Гражданские права в пенсионном фонде

Информация об изменениях:

Статья 16 изменена с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 436-ФЗ

Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу;

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию;

получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц;

получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений;

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:

предоставлять бесплатно зарегистрированному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, частей индивидуального лицевого счета, включая информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, о сумме средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии зарегистрированного лица, включая информацию о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления зарегистрированного лица о досрочном переходе, а также раздела "Сведения о трудовой деятельности" по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при личном обращении зарегистрированного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в форме электронного документа, порядок оформления которого устанавливается Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;

разъяснять зарегистрированным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Нумерация абзацев приводится в соответствии с внесенными изменениями

абзац восьмой утратил силу с 1 января 2010 г.

Информация об изменениях:

обеспечить обособленный учет в специальной части индивидуального лицевого счета сведений о суммах страховых взносов, направляемых на накопительную пенсию, а также о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммах взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и суммах взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также о результате их инвестирования, сведений о сумме средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также о результате их инвестирования, сведений об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии и объеме указанных средств, сведений о выплатах за счет средств пенсионных накоплений;

информировать застрахованных лиц о внесенных в их индивидуальные лицевые счета изменениях в связи с корректировкой, осуществленной в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", путем направления застрахованным лицам информации в порядке и по форме, которые утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации;

абзац утратил силу с 10 августа 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 268-ФЗ

Информация об изменениях:

предоставлять негосударственным пенсионным фондам по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений. Перечень необходимой информации, а также порядок и сроки ее предоставления устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

предоставлять зарегистрированному лицу доступ к информационной системе "личный кабинет зарегистрированного лица" в части предоставления содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений в составе, определяемом Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения;

информировать физическое лицо способом, указанным в обращении, о результатах его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации (указанная информация по выбору физического лица может быть направлена ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением);

в целях обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг зарегистрированным лицам, а также в целях исполнения государственных и муниципальных функций предоставлять федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации по их запросам в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о факте работы зарегистрированного лица, а также о факте начисленных за него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за исключением сведений о лицах, оказывающих или оказавших содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, на конфиденциальной основе, передача которых допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами;

направлять федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда) в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информацию о непредставлении страхователем в установленный срок либо представлении им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного нарушения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Правовая гарантия является факультативным (возможным, но не обязательным) элементом правового статуса. Под правовой гарантией он понимает юридическое средство обеспечения субъективного права. В качестве такого средства он рассматривает, например, установление мер юридической ответственности за нарушение данного права.

В этом контексте мы рассмотрим только гражданско-правовую ответственность ПФР. В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона №167-ФЗ за нарушение положений Закона №167-ФЗ и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании ПФР несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Важной гарантией является то, что денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

1. Юридическая обязанность ПФР.

Юридическая обязанность является одним из основных (наряду с юридическим правом) элементом правового статуса. Под юридической обязанностью он понимает юридически закрепленную меру должного (предписанного) поведения.

Закрепление юридической обязанности ПФР осуществляется методом перечисления в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, например, в пункте 3 Положения о ПФР, пункте 2 статьи 13 Закона №167-ФЗ, в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в иных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Основными обязанностями ПФР являются:

- установление и выплата пенсий;

- ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

- администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;

- формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

- назначение и реализация социальных выплат;

- назначение и реализация социальной доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

- выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского (семейного) капитала;

- реализация программы государственного софинансирования пенсий;

- совместно с региональными органами власти оказание адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

- разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

- составление проекта бюджета, а также отчета о его исполнении и т.д.

2. Правовой (юридический) запрет ПФР.

Я соглашусь с мнением И.В. Лексина, который считает, что правовой (юридический) запрет также представляет собой один из основных элементов правового статуса и под ним он понимает, как юридически установленная обязанность воздержаться от определенного поведения.

Под правовым (юридическим) запретом следует понимать - требование, предписанное законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленное на воздержание от определенного действия (бездействия).

Так, например, ПФР запрещено:

- распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления без согласия собственника этого имущества (Российской Федерации);

- осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом);

- размещать средства пенсионных накоплений в объекты инвестирования, прямо не предусмотренные Законом №111-ФЗ;

- раскрывать и распространять третьим лицам персональные данные застрахованных лиц, без согласия указанных лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом;

- принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в случаях предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации;

- заключать государственные контракты, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг без соблюдения процедур, установленных законодательством о размещении государственных заказов. Законодательством Российской Федерации установлены и иные запреты для ПФР.

3. Полномочие ПФР.

Соглашусь с мнением И.В. Лексина, который рассматривает полномочие как факультативный элемент правового статуса и под полномочием он понимает способность субъекта права совершать юридически значимые действия, которой он наделяется другим субъектом права.

Правовую основу действующих полномочий ПФР составляют несколько источников: Положение о ПФР, Закон №165-ФЗ, Закон №167-ФЗ, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 г. №9-П, в соответствии с которыми ПФР наделен довольно широким кругом полномочий, в том числе государственно-властных. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном постановлении, такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", государство может передавать исполнительной власти и ее органам часть своих полномочий и наделять правом на их выполнение. Полномочиями исполнительная власть может наделяться, в частности, на основании федерального закона.

ПФР и его территориальные органы действуют на основании Закона №167-ФЗ и составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В связи с тем, что средства обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации, поэтому с учетом положений статьи 71 Конституции Российской Федерации (об исключительной компетенции Российской Федерации в вопросах управления федеральной собственностью) управление этими средствами может осуществляться только федеральным органом или централизованной системой органов с жесткой вертикально интегрированной структурой и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.

Таким образом, государство наделило ПФР и его территориальные органы частью своих полномочий и по некоторым их них несет субсидиарную ответственность.

Также ПФР осуществляет управление имуществом Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Пределы распоряжения средствами обязательного пенсионного страхования закрепляются Законом №167-ФЗ и ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ПФР.

Делегирование государственных полномочий ПФР может осуществляться в соответствии со статьей 125 ГК РФ на основании принятых федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Такой механизм делегирования полномочий ПФР является одним из способов "вступления" Российской Федерации в гражданские правоотношения и приобретение ей гражданских прав и обязанностей через действия ПФР. Полномочия ПФР распространяются на всю территорию Российской Федерации.

4. Предмет ведения ПФР.

Термин предмет ведения обычно употребляется в отношении государства, территориальных единиц, международных организаций (реже также органов публичной власти, должностных лиц) и обозначает сферу или объект их властного воздействия".

По содержанию вопросов, относящихся к предмету ведения ПФР, на наш взгляд, целесообразно делить их на две группы:

- исключительные предметы ведения ПФР;

- совместные предметы ведения ПФР и его территориальных органов.

Например, исключительно к предмету ведения ПФР относятся вопросы:

- межгосударственного и международного сотрудничества в области государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, участие в подготовке и реализации договоров и соглашений о социальном обеспечении с иностранными государствами;

- формирования территориальных органов, утверждения их структуры и положений о них;

- изучения и обобщения практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования и внесение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

- проведения научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;

- управления имуществом Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Например, к предмету совместного ведения ПФР и его территориальных органов относятся вопросы:

- контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Законом №27-ФЗ, а также организации и ведения государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

- разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

- оказания услуг физическим и юридическим лицам, предоставляемых ПФР, в электронном виде используя интернет-портал государственных и муниципальных услуг.

К исключительному предмету ведения ПФР и совместному предмету ведения ПФР и его территориальных органов относятся и иные вопросы, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Компетенция ПФР.

Компетенция (от латинского сompetere - добиваться, соответствовать, подходить; английского сompetence) - совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.

Так, например, полномочия ПФР распространяются на всю территорию Российской Федерации. При этом разграничение полномочий между ПФР и территориальными органами осуществляется на основании положений о территориальных органах и актов ПФР.

Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей (полномочий) по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса и сама представляет собой систему элементов.

В соответствии с этим подходом компетенцию ПФР можно определить как совокупность полномочий ПФР по вопросам сбора, использования и распределения денежных средств, являющихся собственностью Российской Федерации, а также полномочий по проведению государственной политики в области выплаты пенсий, доплат и иных социальных выплат. Компетенция ПФР закрепляется в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, например, в Положении о ПФР, Законе №167-ФЗ и т.д.

Компетенция ПФР приравниваются к полномочиям органов исполнительной власти, например, к полномочиям налоговых органов, при осуществлении контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

6. Юрисдикция ПФР.

Юрисдикция (лат. Jurisdiction - судопроизводство, от jus - право + dico - говорю; англ. Jurisdiction) установленное законом или иным нормативным правовым актом полномочия государственных органов и должностных лиц решать какие-либо правовые вопросы, например, устанавливать нормы права, применять их, в т.ч. давать правовую оценку фактам, разрешать юридические споры, применять меры юридической ответственности и т.п. Как отмечает И.В. Лексин, юрисдикция в наиболее широком значении - синоним компетенции любого субъекта.

По территориальному признаку полномочия ПФР распространяется на всю территорию Российской Федерации.

По временному признаку полномочия ПФР распространяются с момента его создания и принятия соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

По субъектному составу (кругу лиц) полномочия ПФР распространяются на физические и юридические лица.

7. Правовые преимущества ПФР.

Соглашусь с мнением И.В. Лексина, который представляет правовые преимущества как особый элемент правового статуса, обеспечивающий более выгодное положение субъекта в сравнении с другими субъектами (льготы, привилегии, иммунитеты и т.п.).

Так, например, ПФР имеет следующие правовые преимущества: специальную правоспособность; публично-властные полномочия.

Кроме того, для ПФР предусмотрены и льготы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, например, по уплате государственной пошлины по уплате земельного налога и т.д.

Считаю целесообразно рассматривать еще один элемент правового статуса ПФР - ответственность.

Я считаю, что ответственность также является элементом правового статуса ПФР. Наиболее урегулированной на законодательном уровне является гражданско-правовая ответственность, которая наступает и реализуется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Предлагается закрепить правовой статус ПФР и его элементы, на законодательном уровне, что позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с учреждением и деятельностью ПФР, а также позволит определить место в реализации государственных функций.

Вывод по главе 1

Пенсионный фонд -- это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий. Трудовая пенсия -- это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Закон №167-ФЗ установил, что ПФР является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму ПФР как юридического лица - государственное учреждение. Правовой статус ПФР регулируется не только Положением о ПФР и вышеназванными федеральными законами, но и гражданским законодательством Российской Федерации, устанавливающим основные требования к организационно-правовой форме ПФР как юридического лица, созданного в качестве государственного учреждения.

ПФ РФ, по своему правовому статусу и организационно-правовой форме является государственным учреждением со специальной правоспособностью, установленной Верховным Советом Российской Федерации, в том числе и наделенными публично-властными полномочиями и одновременно статус страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. ПФ РФ имеет статус государственного учреждения, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Одной из особенностей правового статуса ПФ РФ является то, что имущество принадлежит ему на праве оперативного управления.

Правовая гарантия является факультативным (возможным, но не обязательным) элементом правового статуса. Под правовой гарантией он понимает юридическое средство обеспечения субъективного права. В качестве такого средства он рассматривает, например, установление мер юридической ответственности за нарушение данного права

В работе провели, на основе научного анализа, классификацию элементов правового статуса применительно к ПФ РФ.

Правовой статус ПФ РФ состоит из следующих элементов: юридическое право ПФ РФ; законный интерес ПФР; юридическая обязанность ПФР; правовой (юридический) запрет ПФР; полномочие ПФР; предмет ведения ПФР; компетенция ПФР; юрисдикция ПФР; правовые преимущества ПФР; ответственность.

Предлагается закрепить правовой статус ПФР и его элементы, на законодательном уровне, что позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с учреждением и деятельностью ПФР, а также позволит определить место в реализации государственных функций.

Форум молодых пенсионеров

Форум молодых пенсионеров

  • Текущее время: Вс дек 06, 2020 1:55 pm
  • Часовой пояс: UTC

Является ли пенсионное право гражданским правом


Является ли пенсионное право гражданским правом

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 11:58 am


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 12:05 pm

Теперь по порядку.
ПФР отказал в досрочной пенсии.
Подала иск в суд. Суд обязал назначить мне пенсию СО ДНЯ ОБРАЩЕНИЯ В ПФР (то есть, признал действия пенсионного органа незаконными)
Подала второй иск о компенсациях (потеряно два года законной пенсии, долго тянулся судебный процесс - описки, переписки, недописки, дополнительные решения суда).
Выдержки из решения суда:
«Из материалов дела следует, что 15.12.2014 года Клавдиенко Г.Е. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако ей было отказано в назначении льготной пенсии», «Суд обязал ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области назначить Клавдиенко Галине Евгеньевне досрочно трудовую пенсию по старости с 15.12.2014 года». Решение Мытищинского городского суда - отказать в компенсациях за незаконный отказ в трудовой пенсии: «Таким образом, поскольку правоотношения сторон возникли в связи с осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, не основанных на равенстве прав и обязанностей их участников, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, эти отношения не регулируются нормами гражданского законодательства.»
Отношения граждан с пенсионным органом (ПФР) - это, оказывается, не гражданские правоотношения. А какие ?
Процесс назначения пенсии гражданину не регулируется нормами гражданского законодательства, Карл . А каким Кодексом регулируется? Воздушным, Лесным, Семейным?
Глава 48 Гражданского Кодекса РФ «Страхование» (пенсия страховая).
В Мытищинском суде плотно сидят на коксе, это факт !
Конституция РФ глава 2-я "Права человека и ГРАЖДАНИНА" ст. 39 "право на социальное обеспечение по возрасту"
Статья 1 пункта 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона": "Целью настоящего Федерального закона является защита прав ГРАЖДАН Российской Федерации на страховую пенсию".
Статья 7 «Застрахованные лица» Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: «1.Застрахованными лицами являются ГРАЖДАНЕ Российской Федерации». КоАП РФ Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением: 2. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке ГРАЖДАНСКОГО судопроизводства.
И судья Верховного суда РФ Кириллов В.С. туда же (Определение об отказе в передаче жалобы на рассмотрение суда) :
«Разрешая спор, суд руководствовался законом, подлежащим применению по данному делу, учёл разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и, указав на то, что правоотношения сторон возникли в связи с осуществлением пенсионным органом публично-властных ПОЛНОМОЧИЙ и эти отношения не регулируются нормами гражданского законодательства, пришёл к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска о компенсации потерь вследствие НЕЗАКОННОГО отказа в назначении досрочной страховой пенсии». Незаконные действия властного лица (в моём случае нарушение ПФР пенсионного законодательства) - это теперь такие полномочия ! Вынос мозга. В Верховный суд тоже кокса подогнали.

Кроме того, на компенсацию ущерба и морального вреда указывает ФЗ о рассмотрении обращений граждан (назначение пенсии носит заявительный характер. То есть, в пенсионный орган подается обращение за назначением пенсии).
Статья 10
1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
Статья16
1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда:


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 12:17 pm


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 12:32 pm

При этом страховая пенсия за упущенный период была мне возвращена, но только в номинальном объеме без компенсации за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 ГК РФ (Ответственность за неисполнение денежного обязательства).
Получая страховую пенсию своевременно и ежемесячно я не имела бы того инфляционного ущерба и снижения покупательной способности по сравнению с единовременной выплатой номинальной суммы спустя два упущенных года.

Короче говоря, суд выдал ПФР полную индульгенцию на нарушение пенсионного законодательства и поставил ПФР выше закона.
Если так дело пойдёт дальше, то ПФР сможет просто прекратить выплачивать текущие пенсии и не понесёт никакой ответственности.
Ибо . осуществляет свои публично-властные полномочия. posting.php?mode=reply&f=20&t=4188#


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 1:37 pm

Выдержки из решения Мытищинского суда:
«Из материалов дела следует, что 15.12.2014 года Клавдиенко Г.Е. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако ей было отказано в назначении льготной пенсии», «Суд обязал ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области назначить Клавдиенко Г.Е. досрочно трудовую пенсию по старости с 15.12.2014 года».
Решение Мытищинского городского суда - отказать в компенсациях за незаконный отказ в трудовой пенсии: «Таким образом, поскольку правоотношения сторон возникли в связи с осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, не основанных на равенстве прав и обязанностей их участников, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, эти отношения не регулируются нормами гражданского законодательства.»
.
Выдержки из решения апелляционного суда:
"Как следует из пункта 1 статьи 2 ГК РФ, гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, положения ГК РФ, в частности статья 15 о возмещении убытков и статья 151 о компенсации морального вреда, не могут быть применены к регулированию отношений по назначению пенсии.
Поскольку правоотношения сторон возникли в связи с осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, не основанных на равенстве прав и обязанностей их участников, исходя из положений статьи 2 ГК РФ, эти отношения не регулируются нормами гражданского законодательства."

Из Определения Верховного суда Российской Федерации об отказе в передаче жалобы на рассмотрение в судебном заседании:
«Разрешая спор, суд руководствовался законом, подлежащим применению по данному делу, учёл разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и, указав на то, что правоотношения сторон возникли в связи с ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ пенсионным органом публично-властных ПОЛНОМОЧИЙ и эти отношения не регулируются нормами гражданского законодательства, пришёл к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска о компенсации потерь ВСЛЕДСТВИЕ НЕЗАКОННОГО отказа в назначении досрочной страховой пенсии».
Незаконный отказ в пенсии - это теперь такие властные полномочия у ПФР.


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 1:50 pm


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 2:01 pm


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Nikvolvet » Чт авг 22, 2019 7:05 pm


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 7:49 pm


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Nikvolvet » Чт авг 22, 2019 8:07 pm


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 8:14 pm


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 8:21 pm

Впервые слышу что бы не отпускали по льготе если она полностью выработана:)

Для педагогических и медицинских работников (особенно работающих не в государственной сфере) незаконный отказ в пенсии - это обычное явление. Наоборот, редко кому ПФР назначает пенсию со дня обращения.
Дискриминация медицинских, педагогических работников и работников творческого труда узаконена даже в вопросе выплаты НПФ накопительной пенсии (трудовым досрочникам накопительную от НПФ закон позволяет платить ранее общефедерального пенсионного возраста. А медикам, педагогам и "творцам"закон "опускает шлагбаум" ).


Re: Является ли пенсионное право гражданским правом.

Сообщение Галина » Чт авг 22, 2019 8:38 pm

Выше приведены ссылки на решения суда.
Пройдя по ним можете лично ознакомиться с причинами отказа в пенсии.
[Гости не видят ссылок]
Из материалов дела видно, что одной из причин отказа в пенсии является, например, исключение из стажа периодов повышения квалификации:
"Также не приняты к зачету периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. "

Каждый период обучения занимает не более одного месяца. Исключение прохождения повышения квалификации из стажа - это абсолютно незаконно, так как
"9. При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу."
[Гости не видят ссылок]

То есть, ежегодно один месяц в году врач (медсестра) может менять работу в своей должности на другую не медицинскую должность (например, секретарши, вахтерши, гардеробщицы, санитарки-уборщицы, или то же обучение) и эта работа приравнивается к медицинской работе.
Главное - не более месяца в году, по производственной необходимости и не увольняться из организации.
Производственная необходимость прохождения повышения квалификации каждые пять лет здесь:
[Гости не видят ссылок]

Правовая гарантия является факультативным (возможным, но не обязательным) элементом правового статуса. Под правовой гарантией он понимает юридическое средство обеспечения субъективного права. В качестве такого средства он рассматривает, например, установление мер юридической ответственности за нарушение данного права.

В этом контексте мы рассмотрим только гражданско-правовую ответственность ПФР. В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона №167-ФЗ за нарушение положений Закона №167-ФЗ и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании ПФР несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Важной гарантией является то, что денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

1. Юридическая обязанность ПФР.

Юридическая обязанность является одним из основных (наряду с юридическим правом) элементом правового статуса. Под юридической обязанностью он понимает юридически закрепленную меру должного (предписанного) поведения.

Закрепление юридической обязанности ПФР осуществляется методом перечисления в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, например, в пункте 3 Положения о ПФР, пункте 2 статьи 13 Закона №167-ФЗ, в пункте 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в иных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Основными обязанностями ПФР являются:

- установление и выплата пенсий;

- ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

- администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование;

- формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

- назначение и реализация социальных выплат;

- назначение и реализация социальной доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

- выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского (семейного) капитала;

- реализация программы государственного софинансирования пенсий;

- совместно с региональными органами власти оказание адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

- разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

- составление проекта бюджета, а также отчета о его исполнении и т.д.

2. Правовой (юридический) запрет ПФР.

Я соглашусь с мнением И.В. Лексина, который считает, что правовой (юридический) запрет также представляет собой один из основных элементов правового статуса и под ним он понимает, как юридически установленная обязанность воздержаться от определенного поведения.

Под правовым (юридическим) запретом следует понимать - требование, предписанное законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленное на воздержание от определенного действия (бездействия).

Так, например, ПФР запрещено:

- распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления без согласия собственника этого имущества (Российской Федерации);

- осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом);

- размещать средства пенсионных накоплений в объекты инвестирования, прямо не предусмотренные Законом №111-ФЗ;

- раскрывать и распространять третьим лицам персональные данные застрахованных лиц, без согласия указанных лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом;

- принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в случаях предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации;

- заключать государственные контракты, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг без соблюдения процедур, установленных законодательством о размещении государственных заказов. Законодательством Российской Федерации установлены и иные запреты для ПФР.

3. Полномочие ПФР.

Соглашусь с мнением И.В. Лексина, который рассматривает полномочие как факультативный элемент правового статуса и под полномочием он понимает способность субъекта права совершать юридически значимые действия, которой он наделяется другим субъектом права.

Правовую основу действующих полномочий ПФР составляют несколько источников: Положение о ПФР, Закон №165-ФЗ, Закон №167-ФЗ, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 г. №9-П, в соответствии с которыми ПФР наделен довольно широким кругом полномочий, в том числе государственно-властных. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном постановлении, такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", государство может передавать исполнительной власти и ее органам часть своих полномочий и наделять правом на их выполнение. Полномочиями исполнительная власть может наделяться, в частности, на основании федерального закона.

ПФР и его территориальные органы действуют на основании Закона №167-ФЗ и составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

В связи с тем, что средства обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации, поэтому с учетом положений статьи 71 Конституции Российской Федерации (об исключительной компетенции Российской Федерации в вопросах управления федеральной собственностью) управление этими средствами может осуществляться только федеральным органом или централизованной системой органов с жесткой вертикально интегрированной структурой и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.

Таким образом, государство наделило ПФР и его территориальные органы частью своих полномочий и по некоторым их них несет субсидиарную ответственность.

Также ПФР осуществляет управление имуществом Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Пределы распоряжения средствами обязательного пенсионного страхования закрепляются Законом №167-ФЗ и ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ПФР.

Делегирование государственных полномочий ПФР может осуществляться в соответствии со статьей 125 ГК РФ на основании принятых федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Такой механизм делегирования полномочий ПФР является одним из способов "вступления" Российской Федерации в гражданские правоотношения и приобретение ей гражданских прав и обязанностей через действия ПФР. Полномочия ПФР распространяются на всю территорию Российской Федерации.

4. Предмет ведения ПФР.

Термин предмет ведения обычно употребляется в отношении государства, территориальных единиц, международных организаций (реже также органов публичной власти, должностных лиц) и обозначает сферу или объект их властного воздействия".

По содержанию вопросов, относящихся к предмету ведения ПФР, на наш взгляд, целесообразно делить их на две группы:

- исключительные предметы ведения ПФР;

- совместные предметы ведения ПФР и его территориальных органов.

Например, исключительно к предмету ведения ПФР относятся вопросы:

- межгосударственного и международного сотрудничества в области государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, участие в подготовке и реализации договоров и соглашений о социальном обеспечении с иностранными государствами;

- формирования территориальных органов, утверждения их структуры и положений о них;

- изучения и обобщения практики применения нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования и внесение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

- проведения научно-исследовательской работы в области обязательного пенсионного страхования;

- управления имуществом Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Например, к предмету совместного ведения ПФР и его территориальных органов относятся вопросы:

- контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Законом №27-ФЗ, а также организации и ведения государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

- разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

- оказания услуг физическим и юридическим лицам, предоставляемых ПФР, в электронном виде используя интернет-портал государственных и муниципальных услуг.

К исключительному предмету ведения ПФР и совместному предмету ведения ПФР и его территориальных органов относятся и иные вопросы, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Компетенция ПФР.

Компетенция (от латинского сompetere - добиваться, соответствовать, подходить; английского сompetence) - совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.

Так, например, полномочия ПФР распространяются на всю территорию Российской Федерации. При этом разграничение полномочий между ПФР и территориальными органами осуществляется на основании положений о территориальных органах и актов ПФР.

Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей (полномочий) по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса и сама представляет собой систему элементов.

В соответствии с этим подходом компетенцию ПФР можно определить как совокупность полномочий ПФР по вопросам сбора, использования и распределения денежных средств, являющихся собственностью Российской Федерации, а также полномочий по проведению государственной политики в области выплаты пенсий, доплат и иных социальных выплат. Компетенция ПФР закрепляется в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, например, в Положении о ПФР, Законе №167-ФЗ и т.д.

Компетенция ПФР приравниваются к полномочиям органов исполнительной власти, например, к полномочиям налоговых органов, при осуществлении контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

6. Юрисдикция ПФР.

Юрисдикция (лат. Jurisdiction - судопроизводство, от jus - право + dico - говорю; англ. Jurisdiction) установленное законом или иным нормативным правовым актом полномочия государственных органов и должностных лиц решать какие-либо правовые вопросы, например, устанавливать нормы права, применять их, в т.ч. давать правовую оценку фактам, разрешать юридические споры, применять меры юридической ответственности и т.п. Как отмечает И.В. Лексин, юрисдикция в наиболее широком значении - синоним компетенции любого субъекта.

По территориальному признаку полномочия ПФР распространяется на всю территорию Российской Федерации.

По временному признаку полномочия ПФР распространяются с момента его создания и принятия соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

По субъектному составу (кругу лиц) полномочия ПФР распространяются на физические и юридические лица.

7. Правовые преимущества ПФР.

Соглашусь с мнением И.В. Лексина, который представляет правовые преимущества как особый элемент правового статуса, обеспечивающий более выгодное положение субъекта в сравнении с другими субъектами (льготы, привилегии, иммунитеты и т.п.).

Так, например, ПФР имеет следующие правовые преимущества: специальную правоспособность; публично-властные полномочия.

Кроме того, для ПФР предусмотрены и льготы, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, например, по уплате государственной пошлины по уплате земельного налога и т.д.

Считаю целесообразно рассматривать еще один элемент правового статуса ПФР - ответственность.

Я считаю, что ответственность также является элементом правового статуса ПФР. Наиболее урегулированной на законодательном уровне является гражданско-правовая ответственность, которая наступает и реализуется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Предлагается закрепить правовой статус ПФР и его элементы, на законодательном уровне, что позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с учреждением и деятельностью ПФР, а также позволит определить место в реализации государственных функций.

Вывод по главе 1

Пенсионный фонд -- это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий. Трудовая пенсия -- это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

Закон №167-ФЗ установил, что ПФР является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму ПФР как юридического лица - государственное учреждение. Правовой статус ПФР регулируется не только Положением о ПФР и вышеназванными федеральными законами, но и гражданским законодательством Российской Федерации, устанавливающим основные требования к организационно-правовой форме ПФР как юридического лица, созданного в качестве государственного учреждения.

ПФ РФ, по своему правовому статусу и организационно-правовой форме является государственным учреждением со специальной правоспособностью, установленной Верховным Советом Российской Федерации, в том числе и наделенными публично-властными полномочиями и одновременно статус страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. ПФ РФ имеет статус государственного учреждения, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Одной из особенностей правового статуса ПФ РФ является то, что имущество принадлежит ему на праве оперативного управления.

Правовая гарантия является факультативным (возможным, но не обязательным) элементом правового статуса. Под правовой гарантией он понимает юридическое средство обеспечения субъективного права. В качестве такого средства он рассматривает, например, установление мер юридической ответственности за нарушение данного права

В работе провели, на основе научного анализа, классификацию элементов правового статуса применительно к ПФ РФ.

Правовой статус ПФ РФ состоит из следующих элементов: юридическое право ПФ РФ; законный интерес ПФР; юридическая обязанность ПФР; правовой (юридический) запрет ПФР; полномочие ПФР; предмет ведения ПФР; компетенция ПФР; юрисдикция ПФР; правовые преимущества ПФР; ответственность.

Предлагается закрепить правовой статус ПФР и его элементы, на законодательном уровне, что позволит обеспечить комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с учреждением и деятельностью ПФР, а также позволит определить место в реализации государственных функций.

Читайте также: