах:

Нестационарная – старикам оказывается помощь на дому, без проживания в социальном учреждении;

Полустационарная – услуги предоставляются социальным центром дневного пребывания (организация горячего питания, культурного досуга, медицинского обслуживания);

Стационарная – пожилые люди круглосуточно проживают в специальном социальном учреждении (срок пребывания определяется в индивидуальном порядке).

В России насчитывается около 4 000 предприятий социального обслуживания и 2 220 социально-культурных центров, которые предоставляют услуги в нестационарной и полустационарной формах.

Согласно закону о защите пожилых людей, более 15 миллионов граждан старшего возраста состоят в социальных учреждениях различного профиля. Специалисты служб при организации работы с пожилыми людьми учитывают все основные потребности этой категории населения. Социально активные пенсионеры нередко испытывают потребность в новых знаниях. В центрах социального обслуживания создаются университеты «третьего возраста» с различными факультетами. Обучение происходит по следующим направлениям: «Правовые основы», «Охрана здоровья», «Политические знания», «Экономическая грамотность», «Психология», «Агротехника», «Культура».

В университете «третьего возраста» пожилые люди получают:

правовые знания по вопросам собственности, наследования, дарения, завещания, имущественных отношений;

основы медицинских знаний и ЗОЖ;

психологические знания об изменениях в привычном образе жизни после выхода на пенсию, адаптации в процессе индивидуального старения, построении взаимоотношений с детьми, родственниками и сверстниками и др.


Обучение пожилых граждан в университетах «третьего возраста» способствует формированию активной гражданской позиции, повышению социальной активности пенсионеров. Новые законы о стариках в РФ разрабатываются с учетом всех современных потребностей старшего поколения. Особое внимание обращается на культурные и образовательные интересы данной категории лиц. Для этого на базе социально-культурных центров открываются курсы «Компьютерная грамотность», «Правовед», «Экономическая компетентность». Для пожилых людей, испытывающих потребность в психологической поддержке, работают телефоны доверия и горячая линия.

Одним из наиболее востребованных и экономически обоснованных направлений в деятельности центров социальной помощи является организация обслуживания стариков на дому. Такая социальная поддержка направлена на удовлетворение бытовых, медицинских, психологических и других потребностей лиц преклонного возраста.

В различных регионах действует единая модель нестационарного социального обслуживания.

Пенсионерам предоставляется комплекс услуг, предусмотренный законом об уходе за пожилыми людьми:

Доставка на дом продуктов питания, лекарственных препаратов, необходимых товаров и др.;

Предоставление хозяйственных, бытовых, гигиенических, санитарных, личных услуг;

Помощь в поддержании социальных связей пенсионера с прежним местом работы;

Предоставление медицинских услуг и лечебно-профилактической помощи в специализированных центрах здоровья или поликлиниках;

Оказание транспортных услуг;

Организация досуга по интересам.

Сегодня основной проблемой является недостаточное обеспечение социальными и медицинскими услугами стариков сельской местности, малонаселенных и отдаленных сёл и деревень.

Законом о защите пожилых людей предусмотрено внедрение новых моделей мобильной социальной службы: медицинские бригады, выездная помощь специалистов разного профиля.
Основная задача мобильных бригад – обеспечение пенсионеров доступной медицинской, социальной, психологической, юридической помощью. Благодаря этому каждый пожилой житель отдаленного села или деревни может пройти медицинский осмотр, получить консультацию юриста, представителя Пенсионного фонда РФ.

Занятость пожилых людей

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Читайте также: