Имеют ли пенсионные законы обратную силу

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!

Стаж педагоги. Деятельности-25 лет, ребенок родился в сентябре 1993 года. Пенсионный фонд выбрасывает декретный из стажа. Судиться есть смысл? СПАСИБО.


Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2005 г.

(по гражданским делам)

(утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г.)

(с изменениями от 4 марта 2009 г.)

1. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии, если указанные периоды имели место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Отказывая во включении в стаж работы истицы периодов ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, президиум областного суда исходил из того, что на момент ее обращения в управление Пенсионного фонда за назначением досрочной пенсии действовал Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым не предусмотрено включение отпуска по уходу за ребенком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Не предусматривается такая возможность и действующим Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 256 которого отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Между тем президиумом не было учтено, что до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях действовала статья 167 КЗоТ РФ, которая предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Истица по делу находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 7 июня 1980 года по 12 апреля 1981 года, с 25 февраля 1991 года по 31 августа 1992 года, то есть данные периоды времени имели место до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1, и суд первой инстанции обоснованно включил данные периоды в трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Учитывая данные обстоятельства, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определение президиума областного суда в части отмены решения районного суда и вынесения нового решения об отказе в иске отменила, оставив в силе решение районного суда.

Добрый день.Мой дядя награжден медалью орденом "За заслуги перед Отечеством" 2 степени указом президента РФ №979 от 04.08.2001г. В январе 2018г он получил письмо с ПФР об отмене материальной выплаты к этой государственной награде с ссылкой на ФЗ №21 от 2002г. Прав ли ПФР отказав в этой выплате и может ли закон иметь обратную силу? Ведь до января 2018г он получал ежемесячную доплату к пенсии за государственную награду.

Ответы юристов ( 4 )


Прав ли ПФР отказав в этой выплате и может ли закон иметь обратную силу? Ведь до января 2018г он получал ежемесячную доплату к пенсии за государственную награду.

Вы письмо можете ПФР приложить к вопросу? 21-ФЗ не менялся с 2016 года в части данной выплаты, поэтому основания для ее отмены пока не ясны.

Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане), получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее — пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее — дополнительное материальное обеспечение).

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;

2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;

3) гражданам, награжденным орденом Ленина;

4) гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;

Статья 3
5. Дополнительное материальное обеспечение не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.
6. Выплата дополнительного материального обеспечения прекращается в случаях лишения получателя государственных наград и званий, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, установления недостоверных или необоснованных данных, на основании которых было назначено дополнительное материальное обеспечение.
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/184227/#ixzz54KToK4RL

Просто так не могли отменить, должна быть какая-то причина. Дядя не работает?

медалью орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени

Так у вас орден, или медалью ордена? Награды разные, если орден — то ПФР не прав, если медаль — то прав, так как не поименована такая награда в законе.


Здравствуйте! Согласно ст. 1

Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ

Дополнительное материальное обеспечение назначается:

4) гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;

На какую конкретно норму ссылается ПФР в письме?

Есть еще такой документ от 2002 года.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 апреля 2002 года N 2181-ЮЛПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 апреля 2002 года N ЛЧ-06-32/3539ТЕЛЕГРАММА

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее — Федеральный закон от 4 марта 2002 года).В соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 года (статья 1) право на дополнительное материальное обеспечение (далее — материальное обеспечение) приобрели: Герои Советского Союза; Герои Российской Федерации; Герои Социалистического Труда; граждане, награжденные орденом Святого апостола Андрея Первозванного; граждане, награжденные орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени; граждане, награжденные орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени; граждане, награжденные орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени; граждане, награжденные орденом Славы трех степеней; граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней; граждане, награжденные орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней; чемпионы Олимпийских игр; лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственных премий СССР и лауреаты Государственных премий Российской Федерации (РСФСР). С 1 января 2003 года такое право приобретут граждане, награжденные орденом Ленина.

Получается, что ваш дядя получал дополнительное материальное обеспечение ошибочно, так как он не награждался орденом.


Поддержу коллег, Вы имеете право на дополнительное материальное обеспечение.

Однако, следует иметь ввиду п.3 ст.1 федерального закона.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ«О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

3. Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации ежемесячную доплату к пенсии, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую (устанавливаемые) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации или должностей муниципальной службы, на ежемесячную денежную выплату академикам и членам-корреспондентам Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, на ежемесячную денежную выплату гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и являвшимся по состоянию на указанную дату членами национальных академий наук Украины, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

Возможно отказано ввиду этого.


Здравствуйте Оксана Григорьевна.

Для начала необходимо обратиться к положениям, регулирующим порядок награждения рассматриваемой наградой.

награжден медалью орденом «За заслуги перед Отечеством» 2

Согласно Указу Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 (ред. от 20.06.2017) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»)

Положение о медали ордена «За заслуги перед Отечеством»

ПОЛОЖЕНИЕ
о медали ордена «За заслуги перед Отечеством»

1. Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» награждаются граждане за особые заслуги в различных отраслях промышленности, строительстве, науке, образовании, здравоохранении, культуре, на транспорте и в других областях трудовой деятельности; за большой вклад в дело защиты Отечества, успехи в поддержании высокой боевой готовности центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации; за укрепление законности и правопорядка, обеспечение государственной безопасности.
2. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» имеет две степени:
медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени;
медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Описание медали ордена «За заслуги перед Отечеством»

ОПИСАНИЕмедали ордена «За заслуги перед Отечеством»
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» из серебра. Она имеет форму круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон.
На лицевой стороне медали — изображение знака ордена «За заслуги перед Отечеством».

Т.е., данный вид награды, носит именно такое название как — медаль ордена.

Между тем, в федеральном законе о доплате, указание идет только на орден:

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (с изменениями и дополнениями)

Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается:

4) гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени

Из этого следует, что награда носящая название не медаль ордена, а именно орден «За заслуги перед Отечеством», дает право на доплату, в указе речь идет и об этой награде:

Статут ордена „За заслуги перед Отечеством“

СТАТУТ
ордена „За заслуги перед Отечеством“

1. Орденом „За заслуги перед Отечеством“ награждаются граждане за особо выдающиеся заслуги, связанные с укреплением российской государственности, социально-экономическим развитием страны, научно-исследовательской деятельностью, развитием культуры и искусства, выдающимися спортивными достижениями, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, за значительный вклад в укрепление обороноспособности страны.

2.Орден „За заслуги перед Отечеством“ имеет четыре степени:
орден „За заслуги перед Отечеством“ I степени;
орден „За заслуги перед Отечеством“ II степени;

орден „За заслуги перед Отечеством“ III степени;
орден „За заслуги перед Отечеством“ IV степени.

Поэтому в данной ситуации пенсионный фонд РФ прав, т.к. руководствуется строго положениями федерального закона.



Еврейская душа










Один мой друг обозвал мой беретик "Здравствуй, пенсия". Это за то, что я назвала носимое им кожаное пальто его покойного папаши (семейную реликвию, можно сказать) "сиротским пальтецом".
Ну, беретик как беретик - обычный, чёрненький, суконный, с пупочкой на макушке. Такие стопками цветных блинов лежат у нас на базаре возле ТЦ.

А вот о пенсии задуматься не вредно бы, хоть и надеюсь иногда, что попросту не доживу до неё. Пока работаю - там пенсионный возраст повысят, так что таскать мне не перетаскать ещё лет четырнадцать. А всё равно - мысли крайне нерадостные. По одной простой причине: наше государство, которое вроде бы, является правопреемником СССР, вдруг взяло и вынуло задним числом у меня одиннадцать лет стажа. Как? Ну, во-первых, изъяли пять лет вуза, которые раньше шли в стаж, если ты начинал работать до поступления (кажется, так - но точно помню, что мне неоднократно говорили кадровики, что эти пять лет мне засчитываются). Во-вторых, три года аспирантуры. В-третьих, полтора года оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком. В-четвёртых, ещё полтора года по уходу за тем же ребёнком, но без сохранения содержания (однако в стаж эти полтора года всё равно шли).

Можно как угодно относиться к вузовским годам - кто-то, как я и мои друзья, действительно занимиались самостоятельным научным исследованием, кто-то незатейливо "балду пинал", но ПО ЗАКОНУ эти пять лет в оговоренных случаях шли в общий трудовой стаж. Аспирантура - это уже самостоятельная работа без дураков. Она шла в стаж совершенно железно. Ну, а уж уход за ребёнком. Когда началась эта кампания (полтора года плюс полтора), где-то в конце семидесятых, сейчас лень искать точно, нам, молодым женщинам, через прессу внушали, как это важно - рожать побольше детей, и чтобы это было возможно, государство создаёт условия! Уж не знаю, как это подняло рождаемость, но все мои знакомые такой возможностью пользовались, когда приспевало время завести ребёнка. Иные и не по одному разу. И теперь, когда наши дети выросли и вошли в возраст пушечного мяса - извините, мамы, вы сделали своё дело. А кстати - какое такое дело вы делали, чтоб вам его засчитывать в стаж? Отойдите-ка в сторонку!

Слава Богу, хоть мужчинам вернули годы службы в армии в стаж. И то - если служба государева не работа, тогда что? Курорт? А вот что касается матерей - тут, наверное, права одна моя младшая приятельница, уехавшая в Австралию и там растящая ребёнка: поездила я, пишет она, по свету и могу сказать - такую mothers unfriendly страну как Россия ещё поискать! Неужто она права?

Да ладно - мы. Вот люди поколения наших родителей, которые уже ничего не могут поменять в своей жизни. Вот пожилая чета, мамины знакомые. Двенадцать лет отработали в Норлиьске и окрестных геологических посёлках (я не говорю про работу в других местах до "Северов"). Что б там ни говорили, жизнь "на Северах" совсем не сахар. Пайки и льготы им не зря давали. Некоренным жителям там тяжело. Эти люди думали, что им год работы на Севере идёт за два плюс в перспективе светит повышенная пенсия. Так было по закону. ТОГДАШНЕМУ закону. А правопреемница СССР похерила все эти льготы, и когда старики пришли разбираться, почему им начисляют обычную пенсию, с их-то стажем, им весело объяснили, что никаких таких преимуществ им не полагается. Нет сейчас никаких особенных северных стажей.

Ну, хорошо. Я понимаю: страна меняется, и законы меняются. Это естественно. Но почему закон у нас имиеет обратную силу? Ведь если бы нам в своё время сказали: граждАне и гражданки - вот это и вот это в стаж не идёт, так уж думайте сами, как себе стаж увеличить. Кто-то бы устроился на настоящую работу, даже при отсутствии острой материальной необходимости, кто-то бы нашёл себе работёнку по принципу "солдат спит - служба идёт" (знаю, и в советское время бывали в некоторых местах нужны "мёртвые души", чтобы таким образом, например, увеличить сотрудникам зарплату - понятно, что брали только знакомых, дело-то подсудное!) - но в любом случае как-то бы эту проблему решали. А что можно сделать сейчас, задним числом, особенно, как я уже говорила, людям пожилым? Отчего государству было не объявить: вот, с такого-то числа такого-то месяца лица такого-то года рождения будут иметь начисление стажа вот таким образом? Почему-то ведь не забыли лиц старше 1964-го г.р. лишить накопительной части пенсии?

Я вот думаю: известно, что лет пять назад один ушлый пенсионер обнаружил, что ему должны начислить бОльшую пенсию, чем ту, которая начисляется вроде бы по закону. Он подал в суд на государство и выиграл иск, чем создал прецедент, и такие иски стали умножаться сотнями. Чем дело кончилось - я уже не помню, не отследила, но важен сам факт: что с нашим государством можно судиться и даже выигрывать!

Я не юрист и до пенсии мне далеко, несмотря на ношение оплёванного другом беретика. И всё же - разве не должно государство-лохотронщик знать, что граждане готовы противостоять ему и защищать свои права? Если Россия является правопреемником СССР и исправно выплачивает внешние долги Советского союза, то почему она так относится к своим собственным гражданам?

А не посудиться ли мне с родимым государством?

В соцсетях в последнее время появилось множество постов о том, что намечаемая правительством пенсионная реформа противоречит Конституции и Трудовому кодексу РФ. Авторы утверждают, что предлагаемые законы ухудшают положение граждан и должны иметь юридическую силу только для тех, кто начинает свою трудовую деятельность после их принятия, поскольку законы в России не имеют обратной силы. Насколько справедливы подобные утверждения? Об этом “Ъ” попросил рассказать специалиста по трудовому праву члена Ассоциации юристов России Алексея Коновалова.

Главное о пенсионной реформе

— Как бы вы оценили правомерность готовящейся реформы пенсионной системы?

— Право гражданина России на социальное обеспечение по возрасту закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39). Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с федеральным законом РФ №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и в соответствии с ФЗ №400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях». Именно в эти законы, а также в иные законы, регулирующие вопросы назначения и выплаты пенсий (закон №1244–1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ФЗ-З60 от 30 ноября 2011 года «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»), вносятся изменения, касающиеся увеличения возраста граждан, приобретающих право на государственное пенсионное обеспечение. Это что касается порядка внесения изменений в пенсионное законодательство.

— То есть можно утверждать, что порядок внесения изменений в пенсионное законодательство соблюден?

— Да, на начальном этапе порядок соблюден. С полной уверенностью можно сказать, что будет соблюден и в дальнейшем.

— Правы ли авторы постов, утверждающие, что законопроект противоречит Конституции и Трудовому кодексу?


Анастасия Мануйлова — об аргументах против пенсионной реформы, которой нет

— Конституция не содержит норм, которые прямо бы вступали в противоречие с подготовленным законопроектом. Что касается Трудового кодекса, он регулирует трудовые отношения граждан с работодателем, но ни в коей мере не пенсионные отношения. Отдельно хотелось бы уточнить, что в соответствии со ст. 54 Конституции в России не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что законопроект о реформе пенсионного законодательства не противоречит ни Конституции России, ни иным нормативно-правовым актам.

— То есть граждане неправы?

— Надеюсь, что все граждане России знают, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).


Как в регионах готовятся к акциям протеста против пенсионной реформы

Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся прав гражданина и обязанностей государства с учетом норм, изложенных в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). Правда, права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом (ч. 3 ст. 55), но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, например в условиях чрезвычайного положения (ст. 56).

Причем речь в данном случае идет не о законопроекте, а о законе. Иными словами, вопрос о соответствии либо несоответствии Конституции закона/законов можно рассматривать только после вступления их в силу.

— Закон будет принят?


Как пенсионная реформа вернула Госдуму к дефолту

— Да. Но содержание его может измениться. Напомню, Госдума должна рассмотреть проект закона в трех чтениях: первое по плану — в июле 2018 года, второе и третье — осенью этого же года (закон должен вступить в силу с 1 января 2019 года). В Госдуму внесен самый «жесткий», минфиновский вариант увеличения пенсионного возраста, и хочется надеяться, что в ходе обсуждения в проект закона будут внесены «смягчающие» поправки. Об этом граждане узнают ближе к окончанию этого года.

— В связи с принятием закона каких льгот лишатся пенсионеры?

— Пенсионеры не лишаются льгот при принятии данного закона. На тех, кто сейчас получает пенсию, действие закона не будет распространяться. Что же касается будущих пенсионеров, то и они льгот не лишаются: они их получат, но позже, с учетом принятого пенсионного возраста.

Как менялся пенсионный возраст в России

— Да, но ведь позже — это значит, что они позже получат право на бесплатный проезд в общественном транспорте, льготы по налогам, льготы по лекарствам, право на бесплатное протезирование зубов, бесплатные путевки… Потери от этого сопоставимы с прямыми потерями от невыплаты пенсии.

— Потери граждан, не получивших льготы в период пенсионной реформы, обернутся дополнительно сэкономленными денежными средствами, которые, как обещает правительство, и будут направлены именно на повышение социальных выплат пенсионерам — настоящим и будущим. По крайней мере остается надеяться на это.

— Хорошо, а ваше личное отношение к законопроекту, ведь вам скоро 60?

— Вы меня спрашивали как юриста о правовых аспектах. Я ответил. А это совсем другая тема.

Поколение ХЗ: шел 27-й год пенсионной реформы

Исполняется 5, 10, 15, 20 и 25 лет важным этапам пенсионной реформы, наступает очередной — едва ли последний. Менее чем через четверть века мы отметим 50-летие начала этого большого пути на пенсию. На нее к тому времени уже выйдут те, кто окончил школу в последние советские и первые постсоветские годы. И лучше особо не рассчитывать на их добровольное участие в новой системе: убедить поколение, поседевшее на фоне пенсионных реформ, опять поверить в них — задача нетривиальная.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсии Чирков Сергей Александрович ведет один из самых полезных блогов о насущных проблемах в пенсионной системе России. Сегодня он рассказывает «О ретроспективном характере пенсионного права». Ретроспективность – это действие обратное, относящееся к прошлому. В пенсионном праве это означает, что при осуществлении пенсионного обеспечения могут применяться нормы, которые содержатся в нормативных актах, уже формально утративших силу. Как учитываются пенсионные права при изменении законодательства?


Мое любимое и ненаглядное пенсионное право – очень интересное правовое явление, которое не перестает удивлять и радовать. Я, конечно, понимаю, что подобные слова каждый юрист может сказать по отношению к области своих профессиональных интересов, но все же.

Вот, например, пенсионному праву свойственна ретроспективность применения. Обращаю внимание, не ретроактивность, то есть обратная сила закона (это может встречаться в любой отрасли, лишь бы была соответствующая норма в законе), а именно ретроспективность. В толковых словарях ретроспективным называют то, что обращено в прошлое, содержит рассмотрение или обзор прошедших событий, иными словами, то, что все время оглядывается назад.

Вот и пенсионное право тоже «любит» основательно заглянуть в историю: при назначении пенсии возможно применение правовых норм, которые содержатся в законах, действовавших в период работы лица, обратившегося за пенсией, но к этому моменту формально утративших силу. Это и есть суть ретроспективности в пенсионном праве. А иначе и быть не может, поскольку пенсия зарабатывается всю трудовую жизнь человека, за которую условия и нормы пенсионного обеспечения могут меняться, а приобретенные пенсионные права должны быть сохранены в обязательном порядке. Сохранение приобретенных гражданами пенсионных прав является базовым принципом пенсионного права. Ретроспективность служит именно этому принципу.

Можно сказать, что данный принцип окончательно закрепился в пенсионном праве и обрел современное содержание благодаря Конституционному Суду России, который в своих решениях по вопросам пенсионного (социального) обеспечения, выносимых в связи с преобразованиями системы социальной защиты населения, определил, что произвольное изменение законодателем норм социального законодательства, без создания механизма, сохраняющего приобретенные права, без предоставления гражданам переходного периода для адаптации к новым условиям, введения в действие при необходимости компенсаторного механизма, с помощью которого устраняются возможные негативные последствия такого изменения, а также без учета имеющихся публично-правовых обязательств государства, не представляется возможным.

Поэтому, к примеру, на основании части 8 статьи 13 Закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу указанного Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Это ретроспективность добровольная, применяется по выбору застрахованного лица, если это необходимо для возникновения права на пенсию. Особенно популярна:-) у лиц, претендующих на досрочное назначение пенсии в связи с особыми условиями труда, может быть актуальна и для других категорий граждан, например, домохозяек, которые не имеют достаточного стажа трудовой деятельности, но при этом учились в ВУЗах до 2002 года (такая учеба может быть засчитана в страховой стаж для права на пенсию).

Также и исчисление размера страховой пенсии не ограничивается применением новых формул, закрепленных в Законе "О страховых пенсиях". Со дня его вступления в силу (1 января 2015 г.) ранее действовавший пенсионный закон не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом "О страховых пенсиях» в части, ему не противоречащей.
Определение размера пенсии за стаж, который имел место в период действия другого, ранее действовавшего законодательства, осуществляется с использованием порядка и формул, предусмотренных теми актами, которые имели силу именно в тот период времени.

В настоящее время фактически размер страховой пенсии за периоды стажа до 1 января 2002 г. определяется по одним правилам, за время с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. - по другому механизму, а начиная с 1 января 2015 г. - согласно новому порядку, что обусловлено этапами развития пенсионного законодательства нашей страны. В этих целях созданы специальные механизмы конвертации или преобразования пенсионных прав. Эта ретроспективность императивная, человек не может выбрать иного механизма исчисления размера пенсии или остановиться на одном из вариантов. Не получится ни в теории, ни на практике.

Аналогичный подход имеет место и в нормативных правовых актах, регулирующих государственное пенсионное обеспечение. Так, в связи с вступлением в силу с 21 октября 2015 г. нового Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, назначение пенсии по старости с уменьшением возраста в порядке, предусмотренном "чернобыльским" законодательством, в связи с постоянным проживанием (работой) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, осуществляется с учетом нового Перечня. Вместе в отношении имевших место до 21 октября 2015 г. периодов постоянного проживания (работы) соответствующих лиц применяются ранее действовавшие перечни населенных пунктов.

Вот такие у нас интересные ретроспективные особенности!

Читайте также: