О досрочном введении в действие закона рсфср о государственных пенсиях рсфср

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 мая 1999 г. N 88-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН Ф.И.О. br>
И Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ ИХ ПРАВА

НА ПЕНСИЮ СТАТЬЕЙ 17 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

“О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“,

СТАТЬЕЙ 7 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ДОСРОЧНОМ

ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР “О ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПЕНСИЯХ В РСФСР“, СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ПОВЫШЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ПЕНСИИ, ПОРЯДКЕ

ИНДЕКСАЦИИ И ПЕРЕРАСЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1997 ГОДУ“ И ПУНКТА 2

СТАТЬИ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ПРОЖИТОЧНОМ

МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова,

В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы граждан В.М. Гончарова и Л.О. Гончаровой требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“,

1. Гражданин В.М. Гончаров обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой о проверке конституционности статьи 17 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, согласно которой минимальный размер пенсии по старости при общем стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда, статьи 7 Закона Российской Федерации от 3 апреля 1992 года “О досрочном введении в действие Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР“, предусматривающей коэффициенты увеличения заработка для исчисления пенсии в связи с повышением стоимости жизни, и других, конкретно не названных нормативных актов, содержащих положения о размерах пенсий.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормы не соответствуют статьям 2, 7, 15, 17, 18, 39, 55 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматриваемый ими размер пенсий ниже прожиточного минимума.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ уведомлял гражданина В.М. Гончарова о несоответствии его жалобы требованиям названного Закона. Однако в повторной жалобе, поступившей от него и его жены Л.О. Гончаровой, заявители настаивают на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным ранее вопросам, а также требуют проверить конституционность статьи 1 Федерального закона от 30 сентября 1997 года “О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации

в 1997 году“ и пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 24 октября 1997 года “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“.

2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Данная конституционная обязанность государства означает, что законодатель, устанавливая, согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, правовые основания, условия назначения и порядок исчисления пенсий, включая их размеры, должен учитывать, что трудовые пенсии являются для пенсионеров источником средств к существованию, и стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень социальной защиты прежде всего тех пенсионеров, чьи пенсии ниже прожиточного минимума.

Об этом свидетельствует, в частности, норма пункта 2 статьи 5 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации“, согласно которой минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума, а соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Однако при ежегодном утверждении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (самостоятельного финансово-кредитного учреждения, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета) федеральный законодатель, исполняя конституционную обязанность по предоставлению права на социальное обеспечение, исходит из имеющегося на эти цели объема финансовых средств. Следовательно, проверка на соответствие Конституции Российской Федерации оспариваемых заявителем норм, по сути, означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решений законодателя, что,

по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ф.И.О. и Ф.И.О. ввиду неподведомственности поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

12 п. "б" был всегда и не исключался по факту, начиная с редакции закона от 01.05.1992 года, хотя в законе № 2654-1 от 03.04.92 " о досрочном введении в действие Закона РСФСР о государственных пенсиях в РСФСР" в ст.8, п.2 сказано, что абзац 2 п. "б" ст.12 Закона исключить. Таким образом возникла юридическая коллизия - поправка была внесена в проект закона, однако в действие не приведена и абзац остался на своем месте.

Нужно объяснить почему? Можно ли считать новую редакцию закона и последующие редакции, в которых присутствует 2 абзац применимой в разрешении спора с ПФР? Этот абзац для нас ключевой аргумент. Спасибо.


Ответ на данный вопрос требует подготовки и времени и возможен в рамках платной консультации.


Попадает ли ветераны особого риска с подп. Д в закон о государственных пенсиях имеющих инвалидность.



Попадает ли ветераны особого риска с подп. Д в закон о государственных пенсиях имеющих инвалидность.

Рифат, не попадают.


Условия и порядок пенсионного обеспечения граждан из подразделений особого риска регулируются постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

Указанным нормативным актом определено, какие конкретно нормы

(с указанием статей и пунктов) Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяются на соответствующие категории граждан, предусмотренных этим постановлением.


Закон СССР от 14.07.1956"о государственных пенсиях"


Можете поискать в Интернете, либо обратиться за помощью к любому юристу сайта.


Ответ на вопрос о законе СССР от 14.07.1956, а далее постановление совета СССР от. 3.08.1972 номер 590 я нашёл в решении Верховного Суда РФ номер 11-кг 14-8 г. Москва от 13.10.2014, где говорится, что закон утратил фактическую силу. Я его распечатал. Может ли эта распечатка служить в качестве доказательства в суде о том, что этот закон не применим в спорных отношениях.


Моя мама (62 года) в 1996 году после работы на Севере ушла на пенсию по ст 36 закона РСФСР о гос. пенсиях (Стаж ее работы 23 года + 6 лет учебы в университете) Затем она уехала на проживание в Белоруссию, там получила гражданство. Пенсионное дело было выслано из России в Беларусь и там ей выплачивалась пенсия. Кроме того мама отработала еще в Белоруссии будучи на пенсии 5 лет. В настоящий момент она приехала жить в Россию получила гражданство РФ. Хотели перевести пенсию из Белоруссии сюда, но в отделении пенсионного фонда нам сказали что нужно снова собирать все документы для оформления пенсии и что стаж будет пересмотрен т.к. в настоящее время-учеба в стаж не включается. А за тот стаж что мама проработала в Беларуси ей должны пенсию назначать там. Подскажите пожалуйста насколько компетентно нас проконсультировали. И как нам правильно поступить в данной ситуации. Огромное Вам спасибо.



Из изложенного следует, что Ваша мама добровольно признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств а-участника Содружества Независимых Государств. Дл этого ей необходимо подтвердить, что она действительно уплачивала страховые взносы в период работы в соответствующем государстве. ПФ, действующий на Вашей территории вправе сам направить запрос по месту ее жительства в орган ПФ в Белоруссии для получения сведения с целью назначения пенсии за 5 лет работы. Что касается, включения в стаж учебы в университете, то смею заметить, что в настоящее время согласно ФЗ-173 "О трудовых пенсиях" в общий трудовой стаж учеба в высших учебных заведениях не включается.

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.

Спасибо, за консультацию. По поводу "белорусского" стажа я поняла.

А вот по поводу стажа в РСФСР- В отделении фонда маме сказали что она снова должна собрать все документы которые необходимы при "выходе" на пенсию. Но ведь у мамы уже есть пенсиооное дело. Неужели нам снова нужно собирать справки о заработной плате. и нам самим писать запросы в те организации где она работала. Огромное спасибо за консультацию.


Значение Закона СССР "О государственных пенсиях " от 14.07.1956 г. Очень интересно будет услышать ваше мнение.

О ДОСРОЧНОМ ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР

"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"

(в ред. Законов РФ от 21.04.92 N 2704-1, от 21.10.92 N 3697-1)

Статья 1. Ввести в действие закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в полном объеме с 1 мая 1992 года вместо ранее намеченного срока - 1 июля 1992 года, за изъятием, указанным в статье 3 настоящего Закона.

Статья 2. Утратила силу. - Закон РФ от 21.04.92 N 2704-1.

Статья 3. До стабилизации экономического положения в Российской Федерации и его улучшения временно определить максимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, на уровне двух минимальных размеров пенсии вместо трех, а пенсии, назначенной в связи с подземными работами, работами с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР") - на уровне двух с половиной минимальных размеров пенсии вместо трех с половиной.

Указанное правило не распространяется на граждан, для которых Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" введен в полном объеме до 1 мая 1992 года.

Статья 4. Пенсионерам по старости, работавшим после назначения пенсии в качестве рабочих (младшего обслуживающего персонала) и мастеров, независимо от места работы, а также бригадиров в растениеводстве и животноводстве в государственных предприятиях сельского хозяйства, начисляется надбавка к пенсии в размере 10 рублей за каждый полный год указанной работы до 1 марта 1991 года, но не свыше 40 рублей в общей сложности, если по их заявлению в этот период им не выплачивалась пенсия.

Статья 5. Разрешить исчислять, по желанию граждан, в 1993 году среднемесячный заработок для назначения или перерасчета пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" за 12 последних месяцев работы (службы) начиная с января 1992 года перед обращением за пенсией или ее перерасчетом.

Статья 6. Осуществлять индексацию пенсий в соответствии с Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" начиная с августа 1992 года, если индекс потребительских цен за май и июнь 1992 года составил 106 или более процентов.

При повышении минимальных размеров пенсий в централизованном порядке все пенсии увеличиваются пропорционально повышению их минимальных размеров.

Статья 7. В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда установить, что заработок, из которого исчислена пенсия, увеличивается: для пенсий, назначенных или пересчитанных в 1971 году и ранее этого года, в 11.2 раза; в 1972 году - в 10.9; в 1973 году - в 10.6; в 1974 году - в 10.3; в 1975 году - в 10.0; в 1976 году - в 9.7; в 1977 году - в 9.4; в 1978 году - в 9.1; в 1979 году - в 8.8; в 1980 году - в 8.5; в 1981 году - в 8.2; в 1982 году - в 7.9; в 1983 году - в 7.6; в 1984 году - в 7.3; в 1985 году - в 7.0; в 1986 году - 6.7; в 1987 году - в 6.4; в 1988 году - в 6.1; в 1989 году - в 5.8; в 1990 году - в 5.5; в 1991 году - в 4.3 раза.

(в ред. Закона РФ от 21.10.92 N 3697-1)

При исчислении среднемесячного заработка для назначения пенсии после 1 мая 1992 года суммы, учитываемые в составе заработка, пересчитывются по коэффициентам, указанным в части первой настоящей статьи, соответствующим году их начисления (получения). В таком же порядке пересчитывается среднемесячный заработок граждан, пенсии которым установлены в период с 1 января по 1 мая 1992 года, с учетом сумм, полученных до начала 1992 года.

Статья 8. Внести в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; 1991, N 17, ст. 508; 1991, N 17, ст. 509; 1992, N 5, ст. 179; 1992, N 11, ст. 531) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 7 изложить в следующей редакции:

"Статья 7. Повышение пенсий в связи с ростом стоимости жизни и увеличением минимальных размеров пенсий

Пенсии подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном Законом порядке.

При повышении минимальных размеров пенсий в централизованном порядке все пенсии увеличиваются пропорционально повышению их минимальных размеров."

2. Последний абзац пункта "б" статьи 12 Закона исключить. В конце предыдущего абзаца пункта "б" точку заменить точкой с запятой.

3. Дополнить статью 103 частью четвертой следующего содержания:

"Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом."

4. Статью 130 Закона после слов "в остальной части - с 1 января 1992 года," изложить в следующей редакции:

"При этом до 1 мая 1992 года пенсии выплачиваются в сумме не свыше минимального размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 17 Закона, не считая надбавок к ним."

5. Изложить часть вторую статьи 131 Закона в следующей редакции:

"Перерасчет пенсии производится по документам, имеющимся в пенсионном деле, исходя из того заработка, из которого исчислена пенсия. Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом."

Статья 9. Настоящий Закон вводится в действие с 1 мая 1992 года.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по экономическим спорам

Отпуск по уходу за ребенком, начавшийся до 06.10.1992, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, в полном объеме.

М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кашарском районе Ростовской области о включении в стаж работы по специальности отпуска по уходу за ребенком в период с 7 апреля 1992г. по 11 августа 1993г. до достижения ребёнком возраста 1,5 лет.

В обоснование своих требований указала, что, имеет необходимый 25-летний педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, однако в ее назначении ей было отказано из-за отсутствия требуемого стажа.

При этом в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ответчиком был зачтён период нахождения М. в отпуске по уходу за ребёнком только до 6 октября 1992г. (до внесения изменений в КЗоТ РФ).

Вступившим в законную силу решением суда в удовлетворении исковых требований было отказано.

Принимая решение об отказе во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения М. в отпуске по уходу за ребёнком с 7 октября 1992г. по 11августа 1993г., суд первой и второй инстанции исходил из того, что данный период имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Такая позиция судов первой и кассационной инстанции, по мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, основана на неправильном толковании норм материального права.

Так, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодексзаконов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения

им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребёнком М. начался 7 апреля 1992г., т.е. в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 7 октября 1992г. по 11 августа 1993 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации состоявшиеся по делу судебные постановления отменены и вынесено новое решение, которым иск М. удовлетворен.

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

Внести в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; 1991, N 17, ст. 508; 1991, N 17, ст. 509; 1992, N 5, ст. 179) следующие изменения и дополнения:

Статья 1. Дополнить статью 12 Закона пунктом "к" следующего содержания:

"к) мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона".

Статья 2. Изложить статью 13 Закона в следующей редакции:

"Трудовая деятельность с особыми условиями труда суммируется в следующем порядке: к работе, перечисленной в пунктах "б" - "к", присоединяется работа, указанная в пункте "а"; к работе, перечисленной в пункте "б", - работа, указанная в пунктах "д", "е", "ж" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "в", - работа, указанная во всех пунктах, кроме пункта "г"; к работе, перечисленной в пункте "г", - работа, указанная во всех пунктах; к работе, перечисленной в пункте "д", - работа, указанная в пунктах "б", "е", "ж" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "е", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "ж", и "и"; к работе, перечисленной в пункте "ж", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "е" и "и"; к работе, перечисленной в пункте "з", - работа, указанная в пунктах "б", "в", "д", "е", "ж", "и" и "к"; к работе, перечисленной в пункте "и", - работа, указанная в пунктах "б", "д", "е", "ж"; к работе, перечисленной в пункте "к", - работа, указанная в пунктах "б", "в", "д", "е", "ж", "з" и "и".

Статья 3. Изложить часть первую статьи 17 Закона в следующей редакции:

"Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда".

Статья 4. Часть первую статьи 21 Закона изложить в следующей редакции:

"К пенсии устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, или достиг 80 лет; на нетрудоспособных иждивенцев (статьи 50 - 53 Закона), если они сами не получают какой-либо пенсии".

Статья 5. Дополнить статью 22 Закона частью третьей следующего содержания:

"Пенсия, установленная безработным досрочно, работающим пенсионерам не выплачивается. После достижения такими гражданами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих, льготных основаниях или в связи с особыми условиями труда, выплата им пенсии производится в соответствии с частью первой настоящей статьи".

Статья 6. Часть первую статьи 27 Закона после слов "гражданской войн" изложить в следующей редакции:

"а также юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 7. Дополнить статью 32 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов".

Статья 8. Дополнить статью 33 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии по инвалидности I и II групп (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20 процентов".

Статья 9. Статью 41 Закона после слов "военную службу" изложить в следующей редакции:

"в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 10. Статью 42 Закона после слов "военную службу" изложить в следующей редакции:

"в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков" - далее по тексту.

Статья 11. Дополнить статью 73 Закона частью второй следующего содержания:

"В таком же порядке выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей".

Статья 12. Изложить статью 77 Закона в следующей редакции:

"Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью".

Статья 13. Дополнить Закон статьей 78.1 следующего содержания:

"Статья 78.1. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота

Пенсия в связи с работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности устанавливается мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - 20 лет".

Статья 14. Часть четвертую статьи 79 Закона исключить.

Статья 15. Дополнить статью 84 Закона частью второй следующего содержания:

"Размер пенсии летчикам - испытателям 1 класса повышается на 10 процентов. Во всех случаях размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка. При этом ограничения, установленные статьей 86 Закона, не применяются".

В связи с этим часть вторую данной статьи считать частью третьей.

Статья 16. Часть первую статьи 86 Закона изложить в следующей редакции:

"Максимальный размер пенсии определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 18 Закона), а для летного состава гражданской авиации - на уровне размера трех с половиной минимальных размеров пенсии".

Статья 17. Дополнить статью 92 Закона пунктом "ж" следующего содержания:

"ж) выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства".

Статья 18. Дополнить Закон статьей 92.1 следующего содержания:

"Статья 92.1. Иные периоды, включаемые в специальный трудовой стаж

При установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание".

Статья 19. Дополнить Закон статьей 105.1 следующего содержания:

"Статья 105.1. Исчисление пенсии гражданам, работавшим за границей

Среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо в международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона".

Статья 20. Часть пятую статьи 110 Закона изложить в следующей редакции:

"участникам Великой Отечественной войны, в том числе из числа вольнонаемного состава юнг, сыновей (воспитанников) полков, - на 50 процентов минимальной пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона)".

Статья 21. Дополнить статью 112 Закона частью третьей следующего содержания:

"Гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента".

Статья 22. Статью 130 Закона после слов "в остальной части - с 1 января 1992 года" изложить в следующей редакции:

"при этом до 1 июля 1992 года пенсии выплачиваются в сумме не выше минимального размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 17 Закона, не считая надбавок к ним".

Статья 23. В части второй статьи 131 Закона текст после слов "(до 1990 года включительно)" исключить.

Статья 24. Дополнить Закон статьей 133.1 следующего содержания:

"Статья 133.1. Включение в специальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости, времени работ, дающих ранее право на пенсию на льготных условиях

Время выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона".

Статья 25. Ввести в действие настоящий Закон с 1 января 1992 года.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.
6 февраля 1992 года.
N 2294-1

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

УКАЗАНИЕ
от 16 июля 1991 г. N 1-76-У

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СТАТЕЙ ЗАКОНА РСФСР
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"

Министерство доводит до сведения, что при применении некоторых статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" необходимо руководствоваться следующим.

1. Согласно статье 12 Закона РСФСР гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10.

Данная норма применяется в отношении лиц, имеющих не менее половины требуемого по спискам N 1 и N 2 льготного стажа, выработанного до вступления в силу Закона РСФСР, однако в этот стаж исчитывается только работа, дающая право на льготное пенсионное обеспечение.

2. При определении права на пенсию с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона РСФСР, гражданам, имеющим не менее половины требуемого по спискам N 1 и N 2 стажа (статья 12), применяются правила статьи 94, то есть стаж, дающий право на льготную пенсию, выработанный в районах Крайнего Севера, исчисляется в полуторном размере.

3. Льготное исчисление стажа работы по спискам N 1 и N 2 в районах Крайнего Севера не применяется при увеличении размера пенсии, если такое увеличение произведено за превышение общего стажа, исчисленного в полуторном размере, в который вошел период льготной работы. Например, если женщина выработала 20-летний стаж в районах Крайнего Севера, из них 10 лет по списку N 1, то для размера пенсии общий стаж исчисляется в полуторном размере, а льготный - календарно. Итого: пенсия составит 72% к заработку (55% + 15 за превышение общего стажа + 2% за превышение льготного стажа, исчисленного в календарном порядке).

Если женщина выработала в районах Крайнего Севера 15-летний стаж (общий и льготный по списку N 1), то выгоднее в полуторном размере исчислить льготный стаж (его размер составит 22,5 года) и произвести исчисление пенсии в размере 70% от заработка (55% + 15%). При льготном исчислении общего стажа размер пенсии составит лишь 62%.

Если женщина выработала в районах Крайнего Севра 10-летний стаж (общий и льготный по списку N 1), в полуторном размере исчисляется общий стаж, так как в противном случае она не имеет права на пенсию. Льготный стаж в данном случае исчисляется календарно. Размер пенсии составит 57% от заработка (55% + 2% за превышение льготного стажа, исчисленного в календарном порядке).

В указанных случаях необходимо выбирать вариант, наиболее оптимальный для заявителя, но 2 льготы за одну работу не применяются.

4. При назначении пенсии с уменьшением возраста (часть 2 статьи 12) необходимый стаж на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в горячих цехах также исчисляется в льготном порядке.

5. При назначении пенсии в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР специальный стаж (15 и 20 лет) исчисляется календарно, а общий стаж может быть исчислен в льготном размере.

Трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона, к работе на Крайнем Севере приравнивается календарно.

6. В тех случаях, когда часть стажа по спискам N 1 и N 2 совпадает с периодом работы на Крайнем Севере, то стаж работы на Крайнем Севере не удлиняется на количество лет, отработанных на льготной работе.

Например, женщина с 1950 г. по 1965 г. работала на Крайнем Севере, в том числе с 1954 г. по 1956 г. - по списку N 1. В этом случае общий стаж работы составит 22,5 года, а специальный - 15 лет; размер пенсии составит 57% от заработка.

7. При назначении пенсии в соответствии со статьей 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится за каждый год как общего, так и специального стажа, сверх необходимого для установления пенсии.

Например, мужчина проработал на обычных работах вне Севера 4 года; на Крайнем Севере - с 1950 по 1962 гг.; по списку N 1 в обычной территории - с 1964 по 1968 гг. В этом случае право на пенсию в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР есть, так как насчитывает 16 лет на Крайнем Севере с учетом работы по списку N 1. Общий стаж: 18 + 4 + 4 = 26 лет. Пенсия составит 57% заработка (55% + 1 за общий стаж + 1% за специальный стаж).







В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений»[3]. На практике это означает, что сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а так же сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая – возродить и реализовать на практике истинную сущность обязательного пенсионного страхования. Вторая – существенно повысить уровень реальных доходов основной массы наших соотечественников-пенсионеров. Третья – не допустить утечки средств предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за её пределами, других союзных республик, то есть прекратить пенсионное донорство России.[4]

Основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, что бы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из орбиты общественного производства в силу естественных причин, и прежде всего наступление старости. Суть такой системы проста и заключается в следующем:

1) каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от воли и желания его лично и работодателя, будь последний частным, акционерным или государственным предприятием. Другими словами, это система принудительная. Принуждение осуществляется государством в связи с чем в некоторых странах, в том числе и России, подобная система называется государственной;

2) все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства.

В чем же заключается экономическая и социальная сущность обязательного социального страхования?

Экономическая сущность коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться и уже давно не определяется в развитых странах ценной «живого» труда в период её функционирования непосредственно в процессе производства она включает в себя и другие оплачиваемые период, прежде всего пенсионный период в жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Иногда экономическую сущность сводят к уплате страховых взносов, поскольку такие взносы составляют основу фонда. Эти взносы, естественно, отражают стоимость рабочей силы, являются одним из её элементов. Однако надо иметь ввиду, что распределение платежей между работником и работодателем не имеет существенного значения.

Социальная сущность заключается в солидарности всех застрахованных и всех страхователей, живущих и работающих в разных регионах, в различных отраслях и на разных предприятиях, и, главное, в солидарности поколений.

Отсюда следует несколько выводов и принципиальных положений:

-пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;

-пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;

-уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;

-страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

-деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;

-государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования.

Таковы общие подходы к проблемам пенсионного обеспечения, на основе которых функционирует общеобязательная страховая пенсионная система.

В нашей стране более 38 миллионов пенсионеров, причем большинство – 37 миллионов человек – получают пенсию по данному закону. После введения его в действие положение пенсионеров сначала существенно улучшилось. Однако затем, в следствии либерализации цен и их небывалого всплеска оно стало стремительно ухудшаться, особенно с конца 1993 года, когда значительно ослабла защита пенсионных выплат от инфляции, обесценивающей их реальную ценность.

В последнее время особенно наглядно проявляются негативные тенденции, практически подрывающие сложившуюся страховую пенсионную систему:

-подчинение пенсионного фонда Правительству;

-использование средств Пенсионного фонда не по их прямому назначению, неопределенному законом;

-задержка платежа в Пенсионный фонд, в частности по государственному сектору экономики или ввиду несвоевременной оплаты государственного заказа за счет бюджета;

-заведомая неполная индексация пенсионных выплат и замена полной индексации пенсий низкими компенсационными выплатами к ним и т.д.

Результат всего этого-дальнейшее снижение уровня доходов пенсионеров, нищенская пенсия у большинства из них.

Объяснить сложившееся положение пытаются несовершенством пенсионного закона, принятого в 1990 году. Это не так: российский пенсионный закон – типичный страховой закон, не хуже подобных законов других стран мира. Причина же в нашей экономике и социальной сфере в целом. Нужен эффективный постоянно работающих механизм защиты пенсионных выплат от продолжающейся инфляции, который, во-первых, исключить снижение реальной ценности таких выплат; во-вторых, позволит существенно подтянуть минимальные размеры пенсии, приблизив их к прожиточному минимуму; в-третьих, возродить разумную, хотя бы минимальную на первом этапе, дифференциацию пенсии в зависимости от трудового вклада человека. Вот три проблемы, которые необходимо незамедлительно решить.

Кстати говоря, некоторые там в данном направлении уже делаются. Так, на заседании Государственной Думы 21 сентября 2000 года принято решение о таком увеличении размера пенсий, согласно которому к 2010 году пенсии будет на 40% превышать прожиточный минимум.

А теперь обратимся непосредственно к Закону и рассмотрим некоторые понятия, отраженные в нем.

Для начала рассмотрим, что такое пенсия в общепринятом понимании Российского законодательства.

Пенсия(от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной защиты населения.

Пенсионное обеспечение- форма материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основанием для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Надо сказать, что в отличие от законодательства РСФСР, законодательство РФ различает кроме государственной пенсии такжеальтернативные пенсии, так называемые негосударственные пенсии.

Итак, государственная пенсия – пенсия, выплачиваемая гражданину из государственных фондов социального обеспечения. В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990г. № 340-1 устанавливаются два вида государственных пенсий: трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии: По старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким - либо причинам права на трудовую пенсию устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Негосударственная пенсия – пенсия выплачиваемая гражданину из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов, Как правило, носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, независящую от государственных пенсий. В России институт негосударственной пенсии получил распространение сравнительно недавно, с 1993г.

Как было сказано выше, государственные пенсии можно разделить на две категории - это пенсии трудовые и пенсии социальные.

Социальная пенсия – государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким – либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественной деятельностью.

Трудовая пенсия– по Российскому праву социального обеспечения это государственная пенсия, назначаемая гражданам в связи с трудовой и иной общественной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж.

В свою очередь трудовые пенсии делятся еще на несколько видов пенсий это: пенсия за выслугулет, пенсия по инвалидности, пенсия по старости, пенсия по утрате кормильца.

Пенсия за выслугу лет – устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Назначается при наличии определенного специального стажа – выслуги лет – независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности.

Пенсия по инвалидности – назначается в связи с инвалидностью. Условия назначения зависят от причин наступления инвалидности.

Пенсия по инвалидности, полученной вследствие производственной травмы назначается независимо от продолжительности трудового стажа. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания гражданам ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, назначается также независимо от продолжительности общего трудового стажа. В остальных случаях для назначения пенсии вследствие общего заболевания необходим следующий трудовой стаж ко времени наступления инвалидности: гражданам до 23 лет – не менее одного года, а с 23 лет и старше – один год с увеличением его на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет, но не более чем 15 лет.

Пенсия по старости. Право на данную пенсию на общих основаниях имеют: мужчины – по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщины – по достижении 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет. Для льготных категорий могут устанавливаться пониженный необходимый трудовой стажи возраст выхода на пенсию.

Пенсия по случаю потери кормильца.Право на данную пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Родителям и вдовам граждан, погибших вследствие военной травмы, а также одному из родителей или супругу, другому члену семьи, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает, пенсия назначается независимо от того состояли ли они на иждивении умершего.


Таким образом, мы пришли к выводу, что пенсионное обеспечение в РФ являет собой довольно сложную и разветвленную систему, схематически изобразить можно следующим образом:

Схема


Принятие в 1990 году первого пенсионного Закона России отвечало общественным ожиданиям – основные его идеи полностью соответствовали тем представлениям общества и социальной справедливости, которая сформировалась у основной массы населения России. Прежде всего, это ожидание отказа государства от «остаточного» принципа финансирования расходов на пенсионное обеспечение и поворот государства лицом к человеку; законодательное закрепление такой системы, которая гарантировала бы достойную жизнь человека труда и защитила его от непредсказуемых последствий экономического эксперимента, проводимого государством.

Читайте также: