Монографии по пенсионной реформе

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюменева Наталия Владимировна

В статье проанализированы причины, повлиявшие на пенсионную реформу, проходящую в современной России. Отмечено, что в условиях рыночной экономики прежние принципы, в частности, распределительный принцип, не действуют, т.к. не сочетается с принципами рыночной экономики . Критерием пенсионной реформы выступает экономическая целесообразность , в соответствии с которой государство пенсионное обеспечение осуществляется с точки зрения возможностей государственного бюджета.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тюменева Наталия Владимировна

PENSION REFORM IN RUSSIA: CAUSES AND CONSEQUENCES

The article analyzes the reasons that influenced the pension reform taking place in modern Russia. It is noted that in the conditions of market economy the previous principles, in particular, the distributive principle, do not work, because it is not combined with the principles of market economy . The criterion of pension reform is economic expediency, according to which the state pension provision is carried out in terms of the possibilities of the state budget.

Текст научной работы на тему «Пенсионная реформа в России: причины и последствия»

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Тюменева Наталия Владимировна

к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой теории государства и права, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный исследовательский университет

им. Н.Г. Чернышевского» Россия, г. Саратов

Аннотация: В статье проанализированы причины, повлиявшие на пенсионную реформу, проходящую в современной России. Отмечено, что в условиях рыночной экономики прежние принципы, в частности, распределительный принцип, не действуют, т.к. не сочетается с принципами рыночной экономики. Критерием пенсионной реформы выступает экономическая целесообразность, в соответствии с которой государство пенсионное обеспечение осуществляется с точки зрения возможностей государственного бюджета.

Ключевые слова: Пенсионное обеспечение, социальное государство, социально-экономические права, рыночная экономика, экономическая целесообразность, прагматизм.

PENSION REFORM IN RUSSIA: CAUSES AND CONSEQUENCES

Tyumeneva Natalia Vladimirovna

Associate Professor, Head of the Department of theory of state and law of the Saratov state

research University. N. G. Chernyshevsky Russia, Saratov

Annotation: The article analyzes the reasons that influenced the pension reform taking place in modern Russia. It is noted that in the conditions of market economy the previous principles, in particular, the distributive principle, do not work, because it is not combined with the principles of market economy. The criterion of pension reform is economic expediency, according to which the state pension provision is carried out in terms of the possibilities of the state budget.

Key word: Pension provision, social state, social and economic rights, market economy, economic feasibility, pragmatism.

В Конституции РФ закреплены ориентиры России как социального государства, выражающиеся, в частности, в государственной поддержке пожилых граждан, установлении государственных пенсий, пособий и социальной защиты (ч. 2 ст. 7) [1]. Следовательно, одним из элементов социального обеспечения, содержанием которого выступает предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение [2].

Пенсия является основным (а иногда и единственным) источником средств к существованию более 38 млн. россиян. Поэтому от законодательства о пенсионном обеспечении в значительной мере зависят жизнь и здоровье нации, сохранение ее генофонда, выживание наименее слабых членов общества. Пенсионное обеспечение

должно быть гарантированным на уровне закона, с определением правовых оснований, условий назначения, порядка исчисления и размера пенсий [2]. Адекватность обозначенных требований обуславливает необходимость постоянного совершенствования пенсионного законодательства.

Несмотря на то, что современная государственная пенсионная система переживает кризис [3, с. 114], государство осуществляет разнообразные меры поддержки пенсионерам: освобождение от налога на имущество, компенсация расходов на приобретение недвижимости (работающим пенсионерам), адресная социальная поддержка, повышение размера пенсии после 80 лет, право на отпуск без сохранения заработной платы независимо от причин (работающим пенсионерам), отсутствие обязанности отрабатывать две недели при увольнении (работающим пенсионерам), льготы (проезд, лекарства, налоги, т.д.), санитарно-курортное лечение, пенсия по инвалидности. Однако все эти меры обеспечивают населению пенсионного возраста лишь поддержание минимального биологического уровня существования и не создают условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.

Очевидно, что уровень пенсионного обеспечения не отвечает требованию статьи 7 Конституции РФ о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [4, с. 156]. С одной стороны, современное реформирование пенсионной системы происходит на фоне таких негативных социальных явлений, как: нестабильная демографическая ситуация, низкая продолжительность жизни, нарушение баланса трудовой структуры населения, когда число пожилых людей постоянно растет при одновременном сокращении трудоспособного населения. Уже в 2014 г. пенсионных отчислений не хватало для формирования бездефицитного бюджета Пенсионного фонда. Поэтому в 2016 г. правительство не случайно было вынуждено отказаться от индексации пенсий с учетом инфляции 2015 года размером 12,9% [5, с. 104].

С другой стороны, одной из причин такого положения дел является распределительный принцип пенсионной системы, при котором численность трудоспособного населения находится в прямой зависимости от количества пенсионеров. В условиях экономического кризиса распределительный принцип неэффективен: «система солидарных пенсий, которая сейчас действует, когда молодые платят за пожилых, срабатывала только в Советском Союзе при совершенно другой демографической ситуации, когда 10 работающих платили за двух пенсионеров. Сейчас это - 10 за шестерых, и довольно быстро, в 2025 г. это 100%, один работающий должен будет содержать одного пенсионера. Это модель, которую не выдержит бюджет ни одной страны [6].

Прагматизм государства и экономическая целесообразность обусловили создание системы негосударственного пенсионного обеспечения и переход на накопительный принцип формирования пенсионной системы [7, с. 65]. Однако и этих мер оказалось недостаточно и государство пошло на крайне непопулярную среди населения меру -повышение пенсионного возраста [8].

Полагаем, что изменение принципов построения пенсионной системы, «уход» государства от социальных нужд населения, трансформация функциональной роли пенсии (она из источника дохода нетрудоспособного гражданина становится всего лишь пособием на старость) надо рассматривать в совокупности как звенья одной цепи, связанной с трансформацией концепции социального государства [9, с. 242 ].

Концепция социального государства, активно реализуемая в европейских государствах после Второй мировой войны, использовалась при наличии материальных предпосылок - высоком уровне развития страны, позволяющем обеспечить прожиточный минимум и минимальные социальные гарантии для всех граждан страны. Для нетрудоспособного населения обеспечивался жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных участниками экономической жизни страны [10, с. 44].

В условиях кризисных явлений в экономике, нехватке бюджетных средств, наблюдается противопоставление экономической и социальной политики. Чтобы минимизировать негативные последствия этих противоречий, модель распределительного социального государства сменилась моделью стимулирующего (продуктивного) социального государства. В государстве социальных инвестиций индивидуальные возможности граждан играют приоритетную роль в обеспечении благополучия человека, государство же, его гарантии, меры по социальному обеспечению играют вторичную, дополнительную роль [11, с. 23].

В подтверждении этой мысли сошлемся на Постановление Конституционного Суда РФ, в правовой позиции которого сформулированы критерии, определяющие пределы пенсионного обеспечения: размер пенсий меняется, исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития. Обязанность постепенного повышения пенсий предусмотрена для государства лишь в отношении граждан, у которых пенсии ниже прожиточного минимума [2].

«Увязывание» уровня пенсионного обеспечения с объемом государственного бюджета на конкретный период обусловлено природой социально-экономических прав в целом и нормами их гарантирования. В частности, в условиях рыночной экономики обеспечение социально-экономических прав напрямую зависит не от государства, а от самой личности. Это, во-первых.

Во-вторых, социально-экономические права не являются правами в собственном смысле слова, т.е. субъективными, которые порождают социальные притязания в отношении государства и государственных органов. Например, согласно практике Европейского Суда, которая в России имеет обязательную силу (по крайней мере, до 2015 года, т.е. в тот период, когда складывалась концепция социально-экономических прав), ответственность за нарушение социально-экономических прав может быть возложена на государство, только если отказ в предоставлении социальной помощи нарушает позитивные обязательства государства в обеспечении других прав и свобод человека в совокупности, предусмотренных Европейской Конвенцией - гражданских или политических [12, с. 227]. На практике это означает, что социально-экономические права, в т.ч. право на пенсионное обеспечение, не могут быть предметом спора между человеком и государством. Соответственно, право на пенсионное обеспечение в качестве социального притязания, адресованного к государству, у человека имеется, но его размер, порядок и условия выплат определяются государством из возможностей государственного бюджета и направлений социальной политики в целом.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: самый очевидны в том, что пенсионная реформа направлена, прежде всего, на последовательное сокращение бюджетно-финансовой зависимости пенсионной системы от государственного бюджета и обеспечение взаимосвязи формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения на долгосрочную перспективу [5, с. 103].

Во-вторых, происходящие коренные преобразования в социально-экономической сфере, а также общая тенденция - дистанцированность, «уход» государства из социальной сферы, свидетельствует о возможной трансформации концепции социального государства.

Наконец, можно констатировать, что последствия пенсионной реформы фактически не отвечают декларируемым идеям социального государства. Имеющееся пенсионное законодательство обеспечивает поддержание биологически необходимого уровня существования пенсионеров и не нацелено на создание условий для последовательного системного повышения уровня их благосостояния.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание

законодательства РФ. 2014. № 31. Ст.4398.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан // СПС «Гарант» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12034118/ (по состоянию на 15.04.2019 г.)

3. Магомедова А.Г. К вопросу об эффективности современной пенсионной системы России // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. Т. 19. № 3. С. 114-117.

4. Тюменева Н.В. Тенденции развития права на жизнь в современной российской правовой действительности: монография. Саратов, 2008. 172 с.

5. Чернышева О.Н. Пенсионная система РФ: от реформы к реформе // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России научно-теоретический и практический журнал. Тамбов, 2016. С. 103-114.

6. Деловые новости России и мира: интервью Игоря Юргенса. URL: https://www.bfm.ru/ (дата обращения: 15.04.2019 г.)

7. Фомин Д. Актуальные вопросы пенсионной системы // Экономист. 2012. № 6. С.

8. ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 № 350-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 41. Ст. 6190.

9. Трансформация прав человека в современном мире: монография / отв. ред. А.Н. Савенков. - М.: Норма ИНФРА-М, 2018. 256 с.

10. Дураев Т.А., Елышева О.Р. Право на достойную жизнь: сущность и реализация // Право и правоохранительная деятельность в России, странах СНГ и Европейского Союза: законодательство и социальная эффективность: материалы V Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. Сборник научных статей. Саратов, 2018. С. 43-45.

11. Кадомцева С.В. Трансформации модели социального государства и система высшего профессионального образования // Социальная политика и социальное партнерство. 2013. № 3. С. 20-33.

12. Тюменева Н.В. Социальное неравенство в социальном государстве или к вопросу о некоторых аспектах социальной политики в России // Материалы VI Международной научной конференции. Издательство: Саратовский источник. Саратов. 2018. С. 226-231.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

В Центре правовой информации продолжает работу Книжная выставка

«История развития пенсионной реформы в России»

Реформы в пенсионной системе вызывают множество вопросов не только у рядовых граждан, но даже у экспертов и ученых


​Каждое новое поколение пенсионеров оказывалось недовольным размером своих назначаемых пенсий. И хотя политики постоянно принимали законы, направленные на повышение размеров пенсий, пенсионному обеспечению не хватало финансовых ресурсов.

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

Сегодня большинство граждан России не имеют четкого представления о пенсионной реформе. Еще вчера вся ответственность за пусть худо-бедно, но обеспеченную старость ложилась на государство. Но через некоторое время пенсия каждого из нас будет зависеть только от нас и нашего ответственного отношения к вопросу. Нужна ли стране такая реформа? Какую реальную пользу принесет изменение принципа формирования пенсионных накоплений государству и его гражданам?

Книги, представленные на выставке охватывают развитие пенсионной реформы России в советское время и в наши дни. Ознакомившись с книгами, вы узнаете, как формируется пенсия в наши дни, как осуществляется расчет размера пенсии, что такое страховая и накопительная части пенсии, что такое негосударственные пенсионные фонды и другие вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения.

Список литературы, представленной на выставке:

1. Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [Текст]. — 2-е изд. — М. : Ось-89, 2000. — 64 с.

2. Закон СССР о пенсионном обеспечении граждан в СССР [Текст]. — М. : Профиздат, 1990. — 60 с.

3. Братчикова, Наталия Васильевна. Комментарий к Закону «О негосударственных пенсионных фондах» [Текст] : (по состоянию на 20 августа 2001 г.) / Н. В. Братчикова. — М. : ИД «Юстицинформ», 2001. — 64 с.

4. Сивакова, Ирина Васильевна. Пенсионное законодательство России в советский период (октябрь 1917 г.-1928 г.) [Текст] : монография / И. В. Сивакова. — Москва : Проспект, 2015. — 203 с.

5. Комаров, Николай Иванович. Очерки истории права Российской империи. Вторая половина XIX начало XX в. [Текст] : [научное издание] / Н. И. Комаров, Д. А. Пашенцев, С. В. Пашенцева. — Москва : Статут, 2006. — 379, [1] с.

6. Захаров, Михаил Львович. Пенсии рабочим и служащим [Текст] / М. Л. Захаров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Профиздат, 1985. — 239 с.

7. О пенсионном обеспечении граждан в СССР. О пенсионном обеспечении военнослужащих [Текст] : законы СССР. О порядке введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР. О порядке введения в действие Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих»: постановление Верховного Совета СССР. — М. : Политиздат, 1990. — 128 с.

8. Капустина, О. В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х — 1980-е гг.) [Текст] / О. В. Капустина // Социальное и пенсионное право. — 2013. — № 1. — С. 47-51.

9. Менкенов, А. В. Формирование института трудового стажа в советской системе социального обеспечения [Текст] / А. В. Менкенов // Законодательство. — 2011. — № 12. — С. 63-69.

10. Капустина, О. В. Организация пенсионной системы в рамках социального обеспечения СССР (1956-1991 гг.) [Текст] / О. В. Капустина // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 4. — С. 49-53.

11. Беляков, А. А. Права граждан на пенсионное обеспечение и способы их защиты в судебном порядке [Текст] / А. А. Беляков // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 4. — С. 3-7.

12. Гордин, Валерий Эрнстович. Чем старость обеспечим [Текст] / В. Э. Гордин. — М. : Мысль, 1988. — 157, [2] с.

13. Пенсионное законодательство. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-Ф3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-Ф3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-Ф3 [Текст] : [сборник законов]. — Москва : Проспект, 2011. — 109, [1] с.

14. Пенсионное законодательство Российской Федерации [Текст] : офиц. тексты Фед. законов «О гос. пенсион. обеспеч. в РФ», «Об индивид. (персонифицированном) учете в сист. обязат. пенсион. страхования» [и др.] : с изм. и доп. на 2005 год. — М. : ЭКСМО, 2005. — 224 с.

15. Тарцан, Н. В. Постатейный комментарий к федеральным законам [Текст] : «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» / Н.В. Тарцан. — М. : Изд-во ЭЛИТ, 2003. — 496 с.

16. Пешехонов, Юрий Владимирович. Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации [Текст] : научное издание / Ю.В. Пешехонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Омега-Л, 2003. — 392 с.

17. Ерофеева, Оксана Викторовна. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение [Текст] : монография / О. В. Ерофеева. — Москва : Проспект, 2014. — 171 с.

18. Астахов, Павел Алексеевич. Пенсионер [Текст] : юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — Москва : ЭКСМО, 2007. — 200, [1] с.

19. Грудцына, Л. Ю. Пенсионная реформа в России [Текст] / Л.Ю.Грудцына // Адвокат. — 2002. — № 1. — С. 3-12.

20. Грудцына, Л. Ю. Пенсионная реформа в России [Текст] / Л. Ю. Грудцына // Адвокат. — 2002. — № 2. — С. 3-12.

21. Грудцына, Л. Ю. Проблемы пенсионной реформы в современной России [Текст] / Л. Ю. Грудцына, А. В. Макаров // Адвокат. — 2005. — № 4. — С. 80-90.

22. Савостьянова, В. Б. Проблемы и перспективы законодательства по пенсионной реформе в России [Текст] / В.Б. Савостьянова // Юрист. — 2002. — № 6. — С. 49-53.

23. Лескова, Ю. Г. Право пенсионера на достойную пенсию (в аспекте нового законодательства) [Текст] / Ю. Г. Лескова // Социальное и пенсионное право. — 2010. — № 1. — С. 11-14.

24. Захаров, М. Л. Международные стандарты и российская пенсионная система [Текст] / М. Л. Захаров // Журнал российского права. — 2012. — № 9. — С. 5-18.

25. Захаров, М. Л. Международные стандарты и российская пенсионная система [Текст] / М. Л. Захаров // Журнал российского права. — 2012. — № 10. — С. 14-29.

26. Макаров, О. В. Пенсионное законодательство: состояние, проблемы, перспективы развития [Текст] / О. В. Макаров // Российская юстиция. — 2012. — № 3. — С. 59-62.

27. Назаров, Владимир Станиславович. Актуальные проблемы пенсионной реформы [Текст] / В. С. Назаров ; Рос. акад. народ. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. — Москва : Дело, 2010. — 143 с.

28. Петрунина, Екатерина Валентиновна. Российское социальное право для всех [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Петрунина ; Федер. агентство по образов., ПГУ. Юрид. фак., Ин-т развития ребенка. — Архангельск : ПГУ, 2006. — 294 с.

29. Благодир, А. Л. К вопросу о формировании национальной системы социально-обеспечительного законодательства в период с 1917 по 1936 гг. [Текст] / А. Л. Благодир // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 1. — С. 38-42.

30. Рафикова, Р. Р. Структура организационно-правовой формы негосударственного пенсионного фонда: законодательное закрепление и практика применения [Текст] / Р. Р. Рафикова // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 1. — С. 12-18.

31. Сочнева, Е. Н. Оценка системы пенсионного обеспечения России [Текст] / Е. Н. Сочнева // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 1. — С. 52-56

32. Шахбанова, Ю. А. Пенсионная реформа в России 2015 года [Текст] / Ю. А. Шахбанова // Закон и право. — 2015. — № 5. — С. 25-28.

33. Мачульская, Елена Евгеньевна. Право социального обеспечения [Текст] : учебник для бакалавров / Е. Е. Мачульская ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2014. — 587 с.

34. Сулейманова, Галия Валиахметовна. Право социального обеспечения [Текст] : учеб. для студ. вузов, обуч. по юрид. спец. / Г. В. Сулейманова. — М. : Юрайт, 2011. — 559 с.

35. Право социального обеспечения [Текст] : учеб. для бакалавров: для студ. вузов, обуч. по напр. «Юриспруденция» (030501 — специалист, 030500-62 — бакалавр, 030500-68 — магистр) / [В. А. Агафонов и др.] ; ред. В. Ш. Шайхатдинов ; Уральская гос. юрид. академия. — М. : Юрайт, 2012. — 573 с.

36. Вестник трудового права и права социального обеспечения [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ. — (Ярославская юридическая школа начала XXI века). Вып.7. : Контроль в трудовом праве и праве социального обеспечения. — 2013. — 151 с. ; 21 см

37. Соловьев, Аркадий Константинович. Экономика пенсионного страхования [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, 060200 «Экономика и социология», 060400 «Финансы и кредит», 061200 «Менеджмент в социальной сфере» / А.К. Соловьев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 335 с

38. Захаров, Михаил Львович. Социальное страхование: прошлое, настоящее и перспективы развития [Текст] : трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве; монография / М. Л. Захаров ; Ин-т законодат. и сравнит. правовед. при Правительстве Рос. Федерации. — Москва : Проспект, 2015. — 309 с.

39. Финансовое право [Текст] : учебник для бакалавров / [Д. Г. Алексеева [и др.] ; под общ. ред. С. В. Запольского (отв. ред.) ; Рос. акад. наук, Ин-т гос-ва и права, Акад. правовой ин-т. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2014. — 574, [1] с.

40. Смирнова, Наталья Юрьевна. Про деньги [Текст] / Н. Ю. Смирнова ; [сост., науч. ред. сер. П. А. Астахов]. — Москва : ЭКСМО, 2009. — 221, [1] с

41. Покачалова, А. С. Договор об обязательном пенсионном страховании как институт гражданского права [Текст] / А. С. Покачалова // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 2. — С. 18-22.

42. Ермаков, Д. Н. Правовое регулирование социального страхования в России [история] [Текст] / Д. Н. Ермаков // Государство и право. — 2012. — № 3. — С. 96-108.

43. Мачкасов, А. И. Объекты обязательного государственного страхования [Текст] / А. И. Мачкасов // Социальное и пенсионное право. — 2009. — № 4. — С. 2-4.

44. Сусликов, В. Н. Особенности деятельности страховых некоммерческих организаций: вопросы теории и судебной практики [Текст] / В. Н. Сусликов, Е. А. Шергунова // Российский судья. — 2012. — № 8. — С. 17-21.

45. Ногина, Оксана Аркадьевна. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования [Текст] : [монография] / О. А. Ногина ; [рец.: Н. А. Шевелева, М. В. Кустова]. — Москва : Статут, 2012. — 460, [1] с.

46. Ногина, О. А. Правовое регулирование инвестирования средств государственных внебюджетных фондов [Текст] / О. А. Ногина // Правоведение. — 2011. — № 3. — С. 113-123.

47. Гришаев, С. Гражданско-правовые аспекты уплаты гражданами дополнительных страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда России [Текст] / С. Гришаев // Хозяйство и право. — 2010. — № 2. — С. 99-102.

48. Азарова, Е. Страховая и накопительная пенсии [Текст] / Е. Азарова // Хозяйство и право. — 2014. — № 6. — С. 40-54.

49. Смирникова, Ю. Л. Пенсионные накопления как объект финансово-правового регулирования [Текст] / Ю. Л. Смирникова // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 1. — С. 103-107.

50. Сергеев, А. А. Защита средств негосударственных пенсионных фондов: правовые механизмы и проблемы их совершенствования [Текст] / А. А. Сергеев // Социальное и пенсионное право. — 2013. — № 3. — С. 48-52.

51. Соловьев, А. К. Социально-экономические проблемы пенсионной реформы [Текст] / А. К. Соловьев, М. А. Коржов, А. М. Курманов // Социальное и пенсионное право. — 2013. — № 3. — С. 2-5.

52. Покладова, Т. А. Правовое регулирование пенсионного обеспечения «северян» [Текст] / Т. А. Покладова, С. А. Чирков // Юридический консультант. — 2003. — № 5. — С. 14-19.

53. Халдеева, Н. В. О некоторых вопросах защиты трудовых прав работников Крайнего Севера в их единстве и дифференциации [Текст] / Н. В. Халдеева // Социальное и пенсионное право. — 2012. — № 1. — С. 30-33.

Приглашаем вас посетить выставку по адресу: пр. Ломоносова, 58, Центр правовой информации, ауд. 209

Читайте также: