Комментарии пфр по фз 212

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Требования ПФР ст 14 212-ФЗ уже кто нибудь сталкивался.Чего делать ?

    Всем приветик : вопрос для обсуждения, тем более что я так понимаю ,он становится актуальным, а судебной практики еще нет.

    Вопрос заключается вот в чем. ИП закрывается, полностью, например в 2014 году. Доход в 2014 году был маленький например 10000 руб.
    все фикс взносы уплачены в полном объеме в 2014 году.А декларацию ,например если он был на УСН, подал в июне 2015, опоздал. забыл.

    в итоге налоговики ему 1000 руб,штрафа, А вот ПФР говорит плати недоимку в 8-ми кратном размере, на основание ст 14 212-ФЗ

    Цитата (п.11 ст. 14 212-ФЗ):
    Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

    кто как думает, возможно этого принудительного взыскания избежать ?
    если декларация сдана до выставления требования, но после срока сдачи декларации ?

    так же интересна формулировка, "В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода"
    когда этот расчетный период заканчивается для того кто закрылся в 2014 году. ,что это дата закрытия как ИП, значит надо было декларацию до дня закрытия ИП подать ?

    Ничего он не опоздал. Нет в законе специального срока по декларациям УСН при закрытии ИП. Есть непонятная норма про прекращение деятельности, попадающей под УСН, но при этом надо подавать уведомление о таком прекращении, а сама ФНС признает, что при закрытии ИП такое уведомление не подается.

    На данный момент декларация подана? Значит ПФ пусть идет лесом, поскольку никакой недоимки нет. Данные из налоговой им передать должны были.
    Практики пока, конечно, нет. Поскольку слишком мало времени прошло.

    спасибо

    та же мысль после прочтения этой п 11 ст 14 212-фз.

    Значит будем рекомендовать ,писать возражение а потом в суд. делать то все равно нечего . заодно и судебная практика появится.
    Я пробежался по интернету и другим форумам. Примерно с января месяца ИП начали задаваться таким вопросом.

    Проблема в том, что судиться бывшему ИП придется в общей юрисдикции

    а что это значит
    то есть чем хуже, почему проблема?

    Тем, что эти суды плохо знают препринимательские законы и встают чаще на сторону налоговиков и прочих чиновников.

    ясненько ,спасибо

    коллеги сегодня прислали почитать
    Судебная практика

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    от 21 апреля 2015 г. по делу N 33-3764/2015

    Судья: Пузанова П.Ф.

    Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
    председательствующего судьи: Погорелко О.В.
    судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.
    при ведении протокола судебного заседания секретарем: ""
    рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе начальника ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области - В.
    на заочное решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 20 января 2015 года
    гражданское дело по иску Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Лукояновскому району Нижегородской области к К. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в Пенсионный фонд Российской Федерации,
    и, заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л.,

    Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что в отношении К., ранее зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, осуществлявшего свою деятельность с "" года по "" года в ПФ РФ отсутствует информация о полученном доходе за "" год. Руководствуясь ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 9 и п. 11 ст. 14, пп. 1, 3, 5 ст. 18, ст. 21, ст. 25 ФЗ от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования", истец просил взыскать с К. в пользу УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области недоимку за "" г. в размере страховых взносов на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - "" руб. "" коп., пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за период с "" г. по ""г. - " руб. "" коп.
    Стороны в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
    Заочным решением Лукояновского районного суда Нижегородской области от 20 января 2015 года иск ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области к К. удовлетворен частично, а именно постановлено взыскать с К. в пользу ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области страховые взносы на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - "" руб. "" коп. и пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за период с "" года по "" года - "" руб. "" коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины - "" руб. "" коп.
    В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
    В апелляционной жалобе начальника ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области - В. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме как постановленного с неправильным применением норм материального права.
    Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения судебная коллегия приходит к следующим выводам.
    На основании положений ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1).
    В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
    Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2).
    Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ч. 3).
    Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы по следующим основаниям.
    Как установлено судом и усматривается из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N "" от "" года ответчик К. с "". по "" г. состоял на налоговом учете в МРИ ФНС России N 1 по Нижегородской области в качестве индивидуального предпринимателя, то есть осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в настоящее время данную предпринимательскую деятельность прекратил.
    В отношении ответчика в ПФ РФ отсутствует информация о полученном доходе за " год.
    В апелляционной жалобе истец ссылается на необоснованное неприменение судом п. 11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 г N 212-ФЗ, что нельзя признать обоснованным в силу следующего.
    Согласно п. 11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - ФЗ от 24.07.2009 212-ФЗ) сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
    Следовательно, при определении фиксированного размера страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, подлежащих уплате К., суд обоснованно руководствовался требованиями п. 11 ст. 14 ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. и, приведя в решении расчет, указал, что данный размер составит "" руб.
    Вместе с тем, согласно ч. 4.1 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
    Разрешая заявленные по данному делу исковые требования, руководствуясь положениями ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ, установив, что свою деятельность в качестве ИП К. прекратил 05.02.2014 г., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части.
    А именно, суд, произведя расчет размера страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за период с "" г. по "" г. включительно с учетом требований п. 4.1 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 года N 212-ФЗ, определил ко взысканию "" руб.
    Учитывая нарушение сроков уплаты страховых взносов со стороны ответчика, суд, руководствуясь ст. 25 ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г., определил размер пени за период с "" г. (следующий день после последнего дня уплаты недоимки) по "" г. (заявлено истцом), исходя из недоимки по страховым взносам в размере "" руб., определив ко взысканию " руб. " коп.
    Расходы по уплате государственной пошлины взысканы с ответчика в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ.
    С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 ГПК РФ дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
    Доводы апелляционной жалобы истца не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права.
    Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
    Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
    Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

    Заочное решение Лукояновского районного суда Нижегородской области от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ УПФ РФ по Лукояновскому району Нижегородской области - В. - без удовлетворения.
    Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

    Основным документом, служащим руководством по исчислению и оплате обязательных взносов во внебюджетные фонды, являлся Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Периодически в него вносились изменения, касающиеся порядка проведения необходимых расчетов. Данное положение содержало в себе информацию о лицах, которые обязаны начислять и уплачивать взносы в ПФ РФ, ФСС и ФФОМС. В начале 2017 года было принято решение об отмене данного документа, что повлекло за собой ряд определенных изменений.

    ФЗ-212: причины отмены и частичное действие

    Основной причиной для отмены данного документа послужило решение о передаче контроля за поступающими взносами налоговому органу. Это в свою очередь упразднило порядок расчетов, который был прописан в 212-ФЗ в связи с уплатой взносов по ОПС, ОМС и в другие фонды:


    Решение об отмене действия данного федерального закона исключило вероятность возникновения ошибок и путаницы, связанных с текущей процедурой предоставления различных форм отчетности и перечисления средств в ФНС.

    Сейчас контроль за начислением обязательных страховых взносов и за перечислением средств осуществляет налоговый орган, а сотрудники Пенсионного фонда и фонда социального страхования будут проверять правильность начислений, выполненных в периоды до 01.01.2017 г. В своей работе они будут руководствоваться отдельными положениями 212-ФЗ, в той редакции, которая действует на текущий момент.

    Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    До того момента пока не будут выполнены все проверки, отдельные положения ФЗ-212 «О страховых взносах» продолжат действовать.

    Как изменится отчетность в связи с отменой закона № 212-ФЗ

    Согласно новым условиям предоставления отчетности, с 1 квартала 2017 года, расчет по страховым взносам будет предоставляться не в Пенсионный фонда, а в ИФНС. Следует отметить, что данная форма будет абсолютно новой и, соответственно, все старые положения, касающиеся начисления и проверки предоставленных данных, уже не будут действительными:


    С другой стороны, если для налогоплательщика потребуется уточнить сведения, представленные в предыдущие периоды, то с его стороны нужно передать расчет по старой форме в отделение ПФР, где предприятия было зарегистрировано.

    Уточненный расчет должен быть представлен не просто в старой форме, но именно в том виде, который действовал в конкретный период. Иными словами, действия ФЗ-212 будут продолжать распространяться на все уточняющие и корректирующие отчеты, подаваемые в отделения ПФР.

    Что касается коэффициентов и предельных баз для начисления взносов в ПФР и ФСС, то они останутся неизменными:

    • для Пенсионного фонда — 796 000 руб. с тарифом в 22% и 10% с суммы, превышающей базовую;
    • для взносов в ФСС – 718 000 руб. с тарифом в 2,9%, с суммы превышающей базовую, средства не выплачиваются.

    Установленные базы будут ежегодно индексироваться с учетом уровня заработной платы. Взносы в ФФОМС также будет исчисляться по ставке в 5,1%, а для ИП сохраниться прежний порядок оплаты налогов с лимитом доходов в 300 000 руб.:


    Как изменится порядок и сроки уплаты страховых взносов

    В связи с тем, что введены новые формы отчетности, налогоплательщики и застрахованные лица должны будут при заполнении данных бланков руководствоваться не положениями 212-ФЗ, а новыми рекомендациями и инструкциями. Эти документы находятся в свободном доступе и их можно скачать на официальном портале ФНС РФ, а также на сайте ПФР. В новых инструкциях приведены примеры расчета того или иного показателя, указаны различные нюансы и особенности заполнения новых форм документации.

    Важным показателем является срок предоставления отчетности. Для новых форм документации установлены другие сроки подачи. Начисления должны быть уплачены, как и раньше до 15-го числа следующего периода, а вместо форм РСВ-1 и 4-ФСС, страхователи обязаны будут подавать в ФНС единый расчет по всем взносам. Срок его предоставления:

    • в бумажном варианте — до 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
    • в электронном виде — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Проверять достоверность сведений теперь будут налоговые инспекторы, а информацию о стаже — работники Пенсионного фонда РФ. Чтобы исключить вероятность получения штрафов и пени, а также проблем, связанных с несвоевременным или неправильным заполнением конкретной формы, следует внимательно изучить подробные инструкции и иметь в виду, что старый 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» будет действовать только в ограниченных случаях.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.


    Законодательная база регулярно изменяется, а порой и претерпевает довольно значительные перемены. Но не всегда утративший силу закон нужно забыть и никогда к нему не возвращаться, в некоторых случаях его нормами можно пользоваться и после отмены.

    Основная информация

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Страховые взносы обязаны перечислять работодатели, но о том, как это сделать, куда подавать документы и как не допустить ошибок рассказывают нормы закона.

    До 2017 года по вопросам перечисления отчислений в различные гос. фонды обращались к ФЗ 212 «о страховых взносах».

    Время от времени в закон с номером 212, принятом 24.07.2009 г., вносились различные поправки, но указом от 2017 года данный нормативный документ был отмен.

    Вместо ФЗ 212 «о страховых взносах» с изменениями, принятыми до 2016 года, бала утверждена новая глава в Налоговом законодательстве под номером 34.

    Определения

    Для того что понимать процесс перечисления взносов по страхованию необходимо знать несколько понятий:

    1. Страховой взнос – выплата, которая должна производиться работодателем или лицом, выплачивающим кому-то вознаграждение за проделанную работу в налоговый орган, для обеспечения работникам гарантий пенсионного, медицинского и социального характера.
    2. Объект, с которого вычисляется размер стразового взноса – заработная, плата или плата за выполненную работу/услугу по гражданскому договору.

    Кто должен платить

    Производить отчисления в сроки, установленные буквой закона, должны такие категории лиц, как:

    1. Работодатели, которые заключили с сотрудником договор по трудовому кодексу и выплачивают ему деньги за проделанную работу.
    2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, оценщики и иные лица, относящиеся к самозанятому населению.

    Вторая категория лиц, производит выплаты не за работников, а лично за себя.

    Законодательство

    После отмены Федерального закона № 212 от 24.07.2009 г. «о страховых взносах», были утверждены новые регламенты по произведению страховых выплат в разделе XI Налогового кодекса, утвержденный 03.07.2016 г.

    Причины отмены

    Решение об упразднении двести двенадцатого закона было принято для упрощения:

    1. Начисления взносов.
    2. Расчета.
    3. Сдачи отчетности.
    4. Проверки контролирующими органами.

    Изменения в отчетности

    Так как с начала 2017 года введены новые правила по уплате страховых взносов, в действие вступили и новые формы документов, которые потребуется подавать уже налоговикам.

    Отчет по расчетам взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию носит название «Расчет по страховым взносам» и утвержден он Приказом Федеральной Налоговой службы № ММВ 7-11/551 от 10.10.2016 г.

    Отчетность по взносам в Федеральную социальную службу по несчастным случаям и производственным заболеваниям, заменяет теперь документ по форме 4-ФСС, утвержденный Приказом ФСС РФ № 381 от 26.09.2016 г.

    Появились новые бланки документов по персонифицированному учету.

    К ним относятся:

    Сроки

    Отмена закона о взносах, действующего до 2017 года, привела также и к изменению сроков уплаты и подачи документации.

    Новые нормы максимально упростили для плательщиков процесс уплаты, теперь отчет по форме «Расчет по страховым взносам» потребуется подавать раз в квартал, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В документах, соответственно, будет отображена информация о прошедшем периоде с нарастанием, т.е. первый отчет в году будет носить данные за квартал, второй – за полугодие, третий – за девять месяцев и четвертый – за весь год.

    Выплаты потребуется производить до 15-го числа месяца, который идет вслед за отчетным.

    Если дата подачи документов или выплаты выпадает на праздник или выходной, то крайние сроки переносятся до первого же буднего дня.

    Порядок оплаты страховых взносов

    Страховые взносы рассчитываются на предприятии самостоятельно, если для проведения данной процедуры нет квалифицированного сотрудника, то всегда можно обратиться за услугами контор, помогающих в оформлении налоговой документации и произведении необходимых отчислений.

    Для проведения выплат потребуется подготовить квитанции или платежные поручения. Особое внимание нужно уделить реквизитам отправителя, данным получателя и цели отчисления.

    Если некое лицо выплачивает вознаграждение как работодатель на своей фирме, и как физическое лицо производит выплату по гражданскому договору, то взносы должны уплачиваться с заполнением отдельных платежных документов.

    Тарифы

    Тарифы по уплате взносов установлены на следующем уровне:

    Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, выплачивают взносы за себя в фиксированном размере:

    23400 рублей – по ОПС.

    4590 рублей – по ОМС.

    В ФСС по страховке на случай травматизма или материнства, ИПешник производит выплаты в добровольном порядке.

    Налогообложение

    Налоговые органы взяли под контроль все страховые взносы кроме социальных, предназначенных на обеспечение на случай травматизма или материнства.

    Теперь налоговые органы имеют в своем доступе всю информацию о задолженностях предпринимателей и организаций перед государством и своими работниками и могут более оперативно принимать меры по взысканию или проведению проверок у нарушителей.

    Особенности

    Указанные выше тарифы применяются для тех категорий лиц, которые не попадают по уменьшающие показатели.

    Например, некоторые организации и ИП занятые определенными видами деятельности уплачивают лишь ОПС по тарифу 20 %. Участники программы «Сколково» платят тоже только ОПС по 14 % тарифу. Участники свободной экономической зоны на территории Крыма платят по ОПС – 6 %, ОМС – 0,1, ОСС – 1,5 %.

    Что регулировал

    Ранее действующий закон № 212 «о страховых взносах» регулировал:

    1. Порядок исчисления платежей.
    2. Сроки и формы предоставления отчетности.
    3. Правила проведения расчетов со страховыми фондами.
    4. Администрирование платежей по пенсионному и медицинскому страхованию.

    Но в зону действия ФЗ 212 не входило регулирование процессов исчисления и перевода взносов по социальному страхованию, связанному с несчастными случаями на производстве и страхованию по медицинскому обслуживанию нетрудоустроенных граждан России.

    В каких случаях допускается применение

    Несмотря на то, что Федеральный закон с номером 212 отменен, некоторые его нормы до сих пор применяются в некоторых случаях.

    По старым правилам и на старых бланках необходимо производить подачу отчетности или произведение платежей, недоначисленных за периоды до наступления 2017 года.

    Правила расчетов

    Правила расчетов, обозначенных в упраздненном законе, довольно подробно и понятно изложены, но если что-то не ясно или просто не хватает времени на заполнение бумажек, то лучше воспользоваться услугами высококвалифицированных лиц, представляющих интересы контор по помощи в перечислении взносов и подачи документов.

    Что грозит за нарушение закона

    О том, что ожидает неплательщиков страховых взносов или тех, кто задерживает подачу отчетности рассказывает шестнадцатая глава Налогового кодекса РФ:

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • 8 (800) 700 95 53

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Страховые взносы выплачивались в Пенсионный Фонд и Фонд соц. и мед. страхования по правилам и условиям, прописанным в федеральном законе 212. Первого января 2017 года закон о страховых взносах в Пенсионный Фонд утратил свою силу и эта сфера стала регламентироваться 34 главой Налогового Кодекса Российской Федерации. Но некоторые положения ФЗ 212 все еще используются и являются для граждан актуальными.

    Что представляет собой 212 ФЗ?

    Закон о страховых взносах в ПФР был принят Государственной Думой 17 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации на следующий день, 18 июля 2009 года. Последние изменения вступили в силу 19 декабря 2016 года. Но 1 января 2017 года 212 ФЗ утратил свою силу. Этот закон регулировал все выплаты в государственные органы страхования и правоотношения между сотрудниками страховых организаций, контролирующих оплату и гражданами. В нем 8 глав и 62 статьи.

    Содержание ФЗ о выплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

    • В первой главе описаны все общие положения закона, включая понятия и определения этих понятий. Описано, что такое организация, физическое лицо и ИП в сфере страховых взносов, описаны банки, счета, связь взносов с местом жительства и работой и т. д. В этой главе перечислены органы, которые имеют право вести контроль и получать страховые взносы граждан, вести их учет, определять сроки;
    • Во второй г. подробно описан процесс оплаты страховых взносов, прием и формы. Кто является плательщиком, как происходит учет, суть базы и расчет денежных сумм для каждого вида лиц. Какой период финансового года является расчетным, а какой отчетным. Тарифы, даты, порядок расчетов и перерасчетов и способы внесения изменений в предоставленную организациям информацию;
    • В третьей описаны способы исполнения обязанностей плательщиков, организаций, принимающих платежи, сотрудников этих органов, способы контроля за своевременностью выплат и качеством работы органов;
    • В главе номер четыре подробно предоставляется список прав и обязанностей сторон;
    • В пятой описан контроль оплаты, как проводятся проверки, выезды, какие требуются документы, как это оформляется и кто имеет доступ к информации о плательщиках;
    • В шестой г. оформлены ситуации, при которых стороны несут ответственность за совершенные поступки и меры наказания. Также там описаны ситуации непреодолимой тяжести и форс-мажоры, при которых сторонам допускается не соблюдать закон;
    • В седьмой описаны способы обжалования актов или действий органов, а также формы и заявления для обжалования;
    • В главе номер восемь написаны все заключительные положения, условия, дополнения к закону и т. д.

    После отмены ФЗ 212 о страховых взносах в Пенсионный фонд, информацию об этой сфере можно найти только в Налоговом Кодексе РФ, в главе под номером 34.

    Новые поправки

    Последняя редакция ФЗ 212 произошла 19 декабря 2016 года, при принятии Федерального закона номер 438. Согласно этим изменениям, после слов «в соответствии с Федеральным законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» добавились слова «и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

    Статья семь последний раз претерпела изменения в 2015 году. В ней описываются объекты обложения страхования граждан. Этими объектами по закону считаются выплаты и вознаграждения, получаемые физическими лицами от плательщиков при трудовых правоотношениях или во время сделок с гражданско-правовыми договорами. Объектами не являются выплаты в случаях, когда во время гражданско — правового договора имущество переходит во владение другого лица.

    Статья восемь описывает базу, в которой ведется учет начисления страховых выплат гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Последние изменения в эту статью вносились в 2014 году. В ней пишется сумма выплат, за что она была внесена, расчетный период. Плательщики определяют базу для каждого физического лица отдельно.

    В девятой описаны ситуации, когда плательщики оплачивают физическим лицам суммы, не облагаемые страховыми взносами:

    • Государственные пособия;
    • Вознаграждения по договорам авторского заказа лицам без гражданства или иностранным лицам;
    • Денежные суммы вещевого или продовольственного обеспечения и другие, получаемые военными служащими;
    • Если организации платят сотрудникам деньги для оплаты процентов по кредитам или для строительства жилья;
    • Любые суммы за образование по профессиональным программам;
    • Суммы помощи от руководителей работникам, но не выше 4000 рублей;
    • Денежные средства работников, имеющих льготы в общественных транспортных средствах;
    • Все оплаты компенсаций органами РФ;
    • Стоимость специальной одежды, которую выдают работникам по правилам безопасности согласно законодательству Российской Федерации;
    • Любые доходы, кроме оплаты труда, зарегистрированных жителей малочисленных народов Севера;
    • Любые суммы, выплачиваемые всем физическим лицам, участвовавшим и помогавшим во время избирательных процессов и т. д.

    11 ст. описывает каким образом определяются даты для выплат. В целом стороны самостоятельно решают в чью пользу выбирается дата. Обычно дата определяется в пользу работника или физического лица. С момента публикации этой статьи в законе она ни разу не изменялась.

    14 статья описываемого закона регулирует все отчисления и их размер. Последние поправки этой статьи были внесены в закон в 2014 году. По этим изменениям плательщики не выплачивают страховые взносы в периоды военной службы по призыву, уходы за ребенком одного из родителей до исполнения полутора лет, ухода за инвалидом 1 группы, период совместного проживания супругов при исполнении одним из них военной службы, период совместного проживания супругов за границей во время командировок.

    Порядок исчислений регулируется 15 статьей ФЗ 212 и последние изменения в статью вносились в 2015 году. Изменения касаются обособленных подразделений юридических лиц. Таким подразделениям открываются юридическими лицами счета в банках, при помощи которых они исполняют обязательства и основные обязанности организаций по страховым взносам.

    19 оформлена с составлением порядка выплат недоимок, последние изменения в нее вносились в 2014 году. Согласно этому изменению формы и заявления регулируются специальным органом, контролирующим уплату страховых взносов.

    Первого января 2015 года, во время изменений закона и новой редакции, статья 44 утратила свою силу. Но тогда же произошли изменения и в ст. 58, которая регулирует список лиц, которые имеют право на пониженные тарифы или скидки. Согласно изменениям, пониженные тарифы предоставляются сотрудникам, выплачивающим вознаграждения экипажу судов, исключая суда, перевозящие или торгующие нефтью. Согласно этим же изменениям, пониженные тарифы обеспечены участникам некоммерческих организаций, занимающихся образованием, научными исследованиями, культурой и искусством.

    В 2017 году закон был отменен, утратил свою силу он первого января.

    212 ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации был отменен, поэтому действующую его редакцию скачать невозможно. Однако многие положения все еще используются Правительством РФ и государственными органами, регулирующими страховые выплаты, в Налоговом Кодексе, 34 глава. Поэтому этот закон все еще может быть полезен гражданам и сотрудникам страховых организаций.

    Комментарии к закону о страховых взносах

    Для того, чтобы лучше понять какие положения сейчас используются, а какие нет, а также использовать их в собственных интересах, рекомендуется прочесть комментарии к закону 212 о страховых взносах в ПФР.

    С 1 января 2017 года функции администрирования страховых взносов переданы от ПФР и ФСС РФ налоговым органам. В связи с этим нормы о страховых взносах включены в НК РФ (как в часть вторую, так и в часть первую), а регулировавший ранее уплату страховых взносов Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратит силу. Что будет нового и что останется прежним при уплате страховых взносов, рассмотрено в Сравнительном анализе главы 34 НК РФ и Федерального закона N 212-ФЗ.

    Ранее действовавший НПА

    Новый НПА

    Примечание эксперта

    Администрирование страховых взносов

    Основное изменение, вступающее в силу с 01.01.2017, заключается в том, что функции администрирования страховых взносов переданы от ПФР и ФСС РФ налоговым органам.

    В связи с этим нормы о страховых взносах включены в НК РФ (как в часть вторую, так и в часть первую).

    Тем самым создана универсальная система нормативного правового регулирования правил исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов и страховых взносов.

    Ранее, до 01.01.2017, НК РФ и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не имели унифицированного подхода к принципам взимания налогов и страховых взносов.

    Например, и НК РФ, и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ содержали свой собственный понятийный аппарат, и нормы одного закона не могли по аналогии быть применены при толковании другого закона.

    В целом, можно утверждать, что изменение позволит снизить административную нагрузку на плательщиков, позволит более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики.

    Снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты будет достигнуто за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, качества проверок (вместо ПФР+ФСС РФ+ФНС в России остаются только налоговые органы), а также оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.

    Установление правил администрирования страховых взносов в НК РФ позволит реализовать применение мер государственного принуждения (штрафы, взыскание недоимки) государственным органом в соответствии с конституционными принципами.

    Так, например, ранее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не закреплял основополагающий принцип, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о страховых взносах толкуются в пользу плательщика страховых взносов.

    НК РФ установлен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, который выработан с учетом многолетней практики по рассмотрению споров.

    Данный порядок распространен на страховые взносы, что позволит быстро и эффективно разрешать разногласия в отношении страховых взносов, не прибегая к судебной процедуре, что также поможет плательщику избежать затрат.

    Еще одним благоприятным последствием передачи функций администрирования страховых взносов налоговым органам является то, что проверки исчисления страховых взносов и соответствующие доначисления будут осуществляться в рамках одного контрольного мероприятия, а не нескольких проверок.

    Плательщики страховых взносов

    Данное изменение призвано исключить сомнения в толковании такого понятия, как лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

    Ранее существовала судебная практика, согласно которой в силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Следовательно, индивидуальные предприниматели и арбитражные управляющие относятся к одной категории страхователей (см., например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2016 N Ф07-1264/2016 по делу N А56-33700/2015).

    Оценщики, медиаторы и патентные поверенные впервые станут плательщиками страховых взносов.

    Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в статье 422 НК РФ, в нескольких местах отличается от того перечня, что был закреплен в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

    В частности, в новом перечне не упомянуты взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников.

    Согласно подпункту "в" пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежали обложению "страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50000 рублей на каждого ребенка".

    В Письме ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250 разъяснялось, что поскольку в данном подпункте работники-опекуны поименованы в числе лиц, которым может быть оказана единовременная материальная помощь, то размер и период выплаты такой материальной помощи для неначисления на нее страховых взносов применяется и в отношении выплат работникам, оформившим опеку над несовершеннолетними детьми.

    Теперь данный подход закреплен законодательно.

    Изменения будут иметь место в ситуациях создания организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря.

    При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

    Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, расчетным периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

    В новом перечне отсутствуют сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ, организации народных художественных промыслов и семейные (родовых) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, плательщики страховых взносов - российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, а также организации, оказывающие инжиниринговые услуги.

    Для всех данных плательщиков теперь специальных тарифов страховых взносов не будет.

    Как в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так и НК РФ, установлено правило, по которому если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, то размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется ими пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

    Изменился порядок определения данного момента - он более не связан с датой получения соответствующих полномочий, а привязан к дате постановке на учет в налоговом органе.

    Ранее действовало правило о представлении отчетности в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

    Начиная с отчетности за первый отчетный период 2017 года, сроки представления отчетности будут иными.

    Расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

    Зависимость от способа представления отчетности не установлена.

    При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного в абзаце втором настоящего пункта уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

    Отметим, что за 2016 год сроки и порядок представления отчетности не изменились.

    Обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам теперь возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

    Здесь действует понятие обособленного подразделения, закрепленное статьей 11 НК РФ, - "любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места". Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

    Ранее действовало правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

    Начиная с отчетности за 2017 год срок будет иной - до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

    Отметим, что за 2016 год сроки и порядок представления отчетности не изменились.

    Ранее Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусматривал следующие составы правонарушений:

    • непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (статья 46);
    • неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов (статья 47);
    • отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (статья 48);
    • несообщение банком сведений о счете плательщика страховых взносов (статья 49) ;
    • непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в орган контроля за уплатой страховых взносов (статья 49.1);
    • нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (статья 50);
    • неисполнение банком поручения органа контроля за уплатой страховых взносов о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов (статья 51).

    С 01.01.2017 все виды правонарушений в части страховых взносов объединены с аналогичными нарушениями применительно к исчислению и уплате налогов и сборов и содержатся в главах 16 и 18 НК РФ.


    Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

    Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

    Читайте также: