Лишение права на государственную пенсию

Выплата пенсии приостанавливается в следующих случаях:

  • при неполучении установленной пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок.
  • при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок. По истечении указанных трех месяцев выплата этой пенсии прекращается;
  • при достижении лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствия документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения после достижения им возраста 18 лет – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанному лицу исполнилось 18 лет, либо месяцем, в котором истек срок обучения (статья 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
  • при истечении срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации ( вида на жительство), - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок указанного документа;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • при поступлении документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствия заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации – на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы;
  • непредставление ежегодного подтверждения лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, достигшим возраста 18 лет, факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в иностранной организации, осуществляющей образовательную деятельность, расположенной за пределами территории Российской Федерации, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок подтверждения факта обучения.

Порядок возобновления выплаты пенсии:

  • При устранении обстоятельств, повлекших приостановление выплаты пенсий, выплата пенсий возобновляется.
  • Возобновление выплаты пенсии (бланк заявления) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены заявление о возобновлении выплаты пенсии и соответствующие документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы пенсии за все время, в течение которого выплата пенсии была приостановлена. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии. Выплата пенсии прекращается начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
  • в случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию. В том числе, в случаях:

    • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
    • истечения срока признания лица инвалидом;
    • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
    • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..
  • В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

    в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

  • в случае отказа пенсионера (бланк заявления) от получения назначенной страховой пенсии. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

    • со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначенная ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30;
    • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

    Выплата пенсии восстанавливается:

    • в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или решения суда о признании пенсионера безвестно отсутствующим. Выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу соответствующее решение;
    • по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет. В этом случае выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы;
    • при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты пенсии (бланк заявления) после отказа от ее получения, выплата пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получено соответствующее заявление пенсионера. Подать заявление можно так же через личный кабинет на сайте ПФР Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

    На каких основаниях Пенсионный фонд лишает граждан пенсии или прекращает её выплату.

    Пенсионное обеспечение в России не отличается выгодными для людей преклонного возраста условиями. Чтобы получить пособие на законных основаниях необходимо:

    • достичь определенного возраста, который увеличивается с каждым годом до 2025-го для мужчин с 60 до 65 лет, для женщин – с 55 до 60 лет;
    • иметь минимальный стаж: по данным на 2019 год –10 лет, а к 2025 году станет 15 лет;
    • иметь минимальную сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов: для 2019 года – 16,2 балла, а к 2025 году станет 30 баллов.

    Соблюдение всех вышеупомянутых требований не будет гарантией того, что начисленная пенсия будет достаточной и способной удовлетворить даже самые минимальные человеческие потребности. Высоким уровнем в России пособия не блещут и, чаще всего, несмотря на внушительный трудовой стаж по факту человек получает минимальную пенсию, не дотягивающую и до 10 000 руб.

    Более того, как показывает практика, и ту малость, которую ежемесячно имеет право получать пожилой человек, могут отобрать. Конечно, не без оснований, но приятного мало. В наше время остаться без средств к существованию смерти подобно, поэтому даже эти мизерные выплаты приобретают для пенсионеров жизненно важную ценность.

    В каких случаях могут отобрать пенсию

    На самом деле в современной России существует не так много оснований для приостановки выплаты пенсий или причин для того, чтобы человека вовсе лишить пособия. Мы проанализировали многие возможные ситуации и отобрали самые распространенные варианты.

    I. Утерянный трудовой стаж. В судебной практике были случаи, когда пенсионеры вынуждены были обращаться к третьей власти за помощью, чтобы отстоять свои права на получение пенсионного пособия. Это связано с тем, что достигнув необходимого возраста гражданин идет в Пенсионный фонд, сотрудники которого начинают проверять трудовой стаж и индивидуальные пенсионные коэффициенты. В процессе расчета оказывается, что ни того, ни другого пожилому человеку не хватает для оформления пенсии на законных основаниях, но при этом всю свою сознательную жизнь он работал, не покладая рук.

    Чаще всего такая ситуация происходит с теми, чей основной трудовой стаж приходился на 90-тые годы прошлого столетия, когда некогда крепкая единая страна распалась, предприятия массово закрывались, трудовые книжки терялись порой вместе с внутренними архивными документами. Когда доказать наличие стажа гражданин не может, он вынужден обращаться за помощью в суд, который не всегда принимает сторону истца, потому что опирается на факты, подтвержденные документально, а их попросту нет. Вот и приходится человеку либо искать доказательства и добиваться истины, либо позабыть про заслуженную страховую пенсию и ждать через 5 лет социальную, продолжая работать.

    II. Есть работа – нет пенсии. Согласно п. 1 и п. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» служба занятости может предложить безработным гражданам, которые воспользовались всеми предоставленными возможностями и так и не смогли трудоустроиться, назначить им пенсию досрочно. Сделать это можно не ранее чем за 2 года до наступления пенсионного возраста при соблюдении ряда требований. Но не это главное, а то, что начисленную раньше положенного времени пенсию по закону прекращают выплачивать, если гражданин найдет себе работу.

    III. ПМЖ на территории другой страны. Выплата пенсии будет приостановлена, если в Пенсионный фонд поступят документы о выезде пенсионера на постоянное жительство в иностранное государство, с которым у России заключен международный договор. Согласно этому документу обязательства по пенсионному обеспечению несет то государство, на территории которого проживает пенсионер. Это возможно только при условии, если в Пенсионный фонд не поступили документы, подтверждающие, что лицо не имеет права на получение пенсии на территории указанного государства.


    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


    Обзор документа

    Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

    заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Климовича, установил:

    1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Климович оспаривает конституционность части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

    Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 года по май 1995 года проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части 40011 - командира войсковой части 60235. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 27 мая 1995 года он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А.И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В связи с тем, что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 года А.И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 года.

    Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 марта 2009 года А.И. Климовичу отказано в иске к Военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 года и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 года по 31 декабря 2008 года.

    По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

    2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

    Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. Кроме того, к условиям приобретения права на такого рода пенсию относится и наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 184-О, от 20 октября 2005 года № 379-О и от 11 мая 2006 года № 132-О).

    2.1. В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года № 11-П и от 15 июня 1998 года № 18-П).

    Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (постановления от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и др.).

    Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.

    Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

    Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.

    Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

    Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (пункт 2 статьи 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в статье 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года № 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

    Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

    В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

    2.3. По мнению заявителя, утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Между тем наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

    С учетом изложенного, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 132-О).

    Таким образом, оспариваемое А.И. Климовичем законоположение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права, а его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

    Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

    1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

    2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

    Председатель
    Конституционного Суда
    Российской Федерации
    В.Д. Зорькин

    Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

    Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)

    Обзор документа

    Оспаривались нормы, касающиеся пенсий за выслугу лет, назначаемым военнослужащим (и приравненным к ним лицам).

    По мнению заявителя, эти положения неконституционны. Они позволяют прекращать выплату гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления (совершенные в период этой службы). Это по сути - дополнительное наказание, не предусмотренное УК РФ.

    КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

    Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Соответственно, названные пенсии за выслугу лет заработаны службой в Вооруженных Силах РФ и выполнением обязанностей, значимых для общества.

    Это предполагает необходимость при определении права на такую пенсию учитывать как характер профдеятельности гражданина, так и соблюдение им особых требований.

    Принося Военную присягу, лицо добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать и тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в ее тексте.

    Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им названной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

    С учетом этого военнослужащий, совершивший преступление в период службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права получать пенсию за выслугу лет.

    Наличие воинского звания - необходимый элемент статуса военнослужащего.

    Соответственно, лишение такого звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в т. ч. как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

    Поэтому утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.


    Новый законопроект, как сообщают эксперты, может привести к отмене пенсий у каждого третьего пенсионера.

    Новый законопроект, который разрабатывается Минтрудом, содержит новый критерий для отмены страховой части пенсии – недостоверность сведений в выплатном деле. Но эксперты считают, что поводом для отмены пенсии может стать невозможность проверить предоставленные пенсионером данные из выплатного дела.

    Кроме того, что проверить достоверность данных не получится проверить для примерно каждого третьего пенсионера, это еще может стать инструментом для необоснованных отказов в начислении пенсии.

    Коснутся новые правила вопросов исчисления страховой пенсии, которая составляет основную часть пенсии для российских пенсионеров. Отметим, что при назначении страховой пенсии Пенсионный фонд учитывает такие данные:

    • количество лет страхового стажа – как для определения права выйти на пенсию (минимум 10 лет, к 2024 году увеличится до 15 лет);
    • количество лет стажа до 2002 года – для определения стажевого коэффициента;
    • средний заработок за любые 60 месяцев до 2002 года – для определения пенсионных прав до 2002 года.

    Поэтому нововведение может коснуться многих пенсионеров, которые будут не в состоянии подтвердить документально стаж или заработок до 2002 года (например, если предприятие уже закрылось и не передало фонды в архив).

    Кроме того, появилась информация от канала «Юрист для пенсионера» о том, что ФНС начала интересоваться происхождением денег на счетах у пенсионеров. Если пенсионер не сможет подтвердить источники получения этих денег, ему может грозить начисление НДФЛ на эти суммы и штрафы – от 5 до 30% от неуплаченных сумм.

    Если же сбережения квалифицируют как доходы от предпринимательской деятельности, штраф вырастет уже до 40 тысяч рублей, плюс 1 тысяча рублей – за несвоевременную подачу данных в ФНС.

    Подписывайтесь на наши каналы!







    Его внуки и правнуки ответят за мучения людей! Люди, бойтесь суда небесного и помните, что у гроба карманов нет!

    — статья на кого рассчитана.

    ни одного не коснётся, кто вышел на пенсию ранее вступления данного закона в силу.

    с 2002 года начался отчёт на всех производствах перед пенсионным фондом, то есть — сколько тебе начислили, столько и отчислили, а в конвертах не считается

    Доходы работающих начали поступать в пенсионный фонд с 1996 года

    Идиоты последние деньги у людей забирают.на *** тогда работать.Родился и сразу в гроб.Выгодно и государству и населению.

    За что голосовали пенсионеры,то и получили.

    …Невозможность проверить предоставленные пенсионером данные из выплатного дела…? Вот и пусть все эти депутаты и чиновники спрашивают доказательства у тех, кто развалил Союз, предприятия… Это их вина!

    И вы ещё хотите, чтобы я уважал и не оскорблял это буржуйское государство? Не дождётесь!

    Как Пенсионный фонд РФ нарушает Конституцию России

    В советский период в Уголовном кодексе России, равно, как и в Уголовных кодексах союзных республик, имелась статья, устанавливающая ответственность за тунеядство. Совершеннолетний человек, проживающий в советский период, обязан был иметь работу, либо, в противном случае, он должен был быть привлечён государством к уголовной ответственности, что, собственно, и делалось.

    Трудовую пенсию назначает государство, которое в т.ч. располагает сведениями либо о наличии судимости у своих граждан, имевших совершеннолетний возраст в советский период, либо сведениями о её отсутствии. Тем не менее, государство, в лице Пенсионного фонда России, заведомо зная, работал человек в советский период или нет, обязывает своих граждан, выходящих в настоящее время на пенсию, предоставлять справки о работе в советский период, а также сведения о получаемой ими в этот период заработной плате, совершенно не принимая в расчёт то обстоятельство, что если человек был не судим в советский период за тунеядство – значит он работал. По крайней мере, именно так как советское, так и ныне действующее законодательство трактует нам понятие презумпции невиновности.

    Так на каком же основании государство требует от людей, работавших в советский период и оформляющих в настоящее время свою трудовую пенсию, письменное подтверждения о рабочем стаже за этот период при наличии записей об этом в трудовой книжке, если человек, согласно сведениям, уже имеющимся у государства, не совершал преступного деяния, квалифицируемого в Уголовном кодексе тех лет, как тунеядство?

    Что же касается предоставления в Пенсионный фонд России гражданином, оформляющим в настоящее время свою трудовую пенсию, сведений о своём индивидуальном лицевом счете в советский период, то требование таких сведений, обязанных храниться в государственной службе именуемой Архив, незаконно, поскольку гражданин не был обязан ни хранить эти сведения, ни передавать их в государственные органы на хранение, т.к. эта обязанность возлагалась государством на его работодателя.

    Таким образом, вина в отсутствии сведений в государственных органах о зарплате конкретного гражданина в советский период лежит не на нём, а на тех должностных лицах, которые в этот период возглавляли (или работали) в этих государственных службах, обязанных, кроме прочего, осуществлять контроль за своевременной передачей таких сведений работодателями в их адрес.

    Следуя предложенной логике решение Пенсионного фонда России об отказе принять во внимание трудовой стаж гражданина в советский период при назначении ему трудовой пенсии на том основании, что он не может предоставить справку и сведения о зарплате, получаемой им в этот период, противоречат Конституции Российской Федерации, потому, что нарушают законные основания и права гражданина на презумпцию невиновности (ст.49 Конституции РФ) и, как следствие этого, право гражданина на пенсионное обеспечение (ст.39 Конституции РФ).

    — через суд — и всё будет в вашу пользу

    ибо законы не имеют обратной силы, запись в трудовой есть — она не фальшивая, значит стаж начисляется


    За что Пенсионный Фонд может лишить вас пенсии

    После изменения пенсионной системы страхования граждан в РФ, а именно после введения понятия страховая часть, стали оформляться карточки СНИЛС. Благодаря этому ПФР получил возможность свободно контролировать достоверность сведений с помощью системы персонифицированного учета. Вся информация о стаже граждан стала передаваться их работодателями. Однако даже в таких условиях возможны ситуации, когда ПФР лишает гражданина пенсии.

    Лишение пенсионного обеспечения

    Ситуации, при которых ПФР прекращает выплачивать пенсию гражданину, можно разделить на три категории:

    • лишение при потере статуса, на основании которого назначалось обеспечение;
    • прекращение или изменение размера выплаты из-за ошибки, допущенной в системе учета ПФР;
    • лишение выплат при выявлении мошенничества.

    Прекращение выплат при потере основания для назначения

    Следует учитывать, что в РФ существует не только пенсия по старости, а также обеспечение, назначаемое в связи с присвоением группы инвалидности и выплачиваемое по причине потере кормильца.

    В этих случаях происходящее прекращение выплат может обуславливаться следующими факторами:

    1. Излечение гражданина – если по заключению медико-социальной экспертизы гражданин выздоровел от болезни, по которой ему была присвоена инвалидность, то пенсия перестанет выплачиваться;
    2. Становление трудоспособным – если гражданин, получавший пенсию по потере кормильца, получил возможность вести трудовую деятельность, то он лишается обеспечения. Это может происходить в следующих случаях:
      • достижение совершеннолетнего возраста;
      • излечение от заболевания, по которому была присвоена инвалидность;
      • усыновление, установление опеки или попечительства над ребенком-сиротой.

    На заметку: Важно понимать, что прекращение происходит именно после того, как человек стал трудоспособным, а не после того, как он нашел работу.

    В этих случаях потеря права на пенсию не влечет никаких последствий для гражданина с законодательной точки зрения.

    Ошибки в системе персонифицированного учета

    Несмотря на то, что большая часть расчетов, касающихся пенсии, выполняется компьютерами, шанс ошибок не исключается. Они могут появиться вследствие человеческого фактора или технического сбоя программы.

    Возможно два варианта решения:

    1. Гражданин, потерявший право на пенсию, продолжал получать выплаты из-за ошибки. В таком случае его обяжут в полной мере вернуть необоснованно полученные денежные средства.
    2. Пенсионеру приходили выплаты неверного размера:
      • если сумма была больше положенной, то переплаченные средства будут вычтены из следующих начислений;
      • если сумма была меньше положенной, то гражданину будет произведен перерасчет, и ему компенсируют недостаток в следующих выплатах.

    Преднамеренное мошенничество

    Если гражданин преднамеренно предоставил ложные сведения в Пенсионный Фонд, и по ним ему была назначена пенсия, то это расценивается как мошенничество. Человек, который незаконно получал обеспечение, не только будет обязан вернуть все денежные средства, но и будет привлечен к ответственности согласно п. 1 ст. 159 УК РФ от 13 июн. 1996 г. (последняя редакция от 7 апр. 2020 г. с дополнительными изменениями от 12 апр. 2020 г.) . В отношение него будет применена одна из следующих мер наказания (решается судом):

    • штраф на сумму до 120 тыс. руб. или в размере заработка за 1 календарный год;
    • обязательные работы на период в 360 ч.;
    • исправительные работы на срок до года;
    • арест на 4 мес.;
    • лишение свободы до 2 лет;
    • лишение свободы условно на период до 2 лет.

    Читайте также: