Пенсий в украине не будет законопроект о пенсионной реформе


В качестве выхода из ситуации премьер предложил повышение налогов и введение так называемой накопительной пенсионной системы. Предложения его справедливо раскритиковали — по двум направлениям. С одной стороны, как людоедские, с другой — ничего не решающие.

Но что с самой постановкой вопроса?

Украина может содержать 36 миллионов пенсионеров

Одним из важнейших показателей уровня развития государства является рост производительной силы труда, то есть изменение в трудовом процессе, которое сокращает рабочее время таким образом, что меньшее количество труда производит большее количество продуктов. Считается она в стоимости, произведенной одним работником в год.


Это основной ответ на вопрос, почему средняя зарплата в Германии — примерно 4000 евро (134 000 грн — 352 000 рублей), а на Украине — 10 000 грн (27 000 рублей), что имеет непосредственное отношение и к пенсиям. Будь украинский Пенсионный фонд в 16,7 раза выше, чем сейчас, Шмыгаль и не подумал бы говорить о том, о чем сказал. Впрочем, с зарплатами в 4000 евро можно было бы говорить и о накопительной системе.

Однако есть сомнения, что через 15 лет неоткуда будет брать пенсии даже при имеющейся производительности труда. Вообще-то в политэкономическом смысле производительный труд — это труд, непосредственным результатом которого являются вещь, энергия или перемещение вещей (энергии) в пространстве. То есть управленческий труд и оказание всяческих услуг не создает непосредственно стоимости.

На работников этих сфер перераспределяется то, что создано непосредственно производительными работниками. Но поскольку нас сейчас интересует не сущность явления, а то, что на поверхности — сколько есть денег, чтобы заплатить пенсии, — мы вполне можем воспользоваться данными МОТ и статистикой Минфина, который не разделяет работников разных сфер.

Итак, в 2019 году на Украине было 15 млн 362 тыс. трудоустроенного населения, которое в совокупности произвело товаров и услуг на 153 млрд 781 млн долларов. Госстат говорит, что к началу 2020 года на Украине проживало чуть больше 41,5 млн человек, но, как мы помним, в декабре 2019-го министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет сказал, что нас осталось всего 37 млн 289 тыс.

Это похоже на правду, поскольку несколько миллионов граждан Украины постоянно живут и работают за границей. Как биологические единицы они есть, но как экономические единицы в украинском народном хозяйстве они отсутствуют.

Поскольку мы большие оптимисты, возьмем для удобства расчетов 40 млн человек. Если все произведенное трудящимися Украины за 2019 год просто равномерно распределить на эти 40 млн, то получится 3845 долларов на душу населения в год. Минфин дает ВВП на душу населения на уровне 3660 долларов. Поскольку взятые нами 40 млн человек — количество приблизительное, а суммы тем не менее получились вполне сопоставимые, значит, расчеты мы проводим верно.


Из статистики МОТ мы знаем, что каждый работающий на Украине производит в год товаров и услуг на 7767 долларов, или 647 долларов в месяц. Из этих 647 долларов ему оставляют среднюю зарплату примерно в 352 доллара (10 000 грн). Таким образом, 647 – 352 = 295 долларов остается. Разделим эту сумму на 122 доллара (средняя пенсия) и получим 2,4. Это значит, что один работающий может прокормить 2,4 пенсионера. Таким образом, 15 млн трудоустроенных граждан Украины спокойно содержат не 11 млн пенсионеров, а целых 36 млн.

Даже если из общей суммы изъять хотя бы 10%, которые ежегодно должны откладываться на амортизацию основных фондов, но по факту не откладываются, а хитрым образом переводятся на счета собственников, все равно запас остается приличный. А если повысить производительность труда пусть не до немецкой (в 16,7 раза), а хотя бы вдвое?

Воровать надо меньше

Проблема низкой производительности труда в том числе связана с тем, что гигантские суммы из производимых украинскими работниками 153-154 млрд уходят за границу безвозмездно, то есть даром.

Во-первых, это возвращение процентов по бесконечным кредитам. Во-вторых, вымывание денег олигархами и чиновниками в офшоры, что негласно приветствуется государством этих самых чиновников и олигархов. Ведь такая система искусственно занижает курс гривны и позволяет собственникам экспортных предприятий платить украинскому работнику в гривне меньшую долю из того, что они получили на внешних рынках в валюте.

Так они лично обогащаются, заграница получает средства для своего развития, а Украина — беднеет. Внутренний производитель находится в коллапсе, поскольку не имеет средств купить станки и оборудование за границей по завышенному курсу доллара, а ставка банковского кредита выше средней нормы прибыли в производственной сфере.

То есть проблема —не в количестве пенсионеров и отчасти даже не в производительности труда. Проблема в том, что кто-то слишком много ворует.

Дальше вопрос налогов


Средняя зарплата — значительно меньше, чем реальная стоимость рабочей силы — стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни на Украине (около 50 000 грн — 130 000 рублей).

В 2019 году МВФ в докладе по демографии в Центральной и Восточной Европе рассчитал, что к 2050 году Украина потеряет более трети рабочей силы. К 2030-му Украина лишится 15% рабочей силы, а к 2050-му — более 30%. Всего к 2050 году в трудоспособном возрасте на Украине будет 43,3% мужчин в возрасте 55-64 и лишь 26,6% трудоспособных женщин.

А как иначе, если у нас работающие люди не имеют средств к существованию? Кто-то уедет, кто-то постареет и перестанет представлять из себя трудоспособную единицу. Новые же трудящиеся почти не рождаются, поскольку родители не в состоянии их обеспечить.

Рецепт у МВФ всегда один — повышение пенсионного возраста. Но это уже даже не смешно. Вроде как от этого появятся новые производства и новые рабочие места. Повышением пенсионного возраста можно добиться лишь ужесточения конкуренции за работу, в которой молодежь всегда будет проигрывать (нет опыта, навыков, связей), а значит, снова уезжать за границу в поисках лучшей жизни. И это тупик.

А с другой стороны, повышение пенсионного возраста — ужас для тех, кто работает на производстве. Сидеть в офисе теоретически можно и до 80 лет, а спускаться в шахту, стоять у сталеплавильной печи, управлять сложной техникой часто становится проблемой и в 60. Особенно если здоровье подорвано тяжелым многолетним трудом, плохой пищей, стрессами и т.д. Не говоря уже о технике безопасности на производстве, которая проблематизируется работой пожилых людей.

А кто за внуками будет присматривать? Средние зарплаты не позволяют родителям не то что нанимать нянь, но и даже сдавать детей в частные детские сады (государственных мало, и они тоже не бесплатные). Таким образом, повышение пенсионного возраста — еще один стимул рожать меньше, что снова загоняет в демографический тупик.

Что касается предложенной премьером Шмыгалем накопительной пенсионной системы, при средних зарплатах в 10 000 грн — 27 000 руб (медианная еще меньше, миллионы людей реально получают 5-7 тыс.) ничего существенного накопить нельзя. Кроме того, частные фонды, особенно на Украине, имеют стабильную тенденцию к исчезновению в офшорах. Пока будешь 20-30 лет копить, директор фонда неожиданно может оказаться на островах под пальмами с чемоданом денег.

И почему фонды? Что мешает получить всю зарплату (без обязательных пенсионных отчислений), а потом делать с ней что угодно — положить часть на депозит, купить акции или ценные металлы, например? Но штука вся в том, что деньги людям никто в руки не даст — или в государственный Пенсионный фонд, или в частные фонды (лично олигарху в руки).


Речь совсем о другом. Для начала буржуям неплохо было бы слегка умерить аппетиты. Капиталистам бедной страны необязательно покупать самые дорогие в мире виллы, можно и какими-то средними обойтись. Далее — повышать производительность труда, внедрять новые технологии производства, оборудование, принципы организации труда. Очень жестко уголовно преследовать за вывод крупных сумм за границу, вообще заблокировать такие операции, деньги украинских капиталистов должны лежать в украинском банке. Желательно в государственном. Если средства продолжат утекать, никакая производительность труда не поможет повысить уровень жизни населения — просто будут больше выводить.

Прекращать экспорт продукции с низкой добавленной прибавочной стоимостью (минеральные ресурсы, продукты первого передела металлургии, зерновые). А для этого придется национализировать ключевые промышленные предприятия. Из их прибыли будет наполняться бюджет, что позволит снизить налоги для всеми на словах пестуемого малого бизнеса, а самозанятых вообще не трогать.

И, конечно, нужно отказаться от каких-либо пенсионных фондов вообще, а финансировать пенсии напрямую из бюджета, вне зависимости от наполняемости фонда, а просто столько, сколько нужно. За счет чего, мы уже выяснили.

Еще раз, это не социализм, это абсолютно классическая капиталистическая теория кейнсианства. Экс-премьер Гончарук, который «профан в экономике», говорил, что слышал о такой. А что же Шмыгаль, который якобы не профан? Он говорит, что через 15 лет пенсионеров станет в два раза больше, чем работающих. Мы с вами уже посчитали, что это не проблема. Даже при текущей производительности труда пожилых людей можно будет обеспечить и через 15, и через 30 лет, даже если их станет еще больше. А при повышении производительности труда их можно прокормить почти в любом количестве.

Просто воровать надо меньше и развивать экономику.

Стареющее население — нормальная ситуация для развитых капиталистических стран. Уровень медицины и общий уровень жизни позволяет жить долго, рожают же меньше вследствие женской эмансипации и большого количества разнообразных занятий, доступных человеку, плюс из-за желания дать ребенку хорошее образование и т.д. В то же время в развивающихся с низкой базы странах все наоборот — живут мало, но рожают много.

У Украины — уникальная ситуация, когда и уровень жизни низкий, и с демографией беда. Это связано прежде всего с тем, что украинский капитализм родился не естественным образом, развившись в свое время из феодализма, а всем известно как в 1991 году. Встроиться же в систему, где капитализму ведущих государств уже по 400-500 лет, можно только в виде Гаити, но никак не в виде Швейцарии.

А какие на Гаити пенсии?

  • Теги
  • Денис Шмыгаль,
  • пенсионеры,
  • пенсии,
  • Украина


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!




В то время, как украинцам без стажа, в 2021 году перестанут назначать соцпенсии, с 1 декабря планово повышается прожиточный минимум. Автоматически увеличатся пенсии и надбавки для многих категорий украинцев. Однако это только одно из новшеств, которое ожидает пенсионеров в ближайшем будущем, пишет "Сегодня".

Какой будет минимальная пенсия

С 1 декабря прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц повышается с нынешних 1712 грн до 1769 грн – на 57 грн, или на 3,3%. Соответственно, 1769 грн будет составлять минимальная пенсия для новых пенсионеров.

Таким же будет размер социальной помощи для тех, кто достиг пенсионного возраста, но не имеет достаточно стажа для получения пенсии, и для лиц с инвалидностью.

Поскольку, согласно закону "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом".

Эти выплаты останутся на таком же уровне и в первой половине следующего года. Очередное повышение прожиточного минимума запланировано только на июль 2021-го.

Одновременно с ростом прожиточного минимума увеличивается и максимальный размер пенсий. Он составляет 10 прожиточных минимумов. Соответственно, с 1 декабря максимальная пенсия сможет достигать 17 690 грн.

Кроме пенсий и соцпомощи, увеличиваются различные пенсионные надбавки и выплаты, "привязанные" к прожиточному минимуму.

А вот для пенсионеров старше 65 лет, которые имеют 30 лет стажа (женщины) и 35 лет (мужчины), минимальная пенсия рассчитывается, исходя из минимальной зарплаты, а не прожиточного минимума.

Поэтому повышение прожиточного минимума не повлияет на пенсии этих людей. Но их пенсии повышали совсем недавно – в сентябре, когда выросла минимальная зарплата. Сегодня минимальная выплата для таких пенсионеров составляет 2000 грн (40% от минимальной зарплаты).

Напомним: правительство Алексея Гончарука планировало "отвязать" большинство выплат от прожиточного минимума и при этом повысить сам минимум до размера реального. Однако после отставки того Кабмина соответствующий законопроект был отозван.

Кому повысят пенсии в 2021 году

В следующем году в правительстве планируют повышать пенсии в несколько этапов.

Так, уже с 1 января 2021 года вырастут пенсии, "привязанные" к минимальной зарплате. Это в первую очередь пенсии тех, кому исполнилось 65 лет и кто имеет страховой стаж 30 (женщины) или 35 лет (мужчины).

Минимальная пенсия для таких людей составит 2400 грн (40% от минимальной зарплаты, которая, согласно проекту госбюджета, вырастет до 6000 грн).

Согласно постановлению Кабмина №849 от 16 сентября, 1 марта пройдет индексация пенсий. Будут пересчитаны ранее назначенные пенсии и надбавки к ним. Ожидается, что индекс индексации составит 11%, и это повышение ощутят около 9 млн пенсионеров из 11 млн.

Также с 1 марта продолжат получать 500 грн доплаты пенсионеры старше 80 лет (при условии, что их пенсия меньше средней зарплаты). С этого дня минимальная пенсия для людей старше 80 лет должна будет составлять 2600 грн (при наличии страхового стажа 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин). Разницу при необходимости будут доплачивать в виде госпомощи.

С 1 апреля пересчитают пенсию работающим пенсионерам, сделав поправку на трудовой стаж.

С 1 июля в связи с ростом минимальных зарплат снова повысятся пенсии тех, у кого стаж 30 или 35 лет (у женщин и мужчин соответственно). Их минимальная пенсия составит уже 2600 грн (после роста минимальных зарплат до 6500 грн).

Также с 1 июля станут получать надбавки пенсионеры 75-79 лет – 400 грн при условии, что их пенсии не превышают средней зарплаты.

Кроме того, с 1 июля ожидается повышение минимальных пенсионных выплат для тех, кому не хватает стажа, и для людей с инвалидностью в связи с очередным ростом прожиточного минимума. Выплаты вырастут с 1769 до 1854 грн. Также вырастут многие надбавки.

Еще одно повышение прожиточного минимума запланировано на 1 декабря 2021 года. Тогда самая маленькая пенсия будет составлять 1934 грн.


Пенсия или госпомощь?

После пенсионной реформы 2017 года в Украине появилась категория людей пенсионного возраста, которые не имеют права на пенсию. Это те, кто большую часть своей жизни не работал или работал нелегально (с их зарплаты не платились пенсионные взносы). Таким людям начисляют не пенсию, а государственную помощь, которая равна прожиточному минимуму.

В 2020 году право на пенсию имели лишь те, кому исполнилось 60 лет и кто имел страховой стаж 27 лет. Если меньше – можно претендовать только на соцпомощь в размере прожиточного минимума.

С 2021 года 60-летние смогут оформить пенсию только при наличии стажа не менее 28 лет.

Также в 2021 году смогут оформить пенсию те, кому исполнилось 63 года и кто имеет стаж от 18 до 28 лет. Или те, кому исполнилось 65 лет и чей стаж от 15 до 18 лет.

Кстати, 31 декабря 2020 года истекает срок действия "Порядка назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату", который был утвержден постановлением Кабмина №1098 от 27 декабря 2017 года.

Этот факт некоторые СМИ истолковали как отмену пенсий для людей, которым не хватает стажа. Однако правильнее было бы сказать, что с 2021 года повысится возраст, с которого будут назначать госпомощь по возрасту.

До конца 2020 года право на такую помощь имеют люди, достигшие 60-летнего возраста и имеющие 15 лет стажа. С 2021 года госпомощь по возрасту будут назначать с 65 лет. Раньше этого возраста можно претендовать только на помощь по малообеспеченности.

Как докупить стаж

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Плата составит 22% от минимальной зарплаты – это минимальный размер единого социального взноса. Сейчас это 1100 грн в месяц, в 2021 году будет 1320 грн.

Отметим, что пенсионные выплаты окажутся все равно больше – как мы сообщали выше, с 1 декабря 2020 года минимальная пенсия составит 1769 грн, в декабре 2021-го это будет уже 1934 грн.

По такой схеме можно оплачивать столько лет стажа, сколько не хватает до пенсии. А вот если есть желание докупить недостающий стаж "оптом", заплатить придется в двойном размере – около 44% от минимальной зарплаты за каждый месяц (более точно посчитают в налоговой, поскольку существует "скидка за опт" – уменьшенный коэффициент).

Но таким образом можно купить не более 5 лет недостающего стажа.

Как сообщали Українські Новини, Кабмин анонсировал масштабную верификацию пенсионеров: кому "светят" проверки из-за пенсий.

Также у украинцев могут высчитать половину пенсии в некоторых случаях, предусмотренных законодательством.




В то время, как украинцам без стажа, в 2021 году перестанут назначать соцпенсии, с 1 декабря планово повышается прожиточный минимум. Автоматически увеличатся пенсии и надбавки для многих категорий украинцев. Однако это только одно из новшеств, которое ожидает пенсионеров в ближайшем будущем, пишет "Сегодня".

Какой будет минимальная пенсия

С 1 декабря прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц повышается с нынешних 1712 грн до 1769 грн – на 57 грн, или на 3,3%. Соответственно, 1769 грн будет составлять минимальная пенсия для новых пенсионеров.

Таким же будет размер социальной помощи для тех, кто достиг пенсионного возраста, но не имеет достаточно стажа для получения пенсии, и для лиц с инвалидностью.

Поскольку, согласно закону "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом".

Эти выплаты останутся на таком же уровне и в первой половине следующего года. Очередное повышение прожиточного минимума запланировано только на июль 2021-го.

Одновременно с ростом прожиточного минимума увеличивается и максимальный размер пенсий. Он составляет 10 прожиточных минимумов. Соответственно, с 1 декабря максимальная пенсия сможет достигать 17 690 грн.

Кроме пенсий и соцпомощи, увеличиваются различные пенсионные надбавки и выплаты, "привязанные" к прожиточному минимуму.

А вот для пенсионеров старше 65 лет, которые имеют 30 лет стажа (женщины) и 35 лет (мужчины), минимальная пенсия рассчитывается, исходя из минимальной зарплаты, а не прожиточного минимума.

Поэтому повышение прожиточного минимума не повлияет на пенсии этих людей. Но их пенсии повышали совсем недавно – в сентябре, когда выросла минимальная зарплата. Сегодня минимальная выплата для таких пенсионеров составляет 2000 грн (40% от минимальной зарплаты).

Напомним: правительство Алексея Гончарука планировало "отвязать" большинство выплат от прожиточного минимума и при этом повысить сам минимум до размера реального. Однако после отставки того Кабмина соответствующий законопроект был отозван.

Кому повысят пенсии в 2021 году

В следующем году в правительстве планируют повышать пенсии в несколько этапов.

Так, уже с 1 января 2021 года вырастут пенсии, "привязанные" к минимальной зарплате. Это в первую очередь пенсии тех, кому исполнилось 65 лет и кто имеет страховой стаж 30 (женщины) или 35 лет (мужчины).

Минимальная пенсия для таких людей составит 2400 грн (40% от минимальной зарплаты, которая, согласно проекту госбюджета, вырастет до 6000 грн).

Согласно постановлению Кабмина №849 от 16 сентября, 1 марта пройдет индексация пенсий. Будут пересчитаны ранее назначенные пенсии и надбавки к ним. Ожидается, что индекс индексации составит 11%, и это повышение ощутят около 9 млн пенсионеров из 11 млн.

Также с 1 марта продолжат получать 500 грн доплаты пенсионеры старше 80 лет (при условии, что их пенсия меньше средней зарплаты). С этого дня минимальная пенсия для людей старше 80 лет должна будет составлять 2600 грн (при наличии страхового стажа 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин). Разницу при необходимости будут доплачивать в виде госпомощи.

С 1 апреля пересчитают пенсию работающим пенсионерам, сделав поправку на трудовой стаж.

С 1 июля в связи с ростом минимальных зарплат снова повысятся пенсии тех, у кого стаж 30 или 35 лет (у женщин и мужчин соответственно). Их минимальная пенсия составит уже 2600 грн (после роста минимальных зарплат до 6500 грн).

Также с 1 июля станут получать надбавки пенсионеры 75-79 лет – 400 грн при условии, что их пенсии не превышают средней зарплаты.

Кроме того, с 1 июля ожидается повышение минимальных пенсионных выплат для тех, кому не хватает стажа, и для людей с инвалидностью в связи с очередным ростом прожиточного минимума. Выплаты вырастут с 1769 до 1854 грн. Также вырастут многие надбавки.

Еще одно повышение прожиточного минимума запланировано на 1 декабря 2021 года. Тогда самая маленькая пенсия будет составлять 1934 грн.


Пенсия или госпомощь?

После пенсионной реформы 2017 года в Украине появилась категория людей пенсионного возраста, которые не имеют права на пенсию. Это те, кто большую часть своей жизни не работал или работал нелегально (с их зарплаты не платились пенсионные взносы). Таким людям начисляют не пенсию, а государственную помощь, которая равна прожиточному минимуму.

В 2020 году право на пенсию имели лишь те, кому исполнилось 60 лет и кто имел страховой стаж 27 лет. Если меньше – можно претендовать только на соцпомощь в размере прожиточного минимума.

С 2021 года 60-летние смогут оформить пенсию только при наличии стажа не менее 28 лет.

Также в 2021 году смогут оформить пенсию те, кому исполнилось 63 года и кто имеет стаж от 18 до 28 лет. Или те, кому исполнилось 65 лет и чей стаж от 15 до 18 лет.

Кстати, 31 декабря 2020 года истекает срок действия "Порядка назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату", который был утвержден постановлением Кабмина №1098 от 27 декабря 2017 года.

Этот факт некоторые СМИ истолковали как отмену пенсий для людей, которым не хватает стажа. Однако правильнее было бы сказать, что с 2021 года повысится возраст, с которого будут назначать госпомощь по возрасту.

До конца 2020 года право на такую помощь имеют люди, достигшие 60-летнего возраста и имеющие 15 лет стажа. С 2021 года госпомощь по возрасту будут назначать с 65 лет. Раньше этого возраста можно претендовать только на помощь по малообеспеченности.

Как докупить стаж

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Плата составит 22% от минимальной зарплаты – это минимальный размер единого социального взноса. Сейчас это 1100 грн в месяц, в 2021 году будет 1320 грн.

Отметим, что пенсионные выплаты окажутся все равно больше – как мы сообщали выше, с 1 декабря 2020 года минимальная пенсия составит 1769 грн, в декабре 2021-го это будет уже 1934 грн.

По такой схеме можно оплачивать столько лет стажа, сколько не хватает до пенсии. А вот если есть желание докупить недостающий стаж "оптом", заплатить придется в двойном размере – около 44% от минимальной зарплаты за каждый месяц (более точно посчитают в налоговой, поскольку существует "скидка за опт" – уменьшенный коэффициент).

Но таким образом можно купить не более 5 лет недостающего стажа.

Как сообщали Українські Новини, Кабмин анонсировал масштабную верификацию пенсионеров: кому "светят" проверки из-за пенсий.

Также у украинцев могут высчитать половину пенсии в некоторых случаях, предусмотренных законодательством.


Денис Шмыгаль / Facebook

Конечно, слишком серьезно относиться к заявлениям украинских "можновладцив" не следует. Во-первых, практически все они превратились во временщиков, от нескольких месяцев до нескольких лет обслуживающих своих "хозяев", а затем исчезающих в никуда. Во-вторых, уровень не то что их компетентности, но даже их общей культуры оставляет желать много лучшего. Зачастую их заявления больше напоминают возгласы удивления людей, которые столкнулись с чем-то неожиданным. Оно и понятно — в своей дочиновничьей жизни они, например, и не подозревали, что львиная доля мизерного по европейским меркам дохода среднего украинца уходит на питание. Так рождались крылатые фразы, вроде той, что "украинцы слишком много едят".

Поэтому можно было бы и не обращать внимания на очередное громкое заявление, на этот раз премьера Дениса Шмыгаля, пообещавшего оставить украинцев без пенсии "лет через 15". Оставим за скобками "мудрость" таких заявлений и их значение для ситуации в стране. Впрочем, украинские пенсионеры и сегодня редко купаются в роскоши: средняя пенсия в стране составляет около $120, что раз в 10 ниже, чем в Германии или Австрии, и вдвое ниже российской. При этом среднестатистический немец проживет на своей тысячной пенсии лет 15, а украинский мужчина, если повезет, — года два. И это если у него наберется 35 лет рабочего стажа. Если же в 90-е пришлось сидеть без работы или "работать на себя", то через несколько лет, когда пенсионная реформа войдет в полную силу, у людей возраста 60+ появляется реальный шанс умереть с голоду. Так что там с украинскими пенсиями?

Общественная экспертиза – совместный постояннодействующий проект "Вестей" и Украинского института стратегий глобального развития и адаптации. Раз в неделю профессионалы критически рассматривают наиболее резонансные решения власти и обращают внимание общественности на возможные риски. Под руководством директора УИСГРА, Виктора Левицкого, эксперты (которым может выступить любой, имеющий общественный авторитет специалист) формулируют рекомендации для улучшения ситуации.

Чего ждать украинским пенсионерам в ближайшем будущем?

Илья Кононов, заведующий кафедрой философии и социологии, профессор в ЛНУ им. Т. Шевченко:

— В ближайшем будущем центральная власть Украины, видимо, не решится на какие-то радикальные шаги по пересмотру системы пенсионного обеспечения. Думаю, большинство пенсионеров будут в срок получать пенсии. Пенсионный фонд на своей информационной странице в интернете обнародовал данные движения средств. Доходы фонда несколько меньше выплат. За год ПФ получил 338,2 млрд грн, выплатил 355,4 млрд грн. Дефицит — 17,2 млрд грн. В доходах 201,3 млрд грн составляли собственные средства и 136,9 млрд грн — деньги госбюджета на финансирование пенсионных программ. Это — не блестящее состояние, но и не катастрофа. Подчеркну: мой вывод о продолжении выплат пенсий касается только ситуации, когда государственная финансовая система сохранит стабильность.

Насколько вероятен сценарий, при котором Украина через 10–15 лет вообще останется без пенсий?

Илья Кононов:

— Этот вопрос вновь стал актуальным на прошлой неделе, после выступления премьер-министра Дениса Шмыгаля во "Львовской политехнике". Он достаточно поверхностно осветил перспективы пенсионной системы в Украине перед студенческой аудиторией. Нарастающие проблемы Шмыгаль связал фактически только с особенностями воспроизводства народонаселения, представив его как чисто природный процесс: "Нация стареет".

Но воспроизводство народонаселения не является чисто природным процессом. Необходимо менять социальную систему. Это даст и прирост рождаемости, и сбалансирует отъезд за границу работоспособного населения с возвращением. Развести же руками, сослаться на математику и экономическую географию — это расписаться в том, что ты махнул рукой на свою страну.

Второй момент упрощения состоит в том, что премьер-министр не договаривает относительно пропорции пенсионеров и работающих. Чтобы показать это, я сошлюсь на данные бывшего вице-премьера Павла Розенко конца января 2020 года. Согласно этим данным, на начало текущего года в Украине было 11,3 млн пенсионеров и около 12 млн работающих, которые платят взносы в Пенсионный фонд. Последнее хочу подчеркнуть особо: которые платят взносы в ПФ. Дело в том, что в стране работающих было около 17 млн. Разница в 5 млн человек — это дань теневой экономике. Не могу судить о точности пропорции, но то, что она отражает реальную проблему, — факт. И этот факт нечего списывать на некие природные законы. Это как раз сфера ответственности власти. Сейчас значительная часть молодежи перебивается случайными заработками. И это поколение, действительно, не заработает себе пенсий.

Андрей Рева, экс-министр социальной политики:

— На сегодняшний день в Украине насчитывается 22 млн человек трудоспособного возраста. Как мы содержим пенсионеров? Все, кто работают, получают зарплату. На эту зарплату начисляют ЕСВ (единый социальный взнос), который идет в Пенсионный фонд, и из этих денег платятся пенсии нашим пенсионерам.

Предприниматели и самозанятые лица тоже платят ЕСВ в Пенсионный фонд. Но из этих 22 млн платят взносы 10 млн человек. Если из 22 млн платят только 10 млн, то проблема в демографии или все-таки в теневой занятости и трудовой миграции?

Дальше берем тех, кто платит. Из 10 млн украинцев 4 млн платят с минимальной зарплаты. С 1 сентября это 1100 грн в месяц. Минимальная пенсия тем, которые имеют полный стаж, составляет 2100 грн, а для тех, кто стажа не имеет, — 1712 грн. Содержит ли один работающий одного пенсионера? Получается, что уже сейчас два работающих на минимальной зарплате содержат одного пенсионера. То есть 4 млн налогоплательщиков содержат 2 млн пенсионеров. У нас всего 11 млн 300 тыс. пенсионеров. Теперь отнимаем 2 млн пенсионеров и 4 млн работающих, которые платят с минималки. Остается 9 млн 300 тыс. пенсионеров, которых содержат 5 млн, честно работающих людей, получающих белую зарплату. Тут два работающих с белой зарплатой содержат троих пенсионеров.

Проблема в том, что те, кто получают минималку, по сути уклоняются от уплаты ЕСВ и получают зарплату в конвертах.

Теперь возвращаясь к Шмыгалю. Если вам нужно увеличить поступление в Пенсионный фонд, то зачем повышать налоги, если можно повысить зарплату людям. Если они в два раза больше будут получать, то и зачисление в ПФ тоже будет вдвое больше. Демография в Украине такая же, как и в Японии. Но у них все нормально с пенсией.

Муса Магомедов, народный депутат:

— Все зависит от того, как будет решаться проблема. А проблема в том, что в 1991–1999 годах был провал рождаемости. И через 15 лет пенсионеров будет вдвое больше, чем трудоспособного населения. Если ничего не делать, то поколение 1991–1999 г. р. окажется не в состоянии платить пенсии поколению 1960–1970 г. р. просто из-за несопоставимого количества населения. Но руководству страны уже сейчас нужно думать на перспективу 15 лет и принимать меры, направленные на предотвращение проблемы.

Что можно предпринять сегодня, чтобы избежать наиболее негативных вариантов развития событий в сфере пенсионного обеспечения?

Илья Кононов:

— В краткосрочной перспективе, видимо, нужно увеличивать доходную часть Пенсионного фонда. Это зависит от налоговой системы. Богатые могли бы платить в ПФ значительно больше. Нужно наводить порядок в сфере занятости, ликвидируя ее теневую составляющую.

В среднесрочной перспективе нужно создать концепцию развития пенсионной системы, которая была бы составляющей общего видения перспектив развития экономики и социальной системы страны. Нельзя полностью отказываться от солидарной пенсионной системы, заменяя ее накопительной. Нужна сбалансированная, стимулирующая трудовое поведение система. С одной стороны, работающий человек должен быть уверен, что в старости он не останется без копейки, но с другой — каждый должен иметь возможность улучшать свое пенсионное обеспечение в будущем. Из Украины не должны вымываться средства, которые утекают как раз в страны центра. Украина должна стать самостоятельным центром накопления.

Сергей Магера, народный депутат:

— Дело в том, что мы имеем серьезные проблемы в финансировании Пенсионного фонда как в кратко­срочной, так и в долгосрочной перспективах. Причем в долгосрочной перспективе проблема выглядит вообще не решаемой.

На сегодня единственный путь решения вопроса с выплатой пенсий через 15 лет — повысить производительность труда в два-три раза. В этом случае поколение 1980–1989 г. р. и 1991–1999 г. р. сможет делать отчисления на содержание прошлых поколений, а также собрать себе на старость.

Для того чтобы это обеспечить, производительность труда должна расти на 20% в год. Но реально ли это?

Состояние экономики в Украине последние несколько лет не придает оптимизма в этом вопросе.

Изменить тренд возможно лишь за счет развития промышленности и инновационных секторов. Поэтому, если мы хотим сохранить солидарную систему, уже сейчас нужно разработать долгосрочную стратегию развития промышленности, которая позволит нам обеспечить рост экономики и доходов населения. В противном случае нас ждет серьезный вызов революционных изменений в пенсионном обеспечении, причем однозначно непростых и болезненных.

Заключение Общественной экспертизы

Проблема пенсионного обеспечения граждан страны обостряется не только в Украине. Увеличение продолжительности жизни, старение населения в развитых странах, экономическая нестабильность и множество других факторов влияют на качество жизни сегодняшних и завтрашних пенсионеров. Некоторые государства, для того чтобы справиться с угрозами, разрабатывают специальные стратегии. Так поступила Япония, предложившая миру концепцию "Общество 5.0" — организацию производства, распределение и регуляцию социальной жизни, при которой будет осуществлять искусственный интеллект. Украине до таких высот дотянуться пока сложно, но эксперты предлагают несколько путей минимизации угроз. Среди возможных мер: вывод значительной части экономики из тени (в тени, по разным оценкам, может находиться до 65% экономики страны), увеличение минимальной зарплаты и производительности труда. Определенный эффект может дать внедрение накопительных пенсий, в том числе от негосударственных пенсионных фондов.

Однако главным фактором реанимации ситуации с пенсиями в Украине могут и должны стать шаги власти, направленные на возвращение веры гражданам страны в ее будущее. Если украинец сможет снова поверить в то, что Украина является самостоятельным европейским государством (а не вассалом, которому напоминают, что Европа не благотворительная организация или банкомат), вести достойную жизнь (с нормальной зарплатой, образованием, здравоохранением), видеть в политиках союзников, идущих во власть, чтобы реализовать свои обещания (а не отдавать долги своим спонсорам) и т. д. — тогда они, украинцы, могут взяться за старое: снова начать рожать детей, воспитывать и учить их в родных городах и стараться обеспечить им достойную жизнь, работая и отчисляя взносы в Пенсионный фонд с белой зарплаты. А не скрывать доходы от вороватых власть имущих и при первой возможности бежать за границу. Тогда и через 15, и через 150 лет пенсии никуда не денутся.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Читайте также: