Федеральный закон от 06 03 n 21 фз о выплате пенсий гражданам

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЕЖЕМЕСЯЧНОМ

МАТЕРИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ И ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ

ПЕРЕД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

6 февраля 2002 года

13 февраля 2002 года

Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсии).

Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане), получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее - пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее - дополнительное материальное обеспечение).

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;

2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) гражданам, награжденным орденом Ленина;

4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени;

5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;

6) Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации;

7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР);

9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней;

10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр.

3. Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации ежемесячную доплату к пенсии, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую (устанавливаемые) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации или должностей муниципальной службы, на ежемесячную денежную выплату академикам и членам-корреспондентам Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, на ежемесячную денежную выплату гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и являвшимся по состоянию на указанную дату членами национальных академий наук Украины, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

4. Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград.

5. Иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, дополнительное материальное обеспечение может устанавливаться Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Размер дополнительного материального обеспечения

1. Дополнительное материальное обеспечение устанавливается в размере:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, - 415 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");

2) гражданам, награжденным орденом Ленина, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР) - 330 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

3) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр - 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

2. При определении размера дополнительного материального обеспечения в соответствии с настоящей статьей применяется размер социальной пенсии, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", на день установления дополнительного материального обеспечения.

3. При изменении (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения.

Статья 3. Порядок назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения

1. Дополнительное материальное обеспечение назначается и выплачивается органом, осуществляющим назначение и выплату соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается со дня обращения за ним, но не ранее дня, с которого назначается соответствующая пенсия или пожизненное содержание судьи.

3. Гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона и получающим пенсию или пожизненное содержание судьи, дополнительное материальное обеспечение назначается с даты вступления в силу настоящего Федерального закона, если обращение за дополнительным материальным обеспечением последовало не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи.

5. Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

6. Выплата дополнительного материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя государственных наград и званий, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение.

7. Выплата дополнительного материального обеспечения возобновляется в случае восстановления гражданина в правах на государственные награды и звания.

8. Информация о назначении и выплате дополнительного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статья 4. Выплата дополнительного материального обеспечения за время пребывания его получателя в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме

Получателю дополнительного материального обеспечения, проживающему в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, дополнительное материальное обеспечение выплачивается в полном размере.

Статья 5. Выплата недополученных сумм дополнительного материального обеспечения в связи со смертью его получателя

Суммы дополнительного материального обеспечения, причитающиеся его получателю и недополученные им в связи со смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях.

Статья 6. Средства на выплату дополнительного материального обеспечения

1. Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2. Правила финансирования выплаты дополнительного материального обеспечения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением

Порядок обращения за дополнительным материальным обеспечением и рассмотрения вопросов, связанных с его назначением, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, а в отношении граждан, награжденных орденом Ленина, - с 1 января 2003 года.

Пришёл вчера на почту получать пенсию, выплатили лишь половину пенсии, заранее не предупредили приставы, что будут вычитать с неё за долги по кредитам, как быть, пандемия а они всё равно дерут.


Если пристав не направлял Вам постановление о возбуждении исполнительного производства, то обжалуйте действия пристава в суд.


Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Увы, но имеют полное право. И предупреждать не входит в их обязанности.


Я работаю с 2005 и сегодня в одной организации, за 2018 и 2019 не было отчислений в пфр (кризис) и в пфр говорят что стажа нет за эти года?


Все верно указывает ПФР

Согласно Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях"

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.



Социальная в 70 лет.


Я пенсионер со стажем 5 лет. Получала пенсию 7781.01 руб и так как она была ниже прожиточного по Саратовской обл. была назначена доплата в сумме 1009.55.Итого в месяц получала 8790.56 руб., но т.к прожить на сумму с вычетом за ком. услуги остается 89.66 руб в день не возможно устроилась на работу в сентябре 2019 года, платила налоги. Пенсию получала без доплаты, т.е 7781.01 В апреле месяце уволилась. После перерасчета в ПФ назначена пенсия в сумме 8337.22 руб и т.к пенсия превысила минимально прожиточный минимум пенсионера на 59 рублей доплата не положена, теперь в день у меня 74.56 руб. и на сегодня на руки получаю меньше чем год назад. Хотя те пенсионеры которые не работали и не платили налоги получают доплату к пенсии и на руки в регионе получают 8900 руб. Правомерны ли не доплачивать? Куда обратиться за доплатой чтоб составляла хотя бы такую же сумму у тех кто не работал 8900 руб. или так же как и год назад получала я?


Где-то ошибка с размером пенсии

пенсия в сумме 8337.22 руб и т.к пенсия превысила минимально прожиточный минимум пенсионера


Доплата в регионе производится только тем пенсионерам которые после выхода на пенсию больше не работали и на руки с доплатой по региону в месяц получают 8846 рублей (прожиточный минимум по РФ)

Я имела неосторожность проработать 7 месяцев и теперь в доплате мне отказано сумма получения пенсии стала меньше т.к. нет доплаты и на руки получаю пенсию 8337.22 руб, в Саратовской области прожиточный минимум составляет 8278 рублей. Почему тем пенсионерам которые больше не стали работать производят доплату до минимально прожиточного по РФ а тем кто работал доплату не начисляют.?


По этой норме. Доплата - производится лишь неработающим пенсионерам.

Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О государственной социальной помощи"

Статья 12.1. Социальные доплаты к пенсии

1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.


Можно ли как-то увеличить размер пенсии, выбрав другой, более выгодный период? Стаж начался в 1991 году, пенсию назначили в 2019, так выработала педагогический стаж 25 лет. В итоге 10.517 руб, спустя год 10 717 руб. Мои лучшие годы по зарплате с 2010, когда я начала работать в частном доу (в стаж вошли все годы), К какому специалисту обратиться за пересмотром размера пенсии? И каков шанс ее увеличения?


Для ответа на Ваш вопрос необходимо произвести проверку пенсионных начислений. При выявлении ошибок или не выгодного варианта пенсионного обеспечения следует обращаться в ПФР за перерасчетом пенсии.

Если вам необходима помощь в проверке пенсионных начислений, я готова вам помочь в этом.


Мне 60 лет, пенсию должны дать в следующем году. Стаж в СССР 6 лет, что было достаточно. В РФ стаж ИПшника, достаточный для пенсии, но мало пенсионных баллов, а стаж СССР вроде баллов не даёт. Мне вообще пенсию то дадут?



Дмитрий Игоревич! Согласно Приложению 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившей в силу с 1 января 2019 года редакции закона, к сроку выхода на пенсию по старому прибавляется 24 мес., но пенсия по старости может назначаться раньше, но не более чем за шесть месяцев согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".

Т.е. если 60 лет для мужчины исполняется в 2020, то прибавляем + 24 месяц, вычитаем-6 месяцев. Именно таков срок выхода на пенсию в связи с переходными положениями. Если пенсионных баллов будут недостаточно, то пенсию не назначат (ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), а баллы можно будет докупить.


Пенсионные баллы рассчитываются как до 2015 года, так и после этой даты. (ст.15 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях")

В расчете пенсионных баллов до 2015 года участвует и советский стаж, и общий стаж, а так же ваша заработная плата и взносы в ПФР.

Если не хватает баллов, может необходимо предоставить другой период заработка в ПФР?

Для более подробного ответа на ваш вопрос необходимо произвести оценку ваших пенсионных прав и выявить причину, по которой у вас сформировано мало пенсионных баллов.


Пенсию Вам назначат в любом случае.

В соответствии с ст.11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

1. Право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:5) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста

Если не хватает коэффициентов или стажа для назначения трудовой пенсии по старости, государство будет выплачивать социальную. Право на нее появляется на пять лет позже назначения пенсии по старости.

В 2020 году женщины смогут получать социальную пенсию по старости с 61,5 лет, а мужчины — с 66,5 лет. В 2028 году возраст назначения социальной пенсии составит 65 и 70 лет соответственно.

Чтобы получить право на трудовую пенсию в 2019 году, нужно иметь хотя бы 10 лет страхового стажа. Если стаж меньше, социальную пенсию по старости назначат на пять лет позже того возраста, в котором при наличии необходимого стажа и коэффициентов появляется право на страховую пенсию.

Социальную пенсию условно называют минимальной. В 2020 году в Москве она составляет 12578 рубля. Государство индексирует ее каждый год. В Окончательный размер этой пенсии зависит от прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе: если начисленная пенсия меньше, можно получить доплату.

Купить недостающие пенсионные коэффициенты могут самозанятые граждане, к которым относятся индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, воспитатели, всевозможные помощники по хозяйству, фрилансеры, переводчики и репетиторы и другие. Могут докупить коэффициенты люди, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование. А также любой человек может купить коэффициенты для своего родственника или друга, если за того не платит работодатель. Кроме того, купить коэффициенты могут граждане России, которые работают за пределами нашей страны.

Расчет сумм добровольных страховых взносов идет в календарном исчислении и зависит от размера МРОТ, установленного на начало финансового года. До недавнего времени минимальный годовой взнос рассчитывался исходя из двукратной величины МРОТ. Согласно недавно принятому федеральному закону «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» минимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2019 рассчитывается исходя из однократной величины МРОТ:

1 МРОТ x 26% х 12= 29 779 рублей.

Заплатив в ПФР такую сумму, человек сможет заработать 1,177 коэффициентов и один год страхового стажа.

Утверждение локальных нормативных актов
Документы, необходимые для назначения пенсии


Прежде чем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, необходимо в общем виде представить себе систему законодательных актов, действующих в данной сфере, и основные вопросы, которые ими регулируются.

Основные законодательные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в Российской Федерации:

1) Конституция Российской Федерации (действующая редакция на 01.01.2009) — в редакции Указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, от 21.07.2007 N 5-ФКЗ, Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ);

4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ);

5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ);

6) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ);

7) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1);

8) Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее — Закон N 21-ФЗ);

9) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);

10) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ);

11) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах » (далее — Закон N 75-ФЗ);

12) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон N 111-ФЗ).

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Законом N 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного Закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии .

Действие Закона N 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся:

1) физические лица — граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан. Основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Законом N 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральным государственным служащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Закона N 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия.

К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств:

1) в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) в государственной противопожарной службе;

6) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) в органах уголовно-исполнительной системы.

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Закон N 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за ее пределы.

Закон N 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Закон N 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям в соответствии с указанным правовым актом относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Закон N 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Закон N 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

НК РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

ТК РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

При определении даты назначения досрочной страховой пенсии по старости для граждан, которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), судам необходимо учитывать переходные положения, установленные Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

(БЮЛЛЕТЕНЬ судебной практики Московского областного суда за первое полугодие 2020 года)

Требование истца

Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 25 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения от 07.06.2019г. об отказе в назначении досрочной страховой пении по старости, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2019г.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия необходимого специального стажа на момент обращения с заявлением, при этом в специальный стаж необоснованно не зачтены периоды работы.

Выводы суда по делу

Решением Ступинского городского суда Московской области исковые требования удовлетворены.

Суд первой инстанции указал, что по состоянию на 01.01.2019г. истец выработал необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, однако в установленном порядке не реализовал свое право на её назначение до установления нового правового регулирования (до 31.12.2018г.), и, сославшись на ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», исходил из того, что за истцом сохраняется право на досрочный выход на пенсию по старости со дня обращения за ней, независимо от требований приложений №№ 6 и 7 к Федеральному закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области просило решение суда отменить, в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 04.02.2019г.

Судебная коллегия с решением суда первой инстанции в обжалованной части не согласилась, поскольку содержащийся в нем вывод основан на неправильном толковании положений Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающих сроки назначения страховых пенсий, а также переходных положений, принятых в связи с реализованной в 2019 году реформой пенсионного законодательства.

  • Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
  • Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
  • В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

  • 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» введена часть 1.1.
  • Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
  • В соответствии с приложением № 7 при возникновении права выхода на досрочную страховую пенсию по старости по п. 20 . 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в 2019 году, досрочная страховая пенсия подлежит назначению через 12 месяцев после возникновения на нее права.

Судом первой инстанции установлено, что Л. обратился за назначением досрочной страховой пенсии 04.02.2019г., то есть после вступления в силу изменений, внесенных ст. 10 Федеральным законом от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Таким образом, в соответствии с приведенным выше приложением № 7, датой назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости будет являться 04.02.2020г.

Однако, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

✔ Поскольку по состоянию на 04.02.2019г. истец имел необходимый медицинский стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом приведенного выше правового регулирования пенсия должна быть назначена ему на 6 месяцев раньше даты, указанной в приложении № 7 , то есть с 04.08.2019г.

Ссылка суда первой инстанции в решении на ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», предусматривающей сохранение за гражданами права на назначение страховых пенсий непосредственно с даты подачи заявления, является необоснованной.

Приведенное в данной части правило подлежит применению при соблюдении двух условий:

1) если граждане достигли возраста выхода на пенсию до введения нового правового регулирования в пенсионном законодательстве и не сразу реализовали свое право на получение пенсионного обеспечения;

2) для вида пенсии, на которую претендует гражданин в качестве условия предусмотрен определенный возраст для её назначения.

Досрочная страховая пенсии по старости, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается медицинским работникам независимо от возраста, при условии выработки необходимого минимального специального медицинского стажа в конкретной должности, предусмотренной списками.

Таким образом, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в данном случае применению не подлежит.

О ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ НА ПОСТОЯННОЕ

ЖИТЕЛЬСТВО ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2001 года

22 февраля 2001 года

Статья 1. Гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, перед отъездом по их желанию выплачиваются суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях за шесть месяцев вперед.

Статья 2. Гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и имеющим (имевшим) ко дню выезда право на получение государственных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании их письменных заявлений суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) могут переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена государственная пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в российских рублях.

Суммы государственных пенсий, подлежащие переводу за пределы Российской Федерации, пересматриваются при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения, дающих право на более высокую пенсию, если связанный с этим пересмотр размеров государственных пенсий может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на перерасчет государственных пенсий, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное.

Расходы на выплату государственных пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом производятся из источников, за счет которых осуществлялась выплата государственных пенсий на территории Российской Федерации.

Статья 3. Порядок выплаты государственных пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Статья 4. При возвращении граждан на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой), право на получение которых имелось ко дню выезда за пределы Российской Федерации, не полученные за время постоянного проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для выплаты государственной пенсии, не полученной пенсионером своевременно.

Статья 5. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.

При этом, если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.

Статья 6. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон Российской Федерации от 2 июля 1993 года N 5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1233).

Статья 8. Социальные пенсии, назначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, выплачиваются в прежнем порядке.

6 марта 2001 года

Судебная практика и законодательство — 21-ФЗ О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации

Установление различных условий назначения трудовых пенсий для граждан Российской Федерации и иностранных граждан, а также лиц без гражданства не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства лишаются права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. В частности, статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2001 года N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации" иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется сохранение права на получение государственных пенсий, назначенных в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью (службой) в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.

Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 998);

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Государства Израиль Б.А. Горфункель просит признать не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации часть третью статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона от 6 марта 2001 года N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в той мере, в какой ими допускается лишение иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, права на получение пенсии по старости, назначенной им по нормам законодательства Союза ССР.

4.52. Пенсионерам, выезжающим на постоянное место жительства в государства, законодательством которых не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, перед отъездом выплачиваются суммы назначенной пенсии за шесть месяцев вперед в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" .

Федеральный закон "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 998);

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 19, ст. 2188);

В соответствии с Федеральными законами "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" Правительство Российской Федерации постановляет:

Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 998);

4.52. Пенсионерам, выезжающим на постоянное место жительства в государства, законодательством которых не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей, перед отъездом выплачиваются суммы назначенной пенсии за шесть месяцев вперед в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" .

3. Вопрос о конституционности норм, допускающих лишение пенсионеров права на начисление и выплату трудовых пенсий в случае их выезда на постоянное жительство за границу, рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации в деле о проверке конституционности положений статей 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации". В Постановлении от 15 июня 1998 года, вынесенном по этому делу, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию.

"4.52. Пенсионерам, выезжающим на постоянное место жительства в государства, законодательством которых не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы и их семей, перед отъездом выплачиваются суммы назначенной пенсии за шесть месяцев вперед в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" .".

Читайте также: