Федеральный закон взаимодействие пенсионного фонда

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год

Принят Государственной Думой 23 сентября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 7 октября 2020 года

1. Утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) за 2019 год:

1) общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 8 780 997 005,2 тыс. рублей, из них 8 720 193 222,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 3 308 710 623,1 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 322 817,8 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 8 627 131 752,7 тыс. рублей, из них 8 564 312 635,6 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

3) объем профицита бюджета Фонда в сумме 153 865 252,5 тыс. рублей, сложившегося исходя из профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 155 880 586,9 тыс. рублей и дефицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 2 015 334,4 тыс. рублей.

2. Утвердить следующие показатели исполнения бюджета Фонда:

1) доходы бюджета Фонда по кодам классификации доходов бюджетов за 2019 год согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону;

2) структура расходов бюджета Фонда за 2019 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону;

3) источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов за 2019 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

Президент Российской Федерации В.Путин

15 октября 2020 года

Приложение 1к Федеральному закону"Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год"

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по кодам классификации доходов бюджетов за 2019 год

Кассовое исполнение

Налоговые и неналоговые доходы

0001 00 00000 00 0000 000

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

0001 02 00000 00 0000 000 0001 02 02000 00 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02010 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии

1 02 02020 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02030 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периодыс 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02031 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02032 06 0000 160

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии

1821 02 02080 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)

1821 02 02100 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)

1821 02 02110 06 0000 160

Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии

1821 02 02120 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02130 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

182 1 02 02131 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02132 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02140 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии

1821 02 02150 06 0000 160

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации

3921 02 02041 06 0000 160

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии

3921 02 02042 06 0000 160

Налоги на совокупный доход

0001 05 00000 00 0000 000

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

0001 05 01000 00 0000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)

1821 05 01030 01 0000 110

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0001 09 00000 00 0000 000

Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам

0001 09 08000 00 0000 140

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

1821 09 08020 06 0000 140

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10000 06 0000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии(по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10010 06 0000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10020 06 0000 160

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0001 11 00000 00 0000 000

Доходы от размещения средств бюджетов

0001 11 02000 00 0000 120

Доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию

3921 11 02050 06 0000 120

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации

3921 11 02051 06 0000 120

Доходы от временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию, а также доходы от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений

3921 11 02052 06 0000 120

Доходы от временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

3921 11 02053 06 0000 120

Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации от инвестирования средств резерва по обязательному пенсионному страхованию

3921 11 02200 06 0000 120

Доходы от инвестирования средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию

3921 11 02210 06 0000 120

Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственногои муниципального имущества(за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 05000 00 0000 120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений)

0001 11 05030 00 0000 120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 11 05036 06 0000 120

Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 09000 00 0000 120

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 09040 00 0000 120

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 11 09046 06 0000 120

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

0001 13 00000 00 0000 000

Доходы от компенсации затрат государства

0001 13 02000 00 0000 130

Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества

0001 13 02060 00 0000 130

Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом Российской Федерации

3921 13 02066 06 0000 130

Прочие доходы от компенсации затрат государства

0001 13 02990 00 0000 130

Прочие доходы от компенсации затрат бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 13 02996 06 0000 130

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0001 14 00000 00 0000 000

Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности(за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений,а также имущества государственныхи муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 14 02000 00 0000 000

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

3921 14 02060 06 0000 410

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

3921 14 02060 06 0000 440

Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

000114 03000 00 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1671 14 03060 06 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1801 14 03060 06 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1881 14 03060 06 0000 410

Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

0001 14 03000 00 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1671 14 03060 06 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1801 14 03060 06 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1881 14 03060 06 0000 440

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0001 16 00000 00 0000 000

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов)

0001 16 20000 00 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

1001 16 20010 06 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

3921 16 20010 06 0000 140

Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями

48 - 51 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

3921 16 20050 01 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу

0001 16 21000 00 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении

С начала января 2015 года регулирование вопросов по пенсионному обеспечению абсолютного большинства наших граждан будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ). Новое законодательство придет на смену действующему Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По новому пенсионному закону будет введена другая пенсионная формула и прочие важные нововведения. Более подробно эти изменения мы рассмотрим в данной статье.

Изменения в порядке обращения за пенсией

Мы привыкли самостоятельно обращаться с заявлениями об установлении пенсии в органы пенсионного обеспечения, чего собственно и требует от нас закон № 400-ФЗ.

Теперь этот порядок изменится. В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ обращаться за установлением страховой пенсии, а также ее выплатой и доставкой, может сам работодатель с письменного согласия застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях.


Нужно отметить, что данное нововведение, это как раз та ситуация, когда новым становится хорошо забытое старое. На самом деле, не так уж давно, в советские годы, будущие пенсионеры могли обратиться за пенсионным оформлением в администрацию организации по последнему месту работы. Данная администрация вместе с местным комитетом профсоюза должна была в обязательном порядке подготовить и передать документы до определенного срока отделу по социальному обеспечению. В профком и администрацию подавалось два вида формы – одна для назначения пенсии по инвалидности, другая для предоставления пенсии при случаях потери кормильца. Поэтому взаимодействие и сотрудничество органов и работодателей по пенсионному обеспечению, а именно по части оформления пенсий ранее уже действовали на практике, и в наше время для этого решения имеются все основания.

Нужно отметить, что совместная работа Пенсионного Фонда РФ (ПФР) и работодателя действительно важна и имеет весомое значение. Принятие соответствующего закона направлено на то, чтобы улучшить обслуживание граждан по оформлению им пенсий.

Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем

Пенсионный фонд – крупнейший государственный институт, деятельность которого затрагивает, пожалуй, самые важные и социально значимые услуги, в том числе установление и выплату пенсий, а также прочие выплаты пенсионного характера. Пенсионное обеспечение для нетрудоспособных лиц имеет исключительную важность поскольку для них это единственный источник дохода. В связи с этим приоритетная задача фонда – это качественно и эффективно предоставить гражданам названные услуги. От того, насколько успешно будет выполнена данная задача, зависит социальная стабильность в обществе, и как бы громко это ни звучало, степень доверия проживающего нашей стране населения к власти.

Не для кого ни секрет, что во многом наша пенсия зависит от действий работодателя (страхователя). В его обязанности входит выплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление сведений индивидуального учета по застрахованным лицам в территориальные органы фонда в соответствии с установленным законодательством. Кроме того, это касается и оказания работникам содействия по оформлению необходимых документов для назначения пенсии.

Поэтому Фонд ведет работу по организации электронного взаимодействия работодателей с территориальными органами ПФР по представлению документов для пенсии на граждан, состоящих с работодателем в трудовых отношениях. Фонд это взаимодействие ведет в качестве проведения, так скажем, заблаговременной работы, которая включает комплекс мер, направленных на обеспечение более полных и достоверных данных о пенсионных правах застрахованных лиц, которые зарегистрированы в территориальных органах пенсионного фонда, что необходимо для правильного и назначения пенсии.

При этом сам страхователь может являться партнером ПФР в деле по улучшению качества обслуживания граждан в предоставлении пенсионного обеспечения.

В чем заключается суть данной работы?

Если говорить коротко, то суть данной задачи заключается в том, чтобы договоренность территориальных органов Фонда со страхователями по поводу представлении ими электронных документов в ПФР, требующихся для оформления пенсии для работающих у них граждан, проводилась по защищенным каналам связи для правовой оценки, обработки и формирования макета электронного выплатного дела по соответствующим правомочным лицам.

Макет электронного выплатного дела в ПФР – это дело, сформированное до того как территориальный орган принял решение о назначении пенсии. Отметим, что он также формируется органом ПФР для проведения заблаговременной работы по лицам, которые должны выйти на пенсию.

Говоря о каналах связи, по которым предоставляются соответствующие документы, естественно возникает вопрос, какими именно должны быть эти каналы? Значит ли это, что работодателю нужно будет организовать какого-либо дополнительный источник обмена данными с Фондом? На этот вопрос мы твердо отвечаем – нет. Дело в том, что все необходимые каналы уже созданы. В этих целях используются не только защищенные каналы связи, но и программные средства, который применяет страхователь для передачи отчетности по страховым взносам и индивидуальному учету работающих у него лиц в орган ПФР. Отметим, что предусмотренные для данных целей каналы связи -это удобный бесконтактный способ представления отчетных документов.

Напомним, что на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения можно предоставлять на 50 и более лиц, включая лица, которые заключили договор гражданско-правового характера. Все документы передаются в электронном виде. В том же порядке представляются сведения и страхователем, но менее чем на 50 работающих у него граждан. Данная общепринятая практика теперь касается большинства работодателей.

Такой подход подразумевает решение ряда вопросов: стоит ли предоставлять допуск работодателей в систему электронного документооборота ПФР; какой способ защиты лучше использовать при передаче персональных данных; стоит ли назначить электронную подпись элементом для равнозначного признания как электронных, так и бумажных документов, подписанных в установленном порядке участниками информационного взаимодействия.

Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии


Организация работы по передаче документов для оформления пенсии между работодателем и органом ПФР ведется при заключении соответствующего соглашения (оно может быть и дополнением к уже действующему соглашению по обмену электронной документации при предоставлении данных персонифицированного учета и расчетов страховых взносов на пенсионное страхование). Также должен быть согласован порядок (регламент) для электронного информационного взаимодействия.

Работодатель может передавать не только документы, которые предъявляются гражданином при заключении трудового договора - паспорт, свидетельство пенсионного страхования, трудовая книжка и др., но и прочие документы, в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от вида устанавливаемой пенсии. Например, свидетельство о браке или о рождении ребенка. Как мы видим, при таком взаимодействии, работодатель оказывает достаточно больше содействие своему сотруднику в подготовке необходимых документов.

Все требуемые документы нужно предоставлять в срок, согласованный с территориальным органом пенсионного фонда, и не позднее, чем за 9 месяцев до вступающего в силу права на пенсию. Документация предоставляется в соответствии со списком сотрудников, которые должны выйти га пенсию в течение года, в электронном виде с электронной подписью от уполномоченного лица работодателя через коммуникационные каналы связи.

Рекомендуется оформлять необходимые для назначения пенсии электронные документы на каждое застрахованное лицо. То есть по каждому сотруднику должен быть сформирован отдельный пакет документов с указанием ФИО и адреса регистрации. Документы должны быть отсканированы в цветном изображении и с расширением в 300 dpi. Каждый документ лучше сканировать отдельно. К каждому пакету документов прилагается реестр направляемых документов. Каждый содержащийся в пакете документ должен быть заверен электронной подписью.

Очень важно отметить, что предоставление документов работодателем выполняется только с согласия заинтересованного лица. Это обусловлено установленными требованиями нормативных правовых актов по защите персональных данных. Естественное это также основывается на базе пенсионных правоотношений и заявительном принципе обращения за пенсией. Здесь следует отметить, что по закону № 400-ФЗ, граждане, которые добровольно отложили выход на пенсию, получают серьезные бонусы для увеличения размера их пенсии.

Работодатель в установленном порядке может предоставлять также документы, которые направлены на повышение эффективности заблаговременной работы по застрахованным лицам, выходящим на пенсию, например, списки работников, которые должны выйти на пенсию, перечень рабочих мест, должностей и профессий, занятость в которых предоставляет гражданам право выйти на пенсионное обеспечение по старости досрочно.

Обращаем Ваше внимание, что те документы, которые направляются работодателем в орган ПФР в установленном порядке, обязательно проходят процедуры обработки регистрации. Сотрудниками территориальных органов пенсионного фонда, отвечающими за проведение заблаговременной работы, при получении пакета документов формируется расписка о получении. С вою очередь они также заверяют его электронной подписью и отправляют страхователю по каналам связи. Если недостает каких-то документов, то страхователя об этом уведомляют.

Подача документов через доверенное лицо

Итак, представим, что территориальный орган ПФР и работодатель заключили между собой согласие о представлении электронных документов для оформления пенсии. В данном случае, организация работы должна быть сформирована так, чтобы в наступающий для обращения за пенсией срок, подать заявление и необходимые документы в Фонд могло также уполномоченное лицо страхователя. Другими словами, обеспечение обращений за пенсией фактически известных Фонду граждан будет осуществляться через доверенное лицо, на основании доверенности работается, интересы которого он будет представлять в территориальном органе ПФР. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

В соответствии с пунктом 7 Правил по обращению за пенсией, за назначением или перерасчетом размера пенсии, по вопросам перехода с одного вида пенсии на другой по федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденному Правительством Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, граждане могут обращаться в любое время при появлении права на нее и без ограничения сроком, подав документы самостоятельно, через работодателя либо через его представителя.

Это положение также изложено, но более конкретизировано в Административном регламенте по предоставлению Пенсионным фондом РФ госуслуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1521н. В соответствии с пунктом 4 данного правового акта, гражданин воспользоваться этой госуслугой может через своего законного представителя - родителей, опекунов, усыновителей, попечителей. Или через представителя организации, в которой под надзором находятся не дееспособные граждане. Это относится также к представителям детских приютов и домов, осуществляющих опеку детей, оставшихся без родителей, и доверенным лицам (уполномоченные гражданином лица на основании доверенности).

Доверенность, согласно статье 185 Гражданского кодекса РФ, это уполномочие в письменном виде, выдаваемое одним лицом другому для представительства интересов перед третьими лицами.

Важно отметить, что получить нотариальную форму доверенности, можно в случаях, предусмотренных законом. При этом, согласно действующему законодательству РФ, представителю гражданина при подаче заявлении на пенсию необязательно предъявлять нотариально удостоверенную доверенность.

Это значит, что гражданин может выдавать доверенность на право представления его интересов в ПФР при подаче заявления, другому физическому лицу. Доверенность должна содержать перечень полномочий на совершение действий при подаче заявления на пенсию и к ней должны прилагаться все необходимые документы. В доверенности также указываются данные паспорта уполномоченного лица и доверителя, дата заключения доверенности и срок ее действия. Доверенное лицо может не только предоставлять заявление на пенсию и его документы, но и получать расписку-уведомление о приеме документов в ПФР, а также пенсионное удостоверение. Как мы уже говорили, уполномоченным лицом может быть также представитель работодателя. В данном случае обратим внимание, что согласно пункту 7 указанных выше Правил, заявление на оформление пенсии и соответствующие документы могут представляться в территориальный орган ПФР не раньше, чем за месяц до наступления пенсионного возраста.

В чем заключаются плюсы взаимодействия страхователей и Пенсионного фонда в деле назначения пенсии?


Преимущества взаимодействия между ПФР и работодателем относительно гражданских интересов и назначения им пенсий в кратчайший срок, на наш взгляд, очевидны. Предпосылками к организации сотрудничества через электронные средства послужили несколько факторов: успешная эксплуатация электронного документооборота ПФР, где большинство участников – это страхователи, а также правовая и техническая возможность ведения пенсионных дел в электронном варианте.

Можно конечно отметить, что в сравнении с советским временем, на работодателя это обязанность не накладывается в обязательном порядке. Закон № 400-ФЗ подтверждает только его право обращаться за пенсией для собственных сотрудников, поэтому особенно усердствовать по части организации электронного взаимодействия с Пенсионным Фондом не стоит. Но само по себе создание электронного взаимодействия для цели предоставления документов на оформление пенсий будет положительно отражаться на имидже компании и подчеркнет ее социальную ответственность перед сотрудниками.

Следует также помнить, что работодателю часто приходится отпускать сотрудников именно в рабочее время по делам, касающихся сбора и подачи требуемых документов на пенсию, что может нести за собой издержки для компании. Организация электронного взаимодействия исключает эту проблему.

Основываясь на результатах практики, нужно отметить, что многие страхователи охотно принимают участие в этом проекте, осознавая не только его преимущества, но и важность. Статистический анализ показал, что на 1 сентября 2014 года количество работодателей, с которыми была осуществлена договоренность об электронном взаимодействии, составило более 240 000.

Кроме того, многие органы исполнительной власти РФ, заинтересованные в том, чтобы повысить качество предоставляемых гражданам госуслуг на их территории, оказывают активную поддержку таких инициатив, причем не только морально, но и на основании принятия соответствующих нормативных актов.

Например, на Белгородчине было принято распоряжение Правительства Белгородской области от 21 января 2013 г. № 27-рп «О дополнительных мерах по взаимодействию территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области со страхователями». Данное распоряжение направлено на то, чтобы организации всех форм собственности обеспечили направление в территориальные органы Пенсионного Фонда РФ электронных (сканированных) документов застрахованных лиц за год до выхода на пенсию и заключили соглашение по обмену документами в системе электронного документооборота ПФР по предусмотренным для данных целей коммуникационным каналам связи.

Также в Татарстане уже действует от 20 мая 2013 года постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 330 «Об организации подготовительной работы по назначению пенсий в электронной форме». Данное постановление утверждает Регламент информационного взаимодействия для подготовки документов в электронном виде для оформления пенсий. При этом в задачи исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и подведомственных им организаций входит обеспечение предоставления в территориальные органы ПФР электронных документов трудоустроенных граждан за год до выхода на пенсию. А на руководителей иных организаций, предприятий и учреждений всех форм собственности лежит обязанность по организации данной работы.

Пенсионный фонд России на федеральном уровне также заключает согласие об электронном взаимодействии с крупными страхователями, у которых имеется развитая региональная сеть своих представительств. Так, например, от 21 августа 2013 года было направлено письмо в субъекты РФ от Пенсионного фонда и ОАО «РЖД», в котором указаны рекомендации по проведению рабочих встреч представителей служб по управлению персоналом от ОАО «РЖД» и органов ПФР и, по мере готовности, организация информационного взаимодействия в соответствии с положениями согласованного сторонами Примерного порядка формирования информационного электронного взаимодействия по предоставлению документов для оформления пенсии. Подобный документ действует также между Пенсионным фондом и ОАО «Газпромбанк».

В заключение статьи, хотелось бы выразить надежду, что согласно принятому закону № 400-ФЗ о предоставлении страхователям права для обращения за пенсией собственным сотрудникам, обращаться к системе электронного информационного взаимодействия будет все больше и больше работодателей. Пенсионный фонд РФ открыт для взаимовыгодного сотрудничества со всеми работодателями, которые заинтересованы в уличении предоставления качества госуслуг для наших граждан.

Электронное взаимодействие с Пенсионным фондом необходимо организовать для обмена юридически значимыми электронными документами. Какой алгоритм электронного документооборота с ПФР предусмотрен законодательно, рассмотрим далее.

Порядок организации электронного информационного взаимодействия с ПФР

Все работодатели-страхователи обязаны предоставлять в ПФР различные документы и отчеты в установленные сроки. Делать это можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно предоставлять отчетность непосредственно проверяющему специалисту в отделении ПФР или же направлять документы почтой. Такая возможность есть лишь у компаний, среднесписочная численность которых не превышает 25 сотрудников.
  2. Через специальные посреднические компании. Документы заверяются ЭЦП посредника.
  3. Посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС), установив необходимые компоненты на свой компьютер.

Третий вариант получает все большее распространение, поскольку позволяет сэкономить массу времени и сил.

Порядок электронного взаимодействия с ПФР закреплен в распоряжении ПФР «О внедрении защищенного электронного документооборота…» от 11.10.2007 № 190р. Согласно данному документу страхователю следует:

  1. Обратиться в удостоверяющий центр и заключить договор о приобретении средств криптозащиты и программного продукта для организации электронного документооборота (ЭДО).
  2. Получить сертификаты и ключи и установить необходимые компоненты на свой компьютер.
  3. Направить в отделение ПФР заявление о подключении к ЭДО.

  1. Подписать с территориальным органом ПФР соглашение об обмене электронными документами (бланк см. в следующем разделе).
  2. Сформировать в любой специальной программе, разработанной ПФ для подготовки персонифицированных сведений, или в используемом софте по учету зарплаты и стажа сотрудников необходимую форму отчета и выгрузить файл.
  3. Пропустить полученные файлы через специальную «проверяющую» программу на наличие ошибок.
  4. Если в результате тестирования будет выдано сообщение «Успех», следует заверить файлы электронно-цифровой подписью (ЭЦП) и отправить их на проверку в ПФР.

Вышеуказанные программы можно бесплатно скачать на официальном сайте Пенсионного фонда по адресу http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for_employers/programs_for_employers/.

ЭЦП — реквизит электронного документа, который используется для защиты файла от подделки. ЭЦП формируется посредством криптографического преобразования информации и позволяет установить лицо, подписавшее документ. ЭЦП бывают открытыми и закрытыми.

В течение 22 дней после отправки файлов страхователь получает квитанцию о доставке отчета в территориальный орган ПФР, а в срок до 4 дней — протокол контроля файла. Если результат проверки положительный, то абоненту нужно подписать своей ЭЦП протокол проверки и направить его в ПФР. Если отрицательный, то исправить все указанные недочеты и направить файл снова.

Соглашение об электронном взаимодействии с ПФР

Очень важно подписать соглашение об электронном взаимодействии с ПФР до наступления отчетного периода, поскольку без данного документа электронный документооборот невозможен. А направление отчетности на бумажном носителе при штате более 25 человек карается штрафом в размере 200 руб. (п. 2 ст. 46 закона «О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В случае непредставления отчетности или нарушения сроков ее передачи страхователю выставляются штрафные санкции в размере 5% от сумм страховых взносов за последние 3 месяца отчетного периода, но не менее 1 000 руб. и не более 30% от страховых начислений за тот же период.

Форма документа закреплена в Приложении № 3 распоряжения ПФР № 190р. Соглашение содержит сведения о территориальном отделении ПФР и страхователе, которые заполняются собственноручно или с использованием компьютерной техники, а также права и обязанности сторон при обмене электронными документами, технические условия и порядок электронного взаимодействия.

Бланк документа можно скачать на нашем сайте:


Особенности электронного взаимодействия территориальных органов ПФР со страхователями при назначении пенсии

С января 2015 года изменился порядок обращения граждан, выходящих на пенсию, за назначением выплат. Теперь с письменного согласия работника данную процедуру может осуществить работодатель (п. 3 ст. 21 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Для этого не позднее 9 месяцев до выхода работника на пенсию плательщик страховых взносов формирует пакет документов, который включает в себя:

  • трудовой договор;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС;
  • паспортные данные и иные документы, в зависимости от вида устанавливаемой пенсии.

Бумаги сканируются в цветные изображения с расширением не менее 300 dpi и под реестр направляются в территориальное отделение по телекоммуникационным каналам связи за электронной подписью страхователя. Если на пенсию выходят несколько сотрудников, то на каждого оформляется отдельный пакет документов.

При получении файлов ответственный работник ПФ отправляет страхователю расписку о получении документов за своей ЭЦП. После окончания процедуры обработки и регистрации информации в единой базе работодателю направляется протокол принятия бумаг. Если каких-то документов не хватает, страхователь будет также извещен по ТКС.

ВНИМАНИЕ! До отправки файлов с территориальным отделением ПФ РФ необходимо заключить дополнительное соглашение об электронном документообороте.

Пенсионерам останется лишь обратиться с заявлением и паспортом в ПФ за назначением пенсии.

Итоги

Электронный обмен документами с ПФ подразумевает не только передачу отчетов, но и возможность отправки документов сотрудников, выходящих на пенсию. Для организации электронного взаимодействия с ПФ работодателю следует получить ключ ЭЦП в удостоверяющем центре и подписать с отделением ПФ соответствующее соглашение.

Передача документов по телекоммуникационным каналам связи позволяет оперативно обмениваться информацией с территориальным отделением, а также подчеркивает заботу работодателя о своих сотрудниках, что положительно отражается на имидже компании.

Читайте также: