Федеральный закон о социальном обслуживании пенсионеров

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2014 г., 14 ноября, 5 декабря 2017 г., 5 февраля, 7 марта 2018 г., 1 мая 2019 г., 13 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ГАРАНТ:

См. сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (подготовлен экспертами компании "Гарант")

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2013 г. N 295, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.


Из этой статьи вы узнаете:

Какие права есть у пожилых людей

Почему права пожилых людей зачастую ущемляют

Какими законами регулируются права пожилых людей

Какими правами обладают лица, достигшие пенсионного возраста

На какую социальную помощь и поддержку со стороны государства могут рассчитывать пожилые люди

Как можно организовать занятость людей предпенсионного и пенсионного возраста

В современном обществе пожилые люди часто оказываются беззащитными перед целым рядом экономических, социальных, юридических проблем. Порой старикам не хватает необходимых знаний. В силу своих возрастных особенностей и состояния здоровья они являются наиболее уязвимой категорией населения. Старики часто становятся жертвами мошенников, не владеют достаточной информацией о своих правах, не знают, как можно истолковать тот или иной закон. О пожилых людях и защите их прав мы поговорим в этой статье.

Определение прав пожилых людей

Пенсионеры – это граждане, отошедшие от активной трудовой деятельности. Они не являются однородной группой и по-разному переходят на новый этап. Дискриминацию по возрасту как общественную проблему необходимо рассматривать с нескольких сторон. Несмотря на закон, пожилые люди часто испытывают негативное, предвзятое или несправедливое отношение к себе, а иногда даже подвергаются насилию и лишению определенных прав. К основным причинам дискриминации можно отнести инвалидность, экономическое положение, социальный статус, уровень образования, место проживания.

Нередко старикам отказывают в трудоустройстве, для них недоступны некоторые услуги. Человек преклонного возраста может подвергнуться различным формам насилия: словесному, сексуальному, психологическому, финансовому, а иногда и физическому. Больные пенсионеры зачастую лишены возможности получать необходимую медицинскую или социальную помощь. Финансовое положение стариков оставляет желать лучшего, многие из них находятся за чертой бедности. В России принят свод законов о пожилых людях. Они направлены на улучшение качества жизни лиц преклонного возраста и не содержат каких-либо ограничений, влияющих на эту категорию граждан.

Иногда наниматели отказывают людям старше 55–60 лет в приеме на работу, ссылаясь на их нетрудоспособность. Подобный аргумент является нарушением прав стариков. Закон о труде – Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, – запрещает дискриминацию пенсионеров. Любой пожилой человек имеет право на занятость. Нередки ситуации, когда граждане преклонного возраста не знают законов, охраняющих их, не всегда могут правильно интерпретировать законодательную базу РФ и остаются один на один с возникшими проблемами. В молодом возрасте люди часто не задумываются о важности тех или иных нормативных правовых актов и только с годами начинают понимать актуальность законов о защите прав пожилых людей.

Законы, охраняющие права пожилых людей

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для пожилых людей, достигших возраста 80 лет, предусмотрено повышение размера фиксированной страховой части трудовой пенсии.

Социальная поддержка пенсионеров

Социальное обслуживание пожилых людей

Закон о пожилых людях и инвалидах гарантирует предоставление социальной помощи гражданам РФ в следующих формах:

Нестационарная – старикам оказывается помощь на дому, без проживания в социальном учреждении;

Полустационарная – услуги предоставляются социальным центром дневного пребывания (организация горячего питания, культурного досуга, медицинского обслуживания);

Стационарная – пожилые люди круглосуточно проживают в специальном социальном учреждении (срок пребывания определяется в индивидуальном порядке).

В России насчитывается около 4 000 предприятий социального обслуживания и 2 220 социально-культурных центров, которые предоставляют услуги в нестационарной и полустационарной формах.

Согласно закону о защите пожилых людей, более 15 миллионов граждан старшего возраста состоят в социальных учреждениях различного профиля. Специалисты служб при организации работы с пожилыми людьми учитывают все основные потребности этой категории населения. Социально активные пенсионеры нередко испытывают потребность в новых знаниях. В центрах социального обслуживания создаются университеты «третьего возраста» с различными факультетами. Обучение происходит по следующим направлениям: «Правовые основы», «Охрана здоровья», «Политические знания», «Экономическая грамотность», «Психология», «Агротехника», «Культура».

В университете «третьего возраста» пожилые люди получают:

правовые знания по вопросам собственности, наследования, дарения, завещания, имущественных отношений;

основы медицинских знаний и ЗОЖ;

психологические знания об изменениях в привычном образе жизни после выхода на пенсию, адаптации в процессе индивидуального старения, построении взаимоотношений с детьми, родственниками и сверстниками и др.


Обучение пожилых граждан в университетах «третьего возраста» способствует формированию активной гражданской позиции, повышению социальной активности пенсионеров. Новые законы о стариках в РФ разрабатываются с учетом всех современных потребностей старшего поколения. Особое внимание обращается на культурные и образовательные интересы данной категории лиц. Для этого на базе социально-культурных центров открываются курсы «Компьютерная грамотность», «Правовед», «Экономическая компетентность». Для пожилых людей, испытывающих потребность в психологической поддержке, работают телефоны доверия и горячая линия.

Одним из наиболее востребованных и экономически обоснованных направлений в деятельности центров социальной помощи является организация обслуживания стариков на дому. Такая социальная поддержка направлена на удовлетворение бытовых, медицинских, психологических и других потребностей лиц преклонного возраста.

В различных регионах действует единая модель нестационарного социального обслуживания.

Пенсионерам предоставляется комплекс услуг, предусмотренный законом об уходе за пожилыми людьми:

Доставка на дом продуктов питания, лекарственных препаратов, необходимых товаров и др.;

Предоставление хозяйственных, бытовых, гигиенических, санитарных, личных услуг;

Помощь в поддержании социальных связей пенсионера с прежним местом работы;

Предоставление медицинских услуг и лечебно-профилактической помощи в специализированных центрах здоровья или поликлиниках;

Оказание транспортных услуг;

Организация досуга по интересам.

Сегодня основной проблемой является недостаточное обеспечение социальными и медицинскими услугами стариков сельской местности, малонаселенных и отдаленных сёл и деревень.

Законом о защите пожилых людей предусмотрено внедрение новых моделей мобильной социальной службы: медицинские бригады, выездная помощь специалистов разного профиля.
Основная задача мобильных бригад – обеспечение пенсионеров доступной медицинской, социальной, психологической, юридической помощью. Благодаря этому каждый пожилой житель отдаленного села или деревни может пройти медицинский осмотр, получить консультацию юриста, представителя Пенсионного фонда РФ.

Занятость пожилых людей

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Деньги есть!Правительством РФ создан ряд мер на 2020 год с целью обеспечивания людей пенсионного возраста средствами на покупку товаров первой необходимости и длительного пользования. С этой целью из федерального бюджета выделено порядка 156 млн руб., часть из них пойдет на финансирование дорогостоящих операций и восстановления жилья после пожара.

Кто может рассчитывать на помощь в 2020 году

Деньги на приобретение товаров первой необходимости выделяют уже несколько лет из резервов Пенсионного фонда РФ. Финансирование идет также за счет бюджета Москвы. Соцвзносы людей при этом не задеваются .

Надеяться на матподдержку вправе граждане на пенсионном обеспечении, являющиеся малообеспеченными или одинокими. В первую очередь средства направляются на покупку бытовой техники. На приобретение лекарств, выдача помощи пока не предусмотрена. В случае проживания пенсионеров с трудоспособными родственниками, материальная помощь не осуществляется.

На 2020 в проекте бюджета предусмотрена графа, в которой указана единовременная выплата в размере 5 тыс. руб. Всего по России на указанные цели выделено 26,2 млн руб. из федерального бюджета . В утвержденной Госдумой версии закона в первом чтении указано, что размер фиксированной выплаты для пенсионеров к 1 января 2020 года составит 5 334 руб. При этом учтена ежегодная индексация, которая составит на следующий отчетный период 7,05%.

Какие пенсионеры признаются малоимущими в 2020 году

Граждане причисляемые к малоимущим описаны в ФЗ №442. Согласно ст.15 указанного нормативного акта установлению такого факта
сопровождают такие обстоятельства:

  • Отсутствие трудоспособности.Физические недостатки, травмы, инвалидность, хронические заболевания, преклонный возраст.Отсутствие возможности к самообслуживанию.
  • Наличие иждивенцев.Уход за неспособным к обслуживанию своих потребностей члену семьи.Нахождение на содержании недееспособного лица.
  • Обслуживание ребенка. Если родственник имеет проблемы с адаптацией в социальной среде. Постоянная занятость с членом семьи.
  • Насилие в семье.Наличие у родственников наркотической, алкогольной или других зависимостей.Сложное материальное положение.
  • Отсутствие регистрации по адресу проживания.Помощь предусмотрена для детей до 23 лет, оставшихся без попечения родителей, содержащихся в интернатах и других воспитательных учреждениях без попечения родителей.Дети без материальной поддержки.
  • Невозможность трудоустроится.Если отсутствуют рабочие места по имеющейся квалификации с учетом опытом, к примеру, в отдаленных районах.Нет работы.

К таким обстоятельствам также можно отнести любые, которые влияют неблагоприятно на жизнь людей, которые нуждаются в социальной поддержке.

Сроки рассмотрения заявления о признании нуждающимся пенсионера в 2020

На основании ФЗ №442 о социальном обслуживании граждан прошение о признании нуждающимся рассматривается уполномоченным органом в течение 5 дней. По факту пишется заключение, которое передается хлопочущему лицу по электронной почте и распечатанном виде. При предоставлении услуг, которые требуются срочно, решение реализуется мгновенно.

При получении ответа с отказом в компенсации или оказании социальных услуг можно обжаловать решение в судебном порядке.

Размер компенсации по покупкам предметов первой необходимости пенсионерами в 2020

Для пенсионеров предоставляется возмещение на приобретение одного товара. Необходимо подтвердить нуждаемость в конкретной вещи длительного пользования или бытовой технике. Для граждан преклонного возраста, проживающих одиноко или не имеющих постоянного заработка, либо имеющих физические отклонения и ограниченные возможности, установлены следующие нормативы выплат:

Важно: При наличии дохода у трудоустроенного пенсионера меньше, чем прожиточный минимум, компенсация уменьшается примерно на 2 000 – 3 000 руб.

Продуктовые карточки для пенсионеров в 2020 году

К товарам первой необходимости, которые есть возможность приобрести по карте, относятся:

  • молочная продукция;
  • мясо;
  • макароны и крупы;
  • рыба;
  • яйца

Точных сведений о введении продуктовых карточек еще нет . Но Правительство РФ озвучило, что ежемесячно планируется выделять из бюджета по 10 000 руб. на пенсионера. Таким образом, расходы из бюджета составят около 240 млрд руб. в отношении 15-16 млн человек. Пользоваться картами смогут все члены семьи малоимущего гражданина.

Категории пенсионеров на получение дополнительных выплат в 2020 году

Выплату для пенсионеров в размере 5 334 руб. можно будет получить в упрощенном порядке. Достаточно подать заявление в Пенсионный фонд и сообщить карту для зачисления средств, принадлежащую пенсионеру.

Так же предусмотрена надбавка в размере 5 тыс. руб. для следующих категорий :

  1. инвалидов всех групп;
  2. пенсионеры по старости;
  3. сотрудники МВД на заслуженном отдыхе;
  4. лица, служившие в военных частях;
  5. утратившие единственного кормильца в семье.

Когда производится компенсация покупок пенсионерам в 2020 году

Возмещение расходов для лиц на пенсионном обеспечении предусмотрено в 2020 году для случаев:

  1. при обращении с просьбой о компенсации стоимости еды или товаров первой необходимости в связи с отсутствием возможности приобрести их самостоятельно;
  2. при установлении счетчиков воды и электричества, газового оборудования;
  3. при необходимости покупки кондиционера, если в этом есть необходимость в связи с заболеваниями сердечно-сосудистой или бронхо-легочной систем;
  4. при поломке бытовой техники – плиты, холодильника, мебели или телевизора, такие предметы относятся к имуществу длительного пользования;
  5. при покупке дорогостоящих медицинских препаратов – предусмотрена возможность для инвалидов в случае отказа от получения социальной помощи;
  6. при проведении операции – на приобретение протезов и расходных материалов, если хирургическое вмешательство предоставлялось бесплатно;
  7. при ограблении жилья и отсутствии средств на существование;
  8. при гибели члена семьи пенсионера, если погребение было произведено без субсидий;
  9. при затоплении квартиры или пожаре, недвижимость должна находиться во владении пенсионера и иметь статус единственного жилья для проживания;
  10. при подключении газа, если пенсионер по инвалидности или возрасту получает страховые выплаты.

В каком порядке проводится возмещение расходов пенсионера

Для получения выплаты необходимо соблюсти следующий порядок:

  1. приобрести бытовую технику на собственные средства;
  2. подать заявление в орган соцзащиты, приложить чеки и квитанции, подтверждающие расходы;
  3. посещение квартиры комиссией, сверка документации, проверка техники в наличии;
  4. принятие решения о возврате средств полностью или частично;
  5. выплата на реквизиты, указанные в прошении о компенсации.

Мнение эксперта

Какая сумма будет возвращена за бытовую технику, решает орган социальной защиты в составе специальной комиссии. Максимальная сумма обычно не более 10 000 руб. Принимаются к компенсации расходы с датой покупки не позже 3 лет. К заявлению помимо платежных документов прилагается копия удостоверения личности, удостоверения пенсионера, трудовая книжка при занятости. Также при занятости нужно предоставить справку о доходе от работодателя. Всю информацию можно уточнить в Органе социальной защиты населения по месту прописки.

ФЗ №442 понятным языком: на какую соцпомощь
можно рассчитывать и как её получить

1 января 2015 года в России частично отдали социальную помощь на аутсорсинг частным компаниям. Теперь социальные услуги могут предоставлять негосударственные организации и индивидуальные предприниматели. Как и раньше, в зависимости от категории гражданина, часть этих услуг льготные, часть бесплатные, часть — за деньги. Рассказываем, какие виды социальной помощи существуют, как узнать о положенных вам льготах и получить их.

Как было до ФЗ № 442

Раньше человек обращался в соцзащиту без заявления. Обычно это происходило так: «У меня мама болеет, нужна сиделка». Ему отвечали: «Пока не можем, перед вами еще 40 граждан». То есть человек не выбирал куда ему обратиться, он вставал в очередь независимо от жизненной ситуации и ждал. Плюс финансирование шло из регионального бюджета. Получалось, что чем беднее область, тем длиннее очереди.

Что изменилось

Теперь соцзащита оценивает жизненное положение человека и составляет индивидуальную программу. Это занимает 5 дней. В программе указывают тип услуг, их количество и срок предоставления. Дальше человек выбирает, куда ему обратиться: в государственную организацию или коммерческую — главное, чтобы она входила в Реестр поставщиков социальных услуг.

Новый закон помог справиться с очередями и повысить качество услуг в соцзащите по двум причинам:

1. За счет конкуренции между организациями.

2. За счет открытости: попечительские советы будут собирать отзывы от граждан и контролировать поставщиков.

Виды социальных услуг по новому закону

В ФЗ № 442 расширили набор социальных услуг до восьми. Вот они:

Покупка за счет гражданина продуктов, уборка — любая помощь по дому

Педагогические

Обучение детей, организация досуга инвалидов, профилактика отклонений развития личности

Оформление и восстановление документов, защита прав в суде — любая юридическая помощь

Психологические

Анонимная помощь при стрессах, диагностика и лечение психологических расстройств

Помощь в освоении новых профессий, помощь с трудоустройством и защита прав

Медицинские

Наблюдение, диагностика, лечение, контроль за приемом лекарств на дому

Временное предоставление жилья, разовое обеспечение одеждой, едой, лекарствами…

Направленные на улучшение коммуникации

Помощь инвалидам с нарушениями речи

Услуги делятся на гарантированные и дополнительные.

Гарантированные финансируются из бюджета, поэтому для 15 категорий граждан они бесплатны или оплачиваются частично.

Дополнительные — это платные услуги, которых нет в перечне гарантированных. Их может получить пожилой, инвалид — человек любого возраста, которому нужна гигиеническая, медицинская или бытовая помощь.

Кто может рассчитывать на социальные услуги

В новом законе убрали формулировку «трудная жизненная ситуация». Вместо неё сделали перечень нуждающихся. Статья 15 ФЗ № 442 .

Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

2. Представители детей-инвалидов

3. Несовершеннолетние дети

4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

5. Инвалиды боевых действий

Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

1. Инвалидов и участников ВОВ

2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

6. Героев Советского Союза

7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

8. Героев Соц. Труда

9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

10. Инвалидов боевых действий

Еще 4 категориям положена частичная оплата:

1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

Чтобы понять, как это работает, вот пример.

Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
(30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

Это максимальный тариф на услуги в месяц.

Как получить социальную услугу

Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

1. Подготовить документы

— Паспорт
— Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
— Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
— Выписку из домовой книги
— Справку о доходах за последний год
— Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
— Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

Подать можно двумя способами: самостоятельно — через письменное заявление в местное отделение соцзащиты или электронное — через сайт Госуслуг .

3. Подождать до 7 дней

Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

4. Получить индивидуальную программу социальных услуг

Индивидуальную программу предоставляют не дольше, чем через 10 рабочих дней после подачи заявления. В ней прописаны тип обеспечения, объем услуг, периодичность, условия и сроки — по факту это ваш договор с поставщиком.

5. Обратититься к поставщику социальных услуг

Выберите компанию из Реестра поставщиков социальных услуг в вашем городе, и обратитесь к нему с индивидуальной программой не позже, чем через 180 календарных дней.


Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

2019-й близится к завершению, а значит, не за горами очередная индексация и прочие «плюшки» к пенсии от правительства. И это не единственная форма материального обеспечения пенсионеров – все льготы и компенсации для старшего поколения на пальцах не пересчитать.

Но “губу раскатывать” не приходится, сам по себе гордый статус пенсионера билетом в безбедную жизнь не является. Право на дополнительные социальные выплаты, как правило, привязано к материальному или социальному положению престарелого гражданина. А наделавший много шуму ФЗ № 442 и вообще каких-либо денежных выплат не предусматривает. Правовед.RU рассмотрел, какие компенсации положены пенсионерам сегодня на федеральном уровне и делится информаций с читателями.

Социальная разгрузка: что дает пенсионерам ФЗ№ 442?

Сразу разъясним: Закон № 442-ФЗ «О социальном обслуживании» не дает пенсионерам права на денежные компенсации. Он о другом – по нему нуждающиеся пенсионеры могут получить социальные услуги в натуральной и иных формах. Это, согласно ст. 20 ФЗ № 442, может быть:

  • бытовая помощь – поддержание жизнедеятельности в быту;
  • медицинская помощь – организация досмотра, ухода, оздоровительных мероприятий;
  • психологическая и педагогическая помощь;
  • содействие трудоустройству, бесплатная юридическая помощь;
  • срочная помощь – питание, продуктовая помощь, одежда, обувь, иные предметы первой необходимости, содействие в получении временного жилья и так далее.

Конкретные формы социального содействия определяются индивидуальной программой, которая специально разрабатывается для каждого получателя помощи организацией социального обслуживания (Центры социального обслуживания, пансионаты, дома престарелых, приюты).

Право на социальные услуги имеют далеко не все пенсионеры. По смыслу ст. 15 ФЗ № 442, основанием для их получения может стать утрата в силу возраста или состояния здоровья «способности к самостоятельному передвижению, самообслуживанию или обеспечению жизненных потребностей». Это “лежачие”, тяжело больные, и страдающие старческими расстройствами граждане.

Второй ключевой момент: ст. 31 ФЗ № 442 «О социальном обслуживании» гарантирует бесплатные соцуслуги лишь тем пенсионерам, чей доход равен либо ниже минимального среднедушевого дохода, установленного в субъекте для этих целей. А это не менее чем 150% от регионального прожиточного минимума для пенсионеров. Проще говоря, если пенсия меньше полутора прожиточных минимумов – соцуслуги бесплатны.

Остальным же придется оплачивать их за свой счет (либо счет других источников финансирования, например, благотворительных взносов и пожертвований). Размер платы зависит от формы предоставления помощи и рассчитывается на основе тарифов на такие услуги в регионе. Компенсирование этих расходов, даже если они полностью оплачены за счет пенсионеров, на федеральном уровне не предусмотрено.

ЕДВ: кому и за что положены ежемесячные выплаты

Впрочем, Закон № 442-ФЗ – не единственный нормативный акт, гарантирующий пенсионерам помощь. Вместе с социальным обслуживанием отдельные категории пенсионеров могут получить набор социальных услуг (НСУ). Согласно ст. 6.2 № 178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», такой набор включает:

  • лекарственное обеспечение медицинскими препаратами, изделиями по рецепту врача;
  • путевки для санаторно-курортного лечения и профилактики хронических заболеваний;
  • бесплатный проезд на пригородных электричках и поездах, а к месту лечения и обратно – и на междугородном транспорте.

НСУ полагается пенсионерам, которые относятся к одной из льготных категорий, в том числе:

  • инвалиды, дети-инвалиды, инвалиды войны;
  • участники ВОВ;
  • ветераны боевых действий;
  • пенсионеры-«блокадники»;
  • члены семей погибших инвалидов войны, ветеранов, участников ВОВ и другие.

Стоимость всех 3 видов услуг, включенных в НСУ, с 1 февраля 2019 года составляет 1121,43 руб. в месяц, где 863,75 руб. – медицинские препараты, 133,62 руб. – санаторно-курортное лечение, 124,05 руб. – оплата проезда в пригородном и междугороднем транспорте.

Оплата НСУ осуществляется за счет ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), право на которую гарантировано каждой из указанных категорий пенсионеров-льготников. Положенная по закону сумма ЕДВ (для каждой категории конкретная сумма отличается – размер ЕДВ на 2019 год здесь) уменьшается на стоимость выбранных получателем социальных услуг. Например, если полная сумма ежемесячной выплаты для участников ВОВ составляет 4052,40 руб., то с вычетом стоимости НСУ она составит 2930,98 руб. в месяц.

Пенсионеры могут частично или полностью отказаться от НСУ. В таком случае ЕДВ выплачивается им в полном размере либо с вычетом стоимости только выбранных услуг. Например, если участник ВОВ выберет только лекарственное обеспечение за 863,75 руб., сумма его ежемесячной выплаты составит 3188,65 руб. = 4052,40 руб. – 863,75 руб. Выбор формы предоставления НСУ (денежная или натуральная) должен быть сделан до 1 октября текущего года. В выбранном виде такие услуги предоставляются с 1 января следующего года. Подать заявление можно на сайте ПФР.

Кроме ЕДВ, указанные категории льготников получают в ПФР дополнительное ежемесячное денежное обеспечение. Его размер, согласно Указу Президента № 363 от 30.03.2005, составляет:

  • 1000 руб. для инвалидов и участников ВОВ, инвалидов вследствие военной травмы и несовершеннолетних узников концлагерей;
  • 500 руб. для военных, проходивших службу в период ВОВ в частях, не вошедших состав действующей армии, вдов погибших в период войны военных, блокадников и совершеннолетних узников концлагерей.

Низкая пенсия? Получите доплату!

К счастью, государство заботится не только о льготниках, но и о малообеспеченным пенсионерах. Статья 12.1 ФЗ № 178 обещает, что их материальное обеспечение, если они не трудоустроены, в любом случае не может быть ниже, чем региональный прожиточный минимум пенсионера (РПМП). При расчете суммы материального обеспечения учитывается размер пенсии, срочной пенсионной выплаты, суммы ЕДВ и иных денежных форм социальной поддержки. Если их совокупная сумма менее РПМП – государство обязуется возместить разницу за счет социальной компенсации пенсионерам.

Например, в Москве РПМП составляет 12115 руб. Если общий размер социальных выплат неработающему пенсионеру ниже этой суммы, ему положена социальная доплата к пенсии. Расчет этой суммы и ее выплата осуществляются территориальными подразделениями ПФР по адресу проживания заявителей.

Компенсация по уходу за пенсионером

Пенсионерам, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут самостоятельно за собой ухаживать, как правило, кто-то оказывает помощь. Если такой помощник – неработающий трудоспособный гражданин, согласно Указу Президента № 1455 от 26.12.2006, ему также положена компенсация. Ее размер всего 1200 руб., и она назначаются лишь при условии, что такой помощник ухаживает за:

  • пенсионером-инвалидом 1 группы;
  • пенсионером, который по состоянию здоровья и заключению врачей нуждается в стороннем уходе;
  • пенсионером, достигшим 80 лет.

Компенсация перечисляется пенсионеру вместе с его пенсией, а он уже передает ее своему помощнику.

Коммунальные и иные компенсации

Коммунальные компенсации для пенсионеров условно можно разделить на 2 вида – субсидию по ЖКХ и компенсацию на капремонт.

Если кратко, субсидия – это форма компенсации расходов на коммуналку, выплачиваемая при условии, что сумма коммунальных платежей пенсионера превышает 22% его доходов. Согласно ст. 159 ЖК, она назначается при условии, что субсидиант не имеет долгов по коммуналке и рассчитывается исходя из реальных расходов пенсионера, региональных стандартов стоимости коммуналки и стандартов нормативной площади жилья. Компенсация назначается на полгода с возможностью ее продления неограниченное количество раз.

Компенсация на капремонт – иная форма помощи. Она, согласно ст. 169 ЖК, не привязана к размеру расходов, устанавливается региональным законодательством и зависит исключительно от возраста льготника. На нее могут рассчитывать одинокие пенсионеры и пенсионные семейные пары старше 70 лет. Компенсация выплачивается в размере:

  • 50% капремонтного взноса, если возраст пенсионера (ов) превышает 70 лет;
  • 100% взноса, если возраст пенсионера (ов) – 80 лет и старше.

Региональные и местные законодательные органы также не стоят в стороне, но их помощь пенсионерам обычно не столь существенна. Как правило, она ограничивается бесплатным проездом в общественном транспорте, приоритетом при установке домашнего телефона и продуктовыми наборами к праздникам. Но разве этого не достаточно в стране, где пенсионеры выведены из группы бедных раз и навсегда?!

Социальная защита населения — это предоставление инвалидам и другим категориям нетрудоспособных лиц соответствующих услуг. Подобные меры позволяют удовлетворить социальные потребности определенных групп граждан Российской Федерацией.

Под общественным обслуживанием понимается деятельность служб, которые предоставляют поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Поддержка состоит из следующих видов услуг, предоставленных пожилым людям и инвалидам:

  • Бытовых;
  • Медицинских;
  • Психолого-педагогических;
  • Социально-правовых;
  • Материальной помощи.

Учреждения и предприятия, которые предоставляют услуги обществу (пожилым людям и инвалидам), называются социальными службами. Их деятельность регулируется общепринятым Российским законодательством о пожилых людях в РФ.

Законы о пожилых людях в РФ

В Российской Федерации действуют несколько законов, которые регулируют отношения между органами государственной власти и пожилыми людьми.

Список законов о пожилых людях и инвалидах в РФ:

  • Конституция РФ. Она гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение;
  • ФЗ №178 «О государственной социальной помощи» регулирует правовые основы для следующих категорий граждан:
    • Малоимущих семей;
    • Одиноко проживающих жителей;
    • Других категорий граждан, которые предусматриваются в настоящем ФЗ;
  • Федеральный закон №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он создает государственную политику в отношении пожилых граждан и инвалидов, цель которой является обеспечение равных прав на защиту с другими гражданами РФ;
  • ФЗ №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Основная цель ФЗ — обеспечение защитой инвалидов и пожилых граждан. В настоящий момент утратил силу.

Описание Федерального закона 122

Федеральный закон №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утратил свою силу. Теперь вместо него действует закон №442 «Об основах социального обслуживания». Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года, а вступил в силу 1 января 2015 года. Последние изменения были внесены 21 июля 2017 года.

ФЗ №442 определяет:

  • Обязанности организаций, которые обслуживают граждан в пожилом возрасте и других нетрудоспособных лиц;
  • Вопросы в экономической, правовой и организационной сфере;
  • Права учреждений, которые занимаются государственной деятельностью;
  • Обязанности/права инвалидов и пожилых людей.

Настоящий Федеральный закон действует в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан с постоянным местом жительства на территории РФ. Также под действия ФЗ попадают индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые оказывают поддержку гражданам.

Закон состоит из 10 глав и 37 статей.

Краткое содержание ФЗ №442:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего ФЗ;
  • Глава 2 — Перечисляет полномочия органов государственной власти РФ в области социального обеспечения;
  • Глава 3 — Перечисляет обязанности и права получателей социальных услуг (пожилые люди и инвалиды);
  • Глава 4 — Перечисляет права и обязанности поставщиков;
  • Глава 5 — Описывает способы предоставления обслуживания;
  • Глава 6 — Перечисляет формы и виды услуг пожилым людям и инвалидам;
  • Глава 7 — Описывает способы организации предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам;
  • Глава 8 — Перечисляет способы оплаты за предоставленную общественную поддержку;
  • Глава 9 — Осуществляет контроль за качественным обслуживанием социальных нужд общества;
  • Глава 10 — Описывает переходные и заключительные положения.

Правила обслуживания пожилых людей и инвалидов перечислены в Конституции Российской Федерации. Они направлены на соблюдение прав человека и уважение достоинства и личности каждого гражданина РФ.

Основные принципы Федерального закона №442:

  • Предоставление социального обслуживания всем лицам, вне зависимости от:
    • Возраста;
    • Национальности;
    • Языка;
    • Расы;
    • Происхождения;
    • Отношения к религии;
    • Места жительства.
  • Предоставление обслуживания на дому;
  • Сохранение привычной обстановки при оказании социальных услуг пожилым и инвалидам;
  • Конфиденциальность;
  • Добровольность.

Личная информация о гражданине, которому оказывается поддержка, является конфиденциальной. Ее запрещается передавать третьим лицам. За разглашение конфиденциальной информации служба привлекается к ответственности, которая предусматривается настоящим Федеральным законом. Распространять подобные данные можно только после предоставления согласия от получателей соц. услуг пожилых и инвалидов.

Чтобы скачать Федеральный закон №422 с изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

Изменения в законе о пожилых и инвалидах

Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон №442 были внесены 21 июля 2017 года.

Статья 7

Ст 7 была дополнена пунктом 7.1. В нем говорится о том, что для оценки качества предоставляемых услуг создается независимая организация социального обслуживания.

Статья 8

Ст 8 была дополнена пунктом 24.1. В нем говорится о том, что для организации, которая проводит независимую оценку, создаются специальные условия.

Статья 13

Ст 13 была дополнена пунктом 12.1. Его суть состоит в том, что решение о проведении независимой оценки принимает федеральный орган исполнительной власти.

Ч 4 статьи 13 была полностью изменена. Теперь для того чтобы выразить собственное мнение или оставить отзыв после оказания услуг пожилым и инвалидам, можно зайти на официальный сайт и выразить свое мнение в письменной форме.

Статья 23.1

Ст 23.1 появилась после внесения последних изменений. В ней также говорится о предоставлении независимой оценки качества оказания услуг. Показатель качества — это один из методов контроля, благодаря которому появляется возможность увеличить эффективность предоставляемых услуг пожилым и инвалидам.

Критерии для оценки качества:

  • Открытость информации;
  • Комфортные условия в период предоставления услуг;
  • Время ожидания;
  • Компетентность, вежливость и доброжелательность сотрудников компании, которая обеспечивает качественным обслуживанием.

Независимая оценка качества оказанных услуг осуществляется в порядке, который предусматривается настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или другое государственное управление могут самостоятельно создавать общественные советы, которые будут оценивать эффективность их деятельности.

Читайте также: