Министр труда о пенсионной реформе

Экономист Владислав Жуковский уверен, что мы еще вспомним добрым словом Медведева




Заняв кресло главы российского правительства, бывший глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин сразу же затеял кадровые перестановки в министерствах и ведомствах. В частности, главой Пенсионного фонда России (ПФР) он сделал Максима Топилина, руководившего до этого Министерством труда и социальной защиты РФ.

Бывший руководитель ПФР Антон Дроздов, тот самый, который не смог найти в профицитном бюджете страны несколько сотен миллиардов рублей на индексацию пенсий работающим пенсионерам, без работы долго не сидел и с легкой руки нового премьера перешел в Министерство финансов, взяв под свое крыло работу над новой пенсионной реформой, создание негосударственных пенсионных фондов (НПФ), разработку гарантированного пенсионного плана (ГПП), а также валютный контроль.

По мнению близких к правительству экспертов, появление в Минфине обладающего богатым опытом в пенсионной индустрии чиновника свидетельствует о приоритетности государственных задач по развитию новой накопительной парадигмы. Впрочем, экономист Владислав Жуковский, у которого «СП» поинтересовалась, принесет ли подобная рокировка хоть что-то хорошее российским пенсионерам, имеет иное мнение на этот счет.

— Проблема здесь не в самих фигурах, по крайней мере, не в такого масштаба фигурах. Проблема здесь в самих деньгах Пенсионного фонда, — подчеркнул он. — Дело в том, что в закромах ПФР на самом деле очень много денег. И такой рокировкой власть, с одной стороны, пытается как-то сдавить градус социальной напряжённости, подарив пенсионерам абсолютно призрачную надежду на социальную справедливость, а, с другой стороны, охранять пенсионную кубышку, огромный денежный мешок ёмкостью в 6 триллионов рублей должны, как говорится, свои люди. Но, чтобы группировка Дроздова совсем уж не присосалась, ее просто сменили другой группировкой. Но закончится все это, к сожалению, большой катастрофой.

Кремль и «Единая Россия» однозначно готовятся к очередной порции крайне жёстких антисоциальных, в том числе пенсионной, реформ. И вопрос дальнейшего повышения пенсионного возраста тут абсолютно не закрыт, об этом очень красочно говорит провал фракцией «Единой России» голосования по проекту КПРФ и «Справедливой России» о десятилетнем моратории на дальнейшее повышение возраста выхода на пенсию. Власть поняла — предыдущее повышение народ беспрекословно проглотил и молча утерся от такого плевка в лицо.

«СП»: — Нельзя сказать, чтобы совсем уж молча утерся. В той же Москве проходили многотысячные митинги протеста против пенсионной реформы. В регионах до сих пор отмечают «День людоеда» третьего числа каждого месяца.

— В общей сложности на акции протеста в Москве вышло около 60 тысяч человек. Плюс в некоторых других городах около 40 тысяч на круг. Но что такое 100 тысяч человек против пенсионной реформы для страны с населением более 140 миллионов? Это катастрофически мало. Если бы в нашей столице, как в свое время в чилийском Сантьяго, на улицы вышло полтора миллиона человек, а по всей стране — как в Бразилии, 40 миллионов человек в трёх десятках крупнейших городов, или хотя бы как во Франции 2 миллиона «желтых жилетов», тогда бы мы пенсионную реформу остановили. Так что очередной раунд опустошения карманов населения все же будет.

«СП»: — Когда он начнется? Как только поправки в Конституцию внесут?

— Конечно, это будет сделано не сейчас. Не весной, не летом, и думаю, даже не в 2020—2022 годах вообще. Но после переписывания Конституции, что по факту есть элементарная узурпация власти олигархическими кланами из президентского окружения, долго ждать не станут. Полагаю, в период с 2023 по 2027 годы пенсионный возраст повысят ещё раз.

Хотя не исключаю, что сделать это могут и сразу после переписи населения. Когда точнее подсчитают число «неучтенных» пока ещё россиян, в результате чего электронно-цифровая база налогоплательщиков, созданная при Мишустине, расширится ее больше.

«СП»: — Когда в ходе одной из наших предыдущих бесед вы заявили, что власть рассматривает вариант новой пенсионной реформы и очередного повышения пенсионного возраста ещё на три года, на это живо среагировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он заявил, что такой вопрос в Кремле не рассматривается, это ваша личная фантазия.

— Я черпаю информацию из многих источников, в число которых входит в том числе Аналитический центр при правительстве РФ, а также Госдума и Минфин. Песков, являясь по факту «говорящей головой» самого президента, действительно, тогда сильно вспылил и даже назвал это провокацией. Но послушайте, о какой провокации идёт речь?

Не Владимир Путин ли в 2006, 2015 и 2017 годах говорил, что о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста не может быть и речи. Что же, рассуждал он, россияне должны всю жизнь горбатиться, а потом сразу ложиться в «деревянный макинтош»? Тогда вопрос тоже «не стоял». А в 2018 году нам сначала пообещали исполнение «майских указов» президента, миллионы рабочих мест и технологические прорывы, а потом вместо этого резко и по-тихому повысили пенсионный возраст, провели мусорную реформу, ввели «ПЛАТОН» и повысили НДС, попутно девальвировать рубль. Вот где провокация.

Так что вопрос этот, кто бы что ни говорил, власти обсуждают. И если россияне думают, что все закончится повышением налоговой базы, введением налога на самозанятых и одной пенсионной реформой, то они сильно ошибаются. Все только начинается.

Обратите внимание, не просто так провластные статистики то и дело рапортуют о том, что у нас повышается средняя продолжительность жизни, хотя большинство учёных утверждает, что это полный бред и такого просто не может быть. Срок здоровой жизни в России колеблется в диапазоне 62−64 года, после этого порога организм в нашей стране становится неспособным к какому-либо труду.

Подписывайтесь на YouTube-канал «Свободной Прессы». Мнения, аналитика, репортажи!

А прекрасная спецоперация по инициации в обществе дискуссии о нарушении прав и свобод мужчин при выходе на пенсию на 5 лет позже женщин! Ее идеологов государству впору награждать всеми мыслимыми и немыслимыми наградами и орденами, аплодируя стоя. Под эгидой такой межгендерной войны —ах, бедные наши мужики, живут в среднем на 10 лет меньше — глядишь, и уравняют их с женщинами. Но только не понизив первым порог выход на пенсию до 60 лет, а подняв другим до 65. А лучше сразу до 70. И параллельно перестав платить пенсию тем, кто моложе. Это очень красивый ход будет.

«СП»: — Может, на этом уже и остановятся наконец? Исчерпают запас пенсионных реформ?

— Меня пугает то, что власть не видит дна. Она уже не различает красной черты, не видит берегов. На 90% вполне обоснованно полагая, что «пипл схавает» уже что угодно. В 2014 году он не сопротивлялся краже пенсионных накоплений, потом «слил» через подкупы и шантаж протест против системы «ПЛАТОН», не сопротивлялся против проведенной в разы выше рынка кадастровой оценке недвижимости. Упадническая идеология россиян «моя хата с краю, мне есть что терять» развязывает власти руки. И она продолжит закатывать катком всех нас и дальше. Да так, что скоро мы будем вспоминать бывшего главу правительства «денег нет, но вы держитесь» Дмитрия Медведева добрым словом как вполне себе приличного либерального премьера и даже большого человеколюба. Потому что на смену ему пришла гораздо более озлобленная и голодная до больших денег, но при этом фанатично преданная президенту технократическая номенклатура. Они готовы на все.

| Пенсионная реформа, пенсия, последние новости:


Парламентарии 61 региона отправили в Госдуму положительные отзывы на законопроект о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил министр труда России Максим Топилин.

«Цифра растет фактически каждый день, это живой процесс»,— цитирует министра ТАСС. По его словам, «процесс идет во многом с опережением сроков».

Дубликаты не найдены

Эти уроды, видимо, людей совсем за тупой скот считают.
Либо живут в какой-то альтернативной реальности.

Так пидарасы же, и этот министр тоже.

Как будто это что то новое,да конечно,скот и холопы.

Скот в массе своей и есть, не?


Растет, растет, скоро вырастет.

Было обсуждение? Может референдум или исчо чего ? Или просто спросили у депутатов едро ,все ли вам нравится ? Спрсите у людей .

В марте спрашивали. Все окнули.

Не я не окал ,в числе 76% не вхожу

Я тоже. Но я личнознаю нескольких ненормальных, которые выпучив глаза вопили: "Если не он, то КТООООООО. "

как сказал мсье киселев в своей мозгопромывайке - "эта тема не референдная", а матвиенко заявила "ответ должны дать ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ и ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ власти", то есть на людей опять же срать

Никто не удивлён

Вангую: "После 45 безработные начнут обьединяться в банды и грабить всех подряд. Им адинхуй терять нечего- ни работы , ни пенсии, и подыхать скоро уже. Назад в 90-е!"

Чему удивляться, они своё дело знают. Ну и мы тоже должны делать своё дело https://www.youtube.com/watch?v=9R1Wit8CCpg&t=158s

Одень цак и смотри футбол.

Нам солнца не надо, нам Партия светит,

Нам хлеба не надо – работу давай.

Мы партию спросим, она нам ответит,

И честно поделит большой каравай.

Нас Партия кормит, нас Партия поит,

Талоны на мыло и сахар дает.

Нас Партия всех на работу устроит,

Она нас отправит в последний полет.

лол, первые симптомы стокгольмского синдрома

Запоминайте имена ребят, чтобы они потом не разбежались и не отнекивались.

я не берусь судить нужно или не нужно поднимать пенсионный возраст в данный момент, уверен только в одном даже если бы реальная продолжительность жизни была 100 лет, люди бы все равно были против повышения пенсионного возраста, какой нахуй референдум, кто его блять даст проводить

Есть подозрение, что на это даёт право 67 федеральный закон и вроде такая фантастическая литература как конституция, но это не точно

"даже если бы реальная продолжительность жизни была 100 лет, люди бы все равно были против повышения пенсионного возраста" (с)

Ну то-есть, вполне естественно, что повышение пенсионного возраста - это абсурд. Разумеется люди всегда будут против ухудшения своей жизни. Лишь идиоты в стационаре могут быть блаженно счастливы .

повышение не абсурд, абсурд ждать одобрения от населения и пытаться донести до него необходимость этого, даже при 100% обосновании

Внятного обоснования я не услышал. Одно благоглупое блеяние. Может быть Вы сможете передать это обоснование человеческим языком?

я сказал "даже" , для меня необходимость тоже неочевидна

Да, собственно, это и не важно. Из Вашего комментария я понял, что спрашивать мнение населения "элитке" западло ибо "пипл схавает что дадут".

". абсурд ждать одобрения от населения и пытаться донести до него необходимость этого. " (с)

Иного от наследников "святых" 90-х ждать и не приходится. Помнится, каждые двое из трех, грохнутых в разборках, имели корочки "помощника депутата" .

Ну, что ж. Ближайшие выборы покажут .

ты серьезно веришь в коллективную мудрость народа и то что его надо спрашивать ?

ты серьезно веришь в заботу имущего класса о благе страны и населения?

Пипл любое гавно хавал, хавает , будет хавать, ибо пипл-есть группа тупых рабов.

Я работал с дедушкой из Швейцарии, присылали сдавать оборудование, ему было около 63 лет, держали так как еще не пенсионный возраст у них. В итоге приезжал он сдавать 3 раза. Потом прислали из Швейцарии более молодого - сдал с первого раза. После этого я понял что даже с швейцарским уровнем жизни у старого человека мозги уже не те. А что говорить про наших стариков, которые впахивали все жизнь.

Можно подумать что всех удивляет, что в стране капитализм. Правит капитал и да для этих все норм.

Капитализм это в Америке или Британии. А в России - тоталитаризм и клептократия.

Думаю не стоит, демонстрировать свою отсталость.


Убийца


Пенсии "слуг народа" и россиян


Депутаты - представители народа, но бесконечно равнодушные к своим избирателям, утвердили пенсионную реформу.

В XXI веке в демократической России незаметным образом появился привилегированный класс, состоящий из чиновников и депутатов. Они тут же придумали под себя законы, обеспечивающие им очень высокую зарплату, элитное жилье, самые разнообразные льготы и отдельную от остальных россиян пенсионную систему.

Таким образом, у нас в стране две пенсионных системы. «Слуги народа» написали для себя, любимых, специальный Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ, согласно которому получают пенсию напрямую из федерального бюджета. Пенсионные выплаты в среднем составляют около 70% от их очень высоких зарплат. Чтобы не унижать себя минимальной пенсией в 100 000 рублей, чиновники придумали себе и повышение выплат за выслугу лет в размере 75% от оклада и разные надбавки. Также, до выхода на пенсию, «хорошим тоном» у "слуг народа" считается обзавестись каким-нибудь званием, орденом, медалями и даже получить госпремию. После чего размер их пенсий, на фоне пенсионных выплат остальных россиян, становится просто аморальным.

Независимо от любой экономической ситуации в стране чиновники, судьи, депутаты получат очень высокие пенсионные выплаты из бюджета РФ, который наполняют все россияне, обложенные всяческими налогами.

А для остальных россиян, "слуги народа" тоже придумали специальный Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно этому закону граждане, не обремененные чинами, получают пенсию из Пенсионного фонда. Постоянный дефицит Пенсионного фонда те же самые чиновники объяснили недостаточным количеством работающих и поэтому повысили пенсионный возраст. И даже эти унизительно маленькие выплаты формируются из каких-то баллов, непонятных хитрых коэффициентов, чтобы проработавшему всю жизнь гражданину по возможности выдавать самую мизерную пенсию около 9 000 рублей.

Для обычных граждан назначаются маленькие пенсии, потому что нет денег в Пенсионном фонде, а для чиновников на их высокие пенсии деньги есть всегда, потому что бюджет РФ в распоряжении «слуг народа».

Вот в Государственной Думе 450 депутатов. Считается, что они по своим зарплатам, льготам и пенсионному обеспечению приравнены к федеральным министрам, но у членов правительства и федеральных министров зарплаты вообще миллионные. Средняя зарплата одного депутата около 400 000 руб. По сравнению со средней зарплатой россиянина, это несопоставимые цифры, также несопоставим размер пенсии. Даже если депутат ничего полезного для избирателей не сделал, он все равно будет обеспечен на всю последующую жизнь пенсионными выплатами из бюджета РФ.


Главный вопрос пенсионной реформы: Что правительство делало 17 лет с нашими деньгами?

«Индивидуального пенсионного капитала» в России все-таки не будет. Новая накопительная пенсионная система, вопреки прежним планам, будет называться иначе. Она будет представлена россиянам в начале сентября. Об этом 27 августа заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.

«Мы с Сергеем Анатольевичем Швецовым (первым зампредом ЦБ), наверное, через неделю объявим все детали. Это не будет называться ИПК. Как именно, мы объявим», — сообщил Моисеев.

Замглавы Минфина пояснил, что проект закона о новой системе пенсионных накоплений разработан на основе законопроекта об ИПК. «Основная история — будет отказ от любых средств принуждения к вступлению», — заверил Моисеев.

Напомним, поначалу планировалось, что в 2020 году система ИПК уже заработает. Но из-за негативной реакции граждан на повышение пенсионного возраста обсуждение реформы накопительной пенсии было отложено.

Министр финансов Антон Силуанов выражал надежду, что «страсти улягутся». Однако результаты закрытого опроса населения, проведенного ВЦИОМ по заказу Кремля, показали резко негативное отношение граждан к любым пенсионным изменениям.

К июлю 2019-го главным спорным вопросом концепции ИПК стал принцип участия будущих пенсионеров в системе.

Изначально предполагалось включение россиян в ИПК «по умолчанию» (чтобы не участвовать в системе, будущий пенсионер должен подать работодателю соответствующее заявление). Но такой вариант вызывал принципиальные возражения социального блока правительства. А затем и президент РФ Владимир Путин потребовал сделать систему добровольной.

В итоге Минфин переписал пакет законопроектов о введении ИПК с учетом требования Путина. Но против варианта полностью добровольного подключения выступили финансисты.

Монетарные власти резонно опасаются, что добровольность не обеспечит массового притока средств в пенсионную систему. Привлекать накопительные отчисления должны негосударственные пенсионные фонды. Однако доверие к ним полностью подорвано в нулевые, когда многие НПФ просто «испарились» вместе с деньгами граждан — отчислениями в накопительную часть пенсии.

Где теперь эти средства — правительство отмалчивается. Известно только, что отчисления на накопительную пенсию делала огромная масса населения: все без исключения работающие граждане, начиная с 1967 года рождения. Это около 40 миллионов человек.

И вот, похоже, правительство приняло соломоново решение: отказаться от самого названия ИПК, которое превратилось в общественный раздражитель, и провести прежнюю пенсионную реформу-2 в новой пиар-упаковке.

Заметим, по мнению экспертов, систему ИПК можно было протащить в добровольном варианте, сделав максимально похожей на оригинал — американскую систему 401 (К), названную по статье внутреннего кодекса США по налогообложению. Но, с точки зрения российских властей, здесь кроется проблема.

В 401 (К) нет места негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В Америке накопительные пенсионные отчисления прямиком попадают на счет в банке, и там гарантируется их сохранность. Гарантии даются ФРС и Минфином США на сумму до 250 тысяч долларов возмещения.

В нашей же банковской системе максимальное возмещение — 1,4 млн. рублей. Гарантии по пенсионному капиталу у нас — рубль в рубль, без учета инфляции. К тому же инвестиционный доход в России не гарантируется.

Это значит, что назвать новую накопительную систему можно как угодно. Но поверят ли в нее граждане — вопрос почти риторический.

- Если кабмин заинтересован в успехах новой накопительной системы, пусть отчитается за старую, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Напомню, в конце 1990-х-начале 2000-х годов отчислялись средства на пенсию — в виде 1% от заработной платы работников. Мы до сих пор не знаем: как они были инвестированы, какой средний доход приносили? Все это — тайна за семью печатями. В конце концов, эти деньги гражданам вернули — рубль в рубль. То есть, с огромными потерями из-за инфляции. То же относится к государственным обязательным накопительным пенсиям 2002-2014 годов.

Денежные власти, если хотят вернуть доверие граждан, должны ответить и на ряд вопросов. Без этого не получится.

- Что это за вопросы?

- Можно ли будет средства, накопленные в старой системе, перевести в новую? Можно ли гражданину в экстренных, социально-значимых случаях, самокредитоваться из этих средств?

Скажем, в США — в рамках 401 (К) эти накопления в ряде ситуаций доступны для гражданина еще до достижения пенсионного возраста. Если человек банкротится и не может платить по кредитам, если ему нужна ипотека или дорогостоящая медпомощь, он может пенсионные отчисления у самого себя взять в кредит — без процентов.

Можно сказать, для американца система 401 (К) — самая верная страховка. Поэтому в США — без всяких уговоров, абсолютно добровольно — 401 (К) пользуются более 70 млн. человек.

Есть и другой вопрос, требующий ответа: если накопительные отчисления будут на какое-то время возвращены в банк, будут ли на них распространяться расширенные гарантии сохранности? Не 1,4 млн. рублей, как сейчас, а больше?

Например, я накопил в ИПК 10 млн. рублей. У меня ипотечные проблемы, и я гашу ипотеку этими средствами. Я для этого перевел деньги в банк, а банк лопнул. Вернут ли мне деньги?

Или такая ситуация: мне необходимо лечение за рубежом, смогу ли я оплатить его из пенсионных накоплений? Говорю об этом, потому что многие виды высокотехнологичных операций можно сделать за рубежом и дешевле, и с более надежным результатом.

Наконец, остается открытым вопрос: какой будет вклад государства и работодателя в накопление этих средств?

В 401 (К) государство дает гражданину налоговые льготы. Сейчас американец может без налогов перевести себе на пенсионный счет 20 тысяч долларов в год (в Америке — прогрессивный подоходный налог, так что отчислять на пенсию выгодно). Плюс в 401 (К) к отчислениям может присоединяться работодатель — потому эту систему называют корпоративной.

Все эти вопросы кабмину, я считаю, надо бы обозначить, прежде чем вводить новую систему.

И еще нужно обязательно разъяснить гражданам: зачем в новой накопительной системе НПФ? Ведь отчисления можно сразу положить в банк, а оттуда — в управляющую компанию: это позволит платить маржу только УК — без нахлебника-НПФ.

- Правительство решило отказаться от названия ИПК. Удастся ли убедить граждан нести деньги в новую систему?

- Убедить в принципе можно. Если наглядно показать, что все начинается с чистого листа, а в прошлом не было гадостей.

Для этого, я считаю, нужно дать объективную картину: что было с накопительными отчислениями с 2002 года. Загвоздка в том, что публиковать отчетность по инвестированию должны только УК. НПФ по закону не обязаны это делать.

Главный вопрос пенсионной реформы: Что правительство делало 17 лет с нашими деньгами?

Так вот, правительству пора дать хотя бы сводную отчетность, плюс дать отчетность по НПФ, которые выразят согласие на такой шаг. Это сразу прояснит картину: что 17 лет делали с нашими деньгами?

Кроме того, чтобы убедить граждан, критически важно мнение независимых экспертов. В том числе — зарубежных. Если они отзовутся о новой системе обнадеживающе, появятся шансы, что народ систему воспримет.


Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас "заморожена". То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет "переработки".

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений - это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года - значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип "отложенных индексаций" предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

"Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала", - говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней - маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.




C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции "Единой России", чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория - молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность - вернуться к старой системе распределения выпускников.


Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон "О страховых пенсиях" вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий - например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен - по принципу "год за год".


Для "обычных" работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет - для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины - в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу "на год за год, пропуская год" в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста "по полгода за каждый год". В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других - изменения все же будут.


Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют "северным стажем") в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) - на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам - в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока - в 68 лет, а мужчинам - позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.


Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у "массовки" - больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. "Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, - пояснили "РГ-Неделе" в минтруде. - Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет". Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) "сдвигать" и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

"Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, - уточнили в минтруде. - Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить "досрочную" пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений" (см. рисунок).

1 ноября в Пенсионном фонде России прошла селекторная видеоконференция на тему предстоящих изменений в пенсионной системе.В конференции приняли участие Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, Статс-секретарь – заместитель министра Андрей Пудов, первый заместитель Председателя Правления ПФР Александр Куртин, руководители региональных отделений ПФР.

В ходе мероприятия, которое транслировалось во всех территориальных органах ПФР, глава Минтруда подробно изложил все особенности внесенных в Госдуму пенсионных законопроектов, касающихся в первую очередь новой пенсионной формулы и формирования пенсионных накоплений.

Стенограмма выступления Министра Максима Топилина:

Сегодня мы находимся в такой точке, когда Правительство Российской Федерации внесло все необходимые законопроекты в Государственную Думу и они находятся в комитетах Государственной Думы и готовятся к рассмотрению в первом чтении.

Первое чтение данных законопроектов планируется в третьей декаде ноября этого года . Дальше будет процедура подготовки поправок, и это касается не только законопроектов, автором которых был Минтруд. Напомню, что это законы о страховых пенсиях, о накопительной пенсии, о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с законами, которые я озвучил. Это закон, так называемый, о праве выбора накопительной части. Кроме этого, это законопроекты, которые подготовлены Министерством экономического развития: закон о гарантии прав застрахованных в накопительной системе, который мы достаточно долго разрабатывали, является ключевым с точки зрения обеспечения нормального функционирования накопительной составляющей пенсионной системы в части обязательного пенсионного страхования, а также законопроект о внесении изменений в закон об НПФах, который готовил Минфин и который предусматривает процедуру акционирования негосударственных пенсионных фондов. Все в пакете, все эти законопроекты сейчас находятся в Государственной Думе и в комплексе обеспечивают данный этап пенсионной реформы.

Я напомню, что эта работа осуществлялась в строгом соответствии с планом, который был утвержден Стратегией пенсионной реформы. Как вы помните, к Стратегии прикладывался план, и мы идем строго по этому плану, готовя законопроекты, которые нас с вами продвигают с точки зрения как изменения формулы определения пенсионных прав, так и обеспечения защиты прав будущих пенсионеров с тем, чтобы у нас не было ситуации, такой, какой она была, допустим, с обманутыми дольщиками. Решение, связанное с обеспечением системы гарантий, пришла необходимость принимать, потому что откладывать его было больше невозможно, и мы подготовили, соответственно, закон о праве выбора и с Министерством экономического развития и Министерством финансов подготовили соответствующие законы о гарантиях прав гражданам в накопительной пенсионной системе.

Какие задачи стоят перед реформой пенсионной системы? Безусловно, это прежде всего увеличение размера пенсии в зависимости от того вклада, который делают граждане в процессе своей трудовой деятельности. Мы неоднократно объясняли и говорили, что права граждан в пенсионной системе будут формироваться в зависимости от их стажа, в большей степени, и от их заработной платы. В этой связи законопроекты о страховых пенсиях предусматривают более дифференцированный подход к формированию пенсии именно от этих показателей.

Как вы знаете, предусматривается увеличение порога взимания страховых взносов поэтапно по годам, что позволит обеспечить нормальные пенсии для среднего класса. Это была одна из основных задач пенсионной реформы. Мы повысили требования к стажу, который является основанием для вхождения в страховую систему. Этот стаж увеличивается с 5 до 15 лет.

Также предложено обеспечивать как одно из условий входа в систему минимальное количество баллов: это 30 баллов, которые требуется набрать в течение трудовой жизни с тем, чтобы войти в страховую систему. Мы сделали все необходимые расчеты. Важно то, что все эти нормы будут вводиться поэтапно, дифференцированно. Каждый год будут увеличиваться эти показатели, и к началу 20-х годов мы уже полностью войдем в новую систему формирования прав.

Особо хочу отметить, что для нынешних пенсионеров никаких изменений не будет. Нынешние пенсионеры будут получать пенсию так, как они ее получают. Параметры индексации и для нынешних пенсионеров, и для будущих пенсионеров сохраняются. Они будут зависеть от уровня инфляции и уровня доходности Пенсионного фонда с учетом специфики формирования трансфертов. Что касается индексации, еще раз хочу повторить применительно к базовой и страховой части, она меняться не будет.

Мы должны вместе с Пенсионным фондом решить несколько задач. Это, во-первых, конвертация прав, которые также, хочу обратить внимание, не повлечет каких-либо изменений в правах, то есть сколько у людей есть накопленных прав, столько и будет в ходе конвертации образовываться баллов. Эта конвертация будет проходить в течение 2014 года. Мы проводили вместе с отделениями пенсионных фондов расчеты, необходимые в ходе подготовки данных законопроектов перед внесением в Думу. Мы вели такие предварительные расчеты в выборках, которые согласовывались с соответствующими экспертами с тем, чтобы они были репрезентативными. Расчеты показали, что у нас все в этом отношении сохраняется, никаких отклонений нет.

Также хотел обратить внимание, что поступают вопросы, связанные с изменениями в накопительной части пенсий. Хотел бы подчеркнуть, что вокруг этого существует много мифов, и эти мифы, на мой взгляд, определенным образом, формируются теми структурами, которые, будем говорить так, не приобретают в связи с решениями, которые были приняты. Скажу лишь о том, что никакой конфискации, о которой говорят, или экспроприации, замораживании пенсионных прав , хочу подчеркнуть, что это позиция Правительства Российской Федерации, ничего подобного не происходит. Происходит лишь только то, что до того, как НПФ и частные государственные компании не пройдут необходимые процедуры, которые требуется пройти для вхождения в систему гарантий в соответствии с законопроектом, о котором я сказал, законопроектом о гарантиях, и не пройдут акционирования в соответствии с законопроектом об акционировании, средства, которые раньше направлялись в накопительную составляющую, будут направляться в распределительную составляющую.

Чем быстрее НПФы пройдут соответствующие процедуры, тем быстрее они получат доступ к средствам, которые могли бы быть направлены в накопительную составляющую. То есть будет процедура, связанная с тем, что эти структуры должны будут подтвердить свою надежность. И такое решение было принято в связи с тем, что странно было бы в силу закона направлять все дальше и дальше средства, которые в будущем составляют пенсию, в эти структуры. То есть сначала мы должны убедиться в их надежности, а в последующем, без вопросов, в соответствии с тем выбором, которые сделают граждане, эти средства будут направляться в негосударственные пенсионные фонды. При этом схема будет следующая , схема будет очень прозрачной и понятной: либо полностью тариф 6 % - в накопительную составляющую, либо полностью тариф 6 % - в распределительную составляющую. То есть гражданам предоставлен выбор в полной мере распорядиться этой частью страхового тарифа. При этом я хотел бы особо подчеркнуть, что гражданам предоставляется право осуществлять этот выбор еще два года, а для молодых людей, которые вступают в трудовые отношения, предоставлено будет право осуществить выбор в течение 5 лет с начала вступления в трудовую деятельность.

Читайте также: