Ответственность руководителя за нарушение пенсионного законодательства

Информация об изменениях:

Статья 17 изменена с 31 июля 2020 г. - Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 237-ФЗ

Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам

Руководители, а также другие должностные лица органов Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, участвующих в соответствии с настоящим Федеральным законом в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, обязаны обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации по вопросам защиты информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении конфиденциальности информации (персональных данных). Виновные в незаконном ограничении доступа к указанным сведениям или нарушении режима защиты информации несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Форматы, порядок и условия направления страхователю указанных документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Сотни уголовных дел возбуждено в России по пенсионным ошибкам в 2018 году.

Уголовное дело за ошибку в расчетах

В рамках «Правительственного часа» в Государственной Думе Генеральный прокурор России Юрий Чайка рассказал депутатам о состоянии законности и правопорядка в стране, в том числе в вопросах защиты трудовых и пенсионных прав граждан. Оказывается, специалисты Пенсионного фонда России часто становятся фигурантами уголовных дел, так как нарушают права пенсионеров.

По словам генпрокурора, почти 300 уголовных дел возбуждено в России за прошлый год из-за:

  • отказов в пенсиях;
  • ошибок с их расчетом.

Самыми частыми нарушениями в отношении этих социально незащищенных групп населения, по словам генпрокурора, стали:

  • незаконное снижение размера пенсий;
  • необоснованный отказ в выплате;
  • занижение трудового стажа.

Всего же, по словам Юрия Чайки

В прошлом году в сферах пенсионного законодательства, здравоохранения, соблюдения социальных гарантий инвалидов были защищены права 42 000 человек. А к виновным должностным лицам применены строгие меры взыскания, 37 000 из них привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 280 уголовных дел.

Среди других нарушений прав Юрий Чайка выделил

  • нарушения законодательства при признании граждан инвалидами;
  • случаи уклонения от предоставления льготных рецептов, санаторного лечения, средств реабилитации.

Также генпроурор отметил, что

В домах для инвалидов далеко не всегда соблюдаются законодательство об охране здоровья, санитарно-эпидемиологические нормы, правила пожарной безопасности.

Как пенсионеру доказать, что пенсия занижена?

Если чиновник из Пенсионного фонда при начислении пенсии не просто ошибся, а действовал злонамеренноо, то его привлечение к уголовной ответственности за занижение размера пенсии или отказ в ее назначении прямо об этом свидетельствует. Но ведь пенсию начисляют без участия самих получателей. Как выявить такие нарушения?

В прокуратуре советуют всем российским пенсионерам внимательно следить за пенсионным законодательством и контролировать все пенсионные начисления, по возможности проверяя их корректность. При возникновении сомнений в правильности начисленной суммы следует подать заявление на перерасчет пенсии в свое территориальное отделение ПФР. На такое заявление сотрудники ПФР обязаны дать аргументированный ответ. В этом ответе должна быть либо указана новая сумма пенсии, либо указано, что в итоге перерасчета ничего не изменилось (меньше, чем есть пенсию назначить не могут), либо указано об отказе в перерасчете и причины такого отказа.

Если пенсионер считает, что отказ несправедлив, он может одновременно или по отдельности:

  • подать иск в суд и оспорить решение ПФР;
  • подать жалобу в прокуратуру для проведения проверки.

По результатам такой проверки, если будут выявлены нарушения прав пенсионера, сотрудники ПФР могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности. При этом пенсия будет пересчитана в соответствии с реальным стажем, льготами, надбавками и другими условиями.

Аналогично нужно действовать гражданам, которым незаконно, по их мнению, отказали:

  • в назначении страховой пенсии по старости;
  • в назначении социальной пенсии;
  • в присвоении инвалидности.

У прокуратуры есть достаточно прав и средств для восстановления нарушенных прав пенсионеров. Как резюмировал Юрий Чайка:

По многим вопросам, связанным с нарушением своих законных прав, граждане обращаются именно в органы прокуратуры. Механизм их восстановления доступен, оперативен и результативен. О доверии к нам свидетельствуют не только данные статистики, но и проведенные социологические исследования.


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

Когда я планировал собственую юридическую профессию, по необходимости рылся в компьютере в поиске полезного шаблона письма. Копировал их довольно много. Качество их было очень не великим. Но находились квалифицированно напечатанные актуальные примеры. Если Вы хотите разузнать Ответственность за нарушение пенсионного законодательства то смотрите материал дальше. Думаем быть полезными пользователю.

Регулярное денежное пособие, которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим инвалидность или лицам, потерявшим кормильца, имеет название пенсия. Согласно действующему законодательству, в РФ существует несколько категорий пенсий – трудовая, по инвалидности, по потере кормильца и государственная. В соответствии с законом, трудовая пенсия есть ежемесячная денежная выплата гражданам, являющая собой цель компенсации заработной платы или другого дохода, получаемого застрахованным лицом перед выходом на пенсию либо утратой нетрудоспособности. Ежемесячная государственная денежная выплата, которая назначается в соответствии с условиями и нормами российского законодательства, предоставляемая гражданам в целях компенсации им дохода, в связи с прекращением госслужбы, носит название – государственная пенсия.

Деятельность в сфере пенсионного обеспечения граждан России любой категории строго контролируется со стороны государства, что соответственно, способствует обязательному соблюдению норм законов и иных правовых актов в этой сфере, и влечет ответственность за нарушение пенсионного законодательства в определенных случаях. Ответственность предпринимателей за нарушение законодательства, также включена в ответственность в сфере пенсионного обеспечения, что реализуется в форме привлечения руководителей и должностных лиц предприятия к налоговой и административной ответственности.

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства, также как и ответственность в большинстве случаев (например, ответственность за нарушение рекламного законодательства) осуществляется посредством административного, гражданско-правового и иного российского законодательства. При этом, ответственность за нарушение пенсионного законодательства имеет несколько субъектов – это могут быть руководители и должностные лица предприятий, юридические и физические (плательщики) лица. Ответственность плательщика за нарушение законодательства, при оплате страховых взносов, выражается в применении к нарушителям штрафных санкций в размере от 5 до 40% от неуплаченной суммы страховых взносов, каждый отдельный штраф рассчитывается в соответствии с определенным случаем.

Согласно российскому законодательству, ответственность за нарушения в сфере пенсионного обеспечения, как правило, влечет меру воздействия в виде наложения штрафных санкций не только при уплате страховых взносов, но и при иных видах нарушений со стороны руководителей и должностных лиц. Так, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» регламентирует ответственность:

- за нарушение страхователем срока регистрации в ПФР – до истечения 90 дней штраф в размере 5000р., по истечении 90 дней – 10000р.;

- за неуплату сумм страховых взносов, занижения базы для исчисления взносов и иных неправомерных действий в сфере неправильных исчислений – по неосторожности – в размере 20% от неуплаченной суммы, умышленно – 40%;

- за несвоевременное или неправомерное сообщение лицом сведений, которые должны были быть сообщены ПФР – однократно – в размере 1000р., повторно в течение календарного года – 5000р.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» статьей 17 определяет ответственность для страхователей за не предоставление в ПФР сведений для осуществления индивидуального учета, равно как и предоставление таких сведений не в полном объеме либо в недостоверной форме - штраф составляет 10% от платежей ПФР причитающихся за отчетный год.

Справочная

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по погашению задолженности перед Пенсионным фондом Украины и усилению ответственности за нарушение законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования» от 05.03.2009 г. № 1074-VI внесены изменения в КоАП и Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон № 1058), в соответствии с которыми ужесточается ответственность за нарушения пенсионного законодательства.

Отметим, что размеры финансовых санкций за другие виды правонарушений, предусмотренные ст. 106 Закона № 1058 . остались прежними.

В соответствии с Законом № 1074-VI раздел XV «Заключительные положения» Закона № 1058 дополнен п. 14 1. которым предусмотрена возможность рассрочки суммы штрафов и пени. наложенных в период с 01.01.2007 г. до 01.01.2009 г. а также штрафов и пени, которые подлежат наложению на суммы задолженности по уплате страховых взносов и финансовых санкций, возникших до 01.01.2009 г. Для этого страхователь должен заключить с органом Пенсионного фонда договор о рассрочке. Такой договор может быть расторгнут досрочно. если страхователь не уплачивает в полном объеме текущие платежи по страховым взносам или не уплачивает очередную часть рассроченной задолженности по штрафам и пене в течение трех базовых отчетных периодов.

Не подлежат рассрочке суммы штрафов и пени, наложенных в период с 01.01.2007 г. до 01.01.2009 г. которые уплачены страхователем, не имеющим задолженности по уплате пенсионных взносов, штрафов и пени по состоянию на 01.01.2009 г.

Закон вступит в силу со дня официального опубликования.

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства

Регулярное денежное пособие, которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим инвалидность или лицам, потерявшим кормильца, имеет название пенсия. Согласно действующему законодательству, в РФ существует несколько категорий пенсий – трудовая, по инвалидности, по потере кормильца и государственная. В соответствии с законом, трудовая пенсия есть ежемесячная денежная выплата гражданам, являющая собой цель компенсации заработной платы или другого дохода, получаемого застрахованным лицом перед выходом на пенсию либо утратой нетрудоспособности. Ежемесячная государственная денежная выплата, которая назначается в соответствии с условиями и нормами российского законодательства, предоставляемая гражданам в целях компенсации им дохода, в связи с прекращением госслужбы, носит название – государственная пенсия.

Деятельность в сфере пенсионного обеспечения граждан России любой категории строго контролируется со стороны государства, что соответственно, способствует обязательному соблюдению норм законов и иных правовых актов в этой сфере, и влечет ответственность за нарушение пенсионного законодательства в определенных случаях. Ответственность предпринимателей за нарушение законодательства. также включена в ответственность в сфере пенсионного обеспечения, что реализуется в форме привлечения руководителей и должностных лиц предприятия к налоговой и административной ответственности.

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства, также как и ответственность в большинстве случаев (например, ответственность за нарушение рекламного законодательств а ) осуществляется посредством административного, гражданско-правового и иного российского законодательства. При этом, ответственность за нарушение пенсионного законодательства имеет несколько субъектов – это могут быть руководители и должностные лица предприятий, юридические и физические (плательщики) лица. Ответственность плательщика за нарушение законодательства, при оплате страховых взносов, выражается в применении к нарушителям штрафных санкций в размере от 5 до 40% от неуплаченной суммы страховых взносов, каждый отдельный штраф рассчитывается в соответствии с определенным случаем.

Согласно российскому законодательству, ответственность за нарушения в сфере пенсионного обеспечения, как правило, влечет меру воздействия в виде наложения штрафных санкций не только при уплате страховых взносов, но и при иных видах нарушений со стороны руководителей и должностных лиц. Так, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» регламентирует ответственность:

- за нарушение страхователем срока регистрации в ПФР – до истечения 90 дней штраф в размере 5000р. по истечении 90 дней – 10000р.;

- за неуплату сумм страховых взносов, занижения базы для исчисления взносов и иных неправомерных действий в сфере неправильных исчислений – по неосторожности – в размере 20% от неуплаченной суммы, умышленно – 40%;

- за несвоевременное или неправомерное сообщение лицом сведений, которые должны были быть сообщены ПФР – однократно – в размере 1000р. повторно в течение календарного года – 5000р.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» статьей 17 определяет ответственность для страхователей за не предоставление в ПФР сведений для осуществления индивидуального учета, равно как и предоставление таких сведений не в полном объеме либо в недостоверной форме - штраф составляет 10% от платежей ПФР причитающихся за отчетный год.

Усилена ответственность за «пенсионные» нарушения

Верховная Рада Украины преодолела вето Президента на Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно погашения задолженности перед Пенсионным фондом Украины и усиления ответственности за нарушения законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования» 1. Каковы будут последствия изменений, вносимых данным Законом, читайте в статье.

П. 2 ч. 9 статьи 106 Закона о пенсионном страховании

За неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) страхователями страховых взносов, в том числе доначисленных страхователями или территориальными органами Пенсионного фонда, налагается штраф в зависимости от срока задержки платежа в размере:

20 процентов указанных сумм — в случае задержки их уплаты в срок до 90 календарных дней включительно;

50 процентов указанных сумм — в случае задержки их уплаты свыше 90 календарных дней


Руководитель принимает решение по всем важным направлениям деятельности организации: по финансово-хозяйственным иадминистративным вопросам; по вопросам, связанным с наймом и работой персонала и пр. Поэтому, для руководителя, как и для главного бухгалтера, не менее значимым является вопрос его персональной ответственности за принимаемые решения.

Ниже кратко рассмотрим, чем рискует руководитель.

Дисциплинарная ответственность руководителя

Дисциплинарная ответственность руководителя предусмотрена Трудовым кодексом РФ (ст.ст. 195, 362 ТК РФ).

Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. Например, к руководителю можно применить дисциплинарное взыскание за отказ сообщить соискателю причину, по которой его не взяли на работу, или за устное сообщение о причинах отказа, что нарушает требования ч.5 ст. 64 ТК РФ.

Основанием привлечения руководителя к ответственности является заявление представительного органа работников. Данное заявление подлежит рассмотрению работодателем. Представителем работодателя в данном случае будет выступать уполномоченный орган согласно положениям устава организации.



В случае, если факт нарушения подтвердится, работодатель обязан применить к руководителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Трудовое законодательство к дисциплинарным взысканиям относит также замечание и выговор (абз. 1 ст. 192 ТК РФ).

Административная/уголовная ответственность за нарушение норм ТК РФ

В продолжение вышесказанного отметим, что за нарушение требований трудового законодательства руководитель может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности.

Например, в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей руководитель привлекается за невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 5.31 КоАП РФ).

За нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику руководитель может быть подвергнут административному штрафу в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

По ст. 145.1 УК РФ руководитель привлекается к уголовной ответственности за невыплату заработной платы и иных выплат. Ответственность наступает в виде штрафа, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо принудительными работами, либо лишением свободы. Мера ответственности зависит от квалификации содеянного по ч.ч. 1-3 ст. 145.1 УК РФ.

Материальная ответственность руководителя

Материальная ответственность руководителя организации также предусмотрена Трудовым кодексом РФ (ст. 277 ТК РФ).

Из положений трудового законодательства следует, что руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.



В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями.

НАПРИМЕР

В ч.2 ст. 71 ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. предусмотрено, что директор/генеральный директор несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием). В п. 13 ст. 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. предусмотрено, что руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением данного закона, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной. Аналогичные положения содержаться в нормативных актах, регулирующих деятельность организаций различных организационно – правовых форм.

Еще одним примером материальной ответственности руководителя служат положения ст. 120 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г.

В ст. 120 Закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. сказано, что в случае неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой указанному работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя организации, виновного в неисполнении исполнительного документа.

Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством. В данном случае должны учитываться положения ст. 15 ГК РФ.

Полная материальная ответственность руководителя за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона. Поэтому, работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с руководителем условие о полной материальной ответственности (п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 52 от 16.11.2006 г.).

Административная/уголовная ответственность за нарушение норм бухгалтерского и налогового законодательства

Руководитель организации может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности за нарушение требований бухгалтерского и налогового законодательства.

Действующая редакция ФЗ «О бухгалтерском учете»№ 402-ФЗ от 06.12.11 г. решает вопрос ответственности главного бухгалтера в случае спора с руководителем.

По общему правилу в случае возникновения конфликтной ситуации между руководителем и бухгалтером за спорные действия несет ответственность руководитель. Мнение главного бухгалтера руководитель учитывать не обязан. Если руководитель отдал главному бухгалтеру распоряжение об осуществлении какой-либо незаконной операции, главный бухгалтер не может быть привлечен за выполнение данного распоряжения к ответственности. Ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности в данном случае также несет руководитель.

Четких положений об ответственности за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в законодательстве нет.

Поэтому, если локальными актами определено, что перечисленные обязанности возложены на руководителя, он может быть привлечен:

  • к административной по ст.ст. 15.5, 15.6, 15.11 КоАП РФ (за нарушение сроков представления налоговой декларации, непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности);
  • к уголовной ответственности по ст.ст. 199, 199.1 УК РФ(за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента).

Это далеко не полный перечень мер административной/уголовной ответственности, применяемой в отношении руководителя организации. Законодательство России предусматривает и другие виды ответственности в отношении руководителя в зависимости от состава правонарушения/преступления.

Например, ст. 176 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение кредита; ст. 177 УК РФ предусматривает ответственность за злостноеуклонение от погашения кредиторской задолженности; ст. 196 УК РФ предусматривает ответственность за преднамеренное банкротство и пр.

Ответственность руководителя может быть застрахована.

Страхование ответственности руководителя – это дело добровольное. Оно производится, чтобы защитить его и возместить расходы, которые он производит по претензиям, предъявляемым ему в связи с принятым неправильным решением.

В рамках данного вида страхования возмещается не только ущерб, который руководитель обязан компенсировать потерпевшей стороне, но также расходы на услуги консультационные услуги юристов и судебное представительство.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

  • председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
  • членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Завьяловой Т.В., Зарубиной Е.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2013 по делу № А78-8059/2012 Арбитражного суда Забайкальского края.

Путем использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Забайкальского края (судья Бочкарникова Л.В.) в заседании участвовали представители:

  • от заявителя – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) – Шешуков А.Б., Якушева Е.Г.;
  • от общества с ограниченной ответственностью «Юридическое бюро Нарышкиной Т.А.» – Нарышкина Т.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Зарубиной Е.Н., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г. Чите Забайкальского края (межрайонным) (далее – фонд) выявлено нарушение обществом с ограниченной ответственностью «Юридическое бюро Нарышкиной Т.А.» (далее – общество, страхователь) срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за I квартал 2011 года. Вместо 15.05.2011 – срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), сведения были представлены 27.03.2012. О выявленном нарушении фондом составлен акт от 28.03.2012 № 268 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее – акт от 28.03.2012).

Акт от 28.03.2012 вместе с уведомлением от 28.03.2012 № 10-427 о вызове плательщика страховых взносов (далее – уведомление), которыми общество извещалось о времени и месте рассмотрения данного акта, были направлены фондом в адрес общества 30.03.2012 заказным письмом.

Фонд по результатам рассмотрения акта от 28.03.2012 в отсутствие представителя общества, которое, по мнению фонда, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения, принял решение от 15.05.2012 № 282 о привлечении страхователя к ответственности на основании части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде взыскания 1316 рублей 40 копеек финансовых санкций (далее – решение о привлечении к ответственности).

Решение о привлечении к ответственности направлено обществу 16.05.2012 заказным письмом.

В связи с неисполнением в установленный срок (до 19.07.2012) требования от 26.06.2012 № 231 об уплате финансовой санкции фонд обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о взыскании с общества 1316 рублей 40 копеек.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14.11.2012 заявленное требование удовлетворено частично: в пользу фонда с общества взыскано 658 рублей.

Суд первой инстанции признал факт совершения обществом правонарушения доказанным. Размер штрафа был снижен в два раза в связи с установлением судом смягчающих ответственность обстоятельств.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 04.06.2013 отменил названные судебные акты и отказал в удовлетворении заявленного требования.

При этом суд кассационной инстанции сделал вывод о нарушении фондом процедуры привлечения общества к ответственности.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции фонд просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права, и оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании установлен Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

В силу статей 38 и 39 Закона № 212-ФЗ о выявленных нарушениях составляется акт проверки, который вручается или направляется проверяемому лицу, имеющему право представить письменные возражения по указанному акту и обосновывающие их документы. Акт проверки и другие материалы проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано обязательным. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности, которое вручается или направляется лицу, в отношении которого вынесено (его уполномоченному представителю). На основании вступившего в силу решения (по истечении 10 дней со дня вручения) проверяемому лицу направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа.

Взыскание финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ производится в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции сделал вывод о нарушении фондом процедуры привлечения общества к ответственности и отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012, исходя из того, что направление акта по почте заказным письмом допускается только в случае уклонения лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), от его получения и отражения этого факта в акте. Во всех других случаях акт должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

Вместе с тем с 01.01.2012 Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» часть 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку или направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Таким образом, судом кассационной инстанции применен Закон № 212-ФЗ в недействующей редакции.

Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела установлено, что акт от 28.03.2012, в котором, помимо обстоятельств совершения обществом нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, содержалась информация о дате, времени и месте его рассмотрения, и уведомление о вызове страхователя на рассмотрение акта были направлены фондом обществу заблаговременно (30.03.2012) по адресу государственной регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

В силу части 4 статьи 38 Закона № 212-ФЗ датой вручения акта от 28.03.2012 и уведомления считается шестой день с даты отправления заказного письма, т.е. в данном случае – 04.04.2012.

При таких обстоятельствах фондом правомерно признано и отражено в решении о привлечении к ответственности, что общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения акта от 28.03.2012, что позволило рассмотреть данный акт в отсутствие страхователя.

Доводы общества о неполучении акта от 28.03.2012 и уведомления не могут являться основанием для вывода о несоблюдении фондом процедуры привлечения к ответственности.

В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 1 постановления от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Кроме того, из материалов дела следует, что общество не получает почтовую корреспонденцию, направляемую по адресу его государственной регистрации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

При названных обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствовали основания для признания процедуры привлечения общества к ответственности несоблюденной и отмены судебных актов нижестоящих инстанций.

Таким образом, оспариваемый судебный акт как нарушающий единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2013 по делу № А78-8059/2012 Арбитражного суда Забайкальского края отменить.

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14.11.2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2013 по указанному делу оставить без изменения.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Читайте также: