Пенсионная реформа что будет с накопительной частью пенсии

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 июля 2020 09:15

В связи с появившимися в ряде российских СМИ, в том числе – нашего региона, недостоверными публикациями о единовременной выплате пенсионерам, Отделение Пенсионного фонда России по Брянской области сообщает следующее.

Для назначения накопительной пенсии в государственном Пенсионном фонде России необходимо наличие двух факторов: человек должен иметь средства пенсионных накоплений и право на назначение страховой пенсии. Вступившие в силу с 1 января 2019 года изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты. Как и прежде, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных коэффициентов и стажа: в 2020 году это не менее 18,6 пенсионных коэффициентов и 11 лет стажа.

За назначением накопительной пенсии можно обратиться в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени. Выплату можно назначить как одновременно со страховой пенсией, так и отдельно. Если пенсионер, у которого формировались пенсионные накопления, не обращался за их установлением, то он может обратиться с заявлением об установлении соответствующей выплаты в любое удобное для него время. При этом не важно, является он работающим или уже не работает.

Средства пенсионных накоплений формируются главным образом за счет части страховых взносов, которые работодатели перечисляли за своих работников до 2014 года. Направление части страховых взносов работодателей на пенсионные накопления было приостановлено по решению государства на период 2014–2022 годов.

У кого, как правило, имеются пенсионные накопления:

    у граждан 1967 года рождения и моложе, работавших в период с 2002 по 2014 год, за счет того, что их работодатели уплачивали часть страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, работавших в период с 2002 по 2004 год, за которых работодатели уплачивали часть страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями законодательства;у участников Программы государственного софинансирования пенсий, производивших уплату добровольных страховых взносов;у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.

Существует три вида выплат средств пенсионных накоплений:

Накопительная пенсия. Осуществляется ежемесячно и пожизненно. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а также лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты: в 2020 году - 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Единовременная выплата. Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой. Получателями такой выплаты являются граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе, с учетом фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день обращения за выплатой пенсионных накоплений. Получателями единовременной выплаты также являются граждане, которые при достижении возраста 55 лет женщины, 60 лет мужчины не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов.

Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а так же лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока, при наличии пенсионных накоплений за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, в том числе, взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала и дохода от их инвестирования.

Порядок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений таков. Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты подается в территориальный орган Пенсионного фонда России (прием идет по предварительной записи), в МФЦ или в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР. Заявление можно подать лично либо через законного представителя.

На личном приеме необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты рассматривается не более 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении единовременной выплаты рассматривается в течение месяца. По результатам рассмотрения выносится решение о назначении соответствующей выплаты или об отказе в ее назначении с обоснованием причин.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений производится в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия решения.

Пенсионная система такова, что сколько не отчисляй денег — получишь копейки





Накопительную часть пенсия россиян заморозят как минимум до 2023 года. Законопроект разработало правительство, а Госдума приняла его в первом чтении. Впрочем, в этом мало кто сомневался, поскольку парламент в лице «Единой России» почти единогласно (за исключением КПРФ) голосует «за» заморозку накопительной части пенсии, начиная с 2014 года. Геннадий Зюганов заявил, что всем обещаниям власти — грош цена.

Касаются изменения тех, кто родился позже 1967 года, а также участников программы государственного софинансирования пенсий и женщин, получивших «материнский капитал» и направивших его на будущие пенсии. Впрочем, размер пенсий для них не изменился. Нацелена «заморозка», как объясняют в правительстве, на то, чтобы уменьшить трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду. Речь идет о 670 млрд рублей.

Дело в том, что сейчас отчисления, которые осуществляют работающие россияне, идут не на их будущую пенсию, а тратятся на обеспечение перед теми, кто уже вышел на пенсию. То есть нынешних пенсионеров частично обеспечивают работающие граждане.

Граждане ничего не теряют, поскольку ничего и не платят

Основатель и руководитель консалтингового агентства «ОдинГрад» Елена Одинцова считает, что реформа пенсионной системы будет неэффективна без реформы системы социальных взносов.

— Конечно, большинство россиян прочитали новости о том, что Госдума продлила мораторий на накопительную часть пенсии. А вот реально, что это значит, до конца не все, уверена, понимают. Давайте разберемся.

Как известно пенсионная система России состоит из трех частей. Фиксированные выплаты — гарантированная (на данный момент) фиксированная сумма, определяемая государством. Сумма индексируется, как и все выплаты от государства, но размер ее в два раза меньше МРОТ (сейчас это 5286 рублей 25 копеек).

Есть страховая часть: 16% из 22% перечисляемых работодателем из собственных средств полностью оседают у государства и предназначены для выплаты пенсии сегодняшним пенсионерам.

Для перечисляющих платежи конвертируются в коэффициенты. Минимальный — 1,23 и максимальный — 10. Для получения максимального балла зарплата должна составлять 107 тысяч 666 рублей.

Здорово, конечно, но здесь мы сталкиваемся со следующим. У нас в стране вечный бой за «белые» заработные платы, но какой в этом смысл, если для максимального «пенсионного» балла нужна месячная зарплата более 100 тысяч рублей? Как быть тем, кто получает больше? Работодатель платит 16% в Пенсионный фонд с зарплаты больше 107 тысяч 666 рублей, деньги уходят текущим пенсионерам, а работнику с этого ничего.

«СП»: — Давайте тогда объясним читателю, а какие конкретно выплаты государство «заморозило».

— Речь идет о третьей части пенсии — накопительной. 6% из 22% перечисляемых работодателем идут на индивидуальный пенсионный счет в пенсионном фонде. Сколько накопилось, столько и получим при выходе на пенсию. Пенсионный фонд России (или НПФ) данные средства использует для инвестиционных целей: прокручивает средства в своих интересах, а процент платит собственнику средств.

Все бы ничего, но Пенсионный фонд деньги терял, да и понятно, что «серые» зарплаты не позволяют обеспечивать нынешних пенсионеров. Вот государство и пошло на заморозку накопительной части в пользу страховой. То есть на личных счетах ничего не прибавляется. Такая мера была принята в 2014 году и изначально должна была действовать до конца 2022 года. Тогда же Пенсионный фонд России передал контроль за взносами в налоговую службы. Но Госдума приняла законопроект о продлении заморозки до конца 2023 года.

«СП»: — Чего конкретно лишается каждый гражданин, платящий деньги в пенсионный фонд?

— Конфуз в том, то по большому счету граждане ничего не теряют… так как ничего и не платят. Платят работодатели из своего кармана. Отмена страховых взносов с работодателей резко увеличит заработные платы, поскольку не будет нужды платить в «серую».

Впрочем, прогрессивные граждане в целом не особо и рассчитывают на пенсию в будущем, ведь никто не может сказать, сколько раз еще поменяется система. Ясно одно, сегодня требуется реформа не только пенсионной системы, но и целого спектра налогов и взносов с граждан. Скажем, переложить социальные взносы на граждан (по примеру самозанятых, платящих государству 4−6% от дохода), которые затем распределяются на все виды налогов и отчислений.

Обязательства перед пенсионерами государство исполнит потом

Финансовый директор проектов «Газпром-Медиа» Полина Каплина согласна с тем, что продление закона о заморозке накопительной части пенсии в нынешних экономических условиях было вполне ожидаемым.

— На мой взгляд, было бы больше вопросов к государству, если бы накопительная часть была полностью отменена. Большинство россиян, которые могут претендовать на накопительную часть пенсии, ещё не вступили в пенсионный возраст. Поэтому есть основания полагать, что эти обязательства по отношению к ним государство исполнит в последующие годы.

Правда, сейчас еще трудно судить, насколько будет существенным вес накопительной части пенсии в общем размере пенсионных выплат будущих пенсионеров. Внимание общественности больше приковано к факту выполнения обязательств перед гражданами, чем к их материальности. А финансирование текущих пенсионных выплат за счет будущих обязательств, с учётом того, что обязательства не обнуляются, а по сути резервируются — понятный финансовый манёвр в сложившейся экономической ситуации.

В 2019 году Правительство опять внесло изменения в пенсионную реформу. Так накопительная пенсия в 2020 году не будет начисляться в счет будущей пенсии россиянина, а идти на текущие социальные выплаты пенсионерам. В таких антинародных реформах принято винить другие страны, которые наложили санкции на Россию и закрыли свои рынки (или закрывают). В действительности, это итог внутренних проблем, с которыми государство почему-то не хочет бороться или борется очень слабо.

Что такое накопительная часть пенсии

Раньше получить накопительную часть пенсии было можно. Надо было только составить заявку на сайте госуслуги или в ПФР о переводе на другой счет. Деньги перечислят на счет другого фонда или банка. Перевод денег допускался, только если размер накопительной части соцвыплаты незначительный. Однако, в связи с последними изменениями, выполнить перевод на банковский счет, лицам допенсионного возраста не разрешено, они могут перевести их только в НПФ.

Ситуация с накопительными пенсиями сегодня

Правительство приняло решение использовать деньги ПФР сегодня на другие цели. Деньги идут не только выплаты пенсионерам, которые уже получают пенсию, но также на выплату материнского капитала и детских. Время заморозки накопительной части пенсии планируется продлить до 2020 года. Однако Правительство не знает в полной мере, каково будет состояние российской экономики даже в ближайшем будущем. Не исключено, что сроки, да и сам порядок и сроки расчета соцвыплат будет опять реформироваться.

Изменения пенсионного возраста и размера пенсионных накоплений не коснутся военных, лиц работающих в условиях Крайнего Севера, вредного производства, матерей с 5 и более детьми. Изменения не коснутся тех, кто родился до 1967 года. То есть, те, кто уже получают пенсию, могут не волноваться.

Однако для тех, кто еще не получил статус пенсионера, повод для волнений есть и вполне обоснованный. Предвыборные обещания президента о том, что повышения пенсионного возраста не будет, оказались фикцией. Государство в очередной раз обмануло своих граждан. Поэтому нет никаких гарантий, что тот период, когда должны были бы происходить начисления в НПВ или ПФР не отразятся на выплатах накопительной пенсии в будущем. Заморозка счетов, на которых находится накопительная часть пенсий граждан, как заморозка любых других счетов может, в конце концов, привести к ситуации, когда этих накоплений у граждан просто не будет, то есть велик риск, что люди останутся без соцвыплат.

Варианты проведения дальнейшей пенсионной реформы

Предсказать дальнейшее развитие пенсионной системы и судьбу накоплений работающих россиян через несколько лет практически невозможно. Многие ведущие экономисты, аналитики и бизнесмены придерживаются мнения, что эти игры с бесконечными реформами приведут к тому, что у сегодняшнего поколения работающих россиян выплат не будет. Пенсионный возраст увеличили на 5 лет и растянули процесс его увеличения 10 лет, но где гарантия, что его не повысят снова? ПФР до сих пор не имеет стратегии эффективного использования получаемых денег от граждан. Это значит, что реформы не закончатся, а ситуация с пенсионными накоплениями не улучшится.

Несмотря на критику, в России возраст выхода, даже после указа о повышении остается одним из самых низких в Западной и Восточной Европе, и там еще продолжают повышать возраст выхода на пенсию. Поэтому оппозиционеры в России этот факт умалчивают. Суть не в том, что Президент и Правительство РФ повысили, а в том, что обещали не повышать и не выполнили обещания.

Чего ожидать людям от решений в ГосДуме

Гражданам России уже сегодня надо думать о том, как обеспечить себя в будущем «финансовой подушкой безопасности» и искать надежные объекты для сохранения капитала. Исходить из худшего, надеяться на лучшее. Те, кто выходит на пенсию в 2019-2020 году могут рассчитывать на то, что они получат выплаты накопительной части в составе своей пенсии.

Заключение

С принятием в 2001 году новой пенсионной системы, накопительная пенсия в России, порядок ее начисления и форма расчета постоянно менялись. Заморозка накопительной части и использование ее для текущих социальных выплат превратили современную пенсионную систему России в финансовую пирамиду. В условиях, когда у Правительства отсутствует долгосрочный план развития страны, надеяться на помощь государства крайне рискованно. Отсутствие плана развития страны – это основная причина нестабильности в экономике и бесконечного реформирования пенсионной системы.



Что такое накопительная часть пенсии

Чтобы не перегружать систему, накопителей решили ограничить по возрасту. Отчисления производились только за следующие категории граждан:

  • Мужчины 1953 - 1966 годов рождения и женщины 1957 - 1966 года рождения.

У них в накопительную часть шло по 2% от зарплаты в период с 2002 по 2004 годы. За это таких людей прозвали «двухпроцентниками». С 2005 года отчисления за них прекратились.

  • Граждане, родившиеся в 1967 году и позднее.

За них с самого начала действия реформы отчислялось по 6% от зарплаты. Отчисления прекратились в конце 2013 года. Тогда накопительная система была заморожена.

Государственная пенсия будет рассчитываться исходя из накопленных за трудовую жизнь пенсионных баллов. Их число зависит от официальной зарплаты человека и его стажа. А сама госпенсия состоит из двух частей, которые суммируются:

  • Фиксированная выплата

Дается всем, кто накопит минимально необходимые стаж и число баллов

  • Страховая часть

Получается путем умножения количества накопленных баллов на стоимость пенсионного коэффициента (для тех, кто ушел на пенсию в 2019 году, - это 87,24 рубля).

Накопительная часть - прибавка к этим двум составляющим госпенсии.

Как узнать накопительную часть пенсии

Сейчас в накопительной системе крутится около 4 триллионов рублей. Это остатки на наших индивидуальных счетах. Дополнительные взносы от работодателей в рамках обязательного пенсионного страхования с конца 2013 года туда не производятся, но суммы растут за счет приращения инвестиционного дохода. Средний доход примерно равен уровню инфляции.

Чтобы узнать размер накопительной части пенсии, можно зайти в ближайшее отделение Пенсионного фонда или местный многофункциональный центр. Но есть и более технологичный способ. Вся информация содержится в вашем личном кабинете на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru), в разделе «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Документ можно скачать. Там будет вся информация как о сумме баллов для страховой пенсии, так и о сумме денег на индивидуальном счете в рамках накопительной системы.

Как получить накопительную часть пенсии

Для этого нужно дождаться пенсионного возраста. Раньше этого срока распорядиться накопительной частью не получится. Исключение сделали только для тех, кто самостоятельно копил на старость. Для них пенсионный возраст остался в старых рамках - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. А для тех, кто копил только в рамках обязательного пенсионного страхования, пенсионный возраст будет повышаться. К 2028 году он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Чтобы получить накопительную часть пенсии, нужно:

  • Обратиться либо в Пенсионный фонд России (если ваш счет находится в государственной управляющей компании Внешэкономбанка).
  • Обратиться в свой негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Есть несколько способов получить прибавку к пенсии:

1. Получить полностью всю сумму

- Это могут сделать инвалиды и люди, получающие социальную пенсию (в связи с нехваткой стажа или баллов) или пенсию по случаю потери кормильца.

- Если размер накопительной пенсии в случае назначения составит меньше 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости. Обычно этой опцией пользуются все «двухпроцентники».

2. Назначить срочную выплату, то есть самому определить срок выплаты

- Это могут сделать только те, кто самостоятельно копил себе на старость. То есть, участвовал в программах софинансирования, отправил средства маткапитала на накопительную часть пенсии мамы или работал в крупной корпорации, у которой был заключен договор о дополнительном пенсионном обеспечении.

3. Получать деньги до конца жизни

- Этот принцип действует по умолчанию. Размер прибавки зависит от суммы накоплений и срока дожития в год назначения пенсии.

Считается она довольно просто. Всю сумму накоплений нужно разделить на 252 месяца. Это официальный срок дожития на 2019 год. К примеру, если у вас накопилось 100 тысяч рублей, то ежемесячная прибавка составит 400 рублей. При этом, если страховая пенсия составит больше 8000 рублей в месяц, то вы сможете получить всю сумму целиком.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Государство планирует собрать с россиян 1 трлн рублей

Новая реформа накопительной пенсии — гарантированный пенсионный план (ГПП) — может заработать в России уже с 2022 года. «Секрет фирмы» разобрался, в чём суть новой системы и чем идея властей не устраивает россиян и экспертное сообщество.

Что за реформа?

Чиновники ЦБ и Минфина убеждены, что россиянам копить на достойную старость нужно смолоду. Для этого они разработали новую реформу накопительной пенсии, которая коснётся добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — так называемых негосударственных пенсий.

Идея новой накопительной пенсии родилась ещё в 2016 году. Тогда разработали законопроект об индивидуальном пенсионном капитале, по которому работодатели должны были автоматически перечислять 6% зарплат всех россиян в НПФ. Но президент Путин резко раскритиковал эту инициативу. От идеи «автоподписки» пришлось отказаться.

Общий смысл новой накопительной системы, которая может заработать с 2022 года, уже известен: чтобы получить бонус к пенсии, нужно будет ежемесячно отчислять часть зарплаты в НПФ.

Кто сможет в ней поучаствовать?

ГПП будет интересен людям среднего класса с доходом не менее 45 000 рублей на члена семьи, объявил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Перечислять деньги в НПФ граждане будут по собственному желанию. Законодатели ориентируются примерно на 6% от зарплаты: согласно законопроекту, они не будут облагаться НДФЛ, а если отчислять больше, эта часть дохода подпадёт под налоги.

При зарплате в 45 000 рублей налоговый вычет составит максимум 51 рубль. Чтобы его получить, нужно будет ежегодно подавать соответствующую декларацию в ФНС.

А что насчёт бюджетников?

Участие будет добровольным. Но эксперты предупреждают, что госслужащие могут стать участниками ГПП в обязательном порядке. «Будут ли подключать бюджетников, зависит от того, готово ли государство софинансировать ГПП. Государство может подать всем хороший пример. Госсектор не такой бедный, каким был ещё десять лет назад», — пояснил «Секрету» доцент экономического факультета МГУ Антон Табах.

Глава департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов объяснил «Секрету», что автоматическое подключение бьёт по зарплате и грозит социальным недовольством: «Людям нужно объяснять, зачем им нужна накопительная система. К примеру, в Норвегии долго готовили пенсионную реформу. Популяризировать её помогли комиксы, которые раскладывали по почтовым ящикам».

Зачем нужна новая реформа накопительной части пенсии?

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина ещё в 2015 году отмечала, что долгосрочные сбережения граждан, в том числе по пенсионным программам, — это «принципиальный ресурс» для роста экономики.

По подсчётам Минэкономразвития, россияне вложат в ГПП почти 1 трлн рублей в 2021 году (и 3 трлн в 2024 году), и эти деньги можно будет инвестировать в экономику.

Александр Цыганов отмечает, что ожидания по вкладам в ГПП завышены: «Власти описали скорее желаемое, чем действительное. Чтобы система заработала, инструмент должен быть: а) интересный; б) популяризируемый и понятный; в) добровольно-принудительный».

Что будет с деньгами?

НПФ будут инвестировать деньги в российскую экономику — и (в идеале) получать доходы. Правительство пока не решило, будут ли эти доходы облагаться налогом.

Те же деньги граждане могут откладывать на банковский счёт и инвестировать по своему усмотрению. Но есть принципиальное отличие: если деньги с банковского вклада можно снять и потратить в любое время, то с ГПП — только при достижении пенсионного возраста или тяжёлой болезни.

А если всё-таки надо забрать деньги из НПФ?

Согласно законопроекту, на это даётся полгода после первого взноса. Если не успеть, снять деньги можно будет только после выхода на пенсию либо через 30 лет со дня первого взноса — в зависимости от того, что наступит раньше.

Досрочно снять деньги удастся на дорогостоящее лечение тяжёлого заболевания (перечень таких болезней утверждён правительством России).

В законопроекте есть два варианта:

1. Можно снять всю сумму сразу, только придётся заплатить подоходный налог 13% (он покроет предоставленный ранее налоговый вычет).

Вне зависимости от желания всю сумму вернут, если пожизненная негосударственная пенсия составит меньше 20% от государственной соцпенсии (сейчас — примерно 1000 руб.).

Обновление: 24 января стало известно, что Минфин рассматривает новый вариант налогобложения при снятии всей суммы. Чтобы привлечь россиян к участию в ГПП, министерство предлагает начислять НДФЛ только на инвестдоход.

2. Можно оформить пожизненную негосударственную пенсию, тогда все ваши сбережения разделят на 180 частей и каждый месяц будут выплачивать по одной части.

Каждые два года пенсию будут пересчитывать. Иначе все накопления закончились бы уже через 15 лет. Оставшуюся сумму снова поделят на 180 и распределят на очередные 24 месяца.

Что ещё беспокоит экспертов?

1. Минтруд сомневается в гарантиях и страховании ответственности НПФ

По закону НПФ фиксирует инвестиционный доход раз в пять лет и в случае убытков компенсирует эти деньги из будущего инвестиционного дохода либо из собственных средств.

Минфин и ЦБ обещают сохранить деньги, накопленные по системе ГПП: Агентство по страхованию вкладов покроет всю сумму накоплений за время участия в системе.

2. Экспертов Института законодательства и сравнительного правоведения беспокоит, за кем будет право собственности на пенсионные резервы

На этапе обсуждения предполагалось, что пенсионные резервы будут в собственности участников программы. Но в законопроект внесли положение о том, что взносы перейдут в собственность фондов — это значит, что НПФ будет самостоятельно решать, куда и под какие условия вкладывать деньги. Кроме того, остаётся непонятным, как НПФ будет компенсировать потери от инфляции.

3. РСПП предупреждает: бизнес не заинтересован в проекте из-за скромных налоговых льгот

Новая пенсионная система потребует дополнительных затрат — как минимум на ПО для взаимодействия с пенсионным оператором. Такой точки зрения придерживается и Антон Табах: «ГПП мог бы хорошо работать при софинансировании со стороны работодателей. Но налоговых льгот слишком мало. Какой смысл работодателям участвовать в этом, не очень понятно. Страна у нас небогатая, многие россияне не могут себе это позволить».

Есть мнение, что ГПП — это льготы госкорпорациям, таким как «Роснефть» и «Газпром», поскольку среди них особенно распространены пенсионные программы для сотрудников. Они смогут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на суммы, которые уже выплачивают на пенсионные счета своих сотрудников.

Александр Цыганов не исключает такого варианта: «Любые меры, связанные с налогами, очень интересны для госкорпораций. За счёт масштабов корпораций в первую очередь».

Какие перспективы?

ГПП — уже третья версия накопительной пенсионной системы. Две предыдущие: индивидуальный пенсионный капитал и накопительные пенсии — столкнулись с трудностями. По опросам более двух третей россиян не хотят отчислять на пенсию часть заработка.

По мнению Антона Табаха, ГПП разработали, чтобы поставить галочку в плане президента и ушедшего главы правительства: «На мой взгляд, в таком виде, в котором его предлагают, он не будет слишком эффективным и слишком популярным. По настоянию соцблока из него убрали автоподписку, а без этого подобные пенсионные системы плохо работают».

Александр Цыганов считает, что у новой системы есть не только недостатки: «Преимущества ГПП — это финансовая дисциплина и то, что в НПФ можно будет перевести ранее замороженные накопления. Но не думаю, что эта программа будет сильно популярной в первый год. Дальше будет зависеть от стимулов и доверия к системе».

Почему россияне боятся НПФ?

Миллионы россиян — клиенты НПФ, даже не зная об этом. Известны случаи, когда подписи подделывались и людей переводили из так называемых «молчунов» — тех, кто не выбрал НПФ для накопительной части своей пенсии, — в клиентов НПФ по незнанию.

Для чего это нужно НПФ? По новым правилам, доход менеджеров НПФ рассчитывается как процент от средств, вложенных в пенсионный фонд, поэтому чем больше клиентов, тем лучше.

Семь российских НПФ, среди которых подконтрольное ЦБ «Открытие», «Будущее» и «Сафмар», отчитались в 2018 году об убытке от инвестиций — от 10% до 20%. При этом менеджеры начислили себе бонусы от 1 до 3 млрд рублей.

Недоверие вызывает и сама система накопительных пенсий: в 2014 году их заморозили из-за того, что средств Пенсионного фонда не хватало на выплаты тогдашним пенсионерам. И до сих пор не разморозили.

Участники рынка отмечают, что переводить пенсионные накопления в ГПП будет невыгодно. Если в рамках обязательного пенсионного страхования выплаты можно получить в 55 или 60 лет, то в ГПП — на пять лет позже.

По мнению Александра Цыганова, нужен компромисс, иначе система не заработает: «Когда формируется долгосрочный инструмент, есть дуализм: сделать его выгодным для государства или удобным для будущего пенсионера. Но тогда государству придётся поступиться своими интересами».

Если не ГПП, то что?

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов отмечает, что для состоятельных людей сумма накоплений может показаться незначительной: «Богатые используют семейные офисы, имеют индивидуальных доверительных управляющих. И я не думаю, что богатые люди придут и принесут в пенсионные фонды сотни миллиардов рублей».

Один из вариантов для россиян со средними доходами — купить недвижимость, которую можно сдавать в аренду и передавать по наследству. «Человек состоятельный выберет покупку недвижимости под аренду. Можно стать самозанятым, налоговая ставка не такая большая. Многие вообще никак не регистрируются. Но есть и риски: жильё может подешеветь, а аренда — стать не такой популярной», — говорит Александр Цыганов.

Ещё одна альтернатива: поставить недвижимость в обратную ипотеку, отмечает он: «Такой инструмент достаточно популярен в США. Человек предлагает свою квартиру банку и продолжает жить в ней, но банк ежемесячно ему платит. Если человек полностью проел эти деньги, то квартира достаётся банку. Если часть квартиры финансово ему принадлежит, то после смерти она переходит наследникам. Дальше квартиру можно продать и поделить деньги между наследниками и банком».

Как сейчас?

В 2019 году в России началась масштабная пенсионная реформа. Возраст выхода на пенсию поэтапно увеличивают на пять лет: к 2028 году он составит 65 лет для мужчин и 60 для женщин. В 2020-м на пенсию выйдут женщины в возрасте 55 с половиной лет и мужчины 60 с половиной лет.

Что касается формирования пенсий, работодатель вносит в Пенсионный фонд 22% от годовой зарплаты каждого работника.

Из этой суммы 16% идёт на формирование страховой пенсии (и её будущий размер), а 6% — на фиксированную выплату к страховой пенсии.

Читайте также: