Отсрочка исполнения постановления пенсионного фонда

Относительно недавно Президентом нашей страны был подписан закон об отсрочке платежей по долгам для пенсионеров. Государство всячески пытается облегчить и без того трудную жизнь людям пожилого возраста. Основная идея закона заключается в снижении финансовой нагрузки на пенсионеров, которые в большинстве своем живут на скромную пенсию, но при этом имеют долги. Предполагается, что пенсионеры смогут спокойно частями выплачивать накопившиеся задолженности, не боясь, что приставы спишут последние денежные средства с банковской карты или вовсе не заблокируют ее.

Средний размер пенсии сейчас это около 15 000 рублей . Как можно прожить на эту сумму, если ежемесячно нужно оплачивать квартплату, свет, покупать лекарства и еду? А что делать тем пожилым гражданам, у которых набрано кредитов? Вопросы, которые по сей день, к сожалению, практически никак не решаются нашими властями.

К слову, на днях негосударственным пенсионным фондом Сбербанка был проведен опрос, касающийся желаемого размера пенсионных выплат после выхода на заслуженный отдых. В среднем россияне рассчитывают получать порядка 59 000 рублей . По мнению опрошенных, это наиболее благоприятная сумма для достойного существования на пенсии. И что самое интересное - эта цифра почти в 4 раза превышает размер реальной пенсии в нашей стране. Повысит ли государство размер выплат до желаемого уровня? Думаю, ответ здесь очевиден. Иной раз лучше рассчитывать на себя и копить самостоятельно. Но вернемся к обсуждаемому закону.

Федеральный закон от 20 июля 2020 года за номером 215-ФЗ вступил в силу. С текстом документа можно ознакомиться по ссылке . Кстати, закон касается не только граждан, получающих пенсию, но и также субъектов малого и среднего предпринимательства из наиболее пострадавших отраслей. Бизнесу предлагается годовая рассрочка взыскания задолженности по налогам, сборам, страховым взносам или кредитному договору, если сумма задолженности не больше 15 млн руб.

Но сегодня расскажу обо всех нюансах получения рассрочки именно для пенсионеров. Ведь как обычно закон содержит в себе множество тонкостей, и на получение послабления от государства, к сожалению, может рассчитывать далеко не каждый.

Рекомендую прочитать до самого конца. А в комментариях делитесь своими историями, обращались ли вы за рассрочкой? Помогало ли вам государство?

Кто имеет право на получение рассрочки?

Рассчитывать на получение рассрочки исполнения исполнительных документов могут те, кто получает следующие виды пенсий:

  • получатели пенсии по старости;
  • получатели пенсии по потере кормильца;
  • получатели пенсии по инвалидности.

Что важно отметить - закон не содержит каких-либо возрастных ограничений. То есть вы можете, например, учиться в ВУЗе и получать пенсию по потере кормильца. У вас образовалась задолженность по кредиту, который вы брали на покупку нового ноутбука. Соответственно, по закону вы имеете право на получение рассрочки. Рассрочка предоставляется не только гражданам преклонного возраста. Однако это далеко не все условия.

Во-первых, не должно быть помимо получаемой пенсии иных источников дохода (то есть никаких зарплат, стипендий и прочих выплат).

Во-вторых, отсутствие иной недвижимости , за исключением единственного жилья, пригодного для постоянного проживания. Если вы имеете в собственности земельный участок с дачным домиком - рассрочку вам не дадут.

В-третьих, размер получаемой пенсии должен составлять менее 2 минимальных размеров оплаты труда.

Рассрочка предоставляется не по всем кредитам и займам!

Рассрочку вам обязаны дать только в отношении тех долгов по займам и кредитам, которые уже находятся у судебных приставов. Проще говоря, рассрочку смогут получить граждане-должники, в отношении которых открыто исполнительное производство.

В сумме долги не должны превышать 1 миллиона рублей . Кроме того, закон не содержит никаких ограничений, касающихся цели выдачи кредита.

Что касается сроков. По закону рассрочку дадут максимум на 24 месяца , но позднее 1 июля 2020 года . Именно в течение этого срока вы обязаны выплатить долг.

Полученная рассрочка на время “спасет” пенсионеров и иных должников от ареста имущества, списания средств с банковской карты, от назойливых коллекторов и т.д.

Куда обращаться за получением рассрочки?

Обращаться в суд, который выдал исполнительный документ, нет необходимости. Заявление и график погашения задолженности следует подавать непосредственно к приставам, которые ведут исполнительное производство.

Статья 203. Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда изменение способа и порядка исполнения решения суда

1. Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
2. Указанные в части первой настоящей статьи заявления рассматриваются в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению поставленного перед судом вопроса.

Должно быть так

М.Е.И. нам не суд присудил задолженность в ПФР, а сам пенсионный фонд вынес постановление в котором указал что у нас перед ними долг, и своё постановление пенсионный фонд направил приставам для исполнения.

Т.е. мне можно просто заявление написать по типу как писала в суд и отвезти в управление ПФР?
а, где мне можно почитать, что то не нашла в законодетельстве не чего.

Нашла одно письмо по этой теме, но там речь только об обмене инфо. Все же по идее должно через суд взыскиваться. ПФР же должен доказать задолженность. Или я совсем в неведении(((

Письмо ПФ РФ от 01.02.2011 N КА-30-24/850

ПФР и судебные приставы: взаимодействие на стадии исполнительного производства

Федеральное законодательство
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Пенсионный фонд РФ направляет для сведения и использования в работе соглашение о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении Постановлений Пенсионного фонда РФ и иных исполнительных документов от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/ 12/01-1.


Первый заместитель
Председателя Правления
Пенсионного фонда РФ
А.В.КУРТИН


Приложение
к письму Пенсионного фонда РФ
от 01.02.2011 N КА-30-24/850

СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Пенсионный фонд Российской Федерации в лице Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздова, с одной стороны, и Федеральная служба судебных приставов в лице директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации А.О. Парфенчикова, с другой стороны, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" и иными нормативными правовыми актами, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.


1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение определяет общие принципы взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов (далее - территориальные органы ПФР) и Федеральной службы судебных приставов ее территориальных органов (далее - территориальные органы ФССП России) при исполнении исполнительных документов (постановлений) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщиков страховых взносов - организаций или индивидуальных предпринимателей (далее - постановление территориальных органов ПФР) и иных исполнительных документов (далее - исполнительные документы).
1.2. Задачами взаимодействия ПФР и ФССП России, их территориальных органов являются:
1.2.1. Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.
1.2.2. Организация взаимодействия территориальных органов ПФР и территориальных органов ФССП России при исполнении постановлений территориальных органов ПФР и иных исполнительных документов.
1.3. Взаимодействие ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме обмена информацией, сверки постановлений, вынесенных территориальными органами ПФР, и исполнительных документов, находящихся на исполнении.
1.4. Взаимодействие пресс-служб ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.


2. Информационное взаимодействие ПФР и ФССП России, их территориальных органов

2.1. Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию взаимодействия ПФР и ФССП России в рамках настоящего Соглашения обеспечивают в пределах своей компетенции должностные лица ПФР и ФССП России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ПФР и ФССП России, начальники структурных подразделений территориальных органов ПФР и ФССП России.
2.2. Информационный обмен между ПФР и ФССП России, их территориальными органами осуществляется в электронном виде по каналам связи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации с функциями шифрования информации и электронной цифровой подписи.
Стороны обеспечивают конфиденциальность и безопасность информации при ее обработке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Территориальные органы ФССП России постановления территориальных органов ПФР о взыскании недоимки принимают в электронной форме по согласованным форматам.
2.3. Территориальные органы ПФР представляют по запросам судебных приставов-исполнителей информацию:
о застрахованных лицах, содержащуюся в базе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (место работы должника-гражданина (наименование организации), адрес места нахождения организации);
о пенсионерах, содержащуюся в базе данных о пенсионерах (ФИО, сведения о суммах начисленных и выплаченных пенсий);
о плательщиках страховых взносов - организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих отчисления страховых взносов, сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, сведения о руководителях и главных бухгалтерах (ФИО), адрес места нахождения организаций-должников);
иные дополнительные сведения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
2.4. Порядок и форматы обмена информацией в электронной форме определяются сторонами в соответствии с протоколом, утверждаемым совместно ПФР и ФССП России.


3. Особенности взаимодействия ПФР и ФССП России, их территориальных органов при исполнении постановлений территориальных органов ПФР и исполнительных документов судебных органов, выданных в пользу территориальных органов ПФР

3.1. Исполнительные документы направляются территориальными органами ПФР в структурные подразделения территориальных органов ФССП России заказными письмами с уведомлением о вручении или нарочным по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемых статьей 33 Федерального закона N 229-ФЗ, в сроки, установленные статьей 21 Федерального закона N 229-ФЗ.
3.1.1. Постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещения банка о помещении расчетных документов в картотеку по форме 0401075, установленной положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".
При направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.
3.1.2. Исполнительные документы, выданные судебными органами, направляются с сопроводительным письмом, содержащим расшифровку задолженности плательщика по исполнительному документу с указанием реквизитов счетов органов Федерального казначейства по учету операций по поступлениям доходов в соответствующие бюджеты и кодов классификации доходов бюджетов, по которым следует перечислять взысканные суммы.
К исполнительным документам территориальным органом ПФР при наличии прикладывается документ, содержащий перечень расчетных, текущих и иных счетов плательщиков страховых взносов в банках и других кредитных организациях.
3.1.3. В случае открытия плательщиком страховых взносов счетов в банках и иных кредитных организациях после направления территориальными органами ПФР исполнительных документов в структурные подразделения территориальных органов ФССП России территориальные органы ПФР в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений направляют данную информацию в структурные подразделения территориальных органов ФССП России.
При получении такой информации территориальный орган ФССП России обязан произвести действия, направленные на взыскание денежных средств с открытого плательщиком счета в пользу территориального органа ПФР, в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об открытии счетов в банках.
3.2. Если в ходе исполнительного производства должник полностью (частично) погасил сумму, подлежащую взысканию, территориальный орган ПФР направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится постановление территориального органа ПФР или иной исполнительный документ, соответствующее уведомление.
Денежные средства, перечисленные должником самостоятельно в территориальный орган ПФР после возбуждения исполнительного производства в счет уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, включенных в сумму, подлежащую взысканию по исполнительному документу, на основании которого возбуждено исполнительное производство, учитываются территориальным органом ПФР в счет погашения задолженности по такому исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.
3.3. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурными подразделениями территориальных органов ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе и (или) сопроводительном письме, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии с частью I статьи 110 Федерального закона N 229-ФЗ.
В случае отсутствия в исполнительном документе, выданном судом, сведений о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные денежные средства, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в территориальный орган ПФР, в пользу которого вынесен исполнительный документ.
Территориальные органы ПФР, получив запрос о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, представляют судебному приставу-исполнителю запрашиваемую информацию в течение десяти рабочих дней.
3.4. При отмене постановления территориального органа ПФР вышестоящим органом территориальный орган ПФР направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится постановление территориального органа ПФР, заявление об отзыве постановления.
3.5. Территориальные органы ФССП России по запросу территориального органа ПФР в установленный законом срок представляют информацию о ходе исполнительного производства.


4. Заключительные положения

4.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем подписания дополнительного соглашения между ПФР и ФССП России.
Разъяснения по данному Соглашению оформляются совместными письмами ПФР и ФССП России.
4.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.
4.3. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и может быть расторгнуто по согласованию обеих сторон на основании письменного соглашения.
4.4. Настоящее Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ПФР и ФССП России.


Председатель Правления
Пенсионного фонда РФ
А.В.ДРОЗДОВ

Директор Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав РФ
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

Налоговым кодексом предусмотрена возможность изменения срока внесения налоговых платежей в форме отсрочки или рассрочки. Правила и основания изменения этих сроков установлены гл. 9 НК РФ.

Со страховыми взносами во внебюджетные фонды дела обстоят иначе. С одной стороны, Федеральным законом № 212-ФЗ возможность отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам предусмотрена, с другой – механизм предоставления отсрочки (рассрочки) в законодательстве не прописан. По данному вопросу то и дело возникали споры между внебюджетными фондами и плательщиками страховых взносов, нередко решавшиеся в судебном порядке. Надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев федеральные арбитражные суды поддерживали плательщиков взносов – пока дело не дошло до высших арбитров и те не вынесли свой вердикт: у фондов отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 16929/12). Какие доводы привели судьи? Об этом и пойдет сегодня речь.

Федеральные арбитражные суды: отсрочка (рассрочка) возможна

Судьи трех инстанций поддержали организацию (см. Постановление ФАС ВСО от 11.10.2012 № А74-1369/2012), отметив следующее. В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Несмотря на то, что порядок и случаи предоставления такой отсрочки (рассрочки) законодателем не установлены, тем не менее анализ положений пп. 11 п. 1 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что Пенсионный фонд обладает правом на предоставление отсрочки (рассрочки). У организации возникает право заявлять ходатайство о ее предоставлении и доказывать необходимость удовлетворения такого ходатайства.

Арбитры напомнили, что Конституция РФ и принимаемые в соответствии с ней федеральные законы, в том числе и Федеральный закон № 212-ФЗ, имеют прямое действие. Таким образом, непринятие законодательным органом нормативного акта, устанавливающего механизм, основания и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, не может служить оправданием бездействия Пенсионного фонда.

В конечном итоге судьи ФАС ВСО указали на то, что положения действующего законодательства не исключают возможности использования фондом иных федеральных законов по аналогии в целях соблюдения прав и законных интересов плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц.

К слову сказать, к подобным выводам (о схожести правоотношений при уплате налогов и страховых взносов и о возможности применения в данной ситуации иных федеральных законов по аналогии) пришли судьи и других федеральных округов –

см., например, постановления ФАС ЦО от 02.12.2011 № А68-1982/11, ФАС ЗСО от 22.12.2011 № А46-4289/2011, от 12.12.2011 № А46-1483/2011, ФАС МО от 20.11.2012 № А40-37497/12‑99‑192, ФАС СЗО от 16.07.2012 № А21-8311/2011.

А высшие арбитры против

Президиум ВАС в Постановлении № 16929/12 встал на сторону фонда и обосновал свой вердикт таким образом.

Судами не учтено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом. Следовательно, и органы исполнительной власти, и ПФ РФ не вправе определять порядок и основания предоставления данной отсрочки (рассрочки). С учетом того, что до настоящего момента ни Федеральный закон № 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих этот механизм, у фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Об использовании иных федеральных законов по аналогии

В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это персонифицированные платежи во внебюджетный фонд. Они имеют особую правовую природу в связи с тем, что представляют собой индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ ).

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ представляют собой обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.

Таким образом, в отличие от налога, платежи по которому не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отвечают признакам возмездности и возвратности.

Указанные особенности страховых взносов обуславливают невозможность использования по аналогии норм налогового законодательства при решении вопроса о возможности предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по этим взносам.

Вместо заключения

Полагаем, что с выходом Постановления Президиума ВАС РФ № 16929/12 организации вряд ли смогут выиграть в суде споры с внебюджетными фондами на предмет представления указанной отсрочки (рассрочки). Показательный пример – Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 № А41-28250/12 (судебное решение, вынесенное после выхода рассмотренного постановления Президиума ВАС), в котором судьи поддержали внебюджетные фонды.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

12 сентября 2016 03:03


Если у плательщиков страховых взносов имеются финансовые трудности, то с 2015 года они на законных основаниях могут «отодвинуть» сроки уплаты обязательных платежей.

В рамках реализации ст.18.1-18.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), введенных Федеральным законом от 28 июня 2014 года №188-ФЗ, в целях урегулирования задолженности Отделением ПФР по Республике Саха (Якутия) с прошлого года проводится работа по предоставлению отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов.

Отсрочка по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить страховые взносы в установленный срок, если имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты им таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка. При этом должно присутствовать хотя бы одно из следующих оснований для предоставления отсрочки:

- причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

- сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.

Органами ПФР предоставляется отсрочка в отношении страховых взносов, уплачиваемых в бюджеты ПФР и ФФОМС за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной пенсии. При наличии задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной пенсии отсрочка не предоставляется.

В Отделении вопросы по предоставлению отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов рассматривает специальная Комиссия. С января 2015 года по август текущего года Комиссией рассмотрено 34 заявления о предоставлении отсрочек (рассрочек). С учетом решения Комиссии территориальными органами ПФР в улусах (городах) республики за указанный период принято 13 решений о предоставлении отсрочек (рассрочек) всего на сумму 435 млн рублей. Отсрочки предоставлены предприятиям с сезонным характером производства и (или) реализации товаров, работ или услуг.

Отсрочка (рассрочка) представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии установленных Федеральным законом №212‑ФЗ оснований на срок, не превышающий одного года. При отсрочке срок уплаты всей суммы платежа или ее части переносится на более поздний срок с условием единовременной полной уплаты по окончании периода отсрочки. Рассрочка отличается от отсрочки тем, что при переносе срока уплаты устанавливается поэтапная уплата суммы налога частями по графику в течение периода рассрочки.

На 1 сентября исполнены 5 решений, по которым отсроченная задолженность на сумму 178 млн рублей в полном объеме поступила в соответствующие бюджеты.

Условиями предоставления отсрочек и рассрочек являются своевременная и полная уплата как отсроченных сумм, так и текущих платежей организации. Следует обратить внимание на то, что нарушение этих условий влечет серьезные последствия для плательщиков.

Территориальными органами ПФР в связи с неуплатой текущих платежей решения по двум организациями были прекращены досрочно. По одной организации в связи с несоблюдением графика уплаты отсроченной задолженности и процентов за пользование отсрочкой принято решение об отмене отсрочки. Данные организации в соответствии с действующей нормой закона утратили право на получение отсрочки (рассрочки) в течение трех лет, последующих после принятия решения о досрочном прекращении действия (об отмене) отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ранее предоставленной отсрочки.

Комплект документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки, зависит от основания для ее предоставления (ст.18.4 Закона №212-ФЗ). Предоставление отсрочки выгодно как государству, так и самим плательщикам. За пользование отсрочками (рассрочками) проценты начисляются, если отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов предоставлена в связи с сезонным характером производства, реализации.

Таким образом, согласно действующему законодательству все заинтересованные плательщики имеют право обратиться в территориальные органы ПФР по месту регистрации с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки по страховым взносам, пеням и штрафам, а также по всем возникающим вопросам.

Отдел организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Отделения ПФР по Республике Саха (Якутия)


Организации, ИП и физлица-пенсионеры, в отношении которых возбуждено исполнительное производство, смогут получить рассрочку по уплате долгов без участия суда. А для должников-физлиц, не вышедших на пенсию, до конца 2020 года будет действовать запрет на осмотр, арест и изъятие движимого имущества. Такие правила закреплены новым Федеральным законом от 20.07.20 № 215-ФЗ (вступил в силу 20 июля 2020 года).

Как работают приставы

Порядок взыскания долгов закреплен Федеральным законом от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В общих чертах процедура выглядит следующим образом.

Приставы получают исполнительный документ. В нем указана сумма, которую должник обязан выплатить кредитору. Вот несколько примеров такого документа:

  • исполнительный лист (выдается судом);
  • судебный приказ (выносится судьей единолично);
  • нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов;
  • постановление руководителя ИФНС о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (принимается в рамках ст. 47 НК РФ);


Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

  • решение трудовой инспекции о выплате заработной платы.

Далее открывается исполнительное производство. Его цель — принудительно получить средства должника и передать их кредитору. В большинстве случаев приставы сначала блокируют банковские счета и карты, списывают с них деньги вплоть до полного погашения задолженности. Если денег не хватает, приставы могут продать имущество с торгов. Вырученные суммы передают кредитору. На должника чаще всего накладывают ограничения: не разрешают выезжать за границу, распоряжаться недвижимостью и проч.

Кому полагается рассрочка при исполнительном производстве

В общем случае любой должник вправе попросить рассрочку по уплате задолженности. Для этого нужно подать соответствующее заявление в суд или в другую инстанцию, которая выдала исполнительный документ. Рассрочку могут предоставить, но могут и отказать (ст. 37 Закона об исполнительном производстве).


Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд

Комментируемый Федеральный закон от 20.07.20 № 215-ФЗ (далее Закон № 215-ФЗ) вводит дополнительные основания для рассрочки. Они связаны с пандемией, поэтому отказ по ним не предусмотрен. Право на «коронавирусную» рассрочку предоставлено должникам:

1. Организациям и ИП, являющимся субъектами МСП по состоянию на 1 марта 2020 года, и отнесенным к наиболее пострадавшим от пандемии отраслям (см. « Расширен список кодов ОКВЭД, по которому определяется пострадавший от коронавируса бизнес »). Исключение составляют компании и предприниматели, к которым по заявлению кредитора применен мораторий на банкротство. Им рассрочка не полагается (см. « Правительство изменило правила применения моратория на банкротство »).

Проверить, включена ли организация в реестр МСП, а также узнать, какие ОКВЭД присвоены организации или ИП, можно с помощью сервиса « Контур.Фокус ».


Подключиться к сервису «Контур.Фокус»

2. Пенсионерам по старости, по инвалидности и (или) по утрате кормильца, если для них выполняются три условия. Во-первых, у них нет иных источников дохода, кроме пенсии. Во-вторых, они не располагают недвижимостью, кроме единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения. В-третьих, совокупный размер всех видов пенсионных выплат — менее 2-х МРОТ.

«Коронавирусная» рассрочка предоставляется по исполнительным документам, предъявленным службе приставов до 1 октября 2020 года. Об этом говорится в части 4 статьи 1 Закона № 215-ФЗ.

Какие долги подпадают под «коронавирусную» рассрочку

Для компаний и ИП отсрочка применяется к долгам по исполнительным производствам имущественного характера (в частности, по взысканию налогов и сборов за счет имущества). Но есть исключения. Согласно комментируемому Закону № 215-ФЗ нельзя получить рассрочку в отношении требований:

  • по возмещению вреда здоровью или в связи со смертью кормильца;
  • о компенсации морального вреда;
  • по выплате выходных пособий;
  • по оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору;
  • по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Для пенсионеров под рассрочку подпадают долги по кредитам.

Куда обратиться

Необходимо подать приставу-исполнителю заявление, приложив к нему график погашения задолженности. Пристав-исполнитель, в свою очередь, не должен обращаться в суд или в другую инстанцию, выдавшую исполнительный документ. Вместо этого пристав обязан сам вынести постановление о предоставлении рассрочки.

Копия постановления о предоставлении рассрочки направляется взыскателю. Он вправе обжаловать этот документ у вышестоящего должностного лица службы судебных приставов или в суде.

Сроки и суммы

Согласно комментируемому закону рассрочку дают на срок, который должник указал в заявлении. Но есть ограничения. Для организаций и ИП — не более чем на 12 месяцев и не позднее, чем до 1 августа 2021 года. Для пенсионеров — не более чем на 24 месяца и не позднее, чем до 1 июля 2022 года.

Ограничения по сумме долга, в отношении которой можно получить рассрочку:

  • для организаций и предпринимателей — не более 15 млн. руб.;
  • для пенсионеров — не более 1 млн. руб.

Процедура рассрочки

Получить рассрочку в связи с пандемией можно только один раз. Те, кому она предоставлена, должны погашать свой долг ежемесячно равными долями. Первый платеж надо сделать в месяце, следующем за тем, когда принято решение о рассрочке.

Должники не вправе давать поручительства и гарантии. Они не могут совершать сделки по обременению или отчуждению своего имущества. Юрлицам не разрешено выплачивать дивиденды, доходы по долям и паям, распределять прибыль между учредителями.


Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Если должник нарушит график погашения задолженности, рассрочку аннулируют. После этого исполнительное производство будет происходить по общим правилам.

В период рассрочки приставам разрешено арестовывать имущество должника. Также они могут накладывать запрет на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат госрегистрации. Иные меры принудительного исполнения (изъятие имущества, выселение и проч.) запрещены.

Сохраняются ли наложенные ранее ограничения? Да, кроме одного — взыскания долга за счет средств на банковских счетах. Во время рассрочки его отменят. Что касается коллекторов, то они не могут заниматься возвратом задолженности, по которой действует «коронавирусная» рассрочка.

Особые правила для должников-физлиц (кроме пенсионеров)

Физлицам, не вышедшим на пенсию, рассрочка в связи с пандемией не положена. Но для них введены особые правила. Срок действия — по 31 декабря 2020 года включительно.

До указанной даты судебные приставы не станут осматривать, арестовывать и изымать движимое имущество должников-физлиц, находящееся по месту жительства или пребывания. Исключение сделано для транспорта. А именно — для автомобилей, мотоциклов, мопедов, квадрициклов, трициклов и самоходных машин. Еще одно исключение сделано для движимых объектов, арестовать которые нужно по решению суда.

При этом должники не вправе отчуждать как движимое, так и недвижимое имущество. Поэтому приставам позволено накладывать запрет на совершение регистрационных действий в отношении объектов, права на которое подлежат госрегистрации.


Отсрочка по уплате налогов из-за коронавируса

Отсрочка/рассрочка предоставляется в упрощенном порядке, который сейчас действует для лиц, понесших финансовые убытки в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы (статьи 61, 62 и 64 НК РФ).

Для получения отсрочки заинтересованному лицу необходимо:

  • входить в перечень тех экономических субъектов, которые соответствуют установленным критериям;
  • представить заявление о предоставлении отсрочки/рассрочки, а также обязательство о погашении задолженности по налогам и взносам.

Отсрочка предоставляется по налогам, включая налог на имущество и земельный налог, авансовым платежам по налогам, а также страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году.

Исключение составляют НДС, НДПИ, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и акцизы. В отношении перечисленных налогов дополнительная отсрочка не применяется.

Предоставление налоговой отсрочки не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налогов и страховых взносов. Вместе с тем такая отсрочка позволяет налогоплательщикам перенести сроки уплаты налогов на более позднее время и одновременно избежать штрафных санкций за их несвоевременную уплату.

В отношении налогов и страховых взносов, по которым было принято решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, пени также не начисляются.

Кто может получить дополнительную отсрочку по уплате налогов

Дополнительная отсрочка и рассрочка по уплате налогов и страховых взносов из-за коронавируса распространяется на следующих субъектов экономической деятельности:

  • организации и ИП, осуществляющие деятельность в сферах, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции (определяется по основному ОКВЭД по состоянию на 1 марта 2020 года);
  • стратегические, системообразующие и градообразующие организации (отсрочка им предоставляется в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ);
  • организации и ИП, предоставившие отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды торговых объектов недвижимого имущества;
  • организации и ИП, получающие доход преимущественно от деятельности в сфере туризма и гостиничного бизнеса, сведения о которых включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей;
  • организации, реализующие социально значимые товары и услуги.

При этом к последним относятся организации, у которых за последние два налоговых периода сумма реализации товаров и услуг по ставке НДС 10% составляет более 30% совокупной суммы реализации товаров, работ и услуг.

Все вышеуказанные субъекты вправе претендовать на отсрочку/рассрочку при наличии одного из следующих показателей:

  • снижение доходов более чем на 10%;
  • получение убытка по данным деклараций по налогу на прибыль за 2020 год (при условии, что за 2019 год убыток отсутствовал).

Снижение доходов рассчитывается по финансовым показателям за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке. Эти данные сравниваются с показателями за тот же квартал 2019 года. Наличие убытка определяется по данным декларации по налогу на прибыль за период, предшествующий кварталу, в котором подается заявление.

Если компания или ИП были зарегистрированы в 2019 году, то расчет доходов производится путем сравнения между собой данных за два квартала, предшествующих кварталу, в котором подается заявление.

Подача заявления о предоставлении дополнительной отсрочки по уплате налогов

Заявление о предоставлении отсрочки, в том числе по региональным и местным налогам, разрешается подать в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства ИП. Организации, относящиеся к категории крупнейших налогоплательщиков, подают заявление в налоговый орган по месту их учета в качестве таковых.

Заявление необходимо представить в ИФНС до 1 декабря 2020 года. Заявление подается по рекомендованной ФНС России форме .

Вместе с заявлением о предоставлении отсрочки организация и ИП должны представить в ИФНС обязательство о соблюдение условий отсрочки, а также график погашения задолженности.

Также потребуется представить обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов. Таким обеспечением может выступать залог недвижимости (ее кадастровая стоимость должна превышать сумму налогов, по которым предоставляется отсрочка), поручительство или банковская гарантия.

Справки банков о ежемесячных оборотах и остатках денежных средств на счетах, перечень контрагентов – дебиторов и заключения о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы представлять не нужно.

Кстати, обеспечение необходимо только в случаях предоставления отсрочки на срок, превышающий 6 месяцев. При предоставлении отсрочки на меньший срок предоставление залога, поручительства и банковской гарантии не требуется.

С момента подачи заявления и до момента принятия по нему решения ИФНС не вправе применять к налогоплательщику меры по взысканию задолженности. Одновременно приостанавливается течение сроков, установленных для направления налоговых требований и принятия решений по взысканию налоговой задолженности.

Порядок предоставления налоговой отсрочки/рассрочки

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов или об отказе в ее предоставлении принимается ИФНС в течение 30 дней со дня получения от налогоплательщика соответствующего заявления.

Если заявление подано до представления деклараций/расчетов, в которых исчислены суммы налогов и на основании данных которых устанавливается наличие права на отсрочку, то срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления всех необходимых деклараций и расчетов.

Особые правила установлены для организаций и ИП, применяющих УСН. Все необходимые показатели указываются ими в самом заявлении без представления подтверждающих документов. Эти показатели за соответствующий квартал проверят сами налоговики после представления декларации за 2020 год на основании содержащихся в ней данных.

Сама отсрочка предоставляется с календарной даты, установленной для исполнения обязанности по уплате соответствующих и страховых взносов.

При этом период отсрочки будет зависеть от уровня снижения доходов и величины полученных организацией/ИП убытков. Так, при снижении доходов более чем на 50% отсрочка будет предоставлена на 1 год. То же самое касается и организаций/ИП, получивших убытки при одновременном снижении доходов более чем на 30%.

При снижении доходов более чем на 30%, а также при наличии убытков с одновременным снижением доходов более чем на 20% отсрочку предоставят на 9 месяцев.

При снижении доходов более чем на 20% отсрочку предоставят на 6 месяцев. Во всех других случаях пострадавшие от коронавируса организации и ИП смогут рассчитывать только на 3-месячную отсрочку.

Что касается рассрочки, то она предоставляется на срок 3 года. Но такую отсрочку можно получить только при снижении доходов более чем на 50% либо при наличии убытков с одновременным снижением доходов более чем на 30%.

Исключение составляют стратегические, системообразующие, градообразующие организации, а также организации, относящиеся к крупнейшим налогоплательщикам. При снижении доходов более чем на 50% они вправе получить налоговую рассрочку на 5 лет. При снижении доходов более чем на 30% налоговая рассрочка таким организациям предоставляется на 3 года.

Отсрочка по взносам на травматизм

Отсрочка по уплате взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний предоставляется тем организациям и ИП, которым уже была предоставлена отсрочка по взносам, уплачиваемым в ФНС.

Отсрочка по взносам на травматизм предоставляется на основании информации ИФНС о предоставленной плательщику отсрочке по уплате взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Для получения отсрочки страхователь должен обратиться в региональное отделение Фонда по месту постановки на учет с соответствующим заявлением. К заявлению необходимо приложить копию решения ИФНС о предоставлении отсрочки. Рекомендованную форму заявления можно скачать по ссылке .

В заявлении необходимо указать законный срок уплаты страховых взносов, их величину и срок отсрочки, предоставленной налоговым органом. Также заявление должно содержать обязательство своевременно и в полном размере погасить задолженность по взносам в ФСС, а при отмене ИФНС решения о предоставлении отсрочки незамедлительно известить об этом ФСС.

Отсрочку по взносам на травматизм предоставят на тот же срок, на который плательщику была предоставлена отсрочка по взносам, уплачиваемым в ИФНС.

Читайте также: