Обсуждение нового закона о пенсиях

Точку в споре о том, «соответствует ли федеральный закон о страховых пенсиях поправленной летом Конституции» действительно могут поставить только судьи.

Фракция «СР» в Госдуме пытается собрать подписи под обращением в Конституционный суд о соответствии Основному закону принятого несколько лет назад решения об отказе от индексации пенсий работающим пенсионерам. Удастся ли эта затея – зависит от ЛДПР.

О том, что обращение в КС готовится, стало известно на прошлой неделе – лидер «СР» Сергей Миронов кратко сообщил об этом с трибуны Госдумы, выступая в связи с принятием бюджета на 2021-23 годы в третьем, окончательном чтении. «Собираются подписи», – сказал он.

Обращаться к судьям с просьбой проверить на предмет конституционности действующие законы разрешено как Госдуме в целом, так и пятой части её депутатов. В нижней палате парламента – 450 человек. Значит, чтобы КС занялся этим спорным вопросом, требуется собрать подписи 90 народных избранников. У самой «СР» всего 23 голоса. Рассчитывать, что в полном составе под таким запросом подпишется проправительственная «ЕР», едва ли приходится. Если же запрос поддержат ещё коммунисты (43 человека) и члены фракции ЛДПР (40 человек), этого хватит с лихвой.

Что мы имеем на данный момент? Отвечающий в «СР» за сбор подписей Валерий Гартунг рассказал «МК», что к концу заседания 26 ноября, когда сбор подписей был начат, «под обращением в КС подписалось 35 человек», справороссы и коммунисты. «Сейчас региональная неделя, собирать подписи затруднительно, надеемся, ясность появится после 7 декабря, когда депутаты вновь соберутся в Москве», уточнил он. Другой источник во фракции «СР» сообщил «МК», что в поддержке КПРФ сомнений нет, а готовность подписаться под обращением выразили даже несколько членов фракции «ЕР».

Что же фракция Владимира Жириновского, от которой в значительной степени зависит успех мероприятия? Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) сообщил «МК», что сейчас почти все депутаты – в регионах, сам он в Татарстане, «ближайшее заседание фракции состоится в понедельник на следующей неделе, и все подобные вопросы решаются именно на заседаниях фракции».

«Мы просим проверить на предмет конституционности ту статью закона о страховых пенсиях, которая отказывает в индексации работающим пенсионерам»,- объясняет г-н Гартунг суть документа, под которым подписываются депутаты: по его словам, после внесения поправок в Конституцию там говорится, что пенсии не реже раза в год индексируются, деления на разные категории пенсионеров нет, и «вообще – все граждане РФ равны».

Но поправки в Конституцию писали люди, которые очень аккуратно выбирали слова – так, чтобы государство не оказалось перед необходимостью тратить больше денег на социальные нужды, если того не захочет. И в Основном законе, уточним, написано буквально следующее: в России «формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется (выделено автором – «МК».) индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом».

Если же почитать статью 26.1 того самого федерального закона – «О страховых пенсиях…», где с 2016 года говорится о разном подходе к работающим и неработающим пенсионерам, то из нее следует: пенсия и сейчас индексируется всем пенсионерам (то есть индексация «осуществляется»), но работающим она индексируется только на бумаге, и любой из них может посмотреть в своем личном кабинете на сайте ПФ, сколько он получал бы с учетом ежегодных индексаций, если бы с работы ушел. Но вот выплачивается пенсия с учетом индексаций только неработающим, а работающим её начинают выплачивать в полном объеме лишь после увольнения.

Этот аргумент обычно приводит и правительство, присылая в Госдуму отрицательные отзывы на многочисленные законопроекты депутатов из разных фракций с предложением о возврате индексации пенсий работающим.

Так что даже если запрос в КС всё же уйдет, гарантировать, что решение будет в пользу пенсионеров, никто не может. Но точку в споре о том, «соответствует ли федеральный закон о страховых пенсиях поправленной летом Конституции» действительно могут поставить только судьи.

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Депутат Госдумы от партии власти предложил вернуть все: мужчинам на пенсию в 60, женщинам — в 55





В Госдуму внесен законопроект, фактически обнуляющий пенсионную реформу. В документе предложено разрешить россиянам выходить на пенсию в 55 лет для женщин и в 60 лет для мужчин, если по достижении этого возраста в течение года они не могут трудоустроиться. Напомним, пенсионная реформа Путина предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин.

«Проект обеспечивает реализацию социальных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и дает возможность досрочного выхода на пенсию гражданам, достигшим 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно, в случае невозможности трудоустройства в течение 12 месяцев с даты признания такого гражданина безработным или по состоянию здоровья вне зависимости от вида трудовой деятельности при наличии страхового стажа не менее 15 лет», — говорится в пояснительной записке.

Автора проект также считает, что это позволит устранить коллизию в части объема страхового стажа, необходимого для получения страховой пенсии для отдельных категорий граждан, при исчислении сроков получения пособия по безработице в случае досрочного выхода на пенсию.

Интересно, что автором является Андрей Барышев — депутат от «Единой России», партии, которая поддержала пенсионную реформу, разработанную правительством во главе с лидером этой партии. Проект фактически предлагает «вернуть все назад», хоть и для ограниченных категорий населения. Но ограниченных ли? Ведь очень многие предпенсионеры не могут найти работу, так что в случае принятия закона он может затронуть значительные слои населения.

Вот только примут ли его? Все это больше похоже на попытку «хайпа» конкретного депутата. Или власти что-то внезапно поняли?

— Партия власти, наконец, начинает осознавать, насколько негативно повлияло на состояние рынка труда повышение пенсионного возраста, и в какой тяжелой ситуации оказались сотни тысяч наемных работников старше 55 лет, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Теперь мы станем свидетелями попыток исправить последствия совершенной попытки. К сожалению, есть все основания предполагать, что эти запоздалые меры будут плохо продуманными и не позволят изменить сложившуюся ситуацию. По крайней мере, законопроект, внесенный Барышевым, внушает подобные опасения.

«СП»: — Что значит «в случае невозможности трудоустройства в течение 12 месяцев с даты признания такого гражданина безработным»? Как это будет определяться и проверяться?

— В этом и состоит главная загвоздка. Насколько можно понять, что человек, потерявший работу должен зарегистрироваться в качестве безработного, а затем по истечении 12 месяцев, если он достиг прежнего пенсионного возраста, получит право выйти на пенсию. В этой связи возникает два вопроса.

Во-первых, как можно в течение года жить на пособие по безработице? Тем более что, у людей предпенсионного возраста в семье еще могут быть несовершеннолетние дети. Кроме того, у них, как правило, есть престарелые родители, которые нуждаются в помощи. Во-вторых, а что будет, если человеку, зарегистрированному в качестве безработного, будут в это время предлагать низкооплачиваемую работу, которая не соответствует его квалификации?

Человек к этому возрасту приобретает профессиональный опыт, знания, навыки, и он, соответственно, рассчитывает на соответствующую оплату своего труда. Должны ли теперь люди предпенсионного возраста соглашаться на любое рабочее место, какое им только предложат? В таком случае, этот законопроект, какими бы мотивациями ни руководствовался его автор, только ускорит процесс превращения работников старшего возраста в новый отряд дешевой рабочей силы.

Трудно понять, чего добивался автор законопроекта. Очевидно, что положение работников предпенсионного возраста в случае его принятия станет еще хуже.

«СП»: — Всем или нет?

— Вероятно, этот закон все-таки принес бы пользу оставшимся без работы жителям моногородов, где градообразующее предприятие свернуло свою деятельности или сильно сократило число работников. Что-то могут выиграть и пожилые жители села. Но в других населенных пунктах людям предпенсионного возраста, зарегистрировавшимся в качестве безработных, обязательно будут предлагать низкооплачиваемые рабочие места.

Экономист Анна Очкина считает, что это — очередная хитрость.

— Речь идет о лицах предпенсионного возраста, признанных официально безработными. Это возможно, если тебя уволили по сокращению. У нас уже прописаны в законе о занятости соответствующие возможности: когда человек предпенсионного возраста лишается работы в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением штата и у него не получается найти новую работу по предложению центра занятости, то ему могут оформить пенсию досрочно. А именно — на два года раньше (ст. 32 Федерального закона № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации»). В 2019 году такая возможность есть у мужчин в возрасте от 58,5 года и у женщин в возрасте 53,5 года. По достижении пенсионного возраста можно переоформить вместо досрочной обычную пенсию по старости.

Получение досрочной пенсии возможно при соблюдении ряда условий: после увольнения, если человек встал на учет в центре занятности в качестве безработного, и там возможностей для его трудоустройства не нашлось, и если накоплены достаточный трудовой стаж (25 лет — для мужчин и 20 лет — для женщин) и достаточное количество пенсионных баллов.

«СП»: — Пенсионную реформу ведь проводили из-за нехватки денег? Их что, в стране стало больше? Или наоборот?

— Денег не стало больше, профицит бюджета в 21019 и 2020 меньше, чем был в 2018. Такие предложения — это заигрывания, скорее всего, по личной инициативе, с электоратом.

«СП»: — Есть ли у проекта шансы на принятие?

— Проект вряд ли станут серьезно рассматривать, сославшись на уже существующие возможности и принимаемые сейчас меры социальной поддержки предпенсионеров. В ближайшее время власть от пенсионной реформы не откажется, она эту реформу сильно продавливала, а протесты только-только успокоились.

«СП»: — Ну, а если бы приняли закон, людям это помогло бы?

— Эффект был бы небольшой, ведь и сейчас есть возможность оформления досрочной пенсии, пусть только на два года раньше пенсионного возраста.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Что тормозит принятие закона о достойной старости

Совет Федерации ожидаемо вслед за Госдумой принял решение продлить «заморозку» пенсионных накоплений россиян до конца 2023 года. При этом до сих пор непонятно, какой механизм пенсионных накоплений правительство предложит работающим гражданам. Разработка закона о гарантированном пенсионном плане серьезно затянулась. Чиновники ломают головы над тем, как бы замотивировать граждан отчислять часть зарплаты в счет будущей пенсии, не нарушив при этом принцип добровольности таких взносов. Почему до сих не получается разработать инструмент для пенсионных накоплений, в чем суть будущей системы и что принятие нового закона даст работающим россиянам, «МК» рассказал первый замглавы социального комитета Совета Федерации Валерий РЯЗАНСКИЙ.


-До конца 2023 года продлевается срок «заморозки» накопительной части пенсии россиян. Многие недовольны тем, что власти лишают их шанса накопить на достойную старость. Разделяете ли вы их позицию?

-Нет, не разделяю. Копить на достойную старость можно по-разному. Для этого абсолютно не обязательно пользоваться только одним инструментарием. И вообще, что значит «заморозка»? С такой формулировкой надо быть очень осторожным. Ввести элемент накопительной пенсии — правильное решение. Изначально это делалось для того, чтобы сделать нашу пенсионную систему более устойчивой с точки зрения экономических и социальных параметров, а также чтобы люди сами могли страховую пенсию дополнить накопительной. Часть накопительной пенсии во многом зависит от самого человека, от того как он сам будет ей распоряжаться и в какие инвестиционные инструменты он будет ее вкладывать. Можно сказать, что это рождение нового для нашей страны принципа привлечения людей к формированию своей будущей пенсионной истории. Задумка очень хорошая, но она, к сожалению, была реализована в неполной мере.

-Что помешало?

-Все из-за некоторых принципов, которые были заложены в накопительной системе. Речь, в частности, о добровольности. В результате, отчисления в пенсионный фонд просто разделили на две части: накопительную и страховую. Против такой фрагментации выступали профсоюзы, да и многие работники: если часть пенсионных взносов переводить в другую форму накоплений, уменьшается страховая пенсия. Чтобы этого не получилось, нужно взять из государственного бюджета компенсацию - то есть, те деньги, которые люди недополучили и отложили в накопление на будущую старость. На текущие расходы пенсионной системы придется брать средства именно из бюджета. В целом идея правильная, но так как в свое время с бюджетом страны были трудности, это добавило сложности в пенсионном обеспечении граждан. Что такое «заморозка»? Речь о том, что мы просто перестали откладывать средства в размере 6% от зарплаты на будущий накопительный компонент. Все 22% стали отчисляться на формирование страховой пенсии. Иначе говоря, средства пошли на текущие пенсионные расходы наших граждан. «Заморозка» означает только одно — дополнительные средства, которые раньше отдавались на накопительный компонент, из текущей платежной пенсионной системы ушли, но сами деньги, которые к тому моменту уже были отложены в пенсионной накопительной системе, они есть, они работают и расписаны по каждому будущему пенсионеру персонально.

- Что это значит для конкретных людей, успевших сделать свои накопления?

- Абсолютно все пенсионные истории адресные. Те граждане, которые на момент действия законодательства, принятому по накопительному компоненту, участвовали в накоплениях, имеют полное право ими воспользоваться. С согласия работника работодатель перечислял средства либо во госкорпорацию ВЭБ, либо в управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды. Таких пенсионных историй очень много, а средств, которые заложены в накопительную компоненту, больше 5 трлн рублей. Все эти деньги работают и находятся под контролем государства. Есть специальный закон, который определил меры по обеспечению сохранности этих средств и по тому инструментарию, каким должны пользоваться негосударственные пенсионные фонды с тем, чтобы эти взносы работали и умножались. У тех работников, которые вышли на пенсию, но накопительный компонент получился маленький, в силу того, что люди были на предельных возрастах, уже начались первые выплаты. Взносы были небольшие, поэтому и накопительная пенсия небольшая. Она является одноразовой и её выплачивают сразу, с момента наступления пенсионного возраста. Если накопленные пенсионные сбережения побольше - их выплачивают на протяжении определенного времени, например, 10 лет. Эти деньги работают и получить их можно ежемесячно, добавляя к страховой пенсии.

-То есть, термин «заморозка» к ситуации с накопительной пенсией не подходит?

-Дело не в терминах. Главное, что необходимо понять — накопления никуда не делись. Они работают и по ним уже сейчас идут выплаты. Никакой заморозки нет. Если гражданин считает, что он должен продолжать накапливать себе на пенсию, да, сейчас таким инструментом он воспользоваться не может. Но существуют другие инструменты накопления: банковские депозиты, управляющие компании, которые сплошь и рядом предлагают разные услуги. Если у человека есть «лишний» заработок и он готов откладывать и накапливать, это реально.

-Сейчас с новой силой звучат предложения в принципе отказаться в России от накопительной пенсии, оставив одну страховую. Каково ваше мнение на этот счет?

-Не надо противопоставлять накопительную и страховую системы. Они должны дополнять друг друга, поскольку каждая имеет свои плюсы. Накопительная система является наиболее справедливой к человеку: как правило, она управляется самим работником. Было бы хорошо, чтобы ему еще помогала компания, в которой он трудится, доплачивая, например, за «обет верности» этому предприятию. Таким социальным ходом фирма сможет, грубо говоря, «привязать» к себе сотрудника и докладывать деньги в его пенсионную историю. Есть еще одна причина, позволяющая назвать накопительную пенсию справедливой — все, что человек накопил, будет его. Эти деньги никто не заберет.

В действующей страховой системе есть свои недостатки и свои преимущества. Плюсы заключаются в том, что по отношению к страховым пенсионным системам ответственность государства прописана более жестко. Также есть гарантии тех инструментов, которые заложены внутри самого пенсионного законодательства, например, льготные категории граждан. Недостатки сводятся к тому, что высокооплачиваемые категории граждан, а также те, у кого большой трудовой стаж, в некотором смысле ущемлены в усреднительных коэффициентах. Поскольку все страховые средства находятся в «общем котле». Эта страховая система в большей степени справедлива к низкооплачиваемым категориям граждан, которые не работали на высоких зарплатах: работникам сельского хозяйства, библиотекарям на селе, нянечкам в детсадах. Поэтому, когда на пенсию уходит, допустим, бывшая медсестра, ей выплачивают пенсию, которая по отношению к зарплате значительно больше, чем те 22%, которые сейчас перечисляют в счет будущей пенсии. В этом сила страховой системы. Она перемешивает все взносы и в большей степени «не обижает» тех, кто получал немного, но работал долго.

-Вернемся к накоплениям. По какой причине до сих пор не получилось внести в Госдуму законопроект о гарантированном пенсионном плане? Что тормозит работу?

-Работа продолжается. Думаю, она закончится успешно и появится новый закон. В новой системе надо ответить на несколько главных вопросов. Во-первых, надо разобраться с принципом добровольности. Дело в том, что те, кто хотел бы работать с этими накоплениями, прекрасно понимают — чем дешевле будет ресурс, тем выгоднее будет с ним работать и государству, и частным инвестиционным компаниям. Действительно, это является хорошим инвестиционным ресурсом для государства. Это недорогие деньги, которые можно использовать для того, чтобы, к примеру, строить платные дороги, которые со временем окупятся, или коммерческое жилье, которое гарантированно продается, или вкладывать их в коммерческие проекты, которые заведомо дадут выгоду и государству, и компаниям. Такова мировая практика. Но, тем не менее, принцип вложения средств в пенсионную систему со стороны гражданина должен быть добровольным. Сложно человека убедить? Да, сложно. Нужна ему мотивация? Конечно, нужна. Поэтому разработать документ с учетом условий, при которых гражданин захочет вложить часть своей зарплаты в накопления, не так просто. Такой закон появится, возможно, в следующем году. 2020-й — очень тяжелый и его надо успешно закончить, а в 2021 можно смело возвращаться к этой работе.

- Проблема только в том, чтобы убедить граждан в выгодности пенсионных накоплений?

- Не только. Надо решить и другие вопросы: каким образом те накопления, которые были в старой пенсионной накопительной системе, будут учтены в новом формате, а также какие будут преимущества, ограничения и гарантии грядущих накоплений. Это сложный инструмент. Здесь нужны обсуждения специалистов и выверенные решения. Но такой закон нужен и я уверен, что он появится. Молодое поколение, те, кто только сейчас вступают в трудовые отношения, должно гарантировано использовать несколько моделей, позволяющих накопить на достойную старость. Документ требует спокойной, вдумчивой и серьезной работы. В следующем году мы ждем появления таких вариантов закона, которые уже можно будет предметно обсуждать в Госдуме и Совфеде.

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

В 2019 году в России приступили к постепенному повышению пенсионного возраста — для женщин его увеличивают с 55 до 60 лет, а для мужчин с 60 до 65. Однако обсуждение пенсионной реформы, в особенности последствий от ее реализации, продолжается до сих. И довольно часто в экспертных и политических кругах звучат аргументы в пользу отмены реформы и возврата старого пенсионного возраста. Помимо этого, были подготовлены и внесены на рассмотрение несколько законопроектов об отмене пенсионной реформы, а граждане собрали более 100 тыс. подписей под общественной инициативой с просьбой снизить пенсионный возраст до «старых» нормативов.

Особенно активно необходимость отмены реформы стала обсуждаться в 2020 году в период пандемии коронавируса. Несмотря на предусмотренную законом гарантию от необоснованного увольнения, некоторые предпенсионеры остались без работы. Они вынуждены были вставать на учет в Центр занятости населения, оформлять пособие по безработице, искать новую работу или вообще обучаться новой профессии. Хотя «по старым правилам» они могли бы уже быть на пенсии.

Аргументы в пользу отмены реформы

Среди причин для отмены пенсионной реформы можно выделить две основные:

  1. Намечается снижение занятости среди предпенсионеров, что может быть обусловлено массовыми увольнениями, несмотря на предусмотренные законом гарантии, а также нежеланием самих предпенсионеров работать в таком возрасте. По данным Росстата, на 1 января 2019 г. насчитывалось 10,1 млн предпенсионеров, среди них трудоустроенными были лишь 40%.
  2. Данные о продолжительности жизни россиян, на основании которых и принималось решение о проведении реформы, являются завышенными. В Правительстве регулярно отмечают стабильный рост ожидаемой продолжительности жизни. Но увеличение этого показателя происходит в основном за счет снижения младенческой смертности.

Помимо этого, реформа до сих пор вызывает массовое недовольство граждан.

Общественная инициатива об отмене повышения пенсионного возраста

Еще в 2018 году, когда только приступили к обсуждению закона о пенсионной реформе, на портале «Российская общественная инициатива» появилась инициатива № 66Ф42328 «Не допускать повышения пенсионного возраста». Довольно быстро эту инициативу подписали более 100 тыс. человек, после чего ее направили на рассмотрение в экспертную группу Правительства.

12 апреля 2019 г. было подготовлено экспертное заключение по результатам рассмотрения инициативы. В нем сообщается о нецелесообразности отмены пенсионной реформы. Отмечается, что процесс рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста (№ 350-ФЗ) сопровождался широким экспертным и общественным обсуждением. В рамках публичного обсуждения проект существенно доработали и учли обоснованные замечания. В том числе, сохранили пенсионный возраст для различных социальных и профессиональных групп, а также предусмотрели различные гарантии и льготы для предпенсионеров:

  • Увеличили границу, определяющую предпенсионный возраст: ранее таковым считался возраст за 2 года до выхода на пенсию, а теперь за 5 лет.
  • Повысили пособие по безработице для предпенсионеров. Его максимальный размер теперь приравнивается к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения (в 2020 году это 12130 рублей).
  • Распоряжением Правительства РФ № 3025-р от 30.12.2018 г. утвердили программу профессионального обучения и образования для предпенсионеров до 2024 года. Всего по предусмотренной программе планируется обучить не менее 450 тыс. граждан.

С учетом этого, экспертная рабочая группа считает нецелесообразным отменять пенсионную реформу. Однако отметила необходимость в введении дополнительных мер защиты прав предпенсионеров и пенсионеров, поэтому направила материалы общественной инициативы на рассмотрение в Минтруд, Минфин и Минэкономразвития.

Стоит отметить, что никаких дополнительных мер поддержки более не вводилось.


Законопроекты об отмене пенсионной реформы

В 2020 году во время пандемии коронавируса к вопросу отмены пенсионной реформы вернулись снова. Озвучивались мнения, что такое решение помогло бы населению гораздо больше, чем осуществление единовременных выплат и любые другие меры поддержки.

Одной из первых с таким предложением выступила бывший депутат Госдумы, а сейчас депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева. Она подготовила законопроект о временной отмене реформы и возвращении старого пенсионного возраста (55 и 60 лет) на период 2020-2021 г. Но для того, чтобы проект рассмотрели в Госдуме, сначала требуется получить одобрение депутатов Заксобрания Санкт-Петербурга. К слову, пока этот законопроект не рассматривали.

Затем с инициативой полной отмены пенсионной реформы выступил депутат Мосгордумы Евгений Ступин. Предложенный им проект отклонили в ходе рассмотрения на заседании МГД 22 июля 2020 г. Тогда «против» отмены пенсионной реформы проголосовали депутаты от «Единой России», которых в МГД большинство.

Проект 7-1342

Стоит также отметить проект законодательной инициативы № 7-1342 от Ярославской областной Думы, внесенный на рассмотрение 10 августа 2020 г. В нем предлагается отменить действие закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., а также выплатить компенсации в виде невыплаченных пенсий всем, кто попал под действие реформы и не стал пенсионером по нормативам старого пенсионного возраста. Текст проекта представлен далее:


Проект законодательной инициативы 7-1342 об отмене реформы

Пока данный проект не рассматривался, но уже сейчас можно отметить его главный недостаток. Инициатива предполагает полную отмену положений закона № 350-ФЗ. Но в нем не только закреплено повышение пенсионного возраста, но и ряд других важных изменений:

  • порядок индексации пенсий до 2024 г. включительно с темпами, опережающими инфляцию;
  • установление доплаты к пенсии для сельских пенсионеров, имеющих стаж работы в сельском хозяйстве от 30 лет;
  • предоставление права досрочного выхода на пенсию для матерей 3 и 4 детей (до этого льгота была предусмотрена только для матерей с 5 и более детьми);
  • право досрочного выхода на пенсию для граждан с продолжительным стажем работы (у женщин более 37 лет, а мужчин — более 42) и так далее.

Могут ли снизить пенсионный возраст в России — есть ли шанс?

Объективно, сейчас нет никаких причин для отмены пенсионной реформы. Одной из главных задач этой реформы было снижение нагрузки на федеральный бюджет и бюджет ПФР. И с этой задачей удается справиться.

Единственное, что может произойти — это донастройка системы пенсионного обеспечения. Например, введение каких-то новых оснований для досрочного выхода на пенсию, изменение условий назначений пенсий и порядка ее индексации (например, восстановление индексации для работающих пенсионеров). Также могут быть предложены новые меры поддержки предпенсионеров.

Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/5/811933982248.4059.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

9 ноября истекает срок предоставления поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда. В конце месяца Госдума рассмотрит документ во втором чтении. Какое увеличение пенсий предусматривает законопроект, какие ещё новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас?

Бюджет ПФР предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам. В 2021 году — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%, в 2023-м — на 5,6%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции. Соответствующий законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении. Второе назначено на 24 ноября. Эксперты сходятся во мнении, что именно такое повышение пенсий в конечном счёте и утвердят.

— Предполагаемое повышение размера пенсий стоит ожидать на протяжении последующих четырёх лет. В итоге выплаты каждый год будут повышаться примерно на одну тысячу рублей. Если пенсионеры получают меньше пятнадцати тысяч, то и повышение будет меньше. Например, если пенсия была в районе десяти тысяч рублей, то в новом году она увеличится на шестьсот рублей. Для граждан, которые планируют выходить на пенсию в этом году, выплаты будут уже с соответствующими индексациями, — пояснила старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Наталия Пшеничникова.

Пенсии в России индексируются ежегодно. Страховые — с 1 января, а социальные — с 1 апреля. Также ежегодно на федеральном и региональном уровнях утверждается величина прожиточного минимума пенсионера.

Курс валют устремился на дно. До каких отметок подорожает доллар и где сейчас не стоит хранить сбережения

— Это необходимо для определения социальной доплаты. Её получают неработающие пенсионеры, чьи доходы ниже прожиточного минимума, — рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составляла 9311 рублей. Закон, который устанавливает её на 2021 год, ещё не принят. При этом размер прожиточного минимума во многих областях уже установили на региональном уровне. Где-то он увеличен, а где-то остался прежним.

— К примеру, в Москве прожиточный минимум с 12 578 рублей повысился до 13 496, в Московской области — с 9908 до 10 107, в Крыму — с 8912 до 9060, в Оренбургской области — с 8252 до 8561, в Челябинской области — с 8691 до 9282, в Хабаровском крае — с 11 799 до 12 653. В Севастополе остался на прежнем уровне — 9597 рублей, в Республике Мордовия тоже — 8522 рубля. Таким образом, люди, которые получают пенсии в минимальных размерах, в каких-то регионах в 2021 году получат прибавки, а в каких-то нет. Правда, есть ещё вариант, что их пенсия станет немного больше с учётом федеральной индексации, — пояснила Оксана Красовская.

В ночь на 2 ноября у клиентов "Альфа-банка" пропали деньги. Как их вернуть и почему эта история может повториться

Есть ряд новшеств и для представителей отдельных профессий. Так, в ПФР обращают внимание, что для медицинских работников есть особые условия выхода на пенсию. Но в период пандемии устанавливается особый порядок. Для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, один день стажа будет считаться за два. Это будет учитываться в том числе и при получении права на досрочную страховую пенсию.

К тому же с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям лётчикам и шахтёрам. Размер прибавки разный — обычно порядка тысячи рублей, но может сильно колебаться в обе стороны. Суммы зависят от продолжительности "льготного" стажа работы и размера среднемесячной зарплаты. Также учитывается отношение суммы страховых взносов к количеству получателей доплаты в регионе. Соответственно, размер доплаты индивидуален. В разных регионах у лётчиков он может составлять порядка 5–8 тыс. рублей в месяц, у шахтёров — 2–4 тыс.

Читайте также: