Комментарий к федеральному закону о страховых пенсиях постатейный

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". - Специально для системы ГАРАНТ, 2015.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который вводит новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии в целях выполнения пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придания ей стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

В комментарии с учетом положений ранее действующего законодательства в области пенсионного обеспечения детально анализируются все наиболее значимые положения Закона, связанные с основанием возникновения прав граждан на страховые пенсии, порядком установления и выплатой страховых пенсий. В комментарии приведены практические рекомендации и примеры из судебной практики. Также рассмотрено смежное законодательство и подзаконные нормативные правовые акты, в той или иной степени регулирующие аспекты реализации гражданами России своих пенсионных прав на основе обязательного пенсионного страхования.

Хисамов А.Х. - к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского процессуального права Казанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Казань). Действующий судья Верховного Суда Республики Татарстан (назначен Указом Президента РФ от 23 октября 2012 г. N 1422). Автор ряда научных и научно-публицистических работ.

Белянинова Ю.В. - юрист (опыт работы более 20 лет), специализирующийся по вопросам социального, пенсионного обеспечения и страхования, социального обслуживания и защиты; автор многочисленных публикаций, среди которых: комментарии к ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и др.; книги "Пенсии: пошаговая инструкция по назначению, оформлению и выплате всех видов пенсий" (М.: Эксмо, 2012), "Софинансирование и валоризация пенсий: все, что нужно об этом знать" (М.: Эксмо, 2012), "Как получить большую пенсию?" (М.: Эксмо, 2012) и др.

Долотина Р.Р. - к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права Казанского филиала ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет правосудия", преподаваемые дисциплины: "Страховое право", "Гражданское право", "Право социального обеспечения", "Гражданское процессуальное право" и др. Принимала неоднократное участие в международных и межвузовских научно-практических конференциях; является автором более 40 печатных работ, в том числе статей: "Сущность материнского (семейного) капитала как дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей" (2011), "К вопросу о выплатах за счет средств пенсионных накоплений" (2012), "Выплаты средств пенсионных накоплений: новое в правовом регулировании" (2012), "Юридическая ответственность в праве социального обеспечения" (2013), "Актуальные проблемы реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в России" (2014) и др.

Слесарев С.А. - частнопрактикующий юрист, консультант ЮЦ "Глосса" (г. Москва) и Центра правовой информации при ЦБС г. Мценска, специализируется в сфере трудового, семейного законодательства, права социального обеспечения, медицинского права, защиты прав потребителей. В сфере профессиональных интересов также находятся отдельные аспекты социального страхования. Автор (соавтор) публикаций и комментариев по вопросам, связанным с социальным обеспечением и обслуживанием, обязательным страхованием, в том числе комментария к Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Шашкова О.В. - юрист с многолетним опытом работы в коммерческих и некоммерческих организациях различных сфер деятельности; специалист в области трудового, гражданского права и права социального обеспечения; автор (соавтор) ряда работ, посвященных социальной тематике и вопросам пенсионного страхования в России, в том числе комментариев к ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", ФЗ "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и др.

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 - Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Закон - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

ФЗ "О накопительной пенсии" - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"

ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

ФЗ "О специальной оценке условий труда" - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

ФЗ "Об исполнительном производстве" - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

ФЗ "Об электронной подписи" - Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

В комментарии приведены нормативные правовые акты по состоянию на 22 декабря 2014 года.

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 28.12.2013 N 400-ФЗ

"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

Материал подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс" и содержит информацию об изменениях к новым редакциям документа.

Редакция от 01.10.2019

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ. См. справку к редакции.

Изменение части 5 статьи 2

старая редакция новая редакция

5. Порядок назначения, 5. Порядок назначения,

перерасчета, перевода с одного перерасчета, перевода с одного

вида пенсии на другой и порядок вида пенсии на другой и порядок

выплаты пенсий, финансируемых за выплаты пенсий, финансируемых за

счет бюджетных ассигнований счет бюджетных ассигнований

федерального бюджета, регулируются федерального бюджета, регулируются

Федеральным законом от 15 декабря Федеральным законом от 15 декабря

2001 года N 166-ФЗ "О 2001 года N 166-ФЗ "О

государственном пенсионном государственном пенсионном

обеспечении в Российской обеспечении в Российской

Федерации", Законом Российской Федерации", Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей". органах принудительного исполнения

Российской Федерации, и их семей".

Изменение пункта 1 части 1 статьи 12

старая редакция новая редакция

1) период прохождения военной 1) период прохождения военной

службы, а также другой службы, а также другой

приравненной к ней службы, приравненной к ней службы,

предусмотренной Законом Российской предусмотренной Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей"; органах принудительного исполнения

Российской Федерации, и их семей";

Изменение части 4 статьи 13

старая редакция новая редакция

4. При исчислении страхового 4. При исчислении страхового

стажа, требуемого для приобретения стажа, требуемого для приобретения

права на страховую пенсию по права на страховую пенсию по

старости гражданами, получающими старости гражданами, получающими

пенсию за выслугу лет либо пенсию пенсию за выслугу лет либо пенсию

по инвалидности в соответствии с по инвалидности в соответствии с

Законом Российской Федерации от 12 Законом Российской Федерации от 12

февраля 1993 года N 4468-1 "О февраля 1993 года N 4468-1 "О

пенсионном обеспечении лиц, пенсионном обеспечении лиц,

проходивших военную службу, службу проходивших военную службу, службу

в органах внутренних дел, в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей", в страховой стаж не органах принудительного исполнения

включаются периоды службы, Российской Федерации, и их семей",

предшествовавшие назначению пенсии в страховой стаж не включаются

по инвалидности, либо периоды периоды службы, предшествовавшие

службы, работы и (или) иной назначению пенсии по инвалидности,

деятельности, учтенные при либо периоды службы, работы и

определении размера пенсии за (или) иной деятельности, учтенные

выслугу лет в соответствии с при определении размера пенсии за

указанным Законом. При этом выслугу лет в соответствии с

учтенными считаются все периоды, указанным Законом. При этом

которые были засчитаны в выслугу учтенными считаются все периоды,

лет, в том числе периоды, не которые были засчитаны в выслугу

влияющие на размер пенсии за лет, в том числе периоды, не

выслугу лет либо пенсии по влияющие на размер пенсии за

инвалидности, в соответствии с выслугу лет либо пенсии по

указанным Законом. Инвалидности, в соответствии с

Изменение части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

1. Фиксированная выплата к 1. Фиксированная выплата к

страховой пенсии по старости лицам страховой пенсии по старости лицам

(за исключением лиц, являющихся (за исключением лиц, являющихся

получателями пенсии за выслугу лет получателями пенсии за выслугу лет

либо пенсии по инвалидности в либо пенсии по инвалидности в

соответствии с Законом Российской соответствии с Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей", а также лиц, указанных в органах принудительного исполнения

пункте 7 статьи 3 Федерального Российской Федерации, и их семей",

закона от 15 декабря 2001 года N а также лиц, указанных в пункте 7

166-ФЗ "О государственном статьи 3 Федерального закона от 15

пенсионном обеспечении в декабря 2001 года N 166-ФЗ "О

Российской Федерации"), к государственном пенсионном

страховой пенсии по инвалидности обеспечении в Российской

(за исключением фиксированной Федерации"), к страховой пенсии по

выплаты к страховой пенсии по инвалидности (за исключением

инвалидности инвалидам III группы) фиксированной выплаты к страховой

устанавливается в сумме 4 982 пенсии по инвалидности инвалидам

рубля 90 копеек в месяц. III группы) устанавливается в







КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 400-ФЗ "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

А.Н. БОРИСОВ

Борисов Александр Николаевич, практикующий юрист, специалист в области права социального обеспечения, пенсионного страхования и пенсионных споров, автор Комментариев к Законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об основах обязательного социального страхования", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и др.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - комментируемый Закон) принят на смену Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон 2001 г. о трудовых пенсиях) и введен в действие с 1 января 2015 г. одновременно с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (в настоящем Комментарии обозначается как Закон 2014 г. о накопительной пенсии). Проекты данных Законов были разработаны в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации" , в целях решения задач совершенствования пенсионной системы России и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности. При этом в обоснование необходимости предложенного реформирования пенсионной системы России в новых Законах отмечалось следующее:

спустя 11 лет после начала пенсионной реформы 2002 г. пенсионная система России находится в состоянии, которое выражается в усилении зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также в низкой эффективности накопительного компонента пенсионного обеспечения. С учетом темпов старения населения в предстоящие десятилетия очевидно, что при инерционном сценарии развития пенсионной системы проблемы в данной сфере будут сохраняться;

в современных условиях пенсионная система России продолжает испытывать серьезные проблемы, связанные с невозможностью за счет средств бюджета ПФР полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования, причинами которых являются отдельные недостатки пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджетную систему России в целом, а также на пенсионные права граждан;

действующая пенсионная модель, при которой накопленные права в рублях, то есть сумма уплаченных за конкретного работника денежных средств за время его трудовой деятельности, делятся на ожидаемый период выплаты пенсии, хороша только на переходный момент, потому что в долгосрочной перспективе такой подход разбалансирует страховую систему;

вместе с тем только модернизация отечественного пенсионного законодательства сможет обеспечить долговременные прочные гарантии надежности, стабильности пенсионной системы и, как следствие, повышение благополучия всех российских пенсионеров.

СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. II). Ст. 8029.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве комментируемого Закона, предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии; главная цель введения новой пенсионной формулы - выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание пенсионной системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду; при этом решаются задачи достижения к 2030 г. среднего размера страховой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера и достижения коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 35 лет при средней заработной плате.

Излагая концепцию законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, ее авторы указывали следующее:

устанавливаются основания возникновения, порядок установления и выплаты страховых пенсий. Предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца;

условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Страховая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоящим на его иждивении, за исключением случаев, указанных в законопроекте;

к страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере. При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты;

размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами); параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется: при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении; при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении; стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которого будет включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета ПФР на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и который ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ;

порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца будет аналогичен действующему порядку с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента (взамен расчетного пенсионного капитала). В страховой стаж наравне с периодами работы засчитывается ряд нестраховых периодов, перечень которых соответствует перечню нестраховых периодов в соответствии с действующим пенсионным законодательством. При этом период ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет учитывается в размере не более 4,5 лет в общей сложности. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые индивидуальные пенсионные коэффициенты, в том числе коэффициенты за нестраховые периоды. В перспективе размер пенсии будет выше у тех граждан, которые примут решение отложить выход на пенсию на более поздний срок, нежели у тех, кто выйдет на пенсию по достижении пенсионного возраста (мужчины - 60 лет и женщины - 55 лет);

вместе с тем исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, и гражданин, если вышел на пенсию в 60 лет, но продолжает работать, компенсирует свою зарплату, с которой в течение трудовой деятельности производилась уплата страховых взносов в пенсионную систему, нет оснований пересчитывать пенсию после ее назначения за каждый проработанный год. В этой связи законопроект не содержит положений о перерасчете пенсий работающим пенсионерам;

новой пенсионной формулой предусмотрено перераспределение средств от работающих и получающих заработную плату пенсионеров в пользу повышения общего уровня пенсионного обеспечения, в частности пенсионеров, которые реально утратили свой заработок (соответствующие средства экономии будут направлены на повышение размеров пенсий всем пенсионерам, в том числе неработающим);

механизм индексации пенсий в рамках новой пенсионной формулы останется прежним. Как и в действующей пенсионной модели, пенсионные выплаты будут увеличиваться два раза в год - сначала с учетом инфляции, затем с учетом уровня доходов ПФР. Страховые пенсии будут ежегодно корректироваться: с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год; с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии в связи с изменением стоимости пенсионного коэффициента, расчет и размер которого будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета ПФР на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Также определен порядок ежегодной индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии: с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год; с 1 апреля Правительство РФ вправе принять решение о ее дополнительном увеличении с учетом роста доходов ПФР. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии будет определяться Правительством РФ.

с 1 января 2015 г. будет осуществлен перевод пенсионеров, получающих трудовые пенсии, на новый порядок исчисления их размеров путем определения расчетного размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г. Расчетный размер будет определяться в соответствии с Законом 2001 г. о трудовых пенсиях. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до 1 января 2015 г., рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г. Величина конвертационного пенсионного коэффициента будет определяться по методике, утверждаемой Правительством РФ.

В пояснительной записке к законопроекту, принятому в качестве Закона 2014 г. о накопительной пенсии, отмечалось, что предусматривается выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости как элемента, не имеющего солидарного характера по своей сути, и преобразование этой части пенсии в самостоятельный вид пенсии; трудовая пенсия по старости в соответствии с разрабатываемыми новыми правилами исчисления трудовой пенсии по старости трансформируется в две самостоятельные части - страховую пенсию и накопительную пенсию.

Следует также упомянуть, что в связи принятием комментируемого Закона и Закона 2014 г. о накопительной пенсии принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" (в настоящем Комментарии обозначается как Закон 2014 г. N 216-ФЗ).

Федеральный закон 400-ФЗ о страховых пенсиях в 2020 году

Такое распределение связано с тем, что две части – четырнадцатая и пятнадцатая – из статьи № 17 начали свое действие не в 2020 году, а с начала 2020 года. Рассмотрим более подробно, о чем говорится в этой статье.

  • по возрасту (для ее получения следует учитывать следующие факторы: возраст пенсионера, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент);
  • по случаю потери кормильца (речь идет о пенсиях, которые могут получать те члены семьи, где умер кормилец, что не имеют возможности трудиться самостоятельно и обеспечивать себя на должном уровне);
  • по инвалидности (специально предназначаются для пенсионеров-инвалидов).

Федеральный закон О страховых пенсиях (400-ФЗ) 2020

Цель настоящего закона – защита прав граждан на страховую пенсию, которая назначается на основании обязательного пенсионного страхования с учётом социальной значимости трудовой или/и другой общественно-полезной деятельности граждан.

Данный Федеральный закон регламентирует основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии. Федеральный закон «О страховых пенсиях» разработан в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2020

При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Федеральный Закон номер 400-ФЗ — О страховых пенсиях

Таким образом, реализуется увеличение размера пенсионного оклада, за счёт ежегодного автоматического перерасчёта. При этом пенсионеры обязаны своевременно обеспечить предоставление в органы пенсионного обеспечения сведения о прекращении или возобновлении карьеры.

Если раньше данный вид выплаты рассматривался лишь по отношению к нетрудоспособным гражданам, то сейчас появилась отдельная статья 26.1 регламентирующая получение страховой пенсии лицам, продолжающим профессиональную деятельность.

Федеральный закон от N 400-ФЗ (ред

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»

Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» .

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Закон о страховых пенсиях под федеральным номером 400 принят в декабре 2013 года. Структурно документ состоит из семи глав, которые в полном объеме освещают данное законоположение. Дополнительно к акту прилагается 5 приложений, которые наглядно показывают коэффициенты и данные при расчетах предлагаемых выплат.

Страховая пенсия представляет собой фиксированную ежемесячную выплату. Федеральный закон 400-ФЗ регулирует данные аспекты. Он указывает, в каких случаях назначаются выплаты, какие основания для этого имеются. Также учитываются правовые стороны возникающих вопросов. Рассчитываются размеры начисляемых выплат.

Последняя редакция Закона «О страховых пенсиях» 400-ФЗ в 2020 году

5) поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;

— размер страховой пенсии по случаю потери кормильца за одного родителя, установленный по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей;

ФЗ № 400 О страховых пенсиях простыми словами

Еще один важный момент — в 2020 году для получения изученной поддержки пенсионеров необходимо иметь минимум 7 лет трудового стажа, а также 9 пенсионных баллов. Если данные условия не соблюдаются, гражданину будет положена социальная пенсия.

Также придется взять любые подтверждения того, что человек не получает никакой другой пенсии. Когда гражданин обращается в ПФР, скорее всего, этот факт проверится на месте. Если хочется получать денежные средства на счет в банке, предоставляются реквизиты оного.

Что гласит 400 ФЗ о страховых пенсиях

Описываемый законодательный акт четко регламентирует условия для возникновения пенсионных выплат. Основное из них заключается в возрасте граждан, при достижении которого они обладают правом ухода на пенсионное обеспечение по старости. Для лиц мужского пола это 60 лет, женского – 55 лет.

Третьим основным видов пенсионных выплат являются начисления на основании потери кормильца. Так же, как и в случае с пенсиями по инвалидности, выплаты по потере кормильца назначаются вне зависимости от возраста и социального статуса. Единственное условие заключается в том, что гражданин, претендующий на оформлении пенсионного обеспечения по потере кормильца, должен был находится на полном обеспечении у погибшего гражданина.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» в 2020

Получить от государства пенсию по старости имеет право каждый гражданин. В основной массе мужчины выходят на заслуженный отдых в 60 лет, женщинам пенсия назначается в 55 лет. Имеют исключения, по которым возрастная планка может быть снижена, все подобные отклонения прописаны в законе. В первую очередь к числу льготников относятся работники вредных производств, Крайнего Севера, военнослужащие различных родов войск, труженики иных профессий. Список причин, по которым пенсия может быть оформлена раньше установленного срока, имеется в открытом доступе. Познакомиться с документом можно в любом отделении Пенсионного Фонда РФ.

Новый закон о пенсионном страховании вступил в силу с 2020 года, в нем были откорректированы и изменены многие положения предыдущего закона. Последняя редакция Пенсионного кодекса отображена в Федеральном Законе РФ №400 “О страховых пенсиях”. Основным положением документа является законодательно установленное право гражданина на несколько видов пенсий: по старости, инвалидности и потере кормильца.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» от N 400-ФЗ ст 30 (ред

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

Основные положения Федерального закона №400 О страховых пенсиях

В соответствии со ст.22 ФЗ №400 пенсия претенденту на пособие назначается с момента регистрации заявления и документов, которые после приема сотрудниками ПФ РФ изучаются в течение 10 дней на предмет достоверности. При этом, если гражданин не предоставил какие-либо данные либо требуется подтверждение определенных сведений, ему дается еще три месяца на дополнение.

Также ч.5 ст.22 ФЗ №400 в качестве дополнительной льготы предусмотрено и досрочное назначение пособия, то есть не с момента обращения, а ранее в случае, если гражданин, претендующий на пенсионное обеспечение по старости, обратился в ПФ в течение 30 дней с момента увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, а в случае назначения пенсии по инвалидности на протяжении года с момента получения удостоверения об ограниченных физических возможностях.

Закон фз 400 о страховых пенсиях

Нововведения не меняют сути документа, но наиболее актуальной версией является новая редакция, вступившая в силу в начале 2020 года. Именно этот вариант документации содержит всю информацию, которая соответствует всем изменениям и поправкам.

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2020 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2020 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2020 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в «Российской газете» от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))

Федеральный закон 400 ФЗ о страховых пенсиях в 2020 году

  • понятие страховая пенсия и стаж;
  • что такое ИПК и его стоимость;
  • значение фиксированной выплаты;
  • что включает в себя установление страховой пенсии;
  • понятие корректировки размера пенсии;
  • что такое выплатное дело.
  • годы прохождения военной службы;
  • периоды болезни, оплачиваемые из фонда обязательного социального страхования;
  • время, когда один из родителей ухаживал за ребенком до полутора лет. Для многодетной мамы не более 6 лет;
  • в стаж входит период, когда гражданин получал пособие на Бирже труда, был занят на общественных работах;
  • период времени, потраченный на переезд в другую местность для трудоустройства, если был направлен туда службой занятости;
  • период нахождения под стражей и отбывания наказания необоснованно обвиненных;
  • период, когда гражданин ухаживал за стариком в возрасте более 80 лет, за ребенком-инвалидом либо за инвалидом 1 группы;
  • для супругов период, когда другой супруг проходит военную или дипломатическую службу и нет возможности устроиться на работу в данной местности, стране, но не более пяти лет.

Обзор действующей редакции закона О страховых пенсиях 400-ФЗ

  • военная служба;
  • начисления выплат в связи с временной нетрудоспособностью;
  • декретный отпуск по уходу за ребенком до полутора лет (максимум 3 отпуска);
  • начислений пособия в связи с отсутствием работы;
  • общественная деятельность, за которую предусмотрена оплата;
  • переезд в другую населенную местность для трудоустройства по направлению от центра занятости;
  • отбытие тюремного наказания в случае доказательства невиновности гражданина;
  • уход за лицами более 80-ти лет, инвалидами;
  • трудовая деятельность, связанная с несением военной службы в регионе, где нет возможности трудоустроиться (до 5 лет);
  • работа в консульствах за границами РФ.

Периодически в законодательство вносятся поправки. Данный закон регулируют пенсионные выплаты, сформированные путем страхования. Для наиболее четкого понимания следует разобраться с понятием страховая пенсия.

Читайте также: