Пенсионер в системе права

У пенсионеров в России имеется различная поддержка. Она заключается не только в гарантированной пенсии, но других мерах, закреплённых в законодательстве. К сожалению, не все граждане осведомлены о своих правах.

В данной статья я постарался собрать наиболее распространённые меры поддержки пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста.

Права пенсионеров и лиц предпенсионного возраста в России.

1. Право на пенсию.

Самая распространённая мера поддержки со стороны государства - выплата пенсии, лицам достигшим определённого возраста.

Выплачиваемых государством денег не хватает для полноценного проживания, существуют также иные меры поддержки. Размер пенсии у граждан различается, зависит от трудового стажа, накопленных балов и возраста выхода на пенсию.

2. Право работать и получать пенсию.

Уволить гражданина достигшего определённого возраста никто не имеет права. Право на труд одно из основополагающих прав человека и гражданина.

Пенсионер вправе решить, продолжать ли ему трудиться или нет.

В данном случае, гражданин может выбрать: продолжить работать и получать пенсию; уволиться и получать пенсию; продолжить работать и отложить выход на пенсию.

Пенсия за работником сохраняется. Единственное, что теряет пенсионер, право на индексацию пенсии. С января 2020 года индексация - 6,6%.

Многие граждане, чтобы получить индексацию, уволились в 2019 году, затем в 2020 году снова выйдут на работу.

Но нужно помнить, что некоторые льготы положены только не работающим пенсионерам. Следует поставить в известность ПФР, что вы работаете, иначе может наступить ответственность.

3. Право на алименты.

Трудоспособные дети обязаны содержать и заботиться о своих родителях. Данная норма предусмотрена Семейным Кодексом РФ, статьёй 87.

Это касается также лиц достигших предпенсионного возраста, 60 лет мужчины, 55 лет женщины.

Алименты можно получить в твёрдой денежной форме, в виде ежемесячной выплаты. Если дети отказываются поддерживать родителей, то родители вправе обратиться в суд, для присуждения алиментов в судебном порядке.

Помимо детей, поддерживать пенсионеров обязаны также: супруги, в том числе бывшие; братья и сёстры, если нет детей и супругов; внуки, если нет детей и супругов; пасынки и падчерицы.

4. Право брать выходной для ежегодной диспансеризации.

Пенсионер может ежегодно брать за счёт работодателя два дня для прохождения диспансеризации.

Работодатель не может отказать пенсионеру в данном праве.

Следует взять соответсвующие справки в поликлиники и предупредить работодателя заранее, чтобы не было прогула.

5. Право уволиться без отработки.

Работник может прекратить трудовые отношения с работодателем, уведомив его за четырнадцать дней. Но пенсионеры вправе прекратить работу сразу при направлении уведомления, без отработки положенного времени.

Важный момент, пенсионер может неоднократно пользоваться данным правом, если он снова начинает свою трудовую деятельность. Увольнение всегда будет без отработки.

6. Право на надбавки к пенсии.

Дополнительная денежная поддержка со стороны государства выражается в предоставлении надбавки к пенсии отдельным категориям граждан. У данных лиц пенсия будет выше.

Право на надбавку имеют: лица старше 80 лет; сельские жители; инвалиды; лица с определённым непрерывным трудовым стажем; жители Крайнего Севера; пенсионеры с иждивенцем.

В некоторых случаях страховая часть пенсии увеличивается в два раза.

7. Право докупить пенсионный стаж и баллы.

Неприятность может случиться тогда, когда работодатель не платил пенсионных отчислений в бюджет. Также это касается тех, кто работал не официально или кому не хватает пенсионного стажа и баллов.

В этом случае можно сделать взнос для покупки стажа и баллов. В 2020 году платёж составит порядка 32 тыс. рублей. Необходимо заключить договор по добровольному пенсионному страхованию. Приобретается не более половины требуемого стажа и баллов.

8. Право на социальную пенсию.

Если трудового стажа и баллов не хватает, то можно рассчитывать на социальную пенсию. Она положена всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Её выплачивают на 5 лет позже, чем страховую пенсию. Размер такой пенсии составляет не более 10 тыс. рублей.

9. Право на обязательную долю в наследстве.

Данным правом обладают также лица достигшие предпенсионного возраста. Гражданским Кодексом РФ, статьёй 1149, предусмотрена обязательная доля в наследстве, это не менее половины доли, которая причиталась бы при наследовании по закону. Право сохраняется, даже если есть завещание.

10. Право платить меньше налогов.

Законодатель освободил пенсионеров от уплаты налога на доход в виде получения пенсии (социальной, страховой, накопительной).

Также пенсионеры имеют льготы по уплате земельного налога и транспортного.

Освобождаются от уплаты налога на имущество, в отношении одного объекта каждого вида: участок меньше 6 соток, квартиры, гаража, дома и его части, комнаты, творческой мастерской, хозяйственной постройки.

11. Право выхода в отпуск, без права на отказ работодателем.

Брать отпуск на четырнадцать дней можно в любое время, достаточно просто уведомить работодателя об этом. Всем остальным требуется согласие, а пенсионеру отказать не вправе. Для получения отпуска необходимо написать заявление.

12. Получать пенсию находясь за границей.

Получать выплату можно не только на карту "Мир" в данном случае. Однако необходимо ежегодно подтверждать Пенсионному Фонду России, что вы живы. Сделать это можно лично обратившись в ПФР, или направив в ПФР удостоверенное нотариусом уведомление.

13. Право на налоговый вычет при покупке жилья.

Пенсионерам предоставляется три года, за которые они могут получить налоговый вычет. При покупке квартиры, жилого дома или земельного участка, можно вернуть выплаченный государству НДФЛ за три года (у всех остальных граждан срок меньше). Но не более 13 % от 2 млн. рублей (стоимости приобретённой недвижимости).

14. Льготы по оплате проезда и услуг ЖКХ.

Пенсионеры имеют право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, льготы по оплате взносов на капитальный ремонт, компенсацию жителям Крайнего Севера по проезду в места отдыха.

Также многие регионы предоставляют пенсионерам право бесплатного проезда в транспорте. Для некоторых проездов предоставляется скидка.

В органах социальной защиты в месте вашего проживания можно узнать о всех предоставляемых льготах и правах.

Многие пенсионеры имеют право на бесплатную путёвку в санаторий или гостиницу, для осуществления ежегодного отдыха и лечения.


Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

- материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

- тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Существование пенсионного права - факт неоспоримый, что обусловлено следующими факторами: специфический субъект этих отношений - пенсионер, характерный статус, состоящий преимущественно из прав, минимизирующий количество обязанностей и практически исключающий юридическую ответственность, своеобразная юридическая связь пенсионера с органом, назначающим и осуществляющим выплату пенсии и т.д.

Следует отметить, что еще в 1971 г. В. С. Андреев обратил внимание на то, что нормы, закрепляющие пенсионные отношения, «слишком многочисленны и многообразны, в связи с чем они подразделяются по общим признакам на несколько институтов». Позднее он уточнил свою позицию и высказал весьма плодотворную мысль о том, что пенсионное право - это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента, как подотрасль.

Действительно, пенсионное право может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и в силу качественной (содержательной) характеристики.

Подотрасль права - это такое его структурное образование, которое расположено между отраслью и ее институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других институтов права социального обеспечения, а с другой - удерживают его в рамках этой отрасли, не позволяют пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Критерии самостоятельности пенсионного права:

1. Предмет правового регулирования. Это пенсионные отношения.

Но прежде чем дать им качественную характеристику, позволяющую считать их специфической однородной общностью общественных отношений (только такая общность может считаться самостоятельным предметом правового регулирования), необходимо определиться и в объемных (количественных) показателях, которые дают основание считать, что эти отношения значительнее отношений, регулируемых иными институтами права социального обеспечения, и одновременно находятся «в рамках» последних, являются их составной частью.

Подотрасль права - это структурное образование более высокого уровня, нежели правовой институт, постольку, поскольку юридические нормы, ею объединяемые, регулируют более широкий круг общественных отношений, чем институт, и по этой причине подотрасль занимает промежуточное положение между отраслью и правовым институтом.

  • 1) В большинстве отношений, регулируемых правом социального обеспечения, так или иначе присутствует специальный субъект - пенсионер, которому, как правило, отдается предпочтение перед другими физическими лицами (например, обеспечение льготами, социальное обслуживание, медицинская помощь и т.д.). Таким образом, законодатель как бы «растворяет» статус пенсионера в других социально-обеспечительных отношениях.
  • 2) Пенсионные отношения выходят за рамки отрасли права социального обеспечения, оказывая правоформирующее воздействие на статус физических лиц в иных сферах правового регулирования: гражданского, налогового, семейного, жилищного, трудового, уголовно-исполнительного и др.

Но в то же время достаточно очевидно, что предмет воздействия пенсионного права имеет достаточно четко очерченные границы - это отношения по денежному содержанию лиц, не способных к самообеспечению в силу возраста, состояния здоровья (инвалидность), профессиональной непригодности или утраты кормильца.

Основной феномен предмета Пенсионного права состоит в том, что мы имеем дело:

  • - с одной стороны, с общественными отношениями, составляющими часть отношений, регулируемых нормами ПСО,
  • - с другой - с отношениями четко определенными и своеобразными, что делает их предметом самостоятельного правового воздействия.

Пенсионные отношения являются одновременно:

+ качественно однородной областью общественных отношений, могущих претендовать на роль предмета самостоятельной отрасли права, пока еще удерживаемых в рамках предмета регулирования ПСО;

+ группой отношений, входящих в состав отношений по социальному обеспечению, являющихся наиболее обширной частью последних.

Вместе с тем они представляют собой самый значительный и весомый пласт (слой) социально-обеспечительных отношений в целом, оказывая влияние на содержание статутных прав нуждающихся граждан при обеспечении их пособиями, компенсациями, социальной помощью в учреждениях социального обслуживания, при наделении их льготами.

Специфика субъектного состава пенсионных отношений. Там всегда физическое лицо (пенсионер). Специфика пенсионера как субъекта социально-обеспечительных отношений состоит в том, что им является нуждающееся лицо, находящееся на денежном содержании государства, которое в рамках предоставленных ему средств содержит себя по собственному усмотрению.

Пенсионные отношения - однородны, поскольку все возникающие связи между их субъектами подчинены единой цели, и одновременно они весьма многообразны, о чем свидетельствует хотя бы изложенная в предыдущем разделе классификация пенсий.

2. Метод правового регулирования.

Пенсионное право, отнесенное нами к такому структурному элементу, как подотрасль права социального обеспечения, не располагает в своем юридическом инструментарии собственным методом правового регулирования, а использует общий для права социального обеспечения метод урегулирования взаимодействия участников социально-обеспечительных правоотношений.

По нашему мнению, социально-обеспечительные отношения регулируются методом обязательных предоставлений. Из такой характеристики следует, что если гражданин или семья признаются нуждающимися, то другая сторона (орган или организация) обязана предоставить им определенные денежные средства к существованию или обеспечить их натурально одеждой, жилищем, оказать им медицинскую помощь, предоставить продукты питания и т. д.

Метод обязательных предоставлений присущ и пенсионному праву, и никакими другими специфическими чертами он не отличается от совокупности приемов, способов и средств воздействия на поведение участников (субъектов) иных социально-обеспечительных отношений по выплате пособий, оказанию социальных услуг, включая медицинскую помощь и лечение, по предоставлению льгот и компенсаций.

Каждый гражданин Российской Федерации, осуществляющий трудовую деятельность, имеет право на получение пенсионных выплат в преклонном возрасте. Подавляющее большинство лиц, которые имеют право на пенсию, прекращают работать и живут только за счет нее.

Однако известно, что размер пенсионного обеспечения в нашей стране крайне низкий, в связи с чем многие пенсионеры продолжают трудовую деятельность, получая при этом соответствующие выплаты. Эта категория граждан имеет дополнительные права и гарантии, о наборе которых пойдет речь далее в статье.

Бесплатно по России

Права работающего пенсионера

Граждане пенсионного возраста, которые продолжают трудиться официально, имеют те же права, что и пенсионеры, прекратившие трудовую деятельность в связи с достижением необходимого количества лет.

Так, в первую очередь, они могут рассчитывать на получение пенсии. Однако следует отметить, что денежные выплаты, которые они получают, не подлежат ежегодной индексации. Это связано с тем, что в 2016 году Правительством был наложен соответствующий мораторий.

Решение о приостановке индексаций было принято в силу сложных экономических условий. Однако на сегодняшний день очевидно, что данный мораторий действует на неопределенный период, а исходя из официальных заявлений должностных лиц становится ясно, что отменять его не планируется.

За пенсионеров, равно как и за остальных категорий работников, организации-работодатели уплачивают страховые взносы. Таким образом, объем накопленных пенсионных баллов у работающих пожилых людей увеличивается с каждым годом.

Это отражается и на размере их текущего пенсионного обеспечения. Так, ежегодно пенсионный фонд производит соответствующую корректировку выплат. Она осуществляется в августе. Именно с этого месяца работающие пенсионеры получают прибавку к пенсии. Следует понимать, что это не является индексацией в той форме, которая проводится для выплат неработающим получателям пенсионных денег.


Налоговые льготы

В целом, трудящиеся пенсионеры имеют право на те же льготы и преференции, что и неработающие, за исключением индексации их пенсионных выплат. Это, кроме прочего, и предполагает наличие налоговых послаблений при налогообложении их доходов и имущества.

Так, установлено, что работающие лица преклонного возраста освобождаются от уплаты части имущественных налогов. Так, они могут не платить за один объект недвижимого имущества, имеющийся у них в собственности. Однако верно это только в том случае, если он не используется в коммерческих целях.

К примеру, если пенсионер имеет в собственности квартиру, где он сам же и проживает, то платить имущественный налог ему нет необходимости. Однако если у пожилого человека имеется еще одна квартира, с которой он имеет доход от сдачи квартирантам, то оплатить нужно как налог с полученного дохода, так и с этой недвижимости.

Кроме этого, у пенсионеров имеются льготы по внесению в бюджет денег в рамках уплаты земельного налога. Так, им положен налоговый вычет, но только в пределах стоимости (по кадастру) 6 соток земли. Таким образом, большинство пенсионеров, имеющих, скажем, дачные участки, могут не вносить соответствующие налоговые платежи.

Отдельно следует рассмотреть вопрос, связанный с освобождением от уплаты транспортного налога. Установлено, что перечень лиц, имеющих право на соответствующую льготу, устанавливается региональными властями. Это же касается и формы льготного налогообложения. Так, в большинстве субъектов РФ работающие пенсионеры уплачивают транспортный налог. В части их них освобождены от данной обязанности. В некоторых случаях пожилые граждане платят налог частично.

Чтобы узнать об имеющихся льготах по транспортному налогу в конкретном субъекте федерации, гражданину необходимо обратиться в ИФНС по месту жительства за разъяснениями.

Социальные привилегии

Пенсионеры, в том числе и работающие, имеют право на ряд социальных привилегий, которые, по большей части, связаны с наличием у них льготного статуса. Разберем подробнее.

  1. Льготы по оплате капремонта. Так, федеральные льготники (инвалиды, «чернобыльцы» ветераны ВОВ и боевых действий и некоторые другие) частично освобождены от оплаты капремонта. Им положена субсидия в размере 50% процентов. Кроме этого, решением региональных властей льготы по оплате капремонта могут иметь граждане старше 70 лет (50% субсидия) и старше 80 лет (100% субсидия). Льготы пенсионерам по возрасту положены только в том случае, если жилье находится в их собственности, а проживают они одни или совместно с другим лицом, имеющим аналогичные послабления.
  2. Льготы по оплате услуг ЖКХ. Граждане, которые относятся к категории льготников, также могут претендовать на снижение платежей за коммунальные услуги.

Кроме этого, отдельные категории льготников имеют право на получение единовременной денежной выплаты и набора социальных услуг. Перечень получателей строго определен законом.

В их число входят:

  • инвалиды;
  • ветераны;
  • лица, пострадавшие от техногенных катастроф;

В отдельных регионах граждане преклонного возраста могут рассчитывать на льготный проезд в муниципальном транспорте, а также имеют преференции при получении медицинской помощи.

Следует отметить, что подавляющее большинство социальных льгот устанавливается работающим пенсионерам решением региональных властей на местах.

Трудовые гарантии

Трудовое законодательство отдельно выделяет работников пенсионного возраста. Они имеют некоторые дополнительные гарантии, связанные с их статусом. В первую очередь, они касаются процедуры увольнения и порядка предоставления отпусков.

Какие права есть у пенсионера при увольнении

Во-первых, следует отметить, что наступление пенсионного возраста не является основанием для увольнения сотрудника, если речь не идет об особых условиях труда, где к работникам предъявляются специальные требования. Если гражданин изъявил желание продолжать трудовую деятельность, то уволить его без каких-либо иных существенных оснований невозможно.

В целом же процедура увольнения по собственному желанию граждан предполагает, что работник должен предупредить об этом своего работодателя за 14 дней до соответствующей даты. Эта обязанность в народе называется «отработка».

Данное правило установлено трудовым законодательством и служит в целях защиты интересов работодателя, которому необходимо время, чтобы найти работника взамен уволившегося. При этом если сотрудник находится на испытании, то данный срок сокращается до 3 дней.

Что касается пенсионеров, то они могут уволиться без предварительного уведомления своего работодателя. Это означает, что отрабатывать 2 недели им нет необходимости, а соответствующие требования руководства организации являются необоснованными.

Особые права на отпуск

Работающие пенсионеры имеют право на отпуск в период, который определяется внутренним распорядком работы организации, то есть графиком. Кроме этого, отдельные категории работников могут рассчитывать на дополнительные дни отпуска. К ним, в первую очередь, относятся лица, занятые на работах с вредными условиями труда.

Также ст. 128 ТК РФ устанавливает, что работающие пенсионеры, вне зависимости от их условий труда, вправе рассчитывать на дополнительные дни отдыха за свой счет. Так, по согласованию с работодателем, пожилые граждане могут взять до 14 дней неоплачиваемых выходных.

Что изменилось в 2019 году в отношении привилегий

В 2019 году объем прав и привилегий работающих пенсионеров остался практически прежним. Однако нельзя не отметить, что законом для них была установлена возможность брать дополнительные выходные (до 2 дней в году) для прохождения программы диспансеризации.

Работающие пенсионеры имеют те же гарантии, что и их ровесники, которые окончили трудовую деятельность, за исключением права на ежегодную индексацию пенсионного обеспечения. Кроме этого, работники преклонного возраста имеют дополнительные права, связанные с выходом в отпуск и увольнением, а также прохождением ежегодной диспансеризации.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Существование пенсионного права - факт неоспоримый, что обусловлено следующими факторами: специфический субъект этих отношений - пенсионер, характерный статус, состоящий преимущественно из прав, минимизирующий количество обязанностей и практически исключающий юридическую ответственность, своеобразная юридическая связь пенсионера с органом, назначающим и осуществляющим выплату пенсии и т.д.

Следует отметить, что еще в 1971 г. В. С. Андреев обратил внимание на то, что нормы, закрепляющие пенсионные отношения, «слишком многочисленны и многообразны, в связи с чем они подразделяются по общим признакам на несколько институтов». Позднее он уточнил свою позицию и высказал весьма плодотворную мысль о том, что пенсионное право - это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента, как подотрасль.

Действительно, пенсионное право может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и в силу качественной (содержательной) характеристики.

Подотрасль права - это такое его структурное образование, которое расположено между отраслью и ее институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других институтов права социального обеспечения, а с другой - удерживают его в рамках этой отрасли, не позволяют пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Критерии самостоятельности пенсионного права:

1. Предмет правового регулирования. Это пенсионные отношения.

Но прежде чем дать им качественную характеристику, позволяющую считать их специфической однородной общностью общественных отношений (только такая общность может считаться самостоятельным предметом правового регулирования), необходимо определиться и в объемных (количественных) показателях, которые дают основание считать, что эти отношения значительнее отношений, регулируемых иными институтами права социального обеспечения, и одновременно находятся «в рамках» последних, являются их составной частью.

Подотрасль права - это структурное образование более высокого уровня, нежели правовой институт, постольку, поскольку юридические нормы, ею объединяемые, регулируют более широкий круг общественных отношений, чем институт, и по этой причине подотрасль занимает промежуточное положение между отраслью и правовым институтом.

1) В большинстве отношений, регулируемых правом социального обеспечения, так или иначе присутствует специальный субъект - пенсионер, которому, как правило, отдается предпочтение перед другими физическими лицами (например, обеспечение льготами, социальное обслуживание, медицинская помощь и т.д.). Таким образом, законодатель как бы «растворяет» статус пенсионера в других социально-обеспечительных отношениях.

2) Пенсионные отношения выходят за рамки отрасли права социального обеспечения, оказывая правоформирующее воздействие на статус физических лиц в иных сферах правового регулирования: гражданского, налогового, семейного, жилищного, трудового, уголовно-исполнительного и др.

Но в то же время достаточно очевидно, что предмет воздействия пенсионного права имеет достаточно четко очерченные границы - это отношения по денежному содержанию лиц, не способных к самообеспечению в силу возраста, состояния здоровья (инвалидность), профессиональной непригодности или утраты кормильца.

Основной феномен предмета Пенсионного права состоит в том, что мы имеем дело:

- с одной стороны, с общественными отношениями, составляющими часть отношений, регулируемых нормами ПСО,

- с другой - с отношениями четко определенными и своеобразными, что делает их предметом самостоятельного правового воздействия.

Пенсионные отношения являются одновременно:

+ качественно однородной областью общественных отношений, могущих претендовать на роль предмета самостоятельной отрасли права, пока еще удерживаемых в рамках предмета регулирования ПСО;

+ группой отношений, входящих в состав отношений по социальному обеспечению, являющихся наиболее обширной частью последних.

Вместе с тем они представляют собой самый значительный и весомый пласт (слой) социально-обеспечительных отношений в целом, оказывая влияние на содержание статутных прав нуждающихся граждан при обеспечении их пособиями, компенсациями, социальной помощью в учреждениях социального обслуживания, при наделении их льготами.

Специфика субъектного состава пенсионных отношений. Там всегда физическое лицо (пенсионер). Специфика пенсионера как субъекта социально-обеспечительных отношений состоит в том, что им является нуждающееся лицо, находящееся на денежном содержании государства, которое в рамках предоставленных ему средств содержит себя по собственному усмотрению.

Пенсионные отношения - однородны, поскольку все возникающие связи между их субъектами подчинены единой цели, и одновременно они весьма многообразны, о чем свидетельствует хотя бы изложенная в предыдущем разделе классификация пенсий.

2. Метод правового регулирования.

Пенсионное право, отнесенное нами к такому структурному элементу, как подотрасль права социального обеспечения, не располагает в своем юридическом инструментарии собственным методом правового регулирования, а использует общий для права социального обеспечения метод урегулирования взаимодействия участников социально-обеспечительных правоотношений.

По нашему мнению, социально-обеспечительные отношения регулируются методом обязательных предоставлений. Из такой характеристики следует, что если гражданин или семья признаются нуждающимися, то другая сторона (орган или организация) обязана предоставить им определенные денежные средства к существованию или обеспечить их натурально одеждой, жилищем, оказать им медицинскую помощь, предоставить продукты питания и т. д.

Метод обязательных предоставлений присущ и пенсионному праву, и никакими другими специфическими чертами он не отличается от совокупности приемов, способов и средств воздействия на поведение участников (субъектов) иных социально-обеспечительных отношений по выплате пособий, оказанию социальных услуг, включая медицинскую помощь и лечение, по предоставлению льгот и компенсаций.

Система пенсионного права России

Пенсионное право имеет все основания быть признанным общностью юридических норм, именуемой системой в том смысле, в котором она понимается философской и правовой мыслью.

Как и любую правовую систему, пенсионное право образуют юридические нормы, сгруппированные в определенные общности, как то: субинституты, институты, включая генеральные правовые институты. В свою очередь, эти общности делятся на две большие части: общую и особенную.

В общую часть пенсионного права входят такие структурно-правовые образования, которые состоят из норм «сквозного» действия, то есть норм, определяющих характер всего юридического инструментария, призванного регулировать пенсионные отношения, и влияющих на формирование конкретных правовых средств воздействия на поведение субъектов этих отношений, закрепляемых нормами особенной части.

Согласно анализу нормативно-правовых источников, Общая часть пенсионного права должна содержать следующие положения:

1 - цели и задачи пенсионного законодательства (основные начала). Целями и задачами пенсионного законодательства является предоставление пенсионерам денежного содержания за счет общественных и (или) обобществленных средств. Такая норма позволит решить двуединую задачу: с одной стороны, она будет выступать в качестве исходной гарантии уровня (содержание) и формы (денежная) обеспечения, с другой - создаст предпосылки для определенной стабильности норм, сгруппированных в особенной части пенсионного права;

2 - законодательство о пенсионном обеспечении в РФ. Закрепление видов источников пенсионного права, того, какие элементы пенсионных отношений регулируются конституционными, а какие федеральными законами, а какие - постановлениями Правительства и др.;

3 - основные принципы правового регулирования пенсионных отношений. Прежде всего нормативное закрепление в рамках Общей части пенсионного права должны получить такие общеправовые принципы как гуманность и социальная справедливость. Также необходимо закрепить:

+ Принцип всеобщности (в противовес избирательному подходу);

+ Принцип дифференциации оснований, условий и уровня денежного содержания нуждающихся граждан, признанных пенсионерами;

+ Принцип обеспечения за счет общественных и (или) обобществленных средств;

+ Принцип солидарности поколений;

+ Принцип связи права на пенсию с трудом и др.

4 - гарантии прав граждан в сфере пенсионного обеспечения;

5 - основные понятийные категории пенсионного права;

6 - действие пенсионного законодательства во времени и пространстве;

7 - виды пенсионного обеспечения;

8 - основания и условия пенсионного обеспечения. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?;

9 - размеры пенсий и порядок их установления. При этом правила определения размеров пенсий должны быть:

+ во-первых, доступными для понимания не только специалистов органов пенсионного обеспечения, но и любого гражданина, не обладающего правовыми познаниями;

+ во-вторых, простыми в применении, какими, например, были правила исчисления пенсий по Закону СССР от 14 июля 1956 г. и Закону РФ от 20 ноября 1990 г.;

+ в-третьих, они должны основываться на принципе социальной справедливости.

10 - общие правила исчисления, назначения и выплаты пенсий, индексация и перерасчеты пенсий.

Перерасчет - деятельность специально уполномоченных на то органов и лиц по корректировке размеров пенсий с целью приведения их в соответствие с фактическими обстоятельствами в сторону их снижения или увеличения как правило, на основании поданного пенсионером заявления. Перерасчет пенсии производится, например, в связи с изменением группы инвалидности.

В отличие от этого для индексации пенсий основанием служат не изменения фактических обстоятельств, связанных с личностью пенсионера, а индекс стоимости жизни (уровень цен на потребительские товары и услуги), который определяется на основании среднестатистических данных по стране за определенный календарный период времени (квартал, полугодие, год). Индексация проводится одновременно на всей территории страны и служит средством нейтрализации отрицательных последствий инфляционных процессов.

Индексация, в отличие от перерасчетов пенсий, всегда приводит только к повышению номинального размера пенсии и не требует волеизъявления пенсионера.

Перерасчет и индексация размеров пенсий нужно отличать от конвертации пенсионных прав. Перерасчет и индексация - это устойчивые элементы пенсионной системы, тогда как конвертация (от латинского coпversio - превращение, изменение) представляет собой элемент временный, рассчитанный на переходный от распределительной к накопительной системе период времени.

Все нормы пенсионного права можно подразделить на две большие группы:

Особое значение для пенсионного права среди нематериальных норм имеют процедурно-правовые, ибо пенсионирование представляет собой определенным образом упорядоченную процедуру.

Как правило, процедурно-правовые нормы располагаются в разделах пенсионных законов о порядке назначения, перерасчетов, выплаты, доставки пенсий и перевода с одного вида пенсий на другой.

На выделение институтов в Особенной части ПП оказывают влияние следующие системообразующие факторы:

+ основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца, профессиональная непригодность);

+ условия пенсионного обеспечения (факт участия в общественно полезной деятельности, специальный трудовой стаж);

+ организационно-правовые формы пенсионирования.

Эти факторы накладываются друг на друга. Результатом такого наложения является образование двух генеральных институтов:

- института трудовых (страховых) пенсий;

- института пенсий по системе государственного пенсионного обеспечения.

Каждый из этих институтов объединяет юридические нормы, сгруппированные в различные подинституты. Так, в институте трудовых пенсий можно выделить субинституты пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, страхового стажа.

Указанные выше генеральные институты отличаются один от другого:

1) специфическими составами субъектов - получателей пенсий. В институте трудовых пенсий - это лица, имеющие страховой стаж, а также лица, трудовой стаж которых конвертирован в стаж уплаты страховых взносов.

Субъектный состав лиц, пользующихся правом на пенсию по системе государственного пенсионного обеспечения, включает в себя:

Ш государственные служащие;

Ш участники Великой Отечественной войны;

Ш граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

Ш нетрудоспособные граждане.

2) условиями пенсионирования. В отличие от субъектных составов эти элементы соответствующих институтов частично совпадают, ибо, как правило, законодатель использует одни и те же условия при обеспечении и трудовыми пенсиями и пенсиями государственными. К числу таковых относятся требования к стажу - страховому, общему, специальному (выслуга лет). Но требования к различным видам стажа используются в различных комбинациях либо касаются продолжительности деятельности определенного вида.

3) правилами исчисления пенсий. Объединяет рассматриваемые генеральные институты наличие у претендентов на пенсию до наступления соответствующих фактических обстоятельств (возраст, инвалидность) собственного источника средств к существованию: заработной платы, дохода, денежного довольствия. Этот источник средств к жизнесуществованию берется за основу размера будущей пенсии.

На этом, пожалуй, сходство анализируемых генеральных институтов под рассматриваемым углом зрения заканчивается.

Все трудовые (страховые) пенсии делятся на три части, одна из которых - базовая - устанавливается в твердо фиксированной денежной сумме, а две другие - страховая и накопительная - исчисляются по специальным правилам.

Государственные пенсии исчисляются по иным правилам, которые дифференцируются в зависимости:

Ш во-первых, от категорий лиц, подлежащих пенсионному обеспечению,

Ш во-вторых, от вида пенсий,

Ш в-третьих, от факта участия или неучастия в общественно полезной деятельности и характера последней (военная служба, ликвидация последствий чернобыльской катастрофы, участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны и т. д.).

Государственные пенсии исчисляются по-разному:

Ш в одних случаях их размер определяется в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии по возрасту или по инвалидности;

Ш в других - она исчисляется исходя из среднемесячного заработка (дохода, денежного содержания) в процентном к нему отношении.

Помимо трех названных системообразующих факторов на формирование внутренней структуры особенной части оказывают влияние и ряд других факторов, например таких, как наличие и продолжительность общего и специального трудового стажа, факт проживания и работы в суровых климатических условиях, особые заслуги перед государством и ряд других.

Читайте также: