Комментарии к изменениям фз об обязательном пенсионном страховании

ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ – это основной документ в сфере страхования людей, достигших пенсионного возраста. Он устанавливает порядок выплаты страховых денежных средств и пенсии. Согласно ему, урегулируются взаимоотношения между участниками ОПС . В нем содержатся правовые основы уплаты страховых взносов и другие важные моменты, о которых нужно знать пенсионерам.

Общие положения

Данный закон издан 15 декабря 2001 года. За время существования в него вносились изменения, последнее датировано 11 декабря 2018 года.

Закон начинается с общих положений. Это вступительная часть, в которой даются определения основным понятиям, рассказывается о том, что регулирует документ, какие его правовые основы.

Данным законом предусмотрено:

  • регулирование ОПС и правоотношений между субъектами;
  • права и обязанности сторон, их ответственность.

Законодательство ОПС учитывает положения, изложенные в Конституции РФ и других законах, касающихся пенсионного страхования. Изменения в этих документах могут касаться и ФЗ, поэтому за правками нужно следить.

Участники ОПС

В ней перечислены участники страхования, рассказывается о страховом случае, рисках, взносах, обязательном страховом обеспечении (ОСО), а также о процедуре снятия с учета работодателей, нотариусов и других страхователей.

Согласно закону, субъектами ОПС можно считать троих:

  • страховщика – это орган, который и выплачивает пенсии, им является ПФ РФ;
  • страхователя – это работодатели (физические лица, ИП, организации), адвокаты, нотариусы;
  • застрахованного – это человек, который непосредственно страхуется (это не только гражданин РФ, но и иностранец).

Застрахованный нуждается в ОПС при наступлении страхового случая (СС). Согласно закону с изменениями – это выход на пенсию по достижению пенсионного возраста, инвалидность или утрата единственного кормильца. В этих случаях назначается страховая пенсия (СП).

К ОСО также принадлежат:

  • дополнительные выплаты к СП фиксированного размера;
  • одноразовая или срочная пенсионная выплата;
  • выдача накопленных пенсионных средств умершего;
  • пособие на похороны, при утрате нетрудоспособности или во время родов.

Все деньги выделяются ПФ. Они поступают на счет застрахованного.

ФЗ также дает расшифровку понятию «страховой риск». Это утрата заработка или постоянного дохода при наступлении СС. ПО факту, речь идет о достижении пенсионного возраста или же инвалидности, тогда человек нуждается в страховом обеспечении.

Права и обязанности

Рассмотрим права и обязанности каждого субъекта. Согласно ФЗ, страховщик обязан:

  • контролировать достоверность информации от остальных участников;
  • подсчитывать тариф страховых взносов;
  • насчитывать и выплачивать все виды пенсий, предусмотренных законом;
  • пересчитывать сумму ОПС при подаче льготных документов;
  • составлять бюджет ПФ;
  • проводить информационную поддержку;
  • контролировать использование бюджетных средств, вести их учет и подавать отчетность;
  • ставить и снимать с учета страхователей и др.

Страховщики могут проверять поданную страхователями информацию, требовать от руководителей устранение выявленных нарушений, обмениваться информацией с государственными органами, распоряжаться денежными средствами, имеют доступ к данным о налогоплательщиках и другое.

У страхователей прав меньше. Это бесплатная информационная поддержка в сфере ОПС, защита своих прав в суде и уплата взносов на счет застрахованных лиц.

Не менее важны и обязанности. От их выполнения зависит благосостояние застрахованных лиц. Список:

  • не ущемлять права застрахованных;
  • уплачивать страховые взносы в ПФ;
  • своевременно предоставлять отчеты, а также документы для перерасчета и выплаты ОСО;
  • реагировать на нарушения, выявленные территориальными органами.

Согласно ФЗ об ОПС, застрахованные должны предоставлять достоверную информацию для назначения ОСО, своевременно сообщать обо всех изменениях, а также соблюдать все условия.

  • участвовать в усовершенствовании ОПС;
  • узнавать размер денежных средств, начисленных работодателем, знать о исчислениях и удержаниях;
  • без задержек получать ОСО;
  • уплачивать платежи за счет собственных средств и другое.

Более полная информация изложена в ФЗ об обязательном пенсионном страховании. Из него можно узнать, как не нарушать законодательство РФ и действовать в рамках закона.

Финансовая система

Это четвертая глава, в которой идется речь о том, откуда берутся деньги, как формируется бюджет, куда расходуются средства. Рассказываете о резерве, процедуре формирования накопительной пенсии и других нюансах, касающихся финансирования.

В законе говорится, что бюджет составляется страховщиком. Деньги являются собственностью ПФ и не могут использоваться в других целях. Нецелевое использование чревато уголовной ответственностью.

Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации предусматривает средства, из которых формируется бюджет. Это обязательные платежи, добровольные взносы, деньги, накопленные пенсионерами и другие средства. Более подробно можно узнать из электронной версии документа.

Бывает такое, что расходы на ОПС превышают поступления. Тогда они компенсируются за счет бюджетных ассигнований. Для финансовой устойчивости обязательно создается резерв бюджета.

Использование бюджетных средств находится под контролем контролирующих органов.

Особенности уплаты платежей на ОПС

Эта глава будет одной из самых интересных к рассмотрению, поскольку фактически застрахованный может понять, какая у него будет пенсия.

В этом разделе федерального закона об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации приведен размер тарифа, указана информация, как он рассчитывается и от чего зависит. Согласно ФЗ, ставка исчисляется в зависимости от года рождения. Для лиц, родившихся до 1966 года, тариф составляет 22%, для застрахованных более молодого возраста – 16%.

Примечание! Для иностранцев, временно проживающих на территории РФ, тариф рассчитывается независимо от года рождения. Для иностранных граждан, которые постоянно живут в России, возраст имеет значение.

Что касается суммы, которую сплачивают страхователи, то она рассчитываются в соответствии с законодательной базой РФ.

Все изменения в федеральном законе 167 "об обязательном пенсионном страховании" выкладываются на сайте Госдумы России и ПФ. Любой желающий может ознакомиться с основными его положениями, чтобы быть в курсе всех событий, знать свои права и обязанности, своевременно обращаться в контролирующие органы, если их ущемляют.

  • Биография А.В.Брызгалина
  • Блогерская деятельность
  • Радио-выступления
  • Что такое Налоговый клуб
  • Как стать членом Налогового клуба
  • On-line доступ
  • Сотрудничество с "Гарант"
  • Сотрудничество с "КонсультантПлюс"
  • Представительство в судах
  • Судебная практика ГК "Налоги и финансовое право"
  • Клуб арбитражников
  • Видео-консультации
  • Статьи и консультации
  • Полезные ссылки
  • Об учебном центре
  • Курсы повышения квалификации
  • Расписание мероприятий
  • Программы мероприятий
  • Темы выездных семинаров
  • Перечень авторских лекций (выступлений) А.В. Брызгалина
  • Наши специалисты
  • Налоги, люди, время
  • Налоговая галерея

КОММЕНТАРИЙ к Федеральному закону от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ: общие положения и анализ (ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ)

1 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ». Этот чрезвычайный закон будет иметь решающее значение в течение ближайших месяцев, так как в нем установлены базовые правила регулирования налоговых правоотношений на период кризиса, вызванного эпидемией коронавируса. Публикуем анализ и наши комментарии по поводу этого закона

Федеральный закон № 102-ФЗ дополнил п.1 ст.4 НК РФ пунктами 3-5, согласно которым Правительству РФ переданы полномочия (пока только в текущем 2020 году) принимать нормативные правовые акты (НПА) по изменению существенных элементов налогообложения (в т.ч. закрепленных в ст.17 НК РФ).

  • НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1): Правительство вправе изменять сроки проведения мероприятий налогового контроля, как то приостанавливать, отменять, переносить на более поздний срок мероприятия налогового контроля, в т.ч. проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с взаимозависимыми лицами, а также приостанавливать сроки назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.
  • УПЛАТА НАЛОГОВ (2): Правительство РФ вправе продлевать сроки уплаты налогов (авансовых платежей), в т.ч. установленных для специальных налоговых режимов, по страховых взносам, по сборам.
  • СРОКИ УПЛАТЫ АВАНСОВЫХ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ (3): Правительство РФ вправе продлевать установленные региональными и муниципальными актами о налогах сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.
  • НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (4): Правительство РФ вправе продлевать сроки предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и/или иных документов и сведений.
  • ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ (5): Правительство РФ вправе продлевать сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
  • ОТСРОЧКА (РАССРОЧКА) УПЛАТЫ НАЛОГОВ (6): Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления.
  • СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (7): Правительство вправе вводить новые основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (8): Правительство вправе устанавливать основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).
  • СРОКИ УПЛАТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ И НАЛОГОВ ПО СНР (9): Правительство вправе в 2020 году продлевать сроки уплаты налогов по СНР, а также продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов (и торгового сбора) (представляется, что данное положение обосновано, т.к. у каждого субъекта РФ могут действовать свои правила по срокам уплаты налогов).

Федеральным законом № 102-ФЗ в п.6, а так же в п.7 ст.6.1 НК РФ сделаны дополнения о том, что для целей исчисления сроков по НК РФ «нерабочие дни», объявленные Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206, будут приравнены к выходным и праздничным дням.

В своем обращении от 24 марта 2020 г. Президент РФ озвучил тезис о том, что если общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги больше 1 млн. руб., то с процентного дохода нужно будет платить НДФЛ по ставке 13%.

  • по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов РФ;
  • по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.

Федеральным законом № 102-ФЗ ст. 346.25 НК РФ была дополнена п. 2.2, в соответствии с которым налогоплательщики, которые после ЕНВД перейдут на УСН с объектом «доходы минус расходы», смогут в составе расходов учесть затраты на приобретение товаров, приобретенных в период применения ЕНВД, а проданных в период применения УСН, а также затраты на их реализацию в упомянутом периоде.

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 августа 2011 года

Данное издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Текст настоящего Федерального закона приведен со всеми последними изменениями и дополнениями.
Настоящий Комментарий подробнейшим образом раскрывает и поясняет положения каждого пункта статей данного Закона.
Комментарий предназначен для работников юридической сферы деятельности: юрисконсультов организаций, адвокатов, работников судебной системы. Он также будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.
При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 1 августа 2011 года.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

Индивидуальный персонифицированный учет составляет одну из основ пенсионного страхования граждан. Обязательное пенсионное страхование в РФ представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 13 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ, именно на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета страховщик назначает (пересчитывает) и своевременно выплачивает обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии). Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Страхователями в правоотношениях обязательного пенсионного страхования будут являться работодатели, которые должны совершать обязательные платежи за своих работников в Пенсионный фонд РФ, также ими будут выступать индивидуальные предприниматели, адвокаты и частные нотариусы - когда они совершают такие платежи за себя. Страховщиком в правоотношениях обязательного пенсионного страхования будет выступать Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования представляет собой совокупность правоотношений по организации учета страховых и других обязательных платежей, совершаемых страхователями в отношении своих работников. Данные правоотношения можно рассматривать как механизм, позволяющий фиксировать информацию о совершаемых обязательных платежах в отношении каждого работника в период его трудовой деятельности. Правоотношения по организации индивидуального персонифицированного учета (далее по тексту - ИПУ) и порядка его ведения в Пенсионном фонде РФ (далее по тексту - ПФ РФ) и его территориальных подразделениях урегулированы комментируемым Законом.
В преамбуле комментируемого Закона указаны лица, имеющие права на дополнительные меры государственной поддержки на основании Закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Это связано с тем, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей" обязательно ведется федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки на основании данного Закона. В регистр включаются сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки. Присвоение определенного номера индивидуальному номеру лицевого счета осуществляется именно в правоотношениях по организации обязательного пенсионного страхования.

Оглавление

Глава I. Общие положения

Глава II. Организация индивидуального (персонифицированного) учета

ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ – это основной документ в сфере страхования людей, достигших пенсионного возраста. Он устанавливает порядок выплаты страховых денежных средств и пенсии. Согласно ему, урегулируются взаимоотношения между участниками ОПС. В нем содержатся правовые основы уплаты страховых взносов и другие важные моменты, о которых нужно знать пенсионерам.

  1. Общие положения
  2. Участники ОПС
  3. Права и обязанности
  4. Финансовая система
  5. Особенности уплаты платежей на ОПС
  6. Видеофайлы

Общие положения


Данный закон издан 15 декабря 2001 года. За время существования в него вносились изменения, последнее датировано 11 декабря 2018 года.

Закон начинается с общих положений. Это вступительная часть, в которой даются определения основным понятиям, рассказывается о том, что регулирует документ, какие его правовые основы.

Данным законом предусмотрено:

  • регулирование ОПС и правоотношений между субъектами;
  • права и обязанности сторон, их ответственность.

Законодательство ОПС учитывает положения, изложенные в Конституции РФ и других законах, касающихся пенсионного страхования. Изменения в этих документах могут касаться и ФЗ, поэтому за правками нужно следить.

Участники ОПС


В ней перечислены участники страхования, рассказывается о страховом случае, рисках, взносах, обязательном страховом обеспечении (ОСО), а также о процедуре снятия с учета работодателей, нотариусов и других страхователей.

Согласно закону, субъектами ОПС можно считать троих:

  • страховщика – это орган, который и выплачивает пенсии, им является ПФ РФ;
  • страхователя – это работодатели (физические лица, ИП, организации), адвокаты, нотариусы;
  • застрахованного – это человек, который непосредственно страхуется (это не только гражданин РФ, но и иностранец).

Застрахованный нуждается в ОПС при наступлении страхового случая (СС). Согласно закону с изменениями – это выход на пенсию по достижению пенсионного возраста, инвалидность или утрата единственного кормильца. В этих случаях назначается страховая пенсия (СП).

К ОСО также принадлежат:

  • дополнительные выплаты к СП фиксированного размера;
  • одноразовая или срочная пенсионная выплата;
  • выдача накопленных пенсионных средств умершего;
  • пособие на похороны, при утрате нетрудоспособности или во время родов.

Все деньги выделяются ПФ. Они поступают на счет застрахованного.

ФЗ также дает расшифровку понятию «страховой риск». Это утрата заработка или постоянного дохода при наступлении СС. ПО факту, речь идет о достижении пенсионного возраста или же инвалидности, тогда человек нуждается в страховом обеспечении.

Права и обязанности


Рассмотрим права и обязанности каждого субъекта. Согласно ФЗ, страховщик обязан:

  • контролировать достоверность информации от остальных участников;
  • подсчитывать тариф страховых взносов;
  • насчитывать и выплачивать все виды пенсий, предусмотренных законом;
  • пересчитывать сумму ОПС при подаче льготных документов;
  • составлять бюджет ПФ;
  • проводить информационную поддержку;
  • контролировать использование бюджетных средств, вести их учет и подавать отчетность;
  • ставить и снимать с учета страхователей и др.

Страховщики могут проверять поданную страхователями информацию, требовать от руководителей устранение выявленных нарушений, обмениваться информацией с государственными органами, распоряжаться денежными средствами, имеют доступ к данным о налогоплательщиках и другое.

У страхователей прав меньше. Это бесплатная информационная поддержка в сфере ОПС, защита своих прав в суде и уплата взносов на счет застрахованных лиц.

Не менее важны и обязанности. От их выполнения зависит благосостояние застрахованных лиц. Список:

  • не ущемлять права застрахованных;
  • уплачивать страховые взносы в ПФ;
  • своевременно предоставлять отчеты, а также документы для перерасчета и выплаты ОСО;
  • реагировать на нарушения, выявленные территориальными органами.

Согласно ФЗ об ОПС, застрахованные должны предоставлять достоверную информацию для назначения ОСО, своевременно сообщать обо всех изменениях, а также соблюдать все условия.

  • участвовать в усовершенствовании ОПС;
  • узнавать размер денежных средств, начисленных работодателем, знать о исчислениях и удержаниях;
  • без задержек получать ОСО;
  • уплачивать платежи за счет собственных средств и другое.

Более полная информация изложена в ФЗ об обязательном пенсионном страховании. Из него можно узнать, как не нарушать законодательство РФ и действовать в рамках закона.

Финансовая система


Это четвертая глава, в которой идется речь о том, откуда берутся деньги, как формируется бюджет, куда расходуются средства. Рассказываете о резерве, процедуре формирования накопительной пенсии и других нюансах, касающихся финансирования.

В законе говорится, что бюджет составляется страховщиком. Деньги являются собственностью ПФ и не могут использоваться в других целях. Нецелевое использование чревато уголовной ответственностью.

Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации предусматривает средства, из которых формируется бюджет. Это обязательные платежи, добровольные взносы, деньги, накопленные пенсионерами и другие средства. Более подробно можно узнать из электронной версии документа.

Бывает такое, что расходы на ОПС превышают поступления. Тогда они компенсируются за счет бюджетных ассигнований. Для финансовой устойчивости обязательно создается резерв бюджета.

Использование бюджетных средств находится под контролем контролирующих органов.

Особенности уплаты платежей на ОПС


Эта глава будет одной из самых интересных к рассмотрению, поскольку фактически застрахованный может понять, какая у него будет пенсия.

В этом разделе федерального закона об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации приведен размер тарифа, указана информация, как он рассчитывается и от чего зависит. Согласно ФЗ, ставка исчисляется в зависимости от года рождения. Для лиц, родившихся до 1966 года, тариф составляет 22%, для застрахованных более молодого возраста – 16%.

Примечание! Для иностранцев, временно проживающих на территории РФ, тариф рассчитывается независимо от года рождения. Для иностранных граждан, которые постоянно живут в России, возраст имеет значение.

Что касается суммы, которую сплачивают страхователи, то она рассчитываются в соответствии с законодательной базой РФ.

Все изменения в федеральном законе 167 «об обязательном пенсионном страховании» выкладываются на сайте Госдумы России и ПФ. Любой желающий может ознакомиться с основными его положениями, чтобы быть в курсе всех событий, знать свои права и обязанности, своевременно обращаться в контролирующие органы, если их ущемляют.

Видеофайлы

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова В. А.

Внесение изменений и поправок в законодательство РФ по обязательному пенсионному страхованию позволяет объективно оценить состояние современной экономики страны с точки зрения оплаты труда и возрастных групп налогоплательщиков . В статье рассмотрено, что изменилось в пенсионном обеспечении , в частности, федеральным законом предусмотрено положение, согласно которому самозанятые граждане могут не платить страховые взносы в те периоды, когда они не были заняты предпринимательской деятельностью

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Терехова В. А.

Текст научной работы на тему «Обязательное пенсионное страхование: изменения и поправки»

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ: ИЗМЕНЕНИЯ И ПОПРАВКИ

В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 243-ФЗ) с 01.01.2013 внесены изменения в действующее федеральное законодательство по пенсионному обеспечению, которые относятся, в частности, к федеральным законам:

• от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

• от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

• от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ);

• от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ);

• от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в 2013 г. должны начисляться страховые взносы по прежним тарифам, установленным в соответствии со ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ (табл. 1).

Следует отметить, что страховые взносы назначаются на суммы не выше предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 22 %, а на суммы превышения базы — 10 % (с

01.01.2013 предельная величина базы составляет 568 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276).

В соответствии с действующим законодательством с 01.01.2012 тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование разделяются на солидарную и индивидуальную части (ст. 3 Закона № 167-ФЗ).

Солидарная часть направляется на выплаты трудовых пенсий в базовом фиксированном размере; на выплаты пособий на погребение пенсионеров, которые на день смерти не подлежали обязательному социальному страхованию (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»); на выплаты в иных целях — в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

При этом солидарная часть тарифа не может быть использована для выплаты накопительной части трудовой пенсии (в отличие от индивидуальной части тарифа).

Пониженный тариф страховых взносов в ПФР сохранится в 2013—2014 гг. для отдельных категорий страхователей в размере 21 %, а именно: • для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для организаций народных художественных промыслов, для семейных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными видами экономической деятельности (подп. 1 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ);

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2013—2015 гг., %

Период Тариф страхового взноса в На финансирование страховой части На финансирование нако-

ПФР в пределах установ- трудовой пенсии пительной части трудо-

ленной базы (предельной для лиц 1966 года для лиц 1967 года вой пенсии для лиц 1967

величины) рождения и старше рождения и моложе года рождения и моложе

2013 г. 22 22 16 6

— солидарная часть тарифа 6 6 —

— индивидуальная часть 16 10 6

тарифа страховых взносов

2014—2015 гг. 22 22 20 2

— солидарная часть тарифа 6 6 —

— индивидуальная часть 16 14 2

тарифа страховых взносов

2013—2015 гг. 10 10 10 0

Свыше предельной базы 10 10 —

в том числе солидарная

• для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог (подп. 2 п. 4 Закона № 167-ФЗ);

• для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющихся инвалидами I, II или III групп; для общественных организаций инвалидов; для организаций с уставным капиталом, который полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и др. (подп. 3 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Для перечисленных выше категорий страхователей тарифы установлены п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и приведены в табл. 2.

Участники проекта по проведению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково» в 2013—2014 гг. могут применять пониженный тариф страховых взносов в размере 14 % при выполнении определенных условий, установленных п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ (табл. 3).

Как следует из табл. 3, вся сумма страховых взносов направляется на индивидуальную часть тарифа страховых взносов (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

В соответствии с Законом № 243-ФЗ пониженные тарифы страховых взносов в ПФР могут применять также:

Таблица 2 —2014 гг., %

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2013

На финансирование страховой части На финансирование нако-

Период Тариф страхового взноса трудовой пенсии пительной части трудовой

в ПФР для лиц 1966 года для лиц 1967 года пенсии для лиц 1967 года

рождения и старше рождения и моложе рождения и моложе

2013 г. 21 21 15 6

— солидарная часть тарифа 5 5 —

страховых взносов; — индивидуальная часть тарифа

2014 г. 21 21 19 2

— солидарная часть тарифа 5 5

— индивидуальная часть тарифа 16 14 2

тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2013—2014 гг., %

На финансирование страховой части На финансирование нако-

Период Тариф страхового взноса трудовой пенсии пительной части трудовой

в ПФР для лиц 1966 года для лиц 1967 года пенсии для лиц 1967 года

рождения и старше рождения и моложе рождения и моложе

2013 г. — солидарная часть тарифа страховых взносов; — — —

— индивидуальная часть тарифа страховых взносов 14 8 6

2014 г. — солидарная часть тарифа страховых взносов; — индивидуальная часть тарифа страховых взносов — — —

• хозяйственные общества при бюджетных научных учреждениях (подп. 4 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ);

• организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особых экономических зон (ОЭЗ) соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности в части выплат физическим лицам, работающим в технико-внедренческих ОЭЗ (подп. 5 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ); туристско-рекреационной деятельности и деятельности в области информационных технологий (подп. 5, 6 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Указанные страхователи начисляют на выплаты физическим лицам страховые взносы в ПФР, не превышающие 568 000 руб. по тарифам, определенным п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ (табл. 4).

В Законе № 243-ФЗ сказано, что организации и индивидуальные предприниматели, занятые производством, выпуском в свет или изданием средств массовой информации, в том числе в электронном виде, могут в 2013 г. применять тариф в размере 21,6 %, а в 2014 г. он увеличится, соответственно, до 23,2 % (подп. 7 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Кроме того, в Законе № 167-ФЗ сказано, что в 2013 г. пониженный тариф страховых взносов в ПФР в размере 20 % будут начислять организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН); аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, применяющие единый налог на вмененный доход; некоммерческие и благотворительные организации, применяющие УСН.

Для этих категорий страхователей размер тарифов определен п. 12 ст. 33 Закона № 167-ФЗ (табл. 5).

В Законе № 243-ФЗ разработан самостоятельный раздел в отношении иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ.

Изменения коснулись п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ, где сказано об уплате страховых взносов в ПФР в зависимости от срока пребывания иностранцев на территории РФ.

Для того чтобы избежать уплаты страховых взносов в ПФР, работодатели в ряде случаев принимали на работу иностранцев по срочным трудовым договорам менее 6 мес. Именно поэтому в Законе № 243-ФЗ внесены изменения в формулировку п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Суть этих изменений состоит в том, что придется начислять страховые взносы, если с иностранцем заключен не только один срочный трудовой договор, продолжительность которого не менее 6 мес., но и несколько срочных трудовых договоров продолжительностью в общей сложности (в течение календарного года) не менее 6 мес.

В Законе № 243-ФЗ выделен также раздел о страховых взносах самозанятых граждан, к числу которых относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы частной практики и иные категории граждан.

В ближайшие 3 года размер тарифа страховых взносов в ПФР для этих категорий не изменится и составит 26 %.

Фиксированный размер страховых взносов в ПФР рассчитывается по формуле

ФРПФР = МРОТ1* X 2 X 12 мес. х ТПФР ,

'* МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2013—2019 гг., %

На финансирование страховой части На финансирование нако-

Период Тариф страхового взноса трудовой пенсии пительной части трудо-

в ПФР для лиц 1966 года для лиц 1967 года вой пенсии для лиц 1967

рождения и старше рождения и моложе года рождения и моложе

— солидарная часть тарифа — — —

— индивидуальная часть 8 2 6

тарифа страховых взносов

2014—2017 гг. 8 8 6 2

— солидарная часть тарифа — — —

— индивидуальная часть 8 6 2

тарифа страховых взносов

2018 г. 13 13 11 2

— солидарная часть тарифа — — —

— индивидуальная часть 13 11 2

тарифа страховых взносов

2019 г. 20 20 18 2

— солидарная часть тарифа 4 4 —

— индивидуальная часть 16 14 2

тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2013 г., %

Тариф страхового взноса в ПФР На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе

для лиц 1966 года рождения и старше для лиц 1967 года рождения и моложе

В том числе: — солидарная часть тарифа страховых взносов; — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 4 4 —

где ТПФР—размер тарифа страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

Величина МРОТ с 01.01.2013 составляет 5 205 руб. в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (далее — Закон № 232-ФЗ),

а размер тарифа страховых взносов на 2013 г. для самозанятых граждан — 26 % (п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Значит, общая сумма страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан в 2013 г. составит 32 479, 20 руб. (5 205 руб. х 2 х 12 мес. х 26 %).

Общая величина тарифа страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов 1967 года рождения и моложе не изменится.

Однако взносы будут распределяться по Закону № 243-ФЗ в иной пропорции, а именно: • на финансирование накопительной части трудовой пенсии — 2 %;

• на финансирование страховой части трудовой пенсии — 24 %, в том числе: на солидарную часть тарифа страховых взносов — 10; на индивидуальную часть тарифа страховых взносов — 14 %.

Необходимо подчеркнуть, что Законом № 243-ФЗ предусмотрено положение, согласно которому самозанятые граждане могут не платить страховые взносы в те периоды, когда они не были заняты предпринимательской деятельностью (ст. 11 Закона № 173-ФЗ) в период:

• прохождения военной службы по призыву (п. 1);

• ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 года, но не более 3 лет (п. 3);

• ухода трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет (п. 6);

• прохождения военной службы по контракту вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности (п. 7);

• проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические и консульские учреждения РФ, в постоянные представительства РФ при международных организациях, в торговые представительства, в международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности (п. 8).

Во всех перечисленных случаях необходимо представить документы, подтверждающие отсутствие деятельности в эти периоды (ч. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Внесение изменений и поправок в законодательство РФ по обязательному пенсионному страхованию позволяет объективно оценить состояние современной экономики страны с точки зрения оплаты труда и возрастных групп налогоплательщиков.

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ.

2. О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 03.12.2012 № 232-ФЗ.

3. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).

4. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.: постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276.

5. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в ред. от 25.12.2012).

6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).

7. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).

8. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. от 05.04.2013).

9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).

10. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (в ред. от 05.04.2013).

Читайте также: