Фз о прокуратуре защита пенсионеров и инвалидов


Создание доступной для инвалидов и других представителей маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве) среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечивать беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры возложена как на органы государственной власти и местного самоуправления, так и на организации независимо от организационно-правовых форм.

Прокурорами на постоянной основе проводятся проверки доступности к объектам транспорта и социальной инфраструктуры, доступности услуг и информации. В этом году при осуществлении надзора за исполнением законодательства в указанной сфере в суд направлено 14 исков, из которых 4 удовлетворено, с целью устранения выявленных нарушений внесено 42 представления, по результатам рассмотрения которых 30 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокурорами возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, 2 лица привлечены административной ответственности.

Особую тревогу вызывает несоблюдение требований доступности учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение жизненных потребностей лиц с ограниченными возможностями – медицинских учреждений, аптек, помещений органов власти и местного самоуправления.

Так, в настоящее время на контроле прокуратуры Кировского района г. Перми находится исполнение решения суда по иску прокурора района к Бюро № 6 ГКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» об обеспечении доступности названного объекта для маломобильных групп населения.

Прокурорскими проверками нарушения требований законодательства о доступности установлены в ГБУЗ «Большесосновская центральная районная больница», МБУК «Бардымская централизованная библиотечная система», МАУ «Бардымский центр культуры и досуга» и др. В Ильинском районе не обеспечена доступность в здание ГКУ «Центр занятости населения Ильинского района». По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования.

В нарушение Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ГОСТ «Интернет-ресурсы «Требования доступности для инвалидов по зрению» официальные сайты Земского Собрания Карагайского муниципального района, администраций Юсьвинского муниципального района и Большесосновского сельского поселения не содержали версии для слабовидящих людей. Благодаря мерам прокурорского реагирования интернет-ресурсы приведены в соответствие с законодательством.

Статьей 15.1 Закона о защите инвалидов определены органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В соответствии со ст. 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Следовательно, если человек с ограниченными возможностями не может получить доступ к помещению или услуге, ему необходимо обратиться по данному вопросу в органы социальной защиты.

С учетом значимости вопросов обеспечения прав социально незащищенных категорий граждан, защита их прав остается приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры.

Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры края Гюли Баландина

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 17 июля, 28 ноября 2009 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 8, 21 ноября 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 7 мая, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 2 апреля, 4 июня, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 8 марта, 13 июля, 5 октября, 28 ноября 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 29 июля, 20, 31 декабря 2017 г., 18 апреля, 3 августа, 11, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 1 октября, 16, 27 декабря 2019 г., 6 февраля, 31 июля, 27 октября, 9 ноября 2020 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

17 января 1992 года.

В соответствии с Законом о прокуратуре, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Они осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Установлен запрет на воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Закон устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов: органами власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Установлено, что в случаях, предусмотренных законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"

Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения пунктов 1 и 2 статьи 36 настоящего Федерального закона - в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона признан не соотетствующим Коснтитуции РФ постольку, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 ноября 2020 г.

Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 353-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 ноября 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 516-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Изменения в пункт 1 статьи 41.4 и пункт 3 статьи 44 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положения пункта 1 статьи 43.4 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 октября 2013 г. и 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г., за исключением изменений в статью 51 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 5 октября 2002 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 19 ноября 1999 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона в части, устанавливающей доплаты к должностным окладам прокурорских работников за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде и почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Пункт 1 статьи 44 в указанной части вступает в силу с 1 января 1999 г

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца 2 пункта 4, абзаца 2 пункта 5, абзацев 2 и 4 пункта 6, абзаца 2 пункта 7 статьи 44.

Абзац 2 пункта 4, абзац 2 пункта 5, абзацы 2 и 4 пункта 6, абзац 2 пункта 7 статьи 44 настоящего Федерального закона, устанавливающие дополнительные льготы для прокурорских работников, вводятся в действие с 1 января 1996 г

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Органы прокуратуры являются правоохранительными органами, а потому уполномочены принимать меры к защите прав и законных интересов граждан, которые нуждаются в правовой помощи, они могут выступать в защиту инвалидов и помогать в случаях, когда инвалид не имеет возможности самостоятельно защитить свои права.
Для того чтобы прокуратура смогла провести проверку и выявить нарушение прав инвалида, как правило, необходимо подать заявление в прокуратуру, в котором необходимо аргументированно изложить суть проблем и трудностей, с которыми столкнулся инвалид.
Заявление или жалоба в прокуратуру составляется в произвольной форме. В заявлении указывается орган прокуратуры, в который подается заявление или жалоба, адрес его местонахождения и данные заявителя (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). В основной части заявления последовательно излагаются события или действия, которые повлекли нарушение и результаты нарушения, по возможности делаются ссылки на нормативные правовые акты, которые нарушены. В просительной части заявления или жалобы, как правило, содержится просьба разобраться в сложившейся ситуации, провести проверку и принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов и наказанию виновных.
Например, ЧЛ. обратился в прокуратуру Железнодорожного района с заявлением, считая, что его незаконно лишили положенной компенсации в размере ста тысяч рублей. По закону эти деньги должны были выплатить взамен льготного автомобиля, поскольку он является инвалидом 3-й группы с детства и еще в 1993 г. был поставлен на учет на льготное получение автотранспорта. Из-за отсутствия финансирования на протяжении многих лет никакой транспорт инвалидам не выдавался. Согласно указу Президента РФ от 6 мая 2008 г. те, кто стоял в очереди до 1 января 2005 года, должны получить денежные компенсации взамен автомобиля. Однако Министерство социальной защиты упорно отказывалось выплатить 35-летнему инвалиду сумму, утверждая, что она ему не полагается. Прокуратура поддержала требования Ч.Н. в суде, который признал требование Ч.Нзаконным и обоснованным.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прокуратуре РФ») поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматривался в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Такой срок составляет один месяц. В ответ на заявление, жалобу и иное обращение прокуратура направляет мотивированное письмо. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Прокуратура уполномочена реагировать не только на жалобы и заявления граждан. Нарушения прав инвалидов прокуратура выявляет и во время проверок соблюдения законодательства, которые она проводит по собственной инициативе. Например, поводом для проверки может стать газетная статья о нарушениях, которые журналист заметил во время интервью с работниками дома инвалидов.
Например, в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что в отношении 11 инвалидов муниципального образования «Курильский городской округ» филиалом № 2 межрайонного бюро медико-социальной экспертизы города Южно-Сахалинска не разработаны индивидуальные программы реабилитации, отсутствие которых влечет за собой нарушение прав инвалидов на предоставление комплекса оптимальных для них реабилитационных мероприятий.
В подобных случаях закон обязывает работников органов прокуратуры обращаться в суд с исками о защите нарушенных прав инвалидов. Такое право основано на ст. 45 ГПК РФ, ведь инвалиды относятся к социально незащищенной категории граждан далеко не всегда имеют возможность самостоятельно защитить свои нарушенные права. Иногда причиной, по которой инвалиды не могут самостоятельно составить иск, является неграмотность письменной речи сложности передвижения, незнание процедуры судебного разбирательства, неверие в силу закона и т. п.
В приведенном выше случае прокурором Курильского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту инвалидов в районный суд было направлено 11 исковых заявлений с требованием о возложении обязанности на уполномоченный орган — филиал № 2 межрайонного бюро медико-социальной экспертизы города Южно-Сахалинска — о разработке ИПР в отношении каждого инвалида.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» к задачам прокуратуры относятся:
- обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности;
- защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Для этого прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуроры уполномочены проводить прокурорские проверки, в рамках которых запрашиваются документы в различных органах, учреждениях, организациях, вызывать на беседу их работников и должностных лиц, а также самостоятельно выезжать на место проверки, чтобы выявить наруше" дяя. Они не только составляют и направляют иски в защиту прав инвалидов в суд, но и профессионально участвуют в судебных заседаниях. По статистике, прокуроры выигрывают большинство судебных процессов.
Одним из важных направлений работы органов прокуратуры является надзор за соблюдением законов. В отношении организаций и должностных лиц, допустивших нарушения закона, в суд направляются заявления о привлечении к ответственности.
Например, прокуратура Приморья выявила грубейшие нарушения в интернатах и домах инвалидов города Владивостока, после чего направила заявления об административном приостановлении деятельности этих учреждений в суд. Прокуратурой Приморского края совместно с контролирующими органами были организованы и проведены проверки соблюдения социального законодательства, законов о противопожарной безопасности в отношении объектов с круглосуточным пребыванием людей в сфере здравоохранения, социальной защиты населения и образования.
По итогам проверки, проведенной прокуратурой города Моршанска Тамбовской области на предмет соблюдения законодательства о социальной поддержке инвалидов и граждан пожилого возраста, выявлено нарушение со стороны ТОГУ «Моршанский межперриториальньш комплексный центр социального обслуживания населения», который взимал плату за социальное обслуживание пенсионерки-инвалида Н. Прокурор города Моршанска направил в суд исковое золение о предоставлении бесплатного комплекса социальных услуг инвалиду, размер пенсии которого ** превышает прожиточный минимум.
Сотрудники прокуратуры имеют право направлять в суд иски о нарушении прав неопределенного круга лиц. В частности, когда выявлены нарушения права инвалидов на осуществление беспрепятственного доступа к объектам социальной значимости, установленное ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
Так, Октябрьский районный суд города Архангельска в деле, возбужденном по иску прокуратуры, встал на сторону инвалидов и обязал мэрию Архангельска оборудовать вход в здание культурного центра «Цигломень» специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных людей. Иск прокуратура подала по итогам проведенной проверки, которая показала, что здание центра культуры, принадлежащее мэрии Архангельска, не оборудовано ни пандусом, ни перилами для доступа инвалидов.
Таким образом, если ваши права и свободы были нарушены неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц или государственных служащих, вы вправе обжаловать данные действия (решения) в двух основных направлениях:
1) в административном порядке путем обращения с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу; органу местного самоуправления; учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению; должностному лицу, государственному служащему. В данном случае ваш8 лсалоба должна быть рассмотрена в месячный срок, а если в удовлетворении жалобы было отказано или на нее не был получен ответ в течение месяца со дня ее додачи, то вы вправе обратиться с жалобой в суд;
2) в судебном порядке путем обращения в районный суд или к мировому судье. Консультацию о том, в какой суд следует обратиться с жалобой, можно получить по телефону в канцелярии районного суда по месту жительства или по месту нахождения лица, виновного в нарушении того или иного права гражданина. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Господа, как пенсионер и инвалид 3 гр. хочу обратиться в прокуратуру с просьбой выступить в суде по гражданскому делу с иском к одной организации от моего имени по ст.45 п.1 ГПК РФ, чтобы прокурор оспорил решение ликвидационной комиссии по незаконному распределению денежных средств. Не может прокуратура или суд отказать, мотивировав тем, что дело не подходит под эту статью, хотя она звучит так «Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.» В интернете разъяснения не нашел. Остальные дела в статье указаны социальные как я понял. Спасибо.


Любые дела прокурор не защищает.


Для начала напишите заявление, указав как раз основания из ст. 45 ГПК РФ, что просите защитить ваши интересы в судебном порядке в силу своего положения, а именно по состоянию здоровья не можете защитить свои права Далее, если вам откажут, то можно обжаловать: если ответ подписан заместителем то обжаловать прокурору, если прокурором, то в прокуратуру Иркутской области (схема та же), далее в Генеральную прокуратуру.

Но по опыту скажу, что отказать могут, но попробовать стоит.


Я указал конкретное дело.


Могут ли по закону отказать? Подходит ли мое дело под ст.45 П.1?

Статьи законодательства, упомянутые юристами в ответах:

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации


Пенсионеры-инвалиды платят налог на прибыль с продажи дома и в каком размере?


Пенсионеры инвалиды платят налог на общих основаниях в размере 13% от рыночной стоимости, , указанной в договоре. Однако если данная стоимость в договоре ниже кадастровой, налог будет исчисляться с кадастровой стоимости объекта недвижимости.


Пенсионеры, инвалиды, Чернобыльцы, и лица не занимающиеся предпринимательской деятельностью - обязаны ли получать ИНН?


Да, должны обязательно.


Какие привилегии, или льготы, или доплаты у пенсионера ставшего инвалидом 1 ой группы?


Льготы инвалидам 1 группы в 2015 году:

-Обеспечение медицинским обслуживанием и возможность получения бесплатных лекарств и других медицинских средств для реабилитации;-возможность получения санаторно-курортной путевки по профилю основного заболевания. Более того, инвалида может сопровождать один человек (опекун инвалида 1 группы). Длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней. А для отдельных категорий (людей с заболеваниями спинного и головного мозга) – 42 дня;-Предоставление компенсации за самостоятельную покупку билетов на курорт и обратно (включая билеты на сопровождающего);-Возможность бесплатного проезда во всех видах городского транспорта, кроме такси. Один раз в месяц возможно использование социального такси;-Беспрепятственный доступ к любым объектам инфраструктуры благодаря предоставлению инвалидам колясок и (в некоторых случаях) собак – поводырей;-Возможность бесплатного получения специальной ортопедической обуви и протезов в соответствии с программой реабилитации, которую разрабатывают индивидуально для каждого инвалида;-Бесплатное протезировании зубов.

Инвалиды І группы, имеют жилищные льготы:

-Возможность получения жилья большей площадью (в 2 раза больше 18 м? на одного человека) для людей с хроническими заболеваниями, нуждающихся в отдельном помещении;-Возможность улучшить жилищные условия благодаря оборудованию специальных устройств. Например, пандусов.-Получение 50% скидки на оплату услуг ЖКХ. ;-Внеочередное выделение инвалидам земельного участка под строительство или ведение подсобного хозяйства;-Освобождение от уплаты налога на имущество и получение льготы на уплату госпошлины при совершении сделки купли-продажи.


Я, пенсионер МВД Украины, инвалид войны 2 группы, проживаю в Одессе. У меня вопрос: если Одессу, как Крым, Луганскую и Донецкую области захватит армия РФ и союзные ей банды, то смогу ли я получать пенсию и льготы пенсионерам МВД и инвалида войны 2 группы при оккупационных властях, как в Крыму?

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 января 2018 г. N 24

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ИНВАЛИДОВ

Результаты анализа состояния законности в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов указывают на многочисленные нарушения прав граждан с ограниченными возможностями здоровья при установлении инвалидности, предоставлении медицинских услуг, обеспечении жизненно необходимыми лекарственными средствами и медицинскими изделиями, организации образовательного процесса, занятости и осуществлении ими трудовых функций.

Обращения инвалидов в органы прокуратуры, результаты прокурорских проверок свидетельствуют о правовых и организационных проблемах, возникающих при социальном обеспечении указанных лиц. Практически в каждом регионе не все нуждающиеся инвалиды обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение и техническими средствами реабилитации.

Имеют место нарушения прав инвалидов, пребывающих в медицинских и социальных стационарных учреждениях, в том числе лиц, страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в усиленной защите со стороны государства.

До настоящего времени не в полной мере организована доступность для маломобильных граждан объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.

Не принимается должных мер к созданию для детей-инвалидов условий, необходимых для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности, равных с другими детьми возможностей участия в жизни общества.

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам:

1.1. Надзор за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов рассматривать как одну из приоритетных задач органов прокуратуры и принять меры к активизации работы по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в данной сфере. Осуществлять надзор гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, общественными объединениями.

1.2. Последовательно и настойчиво использовать предоставленные полномочия для защиты прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, добиваясь реального устранения выявленных нарушений.

1.3. При планировании, организации и выполнении надзорных мероприятий исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной деятельности хозяйствующих субъектов.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам:

2.1. В ходе проверок особое внимание обращать на полноту и эффективность осуществления органами государственной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорными органами своих функций в указанной сфере.

2.2. Усилить надзор за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемых по вопросам социальной защиты и социального обслуживания инвалидов. Своевременно реагировать на несоответствие законам данных актов и их проектов, на наличие в них коррупциогенных факторов. Добиваться отмены незаконных правовых актов, в том числе в судебном порядке.

2.3. Использовать имеющиеся полномочия по участию в разработке и принятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в области защиты прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.

2.4. В целях своевременного получения сведений о нарушениях прав инвалидов осуществлять мониторинг размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средствах массовой информации публикаций о состоянии законности в указанной сфере, наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов, правозащитными организациями.

2.5. Безотлагательно организовывать проверки фактов неисполнения законодательства о социальной защите инвалидов. Средствами прокурорского надзора добиваться реального восстановления их нарушенных прав, возмещения причиненного инвалидам ущерба, принимать решения о привлечении виновных к установленной законом ответственности.

2.6. Уделять особое внимание соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных и муниципальных программ в сфере социальной поддержки инвалидов. Проверять законность проводимых закупок товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд, своевременность и полноту исполнения государственных контрактов, заключенных в рамках программ, принимаемых заказчиками мер по фактам их ненадлежащего исполнения. Обеспечить должное взаимодействие с органами государственного (муниципального) финансового контроля.

2.7. При наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований безотлагательно направлять материалы проверок в органы предварительного расследования.

2.8. Незамедлительно реагировать на факты нарушения правил признания лица инвалидом при установлении инвалидности, неоказания лицам с ограниченными возможностями здоровья необходимой медицинской помощи, необеспечения их лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, путевками на санаторно-курортное лечение и техническими средствами реабилитации, несоблюдения их трудовых, жилищных прав, права на образование и получение информации, необеспечения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктур.

2.9. При осуществлении надзора за исполнением законов в следственных изоляторах, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) ФСИН России, планировать и проводить проверки соблюдения должностными лицами и иными сотрудниками пенитенциарных учреждений требований законодательства, регламентирующего обеспечение прав и законных интересов содержащихся в них заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы и принудительным работам, являющихся инвалидами.

2.10. В ходе проверок территориальных органов УИС особое внимание обращать на состояние ведомственного контроля за соблюдением в подчиненных им учреждениях положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также уголовно-исполнительного и иного законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере. В случае выявления нарушений законов в отношении указанной категории заключенных под стражу и осужденных принимать незамедлительные меры к их устранению. Обеспечить действенный контроль за исполнением законных требований прокуроров.

2.11. Давать принципиальную оценку бездействию и ненадлежащему исполнению контрольно-надзорными органами полномочий при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, непринятию мер по выявлению и устранению нарушений закона и привлечению к ответственности виновных лиц.

2.12. Организовать беспрепятственный доступ инвалидов в помещения прокуратуры. Оказывать им помощь в составлении заявления либо давать необходимые разъяснения, не подменяющие рассмотрение доводов обращения.

2.13. Обеспечить должный надзор за исполнением законов при рассмотрении сообщений, расследовании и раскрытии преступлений в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов.

Мерами прокурорского реагирования добиваться возмещения причиненного преступлением ущерба, восстановления прав инвалидов на медицинскую и социальную помощь, обеспечение лекарствами и средствами реабилитации.

Незамедлительно реагировать на нарушения уголовно-процессуального законодательства, контролировать исполнение направленных требований прокурора.

2.14. Осуществлять своевременную и тщательную проверку законности постановлений органов предварительного расследования о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче по подследственности или в суд сообщений о противоправных действиях в отношении инвалидов, а также о преступных деяниях в учреждениях социальной защиты инвалидов.

2.15. В ходе осуществления надзора за предварительным расследованием добиваться выяснения и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений, в том числе связанных с неправомерным использованием бюджетных средств, а также установления при наличии предпосылок причастности к преступлениям данной направленности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и контролирующих органов, работников учреждений социальной защиты инвалидов.

Обеспечить полное и объективное исследование обстоятельств совершения преступлений.

2.16. Остро реагировать на факты несоблюдения требований уголовно-процессуального закона о разумном сроке уголовного судопроизводства, предусмотренном статьей 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При выявлении ограничений прав инвалидов на доступ к правосудию рассматривать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

2.17. Своевременно использовать полномочия по обращению в суд в интересах граждан, являющихся инвалидами, в порядке гражданского и административного судопроизводства в целях эффективной защиты их нарушенных прав. При поддержании в суде заявления прокурора обеспечивать представление всех необходимых доказательств.

2.18. При участии в делах, связанных с нарушением прав инвалидов, тщательно готовиться к судебному заседанию, детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.

Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных и кассационных представлений.

2.19. Копии вступивших в законную силу судебных постановлений по удовлетворенным заявлениям прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

3. Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) в соответствии с установленной компетенцией:

3.1. Обеспечить действенный надзор за исполнением требований законодательства, предусматривающих создание условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного, воздушного и водного транспорта, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона, безотлагательное принятие мер, направленных на их устранение и привлечение виновных к ответственности.

3.2. На регулярной основе анализировать публикации в средствах массовой информации, обращения граждан, общественных организаций в данной сфере. С учетом результатов аналитической работы планировать и организовывать проверки исполнения уполномоченными органами государственной власти и организациями транспорта требований законодательства об обеспечении условий доступности для указанных лиц транспортных средств и объектов инфраструктуры. В необходимых случаях к проверкам привлекать контролирующие органы.

3.3. Особое внимание обращать на оснащение аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций, речных и морских портов, причалов специальными приспособлениями и иными вспомогательными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним, в том числе для посадки (высадки) инвалидов в вагоны, воздушные и водные (морские) суда, безопасного их передвижения, соблюдение установленных законом особенностей обслуживания пассажиров с ограничениями жизнедеятельности при их перевозке.

3.4. По фактам выявленных нарушений закона принимать необходимые меры прокурорского реагирования, в том числе по привлечению виновных должностных и юридических лиц к административной ответственности по статьям 6.4 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), 9.13 (уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур), 11.24 (организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.5. Активно использовать возможности обращения в суд с исковыми заявлениями о возложении на органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации транспорта обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на транспортные средства и к объектам транспортной инфраструктуры.

Добиваться фактического устранения нарушений прав инвалидов и других маломобильных граждан.

3.6. Установить постоянный контроль за работой подчиненных прокуратур.

4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

4.1. Осуществлять постоянный надзор за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.

4.2. Обеспечить мониторинг издаваемых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты и социального обслуживания инвалидов. При наличии оснований принимать меры по их приведению в соответствие с законодательством.

4.3. Систематически изучать прокурорскую и иную правоприменительную практику, анализировать состояние законности в сфере защиты прав инвалидов, актуальные проблемы правоприменения, регулярно обсуждать их на заседаниях межведомственной рабочей группы по защите прав инвалидов, вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти по их урегулированию.

4.4. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан с ограниченными возможностями здоровья.

5. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность".

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Читайте также: