Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в рф 1995

В 1995 году постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 года №790 была утверждена новая Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Концепция предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая наиболее широко применяема в зарубежной практике развитых стран. При этом в качестве базовой пенсии предлагалось принять уровень социальной пенсии.

Второй уровень должна была занимать трудовая пенсия, которая предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов.

При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов из государственного бюджета. Это означает последовательное применение при формировании трудовых пенсий страховых принципов. Последние исключают какие- либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных.

Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в общей пенсионной системе Российской Федерации рассматривается как дополнительное к государственному. Оно может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных программ отдельных предприятий, отраслей экономики или территорий, так и в форме личного добровольного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах Дмитриев М.. Э. Поэтапный переход к накопительной пенсионной системе. Пенсия.-2001. №10-с. 2-8..

По мнению авторов концепции, базовые пенсии в принципе должны предоставляться всем гражданам России и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или достижении пенсионного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа.

Предполагалось, что базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам. Вместе с тем, на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Вместо льготного пенсионного обеспечения по условиям труда предложено ввести профессиональные пенсионные системы. Причем по профессиям и должностям, которые включены в списки № 1 и 2 и связаны с высоким профессиональным риском, такие профессиональные системы будут для работодателей обязательными, а в случаях относительно низкого профессионального риска - добровольными. За каждого застрахованного, работающего в особых условиях труда, работодатель будет уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу. Его введение должно быть синхронизировано с налоговой реформой, предполагающей снижение общего уровня налогообложения, фонда оплаты труда Виноградова А. В. Пенсионные ожидания и экономическая безопасность человека // Пенсия-2002 №4- с.16-46..

Дополнительный тариф не должен повысить общий уровень налогообложения фонда оплаты труда. При этом предельное значение тарифа дополнительных взносов для предприятий нужно установить таким образом, чтобы суммарный объем страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда по обоим видам государственного пенсионного страхования не превышал действующий уровень. Страховые взносы по дополнительному тарифу предусматривалось перечислять в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды.

В соответствии с действующим законодательством правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуется младший и средний медицинский персонал, непосредственно занятый обслуживанием больных в туберкулезных учреждениях, отделениях и кабинетах. Таким правом также может пользоваться младший и средний персонал, постоянно занятый обслуживанием больных в инфекционном отделении военно - морского госпиталя. Право на досрочное пенсионное обеспечение приобретает младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в инфекционных учреждениях, отделениях и кабинетах. Предоставление права на указанную пенсию таким работникам обусловлено тем, что в этих учреждениях, отделениях и кабинетах содержатся, как правило, больные, лечение которых требует изоляции их с целью препятствия распространения болезни (например: чумы, холеры, брюшного тифа и другой тяжелой формы инфекционного заболевания).

Правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются младшие медицинские сестры патологоанатомических отделений, прозекторских и моргов. Таким правом пользуются и санитарки этих отделений. Если в составе патологоанатомического отделения имеется кабинет, то младшие медицинские сестры (санитарки) таких кабинетов также имеют право на досрочное пенсионное обеспечение Белякин В. Г. Досрочное пенсионное обеспечение// Пенсия - 2004.- №12.с. 30.. Младший медицинский персонал, в том числе младшие медицинские сестры и санитарки, работающие в патологоанатомических кабинетах в составе больниц для осужденных, также приобретают право на досрочное пенсионное обеспечение, если они заняты на работах с осужденными в больницах, находящихся в составе учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы Министерства юстиции Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуется средний и младший медицинский персонал, который постоянно и непосредственно занят обслуживанием больных в психиатрических лечебно - профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка. Должность «Инструктор по трудовой терапии» относится к среднему медицинскому персоналу, поэтому если они не менее 80% рабочего времени заняты обслуживанием больных в учреждениях здравоохранения, то им может предоставляться досрочное пенсионное обеспечение.

Инструктор по лечебной физкультуре также является средним медицинским персоналом, поэтому при вышеуказанных условиях они могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Младший и средний медицинский персонал психиатрических отделений и кабинетов по характеру работы постоянно обслуживают больных, поэтому им трудовая пенсия по старости также назначается досрочно Белякин В. Г. Досрочное пенсионное обеспечение// Пенсия - 2004.- №12.с. 34-35..

Основным условием для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение работникам учреждений здравоохранения (в том числе психиатрических больниц) является их постоянная занятость на работах по непосредственному обслуживанию больных в учреждениях здравоохранения. При этом следует помнить, что в психиатрических больницах право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости действующим законодательством установлено младшему и среднему медицинскому персоналу.

C началом пенсионной реформы и вступлением в силу с 2002 года федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника Семенов Ю. И. О реформе пенсионной системы на основе накопительных принципов финансирования // Пенсия -2001. №7- с. 11-15.. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года им была предоставлена возможность получать пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет - конвертация их условных пенсионных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые в первоначальном виде составляли в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум изначально составлял 450 рублей), 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР, а от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии».

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвуют мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше,- то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы.

Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем Баскакова В. Н., Орлова А. С. Пенсионная реформа в России : оценка специалистов; сборник докладов- М.: Инфра, 2002.-с. 67.. Это призвано стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным - пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Пенсионная реформа положительно сказывается на состоянии экономики в целом, и позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны. Как сказано в законе "Об обязательном пенсионном страховании", страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды.

Одной из основных задач, которую должна решить реформа - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно получает отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. С 1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, теперь получает официальные уведомления ПФР о состоянии собственного пенсионного счета. Год от года застрахованные могут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы. Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции. По закону "Об обязательном пенсионном страховании" государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.

В новой модели расчета пенсий заработная плата работника учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода - новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы - новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих поступают в Пенсионный фонд России и фиксируются на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам:

  • - новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет. В существовавшей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который определяет размер пенсии - сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;
  • - в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР Семенов Ю. И. О реформе пенсионной системы на основе накопительных принципов финансирования // Пенсия - 2001 № 7- с. 14..

Первым правительственным документом в этой области стала Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ, утвержденная 7 августа 1995 года[25]. В ней были определены основные цели реформы: достижение финансовой стабильности пенсионной системы, реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, устойчивое его развитие на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования, совершенствование управления пенсионным обеспечением и его адаптация к рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий. Причинами кризисных явлений в пенсионной системе были названы сужение ее финансовой базы и инфляция. Сохранялась универсальность пенсионного обеспечения, которое охватывало все население, включая неформально занятых и не работавших.

В Концепции предусматривалось создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения.

Первый уровень – базовая (социальная) пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, назначаться в твердых размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера, выплачивается только неработающим пенсионерам.

Второй уровень – трудовая (страховая) пенсия. Предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объемом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности социального (пенсионного) страхования[26] и величине уплаченных взносов. При разработке документа учли практику невыплат зарплаты и неформальных отношений в сфере оплаты труда в 1990-е годы: для достижения сбалансированности пенсионной системы предлагалось перейти от расчета пенсии на основе трудового стажа и начисленной зарплаты к расчету на основе страхового стажа и заработка, с которого уплачивались взносы.

Третий уровень – негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум и была возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей или территорий, а также в форме личного пенсионного накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях. Налогообложение этого уровня планировалось организовать по принципу EET[27], когда взносы и доходы от инвестирования освобождаются от налога, а пенсии, напротив, облагаются. Мысль о необходимости развития негосударственного пенсионного обеспечения как дополнительного источника доходов пенсионеров впервые прозвучала именно в этой Концепции.

Негосударственное пенсионное обеспечение

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) появились в России благодаря Указу Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» от 16 сентября 1992 года № 1077. НПФ могли создаваться только в форме некоммерческих организаций, размещая активы с помощью управляющих компаний. Несмотря на то что необходимость развития дополнительного частного пенсионного обеспечения признавалась в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 1994 и 1995 годах, до 1998 года их деятельность регулировалась только на основании данного указа. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ вступил в силу лишь в мае 1998 года – накануне кризиса. В нем было немало нечетких формулировок, некоторые определения не соответствовали гражданскому законодательству, при этом отсутствовали ключевые вопросы, например основания для выплаты пенсий и процедура удовлетворения требований к НПФ в случае его ликвидации.

Лицензирование НПФ и определение требований к структуре их инвестиционных портфелей долгое время находились в ведении Инспекции НПФ, созданной при Министерстве труда и социального развития, юридический статус которой был не вполне очевиден. В результате российские стандарты лицензирования деятельности НПФ были крайне размыты. А других механизмов, обеспечивающих надзорные и контрольные функции в отношении НПФ, не существовало. С 2004 года вопросы регулирования деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения заметно отставало от других сегментов финансовых рынков. На начало 2009 года в стране числилось 233 НПФ (табл. 2), реально работавших было существенно меньше. На 10 крупнейших фондов в 2000–2008 годах приходилось 77–86% общей величины резервов, причем около 50% из них аккумулировал лидер – НПФ «Газфонд». Несмотря на то что услуги НПФ предоставлялись в более чем половине всех субъектов Федерации, каждый второй действующий фонд находился в Москве и Санкт-Петербурге.

В отличие от западных НПФ большинство российских фондов учреждено организациями реального сектора и ориентировано на работу с предприятиями. В 2003 году 81% из 5,2 млн участников НПФ обслуживались по договорам, заключенным работодателями (вкладчиками – юридическими лицами). Бурный рост отрасли в начале 2000-х годов также связан прежде всего с развитием корпоративных пенсионных систем. По-прежнему индивидуальных участников программ дополнительного пенсионного обеспечения – то есть тех, кто сам добровольно решил позаботиться о будущей частной пенсии, – единицы. Число пенсионеров, получающих частные пенсии из НПФ, хотя и растет, до сих пор не превышает 3% всех пенсионеров, а размер дополнительной пенсии меньше государственной.

Основные причины слабого развития частного пенсионного страхования: несовершенство и противоречивость правовой базы; недружественное к дополнительному пенсионному обеспечению налоговое законодательство; низкие доходы населения; недоверие к частным финансовым организациям; ограниченность финансовых инструментов. По данным опроса Независимого института социальной политики, в 2007 году 43% респондентов трудоспособных возрастов не могли стать клиентами НПФ из-за недостатка денег[28]. Кроме того, реальная доходность обязательных пенсионных накоплений остается невысокой. Доходность по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению была выше, чем в обязательной системе, но уступала альтернативным источникам вложения средств. Неудивительно, что треть опрошенных в 2007 году лиц трудоспособных возрастов не стали клиентами НПФ, потому что опасались, что их пенсионные накопления обесценятся.

Таким образом, несмотря на то что в предкризисные 2000-е годы негосударственное пенсионное обеспечение в России переживало подъем, дополнительное пенсионное обеспечение не заняло весомого места в пенсионной системе. Масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны также остаются более чем умеренными.

Основные показатели негосударственного пенсионного обеспечения


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 21.11.2016 2016-11-21

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Бады-Байыр, А. А. Концептуальные решения пенсионного реформирования в России, принятые в годы кризиса в пенсионном обеспечении (1995 -2001 годы) / А. А. Бады-Байыр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 323-326. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35426/ (дата обращения: 06.12.2020).

Анализируется ход пенсионной реформы, проводимой в период с середины 90-х годов ХХ века до 2001 года. Отражаются законодательные решения, принятые в этот период. В статье также показана взаимосвязь государственного, негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Ключевые слова: система пенсионного обеспечения, пенсионная реформа, пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение, государственная пенсия, негосударственная пенсия, обязательное пенсионное страхование

К середине 90-х годов ХХ века стало очевидным, что действующая система пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. С учетом особенностей переходного периода к рыночным отношениям, федеральные органы государственной власти подготовили Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» [9]. В Концепции были определены основные цели реформы, среди которых были названы следующие: достижение финансовой стабильности пенсионной системы, реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, развитие государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования, совершенствование управления пенсионным обеспечением и его адаптация к рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий. Следует отметить, что именно в этой Концепции впервые было введено понятие трехуровневой системы пенсионного обеспечения, при этом предлагаемые изменения государственной системы сводились в основном к корректировке ее отдельных параметров. Этот вариант пенсионной реформы, как отмечают исследователи, был самым консервативным из всех появившихся за последние годы, так как в принципе он не учитывал долгосрочный фактор старения населения [12].

В Концепции выделялись следующие уровни пенсионного обеспечения.

Первый уровень — базовая пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам, независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, Она назначается в твердых размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера, выплачивается только неработающим пенсионерам. Предусматривалось, что на переходный период базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии, при сохранении социальной пенсии.

Второй уровень — трудовая (страховая) пенсия. В ходе реализации положений Концепции предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объемом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности социального (пенсионного) страхования [14] и величине уплаченных взносов. При разработке документа учли практику невыплат зарплаты и неформальных отношений в сфере оплаты труда в 1990-е годы: для достижения сбалансированности пенсионной системы предлагалось перейти от расчета пенсии на основе трудового стажа и начисленной зарплаты к расчету на основе страхового стажа и заработка, с которого уплачивались взносы.

Третий уровень — негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум и была возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей или территорий, а также в форме личного пенсионного накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях. Мысль о необходимости развития негосударственного пенсионного обеспечения как дополнительного источника доходов пенсионеров впервые прозвучала именно в этой Концепции.

Концепция заложила создание персонифицированного учета, что сыграло важную роль в улучшении качества управления пенсионной системой. В целях исполнения положений, заложенных в Концепции, вскоре был принят Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [1], который, с учетом последующих изменений, действует и по сей день. Названный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [2], а также сведений о детях.

С изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» [10] появились в России негосударственные пенсионные фонды. В Указе, в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции, провозглашалось право предприятий, учреждений, организаций, банков, коллективов граждан, общественных объединений учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. Для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах была создана Межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, в которую включались представители Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. В Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года было уделено существенное внимание развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Как следует из содержания Концепции, для достижения стабильного и устойчивого функционирования пенсионной системы необходимо обеспечивать допустимое и разумное сочетание государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. Современные экономические реалии страны доказывают, что только за счет финансовых ресурсов государства невозможно обеспечить достойный уровень жизни граждан пенсионного возраста, конечно, если существенно не увеличивать ставки налогов и (или) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Однако существенное увеличение этих платежей может нанести непоправимый ущерб национальной экономике. Следовательно, вопросам развития негосударственного пенсионного обеспечения необходимо уделяться должное внимание. Вскоре последовало и законодательное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов. Так, был принят Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [3], который, с многочисленными последующими изменениями, действует и по настоящее время. Названный Федеральный закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Негосударственные пенсионные фонды сыграли существенную роль в реализации пенсионной реформы в Российской Федерации, в рамках которой в повседневную практику были введены элементы накопительной пенсионной модели. Первое десятилетие системы негосударственного пенсионного обеспечения, конечно, было относительно неэффективным. Однако это десятилетие показало, все-таки, жизнеспособность в нашей стране таких инструментов, как негосударственное пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды. Несмотря на то, что негосударственное пенсионное обеспечение в России переживало подъем в 90 годы ХХ века, следует констатировать, что дополнительное пенсионное обеспечение не заняло ожидаемого реформаторами места в пенсионной системе. Масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны также оставались, да и остаются сейчас, не такими большими, как видилось первоначально.

Обратим попутно внимание на то, что сущность пенсии трактуется разными исследователями единообразно как для государственного, так и для негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, пенсия рассматривается как «вид денежной защиты населения» [11], как «денежная выплата из системы социальной защиты» [15], как «денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении пенсионного возраста в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях» [13].

Проводимая в середине 90-х годов пенсионная реформа так и не разрешила до конца накопившиеся проблемы в пенсионном обеспечении. Долги перед пенсионерами в этот период продолжали расти, поэтому с середины 1996 года и до октября 1997 года ни минимальная пенсия, ни компенсации не повышались, поскольку правительство пыталось погасить накопившиеся долги. Стало очевидным, что реформу следует продолжать, а главное — совершенствовать ее отдельные направления. Развитие идей, заложенных в Концепции 1995 года, произошло в 1997 году, когда были внесены изменения в принятую Концепцию. Исследователи этого периода пенсионной реформы отмечают, что изменения, внесенные в Концепцию в 1997 году, носили подлинно реформаторский характер. Пенсионная реформа вышла за рамки министерств, отвечавших за социальную политику, и стала рассматриваться как неотъемлемая часть экономических реформ во многом благодаря тому, что за основу был взят опыт радикальной пенсионной реформы в Чили и модель многоуровневой пенсионной системы, предложенная в 1994 году Всемирным банком [13].

В этот период, в частности, был решен вопрос об усилении связи пенсии с прошлым трудовым вкладом пенсионера. Пенсионерам было предоставлено право выбирать, на основе каких правил — 1990 или 1997 года — рассчитывать пенсию, при этом сохранялись ранее действовавшие правила расчета пенсий.Всоответствии с новыми правилами 1997 года пенсия определялась умножением индивидуального коэффициента пенсионера на среднемесячную зарплату в стране в предшествующий назначению или перерасчету пенсии квартал. Законодательно это решение оформляется принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» [4],который и установил правило о том, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [6], в связи с ростом заработной платы в стране, подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Результатом дальнейшего проведения пенсионной реформы стала Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 [8]. В ней были сохранены три уровня пенсионного обеспечения. Согласно Программе 1998 года трудовая пенсия должна была складываться из двух частей: большей, условно-накопительной, и меньшей накопительной. Такой вариант, по мнению реформаторов, больше подходил для России, поскольку в стране еще слабо был развит рынок ценных бумаг. Таким образом, дискуссионный вопрос — переходить ли к накопительному методу страхования в качестве основного элемента трудовой пенсии или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы — был решен в пользу смешанного варианта.

Законодательное оформление положений Программы 1998 года произошло только в 2001 году, поскольку дефолт 1998 года не позволили это сделать раньше. В конце 2001 года были приняты соответствующие федеральные законы: от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [8], от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государтвенном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8], от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7]. Все они вступили в силу с 1 января 2002 года, поэтому стало принято говорить о пенсионной реформе 2002 года.

К недостаткам реформы 2002 года, можно отнести нечеткое прогнозирование негативных демографических процессов в стране. Сейчас тенденция такая, что пенсионеров становится все больше, возрастает нагрузка на Пенсионный фонд России. Эта негативная тенденция будет продолжаться в обозримом будущем, если, конечно, средняя продолжительность жизни будет расти, а также будут расти абсолютные размеры пенсионных выплат.

Опыт пенсионного реформирования, особенно в кризисное время для пенсионного обеспечения (1996–2001годы), следует изучать и осмысливать для принятия взвешенных оптимальных решений при осуществлении пенсионного реформирования в дальнейшем. Ведь события этого периода определили принципиально новые реформаторские подходы в пенсионном обеспечении в нашей стране.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Читайте также: