Нарушение законодательства рф об обязательном пенсионном страховании и ответственность

О применении пункта 1 данной статьи см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79. 1. Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта, -
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Нарушение страхователем установленного статьей 11 настоящего Федерального закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней -
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
2. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий -
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
Деяние, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, которое совершено умышленно, -
влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченных сумм страховых взносов.
3. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, -
влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, -
влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
------------------------------------------------------------------
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующей Конституции РФ статьи 28 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, см. определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 211-О. Статья 28. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа
------------------------------------------------------------------
Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 данной статьи в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. О конституционно-правовом смысле пунктов 1, 2 данной статьи см. Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 N 164-О и N 165-О. Нормативные положения пунктов 1 - 3 данной статьи во взаимосвязи с положениями статьи 17 данного документа, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет (определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 182-О). 1. Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1, 2, 3 данной статьи в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. 2. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ. Определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 данной статьи в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии (Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 N 164-О и N 165-О, от 12.05.2005 N 183-О). О конституционно-правовом смысле пункта 3 см. определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 183-О. 3. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2004 N 157-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
4. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Пункт 5 данной статьи вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ. 5. Страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.
(п. 5 введен Федеральным законом от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

Информация об изменениях:

Статья 17 изменена с 31 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 237-ФЗ

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам

Руководители, а также другие должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, участвующих в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, обязаны обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении конфиденциальности информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы, порядок и условия направления страхователю указанных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ – это основной документ в сфере страхования людей, достигших пенсионного возраста. Он устанавливает порядок выплаты страховых денежных средств и пенсии. Согласно ему, урегулируются взаимоотношения между участниками ОПС . В нем содержатся правовые основы уплаты страховых взносов и другие важные моменты, о которых нужно знать пенсионерам.

Общие положения

Данный закон издан 15 декабря 2001 года. За время существования в него вносились изменения, последнее датировано 11 декабря 2018 года.

Закон начинается с общих положений. Это вступительная часть, в которой даются определения основным понятиям, рассказывается о том, что регулирует документ, какие его правовые основы.

Данным законом предусмотрено:

  • регулирование ОПС и правоотношений между субъектами;
  • права и обязанности сторон, их ответственность.

Законодательство ОПС учитывает положения, изложенные в Конституции РФ и других законах, касающихся пенсионного страхования. Изменения в этих документах могут касаться и ФЗ, поэтому за правками нужно следить.

Участники ОПС

В ней перечислены участники страхования, рассказывается о страховом случае, рисках, взносах, обязательном страховом обеспечении (ОСО), а также о процедуре снятия с учета работодателей, нотариусов и других страхователей.

Согласно закону, субъектами ОПС можно считать троих:

  • страховщика – это орган, который и выплачивает пенсии, им является ПФ РФ;
  • страхователя – это работодатели (физические лица, ИП, организации), адвокаты, нотариусы;
  • застрахованного – это человек, который непосредственно страхуется (это не только гражданин РФ, но и иностранец).

Застрахованный нуждается в ОПС при наступлении страхового случая (СС). Согласно закону с изменениями – это выход на пенсию по достижению пенсионного возраста, инвалидность или утрата единственного кормильца. В этих случаях назначается страховая пенсия (СП).

К ОСО также принадлежат:

  • дополнительные выплаты к СП фиксированного размера;
  • одноразовая или срочная пенсионная выплата;
  • выдача накопленных пенсионных средств умершего;
  • пособие на похороны, при утрате нетрудоспособности или во время родов.

Все деньги выделяются ПФ. Они поступают на счет застрахованного.

ФЗ также дает расшифровку понятию «страховой риск». Это утрата заработка или постоянного дохода при наступлении СС. ПО факту, речь идет о достижении пенсионного возраста или же инвалидности, тогда человек нуждается в страховом обеспечении.

Права и обязанности

Рассмотрим права и обязанности каждого субъекта. Согласно ФЗ, страховщик обязан:

  • контролировать достоверность информации от остальных участников;
  • подсчитывать тариф страховых взносов;
  • насчитывать и выплачивать все виды пенсий, предусмотренных законом;
  • пересчитывать сумму ОПС при подаче льготных документов;
  • составлять бюджет ПФ;
  • проводить информационную поддержку;
  • контролировать использование бюджетных средств, вести их учет и подавать отчетность;
  • ставить и снимать с учета страхователей и др.

Страховщики могут проверять поданную страхователями информацию, требовать от руководителей устранение выявленных нарушений, обмениваться информацией с государственными органами, распоряжаться денежными средствами, имеют доступ к данным о налогоплательщиках и другое.

У страхователей прав меньше. Это бесплатная информационная поддержка в сфере ОПС, защита своих прав в суде и уплата взносов на счет застрахованных лиц.

Не менее важны и обязанности. От их выполнения зависит благосостояние застрахованных лиц. Список:

  • не ущемлять права застрахованных;
  • уплачивать страховые взносы в ПФ;
  • своевременно предоставлять отчеты, а также документы для перерасчета и выплаты ОСО;
  • реагировать на нарушения, выявленные территориальными органами.

Согласно ФЗ об ОПС, застрахованные должны предоставлять достоверную информацию для назначения ОСО, своевременно сообщать обо всех изменениях, а также соблюдать все условия.

  • участвовать в усовершенствовании ОПС;
  • узнавать размер денежных средств, начисленных работодателем, знать о исчислениях и удержаниях;
  • без задержек получать ОСО;
  • уплачивать платежи за счет собственных средств и другое.

Более полная информация изложена в ФЗ об обязательном пенсионном страховании. Из него можно узнать, как не нарушать законодательство РФ и действовать в рамках закона.

Финансовая система

Это четвертая глава, в которой идется речь о том, откуда берутся деньги, как формируется бюджет, куда расходуются средства. Рассказываете о резерве, процедуре формирования накопительной пенсии и других нюансах, касающихся финансирования.

В законе говорится, что бюджет составляется страховщиком. Деньги являются собственностью ПФ и не могут использоваться в других целях. Нецелевое использование чревато уголовной ответственностью.

Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации предусматривает средства, из которых формируется бюджет. Это обязательные платежи, добровольные взносы, деньги, накопленные пенсионерами и другие средства. Более подробно можно узнать из электронной версии документа.

Бывает такое, что расходы на ОПС превышают поступления. Тогда они компенсируются за счет бюджетных ассигнований. Для финансовой устойчивости обязательно создается резерв бюджета.

Использование бюджетных средств находится под контролем контролирующих органов.

Особенности уплаты платежей на ОПС

Эта глава будет одной из самых интересных к рассмотрению, поскольку фактически застрахованный может понять, какая у него будет пенсия.

В этом разделе федерального закона об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации приведен размер тарифа, указана информация, как он рассчитывается и от чего зависит. Согласно ФЗ, ставка исчисляется в зависимости от года рождения. Для лиц, родившихся до 1966 года, тариф составляет 22%, для застрахованных более молодого возраста – 16%.

Примечание! Для иностранцев, временно проживающих на территории РФ, тариф рассчитывается независимо от года рождения. Для иностранных граждан, которые постоянно живут в России, возраст имеет значение.

Что касается суммы, которую сплачивают страхователи, то она рассчитываются в соответствии с законодательной базой РФ.

Все изменения в федеральном законе 167 "об обязательном пенсионном страховании" выкладываются на сайте Госдумы России и ПФ. Любой желающий может ознакомиться с основными его положениями, чтобы быть в курсе всех событий, знать свои права и обязанности, своевременно обращаться в контролирующие органы, если их ущемляют.

Нарушение законодательства об обязательном пенсионном, медицинском и социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Нарушение страхователем срока регистрации в ПФР (для лиц, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц):а) до истечения 90 дней с момента истечения срокаб) по истечении 90 дней

Штраф страхователя:а) в размере 5000 рублейб) в размере 10 000 рублей.

Статья 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов1)Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок Расчета по месту учета2)Несоблюдение порядка представления Расчета в электронном виде

Штраф страхователя:1)в размере 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.2)в размере 200 рублей.

Ст. 46 Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ

Нарушение плательщиком страховых взносов установленного законом срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке

Штраф страхователя:
5 000 рублей

Ст. 46.1 Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ

Неуплата (неполная уплата) сумм страховых взносов:1) в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия)
2)Те же деяния, совершенные умышленно

Штраф страхователя:
1) в размере 20% от неуплаченных сумм2) в размере 40% от неуплаченных сумм

Ст. 47 Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов

Штраф плательщика страховых взносов:а) в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ

Ст. 48 Федерального Закона №212-ФЗ

Непредставление в ПФР в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, представление неполных и (или) недостоверных сведений

Штраф страхователя: — в размере 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР

Статья 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ

Нарушение законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Нарушение срока регистрации в качестве страхователя:(для лиц, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)а) до истечения 90 днейб) более 90 дней

Штраф страхователя:а) в размере 5000 рублейб) в размере 10 000 рублей.

Статья 19 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ

Осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика

Штраф страхователя:в размере 10 % облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без регистрации , но не менее 20 тыс. рублей.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия):а) по неосторожностиб) умышленно

Штраф страхователя:а) 20% причитающейся к уплате суммы страховых взносовб) 40% причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Непредставление страхователем в установленный законом срок установленной отчетности страховщику:а) в течение до 180 дней
б) в течение свыше 180 дней

Штраф страхователя:а) в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.б) в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

1. Страховщик имеет право:

проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ;

осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены;

осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в форме электронного документа устанавливается с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

требовать и получать у государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

получать у Агентства гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

2. Страховщик обязан:

осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 140-ФЗ)

вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную пенсию, а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

принимать, рассматривать заявления лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и вести их учет;

(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

информировать застрахованных лиц об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" путем размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованным лицам информации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с предложением о введении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" запрета на заключение новых договоров об обязательном пенсионном страховании в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 10.1 или 10.2 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 211-ФЗ)

определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной пенсии);

(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

учитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию за этот период.

(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на счет Пенсионного фонда Российской Федерации от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную пенсию за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию по каждому застрахованному лицу отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную пенсию;

(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при установлении застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня получения запроса;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

при наступлении гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" исполнять обязанности, установленные указанным Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

предоставлять Агентству информацию о количестве застрахованных лиц, приобретающих право на установление выплат за счет средств пенсионных накоплений в следующем году, об объеме гарантируемых средств в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и о причитающихся им выплатах за счет средств пенсионных накоплений в целях прогнозирования сроков и сумм гарантийного возмещения.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

3. За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Читайте также: