Обзор закона о страховых пенсиях

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 28.12.2013 N 400-ФЗ

"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"

Материал подготовлен специалистами АО "Консультант Плюс" и содержит информацию об изменениях к новым редакциям документа.

Редакция от 01.10.2019

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ. См. справку к редакции.

Изменение части 5 статьи 2

старая редакция новая редакция

5. Порядок назначения, 5. Порядок назначения,

перерасчета, перевода с одного перерасчета, перевода с одного

вида пенсии на другой и порядок вида пенсии на другой и порядок

выплаты пенсий, финансируемых за выплаты пенсий, финансируемых за

счет бюджетных ассигнований счет бюджетных ассигнований

федерального бюджета, регулируются федерального бюджета, регулируются

Федеральным законом от 15 декабря Федеральным законом от 15 декабря

2001 года N 166-ФЗ "О 2001 года N 166-ФЗ "О

государственном пенсионном государственном пенсионном

обеспечении в Российской обеспечении в Российской

Федерации", Законом Российской Федерации", Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей". органах принудительного исполнения

Российской Федерации, и их семей".

Изменение пункта 1 части 1 статьи 12

старая редакция новая редакция

1) период прохождения военной 1) период прохождения военной

службы, а также другой службы, а также другой

приравненной к ней службы, приравненной к ней службы,

предусмотренной Законом Российской предусмотренной Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей"; органах принудительного исполнения

Российской Федерации, и их семей";

Изменение части 4 статьи 13

старая редакция новая редакция

4. При исчислении страхового 4. При исчислении страхового

стажа, требуемого для приобретения стажа, требуемого для приобретения

права на страховую пенсию по права на страховую пенсию по

старости гражданами, получающими старости гражданами, получающими

пенсию за выслугу лет либо пенсию пенсию за выслугу лет либо пенсию

по инвалидности в соответствии с по инвалидности в соответствии с

Законом Российской Федерации от 12 Законом Российской Федерации от 12

февраля 1993 года N 4468-1 "О февраля 1993 года N 4468-1 "О

пенсионном обеспечении лиц, пенсионном обеспечении лиц,

проходивших военную службу, службу проходивших военную службу, службу

в органах внутренних дел, в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей", в страховой стаж не органах принудительного исполнения

включаются периоды службы, Российской Федерации, и их семей",

предшествовавшие назначению пенсии в страховой стаж не включаются

по инвалидности, либо периоды периоды службы, предшествовавшие

службы, работы и (или) иной назначению пенсии по инвалидности,

деятельности, учтенные при либо периоды службы, работы и

определении размера пенсии за (или) иной деятельности, учтенные

выслугу лет в соответствии с при определении размера пенсии за

указанным Законом. При этом выслугу лет в соответствии с

учтенными считаются все периоды, указанным Законом. При этом

которые были засчитаны в выслугу учтенными считаются все периоды,

лет, в том числе периоды, не которые были засчитаны в выслугу

влияющие на размер пенсии за лет, в том числе периоды, не

выслугу лет либо пенсии по влияющие на размер пенсии за

инвалидности, в соответствии с выслугу лет либо пенсии по

указанным Законом. Инвалидности, в соответствии с

Изменение части 1 статьи 16

старая редакция новая редакция

1. Фиксированная выплата к 1. Фиксированная выплата к

страховой пенсии по старости лицам страховой пенсии по старости лицам

(за исключением лиц, являющихся (за исключением лиц, являющихся

получателями пенсии за выслугу лет получателями пенсии за выслугу лет

либо пенсии по инвалидности в либо пенсии по инвалидности в

соответствии с Законом Российской соответствии с Законом Российской

Федерации от 12 февраля 1993 года Федерации от 12 февраля 1993 года

N 4468-1 "О пенсионном обеспечении N 4468-1 "О пенсионном обеспечении

лиц, проходивших военную службу, лиц, проходивших военную службу,

службу в органах внутренних дел, службу в органах внутренних дел,

Государственной противопожарной Государственной противопожарной

службе, органах по контролю за службе, органах по контролю за

оборотом наркотических средств и оборотом наркотических средств и

психотропных веществ, учреждениях психотропных веществ, учреждениях

и органах уголовно-исполнительной и органах уголовно-исполнительной

системы, войсках национальной системы, войсках национальной

гвардии Российской Федерации, и их гвардии Российской Федерации,

семей", а также лиц, указанных в органах принудительного исполнения

пункте 7 статьи 3 Федерального Российской Федерации, и их семей",

закона от 15 декабря 2001 года N а также лиц, указанных в пункте 7

166-ФЗ "О государственном статьи 3 Федерального закона от 15

пенсионном обеспечении в декабря 2001 года N 166-ФЗ "О

Российской Федерации"), к государственном пенсионном

страховой пенсии по инвалидности обеспечении в Российской

(за исключением фиксированной Федерации"), к страховой пенсии по

выплаты к страховой пенсии по инвалидности (за исключением

инвалидности инвалидам III группы) фиксированной выплаты к страховой

устанавливается в сумме 4 982 пенсии по инвалидности инвалидам

рубля 90 копеек в месяц. III группы) устанавливается в

В соответствии с действующим законодательством граждане Российской Федерации, которые по той или иной причине утратили трудоспособность, вправе рассчитывать на получение пенсии, выражающейся в ежемесячной денежной выплате. Пенсионная система в РФ довольно сложна и запутана, поскольку за все время функционирования подверглась неоднократным кардинальным реформам и изменениям.

В этой связи вопросы, связанные с пенсионными выплатами, имеют строгое нормативное регулирование. Существует большое количество видов материального обеспечения и поэтому порядок начисления каждого из них регулируется отдельными нормативными актами.

Бесплатно по России

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы, связанные особенностями установления и выплаты страховой пенсии. Они регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, правовой анализ и обзор которого будет приведен ниже.

Роль ФЗ 400 в формировании разных категорий страховых пенсий

Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.

Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.

Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:

  • по достижению возраста выхода на пенсию;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года. Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.

Что регламентирует ФЗ 400

Рассматриваемый документ структурно состоит 36 статей, объединенных в 7 глав, которые по отдельности регламентируют те или иные вопросы, связанные с порядком начисления и выплат страховой пенсии. Разберем их подробнее.

  1. Первая глава. Содержит в себе общие положения, вводит основную терминологию и дает определение таким понятиям, как «пенсия», «стаж», «ИПК» и так далее. Кроме этого, в данном разделе устанавливается полный перечень лиц, которые вправе претендовать на соответствующие выплаты.
  2. Вторая глава. Нормы, содержащиеся в этой части рассматриваемого федерального закона, определяют условия, при которых назначается страховая пенсия.
  3. Третья глава. Дается развернутое определение понятия «страховой стаж». Указывается, какие периоды в него могут входить, а также регламентируется порядок его правильного подсчета.
  4. Четвертая глава. В данном разделе устанавливаются составные части страховой пенсии, а также представлены формулы, по которым производится исчисление рассматриваемых выплат.
  5. Пятая глава. Регламентируется порядок осуществления выплат, в том числе механизмы, способы и сроки. Кроме этого, отдельные нормы регулируют вопросы, связанные с прекращением и приостановлением пенсионного обеспечения.
  6. Шестая глава. Здесь рассматриваются особенности назначения пенсии досрочно, а также выделены категории граждан, которые имеют на то соответствующее право (ст 30,32).
  7. Седьмая глава. Содержит в себе отдельные заключительные и переходные положения, которые непосредственно связаны с тонкостями вступления в силу данного нормативного документа.

Условия предоставления пенсий

Условия, которые должны быть выполнены застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования гражданином для получения соответствующих выплат, устанавливаются ст. 8 данного нормативного акта.


Так, среди них следует выделить достижение определенного возраста, наличие страхового стажа и такой параметр как ИПК. Следует разобрать это подробнее.

Возраст

В соответствии с законодательством на пенсию страхового типа в Российской Федерации могут рассчитывать лица, которые достигли 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Однако такое требование в полном объеме будет предъявляться лишь после 2023 года, когда будет реализована большая часть положений пенсионной реформы. В переходный период возраст выхода на пенсию будет меняться постепенно, как следует из Приложения 6 к федеральному закону.

Для тех категорий работников, которые вправе претендовать на досрочную пенсию, данная льгота сохранится, однако фактически выходить на отдых они будут также на 5 лет позже, за исключением тех, кто трудится в опасных для жизни и здоровья условиях.

Страховой стаж

Указанная выше норма закона устанавливает, что для получения выплат необходимо иметь не менее 15 лет стажа. Однако продолжительность его в переходный период ниже и зависит от года выхода на отдых. В Приложении 3 к закону имеется таблица, где эти параметры прописаны в полном объеме. Так, в 2019 году требуется 10 лет стажа.

Параметр ИПК не должен составлять менее 30. В переходный же период требования не настолько жесткие и зависят от года выхода на пенсию. Так, в статье 35 федерального закона указано, что с 1 января 2015 года данный параметр составляет 6,6, при этом ежегодно его значение повышается на 2,4 до того момента, пока не достигнет 30. Таким образом, в 2019 году необходимый минимум ИПК – 16,2 балла.


Страховая пенсия инвалидам

Основания и порядок назначения страховой пенсии инвалидам регламентируются статьей 9 нормативного документа. Так, претендовать на выплату вправе граждане, которые решением МСЭ признаны нетрудоспособными. При этом не имеет значения, какая у гражданина группа инвалидности и что стало ее причиной.

Пенсию по потере кормильца

Статья 10 данного ФЗ содержит в себе довольно внушительный перечень лиц, которые вправе претендовать на пенсию по потере кормильца.

По общему правилу к ним следует отнести иждивенцев умершего гражданина, которые к моменту назначения выплаты не обладают трудоспособностью.

Среди прочих в их число входят:

  • несовершеннолетние (дети, внуки, племянники, сестры и братья);
  • родители, супруг, бабушка или дедушка;
  • иные родственники, осуществляющие уход за ребенком умершего.

Если получатель пенсии достигает совершеннолетия, но при этом является студентом учебного заведения по очной форме обучения, то право на нее у него сохраняется до окончания учебы или до 23 лет.

От чего зависит размер пенсии

Статья 15 ФЗ определяет порядок расчета выплат по утрате кормильца. В частности, п. 3 ст. 15 устанавливает соответствующую формулу:

ИПК*СПК = СПпк, где:

ИПК = пенсионный коэффициент.

Таким образом, размер пенсии непосредственно зависит от количества накопленных страховых баллов и их стоимости на момент назначения пенсии.

Закон о стаже

В законе о страховых пенсиях понятие «стаж» является ключевым при определении как размера пенсии, так и возможности ее назначения. В этой связи статья 11 ФЗ устанавливает, что в стаж входят все периоды, когда гражданин осуществлял трудовую деятельность при условии, что за него производились отчисления взносов в ПФР.

Статья 12 содержит перечень периодов, которые хоть и не связаны с трудовой деятельностью, однако также включаются в стаж на общих основаниях.

Среди прочего, к ним относятся:

  • временная нетрудоспособность;
  • отпуск, в том числе ежегодный и дополнительный;
  • отпуск по БиР, а также по уходу за малолетним до 1,5 лет;
  • нахождение на учете в центре занятости в качестве безработного.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Фиксированная выплата

Понятие «фиксированная выплата» впервые вводится в российское законодательство вместе со вступлением в силу данного нормативного акта. Статьей 16 определено, что она устанавливается в полном объеме пенсионерам по старости, а также инвалидам II группы.

Лицам, которые имеют инвалидность III группы, а также получателям выплат по утрате кормильца, ФВ выплачивается в размере ½ от ее установленного размера. Ст. 17 главы 4 регулирует процессы повышения фиксированных выплат, а ст 18 определяет перерасчет и корректировки страховых выплат.

Фиксированная выплата устанавливается единовременно вместе со страховой частью пенсии и подлежит ежегодной индексации.

Список документов и регламент оформления по ФЗ 400

Статья 21 ФЗ определяет порядок оформления и куда граждане могут обратиться за назначением страховой пенсии. Это может быть ПФР или МФЦ. Также предусмотрена подача электронного заявления.

Перечень документов в самом законе не прописан, однако имеется ссылка на соответствующий подзаконный нормативный акт. Статья 28 описывает ответственность за достоверность поданных сведений в ПФР, которые запрашиваются для назначения страховой пенсии.

Сроки назначения и перерасчета страховой пенсии прописаны в ст.ст. 22, 23.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ ввел понятие «страховая пенсия». Нормами закона определены основания и порядок назначения данного вида материального обеспечения, а также отрегулирован ряд сопутствующих вопросов.


Рано или поздно перед человеком стает вопрос о назначении обеспечения. Зачастую люди проживают жизнь и не знают, на что они могут рассчитывать. Правительством РФ разработан законопроект, согласно которому россияне и не только могут получать пенсию. Краткий обзор этого документа мы представим ниже.

Закон «О страховых пенсиях» №400 ФЗ

Данный закон устанавливает, регламентирует и определяет условия, по которым человек может рассчитывать именно на страховую пенсию. Под ней подразумевается ежемесячная выплата застрахованным нетрудоспособным лицам или родственникам, потерявшим застрахованного кормильца. Данный законопроект был одобрен в конце декабря 2013 года, а вступил в силу с 01.01.2015.

В 1 главе устанавливаются общие положения, понятия, виды страховых обеспечений, и кому они причитаются. Данные субсидии могут выплачиваться в трех случаях:

  • по достижению определенного возраста;
  • по потере кормильца;
  • по наступлению инвалидности.

Предъявлять права на нее могут, как россияне, так и иностранцы. Для тех и других предусмотрено соблюдение определенных условий. Также возможно одновременное предоставление двух разных по типу субсидий.

Вторая глава как раз и растолковывает все условия для назначения выплат. По старости могут получать средства мужчины в возрасте 65 лет, а женщины – 60. При этом ИПК должен быть не менее 30 баллов, а минимальный стаж — 15 лет. Данные показатели не являются обязательными сейчас так как в стране ведется плавный переход, направленный к достижению именно этих цифр.

Страховая пенсия по инвалидности выдается людям, имеющим заключения медицинско-социальной экспертизы на I, II и III группы инвалидности, а также трудовой стаж от 1 дня. Если такого нет, назначается социальная выплата.

На материальную помощь по случаю потери кормильца могут рассчитывать нетрудоспособные иждивенцы: дети, браться и сестры, родитель, супруг (-а).

Третья глава федерального закона о страховых пенсиях посвящена стажу. В ней уточняются периоды, которые учитываются в страховом стаже, исчисление, подсчет и подтверждение данного показателя.

Для определения размера страховой материальной помощи стоит обратиться к 4 главе, где приводятся формулы для расчета. Значение показателей, используемых для вычисления, актуально на момент обращения в ПФР с заявлением.

В данной части закона также говорится о фиксированных выплатах к страховой пенсии, которая ежегодно индексируется, и об условиях повышения размера фиксированных выплат. Рассчитывается доля страховой пенсии для госслужащих и летчиков-испытателей.

В пятой главе закона указываются сроки и порядок назначения страховой выплаты, случаи, когда пенсия перестает выплачивается, и когда можно возобновить ее получение, а также как выплачивается матпомощь рабочим пенсионерам и проживающим вне РФ.

О досрочном пенсионировании мужчин и женщин, причины для оформления такого субсидирования и условия обозначены в главе 6.

Переходные моменты показателей страхового стажа и ИПК, сроки вступления закона в силу отображены в 7 гл.

Основные статьи закона

Основополагающие условия, требования и права представлены в следующих статьях:

Статья 8

  1. Для получения страховой пенсии мужчинам должно быть 65 лет, а женщинам – 60.
  2. Трудовые года не менее 15 лет к 2024. С 2015 идет ежегодное повышение этого показателя на 12 месяцев.
  3. ИПК не менее 30. Он также ежегодно повышается на 2,4 балла с 2015.

Статья 9

  1. На страховые выплаты могут рассчитывать инвалиды I, IIи III гр.
  2. Стаж должен быть от 1 дня.
  3. Наличие подтверждающих документов от МСЭ.

Статья 10

Подробно описывается, кто может получать пенсию по случаю потери кормильца.

Статья 12

Полный перечень временных отрезков, которые засчитываются в страховой стаж.

Статья 15

Предоставления формул и расшифровок ее значений, по которым можно высчитать размер денежных средств, положенных в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Статья 16, 17, 18 Понятие фиксированной выплаты, которая прибавляется к страховым пенсиям по старости, инвалидности и потере кормильца. Порядок ее индексации. Уточнение, каким лицам она положена в повышенном размере.

Статья 30 Рассмотрены категории граждан, кто может выйти на страховую пенсию раньше срока.

Приложения к закону

В законе о страховых пенсиях представлены 7 приложений с таблицами.

В Приложении №1 отображается коэффициент повышения ИПК для пожилых людей и потерявших кормильца.

Коэффициент повышения фиксированной выплаты для страховой пенсии по старости и досрочной пенсии отображен в Приложении 2.

С 2015 идет постепенное повышение показателя страхового стажа. Данное повышение будет длиться до 2024, пока не достигнет размера 15 лет. Чтобы узнать, какой стаж будет необходим для выхода на страховое субсидирование по старости, можно посмотреть в Приложении 3.


Вместе с повышением стажа с 2015 растет и максимальное значение ИПК для тех, за кого начислялись и уплачивались страховые взносы, и тех, кого это не коснулось. Планируемый год окончания роста – 2021.

Приложение 5 и 6 предоставляет четкие показатели в каком возрасте могут рассчитывать на страховую пенсию по старости госслужащие, а также те, кто достиг возраста, согласно нововведениям в 2019 г.

Сроки оформления страховых выплат для педагогов, врачей и актеров указаны в Приложении 7 к законопроекту о страховых пенсиях.

Последние изменения в законе

11 марта 2019г. в ст. 12 ФЗ-400 был внесен дополнительный период, который засчитывается теперь в страховой стаж. Данное новшество касается деятельности судей.

В январе 2019 также были внесены правки в закон касательно повышения пенсионного возраста, досрочного пенсионирования людей с большим стажем, внесение многодетных матерей в список граждан, кто может рассчитывать на досрочные льготы. Также в законе предоставлены таблицы постепенного повышения пенсионного возраста.

Заключение

На страховую пенсию имеют право не только люди, достигшие пенсионного возраста, но и инвалиды, а также родственники, потерявшие кормильца. Закон подробно рассматривает все категории граждан, кто попадает под данную льготу. В документе отображены условия для назначения выплат, а также их сроки и порядок обращений за ними.

  • мужчинам по достижении 55 лет и наличии стажа деятельности в тяжелых условиях не менее 12 с половиной лет и общем страховом стаже не менее 25 лет;
  • для женщин показатели снижены: возраст – 50 лет, стаж работы в тяжелых условиях – не менее 10 лет, общий страховой стаж – не менее 20 лет.

Назначается пенсия согласно начала статьи только при достижении индивидуального пенсионного коэффициента – 30.

Какие условия считаются тяжелыми

1 ст. 30 Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данного определения не содержит.

Перечень введен Постановлением Кабмина СССР №10, приятным еще в 1991 году. Приложения №1 и №2 к данному нормативному документу, именуемые в данном случае Списки перечень производств, работ и профессий, которые признаются в Российской Федерации «тяжелыми условиями».

И если в списке 1 речь идет только о подземных работах, то список 2 более разносторонний и включает в себя профессии и работы в следующих отраслях:

  • Социальная пенсия: кто имеет право, условия назначения
  • Выход на пенсию по новому закону в 2020 году: возраст для мужчин и женщин и минимальный трудовой стаж, таблица
  • Пенсия по инвалидности: условия и порядок назначения, размер выплат для инвалидов 1, 2 и 3 группы в 2020 году
  • Пенсия по старости: понятие, размер социальной пенсии, условия назначения
  • Пенсия детям инвалидам в 2020 году
  • Можно ли пенсионеру пересчитать пенсию после ее назначения
  • Можно ли перейти на пенсию умершего мужа
  • химическое производство;
  • добыча торфа;
  • пищевая и легкая промышленность;
  • полиграфическое производство;
  • металлургическое производство;
  • строительство;
  • транспорт;
  • связь и т.д.

Надо отменить, что в данное Постановление и утвержденные им списки изменения вносились крайне редко и еще во времена существования СССР.


Влияние пенсионной реформы

Федеральным законом №350 от 03.10.2018г. пенсионный возраст в России повышен как для мужчин, так и для женщин.

Закон вступил в силу с первого дня 2019 года. В ст.

7 указанного закона утверждено, что вносятся изменения в ст. 8 ФЗ-400, и право на получение страхового возмещения в связи с наступлением определенного возраста (старости по терминологии закона) имеют граждане достигшие 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет.

Однако в обсуждаемый пункт внесены только изменения, уже ранее отмеченные, касающиеся процесса уменьшения пенсионного возраста для граждан, работающих в тяжелых условиях. Установлено, что уменьшается на год (при соблюдении определенных условий) пенсионный возраст, существовавший на 31.12.2018г., то есть, до момента вступления в силу ФЗ-350, то есть, 55 для женщин и 60 для мужчин.

Таким образом, на данную категорию граждан новый пенсионный возраст реформой 2018 года не был распространен.

Пояснения государственных органов

Пенсионный фонд в связи с поступлением многочисленных вопросов от граждан даже отдельно пояснил на официальном сайте //www.pfrf.ru/zakon/, что для большинства граждан, трудящихся в тяжелых условиях право на досрочный выход на пенсию сохранено в рамках закона о пенсионной реформе. К ним относятся, согласно пояснению ПФР РФ, лица при соблюдении следующих условий:

  • страховые отчисления работодателем производились по повышенному тарифу;
  • деятельность производилась в тяжелых условиях, в экспедициях, в локомотивных бригадах и т.д., полный список можно посмотреть на сайте ПФР.

Также Пенсионный фонд дал пояснения по поводу наступления предпенсионного возраста у трудящихся в тяжелых условиях. Пятилетний срок для них также актуален, но он отсчитывается с момента входа на пенсию на льготных условиях.

При этом Пенсионный фонд уточняет, что периоды работы в тяжелых условиях засчитываются в соответствующий стаж при отчислении страховых взносов по повышенным тарифам после проведения специальной оценки условий труда по правилам ФЗ-42 о СОУТ. При намерении оформить вход не пенсию в соответствии с п.2 ч.

1 ст. 30 ФЗ-400 рекомендуется заранее (не менее, чем за год) проконсультироваться со специалистами Пенсионного фонда РФ по поводу расчета необходимого стажа и его подтверждения.

В соответствии с действующим законодательством граждане Российской Федерации, которые по той или иной причине утратили трудоспособность, вправе рассчитывать на получение пенсии, выражающейся в ежемесячной денежной выплате. Пенсионная система в РФ довольно сложна и запутана, поскольку за все время функционирования подверглась неоднократным кардинальным реформам и изменениям.

В этой связи вопросы, связанные с пенсионными выплатами, имеют строгое нормативное регулирование. Существует большое количество видов материального обеспечения и поэтому порядок начисления каждого из них регулируется отдельными нормативными актами.

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы, связанные особенностями установления и выплаты страховой пенсии. Они регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, правовой анализ и обзор которого будет приведен ниже.

Роль ФЗ 400 в формировании разных категорий страховых пенсий

Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.

Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.

Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:

  • по достижению возраста выхода на пенсию;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года.

Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.

Пенсионная реформа в России совершенствует и изменяет систему во многих аспектах. Простым людям сложно разобраться во всех нюансах выделения поддержки, понять, кто может претендовать на высокий размер выплат. ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», что Госдума приняла в конце 2013 года, был направлен на решение вопроса финансирования выплат: по инвалидности, по возрасту, о утере кормильца.

Исходя из закона, мужчины в 60, а женщины в 55 могут претендовать на получение страхового пособия по старости. Для этого нужен 15-летний стаж работы, кроме того, минимальный размер индивидуального пенсионного коэффициент должен равняться 6,6.

Описание закона

ФЗ № 400 начинается с Общих положений, где указывается цель, с которой он принят – постепенное увеличение размера отчислений. В этом разделе, состоящем из 7 статей, описываются основные понятия, используемые в данном законе.

Основные изменения:

  1. На размер страхового пособия влияет количество индивидуальных пенсионных коэффициентов, величина их стоимости.
  2. К основной части пенсии добавляется фиксированная выплата, которая повышается для некоторых категорий и устанавливается правительством.
  3. Для людей, которые уже находятся на заслуженном отдыхе, изменяется порядок начисления, но они не могут получать меньше суммы, начисленной раньше.
  4. Величина пенсии зависит от зарплаты за все время работы.

Во второй главе, содержащей три статьи, подробно указываются условия, при которых назначаются пособия тем, кто имеет группу инвалидности, потерял кормильца.

Периодам, что включаются в страховой стаж, правилам исчисления и подтверждения посвящена третья глава документа. Согласно закону его продолжительность каждые 12 месяцев возрастает на год.


В следующих статьях отображаются размеры пенсий и фиксированной выплаты, порядок расчета для разных категория служащих.

Помимо семи глав, в ФЗ № 400 есть переходные положения и 5 приложений, которые касаются коэффициента повышения фиксированной выплаты, продолжительности страхового стажа для получения пенсии.

Обзор основных статей

Согласно ст. 8 закона, вступившего в силу с начала 2015, чтобы претендовать на трудовую пенсию по старости, необходимо соответствие 3 критериям:

  • возраст мужчины – 60, женщины 55;
  • стаж – минимум 15;
  • пенсионный коэффициент – 6,6.

Последний показатель каждый год возрастает на 2,4, пока не достигнет 30.

В ст. 9 описываются условия, при которых назначается страховая пенсия людям, имеющим проблемы со здоровьем. На пособие вправе рассчитывать граждане, которым присвоена группа инвалидности в учреждении МСЭК. Пенсия устанавливается независимо от причины болезни, от количества стажа, от того, продолжает ли человек трудиться или нет. Если он не работал совсем, выплачивается социальное пособие.


В ст. 12 подробно описываются периоды, которые включаются в стаж, необходимый для получения пенсии:

  • служба в армии – срочная, альтернативная, контрактная;
  • отпуск по уходу за малышом до полутора лет;
  • незаконное пребывание под следствием или стражей;
  • период, получения выплат по безработице.

Добавляется к стажу время, когда женщина вместе с мужем жила в военном городке, где не было возможности трудиться, засчитываются месяцы или годы, в которые человек ухаживал за инвалидом 1 гр. или гражданином за 80.

В ст. 10 приводится условия, когда назначается страховое пособие детям и нетрудоспособным взрослым, утратившим родственника, на иждивении которого они находились. Подробно представлен список всех, кто может претендовать на страховую пенсию, что устанавливается независимо от количества отработанных лет, причины смерти или гибели.


В ст. 14 описывается, как подтверждается стаж. Данные об отработанном времени берутся из ведомостей персонифицированного учета. До момента регистрации человека в системе обязательного страхования стаж устанавливается из показаний свидетелей, если основные документы утрачены в результате:

  • техногенной катастрофы;
  • стихийного бедствия;
  • умышленного уничтожения.

Пенсионная система, работающая в России, позволяет самостоятельно определить, сколько денег будет получать человек, выйдя на заслуженный отдых, став инвалидом, потеряв кормильца.

В ст. 15 приводятся формулы, воспользоваться которыми может любой гражданин. Пенсия по старости СП=ИПК х СПК, где первый показатель – индивидуальный пенсионный коэффициент, второй ­– стоимость 1 балла. Чтобы разобраться в тонкостях расчетов необходимо изучить подробный порядок начисления пенсии.

Аналогично рассчитывается страховое пособие для человека с инвалидностью. Чтобы определить, сколько будет получать ребенок или нетрудоспособный родитель, оставшийся без кормильца, используется формула.

СП = ИПК х СПК, первый показатель индивидуальный коэффициент умершего человека.

В 16 статье закона представлены правила, по которым формируется фиксированная выплата. Она добавляется к страховой пенсии пожилых граждан, инвалидов, к пособию по утере кормильца.

Как проверить правильность начисления пенсии описано в статье.


В ст.17 указаны категории лиц, которым положен повышенный размер ФП. К ним относят:

  • людей старше 80;
  • пенсионеров, имеющих иждивенцев;
  • инвалидов 1 гр.;

Увеличенная фиксированная выплата назначается проработавших на Крайнем Севере 15 лет с общим стажем в 25.

В ст. 18 закреплены условия, при которых производится перерасчет страхового пособия. Это происходит когда увеличивается индивидуальный пенсионный коэффициент до 01.01.2015, после этой даты и по результатам пересмотра ведомостей персонифицированного учета. Размер пособий корректируется с 1 февраля при установлении стоимости пенсионного коэффициента исходя из роста потребительских цен.

В статье 28 определяется ответственность юридических лиц и граждан за предоставление достоверных сведений, от которых зависит размер пособий. Если неправдивая информация привела к перерасходу денег на выплаты, виновник обязан возместить ущерб, причиненный пенсионному фонду.

В статье 30 представлены категории лиц, которым страховая пенсия назначается досрочно, когда их индивидуальный коэффициент равен 30 и выше.

Люди с ограниченными возможностями, которые имеют любой трудовой стаж, имеют право на страховую пенсию по инвалидности.


Получать ее вправе женщины в возрасте 50, если отработали:

  • 20 лет в тяжелых условиях на предприятиях легкой промышленности;
  • трактористами в сельском хозяйстве, машинистами на погрузчика;
  • механизаторами комплексных бригад, водителями троллейбусов и трамваем.

На досрочную пенсию могут претендовать граждане, которые трудились в плавсоставе на речных и морских судах, в шахтах – забойщиками, проходчиками, осуществляли деятельность в театрах цирках, работали в пожарных, аварийных службах.

В статье указано, сколько конкретно нужно стажа для мужчин и женщин или иной категории, в каком возрасте можно уходить на положенный отдых досрочно.


Как получить накопительную пенсию работающему пенсионеру узнайте по ссылке.

Последние и ожидаемые изменения

В закон «О страховых пенсиях» вносились разные поправки, которые не затрагивали его суть. Вариант, вступивший в силу в 2017 году, содержит информацию, в которой собраны все изменения.

Согласно последней редакции, размер страховых отчислений зависит от количества пенсионных баллов, набранных на протяжении всего периода работы, а также от их стоимости на момент выхода на заслуженный отдых.

Статья 8 была дополнена одним пунктом. Пособие по старости для граждан, замещающих должности государственных служащих, полагается в случае достижения возраста, указанного в 5 приложении.

Исходя из поправок к ст. 15, сумма индивидуальных показателей определяется согласно ФЗ- №167. Норма страхового обеспечения по старости регламентируется 8 ст.

В новой редакции статьи 30 при расчете стажа применяются нормы Налогового Кодекса в части ст. 428.

Граждане, которые оформляют пособие позже срока, вправе получать дополнительный индивидуальный коэффициент.



К основной сумме прибавляется фиксированная выплата, которая индексируется каждый год. На начало 2018 это 4982,9 р.

Заключение

  1. Страховое обеспечение по старости назначается при достижении определенного возраста, наличии необходимого стажа и минимального количества пенсионных коэффициентов.
  2. Дополнительно к основной сумме полагается фиксированная выплата, для некоторых категорий она предусматривается в повышенном размере.
  3. Страховое пособие по инвалидности устанавливается независимо от количества отработанных лет.
  4. При наличии необходимого стажа сохраняется право на досрочное назначение пенсии гражданам, которые трудились в особых условиях.


Фиксированная выплата – размер к страховой пенсии по старости


Кому положена и как исчисляется страховая пенсия по случаю потери кормильца


Условия для начисления и размер пенсии медработникам по выслуге лет


Надбавка за выслугу лет государственным гражданским служащим

Читайте также: