Иные виды стажа используемые в законодательстве о пенсионном обеспечении

Одним из оснований ПФ при отказе включать те или иные периоды иной общественно полезной деятельности зачастую являются пункт 3 и пункт 4 статьи 30 №173-ФЗ, давайте разложим по полочкам эти два пункта: 3 и 4 №173-ФЗ.


С одной стороны все доводы которые в защиту этих пунктов (якобы все надо рассчитывать в соответствии с этими пунктами) пытаются привести работники ПФ, выглядят убедительно но с другой стороны они достаточно запутанно выглядят и легко опровергаются.

ПФ и их союзники утверждают что по пункту 3 все периоды считаются в календарном порядке и только по пункту 4 в льготном.

• Но во первых в пункт 3 ст. 30 №173-ФЗ не единого слова не говорится о службе в армии по призыву, в данном пункте в абзаце 22 лишь идет речь о:

"службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, . " .

Другими словами о той службе которая является профессией, службе в иных воинских формированиях и за которую выплачивалось полноценное денежное вознаграждение.

• И хотя в абзаце 26 пункта 3 ст. 30 №173-ФЗ говорится:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

• Но также и абзац 26 пункт 4 ст. 30 №173-ФЗ гласит:

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, .

• Но самое интересное что абзац 1 пункт 1 ст. 12 №173-ФЗ гласит:

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

• Из всего выше изложенного следует что исчисление продолжительности любых периодов трудовой и/или иной общественно полезной деятельности производится в календарном порядке.

• "Календарный порядок" исчисления это самостоятельная правовая норма применяемая только непосредственно к расчету размера трудового - страхового стажа.

• А исчисление непосредственно размера пенсии осуществляется в соответствии с собственными правовыми нормами прописанными в законах отдельно.

И да, расчет - исчисление размера пенсии, в денежном выражении:

"оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал"

могут производиться по №173-ФЗ (об этом говорится в пункте 3 статьи 36 №400-ФЗ). Но вот расчет самого размера страхового стажа в этом пункте (3 статьи 36 №400-ФЗ) не предусмотрен так как размер страхового стажаявляется иной правовой нормой.

• Вместе с тем в пункте 4 ст. 36 №400-ФЗ говорится что:

"4. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону."

Другими словами условия и нормы старых законов (не противоречащих №400-ФЗ) необходимые для пенсионного обеспечения можно применять.

Однако, что касается Закона №173-ФЗ, то из содержания Закона №400-ФЗ, следует что можно применять лишь те нормы которые необходимы для вычисления размера, непосредственно, пенсии (ее конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал) .

То есть применять можно лишь формулы с помощью которых производятся математические действия при вычислении пенсионного капитала, валоризации, индексации и различные коэффициенты.

А правила исчисления размера трудового - страхового стажа это иная числовая производная. Так как "размер пенсии" и "размер страхового стажа" это две различные и каждая самостоятельные по себе правовые нормы.

Кроме этого в Законе №400-ФЗ отсутствует статья которая запрещала бы включение Службы в Армии по призыву в двойном размере при расчете размера страхового стажа. Ровно как и отсутствует статья которая обязывает Службу в Армии по призыву включать в страховой стаж в одинарном размере.

В силу выше изложенного можно с уверенностью утверждать:

что использование абзаца 8 статьи 94 Закона от 20.11.1990 г. N 340-1 (который дает право считать армию по призыву в двойном размере), является правомерным при расчете страхового стажа.

К тому же данный абзац введен в действие Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ (на данный момент действующим законом)

• Вместе с этим в Законе №400-ФЗ нет ни одного слова запрещающего, приоценка пенсионных прав застрахованных лиц, применять положениянескольких, различных законодательных актов одновременно (так, на пример, №173-ФЗ и Закона №340-1 а так же Закона №400-ФЗ).

• Важно лишь что бы правовые нормы которые применяются в целях установление страховой пенсии не противоречили правовым нормам №400-ФЗ.

Наличие стажа работы необходимо не только для получения пенсий . Например, с понятием стажа связаны:

  1. реализация права на ежегодный оплачиваемый отпуск;
  2. получение гарантий и компенсаций некоторыми категориями лиц, в частности теми, кто работает вахтовым методом.

Термины:

Федеральное законодательство содержит 5 терминов:

  1. Общий трудовой стаж;
  2. Страховой стаж;
  3. Специальный стаж;
  4. Профессиональный стаж;
  5. Выслуга лет.

Отдельно рассмотрим непрерывный трудовой стаж.

Непрерывный трудовой стаж:

В федеральном законодательстве с 2007 года о нем упоминаний нет. Практической значимости он не потерял , поскольку по-прежнему применяется на локальном уровне (у отдельного работодателя).

Непрерывный трудовой стаж показывает время работы у одного работодателя без перерывов, т. е. без увольнений. Используется для предоставления дополнительных гарантий, компенсаций у определенного работодателя . Например, при установлении доплат и надбавок к заработной плате за непрерывный стаж работы. На назначение и размер пенсий не влияет.

Используемые виды стажа:

  1. Общий трудовой стаж;
  2. Страховой стаж;
  3. Специальный (профессиональный) стаж;
  4. Выслуга лет.

Общий трудовой стаж:

Регулируется ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 2001 г., который с 2015 г. применяется не полностью, а только в части исчисление размера трудовых и страховых пенсий.

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г. Актуален только для тех, кто начал трудовую деятельность до 1 января 2002 г.

Перечень видов иной общественно полезной деятельности содержится в ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 2001 г. Найти его можно после фразы «В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются».

Общий трудовой стаж учитывается в отношении трудовой деятельности до 1 января 2002 г. при назначении страховых пенсий :

  1. По старости;
  2. По случаю потери кормильца;
  3. По инвалидности.

Страховой стаж:

Есть 3 определения страхового стажа в разных федеральных законах:

  1. «Об основах обязательного социального страхования» 1999 г.;
  2. «О трудовых пенсиях в РФ» 2001 г.;
  3. «О страховых пенсиях» 2013 г.

На основании этих определений рассмотрим признаки страхового стажа :

Включает суммарную продолжительность:

  1. периодов работы, иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд;
  2. иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Пример: период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Полный перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, в ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 2001 г., ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» 2013 г.

Страховой стаж учитывается при назначении страховых пенсий по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности в отношении трудовой деятельности с 1 января 2002 г. (ФЗ «О страховых пенсиях»).

До 2015 г. учитывался при назначении трудовых пенсий тех же видов по ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» 2001 г.

Специальный или профессиональный стаж:

Регулируется ФЗ «О страховых пенсиях» 2013 г.

Термины «специальный стаж», «профессиональный стаж» применяются как синонимы .

Специальный стаж – суммарная продолжительность периодов работы в условиях труда, отличающихся от нормальных :

1. по условиям труда ;

  • стаж на подземных работах;
  • стаж работы женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
  • стаж работы водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

2. по должностям ;

  • стаж работы спасателем;
  • стаж педагогической работы;
  • стаж работы в учреждениях здравоохранения;

3. по организациям ;

  • стаж работы в Государственной противопожарной службе;
  • стаж работы с осужденными в органах уголовно-исполнительной системы;

4. по местности , т. е. работа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Перечень районов содержится в Постановлении Совмина СССР от 03.01.1983 г. № 12.

Полный перечень работ, должностей, на которых идет специальный страховой стаж, - в ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» 2013 г., а также в ст. 32 этого ФЗ (о Крайнем Севере).

Специальный страховой стаж учитывается при определении права на досрочную страховую пенсию по старости.

Выслуга лет:

  1. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 2001 г.;
  2. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…» 1993 г.

Выслуга лет – суммарная продолжительность периодов работы по одной профессии или службе следующих категорий лиц:

  1. Государственные гражданские служащие;
  2. Граждане из числа космонавтов;
  3. Граждане из числа работников летно-испытательного состава;
  4. Военнослужащие (за исключением проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин).

Выслуга лет учитывается при определении права на пенсию по выслуге лет для названных категорий лиц.

Отличие выслуги лет от специального стажа состоит в том, что возможно льготное исчисление выслуги лет . Льготное исчисление специального стажа невозможно.

  1. 1 месяц службы за 3 месяца на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1987 г.;
  2. 1 месяц службы за 2 месяца – время военной службы на воинских должностях летного состава, выполняющего полеты по планам боевой (учебно-летной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов и экранопланов;
  3. 1 месяц службы за 1,5 месяца – время службы на подводных лодках.

Полный перечень видов службы со льготным исчислением выслуги лет содержится в:

  1. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1074 г. «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет»;
  2. Постановления Совмина РСФСР от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров…».

Главное:

Актуальны 4 вида стажа, каждый учитывается при назначении какого-либо вида пенсий:

  1. Общий трудовой стаж – для назначения страховых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, учитывает трудовую деятельность до 1 января 2002 г.;
  2. Страховой стаж - для назначения тех же видов страховых пенсий, учитывает трудовую деятельность с 1 января 2002 г.;
  3. Специальный или профессиональный стаж – для назначения досрочных пенсий;
  4. Выслуга лет – для назначения пенсий по выслуге лет.

В действующем законодательстве Российской Федерации, как уже было отмечено, в предыдущем параграфе, как правило, выделяют следующие виды стажа:

- общий трудовой стаж;

- страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан РФ;

Более подробно указанные виды стажа будут нами рассмотрены в следующей главе. В рамках же настоящего параграфа представим краткую характеристику указанных видов стажа.

Говоря об общем трудовом стаже, стоит отметить, что данное понятие довольно распространено на обывательском уровне, но в законодательстве на сегодняшний день такой термин отсутствует. Общий трудовой стаж применяется при конвертировании старых пенсионных прав и сказывается только на определении страховой части пенсии. Под общим трудовым стажем понимается (ст. 30 Закона о трудовых пенсиях) суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

В такую деятельность включаются:

- периоды работы в качестве рабочего, служащего, в том числе работа по найму за пределами территории РФ, члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

- периоды творческой деятельности членов творческих союзов: писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

- период прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 04.11.2014) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ.- 1993.- № 9.- Ст. 328.;

- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Страховой стаж - это суммарная длительность тех периодов, когда человек был трудоустроен и на него поступали страховые взносы в ПФ РФ. Такое определение дает Закон о трудовых пенсиях. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ.- 1999.- № 29.- Ст. 3686. определяет его как общую продолжительность выплаты страховых взносов или налогов, не привязывая к трудовой деятельности.

Помимо периода работы по договору, существуют и прочие включаемые в страховой стаж периоды (согласно Закона о трудовых пенсиях). Это:

- период военной службы либо приравненной к ней;

- период получения пособия по временной нетрудоспособности;

- период ухода за малышом до 1,5 лет (не больше 4,5 лет в сумме);

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах;

- период переселения в другой регион по направлению Центра занятости, дабы трудоустроиться;

- период пребывание в тюрьме, если в последующем невиновность окажется доказанной;

- период ухода за стариками старше 80 лет, инвалидами, в том числе - детства;

- период нахождения супругов военных в местности, где невозможно трудоустроиться (не больше 5 лет);

- период нахождения за границей супругов граждан, работающих в консульствах и дипломатических миссиях.

После прочтения этого списка становятся понятны различия трудового и страхового стажа: страховой понятие более широкое, он включает в себя весь трудовой и несколько прочих периодов. То есть общий трудовой стаж обычно меньше, чем страховой.

Страховой стаж учитывается не только при назначении пенсии - нужен страховой стаж для больничного листа. Исчисление пособия зависит от продолжительности стажа: оно может быть и 60, и 100% от заработка.

Страховой стаж и для пособий, и для получения пенсии делится на: общий и специальный. Первый - тот период, когда уплачивались страховые взносы. Специальный страховой стаж - это периоды работы в неблагоприятных условиях (вредные, тяжелые), на территориях с особым статусом уплаты страховых взносов либо в особых природных условиях.

И, наконец, специальный стаж - это стаж для отдельных видов работ, являющийся условием досрочного назначения трудовой пенсии, связанной с условиями труда Маслова Т.А. Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее / Т.А.Маслова.- М.: Библиотечка «Российской газеты», 2012.- Вып. 10. С.42..

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях право на досрочную трудовую пенсию имеют:

- проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;

- осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;

- осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

- некоторые другие лица.

Иными словами, специальный стаж - это период общественной или трудовой деятельности в особых условиях, таких как, вредные производства, работа в тяжёлых климатических условиях и территориях, которые подвергались радиоактивному излучению. После этих периодов трудовой деятельности устанавливается льготная пенсия, а также пенсия за выслугу лет.

В целом же, исходя из того, что под стажем считаем целесообразным понимать суммарную продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат, то, соглашаясь с Т.К.Мироновой, полагаем целесообразным классифицировать стаж на три основных вида: 1) трудовой стаж; 2) страховой стаж; 3) период проживания. В каждом из основных видов выделяется общий и специальный стаж. Специальный стаж может иметь более дробное внутривидовое деление, в зависимости от конкретных периодов, определяющих право на различные виды денежных выплат либо влияющих на получение отдельных натуральных видов обеспечения.

Подводя итоги проведенного в рамках настоящей главы исследования, можно сформулировать следующие основные выводы.

Новейшие изменения в законодательстве о социальном обеспечении дают основание утверждать, что понятие стажа должно рассматриваться в более широком плане и соответствовать его международно-правовому значению. В международных правовых актах по вопросам социального обеспечения термин «стаж» обозначает достаточно объемное по своему содержанию понятие, которое включает периоды, связанные или не связанные с уплатой взносов, а также продолжительность проживания в стране. Следуя тенденции охвата общим понятием стажа всех периодов, с которыми связываются правовые последствия в праве социального обеспечения, общее определение стажа можно сформулировать следующим образом: «Стаж в праве социального обеспечения как юридически значимое обстоятельство (юридический факт) - это суммарная продолжительность работы и иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов, других предусмотренных законодательством периодов, а также в установленных случаях период проживания в стране, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат». Исходя из данного определения, предлагается классификация стажа, согласно которой стаж можно разделить на три основных вида: 1) трудовой стаж; 2) страховой стаж; 3) период проживания. Каждый из основных видов стажа включает общий и специальный стаж. Специальный стаж может иметь более дробное внутривидовое деление, в зависимости от конкретных периодов, определяющих право на различные виды денежных выплат либо влияющих на получение отдельных натуральных видов обеспечения.

Таким образом, проблема более широкого подхода к пониманию стажа и выработке критериев его классификации, являясь в основе своей теоретической, имеет непосредственный выход на правоприменительную практику. Научно обоснованная разработка понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения на основе общего понятия стажа будет способствовать преодолению разобщенности и бессистемности законодательства о социальном обеспечении, исключению случаев дублирования терминов и понятий. Позитивным результатом этого будет совершенствование содержания правовых норм и практики их применения.

В целом в настоящее время выделяют следующие виды стажа: общий трудовой стаж; страховой стаж и специальный стаж.

Далеко не все граждане задумываются над тем, что стаж различается на разновидности. И в зависимости от каждого вида определяются пенсионные права. В этой статье рассматриваются виды пенсионного стажа, а также помощь юриста в Москве по вопросам, связанным с исчислением периодов работы и иной деятельности.

  1. Каким бывает стаж
  2. Страховой стаж
  3. Трудовой стаж
  4. Специальный стаж
  5. Непрерывный стаж
  6. Государственный стаж

Каким бывает стаж

В зависимости от выполняемой деятельности гражданину начисляется стаж. Всего предусмотрено 5 видов стажа, каждый из которых начисляется в зависимости от ситуации.

  1. Страховой – периоды работы, а также прочие периоды, которые законодательством относятся к не страховым, но за которые предусмотрено начисления ИПК и стажа.
  2. Трудовой – непосредственно выполнение работы, за время которой работодатель (или сам гражданин) делает взносы на лицевой счет в Пенсионном фонде;
  3. Специальный стаж – периоды работы, за которую гражданину полагается право досрочного выхода на пенсию;
  4. Непрерывный – периоды, в которые гражданин трудился или занимался прочей деятельностью включая не страховые периоды;
  5. Государственный – периоды работы на государственной службе.

В зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной вид стажа определяет право гражданина для выхода на пенсию. Конкретные пенсионные права формируются из того, какой именно вид стажа приобретен гражданином.

Страховой стаж

Такие виды страхового стажа применяют для назначения страховой пенсии на общих основаниях. В зачет этой разновидности идут:

  • периоды, за которые делались взносы в ПФР;
  • не страховые периоды, в том числе служба в армии, уход за детьми, инвалидами, пожилыми людьми в возрасте 80+ лет, получение пособия по безработице, проживание с супругом в военном городке или заграницей.

Именно страховой стаж устанавливает минимальную «планку», определяющую право выхода гражданина на страховую пенсию по старости. В 2019 году это значение установлено в 10 лет при 16,2 пенсионного балла. Требование к минимальному стажу постоянно возрастает – +1 год ежегодно к предыдущему значению. Рост прекратится в 2025 году на отметке 15 лет стажа при 30 пенсионных баллах.

Но даже при минимальной продолжительности страхового стажа возможно назначение большой суммы пенсионного содержания.

Предположим, человек получал высокую зарплату, и на его счет зачислялось по 8 пенсионных баллов ежегодно. За 15 лет сумма составит порядка 120 пенсионных баллов. В ценах 2019 года это обеспечит сумму пенсии в 15 802,99 руб. Другой же гражданин отработал 28 лет, ежегодно приобретая всего 1,5 пенсионных балла из-за низкой зарплаты. К моменту выхода на заслуженный отдых он накопит всего 42 балла, что обеспечит пенсию размером в 8 998,27 руб. по ценам 2019 года.

Трудовой стаж

Как таковые виды трудового стажа подразделяются на периоды работы и на периоды общественно-полезной деятельности, при которой происходят отчисления в ПФР. В отличие от страхового стажа, который исчисляется с учетом не страховых периодов, в трудовой попадает только оплачиваемая деятельность.

Такой стаж учитывается при назначении пенсии на особых условиях. Например, с 2019 года гарантируется выход на пенсию досрочно при выработке 42 лет трудового стажа для мужчин и 37 лет для женщин. Но при подсчете суммарной продолжительности трудового стажа не учитываются не страховые периоды, принимается только работа и оплачиваемая общественно-полезная деятельность.

Но трудовой стаж не относят к специальному, поскольку исчисляется на общих основаниях. Специальный же стаж и вычисляется иначе, и используется для иных целей.

Специальный стаж

Виды стажа работы, определяющих право на досрочную пенсию, подразделяются на несколько категорий, в зависимости от оснований для их назначения:

  • медицинский стаж;
  • педагогический стаж;
  • работа в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним областей;
  • работы по спискам Кабмина СССР №№ 1, 2 от 1991 года.

Кроме того, к специальному стажу относится и выслуга лет военных (и приравненных к ним лиц), и работа в составе летно-испытательных команд.

В принципе, практически любой вид работы, который дает право на льготную пенсию, относится к специальному стажу. В него не включаются не страховые периоды – таковые зачисляются лишь к общему страховому и непрерывному стажу.

Непрерывный стаж

Такой вид стажа используется для предоставления работнику определенной отрасли надбавок и прочих льгот. Не менее важен этот показатель и для тех, кто претендует на получение звания «ветеран труда». Но в отношении пенсионного обеспечения данный вид стажа больше не учитывается.

После 2002 года непрерывность любого стажа заменена на накопительный принцип. В отличие от солидарного, накопительная пенсия формируется исключительно за счет средств отчислений за работника. Следовательно, непрерывность перестала играть какую-либо роль, а вот размер зарплаты оказался значительно важнее.

Непрерывность стажа, тем не менее, важна для некоторых категорий лиц. В частности, речь идет о госслужбе.

Государственный стаж

Продолжительность трудового стажа на государственной службе подразумевает приобретение некоторых привилегий. Во-первых, речь идет о карьерном росте, начислении премий и надбавок к окладу, предоставлении специальных отпусков. Во-вторых, государственный стаж определяет право для выхода на госпенсию.

Пенсия за выслугу лет на госслужбе с 2017 года назначается при определенной продолжительности службы. Показатель ежегодно возрастает на 0,5 года к предыдущему значению и в 2019 году необходимо не менее 16,5 лет госслужбы. К 2026 году продолжительность госстажа должна составить не менее 20 лет. После 2026 года рост требований к госстажу прекращается.

Кроме того, продолжительность стажа на государственной или муниципальной службе напрямую влияет на размер пенсионного обеспечения. Но имеется предельное ограничение – 75% зарплаты чиновника.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

Читайте также: