Когда была подписана пенсионная реформа в украине


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Поздравил украинцев с этим событием и президент Петр Порошенко. Однако кардинально в жизни пенсионеров ничего не поменялось: большинство людей пожилого возраста на Украине, по расчетам ООН, живут за чертой бедности. На деле реформа привела к увеличению пенсионного возраста и сокращению числа получателей пенсий, а многие граждане вообще рискуют остаться без пенсий.

Не разгуляешься

Как только закон приняли, минимальный размер пенсии составил 1452 гривны (3540 рублей), что на 140 грн больше, чем раньше. Кроме того, ранее назначенные пенсии пересчитали с учетом средней зарплаты за три года (с 2014 до 2016 год), и теперь они составляют 3764 грн (9180 рублей). Начиная с 2019 года пенсии будут назначать, исходя из средней зарплаты за последние три года и стоимости одного года стажа в размере 1%. До пенсионной реформы коэффициент равнялся 1,35%. Олег Устенко: Реформа не спасет украинскую пенсионную систему


Согласно данным Пенсионного фонда Украины, в июле 2018-го средняя пенсия в стране составляла 2562 грн (6250 рублей). В 2019-м должно произойти небольшое повышение: планируется, что средняя пенсия в следующем году составит 2585 грн (6305 рублей). А вот в 2020-м и в 2021-м средняя пенсия будет расти на 200 грн (около 500 рублей).

При этом министр социальной политики Андрей Рева ранее заявлял, что в 2019-м средняя пенсия благодаря индексации может вырасти на 18,5%. Вот только проиндексировать пенсии правительство, нарушая законодательство, намерено лишь в марте, украв у и без того нищих стариков два месяца.

Обвели вокруг пальца

Решив уйти от непопулярного термина, украинское правительство скромно именует «повышение пенсионного возраста» увеличением страхового стажа, то есть количества трудовых лет, за которые человек платил отчисления в Пенсионный фонд. Теперь, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, придется отработать от 25 до 35 лет. Более того, тем, кто не отработал хотя бы 15 лет, пенсия и вовсе не светит. Напомним: до реформы можно было получить минимальную пенсию по возрасту, отработав 15 лет.

С 2018 года минимальный страховой стаж (чтобы человек вообще мог претендовать на пенсию) составил 25 лет и за 10 лет будет повышен до 35 лет. Именно это новшество некоторые эксперты называют «скрытым повышением пенсионного возраста». Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65 лет. Каждые 12 месяцев до 2028 года нормативы по минимальному страховому стажу будут увеличиваться на один год. Это значит, что в 2028 году для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.

Поблажку раннего выхода на пенсию оставили тем, чей стаж 40 лет. Это позволяет уйти на заслуженный отдых в 56 лет. Но эта норма будет внедрена только через десять лет. Если же стажа недостаточно, то его можно купить, но не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен (41 200 рублей), а пять лет — 84 480 гривен (206 000 рублей). Для тех, у кого нет необходимого стажа, с 65 лет будет назначена государственная соцпомощь, которая для большинства категорий населения составляет 30% от минимальной пенсии. На Украине вступила в силу пенсионная реформа


И годы учебы на стационаре, и декрет засчитываются в трудовой стаж. Также в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 31 декабря 2017 года включительно. Кроме того, в стаж засчитывается военная служба до 31 декабря 2017 года включительно.

Учитывая то, что начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли работу или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Для лиц, которые по умолчанию нуждаются в социальной помощи, а это больные гипофизарным нанизмом (карликовость), лица с инвалидностью по зрению I группы, слепые и лица с инвалидностью детства I группы, женщины, родившие пятерых и более детей и воспитавшие их до совершеннолетия, матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до 6-летнего возраста, минимальный стаж увеличили с 10 до 20 лет.

Реформаторы отменили и возможность досрочного выхода на пенсию для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий граждан, которые имели привилегии. Все они переведены на общую систему начисления пенсий.

Кроме того, отменено право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты и прокуратуры. Ранее эти категории могли выходить на пенсию досрочно. Исключение по досрочному выходу на пенсию оставили лишь для военных и сотрудников силовых органов. Особые условия по досрочному выходу на пенсию сохраняются для тех, кто работает на вредных предприятиях по так называемым спискам 1 и 2.

Псевдореформа

Традиционно украинская власть постаралась переложить ответственность за непопулярную реформу на Международный валютный фонд. Дескать, это они требуют сократить количество пенсионеров.

Однако фонд работает совершенно иначе. В МВФ ставят условие для выделения траншей: вы должны уменьшить дефицит Пенсионного фонда. А уже Порошенко-Гройсман предлагают варианты, и, к сожалению, они выбрали именно вариант пенсионного геноцида украинцев. Кстати, в МВФ не считают действия украинской власти по сокращению количества пенсионеров полноценной реформой пенсионной системы и употребляют термин «параметрическая реформа».

Как известно, в мировой практике пенсионные накопления — и основа материального благополучия самих пенсионеров, и большая доля средств в государственном бюджете. Сейчас объем всех пенсионных накоплений в мире составляет почти 41 триллион долларов. В бюджете Украины, напротив, дефицит порядка 5 миллиардов долларов. Дефицит ПФУ продолжает расти, а ситуации с задержками выплаты пенсий, похоже, будут происходить все чаще. Жизнь после Майдана: Четверть населения Украины скатилась в нищету


В ходе пенсионной реформы планировалось, что с июля 2018 года на Украине может быть запущен второй, накопительный, уровень пенсионной системы. В начале второго этапа пенсионной реформы из зарплат молодых украинцев в обязательном порядке будут вычитать 2%, а со временем — до 7%. Отчисления будут обязанностью работодателя.

Эксперты считают такой процент чрезмерным. Работодатель, который захочет привлечь молодежь, будет увеличивать брутто заработной платы, чтобы сумма, которую человек получает на руки, сохранилась. Таким образом, работодатели будут для молодежи увеличивать эти начисления, а для людей преклонного возраста — нет. Получается, что дискриминируются люди старшего возраста, поскольку те, кому больше 35 лет, будут дешевле обходиться работодателям.


Но, похоже, запуск второго уровня пенсионного обеспечения рискует остаться всего лишь в планах. Если на прошлогоднем пересмотре пенсионных правил лично настаивал премьер Владимир Гройсман и пугал всех своей отставкой, если законопроект не примут, в этом году о введении накопительной пенсии в публичной плоскости не вспоминают.

Минсоцполитики после изучения опыта других стран должно было презентовать проект, как обязать украинцев откладывать деньги на вторую пенсию, где они будут храниться, и кто будет ими заниматься. Однако вместо этого в ведомстве предложили ввести «профессиональное страхование» только для тех, чья специальность входит в списки тяжелых и вредных работ.

Успеть до конца года разработать регулирование, обсудить новый законопроект и принять его уже не смогут, уверены эксперты. Фактически обещание накопительной пенсии останется всего лишь обещанием, а пенсионная реформа завершится латанием старой солидарной системы.

Кто прокормит пенсионеров

Кстати, пенсионная реформа, проведенная правительством Гройсмана по наущению МВФ, не решает главной проблемы: низкая рождаемость и массовая эмиграция уже в ближайшее время приведут к тому, что пенсионеров некому будет кормить. Бедность не порок, а средство для латания дыр в бюджете Украины


По данным прошлого года, на Украине на 11,7 млн пенсионеров приходилось 12,8 млн плательщиков единого социального взноса. То есть один работающий содержит одного пенсионера, естественно, что дефицит бюджета Пенсионного фонда только нарастает. А в ситуации, когда примерно четверть из 26 млн граждан трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) не охвачены пенсионными отчислениями, значительно увеличить пенсионные выплаты украинцам практически невозможно.

Демографическая ситуация на Украине не позволяет надеяться на увеличение количества работающих (средний коэффициент рождаемости на одну женщину в стране — 1,506, то есть нет расширенного воспроизводства населения). По прогнозам социологов, до 2050 года население Украины сократится до 36 миллионов человек. В Институте демографии и социальных исследований имени Птухи отмечают, что если Крым и Донбасс не вернутся в состав страны, то количество граждан снизится до 32 миллионов. Такой неутешительный прогноз связан с низкой тенденцией рождаемости, высоким уровнем смертности и большим потоком миграции.

Проблема миграции очень актуальна для Украины, особенно с учетом того, что уезжают в основном люди трудоспособного возраста. Получив образование, иногда и высшее, украинцы выезжают в поисках лучшей жизни в другие страны. Украина по сути стала донором дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

Два пути спасения

По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, чрезвычайно актуален вопрос, кто будет кормить украинских пенсионеров уже через 2-3 года. По его мнению, если в ближайшее время экономика Украины не заработает и не будут проведены структурные реформы, пенсионную систему Украины ждет коллапс. Экономист: Гройсман — это охранитель бедности на Украине


«Каждый год мы будем решать проблему, как отсрочить коллапс пенсионной системы, потому что в такой постановке эта проблема не решается. Я даже не могу назвать это пенсионной реформой, потому что в реальности речь идет о расчистке поля: вопрос сохранить и дать вообще этой системе выжить.

Если не остановить миграционные процессы, коллапс просто неизбежен. А единственная возможность остановить миграцию — показывать высокие темпы экономического роста и на этом фоне улучшать жизненный уровень граждан. И второй, дополнительный, путь — пытаться детенизировать экономику. А это означает проводить структурные реформы.

Иначе при высоких миграционных процессах и стареющем населении будет сохраняться дефицит Пенсионного фонда», — сказал в комментарии Украина.ру Олег Устенко.

И если сегодняшние пенсионеры уже обречены на получение тех нищенских выплат, которые на Украине считаются пенсиями, то специалисты советуют ныне работающим гражданам позаботиться об альтернативе и накапливать сбережения на старость, насколько это возможно. Но, к сожалению, строить индивидуальные инвестиционные стратегии в стране может незначительный процент людей, которые имеют доход выше среднего. Все остальные сегодня заняты выживанием.

  • Теги
  • нищета,
  • Пенсионная реформа,
  • Гройсман,
  • Украина

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Безусловным положительным моментом реформирования порядка выплат, анонсированного Президентом Владимиром Зеленским и Кабмином, является поэтапное повышение пенсий на протяжении 2020 года, которое затронет всех украинских пенсионеров (однако поднимают сумму выплат начиная с граждан старшего возраста).

Люди хотят знать, чего ждать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии в 2020 году? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменится жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы до 2027 года. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.


Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно и достигнет шестидесяти лет в 2021 году.

В 2020 году уйти на пенсию могут женщины 1960-1961 года рождения, которые достигли возраста 59,5 лет и имеют страховой стаж не менее 27 лет (см. таблицу выше). Выйти на пенсию в 2021 году смогут женщины 1961 года рождения, после достижения возраста 60 лет и при условии наличия стажа более 28 лет.

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)

Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка одного года стажа обойдется в сумму от 21 до 27 тысяч гривен, в зависимости от ряда факторов (нужно считать по формуле). Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Подробнее о покупке стажа для пенсии: как купить и сколько стоит 1 год страхового стажа.

Повышение и перерасчет пенсии

В связи с пандемией коронавируса все пенсионеры Украины, размер пенсионных выплат которых составляет меньше 5000 гривен, получают доплату к пенсиям в сумме 1000 гривен. Прибавка к пенсии «от Зеленского» выплачивается до окончания эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19.

График повышения пенсий на 2020 год:

  • с 1 января 2020 года
  • с 1 июля 2020 года
  • с 1 декабря 2020 года

Повышение пенсий в Украине происходит «задним» числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и теперь составляет 5914 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 599 грн., второй — 557 грн. и 515 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Пенсионный фонд. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине уже началась.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2020 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс, где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)

Кому не повысят пенсию в 2020 году?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий не предусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

12 online консультации по “ Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж ”

Добрий день! В мене 45 років і 8 місяців страхового і загального стажу, на пенсію вийшла в минулому році. До індексації отримувала пенсію 2435 гривень, а при перерахунку підвищили виплати лише на 768 грн. Зараз продовжую працювати, бо на таку пенсію не проживеш. Питання: чому така мала добавка до пенсії? Виходить працюй не працюй, а маєш так як ті, що не працювали зовсім.

Консультация юриста

Розмір надбавки до пенсії, в першу чергу, залежить від стажу і величини зарплати. Для пенсіонерів, чиї пенсії були перераховані, Пенсійний фонд найближчим часом підготує та відправить листа з усіма проведеними розрахунками та роз’ясненнями. Також більш детальна інформація щодо збільшення пенсійних виплат наведена у попередніх коментарях до цієї статті.

В соответствии с условиями новой пенсионной реформы, за переработанные 5 лет положена надбавка к пенсии в размере 25 %. Чтобы получить надбавку нужно подать заявление в Пенсионный фонд с требованием пересчитать сумму пенсионных выплат. При этом сотрудники ПФУ отказываются делать перерасчет пенсии.

Последние важные новости про повышение пенсии: сегодня Кабинет министров Украины принял новое решение о повышении пенсий с 1 июля всем украинским пенсионерам, у которых имеется достаточно большой трудовой стаж, но при этом во время работы была недостаточно высокая заработная плата, из-за чего отчисления в Пенсионный фонд были небольшими.

После выхода на спец. пенсию меня автоматически перевели на социальную, применив коэффициент 1 вместо 1,35. При расчете сверхнормативного стажа считают обязательными 30 лет вместо 20.

В официальном отчете Минфина средняя зарплата по Украине за 2015-2017 годы равна 5331 гривне. Расчет з/п для пенсий производится по формуле: (4207+5002+6785)÷3. В ПФ для расчета при начислении пенсии используют меньшую сумму средней заработной платы — 3764 грн. Кроме того, в Пенсионном фонде коэффициент стажа берут 1,35% или 1% на своё усмотрение (могут взять меньший процент, когда положено больший).

При перерасчёте (осовременивании) пенсии применили коэффициент стажа 1, а не 1,35.

В Пенсионном фонде Украины говорят, что в следующем году будут отменены льготные пенсии («год за два»).

По закону № 2148 от 11 октября 2017 года из Списка 2 вредных и опасных профессий исключена профессия докер-механизатор комплексной бригады. Хотелось бы напомнить депутатам и правительству, что льготный возраст стажа взят не «с потолка». Он был установлен на основании проведения экспертизы условий труда, которая определила уровни неблагоприятного влияния вредных производственных факторов на организм работника по каждой из профессий Списка № 1 и Списка № 2. Получается, что новый закон 2148 от 11.10.2017 без всяких обоснований изменяет требования по возрасту и стажу для назначения льготных пенсий. Этим нарушаются права граждан, которые работали во вредных условиях.

Трудовой стаж 38 лет, продолжаю работать. До 01.10.17 размер пенсии был 1156,48 гривен, после — 1373 грн. Такую пенсию получают те, у кого недостаточно стажа. Я считаю, минимум того, что мне положено — это 1452 грн. + 8 %. Как можно множить, делить и получить меньше минимальной? Письмо счастья от Пенсионного фонда получила. Категорически не согласна, буду подавать в суд.

Получила письмо с Пенсионного фонда где представлена расшифровка моей новой пенсии. Не могу понять почему арифметика математическая не сходиться с арифметикой ПФ. Моя новая пенсия с 01/10/17 — 4188,92 грн. В письме указаны мои данные для расчета: 3764,40 грн., Кз — 3,00514 и Кс — 0,38833. Если их перемножить получается 4393 грн. Вопрос: почему мне недоплатили 204,08 грн.?

Консультация юриста

Исходя из указанных данных, самостоятельный расчет осовремененной пенсии, вы произвели верно. Недополученная часть пенсии может являться ошибкой, внесенной в ведомость на выплату денег. Советую дождаться следующей выдачи пенсии, если деньги снова будут выплачены в меньшем размере — обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд.

Пенсионная реформа в Украине: изменения для женщин и мужчин, шахтеров, инвалидов.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий
  2. Величина оценки страхового стажа снижена
  3. Размер стажа, который дает право на назначение пенсии, увеличивается
  4. Изменится порядок определения заработной платы для расчета пенсий
  5. Индексация пенсии будет проводиться автоматически
  6. Понижение пенсий работающим пенсионерам отменяется с 1 октября 2017 года
  7. Получающих льготные пенсии и пенсии за выслугу лет станет меньше
  8. Уточнены периоды, которые будут входить в страховой стаж
  9. Накопительная система должна заработать с 1 января 2019 года
  10. Банки для пенсионеров в Украине

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий

3 октября 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий». Что изменится в начислении и пересчете пенсий? – узнавал prostopravo.

Во-первых, размер всех пенсий будет приведен в соответствие с прожиточным минимумом. Таким образом, все, кто имеет право на минимальную пенсию, будут получать не менее 1312 грн., с декабря 2017 года – 1373 грн., с декабря 2018 года – 1497 грн.

Во-вторых, отменяется несправедливое положение о пожизненном понижении пенсий для женщин, вышедших на пенсию досрочно, в 55 лет. Теперь, по достижении определенного возраста, они будут получать ту пенсию, которую заслужили за годы работы.

Отменяется и снижение на 15% пенсий работающих пенсионеров. После вступления Закона в силу, работающие пенсионеры будут получать пенсии в полном размере.

Кроме того, все ранее назначенные пенсии пересчитываются с применением средней заработной платы по Украине за 2014, 2015 и 2016 годы. Автоматически ( а не по воле правительства) будет проводиться индексация пенсий, в соответствии с ростом потребительских цен и средней заработной платы по Украине.

Но у тех, кто еще пока не собирается на пенсию, поводов для радости меньше. Во-первых, постепенно будет увеличиваться размер страхового стажа, необходимый для выхода на пенсию. К 2028 году, для того, чтобы претендовать на пенсию по возрасту в 60 лет, нужно будет иметь не менее 35 лет страхового стажа.

Во-вторых, уменьшается коэффициента оценки одного года стажа в солидарной системе- с 1,35% до 1%. Что касается накопительной системы пенсионного страхования, то пока до конца непонятно, когда она заработает.

В-третьих, некоторые категории работающих больше не смогут выходить на пенсию досрочно. Как, например, учителя, медики, социальные работники по выслуге лет.

Величина оценки страхового стажа снижена

На сегодняшний день коэффициент страхового стажа работника, который применяется при определении размера его пенсии, рассчитывается по формуле:

Кс= См*Вс/100%*12, где: Кс - коэффициент страхового стажа; См - сумма месяцев страхового стажа; Вс - определенная в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» величина оценки одного года страхового стажа (в процентах).

Так, согласно ранее действовавшему законодательству, за период участия только в солидарной системе величина оценки одного года страхового стажа равняется 1,35%, а за период участия в солидарной и накопительной (напомним, что накопительная система в Украине все никак не заработает) системах пенсионного страхования - 1,08%.

После вступления в силу «пенсионной реформы» величина оценки одного года страхового стажа в солидарной системе составляет 1%.

Сама же пенсия рассчитывается по такой формуле: П= Зп*Кс, где Зп – заработная плата, определенная в соответствии с законодательством; Кс – уже известный нам коэффициент страхового стажа.

Поскольку размер пенсии напрямую зависит от коэффициента страхового стажа, чтобы не заявляло правительство, уменьшение значения коэффициента с 1, 35% до 1% повлечет и уменьшение размера начисленной пенсии.

Размер стажа, который дает право на назначение пенсии, увеличивается

Теперь украинцам будет недостаточно иметь страховой стаж 15 лет для выхода на пенсию по возрасту в 60 лет.

Только до 31 декабря 2017 года минимальный размер страхового стажа для выхода на пенсию будет составлять 15 лет.

Начиная с 1 января 2018 года для назначения пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет нужно будет иметь такой стаж:

  • с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 - не менее 25 лет;
  • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - не менее 26 лет;
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - не менее 27 лет;
  • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - не менее 28 лет;
  • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - не менее 29 лет;
  • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - не менее 30 лет;
  • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - не менее 31 года;
  • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - не менее 32 лет;
  • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - не менее 33 лет;
  • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - не менее 34 лет;
  • начиная с 1 января 2028 - не менее 35 лет.

В случае отсутствия, начиная с 1 января 2018 года, необходимого страхового стажа, право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 63 лет будут иметь украинцы при наличии страхового стажа:

  • до 31 декабря 2018 - от 15 до 25 лет;
  • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - от 16 до 26 лет;
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - от 17 до 27 лет;
  • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - от 18 до 28 лет;
  • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - от 19 до 29 лет;
  • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - от 20 до 30 лет;
  • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - от 21 до 31 года;
  • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - от 22 до 32 лет;
  • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - от 23 до 33 лет;
  • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - от 24 до 34 лет;
  • начиная с 1 января 2028 - от 25 до 35 лет.

А с 1 января 2019 года, в случае отсутствия необходимого страхового стажа, право на назначение пенсии по возрасту в 65 лет будет у тех, кто имеет следующий стаж:

  • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - от 15 до 16 лет;
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - от 15 до 17 лет;
  • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - от 15 до 18 лет;
  • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - от 15 до 19 лет;
  • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - от 15 до 20 лет;
  • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - от 15 до 21 лет;
  • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - от 15 до 22 лет;
  • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - от 15 до 23 лет;
  • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - от 15 до 24 лет;
  • начиная с 1 января 2028 - от 15 до 25 лет.

Всем же остальным придется выходить на пенсию в том возрасте, в котором «позволит» стаж или же получать социальное пособие.

А вот начиная с 1 января 2028, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия будет назначаться независимо от возраста.

В период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 лицам, достигшим возраста, определенного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", но не имеющим страхового стажа, предусмотренного нормами указанной статьи, при условии наличия у них не менее 15 лет страхового стажа, будет назначена временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату. Указанная временная государственная социальная помощь назначается органами социальной защиты населения и выплачивается до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на назначение пенсии. Временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату, назначается с учетом его имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и выплачивается за счет средств государственного бюджета.

Изменится порядок определения заработной платы для расчета пенсий

Согласно действующему законодательству, заработная плата (второй показатель, от которого зависит размер пенсии, наравне с коэффициентом стажа), рассчитывается по такой формуле:

Зп = Вс х (Ск: К), где Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;

Зс - средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Порядок определения показателей указанной заработной платы утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, государственной политики в сферах экономического развития, статистики;

Ск - сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + . + Кзn)

К - страховой стаж за месяцы, учтенные для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.

Согласно изменениям, в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, заработная плата (доход) для назначения пенсии будет определяться из средней заработной платы (дохода) в Украине за 2016 и 2017 годы, а не за три предыдущих года (2015, 2016 и 2017), но с коэффициентом оценки одного года страхового стажа 1% (а не 1, 35% как сейчас).

Ранее назначенные пенсии с 1 октября 2017 пересчитываются с применением средней заработной платы по Украине, исчисленной как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%.

С 1 октября 2017 по 31 декабря 2017 при назначении пенсии применяется средняя заработная плата, исчисленная как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа 1, 35%.

Индексация пенсии будет проводиться автоматически

Еще одна новелла, которая отразится на благосостоянии пенсионеров в лучшую сторону: автоматическая индексация пенсий. До этого индексация проводилась по решению Кабинета Министров.

После внедрения пенсионной реформы, для обеспечения индексации пенсии ежегодно будет производится перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, и который учитывается для исчисления пенсии.

Показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, который будет применяться для исчисления пенсии, будет ежегодно увеличивается на коэффициент, соответствующий 50 процентам показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50 процентам показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году, в котором проводится увеличение по сравнению с тремя календарными годами, предшествовавших году, который является предыдущим относительно года, в котором проводится увеличения. Однако в полной мере это правило начнет действовать с 2021 года, в 2019-2020 годах решение будет приниматься на год, в соответствии с возможностями государственного бюджета.

В случае отсутствия дефицита средств Пенсионного фонда размер ежегодного увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, который применяется для исчисления пенсии, может быть увеличен до 100 процентов показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине. Такое увеличение уже будет происходить по решению Кабинета Министров.

Также с 1 января 2016 года в случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом, а также в случае увеличения размера минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, повышается размер минимальной пенсии (кроме работающих пенсионеров).

Перерасчет пенсии проводит ся со дня установления нового размера прожиточного минимума или минимальной заработной платы. Пенсионерам, которые работают, после увольнения с работы пенсия будет пересчитывается с учетом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность / минимальной заработной платы, определенных законом на дату увольнения .

Таким образом, все неработающие пенсионеры должны начать получать пенсию не ниже прожиточного минимума.

Понижение пенсий работающим пенсионерам отменяется с 1 октября 2017 года

Напомним, что в 2015 году было введено временное понижение пенсий до 85% работающим пенсионерам, чей размер пенсии превышает 150% прожиточного минимума (кроме инвалидов 1,2 группы, инвалидов войны 3 группы, участников боевых действий). Также временно не выплачивались пенсии пенсионерам - государственным служащим. Временная мера была введена до 31 декабря 2017 года, правительство же посчитало возможным отменить ее уже с 1 октября 2017 года.

Важно также, что уменьшение размера пенсии женщинам, вышедшим на пенсию досрочно, в 55 лет, будет применяться не пожизненно, а до достижения пенсионного возраста, предусмотренного частью первой статьи 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и в течение периода, равного количеству полных и неполных месяцев досрочного выхода на пенсию по достижении женщиной пенсионного возраста. После завершения этого периода размер пенсии пересматривается без применения снижения пенсии со дня, следующего за днем завершения этого периода.

Получающих льготные пенсии и пенсии за выслугу лет станет меньше

Право выхода на пенсию на льготных условиях сохранится за работавшими в особо тяжелых и тяжелых условиях (по Спискам №1 и №2). Причем финансирование таких пенсий будет происходить через профессиональные и корпоративные фонды. Также право на льготную пенсию (т.е. возможность выйти на пенсию раньше) сохранится за трактористами-машинистами, доярками, работницами текстильного производства, занятыми на сельскохозяйственных работах матерями 5 детей, водителями, шахтерами.

Право на пенсию по выслуге лет сохраняется за артистами (при наличии страхового стажа от 25 до 30 лет). А вот другим категориям, которые имеют право на пенсию по выслуге лет согласно действующему законодательству (в том числе: педагогам, медикам, социальным работникам, спортсменам) о возможности досрочного выхода на пенсию придется забыть. Исключение составляют те, у кого на момент вступления изменений в пенсионное законодательство в силу уже будет необходимый для назначения пенсии по выслуге лет стаж. Такие работники смогут выйти на пенсию по выслуге лет по их заявлению.

Уточнены периоды, которые будут входить в страховой стаж

В страховой стаж для определения права на назначение пенсии согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» будут включаться (кроме непосредственно периодов уплаты страховых взносов) такие периоды:

1)ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения:

с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно, при подтверждении справкой о регистрации в качестве субъекта предпринимательскойдеятельности;

с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно, при условии уплаты страхових взносов независимо от уплаченного размера (кроме случав освобождения (отказа) от уплаты единого взноса)

2)прохождение военной службы по 31 декабря 2017 включительно;

3) пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 включительно;

4)пребывание в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплати страхових взносов женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

Накопительная система должна заработать с 1 января 2019 года

Участниками накопительной системы пенсионного страхования будут все те, кто по состоянию на 1 января 2019 будут подлежать общеобязательному государственному пенсионному страхованию.

Застрахованные лица, которым на 1 января 2019 осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста, смогут принять решение не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

Также не будут плательщиками страховых взносов в Накопительный фонд те, кто на 1 января 2019 года, достигнет пенсионного возраста.

Читайте также: