Меморандум о пенсионной реформе

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Политики в преддверии выборов в Госдуму даже хотят объединиться на теме пенсий





Объединиться, а не «затевать некрасивые разборки» ради эффективной, прозрачной и справедливой пенсионной системы предложил лево-патриотическим силам председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Образно говоря, не корысти ради, а пользы для.

«Предложение ликвидировать Пенсионный фонд России и приступить к прямым выплатам пенсий из бюджета обретает все больше неожиданных сторонников и даже авторов», — отметил он.

Ранее лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что Пенсионный фонд России будет упразднен из-за его бесполезности, так как ведомство является огромной бюрократической структурой, существующей за счёт бюджета.

«Это огромное количество чиновников, помещений, и огромная бюрократическая структура», — уверен политик.

Владимир Жириновский предложил выплачивать гражданам пенсии напрямую из федерального бюджета.

По мнению Сергея Миронова, ситуация начинает напоминать рассказы о первом коммунистическом субботнике, участники которого уверяли, что именно они несли с Лениным «то самое» бревно.

Тем не менее, лидер «Справделивой России» выразил радость, что идея его партии захватывает коллег и предлагает объединить усилия. Он также не исключил, что «завтра думское большинство подхватит программное требование нашей партии, выдвинет соответствующий законопроект и в авральном порядке его примет».

Глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов считает, что единственная цель изменений пенсионной системы — достойная пенсия для всех россиян. Он знает о предложениях и наработках коллег, подготовке ими законопроекта.

По его мнению, если упразднять ПФР, то необходимо понять, кто будет выполнять его функции.

Кстати, 26 ноября Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал нижней палате отклонить законопроекты депутатов ЛДПР и «Справедливой России», который предусматривал повышенную фиксированную выплату к пенсии граждан старше 75 лет. tass.ru/ekonomika/10102069

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников полагает, что объединяться оппозиционным силам надо было пару лет назад, когда шло обсуждение и принятие пенсионной реформы.

— В 2018 году вопрос пенсионной реформы был активен и был в повестке, тогда можно было что-то мобилизовать. Сейчас из информационной повестки страны пенсионная система ушла, свыклись с тем, что сейчас есть. Это не проблема первоочередности.

С другой стороны, лево-патриотические силы, любые левые силы не могут объединиться по гораздо более простым вопросам. У «Справедливой России» несколько раз были заходы на объединение с различными левыми проектами, но это закончилось ничем. Попытка договориться о единой политике с КПРФ ни разу ничем не закончилась. КПРФ сейчас объявила о создании широкого левого фронта. Если Сергей Миронов хочет объединения, есть идея КПРФ, но он же не будет в этом участвовать.

Мне кажется, идея высказана, мы видим набор очков в информационном поле в рамках начавшейся избирательной кампании в Государственную думу. Предложений будем слышать много, но в данной ситуации ничего сильно оригинального и прагматичного нет. Ни один процесс попытки объединения ни разу ни к чему не привел, даже на базе более успешной платформе КПРФ.

У «СР» сейчас реальная проблема прохождения 5-процентного барьера в Государственную думу. Для многих вопрос объединения с ней очень неоднозначен. Лучше попытаться войти в блок с КПРФ. Если не договорятся, что будет широкая коалиция, большая левая партия, то и тема пенсионной реформы встанет. Пока она не настолько важна, чтобы кто-то ради нее подпрыгивал.

«СП»: — Что все-таки мешает левым силам объединиться?

— Дело не только в левых силах, у нас ни один политический спектр не может объединиться, например, либералы, хотя либеральных партий немало. Мне кажется, что это вопрос генезиса и содержания партийной структуры. У нас партийная структура — это, прежде всего, инструмент прохождения в органы власти — законодательные, исполнительные, и в меньшей степени это объединение по принципу идеологии. И в этом отношении объединяться никто ни с кем не будет.

Это чистый бизнес. В бизнесе есть понятие слияние и поглощение, часто недружественное. Это может произойти, если более удачный конкурент по распределению мандатов может поглотить менее удачливого. А идеология — это определение круга избирателей, который тот или иной проект рассчитан.

Конечно, если бы левые объединились, электорату было бы лучше.

Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков обращает внимание на то, что подобные заявления больше продиктованы пиаром.

— Тему можно прокачивать на уровне пиара выборов в Госдуму, какой-то процент это даст. Если эсеры будут объединяться с коммунистами и ЛДПР, то это может быть больше, чем у «Единой России». Но я не думаю, что даже если они все вместе победят на выборах в Госдуму, то протащат эту реформу. Но такая «контрпенсионная» реформа — хороший флаг. Не в плане выплат по возрасту, а в плане формирования пенсионного фонда.

«СП»: — А что с идеей упразднения ПФР?

— Пенсионный фонд является управляющей компанией: он вкладывает деньги с целью заработать, а не просто распределять. Если платит напрямую из бюджета, то деньги не будут проворачиваться, а будут поступать напрямую. А это значит диаметральное изменение подхода государства к накоплениям — не пускать их в работу, а чтобы они лежали в кубышке.

Как я понимаю, это более-менее совпадает с планами Белоусова по более огосударствленной экономике, то есть уход от монитаристкой политики, структур, которые деньги гоняют, пытаясь на них зарабатывать. Если эта система будет реализовываться, то будет возможность подвинуть Пенсионный фонд. Пока я этого не вижу.

Президент Владимир Путин ставит на монитаристов, потому что так или иначе, но в последние годы нефть спасает экономику, мы живем за счет того, вкладываемся в доллар, в американские бумаги и прочее. Наша экономика пока не дает таких процентов, чтобы в нее вложить. Пока на уровне пиара.

Людям в конечно итоге все равно, кто платит — Пенсионный фонд или бюджет. Вопрос в том, сколько будут платить? Если выплаты не изменятся, то населению все равно.

  • Главное
  • Экономика
  • Политика
  • Криминал
  • Спорт
  • Здоровье
  • Киев

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

  • Бизнес
  • Финансы
  • Валютный рынок
  • Аграрный рынок
  • ЖКХ

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

  • Музыка
  • История
  • Кино
  • Литература

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

  • Киев
  • Винница
  • Волынь
  • Днепр
  • Донбасс
  • Житомир
  • Закарпатье
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киевская область
  • Крым
  • Луганск
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черновцы

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

  • Бизнес
  • Финансы
  • Валютный рынок
  • Аграрный рынок
  • ЖКХ

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

  • Музыка
  • История
  • Кино
  • Литература

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

  • Киев
  • Винница
  • Волынь
  • Днепр
  • Донбасс
  • Житомир
  • Закарпатье
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киевская область
  • Крым
  • Луганск
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черновцы
  • вакцина
  • новости Украины
  • коронавирус



Министерство финансов Украины обнародовало полный текст Меморандума с Международным валютным фондом. Как выяснили журналисты «Фразы», в соответствии с документом Украина должна в кратчайшие сроки провести пенсионную реформу и открыть рынок земли.

Документ на 34 страницах опубликован на сайте Министерства финансов Украины. К тексту меморандума также прилагается письмо директору-распорядителю МВФ Кристин Лагард от 2 марта 2017, в котором, в частности, содержится просьба о переносе сроков внедрения пенсионной и земельной реформ, подписанное президентом Украины Петром Порошенко, премьер-минстром Владимиром Гройсманом, министром финансов Александром Данилюком и главой НБУ Валерией Гонтаревой.

В соответствии с опубликованным документом, Международный валютный фонд ожидает утверждения Верховной Радой законопроекта по запуску рынка земли в мае этого года, а также отмены моратория на продажу земель сельхозназначения с конца 2017 года. «Утверждение Верховной Радой закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения ожидается до конца мая 2017 года (изменение и новый предельный срок для выполнения структурного маяка, который остается с конца сентября 2016 года), что позволит действующему мораторию на продажу земель сельскохозяйственного назначения утратить силу с конца 2017 года», — говорится в тексте меморандума.

Как сообщает «Украинская правда», премьер-министр Владимир Гройсман, комментируя этот пункт, заявил в эфире телеканала «112 Украина», что законопроект о рынке земли будет разрешать ее куплю-продажу только физическим лицам с украинским гражданством. «Речь идет о том, что мы можем создать модель рынка земли, которая будет разрешать только физическим лицам-украинцам между собой продавать землю, которая им принадлежит», — заявил премьер, добавив, что не поддержит идею земельной реформы, которая будет проводиться в интересах агрохолдингов или иностранных граждан.

«Необходимо абсолютно полностью защитить украинскую землю от возможности ее покупки иностранными гражданами», — заключил чиновник.

Кроме того, в соответствии с Меморандумом, до конца мая 2017 года Верховная Рада должна проголосовать за пенсионную реформу, которая должна вступить в силу с 1 января 2018 года. Реформа должна включать в себя новый перечень вариантов выхода на пенсию с более широким диапазоном пенсионного возраста в сравнении с ныне существующим, предлагая гражданину выбор срока и условий выхода на пенсию, зависящий от общего трудового стажа.

Кроме того, необходимо ввести дополнительные пенсионные выплаты для стимулирования более продолжительной занятости граждан и более позднего их выхода на пенсию.

Согласно Меморандуму, реформа должна содействовать экономии не менее 3% ВВП в долгосрочном плане, в том числе за счет увеличения фактических лет службы (трудового стажа) при выходе на пенсию.

В прилагающихся к меморандуму материалах говорится, что средний эффективный возраст выхода на пенсию в Украине составляет 58,5 лет для мужчин и 55,9 года для женщин, тогда как в среднем по ЕС — 63,5 года и 62,5 года соответственно.

По мнению МВФ, пенсионная реформа, предусматривающая повышение пенсионного возраста в Украине, создаст для работников дополнительные стимулы к отсрочке выхода на пенсию и, следовательно, к ограничению возможного сокращения рабочей силы, однако такой пункт самим меморандумом не предусмотрен.

Министр социальной политики Украины Андрей Рева в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» заявил, что речь не идет о повышении пенсионного возраста , а лишь о планах на протяжении 10 лет ликвидировать дефицит Пенсионного фонда. Он отметил, что речь идет о введении возможности продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста при увеличении размера пенсии для тех граждан, которые выходят на пенсию позднее предусмотренного законом срока. «Общий пенсионный возраст — 60 лет, но если вы хотите иметь большую пенсию, то вы работаете», — объяснил министр.

Также в опубликованном тексте Меморандума указывается, что уже до конца текущего месяца должно быть принято законодательство о создании Службы финансовых расследований. «Ожидается, что Верховная Рада примет закон о создании до конца апреля 2017 года новой гражданской службы, ответственной за расследования финансовых преступлений против государства, под управлением Минфина для замены нынешней налоговой милиции и консолидации всех полномочий по борьбе с финансовыми преступлениями против государства в одном агентстве, избегая при этом дублирования функций», — говорится в документе.

При этом отмечается, что в составе новой финансовой полиции будет работать меньше сотрудников, при этом большинство из них будет набрано вне действующей системы правоохранительных органов. Кроме того, зарплаты у новой финансовой полиции будут более достойными, а оборудование — лучшим.

Сферы ответственности новой финансовой полиции и Государственной фискальной службы должны быть четко разграничены. В то же время между ними необходимо обеспечить мощное сотрудничество. При этом в ГФС будет удержан достаточный потенциал для преодоления любых проявлений налогового мошенничества, подчеркивается в тексте.

Ниже приводим полный текст Меморандума с сопутствующими материалами.

Как сообщала «Фраза», 3 апреля 2017 года Международный валютный фонд принял решение о выделении Украине одного миллиарда долларов. Комментируя случившееся президент Украины Петр Порошенко заявил, что «это очередное признание украинских реформ».

Однако большинство экспертов и пользователей соцсетей не согласны с такой оценкой.

Бывают реформы полезные и нужные, бывают сомнительные и пугающие с точки зрения рядового гражданина. Пенсионная реформа относится к числу последних. Согласно новому закону, люди будут выходить на заслуженный отдых на 5 лет позже, чем сейчас. Мужчины – в 65 лет, женщины – в 60.

Правительство успокаивает население тем, что «у них», в Европе, уже давно так, и никто не протестует. Но вряд ли корректно сравнивать европейский уровень жизни и в частности её среднюю продолжительность, с российскими реалиями. Здесь все не так, как там, и повышение сроков на 5 лет – серьезный удар по сегменту зрелого населения страны. Молодым тоже стоит задуматься – эти реформы неминуемо коснутся в будущем и их.

С вами Евгений Жуков – эксперт журнала «Папа Помог» по юридическим вопросам. В статье разговор пойдёт о сути и смысле пенсионной реформы, о категориях населения, которых не коснутся нововведения, о том, что нас ждет после запуска нового закона.

Все самое важное о наших пенсиях – подробно и понятно в этой статье.


«ПАПА» осветил последние новости о пенсиях в РФ

  1. Пенсионная реформа – свежие новости
  2. Важные моменты нового закона
  3. Список, кого не коснется увеличение пенсионного возраста
  4. Будет ли увеличен возрастной порог выхода на пенсию для сотрудников МВД и военных
  5. Таблица повышения пенсионного возраста в России и других странах
  6. Экспертные комментарии о дальнейшем повышении пенсионного возраста и возможной отмене пенсий в России
  7. Сторонники и противники реформы – основные аргументы
  8. Протесты, митинги и петиции против реформы: будет ли референдум
  9. Что говорят реальные люди о пенсионной реформе
  10. Выводы

Пенсионная реформа – свежие новости

В октябре 2018 года Госдума приняла закон о Пенсионной реформе. В действующее законодательство внесли ряд существенных изменений, направленных, как гласит официальная формулировка, «на обеспечение роста пенсионных отчислений и повышения уровня их индексации». Новый нормативный акт предусматривает повышение пенсионного возраста, после достижения которого гражданам будут начислены пенсии.

Действующих пенсионеров эти реформы не касаются никак: все, кому полагаются пенсии сейчас, будут продолжать их получать в прежнем объеме. Нововведения коснутся тех, кто выходит на государственное обеспечение с 01.01.2019 года и позже. По задумке органов власти, изменения должны обеспечить рост благосостояния неработающих пенсионеров посредством индексации, которая, снова цитирую официальные источники, «будет значительно превышать уровень фактической инфляции».

Население России негативно отнеслось к изменениям в пенсионном законодательстве. Что не удивительно – люди не хотят работать больше на 5 лет за обещание на сколько-то процентов повысить выплаты. Попытки правительства и лично президента РФ объяснить смысл реформ публично особого понимания у граждан не вызвали.

Посмотрите видео, на котором представители партии «Единая Россия» поясняют, почему пришлось пойти на такие «непопулярные» меры:

На фоне сообщений в центральных СМИ об экономическом росте и процветании страны «ограбление стариков» выглядит действительно сомнительным шагом. Однако правительство уверяет, что пойти на эту меру его вынудили крайние обстоятельства.

Если говорить простым языком, то в России за последние десятилетия существенно изменилось соотношение работающих граждан и пенсионеров. По официальным подсчетам, к 2025 году в стране будет примерно столько же трудящихся, сколько получающих пенсию от государства .

Да, в Европе ситуация аналогичная, однако там выше средняя продолжительность жизни населения, да и реалии совсем другие (как, впрочем, и размеры пенсий).

Правительство подсчитало, что если оставить все как есть, российским пенсионерам будущего пенсионных денег просто не хватит. Их не хватает уже сейчас, потому ПФР (пенсионному фонду России) нужно брать деньги из бюджета страны, что порождает финансовый дефицит.

Другая причина – удорожание жизни. Размеры выплат нужно повышать, чтобы обеспечить пожилым людям прожиточный минимум, а из вышесказанного следует, что денег брать негде – взносов не хватает, а количество пенсионеров в сравнении с числом трудящихся повышается.

Вывод: правительство пошло по самому простому пути решения проблемы – возраст отодвинулся для пенсионеров на 5 лет. Такая мера по определению не может оказаться популярной, и негативную реакцию граждан нетрудно было предвидеть.

Однако я предлагаю оставить эмоции, и попытаться разобраться в вопросе подробно, досконально и без поспешных выводов в виде призывов идти на баррикады.

Важные моменты нового закона

Закон вступает в действие с 1 января 2019. Предусмотрена его постепенное воплощение в жизнь – переходный этап продлится до 2028 года. Пенсионный возраст закрепляется для мужчин на отметке 65 лет и 60 – для женщин. Ранее эти показатели составляли 60 и 55 лет соответственно.


Первоначально в законопроекте для женщин предусматривалось повышение на 8 лет, но в окончательной редакции 3 года россиянкам «скостили». За эту поправку высказался лично президент, что ожидаемо сработало на положительный имидж В.В. Путина. Ход не слишком тонкий, но эффективный.

Увеличение показателей будет постепенным – ежегодно на 1 год. Для россиян, достигнувших «старого» возрастного показателя в ближайшие 2 года, предусмотрено смягчение – они уйдут на отдых всего на 6 месяцев позже.

Основные моменты нового закона:

  1. Нововведения коснутся тех, кто собирался уйти на пенсию с 1 января 2019 года. Женщины, начиная с 1964 года рождения. Представители сильного пола – с 1959 г.р..
  2. В течение 5-ти лет продлится переходный этап: постепенно будет расти срок выхода на заслуженный отдых.
  3. Первыми выйдут на пенсию позже на полные 5 лет мужчины и женщины, достигшие возрастных показателей 65 и 60 лет в 2028 году.

Некоторых категорий населения реформы не коснутся. Каких именно – рассмотрим в следующем разделе.

Список, кого не коснется увеличение пенсионного возраста

Успокоим тех, кто оформил пенсии до 01.01.2019. Нынешние пенсионеры будут спокойно получать полагающиеся им выплаты.

НЕ изменятся сроки для тех, кто трудится на местах с опасными, а также вредными условиями.

Сюда относятся:

  • занятые на работах под землей и в горячих цехах;
  • трудящиеся локомотивных бригад и сотрудники, отвечающие за безопасность движения ж/д-транспорта и метро;
  • водители грузового транспорта на местах разработки полезных ископаемых – рудниках и шахтах;
  • работники текстильной промышленности с высокой интенсивностью труда;
  • персонал геологоразведочных партий и экспедиций;
  • занятые на лесоустроительных либо изыскательных работах;
  • работники флота и рыбной отрасли;
  • трудящиеся на горных работах и в добывающей сфере;
  • работники исправительных учреждений;
  • трактористы и операторы сельхозтехники;
  • водители городского транспорта;
  • летный состав авиации;
  • сотрудники МЧС.

Есть категории лиц, которым пенсии положены раньше по показаниям здоровья, либо социальными причинам.

Сюда относятся женщины, у которых 5 и более детей, родители инвалидов и их опекуны, инвалиды 1 группы, проживающие на Крайнем Севере, лица, пострадавшие от крупных катастроф техногенного характера.

Реформы слабо коснутся или не коснутся вообще медицинских специалистов, педагогов и работников культуры. Им по-прежнему для досрочного ухода на отдых понадобится от 15 до 30 лет профессионального стажа.

Будет ли увеличен возрастной порог выхода на пенсию для сотрудников МВД и военных

О военнослужащих в новом законе нет никакой информации. Как будут обстоять дела с пенсиями у военных и работников МВД?

Об изменениях в пенсионном законодательстве для сотрудников силовых ведомств речь идет уже давно, но пока новый закон еще не принят и не одобрен. Предполагается, что работникам МВД повысят выслугу лет с 20 лет до 25 . Та же участь ожидает и военнослужащих.

Напомню, что пенсия по выслуге лет и социальные выплаты по старости – это разные виды выплат. Силовики и военные имеют право на те и другие довольствия от государства. Если новый закон будет одобрен, вряд ли это вызовет восторг среди военных и представителей силовых структур.

Таблица повышения пенсионного возраста в России и других странах

Для наглядности я подготовил таблицу выхода на пенсию по годам в РФ:

Годы выхода на отдых по старому закону Пенсионный возраст с учетом переходного этапа Годы выхода по новому закону
Для женщин Для мужчин
1 полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 1 полугодие 2019
2 полугодие 2019 55 + 0.5 60 + 0.5 2 полугодие 2020
1 полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 2 полугодие 2021
2 полугодие 2020 55 + 1.5 60 + 1.5 1 полугодие 2022
2021 55 + 3 60 + 3 2024
2022 55 + 4 60 + 4 2026
2023 55 + 5 60 + 5 2028 и т.д.

Новый закон предусматривает шанс на снижение возраста выхода на покой на 2 года, если у гражданина имеется продолжительный трудовой стаж. Если конкретно, то это 37 лет стажа для женщин, достигших 55-летнего возраста, и 42 года трудовой деятельности у мужчин, достигших 60 лет.

На картинке ниже представлена динамика изменения пенсионного возраста в разных странах:


Как видите, ситуация в мире по данному вопросу также отличается.

Экспертные комментарии о дальнейшем повышении пенсионного возраста и возможной отмене пенсий в России

В официальных СМИ предпочитают не критиковать изменения в пенсионной системе. Представители правительства вообще говорят об этом крайне неохотно. Население уверено, что государство перешло от скрытого грабежа граждан к открытому. И людей можно понять, поскольку, кроме повышения возраста, власти собираются повысить НДС и ввести налог для самозанятых.

О законе для самозанятых граждан на сайте “ПАПА ПОМОГ” есть отдельная статья.

Паника и недовольство народа обоснованы и логичны. И хотя первый гражданин уйдет на пенсию по новым правилам только в 2028 году, последствия изменений коснутся многих уже в 2019. И вряд ли это будет стабильное повышение размера выплат, обещанное правительством.

Россия – страна слабо предсказуемая. Точнее, исполнения оптимистических прогнозов здесь можно не ждать. К примеру, многие говорят, что в ближайшем будущем получить социальную пенсию людям без стажа и баллов вообще будет проблематично. Им придется ждать минимальных пособий чуть ли не до 70 лет .

Не получится ли так, что многие граждане останутся через 10-20 лет вообще без каких-либо пенсий, либо они будут настолько малы, что их не хватит даже на пропитание ?

Что ж, и такой вариант не исключен.

Что же предпринять людям прямо сейчас для гарантий безбедной жизни в будущем? Подумать о собственной пенсии уже сейчас. Следите за своим здоровьем, вкладывайте средства в себя и инвестируйте. Начните заниматься финансовым благополучием как можно раньше.

Вклады и депозиты – это первое, что приходит на ум при мыслях об обеспечении собственной старости. Не сказать, что это надежный и высокодоходный инструмент, но он лучше, чем полное отсутствие каких-либо сбережений.

Более перспективны в этом плане инвестиции в акции, облигации и ПИФы, но для начала надо разобраться в этих способах сохранения и приумножения средств. Вкладывать все деньги в первый подвернувшийся фонд – большая ошибка. Многие её уже совершили и остались без средств.

Финансовая грамотность – основа вашего будущего благополучия. Начните заниматься ею сегодня, и завтра вам не будут грозить экономические потрясения и реформы.

Сторонники и противники реформы – основные аргументы

Рассмотрим аргументы и предложения основных противников и сторонников пенсионной реформы.

Владимир Жириновский предлагает не повышать возраст, а бороться с серыми зарплатами, повышать налоги для людей со сверхдоходами (до 80%) и увеличивать количество работающих граждан: выдавать паспорта РФ по упрощенной схеме всем желающим официально трудиться в России.

Геннадий Зюганов предлагает распустить ПФР, который, по его мнению, незаконно распоряжается народными деньгами, и никаких реформ, естественно, не проводить. Новый закон он считает признаком неуважения к народу и свидетельством отсталости существующей политической и экономической системы в России.

По его мнению, бюджет страны надо пополнять за счет налогов от тех, кто владеет 90% национальных богатств – а именно, олигархов и людей со сверхдоходами.

А вот как партия «Единая Россия» предлагает объяснять населению необходимость пенсионной реформы:

Протесты, митинги и петиции против реформы: будет ли референдум

После обнародования законопроекта во многих регионах страны прошли митинги и протесты против реформы. Дата провозглашения о начале нововведений странным образом совпала с началом Чемпионата мира по футболу в России, что предсказуемо снизило градус социальной активности.

Однако в городах, где матчи турнира не проходили, активность противников пенсионного закона была заметной. В частности, в Новосибирске и других сибирских городах прошло несколько протестных акций, собравших тысячи человек. Представители оппозиции инициировали сборы подписей во многих городах и областях РФ.

Однако все эти мероприятия должного воздействия на мнение представителей власти не оказали. С минимальными поправками закон был успешно принят. Так что никаких референдумов по этому поводу уже не предвидится, хотя некоторые партии, в частности, КПРФ, настаивали именно на таком варианте.


Протесты против пенсионной реформы на улицах России

Правительство, видимо, считает, что такие реформы можно принимать в одностороннем порядке, не учитывая мнения тех, на кого, собственно, они направлены – то есть рядовых граждан страны.

Что говорят реальные люди о пенсионной реформе

Наиболее популярная мысль на этот счет – отнять деньги у олигархов, раз их не хватает в бюджете на пенсии. Пусть они продадут свою многочисленную недвижимость по всему миру, яхты и бриллианты и поделятся деньгами с бабушками и дедушками. Мера, конечно, действенная, но вряд ли она спасет бюджет. Для стабильной работы пенсионной системы в фонды нужны стабильные, а не единоразовые поступления.

В целом большая часть населения высказывается о реформе крайне отрицательно.

Вот цитаты людей о новом законе:

«Только в России люди, которые пахали всю жизнь, вынуждены нищенствовать в старости».

«Сытый голодного не поймет – они там в Правительстве совсем от жизни отстали».

«Приходится надеяться на чудо, на авось или на детей – от государства поддержки не будет, это ясно».

«Лучше уехать из этой страны задолго до пенсии».

Подобных высказываний, в том числе, более резких по форме, – тысячи на форумах и в соцсетях. Однако разумный выход из ситуации только один – самостоятельно заботиться о своих будущих доходах.

Выводы

Итак, пенсионная реформа неизбежна – действующая власть не планирует её отменять. Мы будем выходить на пенсию на 5 лет позже, это факт, с которым придется смириться.

Об этом давно говорили и для определенного круга людей эта новость уже не является чем-то из ряда вон выходящим.


Копите на пенсию сами и ни на кого не надейтесь – вот главный вывод!

Однако не стоит мириться с безденежьем в зрелом возрасте. Для этого нужно уже сейчас инвестировать средства в себя и надежные финансовые инструменты. В этом вам помогут статьи нашего журнала – и те, что уже написаны, и те, которые мы готовим для публикаций.

Удачи вам и до новых встреч!

С уважением, Евгений Жуков, эксперт портала “ПАПА ПОМОГ”
по юридическим вопросам

О дной из целей пенсионной реформы было снизить нагрузку на госбюджет, а именно сократить объем постоянных (можно даже назвать их хроническими) трансфертов из бюджета в ПФР. Однако сильно сэкономить не удалось. За два года, по подсчетам СП, трансферты на выплату страховых пенсий из бюджета сократились лишь на 136 млрд рублей. Печальная ситуация с пандемией заставит государство, напротив, даже увеличить вливания в пенсионную систему до 941,42 млрд рублей из Резервного фонда. Тогда как сам ПФР недополучит в этом году страховых взносов на примерно 420 млрд руб. Пока, правда, ПФР не отказался от индексации пенсий неработающим пенсионерам — на процент, больший, чем ожидаемая инфляция в стране. Однако об индексации пенсий работающим пенсионерам пока речи не идет. Самих получателей пенсии в нашей стране стало меньше всего на полмиллиона. А шуму, если вспомнить то, как эта реформа проводилась, и политических издержек для власти было столько, как будто пенсий лишили сразу полстраны.

По некоторым оценкам, сделанным, впрочем, до пандемии, очевидных положительных результатов реформы стоит ждать не ранее 2024 года, когда пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 для мужчин, а численность россиян, которые не вышли на заслуженный отдых из-за реформы, достигнет 3 млн.

Однако при этом уже в 2023 году, согласно проекту бюджета, трансферты на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 триллиона рублей. То есть никакой экономии не видно даже близко. По самым оптимистичным расчетам (например, вице-премьера Татьяны Голиковой), трансферт федерального бюджета в пенсионную систему может быть сведен к нулю лишь к 2030–2031 гг. Но только если будет обеспечен существенный экономический рост. Такое «если» надо писать с большой буквы.

При этом, по всем демографическим выкладкам получается, что численность работающего населения будет в ближайшие годы сокращаться. Меньшее число работников будет платить меньше страховых взносов в ПФР — это простая арифметика. Повышение пенсионного возраста, старение населения и убыль рабочей силы не перекрывают, получается, никак.

Хуже того, недавно та же СП еще более сгустила краски в демографической картине России, констатировав только за первую половину текущего года увеличение естественной убыли населения на 30% в годовом исчислении. Прогнозы правительства тоже неутешительны: в 2021 году ожидается, что численность населения России снизится еще на 290 тысяч человек, в 2022 году — на 238,1 тысячи, в 2023 году — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. В целом за четыре года возможно уменьшение более чем на 1,2 миллиона человек. Суммарный коэффициент рождаемости (число рождений у одной женщины) в текущем году упадет до 1,4 или в лучшем случае удержится на уровне 2019 года (1,504). Тогда как для простого воспроизводства населения такой коэффициент должен составлять 2.

Все это происходит на фоне уменьшения миграционного притока в Россию. Наша страна становится все менее привлекательной для иммиграции. Тогда как многие расчеты по рабочей силе и той же пенсионной реформе строились во многом на том, что ухудшение общей демографической ситуации будет компенсироваться в значительной мере как раз миграционным притоком. Похоже, что нет, не будет. Кроме того, уместен и такой вопрос: а кто-нибудь всерьез изучал/сопоставлял выгоды от притока иностранной рабочей силы (в том числе в плане отчисления взносов в ПФР), часть которой имеет перспективы остаться жить в нашей стране, с издержками, которые несет приток людей иной культуры, менталитета, жизненных практик и обычаев? Это ведь тоже можно все посчитать. И не факт, что «кредит» массовой миграции сойдется с «дебитом», затратами на ее переваривание.


Василий Максимов. Фрагмент картины «Всё в прошлом». 1889 Иллюстрация: Wikimedia Commons

То, что пенсионная реформа пока не решает (и непонятно, когда и как решит) вопрос все более увеличивающихся трансфертов из госбюджета для ее содержания, — еще не все. Другой хронической проблемой пенсионной системы в нашей стране остается то, что она несправедлива. В том смысле, что она не решает проблемы бедности и даже нищеты типичного российского пенсионера. На свою даже не самую маленькую пенсию он с трудом сводит концы с концами. По стандартам Международной организации труда, достойной считается пенсия в размере не менее 40% от средней зарплаты (так называемый коэффициент возмещения утраченного дохода). Некогда в России тоже ставили такую цель как вполне достижимый идеал. Однако сейчас об этом, похоже, забыли. По расчетам РАНХиГС, к 2025 году коэффициент возмещения для получателей средних зарплат останется на нынешнем уровне — 35%, тогда как для получателей медианных зарплат он сократится с 42 до 39%. Но это «средняя температура по больнице», а в реальности все большее число людей пенсионного возраста будут ощущать, что их пенсии «убегают» в сторону уменьшения от реальных заработков (а все большее число людей вынуждены работать на двух и более работах, «средняя зарплата» все менее релевантна по отношения к средним заработкам) большинства населения.

Во многих странах существенную роль в пенсионном обеспечении возрастных людей играет накопительная пенсионная система. Это точно не наш случай и долго еще таковым не станет. Во-первых, в силу разных причин (например, завышенных затрат на себя любимых) наши негосударственные пенсионные фонды часто проигрывают по доходности даже инфляции. Во-вторых, то «кидалово», которое устроили российские власти с накопительной частью пенсии в 2015 году, продлевая «заморозку» раз за разом и, видимо, заморозят-замылят уже навсегда, отбило охоту играть в азартные пенсионные игры с нашим государством на поколение вперед.

И наконец, последнее. Назовем это расхожим словом «неэффективность». И речь не только о том, что ПФР понастроил себе по стране роскошных зданий, однако до сих пор не блистал по части зарабатывания денег, как это делают, скажем, какие-нибудь норвежские и другие западные коллеги, вкладываясь в надежные ценные бумаги. Справедливости ради заметим, что государство резко ограничило возможности ПФР по этой части, запретив, например, вкладываться в иностранные бумаги, тогда как на российском рынке возможности заработать не в пример меньше, а вот рисков хоть отбавляй. Но помимо этого наша пенсионная система неэффективна еще и потому, что почти 30% граждан (14–15 млн человек в год) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. В первую очередь, это военнослужащие, полицейские, ряд гражданских госслужащих. Они подходят к своей пенсии часто в расцвете сил и здоровья и могут вполне работать в другом качестве. Наше государство заботится о своих защитниках, это понятно. Но в том числе оно это делает за счет всех остальных. Такой распространенной практики нет ни в одной другой стране мира.

Все эти проблемы в совокупности подводят к мысли о том, что нынешняя пенсионная реформа долго не проживет, ее неисполнимость и неэффективность в ряде существенных моментов может стать очевидной уже в обозримом будущем. Особенно если наша экономика вдруг не совершит какой-то мощнейший рывок вперед. Чего по ней пока не скажешь. И тогда провал столь поспешно разработанной и принятой в 2018 году (и то не до конца, по накопительной части никакой ясности как не было, так и нет) реформы станет очевидным, толкая на новые, заведомо куда более радикальные преобразования. За что снова придется заплатить свою политическую цену.

Читайте также: