Пенсионеры беларуси в ужасе с 1 октября закон вступает в силу

Премьер-министр Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы». Об этом сегодня шел разговор в Палате представителей, где представляли программу работы правительства до 2025 года. Видео выступления премьера опубликовала его пресс-секретарь. Чиновники хотят «максимально задействовать механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей». Речь про дополнительные пенсии через страховые компании — чтобы белорусам заключать такие договоры как самим, так и через нанимателя. Уточним, что вопрос об этой пенсионной проблеме, одной из прочих, чиновники поднимают не первый год, но конкретные варианты ее решения не озвучиваются.

Напомним, с 1 января 2021 года пенсионный возраст для мужчин повысят до 62 лет 6 месяцев, а женщин - до 57 лет 6 месяцев.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: TUT.BY

«Для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему. Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей», — заявил премьер-министр, когда говорил про «переформатирование» пенсионной системы.

Премьер не уточнял, как конкретно хотят белорусов стимулировать к частным пенсионным сбережениям. Особую актуальность этот вопрос приобретает в ситуации, когда темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения снижаются, а годовая инфляция разгоняется и может стать рекордной за последние 4 года.

Тем временем в Беларуси в этом году в январе-октябре реальные пенсии, которые рассчитываются с поправкой на инфляцию, падали на протяжении 7 месяцев из 10. Ситуацию может на некоторое время исправить повышение пенсий с 1 декабря.

Что раньше говорили чиновники о дополнительных пенсиях

Белорусские чиновники не раз заводили речь о том, что нужно стимулировать жителей страны самим откладывать на дополнительную пенсию, а то и сделать накопительный элемент обязательным для всех.

В августе этого года Роман Головченко сообщил, что правительство сейчас думает над тем, как стимулировать рост участия в добровольных пенсионных накоплениях, чтобы «люди активнее откладывали себе на пенсию».

— Эта система в любом случае будет развиваться, будем работать над стимулирующими мерами, чтобы условия были привлекательными. Мы идем по такому же пути, как и другие страны, — сказал премьер-министр.

Повышение пенсионного возраста, заявлял в августе Роман Головченко, не рассматривается: сначала нужно проанализировать итоги предыдущей пенсионной реформы.

Ранее в июле 2020-го министр труда и соцзащиты Ирина Костевич отмечала, что «стоит задача по расширению практики участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии».

— Этот новый механизм в совокупности с действующей солидарной системой позволит обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения человека в старости, что соответствует международной практике, — поясняла министр труда.

В 2018 году замминистра финансов Юрий Селиверстов (сейчас он занимает пост министра) отмечал, что целесообразно было бы снизить нагрузку по взносам в Фонд соцзащиты для предприятий и «создать инструменты, стимулирующие граждан самостоятельно осуществлять накопления в фонде». Вместе с тем чиновник отмечал, что люди не спешат самостоятельно откладывать на будущую пенсию, потому что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

— На государственном уровне требуется плавно вовлекать людей в то, чтобы они не только рассчитывали на помощь государства в пожилом возрасте, а разумно накапливали средства. Возможно, даже стоит сделать эту систему добровольно-принудительной, — говорил Юрий Селиверстов.

Уточним, что в Беларуси хватает и других пенсионных проблем, среди них «пенсионная ловушка», взносы в ФСЗН с работающих пенсионеров, уравнительный принцип формирования пенсий.

Внимание граждан Белоруссии отвлекли от повышения минимального трудового стажа и пенсионного возраста борьбой с тунеядцами

В республике пенсионная реформа, значительно ухудшившая условия выхода на пенсию, началась несколько лет назад и до сих пор не завершена. Сначала в стране подняли минимальный трудовой стаж, потом — пенсионный возраст, а теперь власти заговорили о системе самостоятельного накопления на пенсию. Но все перечисленные реформы не вызвали всплесков народного возмущения.

Поле для экспериментов

Политологи и журналисты неоднократно отмечали: российские власти перенимают многое из того, что в разное время уже было опробовано в Белоруссии. Союзная республика становится «полем экспериментов» в разных областях. В этом ряду: возвращение советской символики, запрет на зарубежное финансирование НКО, импортозамещение, интернет-ограничения и т. д.

Предпосылки для пенсионной реформы в республике похожи на российские: демографическая ситуация здесь такова, что, если оставить все как есть, вскоре на одного работающего белоруса будет приходиться один пенсионер.

Основой реформы стало повышение минимального трудового стажа для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста. С советских времен он составлял 5 лет, и правительство начало с того, что с 1 января 2014 года увеличило его вдвое — до 10 лет. С 1 января 2016 года он составил уже 15,5 лет. Далее он ежегодно увеличивался на полгода до достижения показателя в 20 лет. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется трудовой стаж с уплатой страховых взносов не менее 20 лет.

Те, кому не хватило страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Сегодня ее размер — $45.

Некоторое недовольство в обществе вызвало даже не это повышение, а то, что в трудовой стаж по новым правилам перестали засчитывать периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы по призыву, учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались.

Вопрос о том, чтобы создать накопительную пенсионную систему и вывести пенсионные средства (пусть частично) из-под госконтроля, всерьез даже не обсуждался. По этому поводу министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина заявляла: «Следует понимать, что в существующих условиях накопительная система несет большие инфляционные и инвестиционные риски».

«И скажи женщине, что она старуха»

В 2016-м году правительство заявило о предстоящем увеличении пенсионного возраста. Чиновники объясняли , что в противном случае Фонду социальной защиты населения (ФСЗН), из которого выплачиваются пенсии, грозил огромный дефицит.

Совет министров Белоруссии предложил три возможных сценария: первый — постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин до 63 лет, для женщин до 58 лет; второй — до 63/60, третий — до 65/60 лет.

Президент Александр Лукашенко, говоря о пенсионной реформе, заявил, что она нужна в связи с изменившейся демографической ситуацией и ростом продолжительности жизни. «И скажи женщине, что она старуха в 55 лет или пенсионерка! Слушайте, обидится! А когда мы предлагаем: раз ты не старуха, не пенсионерка, давай поработай — другое какое-то мнение. То же самое и про мужиков можно сказать. Они демонстративно не обижаются, но в душе. В 60 лет мужик — это лошадь, на которой можно еще пахать и плугом не в один корпус, а в три корпуса зацепить, и потянет», — сказал Лукашенко на совещании по вопросам развития пенсионной системы.

Также он упомянул военных пенсионеров, которые уходят на пенсию в 45 лет: «И что ж это за пенсионер в 45 лет?! Думаю, будет справедливо, если вопрос повышения пенсионного возраста коснется всех».

Помощник президента по экономическим вопросам Кирилл Рудой сообщил, что нововведение будет способствовать ускорению темпов экономического роста. В частности, позволит сократить дефицит ФСЗН и будет способствовать росту ВВП более чем на 1%, начиная с 2019 года.

В итоге остановились на первом сценарии: 58/63. Поднимать планку выхода на пенсию начали с 1 января 2017 года, каждый год прибавляя к пенсионному возрасту шесть месяцев.

Но и на этом власти останавливаться не собираются. Минфин не исключает вариант, при котором для населения пенсионное накопительное страхование могут сделать добровольно-принудительным. Зато обещает снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий. Сейчас пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% заработка).

Почему не возмущались

Пенсионная реформа в Белоруссии не сопровождалась сколько-нибудь заметными протестными акциями. Во-первых, белорусов за 24 года правления Лукашенко уже приучили к тому, что участие в любом протесте — это арест, увольнение с работы, конец карьеры и маргинализация.

Но есть и другая причина — умелое переключение внимания. Сразу за пенсионной реформой была начата борьба с «тунеядцами». Вступил в действие подписанный Лукашенко Декрет № 3, и полмиллиона человек получили извещения, что они обязаны заплатить в бюджет немалую сумму — так называемый «налог на тунеядцев», сбор с тех, у кого нет официального источника доходов.

«Каждый 10-й в работоспособном возрасте получил такую бумагу, — сказала в комментарии „Открытым медиа“ Ольга Карач, белорусский политик, лидер гражданской кампании „Наш Дом“. — Вышло так, что проблемы с пенсиями — они будут там, когда-то в будущем. А заплатить за год $280 „налога на тунеядство“ — нужно уже сейчас, и так каждый год. Вот весной 2017-го люди и пошли на улицы протестовать против Декрета № 3, забыв про пенсионную реформу». Кстати, с 2019 года этот налог отменяется: вместо этого граждане без постоянного места работы будут оплачивать все государственные услуги по полной стоимости.

Катастрофа для рынка труда

На размеры пенсий реформа не повлияла, уровень жизни пенсионеров тоже не изменился. Другое дело — занятость. Никаких существенных мер по адаптации рынка труда к приходу дополнительной рабочей силы не предпринималось. По подсчетам НИИ Минэкономики, при повышении пенсионного возраста на 5 лет количество трудоспособного населения увеличится на 670 тыс. человек. И это люди, которые держатся за свои рабочие места.

«Получилось, что пенсионная реформа во многих отраслях, по сути, „выключила“ возможность карьерного роста для молодых специалистов. Основа белорусской экономики — госпредприятия, и их директора не ввязываются в увольнение пожилых работников, чтобы не получить обвинение в „антисоциальной политике“. Да и пожилые люди — основной электорат Лукашенко, — пояснил „ОМ“ Андрей Аксенов, белорусский экономист. — В результате вся карьерная цепочка остановилась. Молодежь это увидела и рванула за рубеж — в основном в Россию и Польшу».

Реформа накладывается на другую неблагоприятную тенденцию: промышленность за последние 7 лет потеряла 200 тысяч рабочих мест.

Хотя власти манипулируют статистикой и заявляют о «рекордном спросе на рабочие руки», на практике 90% вакансий — с зарплатой ниже прожиточного минимума или для узких специалистов. А самоубийства из-за невозможности устроиться на работу стали для Белоруссии нередким явлением.

Денис Лавникевич, независимый журналист, Минск


Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



– Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.


Экс-министр труда возмущен очередной инициативой властей.

1 января 2018 года в Беларуси очередной раз увеличили пенсионный возраст. Для женщин он составляет 56 лет (до реформы — 55 лет), для мужчин — 61 год (ранее — 60 лет). По сравнению с прошлым годом белорусы стали уходить на пенсию на полгода позже.

Реформа закончиться в 2022 году, когда пенсионный возраст для женщин будет повышен до 58 лет, для мужчин — до 63 лет.

В то же время 1 октября 2017 года в Польше вступил в силу закон, который предусматривает снижение пенсионного возраста. Казалось бы, две страны-соседки, которые практически одновременно вырвались из-под коммунистического «колпака», но такие существенные различия в социальной сфере.

Прокомментировать очередное повышение пенсионного возраста сайт Сharter97.org попросил бывшего министра труда Беларуси Александра Соснова:

- Наша пенсионная система еще 20 лет назад начала подавать сигнал «SOS». Тогда нужно было приступать к серьезным реформам. Но чиновники откровенно бездельничали и только сейчас, когда пенсионный фонд перестал в должной мере пополняться, им пришли в голову самые простые и примитивные шаги. Впрочем, как всегда. Нужна принципиальная реформа пенсионной системы – такая, как была проведена в странах Балтии. А это решение о повышении пенсионного возраста – ни к месту и ни ко времени.

Чтобы принимать эффективные решения - нужно держать обратную связь с людьми, понимать, что происходит в стране. А наша власть оторвана от реальности. Чего только стоит заявление всем известного человека, что в «60 лет мужик – это лошадь, на которой можно еще пахать». Я таких людей не знаю, может быть в Дроздах такие «лошади» водятся.

Подобный подход означает одно: власти считают, что наши люди не заработали эту пенсию и являются «тунеядцами», которых содержат трудящиеся.

- Еще осенью говорилось о том, что в Беларуси заметно выросло число людей, получающих минимальную трудовую пенсию. За последние 6 лет их число увеличилось почти в 5 раз. Можно ли выжить в Беларуси на 224 рубля?

- Сложно прожить и на обычную пенсию, не говоря уже о минимальной. Опять же, вся ответственность за эту ситуацию лежит на властях. Самая социально уязвимая часть населения оказалась под плотным прессом. Когда-то белорусам обещали чарку и шкварку, а теперь планка обещаний снизилась до хлеба и воды. Вот, товарищи, и пришли мы в «светлое будущее».

- В Фонде соцзащиты Беларуси образовалась приличная «дыра» в более $150 миллионов. Как это накладывается на экономическую ситуацию в нашей стране? Что будет с пенсиями белорусов?

- Лукашенко сделал все, чтобы самые активные и трудоспособные белорусы cбежали из страны. Мы потеряли свой генофонд, самые квалифицированные кадры. Трудовая миграция дала о себе знать и пенсионный фонд значительно просел. Безусловно, когда человек работает за границей, присылает деньги в страну - это хоть как-то держит людей на плаву. Но отчисления в пенсионный фонд не идут.

Эта проблема перед нами не стояла бы, если бы у нас была накопительная система. Но мы имеем дело со старой советской системой, когда у работающего поколения часть зарплат отчисляется в пенсионный фонд, из которого деньги идут в кошельки старшего поколения, вышедшего на пенсию. Конечно, мы не виноваты в том, что нам досталось такое наследство. Но ведь мы имеем пример реформ в других странах. Почему наши чиновники не провели их вовремя - вопрос открытый. А сейчас мы становимся свидетелями эпилога экономической деятельности властей.

- В Беларуси каждый четвертый пенсионер вынужден работать. Почему власти не могут найти на эти места молодых специалистов, а пенсионерам обеспечить достойную старость?

- Дело в том, что в нашей стране огромное количество рабочих мест устарело, а наша экономика продолжает тянуть этот балласт. Не знаю, может это какие-то сантименты наших чиновников к СССР, в котором и зародилась командно-административная система. Молодежь на такие рабочие места не пойдет. Восточные регионы ищут работу в соседней России, жители Гродненской и Брестской областей - в Польше и Литве. А наша система продолжает плодить неэффективные рабочие места, которые нужно было списать на свалку истории 15 лет назад. Вот пенсионеры и заполняют образовавшиеся бреши.

- В СМИ не раз появлялась информация, что власти будут удерживать 40% пенсий белорусов, которые продолжают работать. Как вы считаете, это реальный сценарий при продолжении увеличения количества пенсионеров в стране?

- От наших властей всего можно ожидать. Если они пойдут на эти шаги - резко уменьшится количество работающих пенсионеров. Это не значит, что на эти рабочие места найдутся люди. Прошу заметить, что я не веду речь о руководящих должностях, где у нас сидят «прикормленные» пенсионеры, имеется в виду гардеробщики, уборщицы, дворники и сторожа. На эти рабочие места молодежь не пойдет. Пора избавляться от фантазий и жить реальностью.

В Беларуси с 1 октября у пенсионеров появится возможность реально повлиять на размер своей пенсии. Если человек пожелает продолжить работу без получения пенсии (по достижении 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), то размер его пенсии будет прогрессивно расти. Это предусмотрено указом №136 "О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан", который с 1 октября нынешнего года вступает в силу. С этой даты белорусские пенсионеры смогут воспользоваться более прогрессивной шкалой отсроченного выхода на пенсию, чтобы увеличить в будущем ее размер, отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.

- Валерий Валерьевич, механизм отложенной пенсии существовал и раньше - эта норма содержится в пенсионном законодательстве уже несколько лет и не является нововведением. Каковы прежние условия? Можно ли на примере пояснить, в чем выгодность новой прогрессивной шкалы?

- В соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" лицам, продолжившим работу после достижения пенсионного возраста без получения пенсии, предоставляется возможность увеличить размер пенсии по возрасту на 1% заработка, принимаемого для исчисления пенсии, за два месяца работы.

Например, у пенсионера заработок для исчисления пенсии в сентябре 2012 года - Br3 млн. 400 тыс. (этот пенсионер в настоящее время не работает). Размер его пенсии по возрасту при стаже 45 лет - Br2 млн. 550 тыс. Если бы он отложил выход на пенсию на 5 лет, то размер его пенсии в сентябре 2012 года составил бы Br3 млн. 570 тыс., то есть, был бы выше на 40%.

Нормы указа №136 позволяют увеличить размер пенсии следующим образом: за первый год работы при тех же условиях - на 6% заработка, применяемого для исчисления пенсии, за второй - на 8%, за третий - на 10%, за четвертый - на 12%, за пятый и последующие годы работы - на 14%.

Если вернуться к приведенному выше примеру, то размер пенсии за пять лет по нормам указа увеличится на 67%, то есть с 1 октября составит Br4 млн. 250 тыс.

Еще в более выгодном положении окажутся те, кто не смог до достижения общеустановленного пенсионного возраста выработать максимальный стаж - 40/45 лет для женщин и мужчин соответственно. Время их работы после достижения пенсионного возраста также засчитывается в стаж, если пенсионер не получал пенсии в период работы.

- Сколько человек воспользовались возможностью отложенной пенсии? Есть ли оценочные данные о том, сколько человек могут обратиться по этому вопросу уже в ближайшее время?

- В настоящее время более 5 тыс. пенсионеров получают пенсию по возрасту с "премиальным" увеличением размера. По оценке, более 1% тех, кто достиг пенсионного возраста, принимают решение уйти на пенсию попозже.

Что касается ответа на второй вопрос, то скажу так: несмотря на то, что государством предоставлена хорошая возможность заработать достойную пенсию, оценить поведенческие установки населения сложно.

- Каков алгоритм действий человека, желающего воспользоваться новацией?

- Тому, кто решил продолжать работать, не оформляясь на пенсию, никаких дополнительных действий предпринимать не надо. А затем, когда будет принято решение об оставлении работы или появится необходимость в получении пенсии, нужно обратиться к работодателю (если человек продолжает работать) либо в органы по труду, занятости и социальной защиты за ее назначением.

- А могут ли нынешние пенсионеры отказаться от пенсии для получения в будущем пенсионной премии?

- Работающие пенсионеры, желающие воспользоваться новацией, могут обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства с заявлением об отказе от получения пенсии.

- Какие категории работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, не могут воспользоваться пенсионной премией за отложенный выход на заслуженный отдых?

- Доплаты за отложенный выход на пенсию в законодательстве появились в сентябре 1998 года. Соответственно, пенсия исчисляется с учетом премии тем, кто работал после этой даты, отказавшись от получения пенсии.

Необходимо также учитывать, что премия предусмотрена только для пенсий по возрасту.

- Допустим, человек отказался на 1 год от получения пенсии, а наниматель уволил его. И теперь он останется и без зарплаты, и без пенсии?

- Нет, пенсионер имеет право обратиться за назначением пенсии (возобновлением ее выплаты) вне зависимости от указанного им в заявлении периода. Премия за отложенный выход на пенсию будет установлена исходя из фактической продолжительности периода работы без пенсии после достижения пенсионного возраста.

- Если человек намерен отказаться от получения пенсии, станет ли это дополнительным аргументом для руководителя продлить контракт? Кроме того, приходилось слышать такое мнение: мол, при декларируемом добровольном участии в системе пенсионных поощрений не исключен элемент скрытого принуждения со стороны нанимателя: или продолжай работать без обращения за пенсией, или оставь рабочее место и иди на пенсию. Каково ваше мнение по этому поводу?

- Как и до принятия указа №136, решение работодателя о заключении (продлении) контракта с работником и получение (неполучение) этим работником пенсии законодательно не связаны. Будут ли продляться трудовые отношения - определяется соглашением между работодателем и конкретным работником.

- Многие люди высказывают опасение: мол, буду работать, отказавшись от пенсии, а самой отложенной пенсией не смогу воспользоваться - уйду из жизни раньше. Будет ли накапливаться неполученная пенсия, чтобы в случае смерти перейти, хотя бы частично, к наследникам?

- Государственная пенсионная система в Беларуси построена на традиционных для общих пенсионных систем механизмах финансирования пенсий из текущих поступлений. В таких системах пенсионные средства не индивидуализированы, соответственно, наследоваться не могут.

- После выхода указа были разговоры о том, что это завуалированное повышение пенсионного порога в Беларуси. Так ли это?

- Указ направлен на стимулирование выхода на пенсию в более позднем возрасте. А воспользоваться его нормами или нет, решает сам работник.

- В чем суть новации указа относительно исчисления пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов?

- Речь идет о так называемых кредитных периодах - военной службы, учебы, ухода за детьми и других. С октября 2012 года, включаясь в стаж, они будут учитываться и при расчете индивидуального коэффициента заработка с одинаковым условным доходом (40% средней зарплаты работников в соответствующих месяцах). Сегодня "стоимость" таких периодов в пенсии у всех разная, так как определяется величиной индивидуального коэффициента заработка каждого конкретного пенсионера.

- Сколько пенсионеров в Беларуси продолжает трудиться? Какова динамика?

- Как правило, продолжают трудиться 22-23% пенсионеров - сегодня это более 566,4 тыс. человек.

- Планируется ли в Беларуси отменить ограничения на выплату пенсий в период работы?

- Статья 83 закона о пенсионном обеспечении предусматривает ограничение: если у пенсионера высокий индивидуальный коэффициент заработка и он работает, то пенсия выплачивается исходя из коэффициента 1,3. По сравнению с зарплатой, даже минимальной, это небольшие потери. А для системы - возможность более весомо поддерживать тех, кто в связи со старостью утратил трудоспособность.

Поэтому отменять ограничение на выплату пенсии в период работы не планируется.

- Каковы прогнозы по размеру пенсии в декабре 2012 года и на 2013 год?

- Средний размер пенсии по возрасту в сентябре составляет Br1 млн. 721,4 тыс. - на 77% выше по сравнению с декабрем 2011 года. В текущем году пенсии еще раз увеличатся в ноябре. Размер этого увеличения будет ясен после того, как станет известна заработная плата за третий квартал.

Что касается роста пенсий в 2013 году, то он будет зависеть от роста заработной платы, то есть от результатов работы экономики.

- Как в последние годы изменяется в Беларуси пенсионная нагрузка? И каковы перспективы?

- В Беларуси более 27% населения - пенсионеры. Соотношение численности работающих и получателей пенсий снижается: если в 1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2011-м - 167.

- Предусматривается ли в перспективе в Беларуси введение накопительного элемента в общей пенсионной системе?

- Накопительные системы не являются пенсионными, поскольку они не решают главную задачу - предотвращение риска бедности в старости. Ее решение возможно только за счет общих (солидарных) средств.

Программными документами о социально-экономическом развитии республики изменение механизма финансирования пенсий не предусматривается.

Следует отметить, что в экономически развитых странах накопительные пенсии предоставляются в добровольных дополнительных программах пенсионного страхования. Такая возможность имеется и в Беларуси.



Изменения в пенсионном законодательстве, которые вступают в силу 1 октября, стали главной темой вопросов на выездной приемной в Гродно. В режиме нон-стоп пришлось работать в этот раз специалистам на выездной приемной. Как оформить уход за престарелым человеком? Сколько должностей можно совмещать? Не уволят ли с 1 октября всех пенсионеров? Спектр вопросов, с которыми обращались жители к специалистам, был на удивление широким. Давно не наблюдалось такого количества обращений и разнообразия проблем.

Вы — соцзащита, вот и защищайте!

Как показал прием, наличие в названии Министерства труда и социальной защиты двух последних слов некоторые понимают довольно своеобразно. Вот в кабинет входит женщина. “У нас в дачном кооперативе нет забора. И куда бы я ни обращалась, все отмахиваются. А еще на моем участке нужно поставить табличку “охраняется государством”, чтобы никто не смел посягнуть на то, что я с таким трудом вырастила”, — говорит она, чем вводит специалистов в некоторое замешательство. Заместитель начальника управления правового обеспечения и надзора департамента государственной инспекции труда Министерства труда и соцзащиты Вадим Браташ и главный специалист главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Наталья Арнаут пытаются объяснить посетительнице, что этот вопрос не относится к компетенции Министерства труда, что решать его должен председатель садоводческого товарищества. А если он занимается волокитой, то этого человека нужно переизбрать. Можно обратиться с этой проблемой и в местный райисполком. Но посетительница с этим не соглашается. “Вы — социальная защита, вот и должны отстаивать мои интересы”, — стоит она на своем.

С такими ситуациями, к слову, приходится сталкиваться нередко. И в редакцию порой приходят прошения с проблемами, которые не требуют рассмотрения на республиканском уровне. Конечно же радует, что люди нам доверяют, но местная власть на то и избирается, чтобы решать местные проблемы. И сегодня спрос за невнимательное отношение к обращениям очень строгий, вплоть до освобождения волокитчика и формалиста от занимаемой должности. Руководители это знают и стараются не нарушать требования законодательства.

Однако от посетительницы не отмахнулись. Начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Гродненского горисполкома Надежда Михеева взяла ее обращение на заметку и вопрос с забором проработают в соответствующей инстанции.

Пенсионеры, на выход!

Каких только жизненных историй ни пришлось услышать специалистам, но в лидерах оказались пенсионные вопросы. Большинство посетителей (это были люди почтенного возраста) хотели уточнить, когда будет очередной перерасчет пенсий, какую пенсию выгоднее получать — по линии соцобеспечения или за умершего мужа-военнослужащего, каковы условия расчета пенсионных выплат, связанные с вредными условиями труда. А вот те, кто собирается уходить на заслуженный отдых или недавно оформил пенсию и продолжает работать, интересовались изменениями в пенсионном законодательстве, которые произойдут с первого октября.

Как известно, с 1 октября этого года вступит в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О пенсионном обеспечении”, который позволит работникам значительно увеличить свой пенсионный доход при условии более позднего выхода на заслуженный отдых.

“Норма отложенной пенсии и сейчас есть в пенсионном законодательстве. Но с первого октября условия для позднего добровольного выхода на пенсию станут более привлекательными, — отмечает Наталья Арнаут. — У человека есть выбор получать пенсию сразу после наступления общеустановленного возраста или же продолжать работать, на время отказавшись от пенсии, и таким образом увеличивать свой пенсионный доход”.

Что можно получить в итоге? Специалист объясняет, что за каждые два полных месяца работы добавляется один процент от заработка, с которого начисляется пенсия. Причем с каждым годом эта выплата будет расти. Так, за первый год бонус составит 6 процентов заработка, принимаемого для исчисления пенсии, за два года — 14 (8 за второй год плюс 6 за первый), за три года — 24 (14 за два плюс 10 за третий год), за четыре года — 36 процентов (24 за три года плюс 12 за четвертый), за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14 процентов заработка, которые будут суммироваться с предыдущей заработанной премией. Особо Наталья Арнаут подчеркнула, что данные нормы распространяются и на тех, кто отказался от получения пенсии в период работы до 1 октября 2012 года, в том числе если отказ от выплаты произошел после того, когда пенсия была назначена.
Все, вроде, понятно. Тогда чем так обеспокоили людей грядущие изменения?

Вот на горячую линию звонит мужчина, которому в сентябре исполняется 60 лет. “Силы есть, желание работать и большой опыт — тоже. Так почему с первого октября мне нужно или отказаться от пенсии или уходить?” — возмущается он.

Как говорится, перемешал человек боб с горохом. Никто не собирается у него ничего отбирать, Сегодня можно получать и пенсионные выплаты, которые ограничены коэффициентом 1,3, и зарплату. Речь идет о добровольном отказе от назначенной пенсии ради будущих бонусов. А толковые работники, специалисты с большим багажом знаний будут по-прежнему в почете, и выбрасывать их за ворота предприятий и организаций никто не собирается.

Советом и участием специалисты министерства никого не обделили. И услышали немало слов благодарности от жителей разных районов Гродненской области.

Полезной была встреча с представителями вышестоящей организации и для специалистов города. Уточнения и разъяснения законодательства, полученные ими от Вадима Браташа и Натальи Арнаут, вне сомнения, помогут в решении волнующих людей проблем.

Читайте также: