О гарантировании прав обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ
"О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"

С изменениями и дополнениями от:

21 июля, 1 декабря 2014 г., 29 июня, 30 декабря 2015 г., 7 марта, 3 августа 2018 г., 16 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

Система гарантирования пенсионных накоплений должна обеспечить стабильное получение накопительной пенсии. Участие в ней обязательно для всех страховщиков, занимающихся обязательным пенсионным страхованием. При этом НПФ должны соответствовать определенным требованиям. В их числе - наличие статуса акционерного общества. В систему войдут лишь те НПФ, чья деятельность будет признана ЦБ РФ удовлетворительной. Фонды, отказавшиеся от участия в системе, должны прекратить договоры об ОПС и передать пенсионные накопления в ПФР.

Законом предусмотрена двухуровневая система гарантирования накоплений: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений. Последний создается за счет взносов страховщиков (в том числе ПФР). Из него будут происходить выплаты гражданам при наступлении гарантийного случая. Таковым признаются банкротство страховщика, аннулирование у него лицензии или недостаточность пенсионных накоплений (когда их сумма на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов). Формировать фонд поручено Агентству по страхованию вкладов. Оно же будет выступать конкурсным управляющим (ликвидатором) при банкротстве НПФ.

Система гарантирует сохранность пенсионных накоплений в размере уплаченных взносов на накопительную часть пенсии (включая дополнительные, взносы работодателя, суммы по программе софинансирования накопительной пенсии, средства материнского капитала). Гарантируется и капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений, но при условии смены НПФ не чаще 1 раза в 5 лет.

Предусмотрен следующий механизм работы системы гарантирования пенсионных накоплений. При наступлении гарантийного случая первоначальным источником покрытия недостатка средств пенсионных накоплений становится резерв по ОПС, затем при его недостаточности - личные средства НПФ, а если и их не хватает - средства фонда гарантирования.

Основным источником формирования фонда гарантирования является доход от инвестирования пенсионных накоплений. Однако при его отсутствии возможны отчисления из собственных средств, а если и их недостаточно - из пенсионных накоплений.

Закон устанавливает минимальные значения ставок гарантийных взносов для страховщиков, а также максимальный размер фонда. Конкретные величины ставок будет определять ЦБ РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Так, основные положения о гарантировании пенсионных выплат начинают применяться с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2013 г. N 295, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6987

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статьи 5, 6 и 15 настоящего Федерального закона, распространяющихся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1, подпунктов "а", "б" пункта 3 статьи 19 названного Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2015 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №422-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 11 октября 2013 года №1857-р. Федеральным законом предусмотрено создание системы гарантирования прав застрахованных лиц, которая обеспечит покрытие возможного дефицита средств пенсионных накоплений по сравнению с номинальным размером взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в пользу застрахованного лица, при смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию и при установлении застрахованному лицу выплаты за счёт средств пенсионных накоплений, а также гарантирует стабильное получение назначенных пенсий.

Проект федерального закона «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 11 октября 2013 года №1857-р.

Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года.

Федеральным законом устанавливаются организационные, правовые и финансово-экономические основы создания и функционирования системы взаимосвязанных мероприятий правового, финансового и организационного характера, направленных на обеспечение восполнения и (или) возмещения недостающих средств пенсионных накоплений застрахованных лиц (далее – система гарантирования прав застрахованных лиц).

Система гарантирования прав застрахованных лиц должна обеспечить покрытие возможного дефицита средств пенсионных накоплений по сравнению с номинальным размером взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в пользу застрахованного лица, при смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию и при установлении застрахованному лицу выплаты за счёт средств пенсионных накоплений, а также гарантировать стабильное получение назначенных пенсий.

Система гарантирования прав застрахованных лиц охватывает всех застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и включает в себя резервы по обязательному пенсионному страхованию (внутренние гарантийные фонды), создаваемые каждым страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, а также фонд гарантирования пенсионных накоплений, объединяющий всех страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральным законом устанавливаются:

- участники системы гарантирования прав застрахованных лиц (застрахованные лица, страховщики, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», Центральный банк Российской Федерации), а также процедуры их взаимодействия;

- гарантийные случаи, порядок и условия выплаты гарантийного возмещения;

- механизм функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц;

- права и обязанности страховщиков;

- порядок определения гарантируемых средств.

Обеспечение функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, включая управление фондом, возлагается на государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». Она наделяется функцией конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве негосударственных пенсионных фондов, являющихся страховщиками по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с Федеральным законом возможность заключать договоры об обязательном пенсионном страховании будут иметь только негосударственные пенсионные фонды, участвующие в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц такие фонды должны пройти процедуру акционирования и получить положительное заключение Банка России о соответствии установленным Федеральным законом требованиям. Федеральным законом устанавливаются порядок и сроки направления негосударственным пенсионным фондом соответствующего ходатайства в Банк России, принятия соответствующего решения и обжалования этого решения.

Негосударственные пенсионные фонды, отказавшиеся от участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц или не получившие разрешения Банка России, будут обязаны прекратить договоры об обязательном пенсионном страховании и передать соответствующие средства пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Банк России будет контролировать соблюдение страховщиками своих обязанностей в рамках функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Система должна начать функционировать с 1 января 2015 года, однако в целях подготовки мероприятий и процедур, предусмотренных Федеральным законом, датой вступления в силу Федерального закона определено 1 января 2014 года.

1. Страховщик имеет право:

проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках, включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ;

осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены;

осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в форме электронного документа устанавливается с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

требовать и получать у государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

получать у Агентства гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

2. Страховщик обязан:

осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать страховые пенсии и накопительные пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета страхователей;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 140-ФЗ)

вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную пенсию, а также дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

принимать, рассматривать заявления лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и вести их учет;

(абзац введен Федеральным законом от 30.04.2008 N 55-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

информировать застрахованных лиц об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" путем размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованным лицам информации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с предложением о введении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" запрета на заключение новых договоров об обязательном пенсионном страховании в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 10.1 или 10.2 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 211-ФЗ)

определять суммы страховых взносов, начисленных на страховую и накопительную пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной пенсии);

(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

учитывать сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию за этот период.

(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на счет Пенсионного фонда Российской Федерации от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную пенсию за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию по каждому застрахованному лицу отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную пенсию;

(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию, являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при установлении застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня получения запроса;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ; в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

при наступлении гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" исполнять обязанности, установленные указанным Федеральным законом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

предоставлять Агентству информацию о количестве застрахованных лиц, приобретающих право на установление выплат за счет средств пенсионных накоплений в следующем году, об объеме гарантируемых средств в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" и о причитающихся им выплатах за счет средств пенсионных накоплений в целях прогнозирования сроков и сумм гарантийного возмещения.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

3. За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Совершенствование пенсионного законодательства направлено на создание условий для достойной жизни после оставления трудовой деятельности. Необходимо привлечение населения стать активными участниками в формировании своей будущей пенсии, не ждать пассивно, когда государство повысит пенсию. Трудовая пенсия состоит из:

солидарной части тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,

индивидуальной части тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии.

В конце 2012 года Пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды приступили к выплате средств пенсионных накоплений. Вот тут то и вскрылся целый ряд проблем. Хотя значительное большинство НПФ работают эффективно и ответственно, однако некоторые негосударственные пенсионные фонды не могли исполнить свои обязательства перед своим вкладчиком. У 11 НПФ были аннулированы лицензии на ведение деятельности в рамках обязательного пенсионного страхования. По данным Пенсионного фонда России за указанный период пострадало почти 20 тыс. чел., доверивших свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам.

В конце декабря 2013 года были произведены существенные изменения пенсионного законодательства, затрагивающие практически все категории нынешних и будущих пенсионеров.

28 декабря 2013 года Президентом РФ был подписан комплекс законов, определяющих новую структуру пенсионной системы страны:

ФЗ от 28.12.2013 г. № 400 - ФЗ "О страховых пенсиях";

ФЗ от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ "О накопительной пенсии";

ФЗ от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";

ФЗ от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты РФ";

4.12.2013 г., был подписан ФЗ № 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения".

Ужесточаются требования к негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, участвующим в пенсионном страховании. ФЗ №422-ФЗ от 28.12.2013 г. вводится система гарантирования пенсионных накоплений (на накопительную трудовую пенсию). Данный закон должен обеспечить стабильное получение накопительной пенсии.

Целью ФЗ является обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ (далее - застрахованные лица) при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.

ФЗ устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, регулирует отношения между участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц, определяет порядок и условия осуществления гарантийного восполнения и выплаты гарантийного возмещения.

Основные принципы, сформулированные в законе, - это защита прав застрахованных лиц при наступлении гарантийного случая, обязательность участия страховщиков в системе гарантирования прав. Участниками должны быть все страховщики, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием.

Участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц являются:

1) застрахованные лица;

3) государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство);

4) Центральный банк РФ (далее - Банк России).

Гарантийным случаем в отношении гарантируемых страховщиком средств застрахованного лица признается:

1) при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений - недостаток средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица по состоянию на 31 декабря:

а) года, в котором в соответствии с законодательством РФ осуществляется отражение результатов инвестирования средств пенсионных накоплений за кратный пяти годам срок с года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с фондом-участником или удовлетворения заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд РФ, в размере, отражающем результат инвестирования средств пенсионных накоплений на указанную дату;

б) года, предшествующего году удовлетворения заявления застрахованного лица о переходе, в размере, отражающем результат инвестирования средств пенсионных накоплений на указанную дату, по сравнению с гарантируемыми страховщиком средствами застрахованного лица;

2) недостаток средств пенсионных накоплений, сформированных за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, при отказе застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии и выборе другого направления использования указанных средств на дату передачи указанных средств управляющей компанией или фондом-участником в Пенсионный фонд РФ по сравнению с гарантируемыми страховщиком средствами застрахованного лица, сформированными за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, на указанную дату;

3) недостаток средств пенсионных накоплений, сформированных за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, на дату передачи указанных средств управляющей компанией или фондом-участником в Пенсионный фонд РФ в связи со смертью застрахованного лица до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты либо единовременной выплаты средств пенсионных накоплений по сравнению с гарантируемыми страховщиком средствами застрахованного лица, сформированными за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, на указанную дату;

4) при установлении выплат за счет средств пенсионных накоплений - недостаток средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, на день, с которого застрахованному лицу устанавливаются накопительная часть трудовой пенсии по старости и (или) срочная пенсионная выплата либо единовременная выплата средств пенсионных накоплений, по сравнению с гарантируемыми страховщиком средствами застрахованного лица на указанную дату;

5) при осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений - недостаточность средств выплатного резерва фонда-участника для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии или недостаточность средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, для осуществления выплаты срочной пенсионной выплаты.

Нормативы достаточности средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии и достаточности средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, для осуществления выплаты срочной пенсионной выплаты (далее - нормативы достаточности) и порядок расчета нормативов достаточности для фонда-участника устанавливаются Банком России с учетом положений ФЗ от 30.11.2011 г. № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

В целях обеспечения функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц Агентство:

осуществляет формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений, в том числе сбор гарантийных взносов и контроль за полнотой и своевременностью поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;

осуществляет выплату гарантийного возмещения в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим ФЗ;

инвестирует средства фонда гарантирования пенсионных накоплений в порядке, определенном законодательством РФ;

осуществляет в установленных законодательством РФ случаях полномочия ликвидатора негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также полномочия конкурсного управляющего в делах о банкротстве таких негосударственных пенсионных фондов.

Фонд гарантирования пенсионных накоплений принадлежит Агентству на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты гарантийного возмещения.

Система в первую очередь гарантирует сохранность пенсионных накоплений в размере уплаченных взносов на накопительную часть пенсии (включая дополнительные взносы работодателя, суммы по программе софинансирования накопительной пенсии, средства материнского капитала). Если с года возникновения правоотношений со страховщиком прошло 5 лет и более, то гарантируется и капитализированный доход от инвестирования накоплений.

Сохранность накоплений гарантируется на двух уровнях:

1. Страховщиками (за счет резерва по ОПС, а при его недостаточности - за счет собственных средств НПФ или иных источников, не запрещенных законодательством).

2. Агентством (за счет Фонда гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН)).

Функционирование Системы, в том числе формирование ФГПН, обеспечивает Агентство. Фонд формируется, в частности, за счет уплачиваемых страховщиками гарантийных взносов и пеней за их несвоевременное или неполное перечисление.

Гарантийными случаями по закону признаются: банкротство страховщика, аннулирование у него лицензии или недостаточность для выплаты необходимых накопительных трудовых пенсий пенсионных накоплений.

Расчетной базой для исчисления гарантийных взносов, является сумма средств пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Источником уплаты гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений для страховщика является:

доход от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года;

при недостаточности или отсутствии дохода от инвестирования в отчетном году - собственные средства (только для фонда-участника);

при недостаточности или отсутствии источников, - средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, сформированных у данного страховщика.

Расчетным периодом для уплаты гарантийных взносов является один календарный год.

Минимальная ставка гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений для страховщика составляет 0,0125 % расчетной базы данного страховщика и по решению Банка России может быть увеличена до 0,025 % в соответствии с законодательством РФ.

В случае уменьшения объема фонда гарантирования пенсионных накоплений более чем в два раза в течение календарного года ставка страхового взноса может быть решением Банка России по предложению Агентства увеличена до 0,05 % расчетной базы, но не более чем на пять лет.

Ставка гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений или порядок ее расчета и сроки уплаты гарантийных взносов устанавливаются Банком России.

Порядок уплаты гарантийных взносов и порядок осуществления Агентством контроля за полнотой и своевременностью поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений определяются советом директоров Агентства.

Расчет гарантийных взносов осуществляется страховщиками. Уплата гарантийных взносов страховщиком по обязательному пенсионному страхованию осуществляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Гарантийные взносы уплачиваются страховщиком путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда гарантирования пенсионных накоплений.

Участвовать в Системе должны все страховщики, занимающиеся обязательным пенсионным страхованием. Причем НПФ может стать участником Системы только в случае соответствия определенным требованиям. В частности, он должен быть акционерным обществом. Кроме того, ЦБ РФ должен признать его деятельность удовлетворительной.

Негосударственный пенсионный фонд, имеющий лицензию на день вступления в силу ФЗ, ставится на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц путем внесения его Агентством в реестр фондов-участников на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям, установленным ст. 19 ФЗ № 422-ФЗ.

Пенсионные накопления застрахованных лиц, заключивших договор об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом, имеющим лицензию на день вступления в силу ФЗ, подлежат гарантированию в порядке, установленном ФЗ № 422-ФЗ, со дня постановки негосударственного пенсионного фонда на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц. Контроль за соблюдением страховщиками своих обязанностей в рамках функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц осуществляется Банком России.

Можно сделать вывод, что пенсионная система постоянно обновляется и совершенствуется и новый закон направлен на сохранность пенсионных накоплений с целью дальнейшей активности в формировании будущей пенсии. Подконтрольность накопительной части пенсий, достижение социальной справедливости, повышение доверия к пенсионной политике государства может привести к росту активности и заинтересованности в формировании собственной пенсии.

1. Страховщик по обязательному пенсионному страхованию имеет право:

правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, проверки документов, связанныхс назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

  • требовать и получать у плательщиков страховых взносов

необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций,

а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

  • получать у налоговых органов информацию о налогоплательщиках,

включая сведения о регистрации в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, и иные сведения, составляющие налоговую тайну, в целях выполнения функций страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • предоставлять налоговым органам по их запросам информацию о плательщиках страховых взносов

для осуществления деятельности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

  • осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

и контроль за их расходованием в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • представлять интересы застрахованных

лиц перед страхователями;

  • осуществлять возврат страховых взносов

страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены;

  • осуществлять обмен информацией

с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, в электронной форме.

Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в электронной форме устанавливается с учетом требований

  • Федерального закона от 6 апреля 2011 года №63-Ф3 «Об электронной подписи»,
  • Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и
  • Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • требовать и получать у государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство)

информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

  • получать у Агентства гарантийное возмещение

в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

2. Страховщик по обязательному пенсионному страхованию обязан:

  • осуществлять контроль за правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

  • подготавливать обоснование размера

тарифов страховых взносов;

  • назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии

на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений, срочные пенсионные выплаты, выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

  • осуществлять контроль за обоснованностью

представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

  • составлять проект бюджета Пенсионного фонда

Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

  • регулярно информировать в установленном порядке страхователей,

застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

  • обеспечивать целевое использование

средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

  • осуществлять учет средств,

поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

  • осуществлять регистрацию

и снятие с регистрационного учета страхователей;

  • вести учет страховых взносов

физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

  • вести государственный банк данных

по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

  • обеспечивать режим ведения

специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

  • обеспечивать своевременный учет

в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

  • обеспечивать организацию своевременного учета дохода

от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

  • бесплатно консультировать

застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

  • организовывать через свои территориальные органы

бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

  • развивать международные связи

в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

  • принимать, рассматривать заявления лиц

о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в том числе в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и вести их учет;

  • информировать застрахованных лиц

об их праве на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» путем размещения информации на официальных сайтах Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и в средствах массовой информации, при личном обращении застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также путем направления застрахованным лицам информации в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг;

  • осуществлять функции оператора персональных данных

в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством Российской Федерации;

  • обращаться в уполномоченный федеральный орган

исполнительной власти с предложением о введении в соответствии с пунктом З 1 статьи 34 1 Федерального закона от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» запрета на заключение новых договоров об обязательном пенсионном страховании в отношении негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 10 1 или 10 2 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

  • определять суммы страховых взносов,

начисленных на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии);

  • учитывать сумму страховых взносов

на обязательное пенсионное страхование, поступившую на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в последние три месяца отчетного периода, для расчета сумм уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за этот период.

Если сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на счет Пенсионного фонда Российской Федерации от плательщика страховых взносов в последние три месяца отчетного периода, меньше суммы начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за тот же период по всем застрахованным лицам, о которых представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, сумма уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по каждому застрахованному лицу отражается на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц пропорционально сумме начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;

  • уплачивать гарантийные взносы

в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

(Обязанность уплачивать гарантийные взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений возникает у страховщиков с 1 января 2015г. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №422-ФЗ.)

  • предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию,

являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе в негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу;

  • предоставлять страховщику по обязательному пенсионному страхованию,

являющемуся негосударственным пенсионным фондом, при установлении застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в целях определения факта наступления гарантийного случая в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» информацию о сумме гарантируемых средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета указанного застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня получения запроса;

  • при наступлении гарантийного случая

в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» исполнять обязанности, установленные указанным Федеральным законом;

  • предоставлять Агентству

информацию о количестве застрахованных лиц, приобретающих право на установление выплат за счет средств пенсионных накоплений в следующем году, об объеме гарантируемых средств в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» и о причитающихся им выплатах за счет средств пенсионных накоплений в целях прогнозирования сроков и сумм гарантийного возмещения.

3. За нарушение положений настоящего Федерального закона «0б обязательном пенсионном страховании» и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Читайте также: