Комментарий к федеральный закон от 28 12 n 400 фз о страховых пенсиях

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". - Специально для системы ГАРАНТ, 2015.

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который вводит новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии в целях выполнения пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придания ей стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.

В комментарии с учетом положений ранее действующего законодательства в области пенсионного обеспечения детально анализируются все наиболее значимые положения Закона, связанные с основанием возникновения прав граждан на страховые пенсии, порядком установления и выплатой страховых пенсий. В комментарии приведены практические рекомендации и примеры из судебной практики. Также рассмотрено смежное законодательство и подзаконные нормативные правовые акты, в той или иной степени регулирующие аспекты реализации гражданами России своих пенсионных прав на основе обязательного пенсионного страхования.

Хисамов А.Х. - к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой гражданского процессуального права Казанского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Казань). Действующий судья Верховного Суда Республики Татарстан (назначен Указом Президента РФ от 23 октября 2012 г. N 1422). Автор ряда научных и научно-публицистических работ.

Белянинова Ю.В. - юрист (опыт работы более 20 лет), специализирующийся по вопросам социального, пенсионного обеспечения и страхования, социального обслуживания и защиты; автор многочисленных публикаций, среди которых: комментарии к ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и др.; книги "Пенсии: пошаговая инструкция по назначению, оформлению и выплате всех видов пенсий" (М.: Эксмо, 2012), "Софинансирование и валоризация пенсий: все, что нужно об этом знать" (М.: Эксмо, 2012), "Как получить большую пенсию?" (М.: Эксмо, 2012) и др.

Долотина Р.Р. - к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права Казанского филиала ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет правосудия", преподаваемые дисциплины: "Страховое право", "Гражданское право", "Право социального обеспечения", "Гражданское процессуальное право" и др. Принимала неоднократное участие в международных и межвузовских научно-практических конференциях; является автором более 40 печатных работ, в том числе статей: "Сущность материнского (семейного) капитала как дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей" (2011), "К вопросу о выплатах за счет средств пенсионных накоплений" (2012), "Выплаты средств пенсионных накоплений: новое в правовом регулировании" (2012), "Юридическая ответственность в праве социального обеспечения" (2013), "Актуальные проблемы реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в России" (2014) и др.

Слесарев С.А. - частнопрактикующий юрист, консультант ЮЦ "Глосса" (г. Москва) и Центра правовой информации при ЦБС г. Мценска, специализируется в сфере трудового, семейного законодательства, права социального обеспечения, медицинского права, защиты прав потребителей. В сфере профессиональных интересов также находятся отдельные аспекты социального страхования. Автор (соавтор) публикаций и комментариев по вопросам, связанным с социальным обеспечением и обслуживанием, обязательным страхованием, в том числе комментария к Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Шашкова О.В. - юрист с многолетним опытом работы в коммерческих и некоммерческих организациях различных сфер деятельности; специалист в области трудового, гражданского права и права социального обеспечения; автор (соавтор) ряда работ, посвященных социальной тематике и вопросам пенсионного страхования в России, в том числе комментариев к ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", ФЗ "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации", ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и др.

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 - Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Закон - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

ФЗ "О накопительной пенсии" - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"

ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

ФЗ "О специальной оценке условий труда" - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

ФЗ "Об исполнительном производстве" - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" - Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"

ФЗ "Об электронной подписи" - Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"

ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

В комментарии приведены нормативные правовые акты по состоянию на 22 декабря 2014 года.

Законодательное регулирование пенсионного обеспечения осуществляется рядом правовых актов. Основные моменты, касающиеся страховых пенсионных начислений, установлены в ФЗ «О страховых пенсиях ». Акт был принят в 2013 году с целью модификации пенсионной системы, устранения имеющихся проблем и увеличения размер выплат до уровня трёх прожиточных минимумов к 2030 году.

Федеральный закон о страховых пенсиях

Закон «О страховых пенсиях» N 400-ФЗ был введён в действие как часть пенсионной реформы. Правительство полагало, что без изменения ряда принципов невозможно обеспечить гражданам достойный уровень выплат.

Среди основных моментов, содержащихся в новом правовом акте, отмечают:

  • условия, при которых назначаются выплаты;
  • стаж, необходимый для назначения выплат;
  • размер отчислений;
  • порядок, в котором выплаты назначаются;
  • права граждан, касающиеся досрочного получения;

Правовой акт устанавливает, что в РФ имеется три основных вида отчислений данного типа: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. При этом определяются условия, при которых каждый тип может быть начислен. Среди них наличие определённого стажа, возраст и так далее.

Порядок расчёта страхового стажа

Для определения страхового стажа, то есть срока, который учитывается в процессе назначения отчислений, необходимо выяснить, какая часть трудовой деятельности сопровождалась оплатой страховых взносов в ПФР.

Следующая деятельность приравнена к трудовой в плане расчёта стажа:

  • служба в вооружённых силах, а также иная приравненная к ней служба;
  • срок, в течение которого лицо не имело официальной работы и стояло на учёте для получения пособия;
  • период ухода родителя за своим ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Общий срок не должен превышать шесть лет;
  • срок, когда лицо было временно нетрудоспособным;
  • срок отбывания наказания за совершение противоправных деяний, если впоследствии такое наказание признано незаконным;
  • период ухода за лицом, достигшим 80 лет или инвалидом первой группы;
  • срок, в течение которого супруги военных находятся без возможности трудоустройства, так как в определённой местности рабочие места отсутствуют. Общий срок не должен превышать пять лет;
  • период, когда супруги граждан трудились за пределами РФ по направлению дипломатии.

Данные временные отрезки могут быть зачислены в стаж только при условии, что лицо имело работу ранее или после, и его работодатель оплачивал взносы в ПФР. Также лицо могло заниматься предпринимательством.

Стаж рассчитывается путём сложения сроков трудовой деятельности. Если в один и тот же период имеется два места трудоустройства или ведения иной деятельности, засчитывается одно любое на выбор лица.

Определение размера выплат

Определить размер выплат можно в соответствии с формулой, представленной в статье 15 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Формула выглядит следующим образом:

Размер = коэффициент*стоимость коэффициента на день начала выплат.

Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент = (коэффициент за периоды до 2015 года + коэффициент за периоды после 1 января 2015 года) * коэффициент повышения, если он применяется.

Отдельно потребуется рассчитать коэффициент за периоды до 2015 года (ИПКс) и после (ИПКн). Так, в первом случае формула следующая:

ИПКс = размер страховой части / стоимость каждого коэффициента + сумма коэффициентов за каждый период.

При расчёте пенсий по потере кормильца или по инвалидности используются дополнительные коэффициенты.

Сроки осуществления выплат

Закон о страховых пенсиях в статье 22 определяет, что выплаты назначаются со дня обращения. При этом необходимо, чтобы гражданин имел право на начисление.

Под днём обращения понимается день, когда гражданин подал соответствующее заявление и все требуемые документы в ПФР. Если какие-то документы отсутствуют, то ПФР разъясняет этот момент заявителю и даёт трёхдневный срок для их донесения. В противном случае срок будет рассчитываться снова.

Пенсия может быть назначена ранее дня обращения в следующих случаях:

  • со дня увольнения с последнего места работы, если лицо обратилось в ПФР в тридцатидневный срок;
  • по инвалидности – с даты признания лица инвалидом, если он обратился за пенсией в срок, не превышающий календарный год;
  • по потере кормильца – с момента признания лица нуждающимся, если заявление подаётся в течение года.

Срок рассмотрения заявления составляет десять дней.

Досрочное начисление

В соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» в Российской Федерации пенсия может быть назначена досрочно, если лицо имеет коэффициент не менее 30, в следующих случаях:

  • при наличии стажа 10 и 7,5 лет (для мужчин и женщин соответственно), при подземных работах, а также при осуществлении трудовой деятельности в иных вредных условиях. При этом общий стаж должен быть не менее 20 и 15 лет;
  • выход на пенсию сокращается на 5 лет, если мужчины работали при тяжёлых условиях не менее 12,5 лет, а женщины – 10, при этом общий стаж должен быть 25 и 20 лет соответственно. Также условие распространяется при работе в локомотивных бригадах, в шахтах, на рудниках, в экспедициях и на полевых работах, при лесозаготовках, в портах на определённых должностях;
  • выход на пенсию для женщин сокращается на 5 лет, если они отработали по профессии тракторист-машинист или машинист при строительных работах от 15 лет, а общий стаж составляет от 20. Данная льгота распространяется на женщин при работе от 20 лет в текстильной промышленности.

Статья 30 закона о страховых пенсиях перечисляет полный перечень работ, по которым пенсия может быть назначена раньше.

Последние изменения и дополнения

В 2018 году пенсионная система в России претерпела существенные изменения, соответственно, не обошлось и без внесения правок и дополнений в текст правового акта.

Основные изменения следующие:

  • пенсионный возраст был увеличен до 65 лет для мужчин и до 60 – для женщин;
  • при наличии стажа в 42 года у мужчин и 37 у женщин пенсия может быть назначена на 2 года ранее;
  • устанавливается иной порядок индексации размера пенсионных выплат на основе индекса роста цен;
  • пенсия ранее установленного срока может быть назначена женщине, имеющей от 4 детей, если ей исполнилось 56 лет, и у неё имеется стаж от 15 лет, а при наличии трёх детей – с 57 лет.

Основным нововведением является повышение пенсионного возраста до 60 лет у женщин и до 65 лет — у мужчин.

Закон о страховых пенсиях с изменениями вступил в силу не сразу, а начиная с 2019 года.

Законодательное регулирование

Правовое регулирование пенсионной системы в России регулируется несколькими правовыми актами, важное значение среди которых занимает ФЗ «О страховых пенсиях». В 2018 году акт претерпел ряд изменений, существенно меняющих систему в целом. Изменились не общие принципы, а конкретные особенности, в первую очередь – возраст, в котором граждане получают право на начало начисления пенсий.

Огромную роль для всех пенсионеров играет ФЗ-400 "О страховых пенсиях". Дело все в том, что в России пенсионная система постоянно терпит изменения. Поэтому приходится ежегодно интересоваться, что ждет людей, достигших пенсионного возраста, в том или ином периоде. Кто имеет право на страховые выплаты? В каких размерах выделяется поддержка пенсионеров такого типа? Обо всех нюансах следует поговорить заранее. Ведь последние изменения, вступившие в силу в 2016 году, серьезно сказались на пенсионной системе Российской Федерации.

Условия возникновения выплат

Первое, на что следует обратить внимание, - это условия возникновения пенсионных выплат. 400-ФЗ от 28.12.2013 четко регламентирует правила установления страховых пенсий. Если условия не будут соблюдены, не получится претендовать на ту или иную поддержку.


На данный момент говорится о том, что страховая пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. В России женщины получают статус пенсионеров в 55, а мужчины - в 60 лет.

При этом следует отметить, что страховой стаж при этом должен быть не менее 15 лет. То есть, если на протяжении указанного времени гражданин производил платежи в ПФР, он имеет право на такие выплаты. Но это еще не все.

Дело все в том, что в России теперь действует система коэффициентов. За каждый отработанный год гражданину будут начислять определенные баллы и коэффициенты. Последних должно быть не менее 30. Только тогда будут выполнены все условия для начисления страховых пенсий обычным гражданам.

Инвалидам

Но это только один из типов страховой поддержки населения пенсионного возраста. Существуют разные варианты развития событий. Как начисляется и выплачивается страховая пенсия по инвалидности?

Согласно ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года, на данную выплату имеют право все граждане, которым в том или ином возрасте была установлена инвалидность. Начисляется она независимо от разнообразных факторов, которые, например, влияют на аналогичную выплату, но совершенно здоровым людям.

Иными словами, страховая пенсия по инвалидности будет начисляться всем, у кого есть инвалидность. Не важен ни трудовой стаж, ни материальное положение гражданина, ни его возраст. Даже болезнь или иное отклонение не играют роли. Если человек является инвалидом 1-3 групп, он имеет право на страховые выплаты даже будучи несовершеннолетним.

По потере кормильца

Есть еще один вариант развития событий. Дело все в том, что страховая пенсия может назначаться по причине потери кормильца. Но в каких случаях и кто имеет на нее право? На данный момент законом предусматривается выплата пенсии по потере кормильца всем гражданам, находящимся на иждивении у погибшего. Опять же, возраст роли не играет.


Но ФЗ-400 "О страховых пенсиях" предусматривает один важный момент. Иждивенцы должны быть признаны нетрудоспособными. Если человек, которого содержал погибший кормилец, по собственному желанию не работает, на поддержку со стороны государства можно не рассчитывать.

От чего зависит размер пенсии

Теперь следует понять, какие показатели будут влиять на размер пенсионных выплат. Кто имеет право на страховую пенсию? Уже понятно, что все зависит от типа выплаты. Но какие факторы оказывают прямое воздействие на размер денежной поддержки в данном случае?

ФЗ-400 указывает несколько пунктов, способных уменьшить или увеличить размер страховых начислений населению. О чем конкретно идет речь? На данный момент, исходя из закона, можно сделать вывод, что на выплаты оказывают влияние следующие факторы:

  • индивидуальные отчисления в ПФР за год от гражданина;
  • пенсионный коэффициент за тот или иной год;
  • стажа работы (косвенно).

Соответственно, чем больше гражданин перевел за свою жизнь в Пенсионный Фонд, тем больше он получит. Стаж работы влияет на количество полученных баллов каждым сотрудником. Если человек не набрал необходимого минимума, получать страховую пенсию по старости он не сможет.


Что засчитывается в трудовой страж

На какие еще особенности следует обратить внимание? Дело все в том, что закон о пенсиях (400-ФЗ от 28.12.2013) предусматривает некие периоды, которые не являются работой, но при этом засчитываются в трудовой стаж. Это очень важный момент. Ведь далеко не всегда придется выполнять должностные обязанности. Можно надеяться на прибавку к стажу в следующих ситуациях:

  • прохождение военной службы по призыву (срочному);
  • альтернативная служба в армии;
  • служба по контракту;
  • отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (но не более 6 лет в сумме);
  • время, когда гражданин получал пособие по безработице;
  • нахождение незаконно под стражей;
  • при осуществлении ухода за гражданином после его 80 лет, а также за детьми-инвалидами и инвалидами-взрослыми 1 группы;
  • время проживания с супругом в военном городке при прохождении службы по контракту.

Вышеперечисленные пункты можно отнести к трудовому стажу. Поэтому данные промежутки времени будут учтены во время расчета страховой пенсии. Да и трудового стажа в целом.

Исчисление

Как происходит расчет страховой пенсии? Этот вопрос тоже интересует многих граждан. Система, придуманная в России, не требует от населения никаких серьезных знаний. Они могут самостоятельно подсчитать, сколько положено получать денежных средств в качестве страховой пенсии в том или ином случае.


Если речь идет о начислениях по старости, а также по инвалидности, придется воспользоваться формулой П=К*СК, где:

  • П - пенсия;
  • К - количество баллов, набранных гражданином за время труда;
  • СК- стоимость 1 балла на момент назначения пенсионной выплаты.

Размеры страховых пенсий по старости теперь понятны. А как быть, если речь идет о выплатах, производимых по причине потери кормильца? В данной ситуации используется аналогичная формула, но в ней:

  • П - это размер пенсионных выплат;
  • К - количество баллов, которые набрал не получатель, а кормилец;
  • СК - стоимость 1 балла на дату, в которую осуществляется назначение пенсионной выплаты по потере кормильца.

Ничего трудного в этом нет. Основной проблемой является то, что нельзя точно сказать, каким будет коэффициент стоимости баллов в будущем. Поэтому заниматься подсчетами на будущее не имеет никакого смысла.

Фиксированная выплата

Изучаемым законом предусмотрена фиксированная выплата к страховой пенсии в тех или иных размерах. Это своеобразная дополнительная поддержка со стороны государства.

Ежегодно выплаты должны индексироваться. Причем ФЗ-400 предусматривает определенную дату, в которую осуществляется повышение фиксированных выплат. Это 1 февраля.

Также следует учесть, что с 1 апреля 2015 года правительство РФ имеет полное право назначить дополнительную индексацию материальной поддержки граждан. Но только на данный момент подобные условия не соблюдаются. На то есть свои собственные причины.


Какие именно? Действие данных условий приостановлено до 2017 года. Эти изменения вступили в силу в 2015-м. Поэтому в России ежегодно стараются повышать фиксированные выплаты к страховым пенсиям, но не всегда удается сделать это.

Точные суммы

В ФЗ-400 "О страховых пенсиях" не указаны точные суммы, положенные к уплате в виде фиксированных выплат к пенсионным отчислениям. Это вполне очевидный факт, ведь ежегодно данные показатели меняются. Какие правила действуют в 2016 году?

Дело все в том, что доплаты делятся на несколько категорий - по старости и инвалидам 1-2 группы, а также отдельно имеются выплаты гражданам с инвалидностью 3 группы. В январе 2016 суммы были соответственно 4 383 рубля 59 копеек и 2 191 рубль 80 копеек.

А вот с февраля этого же года произошла индексация. Теперь граждане получают дополнительно к страховой пенсии по старости, а также за инвалидность 1 или 2 группы по 4 558 рублей 98 копеек в месяц, а при инвалидность 3 группы - 2 279 рублей 47 копеек. Не слишком большие изменения, но главное, что индексация сама по себе произошла.

Куда обращаться за получением

На что еще следует обратить внимание? Дело все в том, что ФЗ-400 "О страховых пенсиях" указывает, как именно получить данные выплаты. Куда можно обратиться для оформления документов, позволяющих назначить подобную поддержку?

На данный момент граждане имеют небольшую альтернативу действий. Они имеют право на обращение:

  • в территориальные Пенсионные Фонды;
  • в ПФР;
  • через портал "Госуслуги";
  • во многофункциональные центры.

Именно в данные инстанции граждане, имеющие шанс на получение страховой пенсии должны обращаться с заявлением и определенным пакетом документов. В изучаемом законе также указывается, что работодатель имеет право на представительство пенсионера и обращение вместо него в вышеперечисленные органы для начисления страховых выплат. Но данное действие возможно только с письменного согласия будущего получателя начислений.


Документы для получения

А как вообще получить страховую пенсию в том или ином случае? Нередко граждане имеют право на несколько типов государственной поддержки. В таком случае придется выбирать, какую именно пенсию получать. Так гласят установленные в России правила. ФЗ-400 "О страховых пенсиях" указывается полный перечень документов, необходимых для назначения государственной поддержки. В Пенсионный Фонд России или в любую другую организацию, оформляющей пенсии, необходимо прийти со следующим перечнем документов:

  • удостоверение личности (паспорт гражданина РФ);
  • СНИЛС;
  • заявление на получение страховой пенсии (обязательно указываются именно страховые выплаты);
  • пенсионное удостоверение;
  • трудовая книжка;
  • справки и выписки, подтверждающие те или иные периоды, не входящие в работу, но относящиеся к трудовому стажу;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • выписка из лицевого счета гражданина;
  • военный билет (для мужчин).

Также придется взять любые подтверждения того, что человек не получает никакой другой пенсии. Когда гражданин обращается в ПФР, скорее всего, этот факт проверится на месте. Если хочется получать денежные средства на счет в банке, предоставляются реквизиты оного.

Когда речь идет о назначении пенсии по инвалидности или утрате кормильца, потребуются документы, подтверждающие инвалидность гражданина. Также предоставляются любые справки, указывающие на нетрудоспособность иждивенца (в случае потери кормильца). Разумеется, могут спросить свидетельство о смерти человека, который содержал будущего получателя пенсии.

Со всеми вышеперечисленными документами придется обратиться в соответствующие органы. Желательно взять с собой копии бумаг. Далее произойдет проверка. И если все документы в порядке, гражданину начнут начислять страховую пенсию.

Не для всех

Еще один важный момент - в 2016 году для получения изученной поддержки пенсионеров необходимо иметь минимум 7 лет трудового стажа, а также 9 пенсионных баллов. Если данные условия не соблюдаются, гражданину будет положена социальная пенсия.


Также выплаты по потере кормильца не назначаются гражданам, которые имеют уголовную судимость. Либо если потенциальный получатель страховых выплат совершил действия, повлекшие смерть кормильца.

Это основные особенности, которые таят в себе страховые пенсии. Федеральный закон устанавливает основные принципы исчисления данных выплат. Но он постоянно подвергается изменениям. Поэтому трудно сказать, как ситуация со страховыми пенсиями будет обстоять через несколько лет. Например, сейчас в России обсуждается повышение пенсионного возраста. Этот шаг наложит за ФЗ-400 свой отпечаток.

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 28.12.2013 N 400-ФЗ

"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

Материал подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс" и содержит информацию об изменениях к новым редакциям документа.

Редакция от 01.10.2019

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ. См. справку к редакции.

Изменение части 5 статьи 2

старая редакция новая редакция

5. Порядок назначения, 5. Порядок назначения,

перерасчета, перевода с одного перерасчета, перевода с одного

вида пенсии на другой и порядок вида пенсии на другой и порядок

выплаты пенсий, финансируемых за выплаты пенсий, финансируемых за

счет бюджетных ассигнований счет бюджетных ассигнований

федерального бюджета, регулируются федерального бюджета, регулируются

Федеральным законом от 15 декабря Федеральным законом от 15 декабря

2001 года N 166-ФЗ "О 2001 года N 166-ФЗ "О

государственном пенсионном государственном пенсионном

обеспечении в Российской обеспечении в Российской

Федерации", Законом Российской Федерации", Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей". органах принудительного исполнения

Российской Федерации, и их семей".

Изменение пункта 1 части 1 статьи 12

старая редакция новая редакция

1) период прохождения военной 1) период прохождения военной

службы, а также другой службы, а также другой

приравненной к ней службы, приравненной к ней службы,

предусмотренной Законом Российской предусмотренной Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей"; органах принудительного исполнения

Российской Федерации, и их семей";

Изменение части 4 статьи 13

старая редакция новая редакция

4. При исчислении страхового 4. При исчислении страхового

стажа, требуемого для приобретения стажа, требуемого для приобретения

права на страховую пенсию по права на страховую пенсию по

старости гражданами, получающими старости гражданами, получающими

пенсию за выслугу лет либо пенсию пенсию за выслугу лет либо пенсию

по инвалидности в соответствии с по инвалидности в соответствии с

Законом Российской Федерации от 12 Законом Российской Федерации от 12

февраля 1993 года N 4468-1 "О февраля 1993 года N 4468-1 "О

пенсионном обеспечении лиц, пенсионном обеспечении лиц,

проходивших военную службу, службу проходивших военную службу, службу

в органах внутренних дел, в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей", в страховой стаж не органах принудительного исполнения

включаются периоды службы, Российской Федерации, и их семей",

предшествовавшие назначению пенсии в страховой стаж не включаются

по инвалидности, либо периоды периоды службы, предшествовавшие

службы, работы и (или) иной назначению пенсии по инвалидности,

деятельности, учтенные при либо периоды службы, работы и

определении размера пенсии за (или) иной деятельности, учтенные

выслугу лет в соответствии с при определении размера пенсии за

указанным Законом. При этом выслугу лет в соответствии с

учтенными считаются все периоды, указанным Законом. При этом

которые были засчитаны в выслугу учтенными считаются все периоды,

лет, в том числе периоды, не которые были засчитаны в выслугу

влияющие на размер пенсии за лет, в том числе периоды, не

выслугу лет либо пенсии по влияющие на размер пенсии за

инвалидности, в соответствии с выслугу лет либо пенсии по

указанным Законом. Инвалидности, в соответствии с

Изменение части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

1. Фиксированная выплата к 1. Фиксированная выплата к

страховой пенсии по старости лицам страховой пенсии по старости лицам

(за исключением лиц, являющихся (за исключением лиц, являющихся

получателями пенсии за выслугу лет получателями пенсии за выслугу лет

либо пенсии по инвалидности в либо пенсии по инвалидности в

соответствии с Законом Российской соответствии с Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей", а также лиц, указанных в органах принудительного исполнения

пункте 7 статьи 3 Федерального Российской Федерации, и их семей",

закона от 15 декабря 2001 года N а также лиц, указанных в пункте 7

166-ФЗ "О государственном статьи 3 Федерального закона от 15

пенсионном обеспечении в декабря 2001 года N 166-ФЗ "О

Российской Федерации"), к государственном пенсионном

страховой пенсии по инвалидности обеспечении в Российской

(за исключением фиксированной Федерации"), к страховой пенсии по

выплаты к страховой пенсии по инвалидности (за исключением

инвалидности инвалидам III группы) фиксированной выплаты к страховой

устанавливается в сумме 4 982 пенсии по инвалидности инвалидам

рубля 90 копеек в месяц. III группы) устанавливается в

Судебная практика и законодательство — 400-ФЗ О страховых пенсиях

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2014, N 2 (поправка); 2015, N 27, ст. 3964; N 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2016, N 22, ст. 3091), в случае отказа гражданина от получения указанных пенсий;

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин "пенсионное законодательство".

Пункт 19 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"

Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" .

размеры страховых пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", подлежат корректировке в связи с установлением указанной стоимости одного пенсионного коэффициента.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2017 г.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного Федеральным законом "О страховых пенсиях".

1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";

Читайте также: