Пенсионная реформа для пенитенциарной службы


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Категория лиц, чья служба проходит в органах и учреждениях уголовно-исправительной системы страны, подпадают под действие законодательства об особом (льготном) пенсионном обеспечении.

По этому закону на льготные пенсии могут претендовать не только сами служащие, но и в определенном случае члены их семей. Условия обращения за таким видом материального обеспечения со стороны государства, порядок его оформления, а также размер соответствующих выплат – обо всем этом поговорим в статье.

Бесплатно по России

Положена ли сотрудникам ФСИН льготная пенсия по выслуге лет

Федеральная служба исполнения наказаний прямым образом в законе о пенсионном обеспечении военнослужащих и служащих иных силовых ведомств и правоохранительных органов не упоминается. Однако данная структура в настоящее время и состоит из учреждений и органов, вместе составляющих уголовно-исполнительную систему. Служащим данного ведомства и полагается пенсия на специальных условиях.

Кроме того, на такие выплате по общему правилу вправе претендовать граждане Российской Федерации, проживающие в стране и работавшие на территории страны (в том числе на территории бывшего Советского Союза). Иным лицам такая пенсия может назначаться лишь в исключительных случаях при наличии международного соглашения между Россией и тем государством, откуда прибыл человек.

Возраст выхода на пенсию

Законодатель не связывает возникновение права на материальное обеспечение со стороны государства в связи с выслугой лет на службе с наступлением какого-либо возраста. Для назначения пенсии имеет значение наличие требуемого стажа работы. Учитывая, что поступить на службу в учреждения уголовно-исполнительной системы можно после прохождения срочной военной службы, гипотетически оставить службу и получать пенсию по выслуге можно уже в 39 лет.

Лишь в том случае, когда работник отправляется на заслуженный отдых по особым обстоятельствам, прямо перечисленным в законе, его возраст не может быть менее 45 лет. Но и он выглядит достаточно привилегированным по сравнению с тем, который ныне установлен для рядовых граждан (можно сказать, гражданских лиц), который для мужчин в скором времени будет составлять 65 лет.

Повысился ли в связи с реформой

При обсуждении пенсионной реформы 2019 года, предполагающей увеличение общего пенсионного возраста на 5 лет, поднимался вопрос и о стаже для пенсии по выслуге лет. Однако в закон такие предложения не вошли, дело ограничилось разговорами. Более того, и по настоящее время на повестке Государственной Думы вопрос о повышении возраста выхода на пенсию «силовиков» не находится.

Условия назначения и порядок выхода

Одним из видов пенсионного обеспечения бывших сотрудников ФСИН являются выплаты за выслугу лет, под которой понимается выработка необходимого минимального стажа в этой структуре или иных государственных ведомствах.

Для соблюдения этого условия необходимо иметь стаж службы во ФСИН от 20 лет, но в указанный стаж также засчитываются и иные периоды службы:

  • военная служба по контракту в различных видах войск Вооруженных Сил РФ, а также во внутренних войсках;
  • работа в качестве полицейского и иного служащего органов и учреждений министерства внутренних дел России;
  • работники МЧС (непосредственно в тех учреждениях, которые входят в систему государственной противопожарной службы);
  • работа в ФСКН, поскольку определенное время служба по контролю за оборотом наркотиков была выведена из МВД и существовала в качестве самостоятельного государственного органа;
  • служба в недавно созданной национальной гвардии РФ (которую в значительной степени составили и бывшие отделы вневедомственной охраны полиции).

Для некоторых случаев закон предусматривает выход на пенсию по выслуге и при отсутствии требуемых 20 лет стажа в силовых ведомствах.

Это право возникает у тех работников ФСИН, которые были уволены со службы по следующим обстоятельствам:

  • сокращение (проведение организационно-штатных мероприятий);
  • признание медицинской комиссией негодным по состоянию здоровья для дальнейшего прохождения службы;
  • достижение сотрудником возраста, который в соответствии с законодательством является предельным для службы по занимаемой им должности.

Во всех указанных случаях льготное содержание будет предоставлено, если упомянутый выше стаж в совокупности составляет не менее 12,5 лет, а общий период осуществления трудовой и аналогичной деятельности равен 25 годам.

Общий стаж рассчитывается по правилам, установленным законодательством о страховых и трудовых пенсиях. Фактически сюда относятся все периоды работы по трудовому договору, по договорам гражданско-правового характера, предпринимательская и социально значимая деятельность (уход за больным родственником, нахождение на учете в качестве безработного и т.п.).

Предельный возраст несения службы в уголовно-исполнительной системе определяется соответствующим законом о службе в этом ведомстве. В частности все сотрудники, имеющие звание ниже полковника подлежат увольнению со службы по достижении ими 50 лет. Позже всего уходить на заслуженный отдых имеют право служащие ФСИН в звании генерала внутренней службы РФ или генерал-полковника внутренней службы (65 лет).

Процедура оформления

Оформлением пенсионного обеспечения по выслуге лет сотрудникам органов и учреждений уголовно-исполнительной системы по закону занимается Федеральная служба исполнения наказаний.

Гражданину перед пенсией для увольнения и оформления непосредственно необходимо обращаться в кадровую службу учреждения по последнему месту несения службы. Родственники умершего сотрудника должны обращаться в кадровую службу органа ФСИН по месту нахождения пенсионного дела.

Сама процедура складывается из нескольких этапов:

  • наступление обстоятельств, предоставляющих сотруднику (в том числе бывшего) право на обращение за назначением рассматриваемого вида материального обеспечения;
  • сбор установленных законодательно документов;
  • подача заявления с необходимыми приложениями в подразделение ФСИН, осуществляющего решение вопросов пенсионного обеспечения;
  • рассмотрение органом заявление и принятие решения о назначении пенсии или об отказе в таковом;
  • назначение выплат.

В документе заявителю необходимо сообщить следующую информацию о себе:

  • ФИО и звание;
  • место проживания и контактные данные;
  • дату и место рождения;
  • последнюю занимаемую должность и место прохождения службы;
  • сроки обеспечения денежным довольствием (указать, когда прекращаются выплаты по службе);
  • факт получения какой-либо пенсии на момент обращения;
  • основания, дающие право на дополнительные льготы, гарантии и доплаты;
  • состав семьи (кем приходятся, дата рождения, факт нахождения на иждивении, наличие инвалидности, ее группа);
  • род занятий на момент обращения.

Также документ должен содержать перечень прилагаемых документов, быть подписан заявителем и содержать дату подписания. К заявлению необходимо приложить письменный расчет выслуги лет на пенсию, он составляется кадровой службой того учреждения, где в последнее время работал гражданин.

Помимо этого к заявлению прикладываются:

  • денежный аттестат;
  • заключение военно-врачебной комиссии;
  • выписка из приказа об увольнении.

Если уполномоченным органом получены все документы, то решение о назначении выплат должно быть принято им в течение 10 дней. Если документы были представлены не в полном объеме, то данный срок исчисляется со дня, когда лицом были представлены все необходимые бумаги.

Можно ли рассчитать размер выплат с помощью пенсионного калькулятора

В интернете на данный момент существует единственный официальный пенсионный калькулятор. Он представлен в качестве специального сервиса на официальном сайте Пенсионного Фонда РФ.

Но вот узнать онлайн приблизительный размер будущей пенсии по нему можно лишь по общим основаниям. Т.е. по нему можно вычислить примерный размер страховой пенсии по старости, но не по выслуге лет в связи с наличием определенного стажа работы в структурах ФСИН.

Вместе с тем, существуют интернет ресурсы, которые предоставляют своим посетителям возможность осуществить расчет пенсии по выслуге. Среди них присутствуют достаточно точные сервисы, в качестве базы использующие действующие нормативные документы, регулирующие порядок пенсионного обеспечения бывших сотрудников ФСИН.

Какие данные необходимо знать для расчета

Для расчета по формуле именно пенсии по выслуге лет на соответствующем ресурсе необходимо заполнить следующую информацию:

  • оклад по должность;
  • оклад по присвоенному званию;
  • размер надбавки за классную квалификацию (при наличии);
  • надбавка за выслугу лет;
  • районный коэффициент;
  • уровень оклада денежного содержания;
  • длительность общего трудового стажа;
  • наличие понижающего коэффициента (определяется на календарный год).

При наличии этих сведений можно получить достаточно точный результат.

Таким образом, сотрудники ФСИН имеют право отправиться на пенсию при наличии выслуге в органах и учреждениях данной системы не менее 20 лет. Оформить выплаты необходимо через кадровый отдел по последнему месту службы, порядок оформления утверждается отдельной инструкцией, утвержденной Приказом Минюста.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?


На сайте главного оппозиционного проекта Украины «Голос Правды» опубликована новая запись оппозиционного политика, представителя президента Украины в Верховной Раде (2010—2014 гг.) Юрия Мирошниченко :

Межфракционное депутатское объединение «За внедрение полного цикла публичной политики" провело презентации первых политических повесток дня по Реформе пенсионной системы и по Реформе пенитенциарной системы Украины.

Видение новой пенсионной политики представил народный депутат Юрий Соловей. Так, одна из важнейших социально-экономических реформ — реформа пенсионной системы — предусматривает внедрение обязательной накопительной пенсионной системы. По его словам, она обеспечит, в частности, формирование работниками обязательных личных пенсионных накоплений, за счет которых граждане получат дополнительное, к их пенсиям из солидарной системы, источник пенсионных выплат, и смогут улучшить свое обеспечение в старости. Кроме того, это обеспечит формирование в рамках обязательной накопительной пенсионной системы, мощного внутреннего долгосрочного инвестиционного ресурса, привлечение которого в национальную экономику даст толчок к динамичного экономического роста и качественной модернизации страны.

Участники презентации отмечали, что главным «трендом» в мире, является построение (развитие) смешанных трехуровневых пенсионных систем, в рамках которых сочетаются составляющие взаимно дополняют друг друга, компенсируя, присущие им недостатки: И уровень — солидарная пенсионная система; ИИ уровень — обязательная накопительная пенсионная система; ИИИ уровень — добровольная негосударственная накопительная пенсионная система (чаще всего — это негосударственные пенсионные фонды). Самой распространенной в мире является «децентрализованная» модель обязательной накопительной пенсионной системы.

Накопительные пенсионные фонды являются лучшим механизмом формирования национальных долгосрочных финансовых сбережений, то есть, долгосрочных инвестиционных ресурсов, необходимых для осуществления качественных «скачков» в социально-экономическом развитии стран. Фонды являются активными игроками на фондовых рынках и существенно способствуют их росту. Фонды являются ключевым экономическим инструментом.Таким образом, люди получат справедливые условия пенсионного обеспечения и повышенную персональную мотивацию к легализации доходов (заработной платы) — возможность обеспечивать именно свою старость, формируя собственные пенсионные накопления; повышение уровня пенсионного обеспечения в старости через дополнительные (к солидарной пенсии) пенсионные выплаты за счет собственных сбережений в обязательной накопительной пенсионной системе и постепенный рост пенсий из солидарной системы, от роста экономики и доходов этой системы, а также постепенный рост уровня оплаты труда, за счет роста экономики и детенизации заработных плат.

Презентация политической повестки дня по Реформы пенитенциарной системы Украины состоялась при участии Председателя подкомитета по работе с Государственной пенитенциарной службой Комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, народного депутата Юрия Мирошниченко и заместителя министра юстиции Украины Дениса Чернышева.

Было предложено кардинальное изменение подхода от карательного — к реабилитационному. Во время презентации отмечалось, что правительство осуществляет реформу пенитенциарной системы с мая 2016 года. В частности, постановлением Кабинета Министров от 18 мая 2016 ликвидировано Государственную пенитенциарную службу Украины и возложены на Министерство юстиции задачи и функции по реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации. В составе Минюста уже созданы соответствующие подразделения: Департамент пробации; Департамент Государственной уголовно-исполнительной службы; Отдел инспектирования соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях и другие.

Среди прочего отмечалось, что фактически реформа Минюста носит институциональный характер, однако люди, связанные с системой, ожидают коренной реформы.Поэтому предлагается, прежде всего, преодоление закрытости пенитенциарной системы: обеспечение беспрепятственного круглосуточного доступа в учреждения исполнения наказаний пенитенциарным судьям, правозащитным организациям, народным депутатам Украины, капелланам. Также предусматривается создание новой сети следственных изоляторов и учреждений исполнения наказаний, преимущественно за пределами городов, использование схемы государственно-частного партнерства; введение института пенитенциарного судьи, будет специализироваться на соответствующей категории дел, проводить заседания непосредственно в местах несвободы и контролировать выполнение судебных решений; целенаправленная информационная политика о деятельности пенитенциарной системы и тому подобное.

Как ожидается, изменение подхода от карательного — в реабилитационный способствовать тому, что пенитенциарная система за минимальные временные и материальные ресурсы возвращать человека к обществу.

Вы можете прочитать эту запись на сайте автора.

Российское правительство в 2024–2025 годах снова попытается реформировать пенсионную систему, заявил экономист Никита Масленников.


"Перезагрузка пенсионной системы неизбежна"

По словам специалиста, если пенсии по старости к 2023 году вырастут до 19 283 рублей, а средняя номинальная зарплата — до 57 тысяч рублей, это даст коэффициент замещения всего на уровне 30%.

Таким образом, "в вопросе роста благосостояния пенсионеров, все эти годы мы будем топтаться на месте. Перезагрузка пенсионной системы неизбежна", — приводит "Свободная пресса" слова Масленникова.

Тем более маловероятны какие-либо изменения, поскольку план восстановления экономики пока рассчитан лишь до 2021 года.

"Не очень понятно, какими путями правительство будет решать проблему по созданию новой экономической модели в целом. В том, что ее придется решать, никаких сомнений быть не может", — заключил он.

Напомним, эксперты уже заявляли о том, что через несколько лет пенсионная система в России столкнется с новыми проблемами.

К примеру, специалист по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) Дмитрий Александров высказывал мнение, что в 2024–2025 годах правительству придется реформировать систему пенсионных накоплений, поскольку еще через 10 лет невозможно будет обеспечить выплатами всех пенсионеров.

В настоящее время альтернатива государственным пенсионным фондам выглядит так: россияне, которые участвуют в корпоративных пенсионных программах или заключили договоры с НПФ, смогут начать получать выплаты на пять лет раньше.

В планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию, но.

Как писали в Телеграм-канале "Бла-бла-номика", недавно стало известно о планах правительства смягчить условия для выхода на досрочную пенсию — дать такую возможность не за два, а за три года до наступления пенсионного возраста.

Напомним, в связи с пенсионной реформой, право на пенсию по старости возникает с 55,5 лет у женщин и с 60,5 лет у мужчин в 2020 году.

"На первый взгляд вполне себе разумная мера, направленная на социальную поддержку предпенсионеров, оставшихся без работы. Ведь эта категория работников — одна из самых уязвимых и дискриминируемых на рынке труда.

Только вот для оформления досрочной пенсии нужно сначала зарегистрироваться в качестве безработного, а потом получить от службы занятости подтверждение о невозможности нового трудоустройства.

Но дело в том, что среди предпенсионеров, по данным ПФР, официально трудоустроены лишь 40% из 10,1 млн таких граждан. Соответственно, факт своего увольнения в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата смогут доказать далеко не все, попавшие в такую ситуацию.

С требованием о "невозможности нового трудоустройства" тоже не все просто, ведь служба занятости наверняка предложит варианты "подходящей работы".

Однако эти предложения, как правило, ниже той квалификации или должности, на которых был ранее занят человек, а предлагаемая заработная плата часто близка к уровню МРОТ.

В бюджете ПФР на 2020 год было запланировано 4,4 млрд рублей на выплаты досрочных пенсий.

Хватит или нет этих средств в случае введения новых правил выхода на досрочную пенсию, пока непонятно.

Для сравнения, число получателей таких пенсий в "докризисном" 2019 году было сравнительно небольшим — 23,5 тыс. человек (данные на 1 июля). Посмотрим, насколько существенным будет рост в нынешнем году или убедимся в том, что барьеры и условия на пути к желанной пенсии оказались непреодолимыми для армии безработных предпенсионеров", — подытожили сетевые эксперты.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.



МОСКВА, 20 ноя – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Реализация предложения выплачивать пенсии напрямую из бюджета никак не отразится на размере выплат. Низкие пенсии связаны со скромными доходами работающих россиян, которые и субсидируют пенсионную систему, и ликвидацией Пенсионного фонда эту проблему не решить, говорят эксперты, опрошенные агентством "Прайм". К тому же, прежде чем упразднять ПФР, надо решить, кто придет ему на смену, и к каким расходам это приведет.

Чьи пенсии пересчитают. Власти разрабатывают новый порядок выплат

Председатель "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что власти России должны признать провал пенсионной реформы. По его мнению, необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, туда же отправлять и пенсионные выплаты из доходов. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который и так "невозможно прожить", сказал он.

ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Эксперты считают, что низкие пенсии в России связаны с объективными причинами, в частности, с низкими доходами работающего населения, которое и субсидирует пенсионную систему. В стране не развиты корпоративные пенсионные программы, лишь единицы могут себе позволить индивидуальные сбережения.

"Низкие зарплаты – следствие слабой экономики и неработающих профсоюзов. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, следовательно, замена ПФР его альтернативой на уровень жизни пенсионеров в ближайшем будущем никак не повлияет", — уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее мнению, необходимо разработать стратегию повышения эффективности работы ПФР за счет сокращения внутренних издержек, но его ликвидация и передача функций другому органу "не только не повлияет на размер пенсий пенсионеров, но и может привести к ошибкам при их назначении и задержкам в выплате".

Эксперт рассказал, как будет расти средняя пенсия в РФ до 2024 года

Предложение выплачивать пенсии напрямую из бюджета вместо ПФР никоим образом не скажется на размере пенсий в России соглашается и аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.

СЭКОНОМИТЬ НЕ ВЫЙДЕТ

Консолидированный бюджет России, куда сейчас формально не входят ПФР, соцстрах и аналогичные структуры, составляет порядка 50 триллионов рублей. Из этой суммы страна тратит 9 триллионов в год на пенсии — в среднем получается около 17 тысяч в месяц на каждого пенсионера, инвалида или другого льготника.

"Существенно нарастить пенсии можно, лишь сократив другие статьи расходов. Самые крупные из них, не считая пенсий, — это армия, полиция и спецслужбы. Они совокупно расходуют более 5,5 триллионов в год, но даже если мы сократим силовые ведомства вдвое, средний размер пенсии в России увеличится всего на треть или на 6 тысяч рублей в месяц", — подсчитал Емельянов.

Так что возможность сильно сэкономить за счет ликвидации ПФР — это иллюзия. На собственные нужды, включая зарплаты, фонд тратит около 117 миллиардов рублей в год. Этих денег хватит, чтобы прибавить каждому пенсионеру 220 рублей в месяц, а ведь начислениями все равно придется заниматься, у Минфина нет лишних рук, чтобы администрировать пенсии для каждого из 43 миллионов человек, вычисляя ошибки, проверяя индексацию и т.д. "Во всех странах, где существует пенсионная система, есть либо частные, либо государственные фонды, которые ее обслуживают", — говорит аналитик.

Прежде чем ликвидировать ПФР, необходимо понять, кто придет ему на смену и каких расходов этот переход потребует.

"Расходы на содержание ПФР составляют менее 1% его бюджета, а вот будут ли издержки значительно ниже при переводе его функций, например, в МФЦ – большой вопрос", — размышляет Финогенова.

Учитывая то, что в России сложилась страховая пенсионная система, необходим администратор, назначающий пенсии, собирающий подтверждающие документы, а также осуществляющий выплаты.

ПРОСТО СМЕНИТСЯ ВЫВЕСКА

Нюанс состоит в свободе распоряжения средствами — правительство весьма легко может перераспределять деньги в рамках бюджета, считает руководитель центра аналитики НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис. Однако страховые взносы внебюджетного пенсионного фонда имеют строго целевой характер и направляются исключительно на выплаты застрахованным лицам.

К тому же ликвидация ПФР облегчит вопрос полной национализации всех пенсионных накоплений в случае очередного кризиса.

В Госдуме предложили выплачивать пенсии из бюджета

"Все это приблизит современную страховую пенсионную систему к советской модели, в рамках которой пенсии не имели такого индивидуального характера, как сейчас, и зависели не от полученных взносов от работодателей, а от доходов госбюджета. Иначе говоря, в годы высокой цены на нефть пенсии выплачивались нормально, а во время кризиса их выплата приостанавливалась либо прекращалась индексация", — рассуждает аналитик.

Огромная часть страховых пенсий стабильно финансируется за счет трансферта из госбюджета или Фонда национального благосостояния. Всего в 2021 году расходы ПФР планируются в объеме 9,6 трлн рублей по разным направлениям. Из них на страховые пенсии будет направлено 7,8 трлн рублей, которые лишь на 5,7 трлн рублей будут профинансированы страховыми взносами, то есть, лишь на 73%. Получается, почти 40% всех доходов ПФР – это поступления из бюджетов других уровней.

"Некоторые сторонники отмены ПФР сетуют на якобы большие и неэффективные расходы фонда, но по сравнению со многими зарубежными аналогами расходы Пенсионного фонда на одного обслуживаемого человека оказываются не такими уж и большими. Цифровизация серьезно повышает эффективность, но далеко не все люди старших возрастов готовы к новшествам. Да и после ликвидации ПФР обслуживание россиян надо будет проводить в тех же зданиях – просто сменится вывеска", — заключает эксперт.

МЕЧТЫ О СПОКОЙНОЙ СТАРОСТИ

В свою очередь политический обозреватель Дмитрий Галкин убежден, что выплата пенсий должна осуществляться напрямую из государственного бюджета, поскольку в российских условиях нельзя гарантировать нормальную работу Пенсионного фонда, дефицит которого постоянно растет, и, соответственно, реализацию конституционного права граждан на обеспеченную старость.

"Безусловно, доля расходов на пенсионное обеспечение в госбюджете существенно возрастет, но ведь речь идет о выполнении важнейшей обязанности государства. В условиях надвигающегося экономического кризиса власть не может поставить под угрозу работу пенсионной системы, поэтому, если в рамках нынешнего подхода к бюджетным расходам нет средств на пенсионное обеспечение, то структуру бюджета необходимо менять", — резюмировал он.

Читайте также: