Комментарий к федеральному закону от 15 12 об обязательном пенсионном страхованию

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". - Специально для системы ГАРАНТ, 2015.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", где проанализированы наиболее значимые положение Закона (разъяснены основные понятия института обязательного пенсионного страхования, права и обязанности субъектов правоотношений - страховщиков, страхователей и застрахованных лиц; определены виды страхового обеспечения, страховых случаев и страховых рисков, порядок начисления и уплаты страховых взносов и т.д.). Комментарий предназначен для юристов, занимающихся вопросами пенсионного обеспечения, для финансовых работников, студентов, а также широкого круга лиц.

Белянинова Ю.В. - юрист (опыт работы более 20 лет), специализирующийся по вопросам социального, пенсионного обеспечения и страхования, социального обслуживания и защиты; автор многочисленных публикаций, в том числе: ФЗ "О страховых пенсиях", ФЗ "О накопительной пенсии", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и др.; книги "Пенсии: пошаговая инструкция по назначению, оформлению и выплате всех видов пенсий" (М.: Эксмо, 2012), "Софинансирование и валоризация пенсий: все, что нужно об этом знать" (М.: Эксмо, 2012), "Как получить большую пенсию?" (М.: Эксмо, 2012) и др.

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

Закон - Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации

РФ - Российская Федерация

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

ФЗ - Федеральный закон

ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" - Федеральный закон от 04.06.2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан"

ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" - Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"

ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" - Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

ФЗ "О коммерческой тайне" - Федеральный закон от 29.07.2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"

ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" - Федеральный закон от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" - Федеральный закон от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"

ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" - Федеральный закон от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"

ФЗ "О накопительной пенсии" - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"

ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" - Федеральный закон от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"

ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

ФЗ "О персональных данных" - Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"

ФЗ "О погребении и похоронном деле" - Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"

ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" - ФЗ от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" - Федеральный закон от 30.11.2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"

ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" - Федеральный закон от 01.05.1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"

ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" - Федеральный закон от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

ФЗ "О специальной оценке условий труда" - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" - Федеральный закон от 23.12.2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

ФЗ "О страховых пенсиях" - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" - Федеральный закон от 29.12.2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"

ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" - Федеральный закон от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

ФЗ "Об аудиторской деятельности" - Федеральный закон от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" - Федеральный закон от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"

ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" - Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" - Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

ФЗ "Об электронной подписи" - Федеральный закон от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

ФЗ от 01.12.2014 г. N 406-ФЗ - Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"

ФЗ от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ - Федеральный закон от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"

ФЗ от 03.12.2012 г. N 243-ФЗ - Федеральный закон от 03.12.2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования"

ФЗ от 04.12.2013 г. N 351-ФЗ - Федеральный закон от 04.12.2013 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"

ФЗ от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ - Федеральный закон от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

ФЗ от 18.07.2009 г. N 185-ФЗ - Федеральный закон от 18.07.2009 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 9.1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и статью 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

ФЗ от 19.12.2006 г. N 236-ФЗ - Федеральный закон от 19.12.2006 г. N 236-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год"

ФЗ от 20.07.2000 г. N 104-ФЗ - Федеральный закон от 20.07.2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"

ФЗ от 21.03.2005 г. N 18-ФЗ - Федеральный закон от 21.03.2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"

ФЗ от 21.07.2007 г. N 182-ФЗ - Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

ФЗ от 22.12.2005 г. N 174-ФЗ - Федеральный закон от 22.12.2005 г. N 174-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год"

ФЗ от 23.12.2003 г. N 175-ФЗ - Федеральный закон от 23.12.2003 г. N 175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год"

ФЗ от 24.07.2002 г. N 111-ФЗ - Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"

ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ - Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

ФЗ от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ - Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

ФЗ от 28.06.2014 г. N 188-ФЗ - Федеральный закон от 28.06.2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"

ФЗ от 28.12.2004 г. N 184-ФЗ - Федеральный закон от 28.12.2004 г. N 184-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год"

ФЗ от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

ФЗ от 28.12.2013 г. N 422-ФЗ - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"

ФЗ от 29.05.2002 г. N 61-ФЗ - Федеральный закон от 29.05.2002 г. N 61-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год"

ФЗ от 29.11.2014 г. N 378-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2014 г. N 378-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

ФЗ от 29.12.2014 г. N 377-ФЗ - Федеральный закон от 29.12.2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

ФЗ от 30.04.2008 г. N 55-ФЗ - Федеральный закон от 30.04.2008 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

ФЗ от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ - Федеральный закон от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

ФЗ от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ - Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"

ФЗ от 31.12.2002 г. N 197-ФЗ - Федеральный закон от 31.12.2002 г. N 197-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год"

ФЗ от 31.12.2014 г. N 519-ФЗ - Федеральный закон от 31.12.2014 г. N 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"

ФНС РФ - Федеральная налоговая служба РФ

ФСС РФ - Фонд социального страхования Российской Федерации

ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

При написании комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 1 апреля 2015 года.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании >>>>>

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании >>>>>

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
__________
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
__________
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ)

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
__________
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ)

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
__________
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе >>>>>

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе >>>>>

стоимость страхового года - утверждаемая Правительством Российской Федерации сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", увеличенное в 12 раз, и исходя из которой определяется объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
__________
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ)

стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации;
__________
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ)

ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Статья 7. Застрахованные лица >>>>>

ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Статья 7. Застрахованные лица

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Идет завершение процесса оплаты

В настоящее время мы ожидаем подтверждения оплаты от платежной системы.
Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
Обычно подтверждение платежа занимает не более нескольких минут. Попробуйте обновить страницу для повторной проверки.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru, мы разберемся.

Метод оплаты:

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ – это основной документ в сфере страхования людей, достигших пенсионного возраста. Он устанавливает порядок выплаты страховых денежных средств и пенсии. Согласно ему, урегулируются взаимоотношения между участниками ОПС . В нем содержатся правовые основы уплаты страховых взносов и другие важные моменты, о которых нужно знать пенсионерам.

Общие положения

Данный закон издан 15 декабря 2001 года. За время существования в него вносились изменения, последнее датировано 11 декабря 2018 года.

Закон начинается с общих положений. Это вступительная часть, в которой даются определения основным понятиям, рассказывается о том, что регулирует документ, какие его правовые основы.

Данным законом предусмотрено:

  • регулирование ОПС и правоотношений между субъектами;
  • права и обязанности сторон, их ответственность.

Законодательство ОПС учитывает положения, изложенные в Конституции РФ и других законах, касающихся пенсионного страхования. Изменения в этих документах могут касаться и ФЗ, поэтому за правками нужно следить.

Участники ОПС

В ней перечислены участники страхования, рассказывается о страховом случае, рисках, взносах, обязательном страховом обеспечении (ОСО), а также о процедуре снятия с учета работодателей, нотариусов и других страхователей.

Согласно закону, субъектами ОПС можно считать троих:

  • страховщика – это орган, который и выплачивает пенсии, им является ПФ РФ;
  • страхователя – это работодатели (физические лица, ИП, организации), адвокаты, нотариусы;
  • застрахованного – это человек, который непосредственно страхуется (это не только гражданин РФ, но и иностранец).

Застрахованный нуждается в ОПС при наступлении страхового случая (СС). Согласно закону с изменениями – это выход на пенсию по достижению пенсионного возраста, инвалидность или утрата единственного кормильца. В этих случаях назначается страховая пенсия (СП).

К ОСО также принадлежат:

  • дополнительные выплаты к СП фиксированного размера;
  • одноразовая или срочная пенсионная выплата;
  • выдача накопленных пенсионных средств умершего;
  • пособие на похороны, при утрате нетрудоспособности или во время родов.

Все деньги выделяются ПФ. Они поступают на счет застрахованного.

ФЗ также дает расшифровку понятию «страховой риск». Это утрата заработка или постоянного дохода при наступлении СС. ПО факту, речь идет о достижении пенсионного возраста или же инвалидности, тогда человек нуждается в страховом обеспечении.

Права и обязанности

Рассмотрим права и обязанности каждого субъекта. Согласно ФЗ, страховщик обязан:

  • контролировать достоверность информации от остальных участников;
  • подсчитывать тариф страховых взносов;
  • насчитывать и выплачивать все виды пенсий, предусмотренных законом;
  • пересчитывать сумму ОПС при подаче льготных документов;
  • составлять бюджет ПФ;
  • проводить информационную поддержку;
  • контролировать использование бюджетных средств, вести их учет и подавать отчетность;
  • ставить и снимать с учета страхователей и др.

Страховщики могут проверять поданную страхователями информацию, требовать от руководителей устранение выявленных нарушений, обмениваться информацией с государственными органами, распоряжаться денежными средствами, имеют доступ к данным о налогоплательщиках и другое.

У страхователей прав меньше. Это бесплатная информационная поддержка в сфере ОПС, защита своих прав в суде и уплата взносов на счет застрахованных лиц.

Не менее важны и обязанности. От их выполнения зависит благосостояние застрахованных лиц. Список:

  • не ущемлять права застрахованных;
  • уплачивать страховые взносы в ПФ;
  • своевременно предоставлять отчеты, а также документы для перерасчета и выплаты ОСО;
  • реагировать на нарушения, выявленные территориальными органами.

Согласно ФЗ об ОПС, застрахованные должны предоставлять достоверную информацию для назначения ОСО, своевременно сообщать обо всех изменениях, а также соблюдать все условия.

  • участвовать в усовершенствовании ОПС;
  • узнавать размер денежных средств, начисленных работодателем, знать о исчислениях и удержаниях;
  • без задержек получать ОСО;
  • уплачивать платежи за счет собственных средств и другое.

Более полная информация изложена в ФЗ об обязательном пенсионном страховании. Из него можно узнать, как не нарушать законодательство РФ и действовать в рамках закона.

Финансовая система

Это четвертая глава, в которой идется речь о том, откуда берутся деньги, как формируется бюджет, куда расходуются средства. Рассказываете о резерве, процедуре формирования накопительной пенсии и других нюансах, касающихся финансирования.

В законе говорится, что бюджет составляется страховщиком. Деньги являются собственностью ПФ и не могут использоваться в других целях. Нецелевое использование чревато уголовной ответственностью.

Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации предусматривает средства, из которых формируется бюджет. Это обязательные платежи, добровольные взносы, деньги, накопленные пенсионерами и другие средства. Более подробно можно узнать из электронной версии документа.

Бывает такое, что расходы на ОПС превышают поступления. Тогда они компенсируются за счет бюджетных ассигнований. Для финансовой устойчивости обязательно создается резерв бюджета.

Использование бюджетных средств находится под контролем контролирующих органов.

Особенности уплаты платежей на ОПС

Эта глава будет одной из самых интересных к рассмотрению, поскольку фактически застрахованный может понять, какая у него будет пенсия.

В этом разделе федерального закона об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации приведен размер тарифа, указана информация, как он рассчитывается и от чего зависит. Согласно ФЗ, ставка исчисляется в зависимости от года рождения. Для лиц, родившихся до 1966 года, тариф составляет 22%, для застрахованных более молодого возраста – 16%.

Примечание! Для иностранцев, временно проживающих на территории РФ, тариф рассчитывается независимо от года рождения. Для иностранных граждан, которые постоянно живут в России, возраст имеет значение.

Что касается суммы, которую сплачивают страхователи, то она рассчитываются в соответствии с законодательной базой РФ.

Все изменения в федеральном законе 167 "об обязательном пенсионном страховании" выкладываются на сайте Госдумы России и ПФ. Любой желающий может ознакомиться с основными его положениями, чтобы быть в курсе всех событий, знать свои права и обязанности, своевременно обращаться в контролирующие органы, если их ущемляют.

С целью совершенствования правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов и процедуры их администрирования принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (опубликован на портале www.pravo.gov.ru 30.06.2014). Предусмотренные им изменения вступят в силу с 01.01.2015, но подготовиться к ним стоит уже сейчас.

Кто обязан отчитываться электронно?

Одновременно со сведениями персонифицированного учета страхователи подают в органы контроля расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС. Сейчас, если у страхователя среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 50 человек и менее, он может представить расчет в форме электронного документа без использования оператора (ч. 10 ст. 15 Закона о страховых взносах ).

Данная величина с 01.01.2015 также уменьшится до 25 человек.

О формировании облагаемой страховыми взносами базы

На практике в облагаемую страховыми взносами базу включаются все-таки не выплачиваемые фактически, а начисляемые взносы. Это и будет констатировано в данной норме.

О компенсациях при увольнении

Также она не применяется при выплате руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации компенсации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. Но в этом есть небольшое отличие от п. 3 ст. 217 НК РФ.

Исходя из того, как будут изложены пп. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ и пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона о страховых взносах, получается, что компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру не облагаются страховыми взносами в пределах трехкратного размера среднего месячного заработка в любом случае, даже если их выплачивает организация, расположенная на Крайнем Севере.

Для НДФЛ это не так. Наравне с другими работниками при увольнении из такой организации или организации, расположенной в приравненных к Крайнему Северу районах, они имеют шестикратный не облагаемый налогом минимум (см., например, письма Минфина России от 07.04.2014 № 03-04-06/15460, от 29.06.2012 № 03-04-06/6-185).

О проезде к месту проведения отпуска

Зато не будет облагаться взносами стоимость провоза багажа весом до 30 кг, и это относится не только к отпуску за пределами территории РФ, а вообще к любому переезду к месту проведения отпуска и обратно.

Кроме того, в целях применения данной нормы уточнено, что пунктом пропуска через Государственную границу РФ может считаться и международный аэропорт, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Это соответствует позиции ФСС в отношении действующей редакции данной нормы (Письмо от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Напомним, что согласно ст. 325 ТК РФ в редакции, действующей с 02.04.2014 , лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Размер, условия и порядок компенсации таких расходов в коммерческих организациях устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Уточнен перечень застрахованных лиц

Кроме того, уточнено, какие иностранные граждане и лица без гражданства являются застрахованными лицами. В пункте1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании сейчас указано, что если такие лица (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») временно пребывают на территории РФ и заключили трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, то они включаются в число застрахованных лиц.

Теперь условие о заключении указанных трудовых договоров будет отменено. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, смогут стать застрахованными лицами на общих основаниях, если они относятся к категориям граждан, перечисленным в п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании (изменен также п. 2 ст. 22.1 данного закона).

О пониженном тарифе для аптек

  • аптечная организация должна признаваться таковой в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) и уплачивать ЕНВД;
  • индивидуальный предприниматель должен иметь лицензию на ведение фармацевтической деятельности и уплачивать ЕНВД;
  • тариф должен применяться в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением ими фармацевтической деятельности.
Теперь не указывается, что аптечная организация признается таковой в соответствии с Федеральным законом № 61-ФЗ, но ей, как и индивидуальному предпринимателю, следует иметь лицензию на занятие фармацевтической деятельностью и уплачивать ЕНВД.

Существенно также то, что пониженный тариф будет применяться теперь не в отношении всех выплат в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, а только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению (изменен также п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах).

К сведению:

Право на осуществление фармацевтической деятельности в РФ имеют:

  • лица, получившие фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством РФ, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;
  • лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Это правило предусмотрено в ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ, но согласно ч. 6 ст. 101 того же закона оно вступит в силу только с 01.01.2016. До указанной даты право на осуществление данной деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста, а также лица, обладающие правом на занятие медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, обособленных подразделениях медицинских организаций (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), имеющих лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Такой порядок установлен в ч. 1 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ.

Льготируемые выплаты на патенте

Теперь уточнено, что такой тариф будет установлен только в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, которые осуществляют вид экономической деятельности, указанный в патенте (изменен также п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона о страховых взносах).

Отчисление в фиксированном размере станет более точным

Для них размер отчислений устанавливается в фиксированном размере в расчете на полную продолжительность календарного года.

В части 6 ст. 14 Закона о страховых взносах учтено, что эти плательщики, не утрачивая своего предпринимательского статуса, в какие-то периоды могут не заниматься предпринимательской деятельностью в связи с объективными обстоятельствами, при этом данные периоды могут включаться в страховой стаж для начисления пенсии.

Согласно ч. 7 той же статьи, если в указанные периоды они все-таки занимались предпринимательской деятельностью, фиксированный размер взносов для них определяется не в расчете на весь расчетный период, а только пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых они осуществляли соответствующую деятельность.

Однако и в календарном месяце такие плательщики могут вести деятельность считанные дни. Теперь это учтено, и за неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов будет ими определяться пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

О найме жилого помещения в командировке

В действующей редакции данного закона, как и в п. 2 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ и п. 3 ст. 217 НК РФ, от обложения страховыми взносами (налогом) эти расходы освобождаются в размере документального подтверждения. Если подтверждающих документов нет, они освобождаются от обложения ими согласно нормативу.

Теперь в Законе о страховых взносах не будет указания на возможность освобождения данных расходов от обложения страховыми взносами в пределах норматива (утратило силу второе предложение ч. 2 ст. 9). То есть получается, что при отсутствии документов, подтверждающих расходы на проживание, их сумма будет облагаться страховыми взносами полностью.

Взносы будут перечисляться с точностью до копейки

Уплата взносов в рассрочку

Для страховых взносов не предусмотрена возможность предоставлять отсрочку (рассрочку) на период более одного года. Не установлены такие мотивы для ее предоставления, как угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им страховых взносов, а также в случае, если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты страховых взносов.

В отличие от требований НК РФ, к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) не надо прилагать перечень контрагентов – дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами – дебиторами, и сроков их исполнения, а также копии данных договоров.

До какого дня нужно платить пени?

Теперь этот пробел устранен. Однако в судебной практике считалось, что пени надо уплачивать до дня фактической уплаты недоимки, а день погашения задолженности по страховым взносам в расчет пеней включать не следует (постановления ФАС ВСО от 28.02.2012 № А19-14884/2011 , ФАС СЗО от 27.07.2012 № А56-48621/2011, от 10.05.2011 № А66-9837/2010 , ФАС ПО от 09.08.2011 № А57-12787/2010).

Такого же мнения придерживался Минтруд. С точки зрения данного ведомства, обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной в день представления плательщиком в банк платежного поручения на уплату соответствующей суммы страховых взносов, а не со следующего дня после представления такого поручения. То есть день исполнения обязанности по уплате страховых взносов не должен быть одновременно днем просрочки исполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени (Письмо Минтруда России от 16.05.2014 № 17-4/В-211).

Законодатели решили иначе: пени должны начисляться все-таки на день уплаты задолженности. Это следует из новой редакции ч. 3 ст. 25 Закона о страховых взносах.

О зачете и возврате излишне уплаченных страховых взносов

Кроме того, изменена ч. 21 этой статьи. Сейчас согласно данной норме нельзя за счет переплаты в один внебюджетный фонд погасить недоимку в другой внебюджетный фонд. Теперь данное правило прямо не будет указано, хотя и будет подразумеваться. Определено, что в рамках платежей, администрируемых одним органом контроля, можно зачесть переплату по одному виду платежа в счет недоимки по другому виду платежа. Очевидно, на данный момент это возможно по платежам в ПФР и ФОМС, ведь и те и другие администрируются ПФР.

Меньше обязанностей для плательщиков

Новые требования при проверке

Кроме того, в данной статье в новых ч. 24 – 27 перечислены основания для проведения повторной выездной проверки и порядок ее проведения. Это возможно, в частности, в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. При этом проверяется период, за который представлен уточненный расчет.

Вероятно, в ПФР серьезно обеспокоены тем, что сотрудники территориальных органов контроля могут оказаться чрезмерно благосклонными к плательщикам страховых взносов. Так, по итогам повторной проверки могут быть применены штрафные санкции к плательщику страховых взносов, если будет установлено, что имел место сговор между ним и должностным лицом органа контроля, в результате чего последний не зафиксировал факт правонарушения со стороны плательщика.

Дополнительно в ходе рассмотрения материалов любой выездной проверки руководитель органа контроля теперь сможет выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, но не обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за это, которые могли быть выявлены до сих пор (п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона о страховых взносах, утратила силу также ст. 44, где были перечислены смягчающие и отягчающие обстоятельства).

Наконец, сейчас орган контроля, рассматривающий дело, может выявить иные обстоятельства, исключающие вину плательщика страховых взносов в совершении правонарушения, помимо тех, что прямо перечислены в ст. 43 Закона о страховых взносах. Теперь такая возможность будет предоставлена только суду.

  1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  2. Данная редакция действует на основании изменений, внесенных в ТК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 № 50-ФЗ. Текст закона и комментарий к нему опубликованы в № 9, 2014.
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  4. В пункте 12 ст. 33 Закона об обязательном пенсионном страховании имеется в виду, что для таких страхователей в 2014 – 2018 годах установлен тариф страховых взносов в ПФР в размере 20%.
  5. Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.
  6. Определением ВАС РФ от 04.07.2012 № ВАС-8069/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
  7. Определением ВАС РФ от 22.08.2011 № ВАС-10808/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
  8. Такие же изменения внесены в ст. 27 Закона о страховых взносах, которая регулирует возврат сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.

Читайте также: