Когда госдума рф примет законопроект о пенсии

26.11.2020


Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов отказался поддерживать инициативу о повышении пенсий гражданам с 75 лет. Как пояснила депутат от «Единой России» Светлана Бессараб, авторы законопроекта не указали достаточные основания для такого повышения, к тому же оно потребует дополнительных расходов, а проект бюджета на предстоящие три года уже принят во втором чтении.

Как пояснил соавтор инициативы, депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг, речь идет о поправках в закон о страховых пенсиях. Сейчас фиксированную надбавку в 100% размера страховой пенсии получают граждане с 80 лет, этот возраст предложено уменьшить до 75. Дополнительные бюджетные затраты по подсчётам «эсеров» составят в 2021 году 181 млрд рублей, в 2022 – 208 млрд, и в 2023 – 256 млрд.

«Если кто-то сейчас в этом зале скажет, что у нас этих денег нет – так у нас в ФНБ 14 трлн рублей лежит, – обратил внимание Гартунг. – А если кто-то скажет, что это на черный день, как [глава Минфина Антон] Силуанов говорит, так месяц назад раздали льгот нефтяникам на 600 млрд рублей. То есть нефтяникам деньги есть, а пенсионерам, которые дожили до 75 лет – нет. Посмотрите, какая ситуация с коронавирусной инфекцией, им работать нельзя, это категория старше 65 лет, даже если у них была работа, работодатель их обязан просто отправить домой. Они теряют источник заработка, даже если у них есть здоровье, но, как правило, после 75 лет, если кто-то дожил, то здоровье не очень. Если вы считаете, что у нас жируют пенсионеры, то так и скажите».

Парламентарий также отметил, что ранее глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров высказывал упреки, что депутаты вносят поправки в закон о бюджете, а не в основные законы. «Теперь мы вносим в основной, а вы опять говорите – нет, бюджет уже принят во втором чтении, – возмущенно заявил Гартунг. – Коллеги, сколько можно!? Я этот пинг-понг уже 20 лет вижу в Думе».

Член комитета, депутат от «Единой России» Светлана Бессараб, в свою очередь, напомнила, как изменялось в этой сфере пенсионное законодательство: ранее на повышение пенсии могли рассчитывать только граждане старше 80 лет, которые являлись инвалидами 1 группы или нуждались в дополнительном уходе, причем оба этих фактора они были обязаны доказать. Теперь фиксированная выплата положена гражданам по достижении 80 лет без всяких справок и заключений комиссий.

«Мы говорим прежде всего о преемственности пенсионного законодательства», – сказала парламентарий, пояснив, что при снижении этого возраста до 75 лет «потребуются затраты бюджета на компенсационные выплаты тем, кто будет ухаживать за этими пенсионерами». «Давайте тогда проводить полный расчет и предоставлять в комитет», – обратилась Бессараб к Гартунгу.

«При чем тут выплаты и компенсации людям, ухаживающим за пенсионерами? Это вообще норма другого закона, – возмущенно ответил «эсер». – Если им не требуется уход, то им не надо повышать пенсии что ли? Или нет денег платить тем, кто ухаживает за ними, значит, не надо и пенсии платить? В нашем законопроекте или 75 лет, или потеря трудоспособности. То есть там есть люди, которые просто по возрасту получают доплату, и ни о каком уходе речи не идет».

«Хотелось бы понять, чем конкретно обеспокоен Валерий Гартунг и авторы законопроектов? – заявила в ответ Бессараб. – Потому что на сегодня законодателями принято исчерпывающее решение: либо наступление инвалидности, и это позволяет получать соответствующие надбавки из бюджета, либо наступление возраста 80 лет, и здесь не нужно никаких справок, граждан сразу получает удвоенную страховую выплату».

В поддержку коллеги по фракции выступил депутат Сергей Вострецов. «А почему 75, почему не 70? Не 73, не 77? Надо решать вопрос в целом, пенсии повышать», – авторитетно заявил он, и отметил, что понимает, почему «эсеры» внесли свой законопроект. «Осталось полгода до выборов, и эмоциональный фон начинает накаляться. Давайте тогда говорить 70 лет. Тоже мне нравится, красивее, чем 75», – предложил он.

После этого первому заместителю председателя комитета Николаю Коломейцеву пришлось призвать коллег к корректности. «Если вам что-то нравится – оформите это законодательной инициативой, получите заключение правительства, и будем обсуждать. Ну чего вы человека – он готовил, старался, а мы начинаем его шпынять «не тот возраст». Некрасиво это», – обратился он к Вострецову.

«Некорректно все время вспоминать выборы, – отреагировал Гартунг. – Во-первых, выборы не через полгода, а почти через год. Во-вторых, кто вам мешает сделать то, что вам нравится?»

«Эсер» предложил одобрить поправки в пенсионное законодательство в первом чтении, и разрабатывать поправки к проекту во втором, однако его возражения не помогли.

Комитет по труду решил вынести законопроект на пленарное заседание Госдумы, однако рекомендовал его отклонить.

Москва, Татьяна Дорофеева

Москва. Другие новости 26.11.20

В России установлен антирекорд по числу заболевших и умерших от коронавируса. / Участие России в первом этапе Кубка мира по биатлону под вопросом: в команде нашли коронавирус. / Мошенники обманывают россиян с помощью кредитов. Читать дальше

Сегодня второе, основное чтение в Думе прошел законопроект об изменениях в пенсионном законодательстве. В документ, подготовленный правительством, включили много поправок, в том числе от регионов, от профсоюзов и делового сообщества. Свои коррективы внес и Владимир Путин, выступив со специальным телеобращением еще в августе. Как раз его предложения были утверждены единогласно.

Решение принято. Второе чтение – основное, все принципиальные поправки обсуждаются именно на этом этапе. Позади несколько месяцев жарких дискуссий и совсем уж раскаленные четыре часа сегодня. Легкий флешмоб от коммунистов – депутаты Рашкин и Парфенов пришли в зал в футболках в знак протеста. Соседи из ЛДПР пожаловались председателю на нарушение дресс-кода, то есть регламента.

Вячеславу Володину пришлось еще и объяснять, что может сказать избиратель, если Дума согласится на предложение наследников той самой партии сделать итоговое голосование тайным. Идею депутаты не поддержали, напомнив коллегам из КПРФ об ответственности перед теми, кто голосовал за них.

«Давайте принимать решения поименно, открыто и каждый должен свою позицию обосновать, если хотите, перед своими избирателями. Это будет более правильно. А тайное голосование позволяет завтра многим безответственным политикам сказать: «Я тайно голосовал. Но голосовал за или против». Это не соответствует ни вашим принципам, ни принципам всех, кто здесь присутствует», – отметил Володин.

Ко второму чтению депутаты подготовили больше трехсот поправок – в общем, было, о чем поспорить. Разногласий не вызвали только изменения в проект закона, предложенные президентом. Это, в первую очередь, снижение возраста выхода на пенсию для женщин с 63 до 60 лет и право многодетных матерей досрочно оформить пенсию: 57 лет, если в семье трое детей, в 56 лет, если четверо, в 50 лет, если пятеро и более.

Кроме того, все пожилые люди смогут получить федеральные и региональные льготы, как и раньше – женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет, статус пенсионера для этого не понадобится. А тех, кто проработал 30 лет в сельском хозяйстве, с нового года ждет надбавка к пенсии в 25%. Гражданам предпенсионного возраста работодатель будет обязан предоставить два дня в год на диспансеризацию, разумеется, с сохранением зарплаты. Плюс уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров, накануне принят отдельный законопроект.

«Президентские поправки были поддержаны представителями всех политических фракций, находящихся в Государственной Думе. 385 голосов за. Ни воздержавшихся, ни против голосов не было. Это говорит о том, что те предложения, которые были направлены президентом на правительственный вариант законопроекта, смягчающие введение, плавное введение повышения пенсионного возраста в нашей стране, поддержано без исключения всеми фракциями», – отметил Сергей Неверов.

То есть, поддержав президентские поправки, все фракции согласилась с необходимостью изменений в пенсионной системе, ведь эти нововведения – часть законопроекта, это же не мухи с котлетами, которые, как известно отдельно. Но логика представителей думской оппозиции, видимо какая-то другая – поправки им нравятся, а весь закон – нет. Трудно подсчитать, сколько раз представители думской оппозиции сегодня предлагали вообще ничего не менять в пенсионной системе. И искали свой ответ на совсем не праздный вопрос – где тогда взять деньги на выплаты?

«Речь идет о реальной деофшоризации нашей экономики. Я приведу только несколько цифр. На сегодняшний день порядка 60 триллионов рублей денег наших российских находятся в офшорах. Вот где деньги, которые должны быть в России, с которых должны платиться налоги и тогда никаких проблем в заполнение Пенсионного фонда не будет», – подчеркнул Сергей Миронов.

«Мы внесли свои законы, свои 12 законов. Они позволяют сформировать бюджет России 25 триллионов, вести весь политический процесс в нормальное подлинно демократическое и справедливое русло», – заявил Геннадий Зюганов.

«Необходимо бороться с серой занятостью. Сегодня огромное количество людей, кто получает зарплату в конверте, либо получает неполную зарплату, соответственно, полноценно взносы страховые не поступают. Необходимо легализовать, наконец, вопрос самозанятых граждан», – сказал Ярослав Нилов.

Представители правительства в который раз объясняли, что изменения в законодательство появились не от хорошей жизни – демографический провал 90-х дает о себе знать, соотношение работающего населения к пенсионерам не позволяет не то, что повышать выплаты, если ничего не делать, скоро вообще будет нечем платить. И даже если распродать все, что оппозиции кажется ненужным, все равно не хватит.

«Вы изучали другой международный опыт. И приведите хотя бы один пример из мирового опыта, где была бы нам возможность рассмотреть какой-то альтернативный подход», – спросил Володин.

«Вячеслав Викторович, все страны шли именно этим путем. И мы являемся, наверное, единственной страной, в которой таких изменений с учетом просто обычного, нормального развития системы здравоохранения, роста продолжительности жизни, как-то делалось иначе. Других таких, других примеров, других альтернативных способов их просто не существует», – ответил Максим Топилин.

Плавное повышение пенсионного возраста, говорят в правительстве, это не попытка залатать дыру в бюджете Пенсионного фонда. Главная задача – повышение пенсий. Это, кстати, прописано в законе. Например, к 2024 году, в среднем, выплаты возрастут до 20 тысяч рублей в месяц.

«Начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом, индексация пенсии будет осуществлять с 1 января сразу, а не с 1 февраля, как это было ранее. Эта индексация позволит в среднем увеличивать размеры пенсии за эти 6 лет по тысяче рублей. Соответственно, годовой доход по каждому году в среднем оценивается 12 тысяч рублей. После 2024 года, согласно президентским поправкам, индексация пенсии будет осуществляться два раза в год, она будет выше инфляции», – подчеркнула Татьяна Голикова.

А в перспективе пенсии должны быть не меньше 40 процентов от зарплаты. Это подразумевает 102 Конвенция Международной организации труда о минимальных социальных нормах, которую Госдума ратифицировала сегодня. Есть к чему стремиться, и сегодняшнее голосование – первый шаг в этом направлении.


Государственная Дума на пленарном заседании в среду, 26 сентября, приняла во втором чтении законопроект Правительства РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». В первом чтении он был одобрен 19 июля.

Смотрите также


Парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионного законодательства. Текстовая трансляция


Вячеслав Володин: решение об изменениях в пенсионной системе откладывать опасно

В течение более чем двух месяцев – до 24 сентября – к законопроекту направлялись отзывы и поправки. 21 августа ГД провела широкие парламентско-общественные слушания по вопросам совершенствования пенсионного законодательства, в которых приняли участие более 600 человек. Была сформирована рабочая группа, куда, кроме депутатов, вошли представители Правительства, делового и предпринимательского сообщества, лидеры профсоюзных организаций, эксперты и представители общественности.

Как рассказал в ходе рассмотрения законопроекта Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов


Нилов
Ярослав Евгеньевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России , в Комитет поступило 324 поправки, из них 9 поправок внесено Президентом РФ, 238 внесли депутаты ГД, 41 — совместно депутаты ГД и члены Совета Федерации, 4 — отдельно члены СФ и 32 поправки внесли регионы — четыре законодательных собрания.

Депутаты единогласно поддержали поправки Президента. «Мы в этом вопросе с вами нашли консенсус, и все поддержали поправки Президента», — заявил по итогам этого голосования Председатель ГД Вячеслав Володин


«Более социальный и справедливый»

Необходимо «максимально смягчить принимаемые решения», заявил в своем обращении к гражданам по вопросам совершенствования пенсионного законодательства Владимир Путин.

«Президентские инициативы делают законопроект менее технократичным и более социально ориентированным и справедливым», — отмечал ранее Председатель ГД Вячеслав Володин.

При этом «целью реформы должна стать реализация задачи по повышению уровня жизни пенсионеров», — добавлял он.

Ярослав Нилов изложил суть внесенных главой государства изменений: было предложено «уточнить вопросы занятости и дать дополнительные гарантии для лиц предпенсионного возраста, определив пятилетний период, который определяет категорию этих лиц. Сохраняются действующие сегодня нормы для коренных, малочисленных народов Севера, сохраняются действующие нормы для родителей и членов семьи погибших военнослужащих, увеличивается не на 8 лет, а на 5 лет возраст выхода [на пенсию] для медицинских работников, педагогических работников, творческих работников также не на 8 лет, а на 5 лет», — рассказал он.

Также парламентарий напомнил, что Президентом было предложено дать право выхода на пенсию на полгода раньше тем, кто должен был выйти в 2019 и 2020 годах. Наконец, Ярослав Нилов напомнил, что вводится переходный период, когда определена индексация пенсии, — «в среднем на тысячу рублей средняя пенсия должна вырасти».

Так, в соответствии с поправками, которые Президент внес 6 сентября, будет снижен предлагаемый правительственным законопроектом возраст выхода на пенсию для женщин. В принятом в первом чтении законопроекте предлагается увеличить возраст выхода на пенсию для женщин до 63 лет, для мужчин – до 65. В своем обращении Владимир Путин назвал такое повышение «неправильным» и предложил уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет – с 63 до 60 лет соответственно, с переходным периодом до 2028 года.

Принятый во втором чтении законопроект также предусматривает досрочный выход на пенсию для многодетных матерей (женщина с тремя детьми сможет выйти на пенсию на три года раньше срока, с четырьмя — на четыре года раньше, с пятью и более — в 50 лет), а для людей, которые в ближайшие два года должны были выйти на пенсию, предусматривается возможность оформить пенсию на полгода раньше.

Еще одна новелла, предложенная Президентом, — увеличить максимальное пособие по безработице для людей предпенсионного возраста с 1 января 2019 года с 4 тысяч 900 рублей до 11 тысяч 280 рублей.

Смотрите также


Обращение Президента к гражданам России


Какие изменения предложил внести в пенсионное законодательство Президент РФ

Президентскими поправками ко второму чтению предусмотрено сокращение стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию (до 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин) и выплата 25%-ной надбавки к пенсиям для неработающих пенсионеров, живущих на селе 30 лет и более.

«Наконец, четко, в отличие от всех предыдущих лет в пенсионном законодательстве устанавливаются нормы, согласно которым теперь законодательно установлен порядок увеличения пенсий», — разъяснила суть президентских поправок заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова.

С 2019 года по 2024 год индексация пенсий будет осуществляться с 1 января, сразу, а не с 1 февраля, как это было ранее: «Эта индексация позволит в среднем увеличивать размеры пенсии за эти шесть лет по 1000 рублей, соответственно, годовой доход по каждому году, в среднем, оценивается в 12 тысяч рублей. После 2024 года индексация пенсий будет осуществляться два раза в год, она будет выше инфляции, и этот механизм также закладывается теми поправками, которые внес Президент РФ», — сказала Татьяна Голикова.

В соответствии с поправками, предложенными депутатами ГД и членами СФ, предлагается выплачивать накопительные пенсии с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин. При этом также предполагается предусмотреть как разовые выплаты для тех, у кого размер накопительной пенсии получится 5% и менее от объема всей пенсии, так и срочные выплаты, и есть возможность прибавлять накопительную пенсию к общей пенсии.

Одна из поправок посвящена вопросу индексации пенсий неработающим пенсионерам, она направлена на то, чтобы люди, которые прекращают работу, получали полную индексацию пенсии за прошедший период.

Еще одно предложение депутатов и членов Совета Федерации касается совершенствования информационного обмена между Пенсионным фондом, органами госвласти и местного самоуправления. «Предлагается дать возможность Пенсионному фонду предоставлять необходимую информацию для органов государственной власти субъектов Федерации, федеральных органов и органов местного самоуправления, а также для работодателей для получения льгот лицами предпенсионного возраста. То есть сообщать, для какой категории когда наступает этот возраст», – пояснил суть изменений Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», один из ее соавторов Андрей Исаев


На пленарном заседании 26 сентября ГД ратифицировала во втором чтении Конвенцию о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция №102). Ей, в частности, предусмотрен минимальный размер пенсии – 40% от прежнего заработка получателя. В случае принятия, федеральный закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Конвенция принята 35-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда в г. Женеве 28 июня 1952 года и вступила в силу 27 апреля 1955 года. К настоящему времени Конвенцию ратифицировали 55 государств.

Смотрите также


Депутаты поддержали во втором чтении ратификацию Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения


Законопроект о предоставлении работникам времени для прохождения диспансеризации принят во втором чтении

Также сегодня был одобрен во втором чтении законопроект, внесенный группой депутатов во главе с Первым заместителем руководителя фракции «Единая Россия» Андреем Исаевым. Он, в частности, предоставляет возможность «работникам, не достигшим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в т. ч. досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работникам, которые уже получают пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, право на освобождение от работы [для прохождения диспансеризации] на два рабочих дня один раз в год с сохранением заработка». Об этом ранее в своем обращении говорил Президент.

25 сентября парламентарии приняли в третьем чтении закон об установлении уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста. Его также внес Президент РФ.

На рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, внесенный 6 сентября в ГД Президентом РФ, в соответствии с которым предлагается сохранить федеральные льготы по имущественным налогам (земельному налогу и налогу на имущество физлиц). Предполагается, что льготы, предоставляемые в настоящее время пенсионерам, будут сохранены для женщин, достигших возраста 55 лет, и для мужчин с 60 лет до завершения переходного периода, связанного с изменениями в пенсионном законодательстве.

Также на рассмотрении ГД находится законопроект группы депутатов и членов Совета Федерации, предлагающий с 1 января 2019 года денежные средства, конфискованные за совершение коррупционных преступлений, направлять в Пенсионный фонд. Он прошел.

Государственная Дума продолжит мониторить реализацию норм по совершенствованию пенсионной системы. Ранее Вячеслав Володин отмечал, что после принятия пенсионного пакета законов, «рабочая группа продолжит заниматься совершенствованием пенсионного законодательства и изучать правоприменительную практику, получая обратную связь от наших граждан, с тем, чтобы принимаемые законы работали эффективно на результат».

Пенсионная система такова, что сколько не отчисляй денег — получишь копейки





Накопительную часть пенсия россиян заморозят как минимум до 2023 года. Законопроект разработало правительство, а Госдума приняла его в первом чтении. Впрочем, в этом мало кто сомневался, поскольку парламент в лице «Единой России» почти единогласно (за исключением КПРФ) голосует «за» заморозку накопительной части пенсии, начиная с 2014 года. Геннадий Зюганов заявил, что всем обещаниям власти — грош цена.

Касаются изменения тех, кто родился позже 1967 года, а также участников программы государственного софинансирования пенсий и женщин, получивших «материнский капитал» и направивших его на будущие пенсии. Впрочем, размер пенсий для них не изменился. Нацелена «заморозка», как объясняют в правительстве, на то, чтобы уменьшить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду. Речь идет о 670 млрд рублей.

Дело в том, что сейчас отчисления, которые осуществляют работающие россияне, идут не на их будущую пенсию, а тратятся на обеспечение перед теми, кто уже вышел на пенсию. То есть нынешних пенсионеров частично обеспечивают работающие граждане.

Граждане ничего не теряют, поскольку ничего и не платят

Основатель и руководитель консалтингового агентства «ОдинГрад» Елена Одинцова считает, что реформа пенсионной системы будет неэффективна без реформы системы социальных взносов.

— Конечно, большинство россиян прочитали новости о том, что Госдума продлила мораторий на накопительную часть пенсии. А вот реально, что это значит, до конца не все, уверена, понимают. Давайте разберемся.

Как известно пенсионная система России состоит из трех частей. Фиксированные выплаты — гарантированная (на данный момент) фиксированная сумма, определяемая государством. Сумма индексируется, как и все выплаты от государства, но размер ее в два раза меньше МРОТ (сейчас это 5286 рублей 25 копеек).

Есть страховая часть: 16% из 22% перечисляемых работодателем из собственных средств полностью оседают у государства и предназначены для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам.

Для перечисляющих платежи конвертируются в коэффициенты. Минимальный — 1,23 и максимальный — 10. Для получения максимального балла зарплата должна составлять 107 тысяч 666 рублей.

Здорово, конечно, но здесь мы сталкиваемся со следующим. У нас в стране вечный бой за «белые» заработные платы, но какой в этом смысл, если для максимального «пенсионного» балла нужна месячная зарплата более 100 тысяч рублей? Как быть тем, кто получает больше? Работодатель платит 16% в Пенсионный фонд с зарплаты больше 107 тысяч 666 рублей, деньги уходят текущим пенсионерам, а работнику с этого ничего.

«СП»: — Давайте тогда объясним читателю, а какие конкретно выплаты государство «заморозило».

— Речь идет о третьей части пенсии — накопительной. 6% из 22% перечисляемых работодателем идут на индивидуальный пенсионный счет в пенсионном фонде. Сколько накопилось, столько и получим при выходе на пенсию. Пенсионный фонд России (или НПФ) данные средства использует для инвестиционных целей: прокручивает средства в своих интересах, а процент платит собственнику средств.

Все бы ничего, но Пенсионный фонд деньги терял, да и понятно, что «серые» зарплаты не позволяют обеспечивать нынешних пенсионеров. Вот государство и пошло на заморозку накопительной части в пользу страховой. То есть на личных счетах ничего не прибавляется. Такая мера была принята в 2014 году и изначально должна была действовать до конца 2022 года. Тогда же Пенсионный фонд России передал контроль за взносами в налоговую службы. Но Госдума приняла законопроект о продлении заморозки до конца 2023 года.

«СП»: — Чего конкретно лишается каждый гражданин, платящий деньги в пенсионный фонд?

— Конфуз в том, то по большому счету граждане ничего не теряют… так как ничего и не платят. Платят работодатели из своего кармана. Отмена страховых взносов с работодателей резко увеличит заработные платы, поскольку не будет нужды платить в «серую».

Впрочем, прогрессивные граждане в целом не особо и рассчитывают на пенсию в будущем, ведь никто не может сказать, сколько раз еще поменяется система. Ясно одно, сегодня требуется реформа не только пенсионной системы, но и целого спектра налогов и взносов с граждан. Скажем, переложить социальные взносы на граждан (по примеру самозанятых, платящих государству 4−6% от дохода), которые затем распределяются на все виды налогов и отчислений.

Обязательства перед пенсионерами государство исполнит потом

Финансовый директор проектов «Газпром-Медиа» Полина Каплина согласна с тем, что продление закона о заморозке накопительной части пенсии в нынешних экономических условиях было вполне ожидаемым.

— На мой взгляд, было бы больше вопросов к государству, если бы накопительная часть была полностью отменена. Большинство россиян, которые могут претендовать на накопительную часть пенсии, ещё не вступили в пенсионный возраст. Поэтому есть основания полагать, что эти обязательства по отношению к ним государство исполнит в последующие годы.

Правда, сейчас еще трудно судить, насколько будет существенным вес накопительной части пенсии в общем размере пенсионных выплат будущих пенсионеров. Внимание общественности больше приковано к факту выполнения обязательств перед гражданами, чем к их материальности. А финансирование текущих пенсионных выплат за счет будущих обязательств, с учётом того, что обязательства не обнуляются, а по сути резервируются — понятный финансовый манёвр в сложившейся экономической ситуации.

При этом комитет по труду в своем заключении указал на правовые пробелы и противоречия


Москва. 17 июля. INTERFAX.RU - Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов во вторник рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект об изменениях в пенсионное законодательство, в том числе, по повышению пенсионного возраста.

Докладчиком от правительства РФ выступил министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Правительственный проект закона, предусматривающий изменения в пенсионной системе России, в том числе, по повышению пенсионного возраста, внесен в Госдуму 16 июня.

Реализация предлагаемых в нем мер позволит создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям, в том числе с учетом увеличения продолжительности жизни, а также - для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ в целом, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В ней также подробно излагаются доводы правительства за повышение планки выхода на пенсию с нынешних 55 и 60 лет для женщин и мужчин до 63 и 65 лет соответственно.

Замечания комитета

Комитет по труду подготовил заключение к законопроекту, где указывает на ряд правовых пробелов, противоречий и коллизионных норм.

В частности, "у комитета возникает вопрос относительно объективности предложенных границ пенсионного возраста", отмечается в заключении.

Комитет в связи с этим считает необходимым провести дополнительные исследования и представить научное обоснование реального возраста утраты трудоспособности большинством работников.

Кроме того, в заключении указывается, что "в материалах к законопроекту отсутствует прогноз его влияния на состояние рынка труда в РФ, хотя вместе с тем, очевидно, что реализация положений законопроекта окажет на него прямое воздействие".

Комитет отмечает, что "без принятия дополнительных мер при реализации предложенных норм велика вероятность снижения уровня жизни граждан предпенсионного возраста, прежде всего из-за возможного уменьшения их доходов".

"Кроме того, необходимо иметь в виду, что с правом на назначение пенсии связан целый ряд дополнительных материальных прав в налоговой, жилищной, социальной сфере, которые в случае повышения возраста выхода на пенсию также будут предоставляться гражданам в более поздние сроки", - говорится в документе.

В целях минимизации негативных последствий реализации законопроекта комитет считает необходимым предпринять ряд мер, в частности, "разработать комплексную программу мер по содействию занятости и защите трудовых прав граждан предпенсионного возраста, а также недопущению роста молодежной безработицы".

В заключение комитета также вошло замечание о сравнительной жесткости предлагаемого правительством варианта повышения пенсионного возраста. "Законопроектом не предусматривается каких-либо смягчающих условий введения нового правового регулирования, например, установления гибких границ пенсионного обеспечения путем предоставления гражданам права на более ранний выход на пенсию с одновременным пропорциональным снижением ее размера", - указывается в документе.

Кто и когда выйдет на пенсию

Авторы пояснительной записки к законопроекту подчеркивают, что пенсионеры в первые годы пенсии обычно продолжают работать, и "граждане от 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность". Согласно документу, работает каждый третий россиянин пенсионного возраста (30%).

Сближение пенсионного возраста мужчин и женщин объясняется, в частности, "необходимостью обеспечения гендерного равенства", "изменением статуса женщины в обществе" и задачей повысить пенсии женщинам.

Согласно вносимым в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" изменениям, предлагается с 1 января 2019 года поэтапно, с шагом в один год, повысить нормативный пенсионный возраст для мужчин с 60 до 65 лет и для женщин с 55 до 63 лет (с переходным периодом на 5 лет и на 8 лет соответственно).

Следовательно, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выйти на страховую пенсию по старости в 2020-м году - в возрасте соответственно 61 года и 56 лет, мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения в 2022-м году - в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет и т.д. Таким образом, в 2019, 2021, 2023, 2025 и 2027 годах назначение органами Пенсионного фонда Российской Федерации страховых пенсий по старости в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста производиться не будет, а в 2029, 2031 и 2033 годах указанный вид пенсии будет назначаться только мужчинам.

Категории работников

Также пенсионный возраст предлагается увеличить с учетом переходного периода для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно.

Во-первых, для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, предусматривается повышение льготного пенсионного возраста с 55 до 60 и с 50 до 58 лет (соответственно мужчины и женщины).

Во-вторых, предлагается отложить срок назначения страховой пенсии по старости педагогическим, медицинским и творческим работникам. Для данных категорий лиц требования к специальному стажу будут сохранены, однако срок назначения пенсии предполагается исчислять с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста, увеличивая его поэтапно по одному году в год на 8 лет как для мужчин, так и для женщин с переходным периодом с 2019 по 2026 годы.

Что касается граждан, которые выработают необходимый стаж на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (список № 1, список № 2 и др.), то для них институт досрочных пенсий сохраняется без каких-либо изменений.

Вместе с тем, сохранение условий назначения пенсии не будет распространяться на лиц, проработавших на указанных работах неполный срок (не менее половины установленного срока). Страховая пенсия указанным гражданам, как и ранее, будет назначаться с уменьшением нормативного пенсионного возраста, однако применяться при этом будет нормативный возраст, действующий с учетом переходных положений на момент приобретения права на досрочную пенсию, т.е. фактический возраст выхода на страховую пенсию указанных лиц увеличится.

Одновременно законопроектом синхронизируется с полугода до года темп повышения пенсионного возраста лицам, в отношении которых требования к возрасту при назначении страховой пенсии по старости уже были увеличены с 1 января 2017 года (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, федеральные гражданские служащие и др.)

Возраст, с которого назначается социальная пенсия по старости лицам, не приобретшим права на назначение страховой пенсии, предлагается поэтапно, с шагом в один год, повысить до 70/68 лет (для мужчин и женщин соответственно). Повышение пенсионного возраста до 60/58 лет также коснется граждан из числа малочисленных народов Севера, которым одновременно с этим больше не будет предоставлено право на получение установленной пенсии в период выполнения работы, т.е. по аналогии с обычной социальной пенсией по старости.

Кого не затронет

Увеличение пенсионного возраста не затронет граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф. Указанным гражданам пенсия как и ранее будет назначаться с уменьшением нормативного пенсионного возраста, зафиксированного по состоянию на 31 декабря 2018 года. Например, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости будет назначаться с уменьшением возраста от 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В то же время, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и уже приобретшим на 1 января 2019 года весь необходимый специальный и общий страховой стаж, но не достигшим на указанную дату возраста 55/50 лет для мужчин и женщин соответственно, возраст выхода на досрочную страховую пенсию будет увеличен.

В 2019 году в России приступили к постепенному повышению пенсионного возраста — для женщин его увеличивают с 55 до 60 лет, а для мужчин с 60 до 65. Однако обсуждение пенсионной реформы, в особенности последствий от ее реализации, продолжается до сих. И довольно часто в экспертных и политических кругах звучат аргументы в пользу отмены реформы и возврата старого пенсионного возраста. Помимо этого, были подготовлены и внесены на рассмотрение несколько законопроектов об отмене пенсионной реформы, а граждане собрали более 100 тыс. подписей под общественной инициативой с просьбой снизить пенсионный возраст до «старых» нормативов.

Особенно активно необходимость отмены реформы стала обсуждаться в 2020 году в период пандемии коронавируса. Несмотря на предусмотренную законом гарантию от необоснованного увольнения, некоторые предпенсионеры остались без работы. Они вынуждены были вставать на учет в Центр занятости населения, оформлять пособие по безработице, искать новую работу или вообще обучаться новой профессии. Хотя «по старым правилам» они могли бы уже быть на пенсии.

Аргументы в пользу отмены реформы

Среди причин для отмены пенсионной реформы можно выделить две основные:

  1. Намечается снижение занятости среди предпенсионеров, что может быть обусловлено массовыми увольнениями, несмотря на предусмотренные законом гарантии, а также нежеланием самих предпенсионеров работать в таком возрасте. По данным Росстата, на 1 января 2019 г. насчитывалось 10,1 млн предпенсионеров, среди них трудоустроенными были лишь 40%.
  2. Данные о продолжительности жизни россиян, на основании которых и принималось решение о проведении реформы, являются завышенными. В Правительстве регулярно отмечают стабильный рост ожидаемой продолжительности жизни. Но увеличение этого показателя происходит в основном за счет снижения младенческой смертности.

Помимо этого, реформа до сих пор вызывает массовое недовольство граждан.

Общественная инициатива об отмене повышения пенсионного возраста

Еще в 2018 году, когда только приступили к обсуждению закона о пенсионной реформе, на портале «Российская общественная инициатива» появилась инициатива № 66Ф42328 «Не допускать повышения пенсионного возраста». Довольно быстро эту инициативу подписали более 100 тыс. человек, после чего ее направили на рассмотрение в экспертную группу Правительства.

12 апреля 2019 г. было подготовлено экспертное заключение по результатам рассмотрения инициативы. В нем сообщается о нецелесообразности отмены пенсионной реформы. Отмечается, что процесс рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста (№ 350-ФЗ) сопровождался широким экспертным и общественным обсуждением. В рамках публичного обсуждения проект существенно доработали и учли обоснованные замечания. В том числе, сохранили пенсионный возраст для различных социальных и профессиональных групп, а также предусмотрели различные гарантии и льготы для предпенсионеров:

  • Увеличили границу, определяющую предпенсионный возраст: ранее таковым считался возраст за 2 года до выхода на пенсию, а теперь за 5 лет.
  • Повысили пособие по безработице для предпенсионеров. Его максимальный размер теперь приравнивается к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения (в 2020 году это 12130 рублей).
  • Распоряжением Правительства РФ № 3025-р от 30.12.2018 г. утвердили программу профессионального обучения и образования для предпенсионеров до 2024 года. Всего по предусмотренной программе планируется обучить не менее 450 тыс. граждан.

С учетом этого, экспертная рабочая группа считает нецелесообразным отменять пенсионную реформу. Однако отметила необходимость в введении дополнительных мер защиты прав предпенсионеров и пенсионеров, поэтому направила материалы общественной инициативы на рассмотрение в Минтруд, Минфин и Минэкономразвития.

Стоит отметить, что никаких дополнительных мер поддержки более не вводилось.


Законопроекты об отмене пенсионной реформы

В 2020 году во время пандемии коронавируса к вопросу отмены пенсионной реформы вернулись снова. Озвучивались мнения, что такое решение помогло бы населению гораздо больше, чем осуществление единовременных выплат и любые другие меры поддержки.

Одной из первых с таким предложением выступила бывший депутат Госдумы, а сейчас депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева. Она подготовила законопроект о временной отмене реформы и возвращении старого пенсионного возраста (55 и 60 лет) на период 2020-2021 г. Но для того, чтобы проект рассмотрели в Госдуме, сначала требуется получить одобрение депутатов Заксобрания Санкт-Петербурга. К слову, пока этот законопроект не рассматривали.

Затем с инициативой полной отмены пенсионной реформы выступил депутат Мосгордумы Евгений Ступин. Предложенный им проект отклонили в ходе рассмотрения на заседании МГД 22 июля 2020 г. Тогда «против» отмены пенсионной реформы проголосовали депутаты от «Единой России», которых в МГД большинство.

Проект 7-1342

Стоит также отметить проект законодательной инициативы № 7-1342 от Ярославской областной Думы, внесенный на рассмотрение 10 августа 2020 г. В нем предлагается отменить действие закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., а также выплатить компенсации в виде невыплаченных пенсий всем, кто попал под действие реформы и не стал пенсионером по нормативам старого пенсионного возраста. Текст проекта представлен далее:


Проект законодательной инициативы 7-1342 об отмене реформы

Пока данный проект не рассматривался, но уже сейчас можно отметить его главный недостаток. Инициатива предполагает полную отмену положений закона № 350-ФЗ. Но в нем не только закреплено повышение пенсионного возраста, но и ряд других важных изменений:

  • порядок индексации пенсий до 2024 г. включительно с темпами, опережающими инфляцию;
  • установление доплаты к пенсии для сельских пенсионеров, имеющих стаж работы в сельском хозяйстве от 30 лет;
  • предоставление права досрочного выхода на пенсию для матерей 3 и 4 детей (до этого льгота была предусмотрена только для матерей с 5 и более детьми);
  • право досрочного выхода на пенсию для граждан с продолжительным стажем работы (у женщин более 37 лет, а мужчин — более 42) и так далее.

Могут ли снизить пенсионный возраст в России — есть ли шанс?

Объективно, сейчас нет никаких причин для отмены пенсионной реформы. Одной из главных задач этой реформы было снижение нагрузки на федеральный бюджет и бюджет ПФР. И с этой задачей удается справиться.

Единственное, что может произойти — это донастройка системы пенсионного обеспечения. Например, введение каких-то новых оснований для досрочного выхода на пенсию, изменение условий назначений пенсий и порядка ее индексации (например, восстановление индексации для работающих пенсионеров). Также могут быть предложены новые меры поддержки предпенсионеров.

Читайте также: