Госдума законопроекты пенсионное страхование


9 июня в Госдуму внесен разработанный Правительством РФ проект поправок в Закон об обязательном пенсионном страховании (законопроект № 970006-7). Документ разработан в целях исполнения Постановления Конституционного Суда РФ № 5-П от 28 января 2020 г., о котором ранее писала «АГ».

Напомним, что постановление КС было принято по итогам рассмотрения жалобы адвоката Московской окружной коллегии адвокатов Ольги Морозовой, получающей пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ и их семей (далее – Закон о военных пенсиях).

В жалобе указывалось, что отдельные нормы законодательства (ч. 4 ст. 7 Закона о военных пенсиях; подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 22 ст. 22 и п. 1 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании; подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, а также ч. 2 и 3 ст. 8, ч. 18 ст. 15 Закона о страховых пенсиях) не соответствуют Конституции РФ в той мере, в которой обязуют адвокатов из числа военных пенсионеров уплачивать взносы на ОПС без закрепления надлежащих гарантий получения ими пенсии по старости. Заявитель добавила, что оспариваемые ею положения предусматривают уплату страховых взносов по солидарной части тарифа, при том что фиксированная выплата к пенсии по старости им не устанавливается.

Рассмотрев жалобу, КС признал спорные нормы соответствующими Конституции в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС, возлагают на них обязанность по уплате взносов с целью обеспечения права на получение обязательного страхового обеспечения. При этом он предписал законодателю незамедлительно устранить неопределенность содержания оспариваемых норм применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров.

Внесенный в Госдуму проект предлагает, в частности, внести поправки в ст. 6 и 7 Закона об ОПС в целях исключения адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о военных пенсиях, из числа застрахованных лиц, на которых распространяется ОПС. Как указано в пояснительной записке, эта новелла позволит освободить таких лиц от уплаты страховых взносов.

Кроме того, предложено внести изменения в ст. 29 Закона об ОПС, согласно которым адвокатам из числа военных пенсионеров будет предоставлено право добровольной уплаты взносов на ОПС. «Распространение на указанную категорию адвокатов механизма добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию позволит как засчитывать периоды уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию, так и самостоятельно определять таким лицам размер добровольно уплачиваемых страховых взносов», – отмечается в пояснительной записке.

В комментарии «АГ» Ольга Морозова назвала поправки «капитуляцией с последующей победой». «Законопроект предоставляет возможность адвокатам – военным пенсионерам не платить взносы на ОПС, но постановление КС “закрывается” без пересмотра объема и порядка реализации их пенсионных прав. Условия ОПС включают уплату на протяжении не менее 15 лет страховых взносов в общей сумме, достаточной для пересчета в 30 ИПК. Страхование, в котором при наступлении страхового случая застрахованный ничего не получает, хотя уплачивал взносы, – это уже не страхование, если ему не пересчитывают размер страхового обеспечения исходя из суммы взносов, уплаченных на момент наступления страхового случая», – пояснила она

По мнению адвоката, регулирование ОПС создает ситуацию необеспеченности обоснованных имущественных ожиданий, возникающих при уплате страховых взносов и наступлении страхового случая. «В противном случае не надо называть данные правоотношения страховыми, а взносы – страховыми взносами. Все будет как прежде, за малым исключением», – полагает она.

Ведущий юрисконсульт компании ФБК Legal Валентина Полякова напомнила, что КС в Постановлении № 5-п/2020 сформулировал два вывода. «Во-первых, Суд признал адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по ОПС. Во-вторых, констатировал наличие неопределенности, связанной с реализацией прав на получение пенсионных выплат за счет уплаченных такими лицами взносов. В связи с этим стояла задача разрешить данное противоречие», – отметила эксперт.

По ее мнению, в результате законодатель не стал прорабатывать механизм реализации прав на использование пенсионных накоплений. «Законопроектом предлагается вовсе исключить таких адвокатов из числа страхователей, сняв с них обязанность по уплате взносов на ОПС, при этом одновременно предусмотрено право их уплаты добровольно. Фактически адвокаты из числа военных пенсионеров вправе самостоятельно выбирать, участвовать им в системе ОПС или нет. Такое решение представляется весьма удачным», – полагает Валентина Полякова.

Юрист добавила, что, если говорить о внесенных ранее и вносимых в настоящее время взносах, стоит вспомнить разъяснения Конституционного Суда по сходным обстоятельствам (Письмо от 13 апреля 2000 г. № 2277). «Тогда КС отметил, что излишне уплаченные взносы граждан, чьи права были нарушены положениями, признанными неконституционными, возвращаются им в предусмотренном законодательством порядке, но не ранее чем с даты провозглашения соответствующего постановления КС. Иными словами, адвокаты из числа военных пенсионеров вправе претендовать на возврат сумм, излишне уплаченных ими с даты принятия постановления КС по даты вступления новых норм в силу», – заключила эксперт.



Госдума приняла в I чтении проект бюджета ПФР на 2013 г и плановый период 2014 и 2015 гг

МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. Госдума приняла во втором чтении проекты бюджетов Пенсионного фонда России (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социального страхования (ФСС) на 2021-2023 годы. Третье чтение запланировано на 26 ноября.

Пенсионный фонд

Согласно документу, бюджет Пенсионного фонда (ПФР) на 2021 год сформирован по доходам в сумме 9 триллионов 101,84 миллиарда рублей (7,9% ВВП), по расходам – 9 триллионов 596,68 миллиарда рублей (8,3% ВВП), то есть с дефицитом 494,84 млрд рублей.

При этом доходы, не связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, планируются уровне 9 триллионов 32,3 миллиарда рублей, расходы – 9 триллионов 567,5 миллиарда рублей.

В ПФР рассказали, как изменятся пенсии россиян до 2023 года

На 2022 год доходы ПРФ планируются на уровне 10 триллионов 15,14 миллиарда рублей, расходы – 10 триллионов 109,97 миллиарда рублей; на 2023 год – 10 триллионов 565,2 миллиарда и 10 триллионов 512,7 миллиарда соответственно.

Таким образом, если в 2022 году бюджет Пенсионного фонда еще планируется с дефицитом 94,83 миллиарда рублей, то уже на следующий год ожидается профицит в 52,5 миллиарда рублей.

При формировании доходной части бюджета ПФР учтено сохранение на весь период моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

При этом предполагается индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней. С 1 января 2021 года планируется индексация на 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год. В 2022 году пенсия будет проиндексирована на 5,9% (в 1,6 раза выше инфляции за 2021 год), в 2023 году – на 5,6% (в 1,4 раза выше инфляции за 2022 год).

Индексация социальных пенсий и других выплат, увеличение которых зависит от роста социальных пенсий, планируется с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год: 2021 год – 2,6%, 2022 год – 8,5%, 2023 год – 0,9%.

В ПФР опровергли сообщения о риске приостановки выплаты пенсий

Среднегодовой размер страховой пенсии в РФ увеличится с 16 209 рублей в 2021 году до 17 736 рублей в 2023 году. Страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров вырастет с 17 443 рублей до 19 294 рублей соответственно. Социальная пенсия увеличится с 10 058 до 11 057 рублей, накопительная пенсия — с 1 018 рублей до 2 012 рублей, срочная пенсионная выплата — с 2 101 до 2 510 рублей.

По данным Счетной палаты РФ, отношение среднегодового размера пенсии к уровню зарплаты в стране будет снижаться и составит в 2021 году 32,9%, в 2022 году – 32,6%, в 2023 году – 32,1%.

Фонд соцстрахования

Доходы бюджета фонда социального страхования (ФСС) на 2021 год планируются на уровне 815,663 миллиарда рублей, на 2022 год — 922,457 миллиарда, на 2023 год – 984,314 миллиарда, а расходы – 833,293 миллиарда, 863,085 миллиарда и 893,227 миллиарда соответственно.

Таким образом, бюджет фонда на 2021 год сформирован с дефицитом 17,63 миллиарда рублей, а на 2022 и 2023 годы уже с профицитом — в 59,373 миллиарда и 91,087 миллиарда рублей соответственно. Ежегодное увеличение доходов бюджета ФСС в целом по отношению к предыдущему году обусловлено повышением прогнозируемого фонда заработной платы.

Счетная палата проверила исполнение бюджета в ФСС и ФОМС

В этот трехлетний период ФСС из федерального бюджета будут предоставляться межбюджетные трансферты на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков.

На 2021 год их объем определен в 95,932 миллиарда рублей, на 2022 год – 102,555 миллиарда, на 2023 год – 109,74 миллиарда рублей.

Кроме того, фонду будет предоставлен межбюджетный трансферт из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который в 2021 году составит около 13,3 миллиарда рублей, в 2022 году — 12,9 миллиарда, в 2023 году — 12,2 миллиарда рублей. Этот объем средств определен с учетом стоимости родового сертификата в 12 тысяч рублей.

Фонд ОМС

Доходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2021 год планируются в объеме 2 триллиона 533,8 миллиарда рублей, расходы — 2 триллиона 545,4 миллиарда рублей, на 2022 год — 2 триллиона 656,5 миллиарда и 2,658 триллиона рублей соответственно.

В 2023 году доходы ожидаются на уровне 2 триллиона 798 миллиардов 770 миллионов 963,5 тысячи рублей, а расходы — 2 триллиона 798 миллиардов 771 миллион 437,4 тысячи рублей.

Таким образом, бюджет фонда сформирован с дефицитом в 2021 году в размере 11,6 миллиарда рублей, в 2022 году – 1,5 миллиарда рублей, в 2023 году – 473,9 тысячи рублей.

В бюджете фонда предусмотрена субвенция для распределения по субъектам РФ на 2021 год в размере около 2,277 триллиона рублей, на 2022 год – 2,384 триллиона, на 2023 год – 2,519 триллиона рублей. По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2021 году составит 2,3%, в 2022 году — 4,7%, в 2023 году — 5,6%.

За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная, скорая (за исключением санитарно-авиационной эвакуации) и специализированная медицинская помощь.

ФОМС: по итогам первого полугодия на лечение COVID-19 были потрачены 44,2 млрд рублей

Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете ФОМС средства нормированного страхового запаса на 2021 год в сумме 143,3 миллиарда рублей, на 2022 год — 150,2 миллиарда, на 2023 год — 157,1 миллиарда.

Из бюджета ФОМС предполагается предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования РФ на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни.

На 2021 год они запланированы в сумме 13,3 миллиарда рублей, на 2022 год — 12,9 миллиарда, на 2023 год — 12,2 миллиарда.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в пенсионной системе. Об этом сообщает пресс-служба российского правительства. Документ предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости.

«Общий пенсионный возраст предлагается закрепить на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. При этом предусматривается переходный период с 2019 по 2034 год с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год», — указывается на сайте кабмина.

В настоящее время в России возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно. В рамках реформы предлагается предоставить гражданам с большим стажем (45 лет — для мужчин, 40 лет — для женщин) возможность выйти на пенсию на два года раньше установленного порога.

Как заявлял ранее спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, Госдума может принять законопроект до конца весенней сессии, однако никто не будет «нарушать регламент и торопиться».

Кроме того, 16 июня в Госдуму были внесены проекты изменений в законодательстве о налогах и сборах, предусматривающих повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС).

«Законопроектами предусматривается повышение базовой ставки НДС с 18% до 20%; снижение совокупного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%; сохранение права на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг за счёт субсидий или бюджетных инвестиций, для организаций автомобильной промышленности на период до 1 января 2019 года», — указывается на сайте правительства.

Также кабмин предлагает внести изменения в федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и «Об основах обязательного социального страхования». Согласно нововведениям, тариф страховых взносов в пенсионный фонд будет установлен в размере 22%.

«Выход на новый уровень жизни»
Внесённые в Госдуму законопроекты направлены на повышение уровня жизни в РФ. Об этом заявил первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов.

«Предложения, которые мы рассматриваем сегодня, должны обеспечить новое качество экономического роста, новое качество жизни и увеличить доходы наших граждан, в том числе пенсионеров», — пояснил глава Минфина на заседании российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

При этом Силуанов подчеркнул, что повышение тарифа НДС — сугубо инфляционное решение. Он также заявил, что рост пенсий значительно обгонит показатели инфляции.

«Уверяю вас, что рост пенсий будет значительно выше, чем инфляционные ожидания, примерно на 2 процентных пункта над инфляцией или даже больше», — пояснил он.

В свою очередь, вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что уже с 2019 года ожидается увеличение пенсий приблизительно на 12 тыс. рублей в год.

«Сегодня у нас 46,5 млн пенсионеров. Из них 39,3 млн человек — это те пенсионеры, которые получают страховую пенсию по старости. Уже для этих пенсионеров — 39,3 млн человек — будет то повышение. в 2019 году: это по тысяче рублей в месяц. Там будет определённая динамика счёта», — сказала она в эфире программы «Вести в субботу» на телеканале «Россия 1».

При этом, по её словам, более значительный рост пенсий невозможен из-за сокращения количества трудоспособного населения, убыль которого в год составляет примерно 400 тыс. человек, тогда как право на пенсию ежегодно получают 1,5—1,6 млн человек.

«Вопрос требует широкого рассмотрения»
Член комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова в разговоре с RT также указала на отрицательное соотношение числа пенсионеров и количества трудоспособного населения. По её мнению, решение этой проблемы не должно затягиваться.

«Повышение пенсионного возраста — тема не сегодняшнего дня. У нас растёт численность пенсионеров и уменьшается количество трудоспособного населения, и это самая главная причина, почему этот вопрос нужно рассматривать. Либо увеличить нагрузку на молодёжь — это недопустимо, — либо какой-то другой вариант. Вопрос требует рассмотрения и принятия решения», — подчеркнула сенатор.

Она отметила, что страны Запада и бывшие советские республики уже прошли этот путь. При этом, как она полагает, ситуация в РФ находится на благоприятном фоне в связи с увеличением продолжительности жизни, улучшением условий жизни, ростом уровня медицины, труда, экологии и развитием инфраструктуры.

«Закон внесли в Госдуму, решение не принимается за кулисами, данный законопроект будет направлен во все регионы, чтобы они могли посмотреть, будет широчайшее обсуждение, предложения будут те, которые обоснованы», — заметила Бибикова.

Инициатива, направленная на повышение пенсионного возраста, требует предметного изучения. Об этом заявил заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

«Предложение требует предметного изучения. С переходом на этот возраст предполагается, что пенсии будут быстрее индексироваться, надо увидеть эти расчёты. Любой такой сложный вопрос надо рассматривать в комплексе, надо также вернуться к обсуждению вопроса индексации пенсий работающим. Я думаю, что в Госдуме этот законопроект будет предметно изучен», — пояснил он в разговоре с RT.

Депутат также указал на необходимость проведения широких обсуждений по этому вопросу, включая общественные слушания.

«Тема сложная, чтобы принимать решения, необходимо детально всё разъяснять: что будет после принятия данных изменений и как они будут поэтапно вводиться — эти вопросы требуют погружения», — заключил Терентьев.


Второе чтение пенсионной реформы пройдет в Государственной думе в среду, 26 сентября, сообщает корреспондент Федерального агентства новостей. Некоторые поправки вынесут на отдельное голосование, и парламентарии ожидают масштабных дискуссий во время их обсуждения.

Доработка законопроекта о совершенствовании пенсионной системы продолжается и в эти дни: к блоку законов поступило 286 поправок, которые изучают в комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов. Своим мнением о готовности законопроекта ко второму чтению с ФАН поделился Михаил Тарасенко, депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета.

Перед вторым чтением самого, наверное, обсуждаемого законопроекта этого года думские деятели рассмотрели почти три сотни поправок.

«Рекомендуются к принятию поправки президента и группы авторов, которые вписываются в общую концепцию того, что озвучил президент, когда обращался к стране, — прокомментировал итоги длительного заседания председатель профильного комитета Ярослав Нилов. — По результатам обсуждения большинство поправок были отклонены. По итогам голосования большинство членов комитетов поддержали законопроект во втором чтении».

С одним из дополнений к закону, которое в рамках пенсионной реформы призвано было защитить права жителей Крайнего Севера, депутаты так и не смогли определиться: 224-я поправка от депутатов «Единой России» то принималась на голосовании, то вновь отвергалась. В ней предлагается убрать из законопроекта статью, которая повысит возраст назначения страховой пенсии жителям Крайнего Севера — с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин — то есть оставить для них этот возраст без изменений.

Но против этого дополнения со стороны правительства РФ выступил министр труда и социальной защиты Максим Топилин — он напомнил, что такая поправка обойдется бюджету в 200 млрд рублей за шесть лет — что в бюджете на ближайшие три года не учтено.

После заседания в разговоре с корреспондентом ФАН один из инициаторов данной поправки, депутат Михаил Тарасенко, признал правоту министра и несовершенство предложенного дополнения к закону.


«Надо сказать, в самой поправке есть одна дырка, я это только сейчас понял, — признался депутат. — Мы говорили о Крайнем Севере, а в самом тексте этого не было учтено. В реальности же это гораздо более широкое понятие, и министр оказался прав, когда сказал, что это будет стоить нам 200 млрд рублей».

По словам политика, он с коллегой по Госдуме Валентиной Пивненко откорректирует поправку и вновь внесет ее «с голоса» на пленарном заседании в среду.

«В целом — есть большое количество вопросов по поправкам, которые не попали в список изменений, рекомендованных к принятию, но по ним со стороны исполнительной власти не было сказано жесткого «нет», — отметил Тарасенко. — Просто они концептуально не вписываются в идеологию принимаемых законопроектов, и точки в них не поставлены — работа будет продолжаться».

Напомним, рабочая группа по совершенствованию пенсионной реформы не будет расформирована после принятия пенсионного законопроекта: она будет обязана изучать применение закона на практике, принимать обратную связь от россиян и уточнять законодательство.

«Все поправки, которые принимаются, принципиальны, и улучшают законопроект — но все равно не делают его проще, — признал депутат Тарасенко в разговоре с ФАН. — Он значительно улучшен, но все равно остается сложным для восприятия населением. Я думаю, что в среду на пленарном заседании будут поставлены точки над «i», а дальше будут редакционные правки и определенное улучшение законопроекта, несомненно, будет идти».

Как добавили в комитете, при успешном прохождении второго чтения законопроекта в среду, следующее чтение может быть назначено уже на четверг, 27 сентября.

Госдума во вторник в первом чтении приняла пакет законопроектов, который устанавливает новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии. Фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» выступили против законопроекта, «Единая Россия» голосовала «за». Три пенсионных законопроекта поддержали соответственно 237 депутатов.

В ходе обсуждения в Госдуме оппозиционные фракции КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР раскритиковали законопроекты по пенсионной реформе и выступили против их принятия. «Единая Россия» поддержала, при этом подчеркнув необходимость их существенной доработки. На пленарное заседание в нижнюю палату также были приглашены представители всех непарламентских политических партий. Десяти из них была предоставлена возможность выступить и задать вопросы.

Во время голосования Госдума отклонила поправку, предложенную заместителем главы фракции КПРФ Николаем Коломейцевым о проведении всенародного референдума по предложенным законопроектам по пенсионной реформе.

Трудовую пенсию в законопроектах предлагается разделить на два самостоятельных вида — страховую и накопительную. Для лиц старше 1966 года рождения будет действовать только страховая часть пенсии, для тех, кто моложе — будет предоставлена возможность выбора: либо они участвуют только в страховой системе, либо выбирают для себя негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию и формируют дополнительно накопительную пенсию, сказал журналистам глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, представляя законопроект.

Еще одним новаторством является то, что страховая пенсии будет рассчитываться не в абсолютных цифрах, а в баллах (исходя из уровня зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию). Для получения трудовой пенсии надо набрать минимально 30 баллов.

Кроме того, согласно законопроекту, минимальный стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет, сейчас он составляет 5 лет. Отмечается, что начиная с 2015 года необходимый стаж для назначения пенсии по старости составит шесть лет и ежегодно будет увеличиваться на один год.

Помимо этого поэтапно будет повышаться предельный размер заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы — с 1,6 до 2,3 размера средней зарплаты в России — в течение семи лет с шагом 0,1 в год.

Виды страховых пенсий

Предусматриваются три вида страховых пенсий: страховая пенсия по старости, условиями назначения которой являются достижение возраста 60 лет — для мужчин, для женщин — 55 лет; наличие страхового стажа не менее 15 лет; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Второй вид — страховая пенсия по инвалидности. Она назначается инвалидам I, II или III групп независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения инвалидом трудовой и/или иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. И третий вид — это страховая пенсия по случаю потери кормильца. На нее имеют право нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца).

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что механизм индексации пенсий в рамках новой пенсионной формулы останется прежним. «Как и в действующей пенсионной модели, пенсионные выплаты будут увеличиваться два раза в год — сначала с учетом инфляции, затем с учетом уровня доходов Пенсионного фонда Российской Федерации», — говорится в документе.

Законопроект «О накопительной пенсии» предусматривает с 1 января 2015 года выделение накопительной части пенсии в самостоятельный вид пенсии и устанавливает основания возникновения прав на нее, а также порядок ее выплаты и назначения. Также определяется орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по установлению накопительной пенсии: либо ПФР, либо НПФ, в которых соответственно застрахованное лицо формирует свои пенсионные накопления.

Размер накопительной пенсии, который с 1 августа каждого года подлежит корректировке по результатам инвестирования средств выплатного резерва, предлагается определять исходя из средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта об изменениях в пенсионной системе. Об этом сообщает пресс-служба российского правительства. Документ предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости.

«Общий пенсионный возраст предлагается закрепить на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. При этом предусматривается переходный период с 2019 по 2034 год с ежегодным увеличением пенсионного возраста на 1 год», — указывается на сайте кабмина.

В настоящее время в России возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно. В рамках реформы предлагается предоставить гражданам с большим стажем (45 лет — для мужчин, 40 лет — для женщин) возможность выйти на пенсию на два года раньше установленного порога.

Как заявлял ранее спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, Госдума может принять законопроект до конца весенней сессии, однако никто не будет «нарушать регламент и торопиться».

Кроме того, 16 июня в Госдуму были внесены проекты изменений в законодательстве о налогах и сборах, предусматривающих повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС).

«Законопроектами предусматривается повышение базовой ставки НДС с 18% до 20%; снижение совокупного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%; сохранение права на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг за счёт субсидий или бюджетных инвестиций, для организаций автомобильной промышленности на период до 1 января 2019 года», — указывается на сайте правительства.

Также кабмин предлагает внести изменения в федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и «Об основах обязательного социального страхования». Согласно нововведениям, тариф страховых взносов в пенсионный фонд будет установлен в размере 22%.

«Выход на новый уровень жизни»

Внесённые в Госдуму законопроекты направлены на повышение уровня жизни в РФ. Об этом заявил первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов.

«Предложения, которые мы рассматриваем сегодня, должны обеспечить новое качество экономического роста, новое качество жизни и увеличить доходы наших граждан, в том числе пенсионеров», — пояснил глава Минфина на заседании российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

При этом Силуанов подчеркнул, что повышение тарифа НДС — сугубо инфляционное решение. Он также заявил, что рост пенсий значительно обгонит показатели инфляции.

«Уверяю вас, что рост пенсий будет значительно выше, чем инфляционные ожидания, примерно на 2 процентных пункта над инфляцией или даже больше», — пояснил он.

В свою очередь, вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что уже с 2019 года ожидается увеличение пенсий приблизительно на 12 тыс. рублей в год.

«Сегодня у нас 46,5 млн пенсионеров. Из них 39,3 млн человек — это те пенсионеры, которые получают страховую пенсию по старости. Уже для этих пенсионеров — 39,3 млн человек — будет то повышение. в 2019 году: это по тысяче рублей в месяц. Там будет определённая динамика счёта», — сказала она в эфире программы «Вести в субботу» на телеканале «Россия 1».

При этом, по её словам, более значительный рост пенсий невозможен из-за сокращения количества трудоспособного населения, убыль которого в год составляет примерно 400 тыс. человек, тогда как право на пенсию ежегодно получают 1,5—1,6 млн человек.

«Вопрос требует широкого рассмотрения»

Член комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова в разговоре с RT также указала на отрицательное соотношение числа пенсионеров и количества трудоспособного населения. По её мнению, решение этой проблемы не должно затягиваться.

«Повышение пенсионного возраста — тема не сегодняшнего дня. У нас растёт численность пенсионеров и уменьшается количество трудоспособного населения, и это самая главная причина, почему этот вопрос нужно рассматривать. Либо увеличить нагрузку на молодёжь — это недопустимо, — либо какой-то другой вариант. Вопрос требует рассмотрения и принятия решения», — подчеркнула сенатор.

Она отметила, что страны Запада и бывшие советские республики уже прошли этот путь. При этом, как она полагает, ситуация в РФ находится на благоприятном фоне в связи с увеличением продолжительности жизни, улучшением условий жизни, ситуации в сфере медицины, на рынке труда, в области экологии, а также с развитием инфраструктуры.

«Закон внесли в Госдуму, решение не принимается за кулисами — данный законопроект будет направлен во все регионы, чтобы они могли посмотреть. Будет широчайшее обсуждение, предложения будут те, которые обоснованны», — заметила Бибикова.

Инициатива, направленная на повышение пенсионного возраста, требует предметного изучения. Об этом заявил заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

«Предложение требует предметного изучения. С переходом на этот возраст предполагается, что пенсии будут быстрее индексироваться, надо увидеть эти расчёты. Любой такой сложный вопрос надо рассматривать в комплексе, надо также вернуться к обсуждению вопроса индексации пенсий работающим. Я думаю, что в Госдуме этот законопроект будет предметно изучен», — пояснил он в разговоре с RT.

Депутат также указал на необходимость проведения широких обсуждений этого вопроса, включая общественные слушания.

«Тема сложная. Чтобы принимать решения, необходимо детально всё разъяснять: что будет после принятия данных изменений и как они будут поэтапно вводиться — эти вопросы требуют погружения», — заключил Терентьев.

Продолжение: Для чего Госдума сбалансировала пенсионную систему

Реальное повышение уровня жизни пенсионеров

ПО ТЕМЕ

Дума защитила права граждан предпенсионного возраста

Госдума проконтролирует улучшение пенсионной системы

Володин: Госдума продолжит совершенствовать пенсионную систему


Сюжеты Госдума седьмого созыва


Вячеслав Викторович Володин председатель Госдумы России

Обсуждение документа парламентарии начали еще в конце весенней сессии. Как неоднократно подчеркивал спикер Госдумы Вячеслав Володин, целью изменений должно стать реальное повышение уровня жизни пенсионеров. По словам министра труда и социального развития Максима Топилина, к 2024 году размер пенсий составит порядка 20 тысяч рублей.

После рассмотрения проекта закона в конце июля, начался сбор поправок к нормативно-правовому акту. Предложения по доработке инициативы исходили не только от депутатов Госдумы, но и от регионов, представителей бизнеса, общественных организаций и профсоюзов. Свои поправки к проекту закона представил и президент России Владимир Путин.

Инициативы главы государства легли в основу одобренного депутатами нормативно-правового акта, их поддержали единогласно все фракции нижней палаты. "За" проголосовали 385 депутатов, проголосовавших "против" и тех, кто воздержался, не было. По словам спикера нижней палаты Вячеслава Володина, законодателям удалось прийти к консенсусу.



Поправки президента

В отличие от первоначального варианта, законопроект с учетом поправок снижает возраст выхода на пенсию для женщин с 63 до 60 лет. Для мужчин эта планка устанавливается на уровне 65 лет.

Раньше на пенсию смогут выйти и многодетные матери: у кого трое детей – на три года раньше, соответственно, те, у кого четверо детей – на четыре года. Также вводится повышенный размер пенсионных выплат за более 30 лет работы на селе.

При этом граждане, которые по старому пенсионному законодательству должны отправиться на заслуженный отдых в ближайшие годы, смогут оформить пенсионные выплаты на шесть месяцев раньше возраста выхода на пенсию. К примеру, если работник должен был выйти на пенсию в январе 2020 года, то оформить выплаты он сможет уже в июле 2019 года.

Также на три года понижается стаж, дающий право досрочного выхода на пенсию (37 лет для женщин и 42 для мужчин), сохраняются все федеральные и большинство пенсионных льгот с 55 лет для женщин и с 60 для мужчин. Также сохраняются действующие сегодня нормы для коренных и малочисленных народов Севера.

Изменения будет вводиться поэтапно с 2019 года и не затронут нынешних пенсионеров – это около 46,5 млн человек.



Предложенные президентом поправки делают законопроект максимально справедливым для граждан, отметил Вячеслав Володин. "Главное – все изменения будут производится постепенно и позволят людям адаптироваться к новой жизненной ситуации. Это то, чего ждут наши граждане, и президент их услышал", – подчеркнул спикер.

Сопутствующие законопроекты

Некоторые поправки президента были вынесены на голосование нижней палаты в рамках отдельных нормативно-правовых актов. Среди них - введение уголовной ответственности за нарушение прав работников предпенсионного возраста, а также предложение выделить время для прохождения диспансеризации для соответствующей категории граждан.

Накануне инициированный президентом нормативно-правовой акт о защите трудовых прав лиц предпенсионного возраста (с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин) Госдума одобрила в окончательном чтении. Документ вводит уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение гражданина на основании того, что он находится в предпенсионном возрасте.

Внесенные президентом поправки предлагают в качестве санкций за нарушение нормы штраф до 200 тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода виновного за период до полутора лет (18 месяцев). Кроме того, нарушителю могут грозить обязательные работы сроком до 360 часов. При этом лишение свободы за нарушение трудовых прав граждан предпенсионного возраста не предусматривается.



Депутаты одобрили и другую президентскую инициативу – о предоставлении гражданам предпенсионного возраста двух дополнительных свободных от работы дней раз в год для прохождения диспансеризации. Должность и заработная плата при этом будут сохранены. Соответствующая норма закрепляется в Трудовом кодексе.

Для получения выходного с целью прохождения диспансеризации гражданину достаточно написать соответствующее заявление и согласовать его с работодателем. Законопроект вступит в силу с 1 января следующего года.

Как отметил Вячеслав Володин, принимая законопроект, Госдума реализует задачу, поставленную в майском указе президента, о снижении уровня смертности среди граждан трудоспособного возраста. Именно своевременная диагностика, подчеркнул председатель нижней палаты, позволяет выявлять заболевания на ранней стадии и успешно заниматься лечением недугов.

В рамках настройки пенсионной системы депутаты также одобрили законопроект о направлении в Пенсионный фонд (ПФР) средств, конфискованных у пенсионеров. Нормативно-правовой акт предлагает пополнять бюджет ПФР не только за счет изъятых у взяточников денежных средств, но и путем реализации конфискованного у них имущества. В тексте законопроекта подчеркивается, что зачисленные таким способом в бюджет Пенсионного фонда средства будут направляться на выплаты страховых пенсий граждан.

Ратификация 102-й конвенции

В контексте улучшения пенсионной системы депутаты в ходе пленарного заседания 26 сентября одобрили законопроект о ратификации конвенции Международной организации труда о размере пенсий. Документ определяет выплаты при выходе на пенсию на уровне не менее 40% от заработка.



За ратификацию конвенции законодатели проголосовали единогласно. Ее суть в том, что при выходе на пенсию коэффициент замещения утраченного заработка должен составлять 40%. Иными словами, на законодательном уровне установится норма, в соответствии с которой размер пенсии россиянина не может быть меньше 40% от зарплаты, которую он получал.

Конвенция была принята в Женеве в 1952 году. Она охватывает основные сферы социального обеспечения: медицинское обслуживание, обеспечение по старости, семейное обеспечение и прочее. По каждому из разделов документ фиксирует минимальные требования относительно определенного круга лиц, включая размер денежных выплат или объем предоставляемых услуг.

Как Госдума улучшала пенсионный законопроект

Проект закона о совершенствовании пенсионной системы за авторством правительства Госдума рассматривала еще в конце весенней сессии – 19 июля. Было решено в течение двух месяцев обсудить его в регионах, привлечь к этому экспертов и общественников.

21 августа на Охотном Ряду прошли широкие тематические парламентские слушания. К обсуждению актуального вопроса были привлечены члены правительства, эксперты, представители профсоюзов и общественных организаций.

По итогам дискуссий была создана специальная рабочая группа, которую возглавила вице-спикер Ольга Тимофеева. В ее задачу вошли вопросы обсуждения настройки пенсионной системы и внесенных поправок. Вместе с депутатами участие в деятельности рабочей группы приняли члены кабмина, представители бизнеса и общественности.



Всего состоялось три заседания рабочей группы – 31 августа, 12 сентября и 24 сентября. На этом деятельность рабочей группы не заканчивается. Вячеслав Володин отметил, что она будет заниматься вопросами совершенствования пенсионного законодательства и после принятия соответствующего пакета законов.

"Изучать правоприменительную практику, получая обратную связь от наших граждан с тем, чтобы принимаемые законы работали эффективно на результат", – пояснил спикер.

Что касается президентских поправок, то они поступили на рассмотрение нижней палаты в начале сентября. После этого они обсуждались в профильных комитетах Госдумы в рамках тематической рабочей группы. В понедельник, 24 сентября, на Охотном Ряду состоялось заседание профильного комитета по труду и соцполитике, который поддержал инициативы главы государства.

Почему пенсионная система нуждается в настройке

Необходимость изменений в пенсионной системе диктуют несколько факторов. Прежде всего, это продолжающаяся увеличиваться дыра в бюджете Пенсионного фонда. В настоящее время на то, чтобы ее закрыть, из федерального бюджета выделяется более 3,3 триллиона рублей – это 40% от всего объема Фонда и 20% от расходов бюджета Федерации. Если ничего не предпринимать в будущем средств придется выделять в два раза больше.



Кроме того, в России наблюдается устойчивый тренд на увеличение средней продолжительности жизни, но вместе с тем необходимо учитывать спад рождаемости в 1990-е годы. Сочетание этих факторов приведут к тому, что баланс между пенсионерами и трудоспособными гражданами резко увеличился.

Отказ от совершенствования пенсионной системы приведет к дальнейшему увеличению дефицита Пенсионного фонда (ПФ), полагают эксперты. В свою очередь это обернется сокращением денежных выплат в реальном выражении, а средства, которые получат пенсионеры по индексации, будут неизбежно съедены инфляцией.

В случае, если никаких изменений не будет принято, индексация пенсий будет проводиться какое-то время, при этом на эти цели начнут уходить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Когда кончатся эти деньги, пенсионные выплаты упадут и станут единым, одинаковым для всех и небольшим пособием по возрасту, которое граждане будут получать с 55 или 60 лет.

Читайте также: