К чему приведет пенсионная реформа и будет она


Вот уже больше года прошло с того дня, как президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста. Закон был подписан 3 октября 2018 года, несмотря на то, что независимые эксперты показывали необоснованность пенсионной реформы в том виде, в каком она предлагалась.

Ученые предупреждали о неминуемых следствиях этого непродуманного решения, а по всей стране проходили акции протеста. Незадолго до подписания закона в администрацию президента были поданы подписи более миллиона граждан, возражающих против данного шага, однако их голос остался неучтенным.

Реформа получила неофициальное название «людоедская» за беспредельный цинизм, обрекающий на мучительное существование в нищете тех людей, чье здоровье в силу возраста не позволяет им полноценно конкурировать за место под солнцем в капиталистическом мире. А день подписания закона вошел в историю России как День Людоеда. С тех пор 3 числа каждого месяца по всей стране проводятся акции протеста, ставящие целью принудить органы власти вернуть пенсионный возраст к границам, установленным в советское время.

ИА Красная Весна провело 3 ноября опрос граждан в центре Петербурга — под аркой Главного штаба. Мы спрашивали людей, насколько актуальна сейчас тема пенсионной реформы, смирился ли народ с тем, что пожилым людям придется на 5 лет дольше работать, а также просили аргументировать свое мнение о том, почему эта реформа была проведена, и нужна ли она.

Несколько человек заявили, что у них нет своего мнения. Некоторые респонденты объясняли свое нежелание разговаривать тем, что они уже на пенсии и их это не касается. Молодые люди говорили, что им до пенсии еще далеко, и они даже не думают на эту тему. Дмитрий, работающий в строительной отрасли, пояснил подробнее, но был краток: «Мы стараемся не работать на пенсию и на нее вообще не рассчитывать».

Несколько человек отказались от публикации своего мнения, хотя без диктофона были готовы беседовать с корреспондентом на эту тему. Однако кое-кто согласился поделиться тем, что он думает по поводу повышения пенсионного возраста.

Большинство из согласившихся высказать свое мнение осуждают пенсионную реформу, за исключением двух женщин, на ходу бросивших, что реформа хороша. Еще пара пожилых женщин отказались комментировать реформу и, так же на ходу, заявили, что страна должна работать, чтобы накормить пенсионеров. Беседовать подробнее эти респонденты отказались.

Население вымирает. И бабушек не будет теперь…

Светлана Валерьевна из Нижнего Новгорода высказалась категорически против повышения пенсионного возраста, указав на плачевное состояние здоровья населения. «Посмотрите, сколько патологических состояний. Пороков всяких, заболеваний. Молодое поколение растет недостаточно здоровое. Население просто вымирает», — сказала она, отметив, что теперь за пенсией надо будет вставать из гроба.

На вопрос, есть ли у нее дети, Светлана Валерьевна ответила, что есть. «Дети наши будут лишены теперь бабушек. Бабушек не будет теперь», — пожалела она.

Нам приказали долго жить

Александр из Петербурга также не одобряет пенсионную реформу. На просьбу прокомментировать подробнее, ответил, что ему не нравится сам факт, что «царь приказал дольше жить и дольше работать». У Александра маленькая дочка. Ее бабушки должны были выйти на пенсию в текущем году, но вынуждены работать.

Чиновники не умеют управлять страной

Инженер из авиакомпании «Россия» сообщил, что как раньше относился отрицательно к повышению пенсионного возраста, так относится и сегодня, спустя год после подписания закона. «Сколько можно прикрывать свое неумение управлять страной?» — задал он вопрос, подчеркивая, что чиновники этой пенсионной реформой просто прикрывают «дыры», возникшие из-за непрофессионализма.

Неожиданность не красит реформу

Андрей из Москвы, руководитель отдела в коммерческой фирме, рассказал о своем сложном отношении к повышению пенсионного возраста. С одной стороны, если так много пенсионеров, то надо что-то делать. Но Андрей считает, что надо было делать по-другому. «Переход должен был быть плановым. А он не плановый», — сказал он.

Власть привыкла грабить. То ли еще будет…

Пенсионерка из Москвы, представившаяся Фросей Бурлаковой, сожалеет об участи детей, которые вынуждены будут идти на пенсию позже. Она заявила, что если бы чиновники в правительстве работали физически, то им не пришло бы в голову повышать пенсионный возраст. По мнению москвички, чиновники бодры, веселы и здоровы до 70 лет, потому что никогда не крутили руль автобуса и не поднимали ничего тяжелее ручки.

«Я не понимаю, когда правительство наестся и закончит грабить народ. Настроили дворцов себе, нахватали гектары земли, а народу прибавили по 5 лет. Настолько привыкли грабить, что просто выискивают любой путь. Налоги увеличили, НДС увеличили. Что бы нам еще увеличить? А чего это они у нас так быстро на пенсию уходят… Пусть еще 5 лет поработают. Следующий шаг — я не знаю, что будет. Может, детей с первого класса заставят улицы подметать?» — сказала пенсионерка.

Попали в капкан

Жительница Калининграда Н., работающая в муниципальном хозяйстве, сказала, что из-за повышения пенсионного возраста люди теперь не смогут пожить для себя: «Получается, что человек живет, живет, потом уходит на пенсию и просто умирает». Она отметила, что у людей должен быть выбор — работать или нет в пожилом возрасте, потому что на пожилых людей смотрят как на «старую кошелку», а они вынуждены терпеть из-за страха остаться без средств существования.

Сейчас люди, по мнению Н., попадают в капкан, так как дискриминация из-за возраста сильная. И закон о недопущении увольнения предпенсионеров привел только к ухудшению ситуации. Теперь люди боятся, что их будут увольнять раньше, чем они станут предпенсионерами, или просто вообще не будут брать на работу при приближении этого возраста.

Физиологические особенности не позволят работать на прежнем уровне

Александр, пенсионер из Ессентуков, объяснил свое отрицательное отношение к повышению пенсионного возраста тем, что физиологически человек в пожилом возрасте не способен уже трудиться на прежнем уровне. Александр занимал высокую руководящую должность, но на собственном опыте убедился, что с возрастом человек не может многое выполнять, особенно если работа сложная. Например, с возрастом ухудшается память, зрение, появляются другие болезни.

По мнению Александра, человек в таком состоянии может работать только на несложных работах, которые не требуют большой ответственности — подмести, поднести что-то. На вопрос, как он относится к объяснениям правительства о необходимости повышения пенсионного возраста, Александр высказал уверенность, что чиновники способны «объяснить» всё, хотя фактически в стране деньги есть. Также он высказал предположение, что чиновники могут и дальше обманывать народ.

Вот такие мнения высказывают российские граждане. Пенсионная реформа заставила людей чувствовать себя в ловушке и ожидать худшего. Она не только показала, что российское государство перестало быть социальным, но и дискредитировала органы власти как органы управления.

Как долго будет длиться и к чему приведет такое отношение к российской власти — вопрос непраздный. Чем дальше в лес, тем больше дров. Большинство людей до сих пор не принимают реформу, и наивно ожидать, что время что-то изменит. Уже сегодня социологические опросы показывают отпадение народа от государства. И если граждане считают, что пенсионная реформа стала проявлением неспособности российской элиты решать проблемы, то в недалеком будущем эта элита лишится власти.

Последствия такой реформы коснутся не только будущих пенсионеров, но и тех, кому только предстоит выходить на рынок труда. Это серьёзный шаг, который изменит жизнь большей части граждан и общее состояние экономики РФ.

Основные положения пенсионной реформы

Все нововведения можно представить тезисно:

  • Возраст ухода на пенсию будет повышен до 65 лет для мужчин и 60 – для женщин. В обоих случаях планка возрастёт на 5 лет.
  • Предусмотрено постепенное повышение требуемого возраста. Окончательные значения будут достигнуты к 2028 году.

Изначально заявлялось, что для женщин планку поднимут аж на 8 лет (до 63 лет соответственно). Но позднее по предложению Путина её снизили до 60 лет. Скорее всего, эти манипуляции были запланированы с самого начала, чтобы народ принял послабления, и градус напряжения снизился.

Ещё до принятия пенсионной реформы были приняты другие законопроекты, которые ужесточили условия ухода:

  • Порог минимального стажа будет повышаться, пока к 2024 году не достигнет планки в 15 лет. На 2019 год необходимая планка составляет 10 лет.
  • Будет расти и требование к минимальному количество накопленных баллов. Оно возрастёт до 30 к 2024 году.

Прогнозируемые последствия

С экономической стороны дело обстоит лучше, чем с социальной. Благодаря сокращению трат бюджет сэкономит больше 2 триллионов рублей. За счёт этих освободившихся денег и планируется увеличить пенсии граждан в будущие годы.

Но здесь нужно понимать, по какому именно алгоритму будут повышены выплаты.

Величина пенсии состоит из двух сумм:

  • госдоплаты фиксированного размера, которая ежегодно пересматривается в сторону увеличения и не зависит от выработки гражданина;
  • количества накопленных пенсионных баллов, которые переводятся в денежный эквивалент согласно ставке, установленной в год ухода лица на отдых.

Обе эти части будут расти в ближайшие годы. Число накапливаемых гражданами баллов будет увеличиваться вследствие поднявшейся планки трудового возраста. Их «цена» будет постепенно возрастать, но фактических растрат государство на повышение этой составной части пенсии не понесёт.

Экономические

Ранее прогнозировался рост числа неработающего населения. В результате повышения возраста ряды работающего населения к 2036 году вырастет на 12 000 000 человек. По прежним правилам они бы вышли на отдых, но благодаря изменениям число трудящихся граждан будет повышено до 92 000 000 человек к 2036 году. Без нововведений их число бы составило 80 000 000 человек.

Образовавшиеся 12 000 000 человек нужно будет куда-то устроить. Поскольку с 2019 году вырастет и налоговая нагрузка, возрастёт теневая экономика и серая занятость. По разным оценкам в последние 2 года только серые зарплаты получают 30-40% работающего населения.

По факту бюджет от этого решения сэкономит только 2 млрд. рублей, только за счёт сокращения численности пенсионеров. Дефицитный бюджет Пенсионного Фонда должен стать таким образом профицитным. Реальную же его доходность (даже с учётом возросших налогов) спрогнозировать трудно.

В результате численность трудоспособного населения будет повышена. Но обеспечить работой такую массу людей страна будет не в состоянии. Ещё до принятия закона уровень безработицы зашкаливал, а что делать лицам «предпенсионного» возраста, лишившимся надежды на пенсию, не указывается.

Из-за увеличения потенциального числа соискателей упадет величина заработных плат по стране. Как следствие – упадок покупательской способности населения.

В условиях дефицита средств возрастёт закредитованность лиц предпенсионного возраста. Уже за 2018 год число заёмщиков в РФ по данным ОБК достигло 50 000 000 человек. Половина из них ежемесячно платят 1/3 от своих доходов кредиторам. Возрастёт спрос на потребительские кредиты, а банки будут разрабатывать специальные программы именно под пожилых лиц.

Для студентов

Тяжелее всего будет бывшим ученикам ВУЗов, впервые выходящим на рынок труда. Попасть на достойные вакансии с хорошей оплатой им будет сложнее. Проблема с поиском работы у студентов ещё более обострится. Ряд отраслей, требующих знания в новых областях, будут свободны, но процесс ротации кадров и скорость карьерного роста замедлится.

Для будущих пенсионеров

Как будущие пенсионеры, так и уже ушедшие на отдых пожилые люди будут получать более существенную прибавку к пособию. Но изначально продвигаемая в массы надбавка цифрой в 1 000 рублей оказалась не совсем верной. Выплаты вырастут не на 1 000 рублей, а на 7% от получаемого ранее довольствия.

Пенсионный Фонд сразу после наступления 2019 года опубликовал у себя инфографику, на которой отражена положенная надбавка, которая будет добавлена к пенсии.


В итоге крупные прибавки ожидают тех, у кого изначально были высокие пенсии. Сюда можно отнести:

  • госслужащих;
  • военных и силовиков;
  • жителей столицы.

Но нельзя однозначно считать это обманом по двум причинам:

  • Прибавка в 7 % в следующие 5 лет будет самой крупной индексацией за последние годы (в среднем ранее пенсии росли на 3-4% в год).
  • Эксперты ожидают, что даже с учётом рекордного роста надбавки будут съедены инфляцией.

Для работодателей

Сложности у нанимателей возникнут преимущественно с теми, кто подпадает под переходные период, когда возрастная планка для выхода на пенсию будет повышаться. Уволить таких людей за 1-1,5 до ухода на отдых будет сложнее. Под конец 2018 года даже началась разработка отдельного законопроекта, который бы запрещал увольнять лиц предпенсионного возраста, налагая на нарушителей крупные штрафы.

На первый взгляд эта мера выгодна, в первую очередь, самим пенсионерам. Кажется, что теперь они будут надёжно защищены от преждевременного увольнения, когда до ухода на отдых ещё остаётся 1-2 года, источник дохода утерян, а шансы вновь устроиться крайне сомнительны.

В законодательство были внесены и другие дополнительные меры поддержки лиц «предпенсионного» возраста:

  • возможность пройти переобучение;
  • увеличить величину пособий по безработице;
  • предоставить право выхода на пенсию в случае, если увольнение произошло за 1 год до достижения требуемого возраста.

Пенсионная реформа – зло или нет

Повышение возрастной планки для выхода на отдых обсуждалось уже давно, но активно об этом заговорили с 2014-го года, когда экономическое положение страны начало стремительно ухудшаться. Дело в данном случае уже не столько в материальном достатке пенсионеров, сколько в общемировой практике.

Продолжительность жизни россиян выросла – и это факт. Даже учитывая незначительные (по сравнению с другими развитыми странами) расходы на здравоохранение, граждане РФ стали жить дольше. Поэтому рано или поздно возрастную планку повышать бы пришлось.

Другое дело, что можно было сделать это раньше и намного менее болезненными методами. Проще и менее остро такая реформа была бы проведена, если бы законопроект приняли в 2012-2014 гг., когда не было таких экономических проблем.

В качестве компромисса был введён переходный период, который был рассчитан под людей, уходящих на отдых в ближайшие годы. В столь тяжёлых материальных условиях резко повышать пороговый возраст было опасно, поэтому постепенный рост планки имел смысл. Но здесь можно обратиться к опыту развитых стран, на которые ссылались законодатели, продвигавшие реформу.


Например, в США возраст выхода на пенсию был повышен в 1983 году – сразу, без переходного периода. Новая планка составляла 67 лет (ранее – 65 лет). И этого шага никто не заметил, поскольку в силу закон вступил аж в 2027 году.

Плюсов такого решения было несколько:

  • Людям, которые должны были уйти на отдых в 67 лет, на момент принятия законопроекта было 23 года. Это позволило должным образом распланировать свою трудовую деятельность, чтобы подготовиться к достойной старости. У нас же реформа напрямую коснётся тех, кому по старым меркам оставалось работать ещё 5-10 лет.
  • Сопротивления среди населения США такой подход не вызвал. Новая планка касалась преимущественно молодёжь, которой до пенсии было тогда ещё далеко. У нас же реформа затронула граждан в возрасте 50-60 лет, которым найти источник дохода до оформления пенсии будет куда сложнее.
  • Серьёзных негативных экономических последствия данное решение также не имело. Плавный переход не потребовал больших затрат американского бюджета, который, напомним, выделяет на пенсии намного больше отечественного.

Поэтому-то реформа в США не вызвала такого ажиотажа, протекая спокойно до сих пор. Наши службы государственной статистики, как и зарубежные, также подсчитали, что в будущем продолжительность жизни будет расти, но не стали принимать необходимые меры заблаговременно.

Итак, даже не сгущая краски можно понять, что принятая реформа весомо повлияет на благосостояние граждан и экономику РФ в целом. Доводы о негативных последствиях такого законопроекта предъявляли самые разные эксперты. В итоге, несмотря на то, что возрастная граница по всему миру была выше, поднимать её в России было целесообразно ещё 3-4 года назад, когда такие нововведения были бы менее болезненными.


Пенсионная реформа предусматривает постепенное (до 2028 года) увеличение возраста выхода на пенсию: с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет — для мужчин. С самого начала законопроект вызывал ожесточенные споры как среди населения, так и в Государственной думе. С позиции социальных гарантий граждан это неблагоприятная перемена. Но государство рассматривает реформу как необходимую и вынужденную меру для обеспечения баланса бюджета Пенсионного фонда.

За последние несколько десятилетий численность пенсионеров в России увеличилась в разы, а процент работающего населения, отчисляющего взносы в ПФР, наоборот, начал снижаться. По итогам 2017 года количество пенсионеров в России достигло более 43,5 млн. Для сравнения — в 2005 году соотношение работающих и пенсионеров было 1,7:1 — почти вдвое больше людей работало, чем получало пенсии. Сейчас соотношение составляет 1,12:1, и эта тенденция продолжает развиваться.

Депутаты надеются сэкономить для ПФР значительные средства, которые впоследствии пойдут на увеличение пенсий. Первую надбавку в 1000 рублей пенсионеры должны получить уже в 2019 году (при этом индексация пенсий будет почти в два раза превышать величину инфляции). Планируется, что и впоследствии пенсии будут индексироваться в размере «в два раза выше инфляции»: при таком раскладе к 2024 году средний размер пенсионного обеспечения россиянина достигнет 20 000 рублей. Но еще вступит в силу и налоговая реформа о повышении НДС, которая тяжким бременем ляжет на плечи потребителя, — на ее фоне пенсионная прибавка в 1000 рублей в будущем году вряд ли будет ощутима.

Перспектива позднего выхода на пенсию заставит будущих пенсионеров искать альтернативные источники пенсионного обеспечения. Вероятнее всего, многие люди предпенсионного возраста задумаются о том, как выгодно вложить средства, чтобы увеличить доходы и обеспечить свою старость.

Что будут покупать?

На фоне пенсионной реформы возрастет количество сделок с ликвидными объектами недвижимости, преимущественно с квартирами. Помимо жилой недвижимости усилится интерес к офисным блокам, торговым помещениям, расположенным на первых этажах. Выбранный объект должен обязательно быть ликвидным — способным обеспечить как ожидаемую доходность, так и возможность быстрой продажи. В жилом сегменте речь пойдет об однокомнатных и двухкомнатных квартирах, расположенных в шаговой доступности от метро. Для коммерческой недвижимости месторасположение тоже играет важную роль, но, как правило, коммерческие помещения больше по площади, что ограничивает инвестирование с небольшим бюджетом.

Кроме будущих пенсионеров в рынок недвижимости могут инвестировать и пенсионные фонды, аккумулирующие накопительную часть пенсий и добровольные взносы по различным пенсионным программам. С 2014 года действует мораторий на формирование накопительной пенсии: сейчас все средства идут только на формирование страховой части. Если запрет снимут, интерес к инвестициям в недвижимость со стороны пенсионных фондов начнет расти. На рынке и сегодня немало примеров, когда негосударственные пенсионные фонды инвестировали в качественные объекты недвижимости или девелоперские проекты: например, покупка бизнес-центра Marr Plaza «Газфондом» или вложение средств НПФ «Нефтегарант» в бизнес-центры «Конкорд» и «Мерседес-Бенц Плаза».

Влияние на рынок торговой недвижимости

Одним из последствий пенсионной реформы станет изменение покупательской способности и потребительских предпочтений. В теории реформа должна привести к увеличению численности работающего населения и, соответственно, росту благосостояния общества. Но ряд причин нивелируют предполагаемый рост платежеспособности граждан пенсионного возраста — даже несмотря на запланированную индексацию выплат.

По состоянию на начало 2018 года общая численность пенсионеров составила 46 млн человек. Численность работающих пенсионеров на начало 2018 года составила 9,7 млн человек (или 21% от общего числа). Но можно предположить, что фактически эта цифра гораздо выше, поскольку годом ранее, к 1 января 2017 года общая численность работающих пенсионеров официально сильно сократилась — более чем на 35%. Это было связано с отменой индексации выплат работающим пенсионерам в 2016 году. По нашим оценкам, лишь малая доля пенсионеров от этого числа фактически отказалась от дополнительного заработка — большая часть, вероятно, перешла по договоренности с работодателем на «серую» заработную плату, и общий процент работников пенсионного возраста остается в стране достаточно высоким. Поэтому в результате реформы та часть населения, которая собиралась продолжать работу после выхода на пенсию, лишается такой возможности, теряя доход в виде пенсионных выплат за эти 5 лет. Соответственно, говорить о повышении покупательской способности не приходится.

От пенсии до пенсии

Несмотря на обещанные дополнительные гарантии для работников пенсионного возраста, компании на рынке труда предпочитают нанимать более молодых специалистов. Руководство объясняет это более высокой мотивацией у молодежи, их мобильностью, умелым владением современными технологиями, крепким здоровьем и прочими факторами. Некоторые организации при подборе персонала отталкиваются от среднего возраста в коллективе. Из-за таких ограничений для большинства соискателей в возрасте за 45 (даже при наличии большего опыта) становится трудно найти высокооплачиваемую работу. В итоге, вероятнее всего, сотрудники предпенсионного возраста станут соглашаться на более низкую оплату труда.

С возрастом истощается ресурс здоровья. Увеличение продолжительности трудовой деятельности скажется на затратах на товары и услуги, необходимые для поддержания здоровья, что может свести к нулю эффект от получаемого дохода. Покупательская способность и потребительские предпочтения пожилых людей зависят от уровня их достатка. В 2018 году минимальная пенсия для неработающих пенсионеров в столице составляет 11 816 рублей. Эта сумма примерно соответствует прожиточному минимуму, однако вряд ли среднестатистический пенсионер в столице сможет позволить себе активный и разнообразный шопинг.

В результате кризиса пенсионерам еще больше пришлось урезать свои расходы: средства идут в основном на продукты, лекарства и товары первой необходимости. Одежду и обувь пожилые люди стараются покупать простую, недорогую и по возможности такую, какую смогут носить как можно дольше. В России многие ретейлеры предпочитают не обращать внимания на потребности людей «серебряного возраста» — для них выгоднее ориентироваться на более платежеспособное население. Но нельзя сказать, что эту аудиторию вообще не замечают. С 2000-х годов стали появляться магазины экономкласса, целевой аудиторией которых были потребители со средним и низким достатком: «Сток-центр» (первый магазин появился в 1998 году), Familia (открыт в 2000 году), Modis (открыт в 2007 году), «Смешные цены», магазины недорогого белья — «Парижанка», «Черемушки». Также активно развиваются магазины фиксированных цен (Fix Price, «Заодно» и т. д.), где пенсионеры могут приобрести товары для дома, одежду и аксессуары по невысокой цене.

Последствия пенсионной реформы

Что касается пенсионной реформы, на предпочтения нынешних пенсионеров она точно не повлияет. Как изменятся предпочтения пенсионеров будущих (людей поколения Х, которые подойдут к пенсионному возрасту в 2025-2030 годах), станет ясно со временем, ведь многие из них уже сейчас начинают откладывать средства, чтобы обеспечить себя в старости. Налоговая реформа по увеличению НДС повлечет за собой рост инфляции и повышение цен, что нивелирует заявленную в 2019 году индексацию пенсий.

Поэтому рост покупательской способности населения, основанный на увеличении пенсионного возраста, в перспективе кажется довольно спорным. Сейчас в стране происходит общее старение общества, что влияет на изменение структуры потребления. Повышение пенсионного возраста может стать дополнительным импульсом для развития бизнеса, производящего товары и услуги по оздоровлению общества — например, производство здоровых продуктов, лекарственных средств и витаминов, создание рекреационных и санаторно-курортных учреждений, медицинских центров, аптечных сетей (в том числе социальных), фитнес-клубов (возможно, специализированных) и т. д.

На рынке недвижимости мы можем прогнозировать следующие изменения. Во-первых, все больше людей будет инвестировать в недвижимость (прежде всего в жилую), чтобы обеспечить себе надежный источник дохода на старость. Во-вторых, из-за изменения возрастных характеристик потребителя, вероятно, будет активно развиваться бизнес, производящий товары и услуги для здоровья. Как итог, появятся новые концепции торгово-сервисных площадей (ТЦ, торгово-сервисной инфраструктуры жилых комплексов), ориентированные на потребности возрастной группы населения, а многие существующие объекты ожидает реконцепция.

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

РАНХиГС: Чтобы выжить после 60 придется работать, вот только работы не будет




Пенсионная реформа приведет к росту бедности среди россиян предпенсионного возраста и замедлит борьбу с бедностью в целом. К такому выводу пришли эксперты РАНХиГС в исследовании «Анализ влияния повышения пенсионного возраста на уровень бедности», которое было представлено в рамках Апрельской конференции НИУ ВШЭ в среду, 10 апреля.

Авторы проанализировали влияние повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин на уровень бедности населения России в переходный период пенсионной реформы с 2019-го до 2028 года.

Базовый сценарий прогноза предполагает, что с 2020 года ВВП страны будет расти в среднем на 1,5% в год, а зарплаты и страховые пенсии к 2028 вырастут на 17%. В оптимистичном сценарии экономисты опираются на макропрогноз Минэкономразвития, который предполагает, что к 2024 году экономика будет расти на 3,3% в год и сохранит эти темпы. Тогда средняя зарплата вырастет на 35%, страховая пенсия — на 25%. К слову, большинство экономистов эти прогнозы от МЭР пока не разделяет.

Эксперты РАНХиГС считают, что в целом к 2028 году уровень бедности в стране снизится до 11,9% в базовом сценарии и до 9,8% в оптимистичном. По итогам 2018 года уровень бедности, по оценке Росстата, составил 12,9% (правда, ранее ведомство называло цифру 13,1%).

За первые два года пенсионной реформы уровень бедности снизится на полпроцента, так как на начальном этапе лишь небольшое количество граждан потеряет возможность получать пенсию, и это будет компенсировано их индексацией остальным пенсионерам.

Экономисты считают, что улучшение показателей будет происходить за счет роста экономики, соответствующего роста зарплат и обещанного властями увеличения пенсий на 1,5−2% выше инфляции. Также справиться с ростом бедности из-за пенсионной реформы должны помочь компенсационные меры: льгота по выходу на пенсию для граждан, достигающих пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах, сохранение налоговых и социальных льгот для предпенсионеров и так далее.

Тем не менее, как подсчитали в РАНХиГС, при прочих равных, без пенсионной реформы уровень бедности в России мог бы снижаться гораздо быстрее — дополнительно на 0,1−0,2 п.п. в 2019—2021 годах и 0,6−0,7 п.п. в 2024—2028 годах.

Причем сильнее всего от реформы пострадают именно предпенсионеры — их уровень бедности к 2028 году окажется на 3,5−4,2% выше, чем без повышения возраста выхода на заслуженный отдых. С нынешних 4,2% уровень бедности людей этой категории возрастет до 7,3% или до 6,1% при оптимистичном развитии событий.

Экономисты пояснили, почему именно на предпенсионеров придется основной удар реформы.

«У новых предпенсионеров не будет пенсии, они должны будут работать, чтобы жить. Однако очевидно, что существуют проблемы с трудоустройством лиц старшего возраста на рынке труда», — сказала старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС МаринаКарцева.

Уровень безработицы по расчетам авторов исследования составит 10% среди граждан, которые вынуждены остаться на рынке труда в связи с повышением пенсионного возраста. Несколько компенсировать эту тенденцию должно повышение минимального размера пособия по безработице с 4,9 тыс. до 11,28 тыс. для граждан предпенсионного возраста. Но период такой выплаты рассчитан только на год, поэтому со временем эффективность этой меры будет снижаться.

Власти уверяли, что пенсионная реформа необходима, что она не приведет к снижению уровня жизни людей, а, напротив, позволит улучшить благосостояние пенсионеров за счет роста их выплат. Но судя по исследованиям, эти заверения далеки от истины.

Заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор экономических наук, профессор ВШЭ Евгений Гонтмахер считает, что судить о первых итогах пенсионной реформы можно будет только через несколько лет, но сейчас все указывает на то, что она не поможет достичь ни одну из заявленных целей. Зато у людей теперь уже предпенсионного возраста прибавиться проблем, решать которые им придется самостоятельно.

— Пенсионную реформу обратно уже не вернуть, поэтому говорить о том, целесообразна ли она, с одной стороны уже поздно, а с другой — немного рано, потому что пока не хватает фактических данных для ее оценки. Да, есть исследования, вроде упомянутого вами, и есть подозрения, что пенсионная реформа в том виде, в котором она была задумана, не достигнет своих целей.

Напомню, что целей было две. Первая — улучшить ситуацию с финансированием пенсионной системы, то есть снизить нагрузку на федеральный бюджет. Судя по всему, сделать это уже не удастся.

Вторая цель, которая декларировалась, — это повышение уровня жизни пенсионеров. Посмотрим по ситуации, многое здесь будет зависеть от экономики, но не исключено, что и эта цель достигнута не будет. Работа РАНХиГС отчасти на это указывает.

Окончательные выводы нужно будет делать, по крайней мере, по итогам этого года. Хотя 2019-й не характерен, так как повышение пенсионного возраста из-за переходного периода будет идти совсем медленно. Думаю, понадобится года 2−3, чтобы подвести итоги. Тогда мы получим первые данные, например, о трудоустройстве людей, которые вместо того, чтобы выйти на пенсию, оказались на рынке труда. Смогли ли они дополнительно поработать эти год-полтора, какой была их зарплата, компенсировала ли она им потери от ожидаемой пенсии, которую они не смогли получить и так далее?

Все это станет ясно в 2021—2022 годах. Тогда можно будет точно сказать, насколько все это имело смысл. Пока очень осторожно я могу предположить, что смысла в проведенной пенсионной реформе не было.

«СП»: — В исследовании РАНХиГС сказано, что основной удар придется на предпенсионеров. Так ли это и почему?

— Да, это было понятно еще в прошлом году, когда обсуждали эти предложения. Наш рынок труда не такой благоприятный для предпенсионеров, и это одна из основных причин того, что бедность, как предположили коллеги, будет снижаться не так быстро, как могла бы.

Бедность измеряется по доходам, а пенсия — это источник дохода. Если человек будет выходить на пенсию позже на несколько лет, ему нужно чем-то компенсировать этот период. Компенсировать его можно только заработной платой, но тот рынок труда, который сложился у нас, очень консервативен. Даже наметок на экономические реформы, которые позволили бы создать большое количество рабочих мест, не видно. Тем более что предпенсионеры — это люди, у которых часто бывают проблемы с переобучением в силу возраста и навыков. Никакой неожиданности в этом нет, но хорошо, что коллеги смогли это подсчитать.

«СП»: — Смогут ли власти как-то компенсировать эти выпадающие доходы?

— Думаю, нет. У нашего государства нет таких денег. Если оно введет специальные пособия для предпенсионеров, зачем вообще повышали пенсионный возраст? Тогда нужно было ничего не трогать, и продолжать выплачивать пенсии женщинам с 55 лет, а мужчинам с 60, и проблема была бы на этом уровне закрыта. Но никто не будет возвращать выплату пенсий на прежние возрастные пределы, как и не будет вводить новые пособия.

Какая-то часть предпенсионеров неизбежно окажется в сложном материальном положении, вопрос только в том, какая часть и в какой степени их материальное положение обострится. Но это явление, безусловно, будет.

«СП»: — Если в стране начнется обещанный экономический рост, этих проблем удастся избежать?

— Экономический рост дал бы больше возможностей для создания новых рабочих мест, для наполнения бюджет и, наверное, эти проблемы можно было бы как-то смягчить.

Но дело не только в количестве, но и в качестве экономического роста. Если у нас останется нынешняя сырьевая зависимость, она не создаст много рабочих мест в других отраслях экономики. Мы будем иметь ту же картину, что и сейчас, когда есть небольшой сектор, где высокие зарплаты и все развивается относительно хорошо, а вся остальная экономика живет на голодном пайке.

В такой системе экономический рост возможен, только если резко увеличатся цены на нефть. Сейчас она стоит 70 долларов за баррель, а будет, например, 170. Но это невозможно, поэтому и о бурном росте пока говорить не приходится.

Нужны масштабные реформы, которые обеспечили бы экономический рост во всех секторах экономики. Только тогда положение предпенсионеров после пенсионной реформы как-то могло бы смягчиться.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Читайте также: