Новый закон о пенсионном страховании в украине


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


В Украине растут требования к стажу для того, чтобы выйти на пенсию вовремя

С 2021-го вырастут требования и перестанут назначать материальную помощь

Через несколько лет половина украинцев будет работать до 63-65 лет


В Украине с 2021-го перестанут назначать "социальные пенсии". Те украинцы, которые не смогут выполнить требования по стажу, вынуждены будут работать дольше. И таких с каждым годом будет все больше и больше.

О том, как изменятся пенсионные правила через месяц и кого это коснетсячитайте в материале OBOZREVATEL.

В Украине со следующего года нужно будет иметь как минимум 28 лет стажа для того, чтобы выйти на заслуженный отдых вовремя. Всем остальным придется работать до 63-х (есть от 18 до 28 лет стажа), или 65-ти (есть от 15 до 18 лет).

Но если раньше и без официальной пенсии можно было получить выплату, с 1 января 2021-го ее отменят. Дело в том, что до конца 2020-го всем, кто не имел достаточно стажа, государство платило материальную помощь до момента, пока они не достигнут нужного возраста. К примеру, если вы выходите на пенсию в этом году, у вас есть 24 года стажа, но вам нужно 27, полную пенсию вам не назначат.

В таком случае можно выйти на пенсию в 63 года, но до 63 получать материальную выплату. Ее размер: разница между фактическим доходом и минимальной пенсией. Если не было никакого дохода, то можно было получать минимальную пенсию.

Но такие правила действуют только 31 декабря 2021-го. "Новые выплаты не будут назначать, а тем, кому она уже назначена, она будет выплачиваться до 63 или 65 лет", – рассказывает OBOZREVATEL старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследования Лидия Ткаченко. Ученая вместе со своими коллегами профессионально изучает пенсионную систему Украины.

Кстати, еще несколько месяцев назад советник министра соцполитики Николай Шамбир озвучил новость о том, что в Украине перестанут назначать социальную пенсию. Потом в комментарии OBOZREVATEL эту информацию опроверг. Мол, ее и так не назначают с 2005-го.

"Мною такие слова не были сказаны. Сейчас понятие "социальной пенсии" изживает себя. Нельзя сказать, что ее нет, но с 2005-го она не назначается. А те, кому ее уже назначили, доживают свое время", – рассказал советник министра.

И это правда. Выплата, которую сейчас назначают тем, кто не имеет нужного стажа, не называется социальной пенсией. Но по факту ее являются: ее платят тем, кто достиг нетрудоспособного возраста, но не заработал на полноценную выплату.

И что делать, если не хватает стажа?

Во-первых, самый важный шаг – заранее посчитать свой стаж. Если вам кажется, что до пенсии еще много лет и вообще ее "могут отменить пока мне будет 60", это не значит, что не нужно думать о своей пенсии.

Требования по стажу растут ежегодно, пока в 2027-м не составят 35 лет. Так, если 60 лет вам исполнится в 2027-м или позже, нужно к этому моменту уже иметь максимальный стаж, если в 2026-и – 34 года и так далее. Посчитайте, сколько лет вам осталось до пенсии, сколько стажа примерно вы сможете заработать, и посмотрите на таблице ниже – хватит ли вам для того, чтобы выйти на пенсию вовремя.


Важно работать официально. И, судя по статистике, количество украинцев, которые не смогут вовремя выйти на пенсию, будет расти. Всего за год, с июля прошлого года по июль 2020-го, количество сотрудников, которые платят взнос в Пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. И демографическая ситуация здесь ни при чем. Коронавирус, кризис, увеличение количества физлиц-предпринимателей и смягчение штрафов.


Но есть и демографические проблемы. Согласно данным ООН (цифры озвучены в пояснительной записке к законопроекту о запуске накопительной пенсионной системы):

Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста.

При условии сохранения текущих показателей рождаемости, смертности и миграции ООН прогнозирует уменьшение численности населения Украины к 2050-му на 28%, а доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет до 32%.

Населения сократится на 18%, а уровень старения возрастет до 34%. Соотношение между численностью населения пенсионного и трудоспособного возраста возрастет почти вдвое.

"Мы делали расчеты еще в 2017-м. Понятно, что это моделирование, у нас получалось, что при требовании по стажу в 30-32 года, ситуация изменится", – рассказывают в Институте демографии и социсследований.

И чем вы моложе, тем сложнее получить стаж. Вот почему: с 2004-го в стаж не считают декрет, образование. Учитываются только те года, когда вы платили взносы в Пенсионный фонд.

Что можно получить вместо пенсии?

Если на пенсию не заработали и купить стаж не можете (об этом позже), то можно оформить выплату как малоимущий. Она оформляется по примеру субсидии: если не делали покупку на сумму от 50 тысяч, если нет дополнительного дохода, если нет членов семьи, которые могут помогать и т.д.

"Многие отказываются от такой выплаты, так как нужно заполнять декларацию, доказывать, что нет дополнительных источников дохода. И это не пенсия. Это выплаты для малообеспеченных", – отмечает Ткаченко.

Второй вариант – докупить стаж. Если вам уже 60, то стоимость стажа будет считаться по формуле: 22% от минимальной зарплаты умножить на два. Сейчас это 2 640 грн за каждый месяц. Если вам нет 60-ти, стаж можно покупать постепенно, тогда его стоимость будет в два раза ниже.

По данным ПФУ, средний стаж 60-летнего украинца – 32 года. Большинство пока еще выполняют требования и выходят на заслуженный отдых вовремя. Но уже через несколько лет ситуация обострится и в результате 45% украинцев в возрасте 60 лет будут работать дополнительно 3-5 лет. Если вы рассчитываете выйти на пенсию вовремя, нужно уже сейчас позаботиться о своем стаже.

Кабинет Министров Украины предлагает Верховной Раде ввести накопительную профессиональную пенсионную систему. Соответствующий проект закона был принят на заседании правительства сегодня, 18 ноября, сообщает премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в Telegram.


Теперь это касается отдельных категорий работников в возрасте до 35 лет, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение.

Что заложено в законопроекте

Законопроект предусматривает три профессиональных пенсионных программы.

  1. Программа №1 дает право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет.
  2. Программа №2 дает право на получение пенсии после 55 лет при наличии страхового стажа от 30 лет.
  3. Программа №3 дает возможность добровольно вступить в накопительную профессиональную пенсионную систему (НППС) на условиях, определенных в коллективных договорах, и на получение пенсионных выплат по достижении 55 лет.

Источником финансирования пенсионных выплат из солидарной системы и формирования пенсионных активов в НППС будут страховые взносы работодателей, которые будут уплачиваться за счет повышения ставки ЕСВ на общеобязательное пенсионное страхование. Это должно заменить механизм возмещения расходов на выплату и доставку льготных пенсий.

По программе №1 работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%, в программе №2 – 7%, в программе №3 – от 3% по согласованию с работниками.

Согласно законопроекту, страховые взносы, которые поступят за участников НППС, Пенсионный фонд Украины будет направлять в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Участники НППС смогут самостоятельно выбирать НПФ.

Что такое НПФ

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это неприбыльная организация, которая работает в соответствии с Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». НПФ накапливает пенсионные взносы в пользу участников, инвестирует их с целью получения инвестиционного дохода, а затем выплачивает пенсии.

Средства участников НПФ вкладываются строго в инвестиционные инструменты, которые определены в законодательстве Украины. Работу негосударственных пенсионных фондов регулирует Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

НПФ бывают трех видов:

Открытые фонды — их участниками могут стать все желающие физические лица, независимо от места и характера их работы.

Корпоративные фонды — основаны одним или несколькими юридическими лицами-работодателями, которые делают взносы в пользу своих сотрудников.

Профессиональные фонды — их учредителями могут быть объединения работодателей (юридических лиц), профессиональные союзы или физические лица, связанные по роду профессиональной деятельности, которая указана в уставе фонда.

На практике НПФ не работает самостоятельно. Его обслуживают администратор фонда, компания по управлению активами (КУА) и банк-хранитель. Каждая компания берет комиссию за свои услуги. Ее выплачивают даже в случае, если НПФ получает убыток.

По итогам 2019 года в Украине работало 64 НПФ. Общий размер активов системы негосударственного пенсионного обеспечения превысил 3 млрд грн, а количество участников — 874 тыс. человек. Средний размер сбережений составлял 3 581 грн на человека.

Что получат пенсионеры

По словам Шмыгаля, от внедрения НППС люди получат собственные пенсионные счета, которыми они смогут воспользоваться, когда выйдут на пенсию. «Речь идет о тысячах гривен, которые человек сможет получить в качестве доплаты к своей пенсии», – отметил премьер-министр.


«Объем средств для такой накопительной системы составит 2-3 млрд грн в год. Расчеты, проведенные до 2050 года, показывают, что от введения такой системы выигрывают и работники, и работодатели, и экономика страны в целом. Поэтому готовы к дискуссиям и надеемся на поддержку этого законопроекта в зале парламента», – говорится в сообщении Шмыгаля в Telegram.

Что есть сейчас

  • 4 октября 2020 года премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что в Украине уже через 15 лет не будет ресурса для выплаты пенсий.
  • Минимальная пенсия с 1 сентября выросла на 110,8 грн – до 2 тыс. грн в результате повышения минимальной зарплаты в Украине до 5 тыс. грн.

Накапливайте на пенсию с НПФ «Династия»: 22,9% годовых в гривне +50 баллов от «Минфину»

Комментарии - 15

Авторам статьи:
Не ''пытаются ввести'', а пытаются реформировать систему льготных пенсий.
​​​​​​Собственно, об этом начали говорить лет 15 назад.

Что льготные пенсионеры платят ЕСВ меньший промежуток времени, выходят на пенсию раньше, и пенсия у них больше.
Дошло до того, что 10% спецпенсионеров получают 30% выплат из ПФУ.
Конечно же, за весь банкет платят ''обычные'', не льготные будущие пенсионеры.
Которым потом светит минималка)

И чтоб чуть-чуть сбалансировать эту ситуацию, предлагается часть ''льготного'' ЕСВ пустить в некую накопительную систему.
В конце статьи начали писать про НПФы, хотя по существу правительство не определилось, куда девать те 3% ЕСВ по 3й схеме.
В принципе, профессиональные и корпоративные НПФ существуют уже давно.
Лучшей их представитель - КНПФ НБУ.
​​​​​​
Другое дело, как сейчас все это собираются реализовывать.

Снова позанудствую)
Будущие пенсионеры-''льготники'' платят не так уж много ЕСВ, тем более, у нас есть предел его начисления, потому жизнь нынешних получателей пенсий из ''котла'' ПФУ это сильно не изменит.
Пару миллиардов грн в год - объем депозитов маленького банка.

Насчет НПФ - почему я в прошлом каменте сомневалась?
Если б в дело пойдут рыночные фонды, никакой проблемы не будет.
У крупных НПФ адекватное управление и довольно неплохие результаты.

Но, господин Хромаев предлагал проект создания ''накопительного'' фонда-надстройки над ПФУ.
С правом инвестировать 100% средств в гос.бумаги.
Мотивируя тем, что у украинских НПФ якобы ''высокие'' комиссии за управление.
Видимо, сравнив с иностранными.
И позабыв сравнить размеры.
Ведь у нас НПФ с СЧА 100 млн грн - уже крупный.
А за границей они миллиардами долларов ворочают.
И 0.01% от СЧА в год может быть гораздо больше в денежном выражении, чем наши условные 5%.
Так вот, в качестве работы такого государственного НПФ есть сомнения.

Насчет ''фонды. обанкротятся'', очень непросто обанкротить НПФ, выполняя нормативы по инвестициям.
Надо ну очень постаратьсы.
И, если у участники не будут ''привящвны'' к некому ''специально обученному'' НПФ, они смогут при малейших сомнениях перевестись на обслуживание в любой открытый НПФ.

Гнобят конечно.
Смотрите статистику по обычным и ''льготным'' пенсиям.

Неа, способ как раз норм.
Только реализация может все испортить.

Для таких результатов тоже надо хорошо постараться.
И повторю, если участника НПФ что-то не устраивает, он заключает пенс.контракт с другим НПФ, а в АПФ действующего пишет заявление с реквизитами нового ИПС на перевод средств.
За 51 грн АПФ обязан это заявление выполнить.
И все.

Доп.пенсия из НПФ никак не отностится к ''минималке''.
И ваше предположение выше, что те НПФы обанкротятся, а ''льготники'' получат право на ''солидарную'' пенсию ошибочно.
Выплаты из НПФ, или их отсутствие никак не могут влиять на ''солидарную'' пенсию.
​​​​​​

Пенсионная реформа в Украине: изменения для женщин и мужчин, шахтеров, инвалидов.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий
  2. Величина оценки страхового стажа снижена
  3. Размер стажа, который дает право на назначение пенсии, увеличивается
  4. Изменится порядок определения заработной платы для расчета пенсий
  5. Индексация пенсии будет проводиться автоматически
  6. Понижение пенсий работающим пенсионерам отменяется с 1 октября 2017 года
  7. Получающих льготные пенсии и пенсии за выслугу лет станет меньше
  8. Уточнены периоды, которые будут входить в страховой стаж
  9. Накопительная система должна заработать с 1 января 2019 года
  10. Банки для пенсионеров в Украине

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий

3 октября 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий». Что изменится в начислении и пересчете пенсий? – узнавал prostopravo.

Во-первых, размер всех пенсий будет приведен в соответствие с прожиточным минимумом. Таким образом, все, кто имеет право на минимальную пенсию, будут получать не менее 1312 грн., с декабря 2017 года – 1373 грн., с декабря 2018 года – 1497 грн.

Во-вторых, отменяется несправедливое положение о пожизненном понижении пенсий для женщин, вышедших на пенсию досрочно, в 55 лет. Теперь, по достижении определенного возраста, они будут получать ту пенсию, которую заслужили за годы работы.

Отменяется и снижение на 15% пенсий работающих пенсионеров. После вступления Закона в силу, работающие пенсионеры будут получать пенсии в полном размере.

Кроме того, все ранее назначенные пенсии пересчитываются с применением средней заработной платы по Украине за 2014, 2015 и 2016 годы. Автоматически ( а не по воле правительства) будет проводиться индексация пенсий, в соответствии с ростом потребительских цен и средней заработной платы по Украине.

Но у тех, кто еще пока не собирается на пенсию, поводов для радости меньше. Во-первых, постепенно будет увеличиваться размер страхового стажа, необходимый для выхода на пенсию. К 2028 году, для того, чтобы претендовать на пенсию по возрасту в 60 лет, нужно будет иметь не менее 35 лет страхового стажа.

Во-вторых, уменьшается коэффициента оценки одного года стажа в солидарной системе- с 1,35% до 1%. Что касается накопительной системы пенсионного страхования, то пока до конца непонятно, когда она заработает.

В-третьих, некоторые категории работающих больше не смогут выходить на пенсию досрочно. Как, например, учителя, медики, социальные работники по выслуге лет.

Величина оценки страхового стажа снижена

На сегодняшний день коэффициент страхового стажа работника, который применяется при определении размера его пенсии, рассчитывается по формуле:

Кс= См*Вс/100%*12, где: Кс - коэффициент страхового стажа; См - сумма месяцев страхового стажа; Вс - определенная в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» величина оценки одного года страхового стажа (в процентах).

Так, согласно ранее действовавшему законодательству, за период участия только в солидарной системе величина оценки одного года страхового стажа равняется 1,35%, а за период участия в солидарной и накопительной (напомним, что накопительная система в Украине все никак не заработает) системах пенсионного страхования - 1,08%.

После вступления в силу «пенсионной реформы» величина оценки одного года страхового стажа в солидарной системе составляет 1%.

Сама же пенсия рассчитывается по такой формуле: П= Зп*Кс, где Зп – заработная плата, определенная в соответствии с законодательством; Кс – уже известный нам коэффициент страхового стажа.

Поскольку размер пенсии напрямую зависит от коэффициента страхового стажа, чтобы не заявляло правительство, уменьшение значения коэффициента с 1, 35% до 1% повлечет и уменьшение размера начисленной пенсии.

Размер стажа, который дает право на назначение пенсии, увеличивается

Теперь украинцам будет недостаточно иметь страховой стаж 15 лет для выхода на пенсию по возрасту в 60 лет.

Только до 31 декабря 2017 года минимальный размер страхового стажа для выхода на пенсию будет составлять 15 лет.

Начиная с 1 января 2018 года для назначения пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет нужно будет иметь такой стаж:

  • с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 - не менее 25 лет;
  • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - не менее 26 лет;
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - не менее 27 лет;
  • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - не менее 28 лет;
  • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - не менее 29 лет;
  • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - не менее 30 лет;
  • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - не менее 31 года;
  • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - не менее 32 лет;
  • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - не менее 33 лет;
  • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - не менее 34 лет;
  • начиная с 1 января 2028 - не менее 35 лет.

В случае отсутствия, начиная с 1 января 2018 года, необходимого страхового стажа, право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 63 лет будут иметь украинцы при наличии страхового стажа:

  • до 31 декабря 2018 - от 15 до 25 лет;
  • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - от 16 до 26 лет;
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - от 17 до 27 лет;
  • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - от 18 до 28 лет;
  • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - от 19 до 29 лет;
  • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - от 20 до 30 лет;
  • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - от 21 до 31 года;
  • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - от 22 до 32 лет;
  • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - от 23 до 33 лет;
  • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - от 24 до 34 лет;
  • начиная с 1 января 2028 - от 25 до 35 лет.

А с 1 января 2019 года, в случае отсутствия необходимого страхового стажа, право на назначение пенсии по возрасту в 65 лет будет у тех, кто имеет следующий стаж:

  • с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 - от 15 до 16 лет;
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 - от 15 до 17 лет;
  • с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 - от 15 до 18 лет;
  • с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 - от 15 до 19 лет;
  • с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 - от 15 до 20 лет;
  • с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 - от 15 до 21 лет;
  • с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 - от 15 до 22 лет;
  • с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 - от 15 до 23 лет;
  • с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 - от 15 до 24 лет;
  • начиная с 1 января 2028 - от 15 до 25 лет.

Всем же остальным придется выходить на пенсию в том возрасте, в котором «позволит» стаж или же получать социальное пособие.

А вот начиная с 1 января 2028, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия будет назначаться независимо от возраста.

В период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 лицам, достигшим возраста, определенного частью первой статьи 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", но не имеющим страхового стажа, предусмотренного нормами указанной статьи, при условии наличия у них не менее 15 лет страхового стажа, будет назначена временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату. Указанная временная государственная социальная помощь назначается органами социальной защиты населения и выплачивается до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на назначение пенсии. Временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату, назначается с учетом его имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и выплачивается за счет средств государственного бюджета.

Изменится порядок определения заработной платы для расчета пенсий

Согласно действующему законодательству, заработная плата (второй показатель, от которого зависит размер пенсии, наравне с коэффициентом стажа), рассчитывается по такой формуле:

Зп = Вс х (Ск: К), где Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;

Зс - средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Порядок определения показателей указанной заработной платы утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, государственной политики в сферах экономического развития, статистики;

Ск - сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + . + Кзn)

К - страховой стаж за месяцы, учтенные для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.

Согласно изменениям, в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, заработная плата (доход) для назначения пенсии будет определяться из средней заработной платы (дохода) в Украине за 2016 и 2017 годы, а не за три предыдущих года (2015, 2016 и 2017), но с коэффициентом оценки одного года страхового стажа 1% (а не 1, 35% как сейчас).

Ранее назначенные пенсии с 1 октября 2017 пересчитываются с применением средней заработной платы по Украине, исчисленной как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%.

С 1 октября 2017 по 31 декабря 2017 при назначении пенсии применяется средняя заработная плата, исчисленная как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа 1, 35%.

Индексация пенсии будет проводиться автоматически

Еще одна новелла, которая отразится на благосостоянии пенсионеров в лучшую сторону: автоматическая индексация пенсий. До этого индексация проводилась по решению Кабинета Министров.

После внедрения пенсионной реформы, для обеспечения индексации пенсии ежегодно будет производится перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, и который учитывается для исчисления пенсии.

Показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, который будет применяться для исчисления пенсии, будет ежегодно увеличивается на коэффициент, соответствующий 50 процентам показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50 процентам показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году, в котором проводится увеличение по сравнению с тремя календарными годами, предшествовавших году, который является предыдущим относительно года, в котором проводится увеличения. Однако в полной мере это правило начнет действовать с 2021 года, в 2019-2020 годах решение будет приниматься на год, в соответствии с возможностями государственного бюджета.

В случае отсутствия дефицита средств Пенсионного фонда размер ежегодного увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, который применяется для исчисления пенсии, может быть увеличен до 100 процентов показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине. Такое увеличение уже будет происходить по решению Кабинета Министров.

Также с 1 января 2016 года в случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом, а также в случае увеличения размера минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, повышается размер минимальной пенсии (кроме работающих пенсионеров).

Перерасчет пенсии проводит ся со дня установления нового размера прожиточного минимума или минимальной заработной платы. Пенсионерам, которые работают, после увольнения с работы пенсия будет пересчитывается с учетом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность / минимальной заработной платы, определенных законом на дату увольнения .

Таким образом, все неработающие пенсионеры должны начать получать пенсию не ниже прожиточного минимума.

Понижение пенсий работающим пенсионерам отменяется с 1 октября 2017 года

Напомним, что в 2015 году было введено временное понижение пенсий до 85% работающим пенсионерам, чей размер пенсии превышает 150% прожиточного минимума (кроме инвалидов 1,2 группы, инвалидов войны 3 группы, участников боевых действий). Также временно не выплачивались пенсии пенсионерам - государственным служащим. Временная мера была введена до 31 декабря 2017 года, правительство же посчитало возможным отменить ее уже с 1 октября 2017 года.

Важно также, что уменьшение размера пенсии женщинам, вышедшим на пенсию досрочно, в 55 лет, будет применяться не пожизненно, а до достижения пенсионного возраста, предусмотренного частью первой статьи 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и в течение периода, равного количеству полных и неполных месяцев досрочного выхода на пенсию по достижении женщиной пенсионного возраста. После завершения этого периода размер пенсии пересматривается без применения снижения пенсии со дня, следующего за днем завершения этого периода.

Получающих льготные пенсии и пенсии за выслугу лет станет меньше

Право выхода на пенсию на льготных условиях сохранится за работавшими в особо тяжелых и тяжелых условиях (по Спискам №1 и №2). Причем финансирование таких пенсий будет происходить через профессиональные и корпоративные фонды. Также право на льготную пенсию (т.е. возможность выйти на пенсию раньше) сохранится за трактористами-машинистами, доярками, работницами текстильного производства, занятыми на сельскохозяйственных работах матерями 5 детей, водителями, шахтерами.

Право на пенсию по выслуге лет сохраняется за артистами (при наличии страхового стажа от 25 до 30 лет). А вот другим категориям, которые имеют право на пенсию по выслуге лет согласно действующему законодательству (в том числе: педагогам, медикам, социальным работникам, спортсменам) о возможности досрочного выхода на пенсию придется забыть. Исключение составляют те, у кого на момент вступления изменений в пенсионное законодательство в силу уже будет необходимый для назначения пенсии по выслуге лет стаж. Такие работники смогут выйти на пенсию по выслуге лет по их заявлению.

Уточнены периоды, которые будут входить в страховой стаж

В страховой стаж для определения права на назначение пенсии согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» будут включаться (кроме непосредственно периодов уплаты страховых взносов) такие периоды:

1)ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения:

с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно, при подтверждении справкой о регистрации в качестве субъекта предпринимательскойдеятельности;

с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно, при условии уплаты страхових взносов независимо от уплаченного размера (кроме случав освобождения (отказа) от уплаты единого взноса)

2)прохождение военной службы по 31 декабря 2017 включительно;

3) пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 включительно;

4)пребывание в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплати страхових взносов женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

Накопительная система должна заработать с 1 января 2019 года

Участниками накопительной системы пенсионного страхования будут все те, кто по состоянию на 1 января 2019 будут подлежать общеобязательному государственному пенсионному страхованию.

Застрахованные лица, которым на 1 января 2019 осталось менее 10 лет до достижения пенсионного возраста, смогут принять решение не платить страховые взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

Также не будут плательщиками страховых взносов в Накопительный фонд те, кто на 1 января 2019 года, достигнет пенсионного возраста.

Про пенсійне забезпечення в останній чинній редакції від 25 липня 2018 року.

Нові не набрали чинності редакції закону відсутні.

Ви можете порівняти редакції даного закону, вибравши дати вступу редакцій в силу і натиснути на кнопку "Порівняти". Всі останні зміни та доповнення відкриються перед Вами як на долоні.

Юрист-UA.Net постійно стежить за актуалізацією кодексів та законів.

Так, наприклад, Про пенсійне забезпечення не має на даний момент ніяких нових запланованих редакційий.

Шансів знайти новішу чинну редакцію - немає.

Коментарі до закону

Розділ I. Загальні положення

  • Стаття 1. Право громадян України на державне пенсійне забезпечення
  • Стаття 2. Види державних пенсій
  • Стаття 3. Особи, які мають право на трудову пенсію
  • Стаття 4. Пенсійне забезпечення військовослужбовців та їх сімей
  • Стаття 5. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Стаття 6. Право вибору пенсії
  • Стаття 7. Звернення за призначенням пенсії
  • Стаття 8. Кошти на виплату пенсій. Звільнення пенсій від податків
  • Стаття 9. Добровільне страхування додаткової пенсії
  • Стаття 10. Органи, що здійснюють пенсійне забезпечення
  • Стаття 11. Питання, що належать до відання Кабінету Міністрів України
  • Розділ II. Трудові пенсії. Пенсії за віком

    • Стаття 12. Умови призначення пенсій за віком
    • Стаття 13. Пенсії за віком на пільгових умовах
    • Стаття 14. Особливості пенсійного забезпечення працівників, зайнятих на підземних і відкритих гірничих роботах та в металургії
    • Стаття 15. Пенсії громадянам, які постраждали від Чорнобильської катастрофи
    • Стаття 16. Пенсії за віком інвалідам, учасникам війни, сім’ям загиблих (померлих) військовослужбовців, осіб начальницького і рядового складу органів внутрішніх справ та поліцейських
    • Стаття 17. Пенсії за віком багатодітним матерям і матерям інвалідів з дитинства
    • Стаття 18. Пенсії за віком окремим категоріям громадян
    • Стаття 19. Розміри пенсій за віком
    • Стаття 20. Пенсії за віком при неповному стажі роботи
    • Стаття 21. Надбавки до пенсії за віком
    • Стаття 22. Період, на який призначаються пенсії за віком

    Пенсії по інвалідності

    • Стаття 23. Умови призначення пенсій по інвалідності
    • Стаття 24. Групи інвалідності
    • Стаття 25. Стаж роботи, який дає право на пенсію по інвалідності
      • Стаття 26. Інвалідність внаслідок трудового каліцтва або професійного захворювання
      • Стаття 27. Пенсії по інвалідності громадянам України - переселенцям з інших держав
      • Стаття 28. Пенсії по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 29. Розміри пенсій по інвалідності
      • Стаття 30. Пенсії по інвалідності при неповному стажі роботи
      • Стаття 31. Розміри пенсій по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 32. Розміри пенсій особам, які стали інвалідами при виконанні громадянського обов’язку
      • Стаття 33. Надбавки до пенсії по інвалідності
      • Стаття 34. Період, на який призначається пенсія по інвалідності
      • Стаття 35. Строк виплати пенсії при зміні групи інвалідності або відновленні здоров’я
      • Стаття 36. Умови поновлення виплати пенсії при перервах в інвалідності
  • Пенсії в разі втрати годувальника

    • Стаття 37. Члени сім’ї, які мають право на пенсію в разі втрати годувальника
    • Стаття 38. Члени сім’ї, які вважаються утриманцями
    • Стаття 39. Виплата пенсії в разі втрати годувальника дітям, які перебувають на повному державному утриманні
    • Стаття 40. Право на пенсію в разі втрати годувальника усиновителів і усиновлених
    • Стаття 41. Право на пенсію в разі втрати годувальника вітчима і мачухи, пасинка і падчірки
    • Стаття 42. Збереження пенсії в разі втрати годувальника при новому одруженні
    • Стаття 43. Стаж роботи годувальника, який дає право на пенсію
    • Стаття 44. Розміри пенсій в разі втрати годувальника
    • Стаття 45. Пенсії в разі втрати годувальника при неповному стажі роботи
    • Стаття 46. Право на звернення за призначенням пенсії в разі втрати годувальника без обмеження строком
    • Стаття 47. Період, на який призначається пенсія в разі втрати годувальника. Зміна розміру пенсії
    • Стаття 48. Призначення однієї пенсії в разі втрати годувальника на всіх членів сім’ї. Виділення частки пенсії
    • Стаття 49. Розмір пенсії в разі втрати годувальника при зміні кількості членів сім’ї
    • Стаття 50. Порядок і строки встановлення інвалідності членам сім’ї

    Пенсія за вислугу років. Загальні умови

    • Стаття 51. Підстави пенсійного забезпечення за вислугу років
    • Стаття 52. Працівники, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 53. Розміри пенсій за вислугу років
    • Стаття 54. Окремі категорії працівників авіації і льотно-випробного складу, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 55. Окремі категорії працівників інших галузей народного господарства, які мають право на пенсію за вислугу років

    Обчислення стажу роботи для призначення трудових пенсій

    • Стаття 56. Види трудової діяльності, що зараховується до стажу роботи, який дає право на трудову пенсію
    • Стаття 57. Пільги по обчисленню стажу за час перебування на фронті
    • Стаття 58. Пільги по обчисленню стажу роботи реабілітованим громадянам
    • Стаття 59. Пільги по обчисленню стажу за період Другої світової війни
    • Стаття 60. Пільги по обчисленню стажу за роботу в деяких медичних закладах
    • Стаття 61. Порядок включення в стаж роботи окремих видів робіт
    • Стаття 62. Порядок підтвердження стажу роботи
    • Стаття 63. Умови зарахування до стажу роботи іноземним громадянам часу роботи за межами України
  • Обчислення пенсій

    • Стаття 64. Обчислення пенсій у процентах до середньомісячного заробітку
    • Стаття 65. Загальний порядок визначення середньомісячного заробітку для обчислення пенсій
    • Стаття 66. Види оплати праці, що враховуються при обчисленні пенсій
    • Стаття 67. Обчислення пенсій членам творчих спілок
    • Стаття 68. Обчислення пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 69. Перерахунок пенсій з більш високого заробітку
    • Стаття 70. Перерахунок пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 71. Обчислення пенсій особам, які навчаються
    • Стаття 72. Обчислення заробітку за період роботи за межами України
    • Стаття 73. Обчислення пенсій громадянам України - переселенцям з інших держав
    • Стаття 74. Обчислення пенсій сім’ям пенсіонерів
    • Стаття 75. Виключена на підставі Закону № 307/97-ВР від 04.06.97
    • Стаття 76. Члени сім’ї, на яких нараховуються надбавки до пенсій
    • Стаття 77. Підвищення пенсій деяким категоріям громадян
    • Стаття 78. Перерахунок пенсії у зв’язку із зміною в сімейному стані, влаштуванням на роботу або її припиненням
    • Стаття 79. Визначення суми заробітку та розміру пенсії

    Призначення пенсій

    • Стаття 80. Порядок звернення за призначенням пенсії
    • Стаття 81. Органи, що призначають пенсії
    • Стаття 82. Строки розгляду документів про призначення пенсій
    • Стаття 83. Строки призначення пенсій
    • Стаття 84. Строки перерахунку призначеної пенсії

    Виплата пенсій

    • Стаття 85. Виплата пенсій
    • Стаття 86. Виплата пенсій за довіреністю
    • Стаття 87. Виплата пенсій за минулий час
    • Стаття 88. Виплата пенсій особам, які проживають у будинках-інтернатах (пансіонатах), стаціонарних відділеннях територіальних центрів соціального обслуговування пенсіонерів та одиноких непрацездатних громадян і дитячих будинках-інтернатах
    • Стаття 89. Виплата пенсії за час позбавлення волі
    • Стаття 90. Відрахування з пенсій
    • Стаття 91. Виплата недоодержаної пенсії у зв’язку із смертю пенсіонера і виплата допомоги на поховання
    • Стаття 92. Виплата пенсій громадянам, які виїхали за кордон
  • Розділ III. Соціальні пенсії

    • Стаття 93. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 94. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 95. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 96. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Розділ IV. Порядок і умови перерахунку пенсій

    • Стаття 97. Підвищення пенсій у зв’язку з індексацією грошових доходів населення
    • Стаття 98. Перерахунок раніше призначених пенсій
    • Стаття 99. Заробіток, який враховується при перерахунку пенсій
    • Стаття 100. Порядок призначення пільгових пенсій особам, які мали право на пенсію на пільгових умовах до введення в дію цього Закону
  • Розділ V. Відповідальність підприємств та організацій і громадян. Розв’язання спорів з пенсійних питань

    • Стаття 101. Відповідальність за достовірність даних і документів, виданих для оформлення пенсії
    • Стаття 102. Обов’язок пенсіонерів повідомляти органи, що призначають пенсії про зміну умов, що впливають на виплату пенсій
    • Стаття 103. Стягнення сум пенсії, над міру виплачених пенсіонерові внаслідок зловживань з його боку
    • Стаття 104. Оскарження рішень органу, який призначає пенсії

  • Швидкий перехід до статті

    Запам'ятай: Юрист-UA
    — це юристи, кодекси та бланки


    Оновлення кодеків

    • 12.10.2018 Земельний кодекс України (ЗКУ)
    • 12.10.2018 Про охорону навколишнього природного середовища
    • 01.10.2018 Про банки і банківську діяльність
    • 28.08.2018 Сімейний кодекс України (СКУ)
    • 28.08.2018 Кримінальний кодекс України (ККУ)
    • 28.08.2018 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП.
    • 15.08.2018 Податковий кодекс України (ПКУ)
    • 15.08.2018 Про фермерське господарство
    • 05.08.2018 Кримінальний процесуальний кодекс України (КПКУ)
    • 05.08.2018 Про Національну поліцію


    Ответы юристов

    • 06.12.2020 ООО Право на Якість Украина разрешает въезд в страну как своим гражданам.
    • 06.12.2020 ООО Право на Якість Социальный пакет, который сегодня имеет военнослужащ.
    • 06.12.2020 ООО Право на Якість По консульскому можно по регистрации нет
    • 06.12.2020 Клеменко Катерина Вікторівна Доброго дня. Так, Олена, маєте. Питання надання відпуст.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Если заезжаете в 20 году и хватает дней то не надо е.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість я думаю это не реально даже если купленная инвалидно.
    • 05.12.2020 Nikjlay Kasyanov Ні, не мають. До речі, де ви в рашке Українську мову.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість нет нужно разрешение
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість карта поязду (karta pojazdu), если она была выдана (.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Відповідно до підпункту 2681.2.1 пункту 2681.2 статт.


    Кодекси України

    • Кодекси України
    • Закони України


    Активні юристи






    Кращі юристи






    Бланки договорів

    Інформацiя

    • Каталог юристів
    • Адреси юридичних компаній Ураїни
    • Про нашу компанію
    • Судова практика
    • Корисна інформація

    Документи

    • Типові документи
    • Зразки договорів
    • Пошук договорів
    • Коментарі до документів
    • Список державнiх законів
    • Блоги юристів

    Про розділ «Про пенсійне забезпечення»

    Розділ присвячений кодексам і законам України. База Юрист-UA.Net щодня перевіряється і оновлюється. Тут ви можете знайти найостанніші чинні редакції кодексів та законів України. Коментарі до статей ви можете отримати, натиснувши кнопку «Задати питання». За будь-якої статті кодексу вам буде дано найдокладніший персональний коментар з урахуванням вашої ситуації. Живе онлайн обговорення норм законів - це найкращий спосіб розібратися в хитросплетіннях українського законодавства.

    На сайті передбачений зручний пошук статей, наприклад «ст. 96 Про пенсійне забезпечення», вам відразу буде надано стаття законодавчого документа, судова практика і коментарі до нього.

    Будь-консультант на сайті готовий прийняти ваші заявки, проте відповідь не гарантується.

    ©2012 - 2019 Юрист-UA - актуальні зразки договорів України та юридична допомога за українським законодавством

    Читайте также: