Когда будет принята пенсионная реформа в раде

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен в интервью телеканалу "112 Украина" в рамках проекта 112 International Insight рассказала, почему Украине так важно принять пенсионную и медицинскую реформы, что будет, если реформы не проводить, и какие это будет иметь последствия для сотрудничества Киева с международными кредиторами



112.ua


112.ua

Директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен в интервью телеканалу "112 Украина" в рамках проекта 112 International Insight рассказала, почему Украине так важно принять пенсионную и медицинскую реформы, что будет, если реформы не проводить, и какие это будет иметь последствия для сотрудничества Киева с международными кредиторами

Элина Бекетова: Давайте поговорим о пенсионной и медицинской реформах, проекты которых должны голосоваться в парламенте. Начнем с пенсионной реформы. Поможет ли это сбалансировать Пенсионный фонд?

Сату Кахконен: Это очень хороший вопрос. Пенсионная реформа, по мнению Всемирного банка, не просто необходима, она является насущной. И я говорю это, поскольку нынешняя пенсионная система финансово и социально нежизнеспособна. Украина сегодня тратит 11 процентов ВВП на пенсии. Это значительная цифра по международным стандартам. Больше половины этого - 6 процентов ВВП - финансируют из бюджета. И это финансово нежизнеспособно. В то же время средняя пенсия в Украине составляет 2 доллара в день и почти нет дифференциации между пенсиями - или вы работали 35 лет, или 15. Если ничего не сделать в пенсионной системе сейчас, выплаты могут еще больше уменьшиться.

- Еще больше? До доллара в день?

- Да. Это может быть значительное падение, оно может случиться в следующие 10 лет. Это - критическая реформа, которую следует вводить. Сегодня четверть украинцев получают какую-то пенсию, прибыль через ранний выход на пенсию, через привилегии, специальные пенсии. То есть немного для многих. И это то, что должна решить эта реформа. Те законопроекты, которые сейчас в парламенте, мы их поддерживаем и так же надеемся, что парламент их одобрит.

- Итак, ваш прогноз, примут ли эту реформу в парламенте?

- Мы надеемся. Не знаем, будет ли именно таким решение парламента, но мы надеемся, что они его примут, ведь эта реформа поможет нынешним и будущим пенсионерам. То есть она поможет социальной и фискальной стабильности системы. Тот пакет законопроектов, который сейчас обсуждают, восстановит справедливость пенсионерам сегодня, поможет восстановлению индексации выплат, их уже не проводили много лет, в том числе и из-за кризиса. Для будущих пенсионеров это будет гарантия, что правительство имеет адекватное финансирование, чтобы выплачивать пенсии. Что люди потом будут рассчитывать не на один доллар в день, когда выйдут на свой заработанный отдых. И для нынешних, и для будущих пенсионеров - это надлежащая индексация. Что люди на пенсии будут жить достойно. Это тот пакет законопроектов, который, мы надеемся, депутаты Верховной Рады примут.

- Риски этой реформы?

- Это зависит от того, как вы смотрите на это. По моему мнению, вопрос, который можно считать риском, - это то, что это то, что реформа предусматривает работать дольше, но и отдавать больше этой системе. Но то, что предлагает реформа - на самом деле очень справедливо. То есть это справедливость для людей: те, кто работали дольше и отдавали системе больше - могут выйти на пенсию раньше. Но если вы не работали и не отдавали ничего, новая пенсионная система дает вам выбор - работать немного дольше. То есть дает каждому возможности отдавать, а потом выплачивать пенсию согласно тому, что вы когда-то отдавали.

- Одна из новаций реформы - это то, что можно будет докупить трудовой стаж. Стоимость одного месяца примерно 704 гривны (около 27 долл. США). Это с минимальной зарплатой в размере 123 доллара в месяц. Есть ли такая практика в европейских странах - покупать страховой стаж?

- То, что предлагает законопроект - это возможность для людей приобрести нужное им количество лет стажа. Вам необходимо иметь минимальный уровень стажа, чтобы получать пенсию. Поэтому и предоставляется возможность для людей - в случае необходимости - купить эти годы, чтобы становиться немного богаче.

- Типичная практика только для Украины, или другие европейские страны так же имеют такой опыт?

- Такое делают. Каждая страна уникальна, то есть пенсионная реформа для Украины разработана специально под украинские реалии. Но, конечно, с учетом международного опыта. То есть это не просто система для Украины, она базируется на международных принципах, которые работают для разных стран.


- В Молдове и Беларуси тоже есть такой опыт покупки дополнительных лет?

- В обеих странах несколько другие системы.. Что обычно делают государства? Они, как правило, повышают пенсионный возраст, чтобы сделать систему финансово стабильной. Это был не тот путь, который избрало правительство Украины. Но это типично для других стран - поднимать пенсионный возраст. Кстати, в Молдове сейчас идет дискуссия по поводу пенсионной реформы.

- И последний вопрос относительно пенсионной реформы, чтобы подытожить. Если украинский парламент не проголосует за пенсионную реформу сегодня, это будет иметь последствия для сотрудничества с нашими международными кредиторами?

- Как вы знаете, пенсионная реформа - это требование для программы сотрудничества с МВФ, да, это будет иметь последствия.

- Мы слышали, что это просто рекомендации МВФ. И если не проголосуют - то это нормально, ведь это рекомендация. А вы считаете, что последствия могут быть серьезными?

- По моему мнению, последствия могут быть значительно серьезнее, но это вопрос к моим коллегам из МВФ.

- Медицинская реформа - другая тема дискуссий в украинском обществе. Почему проект реформы вызвал такое сопротивление в украинском парламенте? И будет ли проголосован в конце концов?

- Это другая реформа, которая очень важна. И почему она так же неотложная? Украина тратит большие деньги на медицину. 7 процентов ВВП ежегодно - это высокая цифра по международным стандартам. Но то, что получают люди в конце концов - не соответствует их ожиданиям. Если посмотреть на продолжительность жизни в Украине, то в среднем - это 71 год. Это на 10 лет меньше, чем в других европейских странах. А уровень туберкулеза и ВИЧ, к сожалению, в Украине только увеличивается, а не уменьшается, как в других государствах. И только 10 процентов домохозяйств в Украине довольны системой здравоохранения. Это такие тревожные звоночки, которые мы видим в системе. Я посещала больницы, центры здоровья.

- Здесь, в Украине?

- Да, здесь, в Украине, и видела необходимость этой реформы. Что сейчас предлагает правительство? Не было ни одной реформы в Украине в системе здравоохранения со времени объявления независимости государства, с 1991 года. Система, которая сейчас работает - это наследие еще советских времен, со всеми ее проблемами. Мы поздравляем мужественные попытки нынешнего правительства реформировать систему здравоохранения. Это критично, ведь будет влиять на всех украинцев. Почему такое сопротивление?

- В этом как раз и заключается вопрос.

- Да, я была удивлена, когда увидела, как много сопротивления, и спрашивала себя: "Почему?" Должна сказать, что это реформа, от которой выиграют все украинцы. И она нужна. Много украинцев умирают. Нет оправданий не вводить эту реформу, но есть много интересов. Люди, которые не обязательно выиграют от реформы, но которые выигрывают от статуса-кво. К сожалению, это такая ситуация сегодня. Но, то что я слышу от гражданского общества - есть большая поддержка, чтобы реформу двигали вперед. То, что пытается делать Министерство здравоохранения сегодня - они пытаются модернизировать систему, привести ее в 21 век, имплементировать международные практики, которые дали результаты в других странах и увеличили продолжительность жизни. Со стороны Всемирного банка - надеемся, что законопроект медицинской реформы будет принят украинским парламентом.

Беседовала Элина Бекетова


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.


Депутаты Верховной Рады приняли во втором чтении и в целом правительственный проект Пенсионной реформы. "За" соответствующее решение проголосовало 248 депутатов.

От Партии регионов "за" проголосовали 188 депутатов, от "БЮТ-Батькивщины" - 0, от НУ-НС - 11, от КПУ - 0, от "Реформ ради будущего" - 18, от "Народной партии" - 20, внефракционные - 11.

Рассмотрение законопроекта длилось 8,5 часов, депутаты не поддержали абсолютное большинство поправок.

Документом повышен пенсионный возраст для женщин до 60 лет, страховой стаж поднят до 30 лет для женщин и 35 для мужчин.

Пенсионный возраст мужчин-госслужащих повышен до 63 лет.

Размер максимальной пенсии для лиц, утративших трудоспособность, принятым законом ограничивается на уровне 10 минимумов, то есть 7640 гривен.

Также документ уменьшает с 90 до 80% заработную плату для исчисления пенсий для госслужащих.

Депутаты оставили в проекте пенсионной реформы норму о том, что максимальная пенсия ограничивается 10 минимумами доходов.

Для женщин предусмотрен переходный период в течение трёх лет, во время которого они смогут выбирать – выходить на пенсию по старому законодательству или по новому (позже, но с большей пенсией).

Если человек не выходит на пенсию по возрасту, то каждый переработанный в первые пять лет год будет в последствии оцениваться в 6% прибавки, а начиная с шестого года - в 9%. При отсрочке выхода на заслуженный отдых обращаться в Пенсионный фонд не нужно.

При выходе на пенсию одноразовую выплату размером в 10 назначенных пенсий будут выплачивать медикам, педагогам и работникам социальной сферы.

Пенсия госслужащих будет рассчитываться, исходя из размера зарплаты до 14,4 тыс грн. То есть будет учтено ограничение заработка для назначения пенсий для всех пенсионеров, суммой из которой оплачен единый взнос на общеобязательное государственное соцстрахование.

Народных депутатов уравняют с остальными пенсионерами. Они смогут выйти на пенсию за 1,5 года до наступления пенсионного возраста.

При расчёте пенсии можно будет исключать десятую часть трудового срока, когда человек был безработным, разбив на несколько периодов.

Учитывать для назначения пенсий зарплату за 60 месяцев (5 лет) до 1 июля 2000 года можно будет по желанию до 1 января 2016 года.

Выслугу военных будут увеличивать до 25 лет по 6 месяцев в год - в течение 10 лет. Каждые 6 месяцев учебы в военных вузах будут прибавлять к календарной выслуге лет 1 год.

Парламент также подтвердил поправку, подготовленную ко второму чтению и устанавливающую выплату пенсий лицам, признанными инвалидами с учётом страхового стажа.

Согласно данной норме, инвалиды, имеющие право на пенсию по инвалидности, при наличии такого страхового стажа на время наступления инвалидности либо на день обращения за пенсией имеют право на пенсию по инвалидности: для инвалидов первой группы до 25 лет включительно при наличии страхового стажа - 1 год, от 26 до 28 лет – 2 года, от 29 до 31 года – 3 года, от 32 до 34 лет – 4 года, от 35 до 37 лет – 5 лет, от 38 до 40 лет – 6 лет, от 41 до 43 лет – 7 лет, от 44 до 48 – 8 лет, от 49 до 53 – 9 лет, от 54 до 59 лет – 10 лет.

Для инвалидов второй и третьей групп до достижения 23 лет – 1 год, от 24 до 26 лет – 2 года, от 27 до 28 лет – 3 года, от 29 до 31 года – 4 года, от 32 до 33 лет – 5 лет, от 34 до 35 – 6 лет, от 36 до 37 лет – 7 лет, от 38 до 39 – 8 лет, от 40 до 42 лет – 9 лет, от 43 до 45 лет – 10 лет, от 46 до 48 лет – 11 лет, от 49 до 51 года – 12 лет, от 52 до 55 лет – 13 лет, от 56 до 59 – 14 лет.

Закон после подписания его президентом вступит в силу с 1 сентября 2011 г.

Тигипко обещает в ближайшее время повысить пенсии на 10%

Вице-премьер-министр Сергей Тигипко в эфире "5 канала" сообщил, что через месяц вынесет на рассмотрение Кабинета министров вопрос о поднятии пенсии минимум 60% пенсионеров минимум на 10%.

"Через месяц я внесу на рассмотрение Кабинета министров вопрос об осовременивании пенсий, где предусматривается повышение пенсий минимум 60% пенсионеров, хотя бы в среднем на 100 гривен. Для этих 60% пенсионеров это будет минимум 10% надбавки - что не мало. Мы всё равно будем пенсии повышать, как это сейчас заработную плату, так, как сейчас мы индексируем пенсию и своевременно платим", - заявил Тигипко.

Он также сообщил, что законопроект о пенсионной реформе - это только первый этап в реформировании пенсионной системы. В сентябре правительство внесёт на рассмотрение в Верховную Раду законопроект о легализации зарплат, должен быть рассмотрен вместе с 28 специальными законами.

"Это первый законопроект, после этого мы внесём в сентябре законопроект, который будет легализовать заработную плату и рабочее место. Это чрезвычайно важно, так как это увеличит количество плательщиков и частично увеличит уровень заработных плат, из которых будут уплачиваться взносы в Пенсионный фонд. До нового года мы должны изменить некоторые положения по второму уровню пенсионной системы. Если мы не примем сейчас изменений, то для молодых людей уже начнется персонификация их пенсионных счетов второго уровня, когда в них будут отдельные счета, на которые они будут отчислять деньги, то мы этого сделать не сможем. После этого мы будем рассматривать все специальные законы, которых сегодня 28, но их мы должны будем рассмотреть вместе с реформой заработных плат", - сообщил вице-премьер.

Вместе с тем Тигипко отметил, что правительство планирует уменьшить социальные отчисления на 1,5% -2%.

"Я очень хотел бы внести такие предложения, которые бы позволили нам снизить на 1,5%-2% социальные отчисления - думаю, что это будет абсолютно возможно", - отметил Тигипко.

Он сообщил, что в законопроект о пенсионной реформе внесено несколько десятков поправок.

"Уже поправок несколько десятков прошло. Есть среди них и редакционные, есть и существенные. Можно говорить о том, что прокуроры выходят на пенсию за выслугу лет, мы им подняли выслугу лет, так как и военным с 20 до 35 лет. Но делали это внезапно, но сейчас сделали всё это так, как и всем другим в течение 10 лет. Пенсионный возраст будет повышаться каждый год на 6 месяцев, выслуга лет таким же образом. Не будет повышен пенсионный возраст женщинам, которые воспитали 5 детей - этого не было (в правительственном законопроекте - ред.) Не будет повышен пенсионный возраст женщинам, которые будут воспитывать инвалидов – этого тоже не было", - сообщил Тигипко.

ПР: Нам удалось добиться 10 уступок, которые минимизируют последствия пенсионной реформы

В отличие от предыдущих вариантов законопроекта о пенсионной реформе и сегодняшнем варианте законопроекта 10 уступок, которые, в какой-то степени, минимизируют горькие социальные последствия пенсионной реформы. Об этом в эфире "5 канала" заявил народный депутат от Партии регионов Ярослав Сухой.

"Нам удалось добиться 10 уступок, которые, в какой-то степени, минимизируют горькие социальные последствия пенсионной реформы. Именно пенсионная реформа вводит общеобязательные накопления, то есть третий уровень, потому что мы имеем не одноуровневую, а двухуровневую систему - солидарную систему и необязательного негосударственного накопления. Мы вводим второй уровень - государственное обязательное накопление, то есть это для тех людей кому сейчас 20 - 30 лет", - сообщил Сухой.

Он отметил, что согласно законопроекту о пенсионной реформе женщины смогут выходить на пенсию в 55 лет и получать полную пенсию, но для этого ставится ряд требований, в частности трудовой стаж должен быть не менее 30 лет.

"В 55 лет любая женщина может выходить на пенсию. Предъявляется требование - если она имеет стаж 30 лет, никаких претензий, никаких 0,5%. Если она механизатор, если женщина работала в дорожном управлении, если она педагог, если она медик, если она работник культуры, если у неё на руках есть 5 детей, если она имеет ребёнка инвалида - пусть выходит себе в 55 лет на пенсию и получает полностью пенсию", - отметил регионал.

Оппозиция пойдёт с пенсиями в Конституционный суд

Оппозиция подготовит представление в Конституционный суд по поводу принятия Пенсионной реформы. Об этом заявила в сессионном зале депутат от БЮТ Наталья Королевская во время рассмотрения правительственного проекта пенсионной реформы.

"Мы все сейчас присутствуем в тот момент, когда нарушается Конституция Украины, поэтому я обращаюсь ко всем народным депутатам, с завтрашнего дня готовить обращение в Конституционный суд", - сказала она.

Депутат также сняла с рассмотрения свои поправки в законопроект и призвала коллег уйти из сессионного зала.

Королевская призвала депутатов "идти к людям, объяснять, что сегодня ночью будет нарушена полностью Конституция, и отстаивать это решение в Конституционном суде".

Отметим, ранее "бютовец" Андрей Павловский спрогнозировал, что Пенсионную реформу примут в 5 утра пятницы. В четверг депутаты проголосовали за то, чтобы работать до рассмотрения всех вопросов повестки дня. В тот же день под Верховной Радой тысячи людей митинговали за и против пенсионной реформы.

Проведение пенсионной реформы в Украине – одно из обязательных условий выделения третьего транша МВФ по программе stand by.

Ранее вице-премьер-министр социальной политики Сергей Тигипко заявил, что принятие пенсионной реформы на этой сессии парламента с высокой долей вероятности позволит совету директоров МВФ в августе принять позитивное решение о возобновлении финансирования Украины. По его словам, в связи с паузой в финансировании два транша программы stand by могут быть объединены, что позволит пополнить валютные резервы Национального банка Украины сразу примерно на 3 млрд долл.

Ранее глава Европейского департамента МВФ Антонио Боргес заявил, что МВФ продолжит предоставление денег Украине после проведения пенсионной реформы и повышения цены на газ. "Мы активно сотрудничаем с украинским правительством. Но и вызовы - достаточно серьёзны. Наибольшие проблемы - в сфере налогов и финансов", - сказал он.

"Мы хотим, чтобы страна выполняла свои обязательства: проводила пенсионную реформу, повышала цены на газ. Как только это состоится - мы продолжим выделение денег", - прибавил Боргес.

Как известно, Международный валютный фонд (МВФ) решил возобновить кредитное сотрудничество с Украиной по новой программе stand by на SDR10 млрд (15,35 млрд долл по текущему курсу) в конце июля. Киев в августе 2010 года получил первый транш в размере SDR1,25 млрд. В декабре 2010 Украина получила второй транш кредита в размере SDR1 млрд.

Читайте также: