Кто имеет право на пенсию в грузии

Скромные доходы жителей Кавказа компенсируют хороший климат и богатые урожаи?

Сегодня независимое грузинское государство едва ли переживает лучшие свои времена, однако в перспективе видны рост экономики, и повышение уровня жизни населения. Уже сейчас за счет иностранных инвестиций развивается экономика, реализуются весьма выгодные проекты в отрасли туризма, благодаря которым черноморское побережье и заснеженные горы Кавказа приобрели туристическую привлекательность далеко за пределами страны (не будем брать во внимание последние всем известные события, произошедшие на международном уровне между Грузией и Россией, а понадеемся на мудрость политиков двух стран).

Несмотря на увеличивающийся поток туристов цены удерживаются на более ли менее доступном уровне, постепенно повышаются пенсии. Пусть не на много, но это лучше, чем ничего. При этом, к сожалению, беззаботной и спокойной жизнь грузинов сегодня назвать язык не повернется, виной тому и невысокие зарплаты, и безработица. Как же живут сегодня люди преклонного возраста? Попробуем разобраться.

Пенсионная система независимой Грузии

Согласно Закону Грузии «О государственной пенсии» основанием для возникновения права на пенсионное обеспечение является достижение определенного возраста : для мужчин – 65 лет, для женщин – 60 лет. Все – ни о каком минимальном трудовом стаже или индивидуальных пенсионных баллов речи не идет. До 2019 года было лишь возрастное условие, но уже с 1 января стартовала новая пенсионная реформа, которая внесла корректировки в процесс начисления пенсий уже для будущих пенсионеров.

Пенсионная реформа в действии, или накопи на старость сам

С 1 января текущего года в Грузии стартовала пенсионная реформа, призванная обеспечить будущих пенсионеров достойной финансовой старостью. Она предполагает, прежде всего, внедрение накопительной системы пенсий. Согласно разработанному механизму, эффективность которого будет проверена только спустя годы, на специальный накопительный счет гражданина будут поступать проценты от его заработной платы следующим образом: если номинальный годовой доход грузина составит менее 24 000 лари (518 907 руб), на пенсионный счет будет перечисляться 6% от суммы его заработной платы: 2% он будет платить самостоятельно, 2% будет вносить работодатель и 2% – государство. Если ежегодный доход составляет от 24 000 до 60 000 лари, то государство будет перечислять только 1%.

Накопительная система является обязательной лишь для тех граждан страны, кому еще не исполнилось 40 лет, остальным же предоставляется право выбора. Только этот самый выбор не очень-то велик.

Какую пенсию в 2019 году получают грузины

До недавнего времени базовая фиксированная пенсия в этой кавказской стране редко превышала 180 лари или 3 892 руб. В 2019 году она показала положительную динамику и повысилась на 20 лари, что в перерасчете на российские рубли составляет 4 324 руб. В 2020 году ожидается очередной подъем на 20 лари (432 руб). Повышенное пенсионное пособие получают лишь определенные категории граждан, в которые входят парламентарии и силовики. Правда, обещают в Грузии в ближайшее время поднять выплаты чуть ли не вдвое, но пока ситуация складывается таким образом.

Как живут грузинские пенсионеры?

Сложно себе представить, как живут грузинские пенсионеры на такие смехотворные пенсии. Хорошо если есть дополнительный доход в виде сдачи в аренду собственного жилья туристам, продажи своего урожая или винодельческой продукции, хорошо если они живут с детьми и внуками или получают помощь от других близких родственников, что в принципе характерно для грузинского менталитета (как говорится, своих в беде они бросают редко!). Но как выживают на такие государственные подачки одинокие старики, остается загадкой. Вряд ли их уровень жизни хотя бы до достаточного повышают действующие в стране социальные пособия и льготы для малоимущих слоев населения.

Так что, выводы неутешительные: среднестатистические грузинские пенсионеры, не имея состоятельных и готовых оказать финансовую поддержку детей или других родственников, не просто не имеют возможности путешествовать или жить на широкую ногу, а балансируют на грани бедности. И вряд ли для них большим утешением будет хороший климат или туристическая привлекательность родины.

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.



Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

- Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.



При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

- Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Колумнист Sputnik Грузия размышляет о том, имеет ли смысл для государства, общества и для нас с вами накопительная пенсионная система?

Пенсионной реформе в Грузии – месяц с хвостиком. Возраст нежный, несопоставимый с десятилетиями, на которые она ориентирована. Особенно, для тех, кому 6 августа 2018 года еще не исполнилось 40 и для кого выплаты в Пенсионный фонд с 1 января стали обязательными. К счастью или к несчастью?

Попробуем разобраться. Мнения своего навязывать не буду, но постараюсь подробно все объяснить. А там судите сами…

Социальная арифметика

Почему социальная? Дело в том, что одна из главных задач пенсионных схем – обеспечить относительно справедливое накопление и распределение социальных благ. Потому они такие сложные. Аспектов обычно много – доходы, профессия, стаж, другие факторы. И всем, естественно, не угодишь. Однако перефразировав известное высказывание Уинстона Черчилля о демократии, можно утверждать: пенсионная система хоть и несовершенна – ничего лучше человечество пока не придумало.

Сказанное характерно и для грузинской реформы. Чтобы понять ее суть, важно не дать себя втянуть в парад наукообразных формулировок. Война терминов – удел юристов. И они, кстати, уже успели подать апелляцию в Конституционный суд. Впрочем, это их хлеб! Мы же, как правило, зарабатываем на жизнь и на старость иначе. И потому в приоритете у нас – нравственная подоплека и здравый смысл. Проще говоря, уровень доверия к системе, надежность и результат. Под таким ракурсом на все и взглянем.

Статистика простых формул

Без цифр, к сожалению, не обойтись. Хотя бы в пределах начальной школы. Пока они единственный более или менее объективный критерий.


На 1 февраля к накопительной пенсионной системе подключилось более 30 тысяч компаний. Это почти две третьих от вносящих платежи в бюджет страны. То есть, не просто зарегистрированных на бумаге. Внушительный показатель – счета фонда, где к концу первого месяца было аккумулировано 20 миллионов лари. А ведь поступления пошли только с середины января, когда начались первые выплаты гонораров и зарплат.


- На такие темпы мы, честно говоря, не рассчитывали, - признается PR-менеджер Пенсионного агентства Грузии Магда Котрикадзе. – Притом, что во многих компаниях с сотрудниками рассчитались перед новогодними праздниками, а следующая зарплата только в феврале.

(Между прочим, за первую неделю февраля поступило еще 16 миллионов лари – К.И.)

Войдя на сайт фонда или позвонив на "горячую линию" (тел. 995(0)32-2197676), можно получить обстоятельный, квалифицированный ответ на любой вопрос. Однако общение с друзьями и знакомыми показало, что трактовка информации, вкупе с привычно украшающими нашу ментальность домыслами, оставляет немало "белых пятен". Попытаемся их заполнить.

Кто в какую категорию попал

Для начала: вы ощутили какие-нибудь позитивные сдвиги? Вопрос провокационный, ибо пока реально можно ощутить только удержанные из январской зарплаты 2%. Пусть и немного, но, как говорится, свои. Еще 2%, начисленные организацией, оплачивающей ваш труд, и 2% от государства большинство почувствует только через много лет. Так есть ли во всем этом смысл? – справедливо усомнитесь вы.

Рациональное зерно, безусловно, есть. Вдобавок, многое связано с вашим возрастом. Выигрывая в одном, проигрываешь в другом. Вот и выбирайте – что в остатке?!

Итак, прочно зафиксируйте в памяти 6 августа 2018 года. Это не праздничная дата, а день, когда был принят соответствующий закон, поделивший занятое население нашей страны на несколько категорий. У каждой – свои тонкости, условия и правила участия в программе. Потому определите: к какой категории принадлежите вы?

1. О первой мы уже упомянули – это наемные рабочие и служащие, которым до 6 августа не успело стукнуть 40 лет. Выбора у них нет. Они включены в систему накопления по умолчанию, то есть автоматически.

2. Больше всего оговорок относительно тех, кому на указанный момент было за 40. Отчислять деньги "на старость" они (а с ними компании и государство) обязаны лишь первые 3 месяца. В течение еще 2-х – до конца мая – можно написать заявление об отказе. Кто не подаст, останется в программе до пенсионного возраста: сейчас это 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Однако и в случае отказа сохранится одна попытка включиться – теперь уже на добровольных началах.

3. Свобода для маневра есть у женщин после 55 и мужчин за 60, которые изначально участвуют во всем только добровольно. То есть, им нет необходимости писать заявление об отказе, а при желании включиться в систему, напротив, надо будет обратиться с соответствующей просьбой. Плюс в оставшиеся до пенсии 5 лет они вправе в любой момент прервать свое участие.

4. Ну и самая привилегированная в формальном плане категория – это, пожалуй, работающие пенсионеры. У них есть право как добровольно включиться в программу, так и беспрепятственно из нее выйти. Ждать заветного дня годами не придется. Правда, даже с отчислениями нанимателя и государства, скопить удастся меньше, чем тем, кто моложе. Но они не лишаются выдаваемой на общих основаниях государственной пенсии - на сегодня это 200 лари.

5. Еще одна, возможно, самая многочисленная в Грузии категория – так называемые, самозанятые. Это те, кто сами отвечают за свой бизнес и доход – от рядовых предпринимателей и сельчан, до крупных владельцев и акционеров (наемные работники не в счет), писателей, художников и т.д. Государство готово доплачивать и им. Однако, независимо от возраста, тут превалирует добровольный принцип. И 4% надо будет отчислять самим.


6. Наконец, грузины за рубежом и иностранцы в Грузии. Собственно, это даже не категория. Наши граждане в зарубежных компаниях за пределами страны под действие закона не попадают. А иностранцы, имеющие грузинский вид на жительство, приравниваются к остальным занятым и делятся на те же группы. Местные сотрудники иностранных организаций проходят как самозанятые. Причем, наниматель может по собственному усмотрению доплачивать им 2%.

"Грузинский акцент" накоплений

Главная особенность новой пенсионной реформы – в прямой заинтересованности государства. Оно зачисляет каждому участнику программы по 2%, пока его годовой доход не превысит 24 тысячи лари. С этого момента доплата снижается до 1%, а при доходе за 60 тысяч – прекращается. Примечательно, что ежегодно отсчет начинается заново. И изменения не затрагивают выплат самого работника и компании.


Формула уникальна. Во всяком случае, отыскать аналоги не удалось. Будем рассматривать это как своего рода робкую попытку нашего государства возместить потери нескольким поколениям граждан. Тем, кто в ходе исторических перемен утратил свои многолетние социальные накопления.

Высказывается и недовольство, поскольку выплаты осуществляются из общего кармана. Но не надо забывать, что с тех пор, как человечество перестало считать стариков обузой, молодым поколениям приходится, грубо говоря, кормить старые. Это закон социальных ячеек – от отдельной семьи до общества в целом. Кстати, первая пенсия как социальное пособие, а не плата избранным, была установлена в Германии всего лишь 130 лет назад.

С тех пор структура общества сильно изменилась. Людей преклонного возраста с каждым годом становится больше, и развитые государства, не отказываясь от государственных выплат, все чаще делают упор на накопительные пенсионные системы. Как теперь и у нас. А что касается выплат из "общего кармана" и последующего распределения, на него может рассчитывать любой участвующий в программе. И если кто не хочет "кормить" только других, он имеет полное право в любой момент включиться.

Когда наступит час расплаты

При выходе на пенсию первые две категории (до 40 и до 55-60 лет) получат свои накопления методом помесячных выплат.


Сумма будет поделена на количество месяцев, составляющих разницу между возрастом работника и средней продолжительностью жизни для представителей его пола на тот момент. Скажем, вы мужского пола, завершили программу в 65 лет, аккумулировали на своем пенсионном счету, условно, 60 тысяч лари, а мужчины к тому времени живут в среднем 75 лет. При такой разнице в 10 лет, на каждый год придется 6 тысяч лари, а в месяц это составит (6000/12) 500 лари.

Можно возразить: а как же инфляция? Воздержимся от конкретных процентов, хотя, в соответствии даже с самыми скромными прогнозами международных организаций, уровень инфляции в Грузии не будет опережать рост пенсионных накоплений. С учетом доплат нанимателя и государства вы в любом случае выиграете в разы больше, чем потеряете, если будете откладывать деньги на старость в пресловутую подушку.


К тому же, Пенсионное агентство станет своего рода квалифицированным дилером. Оно будет размещать деньги под проценты, обеспечив им дополнительный прирост. Через 5 лет всем даже обещают на выбор три варианта, различающихся по степени риска. Тут уж зависит от азарта – можно выиграть больше, можно – меньше, но в любом случае своих денег вы не потеряете. Потому что это не финансовая пирамида.

Что касается людей на 6 августа старше 55-60, то им, как и действующим пенсионерам, дается возможность вынести всю сумму разом. Этим же правом, независимо от возраста, обладают лица, оформившие инвалидность или выехавшие из Грузии на постоянное место жительства. Правда, последним при этом придется уплатить налог.

Как и тем, кто воспользовался своим правом отказа от программы. Деньги, удержанные в течение 3-5 месяцев из зарплаты, будут возвращены им в течение 30 календарных дней.

И еще – никому не запрещено продолжить участие в программе и по достижении пенсионного возраста. Возможно, пример не совсем адекватный, но просто к сведению. В США низкооплачиваемые работники оформляют пенсию обычно после того, как накопили 250 тысяч долларов. Средний класс ждет, пока не наберется 500 тысяч. А преуспевающие уходят лишь собрав не меньше миллиона.

Где же справедливость?

С одной стороны, кто больше вносит, тому и платить будут больше. Но поскольку речь и о доплатах, это может показаться не совсем корректным. Фонд, безусловно, заинтересован в крупных поступлениях – в таком случае доход от процентов будет выше. Однако, если вдуматься, мы с вами должны быть заинтересованы не меньше – ведь дополнительная прибыль будет распределяться и на нас.

Идеальных схем, как мы уже сказали, не бывает. Помните анекдот про оптимиста и пессимиста? Для одного стакан наполовину полон, а для другого – наполовину пуст. Все зависит от нашего с вами отношения. А стопроцентную гарантию, как говаривали устами Остапа Бендера непревзойденные сатирики Ильф и Петров, дает только Госстрах.


Которого давно нет. И который в той реальности никаких гарантий дать, понятно, не мог. Я смутно припоминаю, с каким восторгом любовался чем-то вроде плотины ДнепроГЭС, внушительных машин и станков на стопке облигаций государственного займа. Отцу их принудительно выдавали в счет части зарплаты. Все уже тогда прекрасно знали, что цена им – как картинкам для детей. Но выбора не было. На моей памяти семья наша, как и другие, раза три теряла свои сбережения. Потому для большинства моих сограждан стакан все-таки наполовину пуст.

Хотя рыночные отношения и зачатки демократии, вроде бы, заложили зыбкую почву для надежды. При самом неудачном раскладе судьбы, накопленную сумму обещают отдать наследникам или приплюсовать к их пенсии. Что касается принудительных моментов, о которых до сих пор спорят юристы, то вникнув, следует честно признать: нас не столько принуждает закон, сколько вынуждают обстоятельства.

Потому что за десятилетия авторитарной "заботы" в нашем обществе сформировался поразительно низкий уровень персональной социальной ответственности граждан. Примеры? Половина трудоспособного населения Грузии огульно брала ссуды в частных банках, а затем втиснула свою несостоятельность в политическую упаковку и стала требовать компенсации у государства. Что ж тут говорить о личных накоплениях на старость.

Вместо эпилога

Мнения своего я, как и обещал, не навязываю. Но, кажется, сам заявление все-таки напишу. Как пенсионеру мне, по правде говоря, терять почти нечего. Для таких, как я, лучше, наверное, и не придумаешь…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

С начала 2019 года в Грузии стартовала пенсионная реформа. Ее основная задача – это обеспечить не бедную старость людей после достижения ими пенсионного возраста. Не секрет, что в Грузии, как и в большинстве стран Европы, количество пенсионеров растет, а трудоспособной молодежи уменьшается. В результате старая пенсионная система постепенно становилась все менее эффективной и не гарантировала достаточный уровень денежного обеспечения пенсионеров. Напомним, что в Грузии мужчины идут на пенсию в 65 лет, а женщины – в 60 лет.


Старт реформы был дан 21.07.2018 года, когда Парламентом страны был принят Закон «О накопительной пенсии». В соответствии с ним с 1 января 2019 года все юридические лица в Грузии должны зарегистрироваться на сайте Пенсионного агентства.

По состоянию на 1 февраля 2019 года к накопительной пенсионной системе присоединилось больше 30 тысяч юридических лиц, что составляет 2/3 действующих предприятий страны. За месяц работы реформы на счетах Пенсионного фонда было накоплено 20 млн. лари, а за первую неделю февраля счет пополнился еще 16 млн. лари.

Получить актуальную информацию о пенсионной реформе, а также ознакомиться с правилами и инструкциями по начислению взносов можно на сайте Пенсионного агентства Грузии https://pensions.ge/.

Новая схема пенсионных отчислений

В соответствии с принятыми изменениями каждому жителю Грузии, а также постоянно проживающим в стране иностранцам будет открыть пенсионный счет, на который ежемесячно будут делаться перечисления в размере:

  • 2% наемный работник из своей заработной платы;
  • 2% работодатель;
  • 2% государство, если годовой доход работника меньше 24 000 лари, 1% — когда доход находится в пределах от 24 000 до 60 000 лари. Если же доход превышает 60 000 лари, тогда государство не делает никаких отчислений.

Другими словами наемные работники ежемесячно будут накапливать на своем счете от 4% до 6% пенсионного взноса.

Пенсионное отчисление также окажет влияние на подоходный налог, так как он уже будет начисляться на зарплату после вычета пенсионного взноса.


Кто является участником накопительной пенсии

С 1 января 2019 года платить пенсионные взносы обязаны абсолютно все работающие физические лица, работодатели и государство. Однако тем людям возраст, которых по состоянию на 6 августа 2018 года превышал 40 лет, дается право выбора. Они с 1 апреля по 31 мая 2019 года могут написать заявление в Пенсионное агентство и выйти из системы пенсионного накопления. Все удержанные пенсионные взносы по таким людям будут возвращены: непосредственно им, работодателю и государству. Но даже после отказа у них есть шанс подключиться к накопительной пенсионной системе.

В отдельную категорию были внесены женщины возрастом от 55 лет и мужчины старше 60 лет. Они принимать участие в системе пенсионного накопления могут только на добровольных началах. Им не придется писать заявление об отказе, а наоборот, если есть желание – обращаться чтобы их включили в пенсионную программу. И кстати, им дается право в любой момент прервать свое участие и больше не платить накопительные взносы.

Работающие пенсионеры также могут стать участником пенсионного накопления. Причем у них есть полная свобода действий – они могут, как выйти из нее, так и добровольно стать ее участником.

Самая интересная ситуация с самозанятыми гражданами – им придется платить пенсионные взносы за себя и за работодателя, то есть 4%. Обязанности государства относительно их остаются без изменений.

Есть еще одна категория людей, на которую также оказывает влияние пенсионная реформа – иностранцы. Если у них есть вид на жительство, тогда они приравниваются к резидентам и пенсионные взносы платят на стандартных для всех условиях. Местные же сотрудники иностранных компаний относятся к самозанятым категориям.

Выплата пенсионных взносов

Накопленные пенсионные взносы начинают выплачиваться ежемесячно после выхода человека на пенсию по собственному заявлению. Размер выплаты рассчитывается по формуле: сумма пенсионных накоплений разделяется на среднестатистическую продолжительность жизни за минусом возраста участника программы. Потом полученный результат делится на 12 месяцев.

Например, выходя на пенсию в 65 лет мужчина накопил на пенсионном счете 30 000 лари. На тот момент средняя продолжительность жизни мужчин составляет 72 года. Получается, что ежемесячно ему, кроме базовой минимальной пенсии (с 1 января 2019 года – 200 лари), будут дополнительно выплачивать 357 лари.

Та категория людей, которым на момент старта реформы выполнилось 55-60 лет, имеют право забрать все накопленные взносы сразу же после выхода на пенсию. Такое же право есть у лиц, оформивших инвалидность или выезжающих из Грузии на постоянное место жительства, но только после уплаты налога.


Как пенсионными деньгами будет распоряжаться государство

Все работодатели, зарегистрированные в пенсионной системе, обязаны делать ежемесячные отчисления на банковские счета Пенсионного Агентства, которые открыты в практически всех грузинских банках, в том числе: Bank of Georgia, TBC Bank, Liberty Bank, VTB Bank, Silk Road Bank.

Все полученные деньги Пенсионное Агентство в течение первых 5 лет действия реформы обязывается размещать только в инвестиционные портфели с низким уровнем риска. Далее уже сами участники смогут выбирать, куда направлять их деньги: в активы с высоким, средним или низким уровнем риска.

Обязанности по контролю над деятельностью Пенсионного Агентства возложены на Национальный банк Грузии. Он будет следить, чтобы ведомство соблюдало минимальные требования к инвестиционной деятельности.

Но следует, отметить, что не все довольны новой пенсионной реформой. Неправительственная организация «Демократическая инициатива Грузии» подала 8 января 2019 года иск в Конституционный суд с требованием признать реформу неконституционной, так как некоторые положения Закона «О накопительной пенсии» противоречат конституции, а именно по их мнению нарушено право на равенство и право на собственность. Если суд примет решение в пользу неправительственной организации, тогда все взносы будут возвращены плательщикам.

Когда в Грузии началась пенсионная реформа?

Пенсионная реформа в Грузии стартовала 1 января 2019 года.

Что предусматривает пенсионная реформа в Грузии?

Пенсионная реформа обязывает работодателей, наемных работников и государство платить взносы в Пенсионный фонд по 2% с заработной платы ежемесячно.

Платят ли пенсионные взносы в Грузии иностранцы?

Иностранцы не платят пенсионные взносы, но если у них есть ВНЖ Грузии, они приравниваются к резидентам и обязаны делать взносы в Пенсионный фонд Грузии.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:


Грузинское правительство большое внимание уделяет развитию информационных технологий и предоставлению услуг для населения и юридических лиц дистанционно. На сегодняшний день уже более 150 услуг, среди…


Недвижимость – один из самых популярных активов для инвестиций. Ведь она может не только приносить доход, а и быть своеобразным способом сохранения сбережений. Например, жилье…


Просторные апартаменты в Тбилиси могут стать отличным местом для личного проживания или выгодным активом для сдачи в аренду. Первый вариант выгоден иностранцам, желающим на время…


Элитные апартаменты в элитном жилом комплексе в Батуми станут вашим выгодным инвестиционным вложением. Ведь они находятся не просто прямо у моря, а в центральной части…


Купить недвижимость в Грузии в Батуми – одно из самым популярным направлений инвестирования средств. Ведь жилье, особенно комфортабельное в новостройках, на берегу моря может не…


Купить недвижимость в Грузии на берегу моря – одно из наиболее выгодных направлений для инвестирования, особенно если дом еще строится. Инвестор, сделав покупку апартаментов в…


Покупка недвижимости в исторической части Тбилиси – очень привлекательная инвестиция. Ведь иметь жилье в таком районе не только выгодно, но и еще и престижно. Квартира,…


Мы предлагаем вам рассмотреть возможность приобретения квартиры в историческом центре Тбилиси на улице Мтацминда. Недвижимость в Грузии привлекает инвесторов благодаря своей высокой доходности и быстрой…

от 16 мая 1997 года

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ГРУЗИИ О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ

Правительство Российской Федерации и Правительство Грузии, именуемые в дальнейшем Сторонами,

желая развивать сотрудничество и исходя из равенства прав граждан Российской Федерации и граждан Грузии в области пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

"граждане" - лица, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации или Грузии и на которых распространяется пенсионное законодательство этих государств;

"члены семьи" - лица, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации или Грузии;

"место постоянного жительства" - место постоянного или преимущественного проживания граждан, определяемое или признаваемое в качестве такового законодательством Российской Федерации или Грузии;

"трудовой (страховой) стаж" - продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение;

"компетентные органы" - органы, на которые возложено осуществление пенсионного обеспечения;

"полномочные органы" - для Российской Федерации - Министерство труда и социального развития Российской Федерации, для Грузии - Министерство социальной защиты, труда и занятости Грузии.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Российской Федерации или Грузии, кроме пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 9 настоящего Соглашения.

Одна Сторона предоставляет на территории своего государства гражданам, переехавшим (приехавшим) из государства другой Стороны на постоянное место жительства, такие же права в области пенсионного обеспечения, как и своим гражданам.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения в соответствии с настоящим Соглашением, несет предоставляющее такое обеспечение государство.

Взаимные расчеты не производятся.

1. Назначение пенсий гражданам Российской Федерации и Грузии производится компетентными органами по месту их постоянного жительства.

2. Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.

3. Для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.

Для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

1. При переселении пенсионера с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если такие же основания для назначения пенсии предусмотрены законодательством государства по новому месту жительства.

2. По новому месту жительства пенсия назначается пенсионеру с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации (прописки) по новому месту жительства или получения вида на жительство.

В случае когда законодательством государства по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по указанному основанию, выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, до возникновения права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством государства, куда пенсионер переехал. Перевод пенсионных сумм обеспечивается в порядке, определяемом специальным соглашением.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г., принимаются без легализации.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Грузии, регулируется специальными соглашениями.

Компетентные органы Сторон сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между полномочными органами Сторон.

Вопросы, не урегулированные полномочными органами Сторон, являются предметом переговоров между Сторонами.

Полномочные органы Сторон информируют друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, его изменениях, а также принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

1. Настоящее Соглашение заключается сроком на три года и будет автоматически продлеваться каждый раз на такой же срок.

2. Каждая из Сторон вправе прекратить действие настоящего Соглашения, письменно уведомив об этом другую Сторону не менее чем за шесть месяцев до завершения текущего календарного года, причем срок действия настоящего Соглашения прекращается с истечением указанного года.

3. Право граждан на пенсионное обеспечение, возникшее в соответствии с настоящим Соглашением, не теряет своей силы в случае прекращения его действия.

Совершено в Москве 16 мая 1997 года в двух экземплярах, каждый на русском и грузинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Судебная практика и законодательство — "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения" (заключено в г. Москве 16.05.1997)

Статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.95, статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.97 и статьей 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29.06.99 допускается возможность продолжения выплаты пенсии соответственно Республикой Молдова, Грузией, Литовской Республикой переселяющимся пенсионерам до приобретения ими права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 года).

Сообщаем, что в соответствии с частью второй пункта 3 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имели минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.

Читайте также: