Какие изменения ожидаются в пенсионной реформе в казахстане


Иллюстративное фото: gettyimages.com / Piotrekswat

На данный момент пенсия казахстанцев состоит из базовой, солидарной и выплат с индивидуального пенсионного счета. Для определения каждой части применяются свои расчеты. Что должно измениться, узнали журналисты Нурфин.

Напомним, что на официальном портале «Открытые НПА» появился законопроект «О внесении изменений и дополнений в указ президента РК «О концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года».

Согласно этому законопректу, пенсионеров и не достигших пенсионного возраста казахстанцев ждут кардинальные изменения. Рассмотрим подробнее основные пункты, сравнив их с действующими на данный момент нормами.

Изменения в пенсии из государственного бюджета

Пенсия казахстанцев за счет государственного бюджета на данный момент состоит из базовой и солидарной. Эти показатели ежегодно растут.


На что и как казахстанцы смогут потратить свои пенсионные накопления

Солидарную пенсию также называют «минимальной». Ее получают пенсионеры, которые до 1998 года официально работали хотя бы полгода. На данный момент она равна 40 441 тенге. Ее платят в сумме с базовой пенсией.

Базовую пенсию получают все казахстанские пенсионеры, не зависимо от того, работали они или нет. Она равна 54% от прожиточного минимума и увеличивается в зависимости от стажа участия в пенсионной системе до целого прожиточного минимума. В этом году – от 17 641 до 32 668 тенге.

Стаж участия в пенсионной системе – это официальный стаж работы до 1998 года и период, когда за счет работника вносились взносы на индивидуальный пенсионный счет после 1998 года.


Изменить пенсионную систему планируют в Казахстане

С 2028 года планируют отменить назначение базовой пенсии и ввести такое понятие, как «минимальная гарантированная пенсия». То есть по сути эта часть пенсионной выплаты просто поменяет название с «базовой» на «гарантированную».

Минимальная гарантированная выплата будет составлять уже не 54%, а 70% от прожиточного минимума. Она также будет расти в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. За каждый год сверх 5 лет участия размер гарантированной пенсии будет увеличиваться на 2%.

Вместе с гарантированной пенсией, работавшие до 1998 года пенсионеры продолжат получать солидарную пенсию. Ее размер обещают ежегодно увеличивать на процент инфляции, плюс два процентных пункта.


Иллюстративное фото: freepik.com / master1305

Изменения в накопительной пенсионной системе


Как менялась минимальная зарплата в сравнении с курсом тенге в Казахстане

Следующее изменение касается казахстанцев, которые только копят на пенсию. Работающие вкладчики ЕНПФ с каждой зарплаты вносят обязательные пенсионные взносы в размере 10% от оклада.

Работодатели на данный момент должны за свой счет вносить 5% от зарплаты сотрудника, который занят на вредном производстве. Называется это - обязательные профессиональные пенсионные взносы.

Но с 2023 года планируется, что все работодатели будут за свой счет делать дополнительные обязательные пенсионные взносы на индивидуальный пенсионный счет всех своих сотрудников, не зависимо от "вредности" работы.

В 2023 году обязательные пенсионные взносы работодателя будут составлять 1% от оклада работника, а к 2029 году их размер планируют поэтапно увеличить до 5%.


Более 138 млрд тенге выплатил ЕНПФ казахстанцам

Накопления, сформированные за счет этих взносов, также можно будет использовать поверх порога достаточности на улучшение жилищных условий, оплату дорогостоящего лечения или передачу в управление частным управляющим компаниям.

Изменения для получателей выплат из ЕНПФ

Для действующих пенсионеров планируется увеличить минимальный размер выплаты из ЕНПФ. На данный момент она, как и базовая пенсия, равна 54% от прожиточного минимума или 17 641 тенге.

Планируется, что минимальная пенсионная выплата из ЕНПФ будет равна минимальной пенсии, установленной в начале года. С начала этого года было установлено 38 636 тенге.

Данная мера позволит увеличить совокупный размер ежемесячной пенсии, которая на данный момент состоит из базовой, солидарной и накопительной составляющих. Но когда точно она будет введена, не указано.


Более 70 тысяч казахстанцев получили соцвыплаты на случай потери работы

Также планируется пересмотреть некоторые другие правила для определения части пенсии, которая будет состоять из накоплений на индивидуальном пенсионном счете.


Иллюстративное фото: gettyimages.com / RossHelen

Изменения механизма пенсионного аннуитета

В законопроекте также дано указание пересмотреть некоторые правила предоставления пенсионного аннуитета. В частности, было решено ввести механизм совместных аннуитетов, не зависящих от половой принадлежности.

Напомним, что пенсионный аннуитет – это возможность для некоторых казахстанцев раньше срока выйти на пенсию. Для этого можно заключить договор с одной из казахстанских страховых компаний и передать им все свои пенсионные накопления.

Компании в свою очередь обязуются пожизненно платить клиенту страховые выплаты в размере не ниже минимальной пенсии, установленной на данный период. Тогда как выплаты из ЕНПФ производятся до 79-летнего возраста.


Как вернуть деньги за переплату по медстраховке в Казахстане

Для подписания договора пенсионного аннуитета нужно накопить на своем индивидуальном пенсионном счете достаточно крупную сумму. Мужчины в 55 лет должны иметь 10 875 485 тенге, а женщины этого же возраста - 13 611 164 тенге.

Данные пороги достаточности каждый год должны меняться. Механизмы их исчисления должны пересмотреть в том числе.

Другие изменения

И еще одно из планируемых изменений – это выход на пенсию «по желанию». То есть казахстанцы, которые достигли пенсионного возраста, будут иметь возможность работать дальше, нарабатывать стаж для начисления пенсии и копить деньги на индивидуальном пенсионном счете.

На период, пока казахстанец не ушел на пенсию, пенсионные выплаты ему начисляться не будут.


13-я зарплата: в каких случаях работодатель обязан ее платить

При этом, если казахстанец достигнет пенсионного возраста, но отложит выход на пенсию, в случае его смерти наследники в гарантированный период смогут получать пенсионные выплаты за счет бюджетных средств помимо накоплений на индивидуальном пенсионном счете наследодателя.

Данные поправки будут обсуждаться до конца года, а внедряться они будут постепенно в зависимости от указанных сроков.

Самые обсуждаемые инициативы

Фото: Владимир Третьяков

В 2020 году в пенсионной системе Казахстана планируется внедрить несколько новшеств. Одна из инициатив, которую активно обсуждали как аналитики, так и казахстанцы - досрочное изъятие части пенсионных накоплений, прежде всего, на покупку жилья. Также в новом году планируется разрешить казахстанцам переводить часть пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управлением активами. Каких еще изменений стоит ожидать в пенсионной системе, выяснил корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Досрочное изъятие пенсионных накоплений

Одной из самых резонансных стала новость о том, что в 2020 году планируется разрешить определенным вкладчикам ЕНПФ досрочно изымать часть средств из фонда на покупку жилья, лечение и обучение. Реализовать эту идею правительству поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая с Посланием народу Казахстана в сентябре 2019 года.
В декабре 2019 года вице-премьер Бердибек Сапарбаев сообщил, что правительство Казахстана в ближайшие дни направит президенту страны свои предложения.

Он уточнил, что воспользоваться пенсионными средствами смогут не все, а только те, кто накопил необходимую сумму. «Решение будет приниматься исходя из расчетов - какова на сегодняшний день сумма накоплений и средняя продолжительность жизни казахстанцев. Я об это уже сказал – 75 лет. Сделали расчет, примерно сколько лет после выхода на пенсию будут жить казахстанцы. То есть, на сколько лет вкладчикам надо иметь накопления на своих счетах. Какая-то сумма, 40% минимум, должна оставаться. С учетом этого будет определено расходование накоплений на приобретение жилья, на лечение и обучение», - пояснил Бердибек Сапарбаев.

По его информации, на сегодняшний день в ЕНПФ накоплено свыше 10 трлн тенге, это сумма вкладов около 9,6 млн казахстанцев. В среднем на одного вкладчика приходится по 1 млн тенге.

«Для хорошей жизни после выхода на пенсию, по нашим подсчетам, необходимо накопить как минимум 11-12 млн тенге», - добавил он.

Министерство труда и социальной защиты населения в конце октября представило свои расчеты. Они показывают, при каком объеме накоплений вкладчикам можно предоставить возможность досрочно изъять часть накоплений для покупки жилья и так далее. Например, мужчина в 20-летнем возрасте должен иметь на счете 6,5 млн тенге, в 30-летнем возрасте порог достаточности составляет 6,6 млн тенге. Такие деньги на своих счетах имеют чуть более тысячи казахстанцев.

«В 40 лет на счете у мужчин должно быть не менее 6,8 млн тенге для досрочного изъятия. Этим критериям соответствуют 4 127 человек. 50-летних мужчин с необходимыми 7,2 млн тенге в Казахстане сегодня 2 906 человек. 60-летних соотечественников, сумевших накопить порог достаточности в 7,9 млн тенге, 1 060 человек. Для женщин порог достаточности выше», - говорилось в сообщении министерства.

Если основываться на данных ЕНПФ, вкладчиков, которые могли бы соответствовать этим критериям, немного. Средняя сумма накоплений в фонде за счет обязательных взносов на одного вкладчика составила чуть более 1 млн тенге.

Перенос 5%-ых взносов работодателей

Президент Казахстана поручил правительству отложить введение обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% до 2023 года. «Затем вернемся к этому вопросу. За это время правительство, представители бизнеса и эксперты должны прийти к согласованному решению», - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Он также сообщил, что правительством Казахстана будет создана рабочая группа для обсуждения внедрения в Казахстане обязательных пенсионных взносов работодателей.

Ранее, обязать работодателей за свой счет осуществлять дополнительные 5%-ные отчисления в ЕНПФ планировалось с 2020 года. При этом должны были сохраниться 10%-ные обязательные пенсионные отчисления. В августе 2019 года заместитель премьер-министра Бердыбек Сапарбаев сообщил, что согласно законодательству в пенсионном обеспечении «должна быть социальная солидарность».

«Первое — государство, второе — сам работник, третье — работодатель. На сегодняшний день в основном работают только две стороны: государство и сам работник, который из своей заработной платы отчисляет 10%. Государство продолжает выплачивать солидарную пенсию, а также базовую пенсию. Начиная с этого года, размер базовой пенсии был увеличен до 30%. Работодатели на сегодняшний день выплачивают пенсию только тем работникам, которые у них работали и получили трудовые увечья, работающим женщинам, которые находятся в декретном отпуске», — проинформировал он.

Он также уточнил, что 5%-ые отчисления не должны будут отразиться на зарплатах работников.

Работодатели были против внедрения этой инициативы, ссылаясь за дополнительную налоговую нагрузку. Аналитики предполжили, что введение 5%-ых взносов может мотивировать компании снижать официальную зарплату работникам, с которой будут делаться отчисления.

В ЕНПФ отметили, что участие работодателей в пенсионной системе важно, но рассматриваются различные варианты, как сделать его менее обременительным для работодателя и выгодным для работника. «Перспективным является введение одного социального платежа, озвученного президентом, когда работодатель одной платежкой сможет перечислять налоги и обязательные пенсионные и социальные платежи. Ожидается, что в ближайшие годы будет проведена работа по унификации базы для упрощения исчисления и администрирования таких отчислений, организации информационного обмена. Платеж будет направляться в уполномоченную организацию, к примеру, в Государственную корпорацию «Правительство для граждан». Потом оттуда средства распределятся между бюджетом, внебюджетными фондами и ЕНПФ», - заметили в ЕНПФ.

В фонде уточнили, что необходимо дальнейшее обсуждение, анализ, техническая подготовка и внесение законодательных изменений для внедрения таких нововведений. «Но они должны значительно облегчить работодателям осуществление обязательных платежей, способствовать росту охвата граждан накопительной пенсионной системой», - сообщили в ЕНПФ.

Автоматический перевод накоплений в страховые компании

В ЕНПФ сообщили Kapital.kz, что фонд инициировал предложения по автоматизации процесса перевода пенсионных накоплений в страховые компании. «Перевод будет осуществляться через Единую страховую базу данных. Ее оператором является Государственное кредитное бюро. При реализации этих предложений и внесения законодательных изменений, вкладчик (достигший предусмотренного законом «О пенсионном обеспечении» возраста и имеющий достаточную сумму накоплений), сможет заключить договор пенсионного аннуитета со страховой компанией и начать получать свои выплаты по аннуитету автоматически. Ему не нужно будет дополнительно обращаться в ЕНПФ», - сообщили в фонде.

Выбор вкладчиками управляющей компании

Предполагается, что с 2020 года казахстанцы смогут переводить часть своих пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управление активами. «Планируется внесение изменений в законодательные акты в части институционального формирования рынка компаний по управлению пенсионными активами (КУПА)», - уточнили в ЕНПФ.

Вкладчики фонда смогут выбирать управляющую компанию и инвестиционные стратегии. Согласно проекту, вкладчики смогут передавать в управление КУПА накопления, превышающие определенный порог (для мужчины порог - 8,2 млн тенге, женщины – 10,1 млн тенге).

«Самое важное в появлении КУПА – это мотивация населения к участию в накопительной системе и увеличению своих сбережений, выбор инвестиционных предпочтений, исходя из уровня доходности и риска. При этом централизованный учет накоплений населения – взносов, активов, инвестиционного дохода – будет вести ЕНПФ. Фонд как полноценный, регулируемый участник финансового рынка будет заключать договоры доверительного управления с КУПА, кастодиальные договоры с участием банков-кастодианов. Единый учет и контроль пенсионных накоплений со стороны государства сохранится», - сообщили в пенсионном фонде.

Совместные пенсионные аннуитеты

Планируется развитие системы пенсионных выплат: по графику - из ЕНПФ, по пенсионным аннуитетам - из компаний по страхованию жизни.

Постановлением правления Нацбанка РК № 194 предусмотрено внедрение совместных пенсионных аннуитетов. Участники рынка и ЕНПФ разработали ряд предложений, которые уже направлены регулятору. «Женщина остается незащищенной, когда ее супруг уходит из жизни, если она долгое время не работала, не делала отчислений в ЕНПФ, но заботилась о детях. Бывают жизненные ситуации, когда супруг продолжительное время работал, отчислял средства в фонд, приобрел пенсионный аннуитет и через какое-то время скончался. Поэтому есть предложение предусмотреть именно такой совместный аннуитет, который защитит интересы женщин. Скорее всего, инициатива по внедрению совместных пенсионных аннуитетов будет поддержана и оговорена в законопроекте», – отметил на одном из общественных советов при ЕНПФ глава пенсионного фонда Жанат Курманов.

Совместный аннуитет подразумевает участие в договоре пенсионного аннуитета не одного человека, а супружеской пары. Если мужчина много зарабатывает, то может купить совместный аннуитет, в который будет включена и его жена. Женщины выходят на пенсию раньше мужчин, и совместный аннуитет позволит объединить пенсионные накопления супругов и перераспределить доходы по договору аннуитета. Если супруг уйдет из жизни, то его жена сможет рассчитывать на выплату по пенсионному аннуитету.

Заключить договор пенсионного аннуитета могут мужчины, достигшие 55 лет и женщины в возрасте 51 года. При этом оговаривается минимальный порог по накоплениям в ЕНПФ. У мужчин размер средств в фонде должен быть не менее 10,1 млн тенге, у женщин – 13,8 млн тенге.

В ЕНПФ отметили, что при покупке аннуитета будет учитываться не только объем накоплений в фонде, сформированный за счет обязательных взносов в фонд. «Ранее были внесены изменения в законодательство. Они позволили объединять обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы и добровольные пенсионные взносы при покупке аннуитета. В результате с 2019 года рынок пенсионных аннуитетов стал резко расти», – уточнил Жанат Курманов.

Также рассматриваются предложения по так отложенному аннуитету – когда вкладчик сможет приобрести аннуитет раньше установленного законом возраста при наличии достаточной суммы сбережений. Но выплаты по аннуитету будут осуществляться при наступлении пенсионного возраста.

Пенсия в ЕАЭС

В середине декабря 2019 года было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2020 году предстоит его ратификация парламентами всех государств-членов ЕАЭС. После вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию по месту проживания не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.

Изменения также затронули правила ежемесячных социальных выплат.


Постановлением Правительства Казахстана от 9 ноября 2020 года внесены изменения и дополнения в некоторые решения правительства Республики, передает zakon.kz.

В частности, изменения затронули в постановление "Об утверждении Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов из единого накопительного пенсионного фонда, и методики осуществления расчета размера пенсионных выплат".

В частности, говорится, что для получения пенсионных выплат из ЕНПФ при наступлении пенсионного возраста получатель обращается с заявлением в госкорпорацию с представлением документа, удостоверяющего личность, а также сведений о банковском счете.

При этом инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно представляет при личном обращении в ЕНПФ:
- заявление о назначении пенсионных выплат по форме, утвержденной внутренним документом ЕНПФ;
- документ, удостоверяющий личность получателя;
- сведения о банковском счете получателя.

При обращении посредством интернет-ресурса ЕНПФ представляет заявление, удостоверенное электронной цифровой подписью получателя.

Порядок обращения посредством интернет-ресурса ЕНПФ утверждается внутренним документом ЕНПФ.

Вместе с тем по заявлениям получателей, обратившимся в госкорпорацию за назначением пенсии она осуществляет взаимодействие с ЕНПФ в порядке и сроки, установленные соответствующим соглашением, заключенным между ЕНПФ и государственной корпорацией, в рамках которого в ЕНПФ передаются сведения о зарегистрированных заявлениях получателей.

В свою очередь ЕНПФ переводит в государственную корпорацию суммы пенсионных выплат получателей согласно установленным госкорпорацией графиком пенсионных выплат.

Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат, но не ранее даты возникновения права на пенсионные выплаты из ЕНПФ.

В случаях представления получателем неполного пакета документов или недействительных документов государственная корпорация отказывает получателю в приеме заявления в день обращения с вручением расписки об отказе в приеме заявления либо в исполнении заявления путем направления уведомления в течение 10 рабочих дней с момента получения документо с указанием причины отказа.

В случае отсутствия у получателя пенсионных накоплений в ЕНПФ либо если он является получателем по установленному графику пенсионных выплат из ЕНПФ, госкорпорация уведомляет получателя о данных фактах в момент приема заявления.

Также указывается, что по лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим пенсионные накопления в ЕНПФ и не обратившимся за выплатой пенсионных накоплений, ЕНПФ ежегодно до 1 марта, следующего за отчетным годом, осуществляет сверку с госкорпорацией на наличие у указанных лиц назначенных пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения, а также на наличие в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения телефонных номеров получателей, зарегистрированных на портале для оказания проактивной услуги на получение пенсионных выплат из ЕНПФ.

При этом по результатам сверки государственная корпорация:
- формирует список лиц, являющихся получателями пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, имеющих телефонные номера, зарегистрированные на портале;
- посредством информационной системы уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения направляет sms-сообщение на телефонный номер получателя с предложением оказания проактивной услуги по назначению пенсионной выплаты из ЕНПФ;
- по лицам, по которым получено согласие на получение пенсионных выплат из ЕНПФ через проактивную услугу формирует в журнале электронных заявок и уведомлений на каждую государственную услугу отдельно заявку, удостоверенную электронной цифровой подписью уполномоченного государственного органа в сфере информатизации;
по зарегистрированным в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронным заявкам направляет в информационную систему ЕНПФ электронные сообщения не позднее одного рабочего дня с даты регистрации в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронных заявок.

ЕНПФ переводит в госкорпорацию суммы пенсионных выплат получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат.

Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей, ранее представленные получателями при назначении пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты.

Также изменения внесены в постановление от 25 мая 2011 года "Об утверждении Правил осуществления социальной помощи в виде ежемесячных выплат гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства".

Так, в измененном пункте говорится, что при приеме заявления сведения о документе, удостоверяющем личность, о регистрации по постоянному месту жительства специалисты государственной корпорации получают из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

При отсутствии сведений из информационных систем к заявлению прилагаются следующие документы:
- для жителей города Байконур - справка отдела по учету и регистрации граждан жилищного хозяйства города Байконур;
- сведения о номере банковского счета, открытого в уполномоченной организации по выдаче социальной помощи в виде ежемесячных выплат, или контрольном счете наличности учреждения уголовно-исполнительной системы;
- судебный акт, подтверждающий право на получение капитализированных сумм, содержащий сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда:
- при получении сумм капитализированных платежей от государства - вступившее в законную силу решение (постановление, определение) о возложении ответственности по выплате капитализированных платежей в счет возмещения вреда на государство;
- при получении сумм капитализированных платежей за счет имущества ликвидированного юридического лица - определение (решение) о завершении конкурсного производства с утверждением заключительного отчета конкурсного управляющего, в материалах которого содержится расшифровка по каждому кредитору первой очереди.

Право на получение капитализированных сумм также может подтверждаться архивным документом суда либо государственного архива, содержащим сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда.

В зависимости от статуса пострадавшего лица:
- при возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, - справка о степени утраты профессиональной трудоспособности по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере социальной защиты;
- при возмещении вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти работника, которым вред возмещается на срок инвалидности, - сведения об установлении инвалидности заявителю запрашиваются из централизованной базы данных инвалидов.

При отсутствии сведений из централизованной базы данных инвалидов к заявлению прилагается копия справки об инвалидности или степени утраты профессиональной трудоспособности.

В случае наличия сведений об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности или инвалидности в судебном акте либо архивном документе, подтверждающем право на получение капитализированных сумм, представление отдельной справки не требуется.

Для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы подаются их законными представителями.

Заявление для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат третьими лицами подается по доверенности.

Министерство труда и социальной защиты населения опубликовало предложения по изменению концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана до 2030 года, передает Tengrinews.kz.

Проект постановления опубликован на сайте "Открытые НПА". Публичное обсуждение на портале продлится до 12 ноября 2020 года.

В концепции, опубликованной министерством, предлагается с 2028 года перейти от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии. В Минтруда предполагают, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысить уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, повысит коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами.

"В целях предоставления минимальных гарантий пенсионного обеспечения на приемлемом уровне будет осуществлен переход от назначения базовой пенсии к назначению минимальной гарантированной пенсии (с 2028 года).

В этой связи предлагается:

1) установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее 5 лет;

2) определить при пятилетнем стаже участия в пенсионной системе базовую пенсию в размере 70 процентов от прожиточного минимума, за каждый год сверх 5 лет ее размер будет увеличиваться на 2 процента.

3) отменить назначение базовой пенсии;

4) минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитать с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии.

При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее 6 месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года", - говорится в концепции.

Кроме того, для поддержания размеров солидарных пенсий (солидарная пенсия начисляется тем, кто работал до 1998 года с минимальным трудовым стажем более 6 месяцев. - Прим.) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.

Кроме того, предлагается:

1) пересмотреть базовую основу для расчета стоимости пенсионного аннуитета;

2) установить обязательность заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет) только для участников НПС;

3) ввести механизм совместных аннуитетов, которые могут частично решить гендерную проблему более низких пенсий женщин;

4) предоставить вкладчику (получателю) по его желанию право "отложенного выхода" на пенсию. При этом ему на этот период не будут осуществляться назначенные пенсионные выплаты, и он может продолжить участие в накопительной пенсионной системе. Вкладчику (получателю) будет обеспечен гарантированный период, в течение которого наследникам будут осуществляться пенсионные выплаты как за счет бюджетных средств (солидарная, базовая пенсии), так и накопительной пенсии.

5) установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, т. е. в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в 2020 году размер минимальной пенсии составляет 38 636 тенге).

В министерстве считают, что это позволит увеличить совокупный размер получаемых пенсионных выплат пенсионеров (солидарная, базовая и накопительная пенсии), что повысит их благосостояние и доверие к пенсионной системе.

6) пересмотреть коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя.

При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Также предлагается ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также для инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная.

"В результате данного изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче пенсионных выплат для всех категорий граждан, соответственно, сумма ежемесячных выплат для таких граждан будет выше", - отмечается в документе.


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: