Когда вступил закон о накопительной части пенсии

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О накопительной пенсии Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года (в ред. Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3091; Федерального закона от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 11, ст. 1591; Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4861; Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 41, ст. 6190) Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о накопительной пенсии 1. Законодательство Российской Федерации о накопительной пенсии состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. 2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на накопительную пенсию. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 3. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе 1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии; 2) установление накопительной пенсии - назначение накопительной пенсии и корректировка ее размера; 3) средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования; 4) ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и используемый для определения размера накопительной пенсии (в ред. Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст. 4861). 2. Иные понятия и термины применяются в настоящем Федеральном законе в тех значениях, в которых они используются для регулирования соответствующих отношений в Федеральном законе от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральном законе от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральном законе от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральном законе от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федеральном законе от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", Федеральном законе от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и Федеральном законе "О страховых пенсиях". Статья 4. Лица, имеющие право на накопительную пенсию 1. Право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на накопительную пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 5. Финансовое обеспечение выплаты накопительной пенсии 1. Порядок финансового обеспечения выплаты накопительной пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". 2. Гарантии сохранности средств пенсионных накоплений при назначении и осуществлении выплаты накопительной пенсии определяются Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений". Статья 6. Условия назначения накопительной пенсии 1. Право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента). 2. Застрахованным лицам, указанным в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", накопительная пенсия назначается по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента). 3. Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты. 4. Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом независимо от получения иной пенсии и ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изменение условий назначения накопительной пенсии, норм установления накопительной пенсии и порядка выплаты накопительной пенсии осуществляется путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. (Статья 6 в ред. Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 41, ст. 6190) Статья 7. Размер накопительной пенсии 1. Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". 2. Размер накопительной пенсии определяется по формуле: НП = ПН / Т, где НП - размер накопительной пенсии; ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе средств пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной пенсии этому застрахованному лицу; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. 3. При назначении накопительной пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня приобретения права на назначение указанной пенсии. При этом ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев. 4. При корректировке размера накопительной пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год (12 месяцев), истекший со дня назначения накопительной пенсии. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, не может составлять с 2015 года менее 168 месяцев. 5. Средства пенсионных накоплений, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица и учтенные при назначении накопительной пенсии, не учитываются при корректировке размера указанной пенсии по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. 6. В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Такое заявление может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается страховщику с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". При отсутствии указанного заявления средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в части 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок. Порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчета сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливаются Правительством Российской Федерации. 7. В случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: 1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); 2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. 8. Выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица, только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у

Краткое содержание:

В 2021 года выплата накопительной части пенсии россиянам может проводиться по новому стандарту. Такое предложением выдвинули инициаторы, выступающие за увеличение пороговой суммы на личном счету пенсионера. Именно от этой величины зависит размер ежемесячных добавок к основной пенсии.

Нормативы накопительной части пенсии россиян

По существующим нормативам накопительную пенсию могут получать только те граждане, которые рассчитывают на ее объем не менее 5% от страхового начисления. На территории России все еще работает система для накопительных пенсий общего типа, хотя в действительности пользуются ее очень небольшое количество граждан по сравнению с общим процентом пожилых людей в стране. Причина кроется в том, что львиная доля накоплений по этой части формировалась в 2021 году.


После того как официальную силу обрел мораторий, обязательные отчисления для перевода на индивидуальный счет перестали работать. По действующему законодательству гражданин может рассчитывать на один из трех следующих сценариев:

  • бессрочный;
  • срочный;
  • разовый.

В народе бессрочную выплату называют пожизненной, так как деньги в таком формате выплачиваются определенный промежуток времени. Все накопления делят по месяцам, причем каждый год значение меняется. Пока оно составляет 258 месяцев. Оформление этого вида пособия полагается только в ситуациях, когда ежемесячная выплата оказывается больше 5% от пенсии страхового типа.

Причины для обновления пенсионных выплат в 2021 году

В случае срочных выплат упор делается на возможность разделить деньги на меньшее количество месяцев, но и тут есть своя загвоздка. Для выбора срока нельзя опираться на интервал меньше, чем 120 месяцев. При таком раскладе деньги будут передаваться только в указанный гражданином временной период.


Одним из самых часто встречающихся вариантов считается разовая выплата. Она проводится только того, когда размер накоплений так и не дотягивает до уровня хотя бы в 5% от страховой пенсии. В этом случае гражданин получает сразу одним махом все деньги. Именно этот сценарий вызывает у специалистов больше всего вопросов. Сложность в том, что пенсионный прожиточный минимум приравнивается к сумме около 9 тыс. рублей.

Накопительная пенсия бессрочная пенсия стартует от 450 рублей. Если учитывать, что усредненная пенсия составляет в стране около 15 тыс. рублей, то и доплата составит 750 рублей на регулярной основе. Из этого следует, что рассчитывать на достойное финансовое обеспечение не получится. Законодатели на регулярном основании стараются выдвигать предложения, чтобы улучшить ситуацию.

Как предлагается делать накопительные выплаты

Идеи поступают разные, но самой свежей признана инициатива Министерства труда. Здесь выступают за то, чтобы разрешить гражданам получать деньги за один раз, если добавка окажется менее 20% от МРОТ. При таком подходе ежемесячно гражданин сможет рассчитывать на 2,4 тыс. рублей. Это уже более солидная сумма, которая сможет финансово поддержать пожилого человека.

Ратуют в Министерстве труда и за то, чтобы минимальный капитал подняли с отметки в 200 тыс. до 625 тыс. рублей, но тут есть загвоздка.

Из-за того, что накопительная часть пенсии перестала действовать уже давно, переход к предложенной схеме предусматривает уменьшение денежного объема, который попадает под управление НПФ. Это негативно скажется на работе негосударственных фондов, которым придется брать за основу работы вложения краткосрочного и ликвидного действия. Указанные действия снижают инвестиционный доход.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!


Число пенсионеров возрастает с каждым годом и по прогнозируемым данным государству будет трудно обеспечить пенсионеров достойными выплатами в будущем. Поэтому пенсионное законодательство реформируется, изыскивая новые способы формирования пенсионной базы. Относительно недавно появилась накопительная часть, о которой и пойдет речь.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Это капитал, который получается из взносов работодателя и добровольных отчислений из личных средств самого гражданина. По достижении пенсионного возраста эта сумма с учетом прибыли от инвестирования будет поделена на число месяцев так называемого периода «дожития». Он равен 20 годам в связи с последними изменениями от 2017 года.

Эту базу можно формировать посредством государственного пенсионного фонда либо частных организаций (стоит ли переводить средства из государственного фонда в негосударственный?). Если выбран ПФР, то гражданину предложат выбрать управляющую компанию, из тех, что заключили с ПФР договор. Именно эта компания будет заниматься хранением и инвестициями средств.

Раз в году есть возможность изменить УК. Те деньги, которые уже были внесены, там и останутся до положенного срока, в новой управляющей компании накопления начинают формироваться с нуля. Поменять ПФР на НПФ, и наоборот можно раз в 5 лет (как перевести пенсию в ПФР и из него?).

Отличие этих средств в том, что они от начала и до конца расцениваются, как личные средства гражданина. Если страховой пенсионный взнос идет в качестве налога государству, которое в будущем начислит пенсию от себя в виде фиксированной части и страховой, то накопительная – считается как долгосрочный банковский вклад.

В такой ситуации гражданин может реально повлиять на размер своей пенсии, ведь теперь она зависит не только от стажа и баллов, а от размера накоплений.

Только накопительная часть может быть получена в наследство, но только если умерший гражданин ни разу не получил пенсии (о том, что происходит с накопительной пенсией после смерти, написано здесь).

Законодательные особенности пенсионной реформы

Добровольно откладывать на старость начали еще в 90 г.г., но официально признанной системой накопительная пенсия стала в начале 3-го тысячелетия. С момента своего появления накопительная пенсия претерпела множество изменений. Было принято множество законодательных положений и проведена не одна реформа:

  1. В декабре 2001 г. были приняты 3 законодательных положения, которые регулировали все пенсионные вопросы в новом формате, и легли в основу пенсионной реформы:
    • ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ»;
    • ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
    • ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании».
  2. В июле 2002 г. был подписан закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии».
  3. В 2005 г. указом правительства была отменена накопительная часть пенсии для граждан, которые родились до 1967 г. Когда начался кризис эта мера была направлена на то, чтобы не обанкротился пенсионный фонд.
  4. В 2008 г. увеличилась ставка накопительной части. Если раньше это было от 2 до 4 % от заработной платы, то теперь она стала составлять 6 %. А страховая соответственно убавилась до 10 %. В любом случае страховая, или страховая и накопительная вместе будут составлять 16 %.
  5. С 2009 г. Федеральным законом № 56-ФЗ от 30.04.2008г. была введена программа софинансирования пенсии, которая призвана увеличить накопительную базу. По этой программе в течение 10 лет, все добровольные дополнительные взносы сверх того, что необходимо по закону удваиваются государством.

За год сумма взносов должна превысить 12000 рублей. Прибавка государства тоже имеет свои пределы в 12 тысяч рублей. Если за год гражданин положил на свой пенсионный счет более 12 тысяч рублей, то от государства он получит только эту сумму.

Время образования

Первое законодательное утверждение накопительной части пенсии появилось в положении 2002 года. Было принято перейти с распределительной системы на накопительно-распределительную. Предполагалось, что за счет инвестирования подобного капитала появится возможность существенно его увеличить.

По словам президента, подобный способ формирования пенсии может вызвать больше энтузиазма у самих граждан. Ведь теперь можно самостоятельно повлиять на размер своей будущей пенсии.

Как долго будет действовать?

Пока нет какой-то конкретной информации о том, сколько продлится существование подобного формирования пенсии. Однако в 2019 г. планируется пересмотрение этого вопроса для окончательного утверждения способа использования накопительных взносов.

Министерство финансов совместно с Центральным банком предлагают перевести подобные отчисления в разряд добровольных сверх установленных ставок. Это будет индивидуальный пенсионный капитал, в который работодатели будут отчислять до 6 %.

Обсуждались и другие положительные моменты:

  • Возможность изъять до 20 % от накопленной суммы в личных целях.
  • В непредвиденных сложных ситуациях возможность забрать всю сумму ИПК.
  • Компенсация повышенного процента пенсионных отчислений за счет налогового вычета.

Будет ли принята такая система, покажет время, пока сказать что-то определенно нельзя.

Какого возраста граждане попадают под эту программу?

В связи с постоянными переменами в законодательстве накопительную пенсию можно будет получить гражданам следующего года рождения:

  • Женщины с 1957 по 1966 г.р., в накопительную часть пенсии которых производились отчисления в период 2002-2004 г.г.
  • Мужчины с 1953 по 1966 г.р. с аналогичным периодом отчислений.
  • Граждане от 1967 г.р. и младше, которые выбрали подобную систему формирования. Гражданам другого возраста накопительную часть не выплачивают.

Заключение

Длительная заморозка накопительной системы формирования пенсии говорит о том, что система еще не совершенна и требует доработки. Выбирая сейчас ту или иную позицию, гражданин определенного года рождения ни чем не рискует, так как в период заморозки указанный процент начисляется в страховую часть.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Программа массового формирования накопительных пенсий за счёт части от взносов работодателей действовала в РФ до 2014 года. Сейчас эта система работает только за счёт добровольных перечислений. Но граждане до сих пор не понимают, как правильно оформить документы и заявления, чтобы с ними рассчитались по накоплениям. И как можно решить вопрос с минимальными затратами.

Основные понятия ФЗ 168 о накопительной части пенсии

Бесплатно по России

Отчисление на свои лицевые счета для формирования пенсионного обеспечения в будущем – право, которым наделён каждый гражданин.

Источники формирования таких поступлений:

  1. Работодатели.
  2. Личные взносы.
  3. Государственное финансирование.

Доступно сразу несколько вариантов:

  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Государственные.
  • Управляющая компания.

Право менять страхователя даётся максимум 1 раз каждые пять лет. От индивидуальных особенностей ведения счёта и сотрудничества зависит то, как будут происходить отчисления. В отделении ПФР и в Личном Кабинете Госуслуг можно получать любую необходимую информацию.

Оформление выплат предполагает подачу соответствующего заявления, которое подкреплено другими доказательствами в письменной форме. Дополнительные требования предъявляются к тем, кто обращается за такими выплатами раньше назначенного срока.

Кто имеет право на накопительную пенсию согласно статье 4

В ст.4 говорит, что граждане РФ и иностранцы получают право на выплаты, если соответствуют следующим условиям:

  1. Наличие пенсионной страховки. Или участие в системе, которая обозначалась как ОПС ПФР.
  2. Наличие пенсионных сбережений. Они массово формировались гражданами 1967 года рождения и более старшими. Ещё один период учёта – 2002-2005 года. Есть те, кто формировал свои накопления на добровольной основе помимо этого времени, при участии в специальных программах.
  3. При достижении пенсионного возраста, установленного общими правилами.
  4. Соответствие другим требованиям, которые установлены действующим законодательством.

За счёт сбережений пенсионера всегда дают возможность получать следующие виды выплат:

  • Бессрочные накопительные пенсии. Обычно это приоритетная форма использования действующих сбережений.
  • Единоразовые выплаты.
  • Срочные накопительные выплаты. Их продолжительность определяет пенсионер. Но редко устанавливают время больше десяти лет.

Обеспечение выплат накопительной пенсии

Разделение пенсионных накоплений на две части произошло ещё около двадцати лет назад. Раньше основным источником становились отчисления с зарплат. После 2002 года стали использовать личные накопительные счета, принадлежавшие гражданам. На страховую часть пенсии у работодателя с каждой выплаты идёт по 16%. 6% нужно для формирования накопительной части.

Условия назначения накопительной пенсии

Застрахованные лица могут получить накопления при выполнении целого ряда условий:

  1. Появление прав на выход на пенсию, в том числе – досрочный.
  2. Наличие отчислений на индивидуальном лицевом счету.
  3. По сравнению со страховой пенсией накопительная составила 5% и более от общей суммы.

Если размер меньше 5% — значит, средства можно получить в виде единовременных перечислений, одной суммой.

Назначения по другим видам обеспечения не влияют на накопительную часть. Если какие-либо изменения появляются – они основаны на корректировках Федерального закона, никак иначе.

Как федеральный закон определяет размер накопительной пенсии

Размер выплат определяют по состоянию на день, когда гражданин обратился за получением денег. Учитывают всю сумму, которая образовалась на накопительном счёте. Специальная часть индивидуального лицевого счёта тоже внимательно изучается при наличии.

В состав пенсионных накоплений также включают:

  • Результаты инвестирования.
  • Материнский капитал, часть которого расходовалась в этом направлении.
  • Взносы на софинансирование.
  • Взносы со стороны работодателя в пользу застрахованного лица.
  • Дополнительные страховые взносы.

Для определения размеров используют такую формулу:

НП обозначает саму накопительную пенсию.

ПН – пенсионные накопления, рассчитанные из всех показателей, которые упомянуты ранее. Т – количество месяцев, на протяжении которых будут получены деньги. Ожидаемый период могут сократить на полный год, если клиент обратился за деньгами позднее.

Как происходит корректировка согласно ФЗ

Корректировку выплат производят каждый год 1 августа, но обычно при наличии таких условий:

  1. Если есть накопления, которые не учтены ранее.
  2. Страховые взносы увеличились благодаря инвестиционной деятельности.
  3. Поступили новые страховые взносы, включая дополнительные.

Порядок установки и выплаты накопительной пенсии

Гражданин не должен столкнуться с какими-либо проблемами при назначении выплат. Достаточно обратиться вместе с заявлением и другими документами к компании, в которой он в настоящее время обслуживается. Можно воспользоваться помощью сотрудников ПФРФ или МФЦ, чтобы узнать о том, где именно находятся средства к моменту обращения за выплатами.

Заявки разрешается передавать по почте или через другого гражданина, который стал законным представителем интересов. Например – когда передвижения затруднительны из-за текущего состояния здоровья.

Оформление накопительной части пенсии предполагает наличие таких документов:

  • СНИЛС.
  • Заявление согласно существующему образцу.
  • Гражданское удостоверение того, кто вышел на пенсию.

При одновременном оформлении страховых и накопительных частей нужны дополнительно:

  1. Трудовая книжка и другие документы для подтверждения стажа.
  2. Заявление на получение выплат по старости.

Сроки назначения

Они зависят от того, какие именно выплаты выбраны в том или ином случае. Есть, к примеру, единовременный вариант – когда перечисляют всё сразу. При других решениях обычно деньги приходят каждый месяц. Их получают до тех пор, пока вся имеющаяся сумма не будет исчерпана.

Может ли быть приостановлена и потом возобновлена согласно закону

Перечисление ежемесячных страховых сумм может быть приостановлено, если присутствуют такие обстоятельства:

  • Пенсионер выехал за границу для постоянного проживания.
  • При завершении сроков обучения, отсутствии справок в случае с потерей кормильца.
  • Иностранец просрочил время, когда надо было обратиться за продлением основного документа.
  • На почте или со счёта в банке перестали получать начисления.

Если реакция со стороны гражданина отсутствует – контролирующие органы вправе отказаться совсем от выплат каких-либо компенсаций.

Возобновить перечисления тоже можно. Например – когда подают соответствующее заявление, а также передают документы, которые доказывают позицию составителя. После этого гражданину должны выплатить все суммы, которые раньше им не были получены.

В каких случаях прекращается выплата

Причины всегда остаются одинаковыми, их большая часть уже описана выше. Чаще всего проблемы связаны с тем, что сам гражданин пропустил сроки для каких-либо обращений. Трудоустройство и его отсутствие не должны влиять на решение вопроса.

Как закон регулирует выплату накоп. Пенсии тем, кто уезжает из РФ

При выезде за границу человека не лишают самого права на получение пенсии. Но велика вероятность появления разных проблем технического характера. Лучше заранее узнать о правилах, по которым в таких случаях идут накопления.

Пенсию выплачивают и тем, кто переехал для постоянного места жительства.

Но и тут не обходится без ряда условий:

  1. Ежегодное подтверждение, что гражданин остаётся в живых.
  2. Извещение Пенсионного Фонда о новом месте жительства.
  3. Отсутствие индексации.
  4. Отказ от региональных надбавок.
  5. Представление справок о наличии официальной работы, либо её отсутствии.
  6. Справки о постоянном месте проживания за территорией России.
  7. Подача заявлений о выезде.

Чаще всего при нахождении за границей деньги сразу переводят на банковские счета.

Другие значимые моменты закона

Пенсионные накопления выплачивают правопреемникам, если смерть гражданина наступает до назначения общей суммы или до корректировки. Исключение из правил делают только в случае с материнским капиталом и результатами от его инвестирования.

Возраст и состояние трудоспособности не влияют на право граждан получать компенсацию. Это касается детей и самых близких родственников в очереди.

При отсутствии родственников деньги вообще никому не выплачивают. Их учитывают в составе резерва по отношению к текущему пенсионному страхованию.

Гражданин сам имеет право в любой момент обратиться с заявлением, где указывает лиц, которым можно перечислить пенсию в случае смерти. При отсутствии заявления средства распределяют в равных долях между родственниками, относящимися к одной очереди. Допускается использование электронных порталов для подачи заявлений относительно определение круга ответственных лиц.

Обязательно надо указать, в каких долях распределяются деньги. Если правопреемник пропустил сроки обращения за выплатой, но на то была серьёзная причина – он тоже может составить заявление, чтобы это время было восстановлено.

До конца 2015 года граждан обязали сделать выбор в пользу накопительной части пенсии, если желание принимать участие в этой системе было. Установили отдельный период, до окончания которого работающие граждане должны были обратиться с соответствующими заявлениями. Если заявление отсутствовало, то автоматически формировали только страховую часть.

При этом за гражданином в любом случае сохраняют право написать отказ от участия в формировании своих накоплений. После этого все деньги направляют только на страховую часть. Но даже после указанного шага пополнять накопительный счёт можно, просто самостоятельно. Все собранные средства выбранная компания инвестирует в тех или иных направлениях. Выплаты происходят по общему порядку.

Находясь за границей, гражданин может получать сразу несколько разновидностей выплат:

  • Дополнительное ежемесячное обеспечение для ветеранов ВОВ.
  • Доплаты за трудовые заслуги.
  • Государственные пенсии, за исключением социальной.
  • Страховые пенсии.

Такие выплаты без проблем можно оформить, даже не возвращаясь в Россию. Достаточно отправить контролирующему органу заявление и другие документы в доказательство своей позиции. Не стоит рассчитывать на одобрение с первого раза.

Заключение

В зависимости от вида выплаты, гражданин должен написать то или иное заявление, когда за ней обращается. Лучше заранее уточнить необходимую информацию при обращении в органы социальной защиты или сам ПФР. Там предоставят образец заявлений и требования к другим документам, которые собираются как доказательства.

Любая заявка рассматривается максимум на протяжении 10 рабочих дней, процесс редко затягивается. Но нельзя подавать документы раньше, чем возникает право на выплаты. На протяжении следующих двух месяцев переведут единовременное пособие, другие деньги назначат с 1 месяца после обращения.

Читайте также: