Оплата труда пенсионеров федеральный закон

В большинстве случаев закон не запрещает человеку работать и получать пенсию одновременно. А потому «работающий пенсионер» в нашей стране — это далеко не редкое явление.

Правда приходится добавить, что и вынужденное, в основном, явление — учитывая размеры пенсий по старости.

Но не стоит забывать, что у работающего пенсионера — особый статус, а потому он может пользоваться большим объемом прав и привилегий (и как пенсионер, и как работник).

1. Как пенсионер, он имеет следующие права:

Право на индексацию пенсии и ЕДВ

За работающими получателями государственных пенсий это право сохраняется, тогда как для работающих получателей страховых пенсий индексация ограничена лишь федеральной ЕДВ (если она им назначена).

Работающие пенсионеры, у которых страховая пенсия по старости, получают ежегодную корректировку с 1 августа: к пенсии добавляются баллы, заработанные за прошлый календарный год (правда, с учетом 3-балльного ограничения).

Право на доплату к пенсии за спецстаж и иждивенцев

Независимо от факта работы, пенсионеры, у которых страховая пенсия по старости, могут получать доплаты:

- за нетрудоспособных иждивенцев (в размере 1/3 фиксированной выплаты),

- и за северный стаж (50% или 30% фиксированной выплаты, если 15 лет стажа на Крайнем Севере или 20 лет в приравненных территориях соответственно).

2. Будучи работником, пенсионеру стоит знать о таких правах:

Право на индексацию зарплаты

Позиция Минтруда такова: в бюджетных организациях повышение зарплаты производится на основании нормативного акта. А в частных организациях повышение должно предусматриваться локальными актами (например, коллективным договором).

А если порядок индексации предусмотрен, но не соблюдается — работники вправе добиться прибавки к зарплате через суд.

Недавно Верховный суд РФ взыскал с организации недополученную работником индексацию за 5 лет работы, и ссылка на то, что он получал премии в счет индексации, суд не удовлетворила (ВС РФ, дело 89-КГ18-14).

Право на дополнительный отпуск

Работающие пенсионеры по старости могут взять административный отпуск сроком до 14 календарных дней (это помимо ежегодного оплачиваемого отпуска).

Для прохождения диспансеризации работающим пенсионерам обязаны предоставить два оплачиваемых выходных дня в течение каждого года.

А если пенсионер является ветераном боевых действий, он может уйти в ежегодный отпуск в любое удобное для него время (независимо от графика отпусков), а также имеет право на административный отпуск сроком до 35 дней за год.

Право на бесплатный медосмотр

Если пенсионер работает за компьютером, по закону работодатель обязан обеспечить ему бесплатный медицинский осмотр не реже чем раз 2 года (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2002 г. №118).

Право выбрать электронную трудовую книжку

До конца этого года работники могут сделать для себя добровольный выбор — будет у них электронная трудовая книжка или же останется прежняя, бумажная.

До 30 июня работодатели обязаны уведомить всех работников об изменениях в трудовом законодательстве и предложить им сделать выбор (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ).

Право уволиться без отработки

Работник может уволиться по своему желанию в любое время, без 2-недельной отработки, если в заявлении он указал, что просит расторгнуть трудовой договор по п. 3 части 1 ст. 77 ТК РФ — т. е. в связи с выходом на пенсию.

При этом закон не запрещает применять это правило неоднократно. Например, работающий пенсионер уже ранее увольнялся в связи с выходом на пенсию, а после — снова устроился на работу и снова решил уволиться.

Как показывает судебная практика, нет препятствий к тому, чтобы он повторно воспользовался своим правом уволиться без предварительной отработки, если указал в заявлении на увольнение в связи с выходом на пенсию (например, Московский р-й суд г. Твери, дело № 2-2024/2012).

А вот уволить работника только потому, что он стал пенсионером, работодатель не может. Если пенсионер работает по бессрочному трудовому договору, он может быть уволен лишь по общим основаниям, как и все работники.

Заключать же срочный трудовой договор пенсионер не обязан: по закону такое соглашение допускается лишь по обоюдному согласию между работником и работодателем.

  • Как оплачиваются новогодние праздники в 2021 году
  • 31 декабря 2020 года — сокращенный рабочий день или нет?
  • Какие ограничения ввели власти Санкт-Петербурга из-за коронавируса
  • Судебная практика в связи с коронавирусом: обзор самых интересных дел
  • Выходные дни в январе 2021 года

Нормативная база

Путин поручил вернуть индексацию работающим пенсионерам

Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать план по возврату индексации пенсии работающим пенсионерам. Фракция Единой России в Госдуме уже направила в кабмин соображения на этот счет. Как рассказал первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев:

Сейчас рассчитываем, что на наши предложения поступит ответ. Разумеется, мы эту тему обсуждали и с Пенсионным фондом, и с Министерством труда. Рассматривается два варианта: единовременная индексация и поэтапная.

Пенсии работающим пенсионерам перестали индексировать в 2016 году. На этот шаг власти пошли для уменьшения дефицита бюджета Пенсионного фонда России еще до принятия решения о повышении пенсионного возраста. После этого неработающие пенсионеры начали получать ежегодно прибавку выше уровня инфляции, а работающим индексацию пенсий так и не вернули.

В конце сентября Владимир Путин сообщил, что рост страховых пенсий по старости в 2021 году составит 6,3%. Но повышенная индексация коснется только выплат для неработающих пенсионеров. Пенсии работающих пенсионеров увеличатся только в том случае, если правительство успеет разработать, а Госдума рассмотреть и принять соответствующий закон до 01.01.2021.

Бесплатно следите за изменениями по выплатам страховой пенсии работающим пенсионерам с помощью КонсультантПлюс.


Что ждет пожилых

Если вы уже оформили пенсию, но продолжаете работать, для вас практически ничего не изменится. В организации новые правила для пенсионеров в 2020 году «создает» разве что работодатель, если у него появляются финансовые или иные сложности.

Что касается обязанностей государства, то все остается по-прежнему: отмена пенсии работающим пенсионерам по старости, возрасту или за выслугу лет не предусмотрена, но и индексацию, предусмотренную для неработающих пожилых россиян, они пока не получат. По словам чиновников, закон о перерасчете пенсии работающим пенсионерам в 2020 году принять не удастся, так как на это нет денег.

Если пенсия вам положена только в следующем году, то учитывайте начавшуюся реформу. По ней женщины в 2021 году уходят на заслуженный отдых в 56,5 лет, а мужчины — в 61,5 лет.

Выгодно ли работать на пенсии

Попробуем разобраться, выгодно ли работать на пенсии в России. Но сначала расскажем, какие пенсии бывают:

  • страховые (т.е. за счет страховых взносов в ПФР):
    • по старости;
    • по инвалидности;
    • страховая по случаю потери кормильца;
  • государственные (выплачиваются из госбюджета):
    • за выслугу лет;
    • по старости;
    • по инвалидности (участникам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, инвалидам военной травмы и др.);
    • по случаю потери кормильца;
    • социальная.

Некоторым категориям лиц доступно оформление двух видов поддержки, к примеру, страховой пенсии по старости и государственной по инвалидности (участники ВОВ, блокадники и др.). Но вопрос, получают ли пенсию работающие пенсионеры в России, не стоит: определенную часть им выплачивают безоговорочно, независимо ни от каких обстоятельств.

Никто не запрещает пенсионеру работать. Но что предусматривает закон о работающих пенсионерах в 2020 году? Или пенсия, или работа — совмещать не получится. Но чиновники напоминают: кроме дополнительного дохода, положительная сторона для гражданина — увеличение стажа и пенсионных баллов (при условии отчисления страховых взносов в ПФР). В дальнейшем это увеличит сумму, которую человек получает в старости.

Но есть и минусы. По закону индексация пенсий работающим пенсионерам не положена. Они получают только назначенную страховую часть и фиксированную доплату к ней (ст. 3 Закона №385-ФЗ от 29.12.2015). Исключение — пособие на иждивенца работающему пенсионеру и выплаты за счет государственного бюджета. Их индексация проводится регулярно: последняя состоялась 01.04.2020 и составила 6,1%. А в следующем году чиновники обещают поднимать выплаты пожилым людям на 6,3%.

Но при трудоустройстве государственное пенсионное обеспечение, назначенное гражданину, отменяется, а некоторые социальные выплаты и льготы положены исключительно неработающим. Вот что теряет работающий пенсионер, если продолжит или возобновит трудовую деятельность:

  • социальная пенсия по старости;
  • федеральная социальная доплата до прожиточного минимума;
  • государственная пенсия по случаю потери кормильца (за военного, призывника сохраняется);
  • компенсация работающим пенсионерам на проезд к месту отдыха (для жителей регионов Крайнего Севера или территорий, приравненных к ним);
  • компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным гражданином.

Так что ответ на вопрос о выгоде зависит от конкретной ситуации.

Кому ждать индексацию

Индексация — это ежегодное увеличение размера выплат:

  • страховых — в соответствии с ростом цен;
  • государственных (в том числе социальных) — в зависимости от величины прожиточного минимума, денежного довольствия и др.

С 2016 года страховые пенсии лиц с дополнительным доходом не индексируются (Закон №385-ФЗ от 29.12.2015). По официальным данным, денег в бюджете ПФР на это нет. Но государственные пенсии индексируются независимо от трудоустройства пенсионера (исключение — социальные, назначаемые нетрудоспособным гражданам, которые отменяются при устройстве на работу). С 01.04.2020 рост выплат за счет бюджета составил 6,1%.

Страховые пенсии работающим пенсионерам по-прежнему останутся без изменений. Сумму проиндексируют после увольнения.

Расчет размера страховой пенсии

Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:

  • СП — страховая пенсия;
  • ИПК — это сумма всех пенсионных баллов (запрашивается в личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФ РФ);
  • СИПК — стоимость пенсионного балла. При назначении пенсии с 01.01.2020 СИПК = 93 руб. (ежегодно индексируется, исключая работающих пенсионеров);
  • ФВ — фиксированная выплата. На 01.01.2020 она составляет 5686,25 руб. (ежегодно индексируется, но только неработающим пенсионерам).

На сумму баллов влияют:

  • сумма отчислений в ПФ от дохода;
  • выбранный вариант пенсионного обеспечения;
  • трудовой стаж;
  • отпуск по уходу за ребенком, военная служба по призыву и др.;
  • обращение за назначением пенсии позже достижения установленного пенсионного возраста.

Перерасчет страховых пенсий

Перерасчет размера страховой пенсии — это корректировка суммы выплаты через увеличение ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) и (или) фиксированной выплаты. Поскольку это не индексация, разберемся, что ждет работающих пенсионеров в 2020 году в этой сфере.

В каких случаях делают перерасчет:

  • при наличии у пенсионера дополнительного дохода, с которого уплачиваются страховые взносы в ПФР;
  • в связи с новыми сведениями о трудовой деятельности;
  • в связи с нововведениями в законах;
  • из-за других обстоятельств.

  • без подачи заявления пенсионера в ПФР (автоматический, беззаявительный перерасчет);
  • по заявлению в ПФР.

Формула перерасчета пенсии

Что-то новое о пенсиях для работающих пенсионеров в 2020 году сказать нельзя, но в ПФР обещают, что с 1 августа всем трудоустроенным россиянам старше 55 (60) лет автоматически пересчитают выплаты с учетом сумм, перечисленных на пенсионное страхование.

Выплаты неработающим пенсионерам тоже пересчитают, если появятся обстоятельства, влияющие на размер индивидуального пенсионного коэффициента (по сведениям, поступающим в ПФР).

Формула перерасчета для страховой пенсии по старости:

  • СПст — размер выплаты после перерасчета;
  • СПстп — установленный на 31 июля размер выплаты;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент на начало года, не учтенный при предыдущем перерасчете;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента (на 01.01.2020 СПК = 93 руб.).

Беззаявительный перерасчет страховых пенсий

Ежегодный автоматический перерасчет страховых пенсионных выплат произойдет 1 августа.

На основании п. 4 ст. 18 400-ФЗ от 28.12.2013, при беззаявительном перерасчете максимальная величина ИПКi (не учтенного на момент перерасчета) не превышает:

  • 3,0 — для пенсионеров, у которых не формируются пенсионные накопления;
  • 1,875 — для пенсионеров, у которых формируются пенсионные накопления.

Ежегодный автоматический перерасчет страховой части пенсии для работающих пенсионеров в 2020 году произойдет 1 августа при условии отчислений страховых взносов в ПФР, которые ранее не учитывались:

  • при предыдущем перерасчете;
  • при назначении страхового пособия (по старости или по инвалидности);
  • при назначении страхового пособия по случаю потери кормильца (корректируется один раз: в августе года, следующего за годом ее назначения);
  • при переводе на другой вид страхового пособия (по старости или инвалидности).

Автоматический (беззаявительный) перерасчет размера фиксированной выплаты осуществляется:

  • при достижении пенсионером 80-летнего возраста;
  • инвалидам I группы.

Для них фиксированная выплата удваивается.

Перерасчет страховых пенсий по заявлению

При ряде обстоятельств перерасчет производится по личному заявлению в ПФР. Увеличивают как ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), так и фиксированную выплату.

Какие обстоятельства дают право на дополнительный перерасчет? Нестраховые периоды (за которые не поступали страховые взносы в ПФР), дающие основание для увеличения ИПК, представлены в ст. 15 и 18 ФЗ-400 от 28.12.2013:

  • прохождение военной службы по призыву;
  • получение социального пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за каждым ребенком до полутора лет (но не более шести лет в сумме);
  • получение пособия по безработице;
  • уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или пожилым человеком в возрасте от 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих в районах, где не было возможности трудоустроиться (но не более пяти лет в сумме);
  • проживание за границей супругов работников госслужб (но не более пяти лет в сумме);
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • содержание под стражей и отбывание наказания лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и после реабилитированных;
  • период временного отстранения от работы лица, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и позже реабилитированного.

Фиксированная выплата увеличивается в случаях (ст. 15 и 17 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013):

  • увеличения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении (учитываются не более трех иждивенцев). Устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховому пособию по старости и по инвалидности;
  • проживания в районах Крайнего Севера. Фиксированная выплата увеличивается с учетом районного коэффициента на весь период проживания;
  • достижения необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) страхового стажа. Повышается фиксированная выплата к страховому пособию (по старости или по инвалидности);
  • изменения категории получателей страхового пособия по случаю потери кормильца.

Корректировка накопительной пенсии

Перерасчет средств пенсионных накоплений производится 1 августа ежегодно без подачи заявления. Индексация не производится.

Корректировка происходит, исходя из неучтенных поступлений при ее назначении или предыдущей корректировке (ст. 8 Закона №424-ФЗ от 28.12.2013):

  • от страховых взносов;
  • от дополнительных добровольных страховых взносов;
  • от взносов на софинансирование и результат от их инвестирования;
  • от средств материнского капитала и результата от его инвестирования.

Корректировка производится по формуле:

  • НП — размер выплаты;
  • НПк — установленный размер выплаты на 31 июля года корректировки;
  • ПНк — сумма пенсионных накоплений по состоянию на 1 июля;
  • Т — количество месяцев ожидаемого периода выплат по состоянию на 31 июля.

Величина накопительной пенсии корректируется по результатам инвестирования средств выплатного резерва в соответствии со ст. 12 Федерального закона №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» от 30.11.2011.

Меры социальной поддержки

Работающие пенсионеры по возрасту вправе получить отпуск за собственный счет не более 14 дней в году в любое удобное для них время (ст. 128 Трудового кодекса РФ, закон №197-ФЗ от 30.12.2001).

Если пенсионер является инвалидом или ветераном, раз в год ему положена бесплатная путевка в санаторий и другие социальные льготы (ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона РФ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Таким гражданам предоставлены и налоговые вычеты (размеры выплат и категории лиц определены в статье 218 Налогового кодекса РФ):

  • для льготных категорий инвалидов, ветеранов, бывших военнослужащих;
  • на несовершеннолетних и детей до 24 лет, обучающихся по очной форме;
  • на ребенка-инвалида;
  • донорам костного мозга;
  • др.

Пенсионеры вправе подавать имущественные вычеты на строительство и приобретение нового жилья при подтвержденных расходах (п. 1 статьи 220 НК РФ), просить освобождения от налога на имущество (пп. 10 п. 1 и п. 2–4 ст. 407 НК РФ).

Предусмотрена и адресная социальная поддержка. Категории получателей и список услуг адресной помощи определяются каждым регионом по согласованию с федеральными органами власти. Она не отменяет других социальных льгот и услуг.

Отдельно расскажем о дополнительных мерах поддержки предпенсионеров — граждан, которым осталось отработать 5 и менее лет. Во-первых, им предоставили 2 оплачиваемых выходных дня для прохождения диспансеризации ежегодно (остальные работники получают на эти цели только 1 день раз в три года). Во-вторых, власти предоставили налоговые льготы предпенсионерам. Женщин-собственников объектов недвижимости освободили от налога на имущество и земельного налога по достижении 55 лет, а мужчин — 60 лет (Федеральный закон №378-ФЗ от 30.10.2018).

Право на пенсию для работающих пенсионеров. Какие ограничения выплат и индексаций планировали, и какие ввели. Срок действия временных ограничений. Пенсия после завершения трудовой деятельности. Закон не запрещает гражданам, вышедшим на пенсию, продолжать трудиться и получать заработную плату. Если в части оплаты труда такая деятельность попадает под общие правила: продолжает течь рабочий стаж и работодатель платит все необходимые взносы, то в части пенсии есть важные особенности. Начиная с 2016 года, выплаты работающим пенсионерам не попадают под ежегодную индексацию, работающий гражданин также не может рассчитывать на региональные доплаты. Для лиц, получающих социальную пенсию по старости при отсутствии стажа работы, при выходе на работу право на неё теряется.

При достижении пенсионного возраста можно продолжить работу, не выходя на пенсию, и заработать коэффициент, повышающий размер выплат. Повышение вступит в силу после завершения трудовой деятельности.

Федеральное законодательство о выплатах работающим пенсионерам

Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется федеральным законодательством. Для большинства пожилых людей актуален закон о трудовых (страховых) пенсиях 400-ФЗ. Однако работать могут и получатели социальных пособий и государственного обеспечения (военнослужащие, полицейские и др.), чей доход после завершения работы регулируется законом о пенсионном обеспечении, 166-ФЗ. Право на получение некоторых социальных выплат будет приостановлено на время работы по найму.


Закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Основным законодательным актом, регулирующим трудовую деятельность пенсионеров, является закон 2013 г. о страховых пенсиях. Базовый размер выплат для всех категорий граждан, имеющих минимальный трудовой стаж, рассчитывают при помощи единой балльной системы. Фактическая сумма получается при умножении количества баллов на стоимость одного балла, установленную Правительством. Больше информации касательно закона о страховых пенсиях смотрите тут.

Размер получаемой суммы зависит от следующих факторов:

  • стажа на момент прекращения работы (необходим для расчета страхового трудового стажа), попадающего на период до 01.01.2015 (ст.34) и пересчитанного в баллы;
  • особых условий работы либо профессии, предусматривающих повышающие коэффициенты;
  • факта прекращения всех трудовых отношений на момент выхода на пенсию (ст.26.1);
  • количества баллов для пенсии, накопленных с 2015 г. по новой методике расчёта (ст.15);
  • заработанных дополнительных баллов за прошедший год при продолжении работы.


Законом предусмотрена индексация выплат для всех категорий, включая работающих граждан. До 2016 года их размер не менялся, если получатель начинал работать. Согласно п.21 статьи 15 закона, описывающей общий подход и нюансы расчёта суммы выплат, ежегодный пересмотр сумм производился с учётом инфляции за прошедший год путём увеличения размера пенсионного коэффициента.

Работодатели делают взносы в пенсионный фонд за каждого работника, трудящиеся пенсионеры не исключение. Каждый август проводится перерасчёт пенсионного коэффициента с учётом доходов, с которых сделаны взносы в ПФ, за прошедший год.

Максимальный размер увеличения ежемесячных выплат составляет 3 балла (около 230 рублей), его можно впервые получить полностью за следующий после оформления пенсии год.

Выплаты гражданам, вышедшим на пенсию, но продолжающим работать, регулируются статьёй 26.1, введённой в 2015 году при внесении изменений в законодательство, касающихся работающих пенсионеров.

Последние изменения в текст закона внесены 07.03.2018 при принятии 56-ФЗ о размещении важной информации по страховым выплатам и стаже работы в Единой информационной системе соцобеспечения. Документ был дополнен статьёй 29.1

Приостановка действия ряда законодательных норм с января 2016 года в законе 385-ФЗ

В 2015 году Государственная Дума приняла, а Президент подписал закон, отменяющий ежегодную корректировку выплат для работающих пенсионеров на период, пока они трудоустроены. Первоначально срок действия закона был установлен до начала 2017 г., позже его действие продлевалось два года подряд.

Исходно закон приостановил действие следующих статей:

  1. Части статьи 25 закона 166-ФЗ, предполагающую ежегодное увеличение социальных выплат.
  2. Частей 20-22 статьи 15 закона о страховых пенсиях, предусматривающую рост пенсионного коэффициента.
  3. Частей 6 и 7 статьи 16 того же закона, об увеличении фиксированных выплат.
  4. Частей 14, 15 ст.17, регулирующей выплаты в сельском хозяйстве
  5. Ст.18, часть 10 – о порядке проведения ежегодной индексации.

Изменение законодательства 2015 года не отменило, а приостановило действие положений об индексации для граждан, продолжающих трудиться.

В тот же период было изменено правило, согласно которому граждане должны были самостоятельно уведомлять ПФР о заработанном дополнительном стаже и соответствующем праве на получение большей пенсии. Сейчас информацию в пенсионный фонд предоставляют работодатели и перерасчёты производятся автоматически. Все изменения в сумме получаемого пособия вступают в силу после прекращения трудовых отношений и окончательного выхода на заслуженный отдых.

Пенсионный фонд совершает перерасчёт размера выплат на основании данных отчётности предприятий по каждому работнику.


Отмена индексации была продлена на 2017 и 2018 гг. В этот период в Госдуму партией ЛДПР вносились законопроекты о возобновлении индексации пенсий для работающих пенсионеров, в 2017 году решение не было принято, проект 2018 года на текущий момент не рассмотрен, действует закон № 420, продлевающий мораторий на увеличение до 1 января 2019 года.

Индексация для лиц, не состоящих в трудовых отношениях после выхода на пенсию, за время действия моратория составила:

  • в 2016 году – 4%;
  • в 2017 – 5,8 %;
  • в 2018 – 3,7%

Правительство предполагает включить индексацию выплат работающим пенсионерам в бюджет на 2020 год.

Законопроект 2015 года об отмене пенсий

Радикальный подход к обеспечению работающих пенсионеров предложило в 2015 году Министерство труда и соцзащиты. Законопроектом, внесённым в Думу, предусматривалась полная отмена выплат работающим пенсионерам, чей доход за год превышает один миллион рублей.

Целью законопроекта была заявлена экономия средств ПФР, он затронул бы более двухсот тысяч человек. Предполагалось, что в случае принятия закон вступит в силу в начале 2016 года, однако вместо него был принят закон об отмене индексации. Возможно, вам будет интересно ознакомиться с особенностями пенсионной реформы в России 2018.

Видео

Больше полезной информации касательно законодательной базы для работающих пенсионеров смотрите на видео ниже.

Ключевая информация

  1. Совмещать заслуженный отдых и работу разрешается.
  2. В 2018 году у работающих пенсионеров нет права на годовую индексацию пенсии с учётом инфляции.
  3. Выход на работу может привести к потере других доплат и льгот, это нужно учитывать при принятии решения снова работать. Для этого рекомендуем заранее ознакомиться с порядком начисления пенсии работающим пенсионерам.
  4. После окончательного завершения трудовой деятельности выплаты будут проиндексированы в полном объёме.


Методика проведения перерасчета пенсии работающим пенсионерам


Способы оформить перерасчет пенсии для неработающих пенсионеров


Фиксированная выплата – размер к страховой пенсии по старости


Надбавка за выслугу лет государственным гражданским служащим

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 - 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также: