Новые аспекты трудового гражданского и пенсионного законодательства

Лескова Ю.Г., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права СамГУ, кандидат юридических наук.

Конституция РФ провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека (ст. 7). Одним из приоритетных направлений любого государства, безусловно, является создание достойной жизни лицам пенсионного возраста. По мнению Ю.В. Беляниновой, "пенсионная реформа полностью соответствует требованиям Конституции, что показывает практическое исполнение ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на протяжении уже значительного времени" . Не все ученые, специалисты в сфере пенсионного права, а также сами пенсионеры соглашаются с такой позицией. Большинство наших сограждан считают, что современное пенсионное законодательство не позволяет решить задачу сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности . На практике такая позиция четко прослеживается в банковской деятельности. Например, одним из распространенных требований, предъявляемых банками (например, в Первом объединенном банке, Райффайзен-банке, Акбарс-банке и др.), является определенный возраст заемщика - кредит выдается гражданам, максимальный возраст которых определяется условием, что к моменту погашения последнего платежа по кредиту возраст не будет превышать пенсионного возраста, установленного законодательством РФ . Такое требование связано не только с тем, что средняя продолжительность жизни в России 70 - 75 лет (поскольку кредиты могут быть краткосрочными (потребительскими) и заемщик может спокойно расплатиться до момента достижения им 70 - 75 лет), но и с тем, что лицо, достигшее пенсионного возраста, получающее только пенсию, гарантированную государством, вряд ли рассматривается как платежеспособный заемщик. И в этой связи справедливым оказываются слова Президента РФ Д.А. Медведева: "Нам необходимо грамотно выстроить пенсионную систему, которая бы действительно обеспечила нашим людям достойную старость, чтобы выход на пенсию перестал ассоциироваться с концом жизни, с бедностью и социальной неустойчивостью" . В своем Послании Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. Президент РФ подчеркнул: "Пенсионная система должна обеспечивать достойный уровень жизни граждан пожилого возраста. Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров. " . Что же предпринято в настоящее время законодателем, чтобы действительно разрешить проблему бедности пенсионеров в нашей стране?

Белянинова Ю.В. Комментарий к ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (постатейный) // КонсультантПлюс.
См.: Выговская И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в РФ // Социальное и пенсионное право. 2009. N 1.
См.: Фальковская Я.М. Механизм проведения кредитных операций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 10.
Январские тезисы Дмитрия Медведева // Российская газета. 2008. 24 января.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" // Парламентская газета. 29.05.2009. N 28.

С 1 января 2010 г. многие нормы пенсионного законодательства действуют в новой редакции. И одним из направлений повышения уровня жизни пенсионеров становится норма, введенная в ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О государственной социальной помощи" , согласно которой пенсионерам, доход которых ниже прожиточного минимума, гарантируется государственная социальная помощь в виде доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума в целом по РФ (из федерального бюджета) и до уровня прожиточного минимума в субъекте РФ (из бюджета субъекта РФ). Таким образом, государство гарантирует пенсионеру соответствующий уровень материального (социального) обеспечения, которым должен стать прожиточный минимум. Ряд ученых в настоящее время стоят на позиции установления государственных стандартов в области социального обеспечения и связывают реализацию принципа установления уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, с установлением законодателем пенсий, пособий и иных видов социального обеспечения не ниже прожиточного уровня . Казалось бы, законодателем введены нормы, вступающие в силу с 1 января 2010 г., повышающие уровень жизни отдельных пенсионеров, и можно говорить о реализации названного принципа социального обеспечения. Однако, как нам представляется, такой вывод является поспешным. Во-первых, как справедливо отмечает Н.П. Слугина, прожиточный минимум не отражает реальные потребности человека, необходимые для нормальной жизнедеятельности его и его жизни ; во-вторых, получение доходов в размере прожиточного минимума позволяет говорить о состоянии "умеренной бедности" - об уровне жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности (физиологические, социальные), но нет возможности удовлетворить потребности более сложные и высокие . Отсюда ориентироваться на прожиточный минимум в праве социального обеспечения не всегда представляется верным, по крайней мере применительно к размерам пенсий и определению достойной жизни пенсионера, проработавшего длительное время. Подтверждению сказанному служат и нормы международных актов. Так, Конвенция Международной организации труда 1952 г. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает, что пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40% заработной платы по стране, а при большем стаже - не менее 40 - 50% . Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% средней заработной платы по стране (к сожалению, эти международные документы РФ не ратифицированы, а следовательно, не обязательны для применения). В этой связи представляет интерес мнение председателя правления Пенсионного фонда РФ А.В. Дроздова по вопросу о достойной пенсии россиянам: "Мы ориентируемся на международные нормы - 40% от заработка человека, с которого уплачивались взносы на пенсионное страхование, при общем стаже 30 лет. На такой уровень пенсионного обеспечения могут рассчитывать те, кто начал трудовую деятельность после 2002 года" . Возникает вопрос: почему же уровень пенсионного обеспечения в размере 40% от среднего заработка лица не гарантируется гражданам, у которых стаж 30 лет, но трудовая деятельность началась до 2002 г.? На наш взгляд, указанным пенсионерам, к сожалению, не может быть установлен достаточный уровень пенсионного обеспечения в связи с тем, что до 2002 г. не придавалось значения страховым взносам и страховому стажу, и, соответственно, у данных лиц может оказаться незначительным пенсионный капитал, а пенсионных накоплений может и не быть (поскольку родились до 1967 г.)? Как справедливо отмечает М.Л. Захаров, пенсионный капитал, исчисляемый по установленным правилам до 1 января 2002 г., значительно занижен (почти вдвое) у всех граждан, которые имели заработок несколько выше среднего (и вряд ли мы увидим резкое повышение пенсий за счет валоризации). Считаем, что достойная пенсия должна гарантироваться государством вне зависимости от того, когда началась трудовая деятельность пенсионера; важной задачей любого социального государства является уровень благосостояния его граждан, и прежде всего граждан пожилого возраста, проработавших большую часть своей жизни. Основное предназначение пенсий (исходя из законодательного закрепления ) - компенсация прежнего заработка. Значит, государство должно гарантировать пенсионерам нормы пенсионного обеспечения исходя из их прежнего заработка. Можно согласиться с Е.В. Чупровой в том, что "под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж (пенсию) в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающим достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом" , которым, по нашему мнению, может служить прожиточный минимум. Многие ученые сегодня подчеркивают необходимость реформирования пенсионной системы и установления института пенсионного страхования, который обеспечивал бы для наемных работников возможность зарабатывания пенсий не менее 50 - 60% от их заработной платы . В то же время при определении пенсионных стандартов, как справедливо отмечается в юридической литературе, нельзя не учитывать продолжительность трудовой деятельности, в течение которой производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (продолжительность страхового стажа).

В настоящее время для определения размера трудовой пенсии по старости не имеет значения продолжительность страхового стажа, законодателем определяются лишь условия для получения трудовой пенсии по старости: пять лет страхового стажа и достижение пенсионного возраста (общие условия, предусмотренные ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). С 1 января 2010 г. изменен порядок определения размеров трудовых пенсий. Так, трудовая пенсия по старости для лиц, родившихся до 1967 г., будет состоять только из страховой части, которая будет включать в себя фиксированный размер страховой части. Для лиц, родившихся после 1967 г., трудовая пенсия по старости будет включать в себя страховую часть и накопительную (ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Трудовая пенсия по инвалидности, так же как и трудовая пенсия по случаю потери кормильца, будет состоять только из страховой части, включающей фиксированный размер страховой части соответствующей пенсии (ст. ст. 15, 16 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Фиксированный размер страховой части пенсии по старости будет зависеть от возраста (достижения 80 лет), наличия иждивенцев, места проживания, специального стажа (стажа работы на Крайнем Севере или в приравненных к районам Крайнего Севера местностях). Фиксированный размер трудовой пенсии будет зависеть от группы инвалидности, наличия иждивенцев, места проживания, специального стажа. Фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца будет зависеть от того, является ли получателем данной пенсии ребенок, потерявший обоих родителей, или нет. С 2015 г. законодателем изменены правила определения размера трудовой пенсии по старости в части условий, влияющих на размер фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости. Только при наличии стажа у мужчин 30 лет, а у женщин 25 лет фиксированный размер будет определяться в твердой денежной сумме, установленной ФЗ "О трудовых пенсиях" (с 1 января 2010 г. размер составляет 2562 руб.). Если требуемого стажа нет - фиксированный размер будет понижаться на 3% за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, и ежегодно будет увеличиваться до достижения продолжительности требуемого стажа (причем из смысла ФЗ "О трудовых пенсиях" важен не факт работы, а период после достижения лицом пенсионного возраста) (п. 18 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Правила о повышении фиксированного размера страховой части трудовой пенсии в случае недостаточности стажа применяются к лицам, впервые обратившимся за трудовой пенсией начиная с 1 января 2015 г. (т.е., например, женщина, достигшая 56 лет и впервые обратившаяся за пенсией, будет иметь право на повышение страхового стажа на 1 год). Здесь, соответственно, встает вопрос: лицо, продолжающее работать (что ведет к увеличению страхового стажа), и лицо, прекратившее трудовую деятельность (стаж также увеличивается), приравнены в правах получать фиксированный размер страховой части, увеличивающийся каждый год на три процента. Думается, здесь законодателем не до конца проработан вопрос о пенсионном обеспечении указанных лиц.

С 1 января 2015 г. будут действовать и правила о повышении фиксированного размера страховой части трудовой пенсии, согласно которым фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, увеличивается на 6% (п. 17 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Причем в страховой стаж, влияющий на увеличение фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, включаются не все периоды, учитываемые при определении права на трудовую пенсию по старости, предусмотренные ст. 10 и ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях"; не будут включаться период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке (п. 19 ст. 14 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). На наш взгляд, исключение данных периодов из страхового стажа, влияющего на увеличение фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, вряд ли можно назвать логичным. Мы согласны с тем, что страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости должен состоять главным образом из периодов работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Именно эти периоды определяют страховую сущность стажа. Вместе с тем нельзя не учитывать периоды, когда человек по объективным причинам лишен возможности работать. Любое правовое государство принимает решение о зачете наиболее значимых из них (с социальной точки зрения) в страховой стаж наравне с работой. И такие периоды определяются в норме ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", однако применительно к вопросу о повышении уровня пенсионного обеспечения законодателем включаются не все указанные в норме ст. 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" нестраховые периоды. Здесь встают вопросы: почему женщина, решившая родить и воспитать ребенка, не имеет права на включение в страховой стаж, влияющий на размер трудовой пенсии по старости, период получения пособия по беременности и родам; почему лица, пострадавшие на производстве в связи с несчастным случаем на производстве, также не будут приобретать право на включение в страховой стаж, влияющий на размер трудовой пенсии, период получения пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве? И так далее. К сожалению, ответы на данные вопросы законодателем не определены. Вместе с тем в юридической литературе многие ученые сегодня подчеркивают значительную роль в обществе женщины-матери. Так, М.Л. Захаров считает необходимым включить в стаж те периоды, когда женщина готовиться стать матерью, становится ею и ухаживает за ребенком в первые годы жизни . В настоящее время в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости включаются периоды временной нетрудоспособности, в течение которых уплачивались пособия по обязательному социальному страхованию (по беременности и родам), период ухода за ребенком до 1,5 лет (в общей сложности 3 года). На наш взгляд, включение периода ухода за ребенком до 1,5 лет - недостаточный период, поскольку женщина в ряде случаев в настоящее время вынуждена посвятить уходу за ребенком значительно большее время (прежде всего это связано с отсутствием необходимого количества детских садов). В тех случаях, когда женщина решила посвятить себя уходу за несколькими детьми в первые годы их жизни, в страховой стаж будет включен только период 3 года. Если же говорить о законодательстве, вступающем в силу с 1 января 2015 г., то женщины вообще не смогут повысить фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости за счет периодов получения пособия по беременности и родам, что вряд ли является правомерным с точки зрения гарантированности государством принципа всеобщности права на социальное обеспечение. Конечно, можно опровергнуть данную позицию по причине того, что стаж, необходимый женщине для установления предусмотренного законодателем фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, на пять лет меньше, однако считаем в этом вопросе необходимым согласиться с М.Л. Захаровым, предлагающим установить стаж 30 лет как для мужчины, так и для женщины, а в страховой стаж женщины включать все периоды, когда женщина не только ухаживает за ребенком в первые годы жизни (до достижения ребенком трех лет), но и готовится стать матерью .

См.: Захаров М.Л. Указ. соч.
См.: Там же.

Итак, законодателем вводится правило о возможности как повышения, так и понижения размера трудовой пенсии по старости в части фиксированного размера страховой части трудовой пенсии, который определяется в твердой денежной сумме и не соответствует не только среднему заработку лица, но и прожиточному минимуму в целом по стране. Таким образом, может сложиться ситуация, когда лицо, проработавшее 5 лет или больше и имеющее незначительный размер пенсионного капитала, будет получать пенсию меньше прожиточного минимума, как и лицо, не имеющее стажа 5 лет и получающее социальную пенсию. И тот и другой пенсионер будет получать социальную доплату за счет средств бюджетов до уровня прожиточного минимума, а значит, будет приравнен в правах на достойную пенсию. Вряд ли такое положение является верным. Можно согласиться с отрицательной оценкой И.Г. Выговской отказа законодателя от норм, устанавливающих размер пенсии в определенной пропорции к заработку, получаемому перед ее назначением, и исчислением пенсий из страховых взносов работников .

См.: Выговская И.Г. Указ. соч.

Исходя из сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. новое пенсионное законодательство, оформившее вновь пенсионную реформу, не гарантирует самого главного - такого уровня пенсий, который бы обеспечил достойную жизнь пенсионеру в настоящее время и в обозримом будущем;
  2. разработка концепции реформы пенсионного обеспечения в РФ настоятельно требует изучения и использования международного опыта в совершенствовании и развитии пенсионной системы;
  3. считаем необходимым пересмотреть нормы пенсионного законодательства и определить, что фиксированный размер страховой части, как и социальная пенсия, должен соответствовать прожиточному минимуму в РФ (такие стандарты были предусмотрены еще в 1995 г. в Постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 N 780 "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ" ), а сам размер трудовой пенсии по старости для лиц, имеющих страховой стаж 30 лет, не должен быть меньше 40% от их средней заработной платы.
Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3388.

Нововведения в пенсионном законодательстве в 2020 году связаны прежде всего с проводимой в Российской федерации пенсионной реформой. Изменения касаются нескольких направлений и затрагивают как сферу пенсионного обеспечения, так и сроков выхода на заслуженный отдых.

Основные изменения в пенсионном законодательстве с 1 января 2020 года в России

законодательстве с 1 января 2020 года в России Основные изменения в пенсионном законодательстве предусмотрены №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Закон содержит нововведения и изменения других законов, регулирующих пенсионные правоотношения. Среди них ФЗ регламентирующие сферу: Занятости населения. Социальной защиты. Пенсионного обеспечения. Пенсионного страхование. Пенсионной накопительной системы.

Реформа носит комплексный характер и поэтому изменения коснулись практически всего пенсионного законодательства. Кроме уже принятых и вступивших в силу норм, правительством и Государственной думой разрабатывается ряд нововведений, связанных с разрешением возникших проблем по реализации первого этапа реформ.

Пенсионная реформа в России Пенсионная реформа в первую очередь затронула изменения в законодательстве, регулирующем сроки выхода на пенсию. Так после завершения переходного периода к 2028 году пенсионный возраст у мужчин будет равен 65 лет, а у женщин 60 лет. Если сравнивать с другими странами, то показатель достаточно низкий.

Переходный период включает изменения в графике выхода на заслуженный отдых в первые два года действия реформы. И в 2019 и 2020 годах повышение возраста будет составлять полгода, а не как изначально планировалось один год Законодательством предусмотрены возрастные корректировки выхода на пенсию, так для получателей: страховых пенсий установлен перечень лиц, которые имеют право выйти на залуженный отдых по старому законодательству, то есть досрочно по-новому, среди них работники чей труд связан с риском или осуществляется в тяжёлых условиях; «северных» пенсий, предусмотрено повышение пенсионного возраста на пять лет, но по сравнению с общим показателем он будет ниже, так для мужчин тружеников Крайнего севера и приравненным к нему территорий – 60 лет, для женщин 55 лет;

служащих государственных и муниципальных органов срок выхода на пенсию увеличен по сравнению с общим на три года для женщин. Увеличен возраст и для получателей социальной пенсии по старости. В 2020 году лица у которых нет трудового стажа или он не соответствует минимально установленному для получения страховой пенсии, государственное пособие будет выплачиваться с 70 лет для женщин и 75 для мужчин.

Изменения в повышении пенсионного возраста для женщин

Первоначально пенсионный возраст для женщин должен был быть увеличен на 8 лет, то есть возможность выйти на заслуженный отдых наступала с 63 летнего возраста. Не коснётся увеличение пенсионного возраста для женщин:

Трудящихся в текстильной промышленности, а также работающие в условиях повышенной интенсивности и работах, связанных с тяжелой физической нагрузкой. Родивших (усыновивших) и воспитавших 3 и более детей. Имеющих трудовой стаж 37 и более лет. Имеющим стаж работы в условиях Крайнего севера и приравненных к ним территорий, при наличии 2 детей. Матерей ребенка (детей) инвалидов. Имеющих инвалидность 1 группы.

Женщины могут оформить пенсию на два года раньше общеустановленного срока в случае потери работы и при условии отрицательного результата постановки на учёт в центр занятости. Несмотря на то, что новым законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность работодателей за необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста, проблема трудоустройства таких граждан. По этой причине Правительству РФ поручено разработать подзаконные нормативные акты, облегчающие реализацию права женщин предпенсионного возраста на трудоустройство.

Последние новости из Госдумы

Внедрение изменений коснулись не только пенсионного возраста, а и системы выплат и начислений пенсионного обеспечения. На 2020 год предусмотрен второй этап пенсионной реформы, связанный с пересмотром системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Внести изменения планировалось в 2019 году и по словам главы Министерства финансов и первого вице-премьера законопроект давно готов и находится на рассмотрении в Государственной Думе. Суть реформы заключается в пересмотре системы отчислений. Правительство предлагает позволить работнику самому определять размер отчислений. Сейчас идет обсуждение каким образом будут производиться отчисления. Заместитель председателя Комитета Совета Федераций по социальной политике Елена Бибикова пояснила: «Индивидуальный пенсионный капитал предлагает, чтобы из зарплаты каждого человека, который подходит под накопительную систему по возрасту, удерживался определённый процент. Не начислялся сверх зарплаты за счёт работодателя, а именно удерживался из зарплаты сотрудника»

Повышение пенсии для неработающих пенсионеров Кроме повышения пенсионного возраста и пересмотра накопительной системы изменения пенсионного законодательства предусматривают и повышение пенсионного обеспечения. Повышение регламентировано №350-ФЗ, а средства на выплаты предусмотрены принятым ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года». Увеличение выплат будет производиться ежегодно с 1 января. Так в 2019 году пенсии неработающим пенсионерам были повышены на 7,05%. В следующем 2020 году размер пенсионного обеспечения вырастет еще на 6,6 %. И по данным, что размещены на официальном сайте Государственной думы средняя пенсия по стане в 2020 году составит 16 284 рубля.

Индексация пенсий работающим пенсионерам С 2016 года для работающих пенсионеров действует мораторий на повышение размера пенсионного обеспечения и в 2020 году изменений не предусмотрено. Также и не предусмотрена отмена пенсий для таких лиц. Однако пенсионное обеспечение таких лиц вырастет за счёт других регламентированных изменениями в законодательстве механизмов. Повышение пенсий связано с ежегодным перерасчётом пенсионного обеспечения 1 августа поскольку работающий пенсионер продолжает отчислять в пенсионный фонд страховые взносы, по пока еще действующей накопительной системе. Приблизительная сумма надбавки в 2020 году составит 300 рублей. Кроме этого работающие пенсионеры имеют право на льготы и региональные надбавки наравне с неработающими.

Изменения пенсии госслужащим Пенсионная реформа для государственных служащих началась в 2017 году в связи с принятием №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан». Закон предусматривает:

увеличение трудового стажа на государственной службе до 17 лет в 2020 году; увеличение возраста выхода на пенсию в 2020 году для женщин в 57 лет и для мужчин 62 года;

При этом с 2017 года размер пенсии государственных служащих составляет от 45% до 75% от заработной платы и зависит от длительности трудового стажа на государственной службе. Перечень должностей, что относятся и приравниваются в такой службе установлен Указом Президента от 20.09.2010 №1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих».

Изменения обеспечения в 2020 году для лиц получающих военные пенсии.

Особенностью пенсионного обеспечения лиц получающих военную пенсию связана с тем, что её размер привязан к величине денежного довольствия военного (ДДВ). Согласно планам правительства и законодателя, военная пенсия должна составлять 100% от ДДВ. Однако по состоянию на 2019 её размер составляет 73,68% ДДВ и в 2020 году она будет проиндексирована на 5,8%.

Изменениями в законодательстве для бывших военных предусмотрено право на получение второй – гражданской пенсии, для её получения достаточно иметь стаж трудовой деятельности в гражданской сфере 9 лет и 13,8 баллов. Такая пенсия в 2020 году будет проиндексирована на 6,6 % как и у всех неработающих пенсионеров.

Даты начала обучения

Приглашаются:

  • руководители и специалисты службы персонала, отдела кадров, юристы предприятий и организаций, и все заинтересованные лица.

Подарок от Центра повышения квалификации! Экскурсия по Санкт-Петербургу!

В нашем центре предусмотрена гибкая система скидок:

  • При регистрации на нашем сайте всем новым клиентам предоставляется скидка в размере 5%
  • Зарегистрируйтесь и оплатите обучение за 30 дней до начала обучения и получите скидку 10%
  • При участии 2-х специалистов и более от одной организации предоставляется скидка в размере 15%

Программа курса

Программа курса:


1. Обзор последних изменений трудового законодательства, судебной практики и разъяснений государственных органов в части регулирования трудовых отношений.

2. Специальная оценка условий труда.

3. Сокращение штата: правовое регулирование трудовых отношений при ликвидации, банкротстве, приостановлении деятельности, реорганизации юридического лица.

4. Трудовой договор – основа бесконфликтных трудовых отношений:

5. Сложные увольнения.

6. Комплекс необходимых локальных нормативно-правовых актов по регулированию трудовых отношений на предприятии.

7. Защита персональных данных работника. Обязанности работодателя. Последние изменения законодательства.

8. Вопросы оплаты труда и компенсаций согласно трудовому законодательству:

9. Актуальные вопросы пенсионного законодательства: изменения и дополнения.

10. Порядок расчета периодов работы, включаемых в страховой и общий трудовой стаж при определении права на пенсию.

11. Особенности трудовых отношений с иностранными гражданами.

12. Материальная ответственность.

13. Вопросы трудового распорядка и дисциплины труда.

14. Проверки Государственной инспекции труда.

15. Взаимодействие Трудового кодекса с Кодексом об административных правонарушениях с учетом последних изменений законодательства в 2016 году.

16. Трудовой конфликт

  • Порядок расторжения трудового договора по сокращению: сроки, дополнительные гарантии, преимущественное право оставления на работе. Спорные вопросы сокращения и выплаты выходных пособий. Судебная практика о возможности изменения условий трудового договора в части изменения должности, места работы, трудовых функций и иных условий.
  • особенности правового положения сторон трудовых отношений. Требования законодательства и их применение в интересах работодателя при заключении трудовых договоров;
  • перевод на другую работу. Оформление перевода на другую работу: соглашение о временном переводе с согласия работника. Дополнительные соглашения к трудовому договору: содержание и порядок оформления; прекращение трудового договора. Ошибки работодателя и их последствия; различия трудового и гражданско-правового договора.
  • изменение условий оплаты как альтернатива сокращению штата при снижении расходов на персонал, закрепление в кадровых и организационных документах. Судебная практика о правомерности изменения условий оплаты труда;
  • правовое регулирование оплаты труда, исчисления среднего заработка, предоставления выходных пособий, оплаты за нерабочие и праздничные дни, расчета отпусков. Разъяснения Роструда по вопросам заработной платы;
  • гарантийные и компенсационные выплаты, доплаты, премии, надбавки и порядок их установления и изменения;
  • ответственность работодателя за задержку денежных выплат работнику.
  • Основания привлечения к материальной ответственности. Оформление договора о полной материальной ответственности. Судебная практика по рассмотрению трудовых споров по материальной ответственности. Соотношение материальной, административной и дисциплинарной ответственности работников.

В стоимость обучения входит: методический материал, обеды, кофе-паузы.

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации в объёме 72 часов

*Оказывается помощь в бронировании гостиниц.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 апреля 2019 09:02


Управляющий ОПФР по Тамбовской области Николай Горденков принял участие в работе II Всероссийского научно-практического семинара «Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика», прошедшего на базе Института педагогики Тамбовского государственного университета имени Державина.

Николай Горденков выступил с докладом по вопросам перспектив развития и совершенствования пенсионного законодательства. В частности, он отметил, что основная задача, стоящая перед государством в части пенсионного обеспечения, — гарантировать устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. Это значит, обеспечить не только сохранение, но и рост доходов пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Для того, чтобы понять, с какими трудностями может столкнуться государство в краткосрочной и долгосрочной перспективе, ПФР проводит актуарные расчеты будущих пенсионных прав и, соответственно, государственных пенсионных обязательств.

Горденков подчеркнул, что за последние годы государством принимались и принимаются меры, направленные на совершенствование пенсионной системы, которые позволили установить неработающим пенсионерам возможность пенсионного обеспечения не ниже регионального прожиточного минимума пенсионеров, повысить уровень пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время, приблизить российские нормы пенсионного права к международным стандартам, повысить средний размер страховых и социальных пенсий.

Вместе с тем, в рамках прежних параметров пенсионной системы (действовавших до 2019 года), не были в полной мере достигнуты цели по долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР.

В связи с этим были рассмотрены меры и принят федеральный закон, который позволяет исправить сложившуюся ситуацию. В первую очередь, речь идет о повышении пенсионного возраста и закреплении его на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Повышение пенсионного возраста началось постепенно с 1 января 2019 года и продлится в течение 10 лет до 2028 года.

Решение об увеличении продолжительности трудоспособного периода жизни обусловлено состоянием демографии и ростом продолжительности жизни, достаточно большим количеством льготных категорий работников, несоответствием тарифов страховых взносов и обязательств по выплате страховой пенсии, «теневой» занятостью. Каждый год число пенсионеров увеличивается, а работающих граждан уменьшается. Кроме того, требует модернизации накопительная составляющая пенсионной системы.

Российская пенсионная система построена по солидарному принципу, поэтому с учетом сложившейся демографической тенденции обеспечивать достойный рост пенсий в будущем будет затруднительно. Если брать в расчет не просто все трудоспособное население, а только тех людей, которые работают официально и за которых поступают страховые отчисления на пенсию, тогда соотношение работающих и пенсионеров будет еще меньше.

В результате страховых взносов, перечисляемых работодателями, на выплату пенсий нынешним пенсионерам не хватает, и эта «недостача» покрывается за счет средств федерального бюджета. Приведем такой пример. В Тамбовской области проживает чуть более 1 млн. жителей, пенсионеров из них порядка 350 тысяч. При этом «своих» ресурсов (страховых взносов, собираемых на территории области), чтобы выплатить пенсии нашим пенсионерам, хватает только на 30 процентов от необходимой суммы. Все остальное – это трансферты из федерального бюджета. И если не предпринимать радикальных мер, ситуация будет только ухудшаться.

Добавим также, что пенсионный возраст для назначения пособия по старости устанавливался в России для разных категорий рабочих еще в начале прошлого столетия. В 20-е годы прошлого века, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла всего 43 года. Действующий пенсионный возраст был установлен во времена тяжелых условий труда и жизни, во времена индустриализации и войн. Сегодня ситуация кардинально изменилась: улучшены условия труда и жизни граждан, качество медицинского обслуживания, в экономике преобладают служащие, работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые. Это положительно сказывается и на продолжительности трудоспособного периода жизни человека.

Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. В 2019 году страховая пенсия устанавливается женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности. Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии.

Предусмотрено новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми получают право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.

При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ вводится понятие «предпенсионный возраст». С 2019 года для предпенсионеров также введены новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Для педагогических, медицинских и творческих работников досрочные пенсии сохраняются в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Сам стаж сохраняется, но исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 5 лет, но с переходным периодом

Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2028 год и далее с учетом увеличения пенсионного возраста и переходных положений. Т.е. требования к специальному стажу – не меняются, но сам возраст выхода на пенсию будет сдвигаться.

Закон предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет, соответственно. Данные изменения также будут проводиться поэтапно.

Важно отметить, что в полном объеме сохранены пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами.

Кроме того, с 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.

Производимые специалистами ПФР расчеты дают основания говорить о том, что в ближайшие годы социально – политическая и экономическая ситуация будет развиваться по инновационному варианту при одновременном проведении активной демографической политики, направленной на преломление негативных демографических тенденций.

Группа по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области

«горячая линия» 79-43-99, 79-43-93

Пройдя обучение, вы сможете оптимизировать работу кадровой службы, минимизировать штрафы и повысить эффективность работы с персоналом. Преподавателями на курсе являются практикующие юристы, адвокаты и судьи, специализирующиеся на трудовом праве, эксперты по кадровому делопроизводству, консультанты по специальной оценке условий труда, представители Пенсионного Фонда. Все темы рассматриваются с учетом изменений законодательства и новой судебной практики.

Для кого

для руководителей и специалистов служб персонала, отделов кадров, юристов предприятий и организаций.

  1. Профессиональные стандарты.
    Разработка алгоритма внедрения. Итоги работы с профстандартами в 2016–2018 гг.
  2. Независимая оценка квалификации (НОК): проблемы и перспективы. Права и обязанности работника и работодателя при проведении НОК.
  3. Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.
    Дисциплинарная, административная, уголовная. Порядок применения КоАП РФ. Ответственность должностных и юридических лиц. Новое об ответственности за нарушения прав работников предпенсионного возраста.
  4. Материальная ответственность сторон трудового договора. Случаи материальной ответственности работодателя и возмещение морального вреда. Основания и порядок привлечения работника к материальной ответственности. Взыскание ущерба. Возмещение затрат на обучение персонала.
  5. Комплекс необходимых локальных нормативных правовых актов (ЛНА) по регулированию трудовых отношений на предприятии. Соотношение норм трудового законодательства с ЛНА.
    • Основные требования к организационно-распорядительным документам. Порядок разработки и утверждения ЛНА, практика применения. Внесение изменений в ЛНА в соответствии с профстандартами.
    • Должностная инструкция как локальный инструмент, регулирующий работу персонала, и ее соотношение с ЕКС, ЕТКС и профстандартом.
    • Персональная траектория развития в соответствии с дорожной картой Правительства РФ.
    • Поэтапный переход к электронным трудовым книжкам с 2020 года.
    • Придание документам юридической силы. Ознакомление работника с документами, на что обратить внимание.
  6. Трудовой договор (ТД). Требования законодательства и их применение в интересах работодателя при заключении ТД. Различия трудового и гражданско-правового договора. Новое в содержании ТД в связи с последними поправками в ТК РФ, обязательные условия ТД. Срочный ТД. Внутреннее и внешнее совместительство. Дистанционная работа. Дополнительные соглашения к ТД. Оформление перевода на другую работу.
  7. Специальная оценка условий труда (СОУТ). Последствия выявления вредных и опасных производственных факторов. Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест. Документы, оформляемые по результатам СОУТ. Расследование несчастных случаев.
  8. Особенности трудовых отношений с иностранными гражданами, инвалидами, лицами с семейными обязанностями, несовершеннолетними и иными категориями работников. Анализ последних изменений законодательства.
  9. Защита персональных данных работника, обязанности работодателя. Подготовка к проверке Роскомнадзора: основные этапы и типичные нарушения. Увеличение штрафов за неправомерный отказ в предоставлении информации.
  10. Оплата труда (ОТ) и компенсации в трудовом законодательстве. Правовое регулирование ОТ. Сроки выплаты заработной платы. Гарантийные и компенсационные выплаты. Выплаты, связанные с временной нетрудоспособностью. ОТ в случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Ответственность работодателя за задержку денежных выплат работнику. Изменение условий ОТ как альтернатива сокращению штата при снижении расходов на персонал. Судебная практика о правомерности изменения условий ОТ.
  11. Пенсионное законодательство. Поэтапное повышение пенсионного возраста. Льготные категории граждан, имеющие право на досрочную пенсию. Порядок расчета периодов работы, включаемых в страховой и общий трудовой стаж при определении права на пенсию.
  12. Вопросы трудового распорядка и дисциплины труда.
    • Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха, новое о предоставлении отпусков и командировок. Неполное рабочее время, порядок введения и документирования. Виды простоя, особенности оплаты. Ненормированный рабочий день или сверхурочная работа. Командировки и отпуска.
    • Дисциплинарная ответственность работников. Отстранение от работы (недопущения к работе). Медосмотры и медицинские и психиатрические освидетельствования работника. Диспансеризация.
    • Увольнение за виновные действия как мера дисциплинарного взыскания: неисполнение трудовых обязанностей, прогул, утрата доверия и др. Увольнения руководителей: новое в трудовом законодательстве и судебной практике.
  13. Проверки государственной инспекции труда. Новые полномочия и компетенции ГИТ с учетом риск-ориентированного подхода. Формы и порядок проведения проверок. Требования к содержанию и оформлению внутренней документации по персоналу. Анализ типичных ошибок.
  14. Трудовые споры и порядок их рассмотрения: сроки, процедура, последствия для работодателя. Позиции судов о злоупотреблении правом со стороны работников. Документирование конфликтных ситуаций.
  15. Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства до 2020 года.

Удостоверение о повышении квалификации в объеме 40 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).

Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

  • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте)
  • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

В пакет участника входит:

  • обучение по заявленной программе;
  • комплект актуальных информационно-справочных материалов;
  • экскурсионная программа;
  • ежедневные обеды и кофе-брейки.

Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте.

Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

Читайте также: