Пенсионная реформа год в украине первое чтение


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Безусловным положительным моментом реформирования порядка выплат, анонсированного Президентом Владимиром Зеленским и Кабмином, является поэтапное повышение пенсий на протяжении 2020 года, которое затронет всех украинских пенсионеров (однако поднимают сумму выплат начиная с граждан старшего возраста).

Люди хотят знать, чего ждать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии в 2020 году? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменится жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы до 2027 года. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2020 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 27 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.


Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для женщин будет увеличиваться постепенно и достигнет шестидесяти лет в 2021 году.

В 2020 году уйти на пенсию могут женщины 1960-1961 года рождения, которые достигли возраста 59,5 лет и имеют страховой стаж не менее 27 лет (см. таблицу выше). Выйти на пенсию в 2021 году смогут женщины 1961 года рождения, после достижения возраста 60 лет и при условии наличия стажа более 28 лет.

Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)

Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка одного года стажа обойдется в сумму от 21 до 27 тысяч гривен, в зависимости от ряда факторов (нужно считать по формуле). Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Подробнее о покупке стажа для пенсии: как купить и сколько стоит 1 год страхового стажа.

Повышение и перерасчет пенсии

В связи с пандемией коронавируса все пенсионеры Украины, размер пенсионных выплат которых составляет меньше 5000 гривен, получают доплату к пенсиям в сумме 1000 гривен. Прибавка к пенсии «от Зеленского» выплачивается до окончания эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19.

График повышения пенсий на 2020 год:

  • с 1 января 2020 года
  • с 1 июля 2020 года
  • с 1 декабря 2020 года

Повышение пенсий в Украине происходит «задним» числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере до 300 грн./месяц, на сумму от 300 до 600 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 600-1500 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1500 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальных пенсий. В 2020 году сумма минимальной пенсии в Украине составляет 1712 гривен. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1573 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и теперь составляет 5914 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 599 грн., второй — 557 грн. и 515 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме, без дополнительного обращения в Пенсионный фонд. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине уже началась.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2020 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс, где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)

Кому не повысят пенсию в 2020 году?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий не предусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

12 online консультации по “ Пенсионная реформа в Украине: повышение пенсий и стаж ”

Добрий день! В мене 45 років і 8 місяців страхового і загального стажу, на пенсію вийшла в минулому році. До індексації отримувала пенсію 2435 гривень, а при перерахунку підвищили виплати лише на 768 грн. Зараз продовжую працювати, бо на таку пенсію не проживеш. Питання: чому така мала добавка до пенсії? Виходить працюй не працюй, а маєш так як ті, що не працювали зовсім.

Консультация юриста

Розмір надбавки до пенсії, в першу чергу, залежить від стажу і величини зарплати. Для пенсіонерів, чиї пенсії були перераховані, Пенсійний фонд найближчим часом підготує та відправить листа з усіма проведеними розрахунками та роз’ясненнями. Також більш детальна інформація щодо збільшення пенсійних виплат наведена у попередніх коментарях до цієї статті.

В соответствии с условиями новой пенсионной реформы, за переработанные 5 лет положена надбавка к пенсии в размере 25 %. Чтобы получить надбавку нужно подать заявление в Пенсионный фонд с требованием пересчитать сумму пенсионных выплат. При этом сотрудники ПФУ отказываются делать перерасчет пенсии.

Последние важные новости про повышение пенсии: сегодня Кабинет министров Украины принял новое решение о повышении пенсий с 1 июля всем украинским пенсионерам, у которых имеется достаточно большой трудовой стаж, но при этом во время работы была недостаточно высокая заработная плата, из-за чего отчисления в Пенсионный фонд были небольшими.

После выхода на спец. пенсию меня автоматически перевели на социальную, применив коэффициент 1 вместо 1,35. При расчете сверхнормативного стажа считают обязательными 30 лет вместо 20.

В официальном отчете Минфина средняя зарплата по Украине за 2015-2017 годы равна 5331 гривне. Расчет з/п для пенсий производится по формуле: (4207+5002+6785)÷3. В ПФ для расчета при начислении пенсии используют меньшую сумму средней заработной платы — 3764 грн. Кроме того, в Пенсионном фонде коэффициент стажа берут 1,35% или 1% на своё усмотрение (могут взять меньший процент, когда положено больший).

При перерасчёте (осовременивании) пенсии применили коэффициент стажа 1, а не 1,35.

В Пенсионном фонде Украины говорят, что в следующем году будут отменены льготные пенсии («год за два»).

По закону № 2148 от 11 октября 2017 года из Списка 2 вредных и опасных профессий исключена профессия докер-механизатор комплексной бригады. Хотелось бы напомнить депутатам и правительству, что льготный возраст стажа взят не «с потолка». Он был установлен на основании проведения экспертизы условий труда, которая определила уровни неблагоприятного влияния вредных производственных факторов на организм работника по каждой из профессий Списка № 1 и Списка № 2. Получается, что новый закон 2148 от 11.10.2017 без всяких обоснований изменяет требования по возрасту и стажу для назначения льготных пенсий. Этим нарушаются права граждан, которые работали во вредных условиях.

Трудовой стаж 38 лет, продолжаю работать. До 01.10.17 размер пенсии был 1156,48 гривен, после — 1373 грн. Такую пенсию получают те, у кого недостаточно стажа. Я считаю, минимум того, что мне положено — это 1452 грн. + 8 %. Как можно множить, делить и получить меньше минимальной? Письмо счастья от Пенсионного фонда получила. Категорически не согласна, буду подавать в суд.

Получила письмо с Пенсионного фонда где представлена расшифровка моей новой пенсии. Не могу понять почему арифметика математическая не сходиться с арифметикой ПФ. Моя новая пенсия с 01/10/17 — 4188,92 грн. В письме указаны мои данные для расчета: 3764,40 грн., Кз — 3,00514 и Кс — 0,38833. Если их перемножить получается 4393 грн. Вопрос: почему мне недоплатили 204,08 грн.?

Консультация юриста

Исходя из указанных данных, самостоятельный расчет осовремененной пенсии, вы произвели верно. Недополученная часть пенсии может являться ошибкой, внесенной в ведомость на выплату денег. Советую дождаться следующей выдачи пенсии, если деньги снова будут выплачены в меньшем размере — обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд.


Рада приняла в первом чтении правительственный проект Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по повышению пенсий", за что проголосовали 282 передает корреспондент ASN.

"Призываю всех поддержать эту важную реформу! Люди ждут! .. Пенсионная реформа имеет целью создать справедливую систему пенсионного страхования. Но в случае принятия закона в целом, уже с октября этого года повышение получат 9 млн пенсионеров", - заявил премьер Владимир Гройсман.

Законопроект проголосовали в первом чтении с поправками министра Александра Ревы и председателя профильного комитета Людмилы Денисовой, которые были внесены с голоса. Законопроектом предлагается:

- восстановить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от полученного заработка и страхового стажа путем проведения перерасчетов пенсий с 01.10.2017 по использованию единого показателя заработной платы, который используется для назначения пенсий в 2017 году на уровне 3764 гривны 74 копейки и показателя стоимости одного года страхового стажа на уровне 1 процента;

- пересмотреть условия перерасчета (индексации) пенсий, назначенных согласно Закону № 1058, и осуществлять ежегодный перерасчет пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы, с которого исчислена пенсия на 50% роста зарплаты в предыдущем году и на 50% индекса потребительских цен;

- изменить механизм возмещения льготных пенсий на уплату работодателями повышенной ставки единого взноса за работников, занятых на особо вредных и особо тяжелых работах по спискам № 1 и № 2 на уровне 15% и 7% соответственно;
внедрить единые подходы для исчисления пенсий в соответствии с нормами Закона № 1058 госслужащим, ученым, должностным лицам местного самоуправления, прокурорам, работникам Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;

- освободить солидарную систему от несвойственных для нее расходов, в частности, от возмещения доплаты до прожиточного минимума, от выплаты целевой денежной помощи на проживание инвалидам войны и участникам боевых действий, от возмещения единого взноса за работающих инвалидов на предприятиях УТОС, УТОГ, от расходов на финансирование льготных пенсий.

- Для уменьшения демографической нагрузки на солидарную систему предлагается сохранить право выхода на пенсию:
в 60 лет для лиц, которые будут иметь 25 лет страхового стажа в 2018 году, который ежегодно увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028;

- в 63 года для лиц, которые будут иметь от 15 до 25 лет страхового стажа в 2018 году, который ежегодно увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;

- в 65 лет для лиц, которые будут иметь 15 лет страхового стажа, однако без 16 лет (требование для выхода в 63 года) в 2019 году и, соответственно в 2028 году будут 15 лет, однако без 25 лет (требование для выхода в 63).
Лицам, которые не будут иметь 15 лет страхового стажа будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.

- Для смягчения негативного влияния повышения требований к страховому стажу на переходный период введена временная государственной социальной помощи неработающим лицам, которые не имеют необходимого страхового стажа.

Кроме того, с целью усовершенствования пенсионного законодательства предлагается:

- пересмотреть размер и условия назначения минимальной пенсии по возрасту:
при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин - на уровне прожиточного минимума;

при отсутствии полного страхового стажа - рассчитана пенсия. Доплата до прожиточного минимума производится с учетом совокупного дохода;

при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин по достижении ими 65 лет - на уровне 40 процентов от минимальной заработной платы, но не менее чем размер прожиточного минимума;

- изменить источник финансирования выплаты компенсации работодателям за создание рабочего места. Выплату осуществлять не из бюджета Пенсионного фонда Украины, а из бюджета Государственной службы занятости;

- уточнить условия назначения пенсии за особые заслуги перед Украиной органами Пенсионного фонда Украины;

- восстановить размер пенсии по зеркальному принципу женщинам, которым суждено досрочно пенсию в 55 лет

- зачислять за справками страховой стаж военнослужащим (кроме военнослужащих срочной военной службы) за периоды с 1 июля 2000 года, за которые отсутствуют сведения в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования;

- определить условия назначения пенсий по инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья;

- усовершенствовать условия ежегодного перерасчета (индексации) страховых выплат и определить максимальный размер ежемесячной страховой выплаты от несчастного случая на производстве на уровне 10 размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц.

Проектом закона предлагается определить нотариусов - агентами по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении ими удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества.

В 2017 году реализация акта потребует дополнительных расходов в сумме 3,9 млрд грн. на месяц. Эти расходы будут покрываться за счет перевыполнения плана поступлений в связи с повышением доли распределения единого социального взноса, которая направляется в бюджет Пенсионного фонда Украины, из доли единого социального взноса в связи с увеличением минимальной заработной платы и с увеличением поступлений от физических лиц предпринимателей общей системы налогообложения и самозанятых лиц.

Принят за основу проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий».

Законопроектом предусматривается усовершенствовать солидарную систему пенсионного страхования, освободить ее от несвойственных расходов; дифференцировать размеры пенсий в зависимости от страхового стажа и полученного заработка; замена механизма возмещения льготных пенсий на уплату единого взноса; внедрить единые подходы к исчислению пенсий.

Проектом предлагается:

— восстановить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от полученного заработка и страхового стажа путем проведения перерасчетов пенсий с 01.10.2017 года с использованием единого показателя заработной платы, который используется для назначения пенсий в 2017 году на уровне 3764 гривны 74 копейки и показателя стоимости одного года страхового стажа на уровне 1 процента;

— пересмотреть условия перерасчета (индексации) пенсий, назначенных в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и осуществлять ежегодный перерасчет пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы, с которого исчислена пенсия, на 50% роста зарплаты в предыдущем году и на 50% индекса потребительских цен;

— изменить механизм возмещения льготных пенсий на уплату работодателями повышенной ставки единого взноса за работников, занятых на особо вредных и особо тяжелых работах по спискам №1 и №2, на уровне 15% и 7% соответственно;

— освободить солидарную систему от несвойственных для нее расходов, в частности, от возмещения доплаты до прожиточного минимума, выплаты целевой денежной помощи на проживание инвалидам войны и участникам боевых действий, возмещения единого взноса за работающих инвалидов на предприятиях УТОС, УТОГ, расходов на финансирование льготных пенсий;

— ввести новый порядок выхода на пенсию в зависимости от имеющегося страхового стажа;

— установить несколько видов минимального размера пенсии;

— определить размер пенсии при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин по достижении ими 65 лет — на уровне 40 процентов от минимальной заработной платы, но не менее чем размер прожиточного минимума.

— ввести единые подходы для исчисления пенсий в соответствии с нормами Закона №1058 госслужащим, ученым, должностным лицам местного самоуправления, прокурорам, работникам Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции;

— освободить солидарную систему от несвойственных для нее расходов, в частности, от возмещения доплаты до прожиточного минимума, от выплаты целевой денежной помощи на проживание инвалидам войны и участникам боевых действий, от возмещения единого взноса за работающих инвалидов на предприятиях УТОС, УТОГ, от расходов на финансирование льготных пенсий.

Для уменьшения демографической нагрузки на солидарную систему предлагается сохранить право выхода на пенсию:

— в 60 лет для лиц, которые будут иметь 25 лет страхового стажа в 2018 году, который ежегодно будет увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;

— в 63 года для лиц, которые будут иметь от 15 до 25 лет страхового стажа в 2018 году, который ежегодно будет увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;

— в 65 лет для лиц, которые будут иметь 15 лет страхового стажа, однако не будут иметь 16 лет (требование для выхода на пенсию в 63 года) в 2019 году и, соответственно в 2028 году будут иметь 15 лет, однако не будут иметь 25 лет (требование для выхода в 63 года).

Лицам, которые не будут иметь 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении ими 65 лет.

Для смягчения негативного влияния повышения требований к страховому стажу на переходный период введена временная государственная социальная помощь неработающим лицам, которые не имеют необходимого страхового стажа.

Проектом с целью усовершенствования пенсионного законодательства предлагается:

— пересмотреть размер и условия назначения минимальной пенсии по возрасту:

— при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин — на уровне прожиточного минимума;

— при отсутствии полного страхового стажа — рассчитанная пенсия. Доплата до прожиточного минимума производится с учетом совокупного дохода;

— при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин по достижении ими 65 лет — на уровне 40 процентов от минимальной заработной платы, но не менее чем размер прожиточного минимума;

— изменить источник финансирования выплаты компенсации работодателям за создание рабочего места. Выплату осуществлять не из бюджета Пенсионного фонда Украины, а из бюджета Государственной службы занятости;

— уточнить условия назначения пенсии за особые заслуги перед Украиной органами Пенсионного фонда Украины;

— восстановить размер пенсии по зеркальному принципу женщинам, которым назначена досрочно пенсия в 55 лет;

— зачислять за справками страховой стаж военнослужащим (кроме военнослужащих срочной военной службы) за периоды с 1 июля 2000 года, за которые отсутствуют сведения в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования;

— определить условия назначения пенсий по инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья;

— усовершенствовать условия ежегодного перерасчета (индексации) страховых выплат и определить максимальный размер ежемесячной страховой выплаты от несчастного случая на производстве на уровне 10 размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц.

Проектом также предлагается определить нотариусов — агентами относительно уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении ими удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества.

Законопроект принят с учетом предложений профильного комитета относительно:

— предвидения возможности постепенного снижения величины оценки одного года страхового стажа для пенсий, которые будут назначаться в течение пяти лет, начиная с 1 января 2018 года;

— изучить возможность изменения формулы исчисления размера пенсии по возрасту в порядке, предложенным проектом закона №6614-4;

— принятия на законодательном уровне решения по применению в 2018-2020 годах показателя средней заработной платы, который учитывается для пересчета ранее назначенных пенсий в соответствии с частью второй статьи 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;

— определения на законодательном уровне условий назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату, и установления ее размера на уровне не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

— сохранения льготных условий пенсионного обеспечения для женщин, работающих в сельскохозяйственном производстве и воспитавших пять и более детей;

— предвидения в отдельном законодательном акте порядка получения сумм пенсий, на выплату которых пенсионер имел право, но не получил в связи с пребыванием на временно не контролируемой государственной властью Украины территории.

Соответствующий проект закона зарегистрирован под №6614.

Вопрос пенсионного обеспечения в Украине на протяжении многих лет остается важнейшим, требуя эффективного и грамотного решения. В течение долгого времени велись жаркие дискуссии среди чиновников и парламентариев о том, как реформировать пенсионную систему.

В результате Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», проделав длительный путь согласований, уточнений, корректировок, был принят депутатами Верховной Рады Украины 3 октября 2017 года. В этой статье изложены основные тезисы, изменения и принципы расчета пенсий для разных категорий граждан в свете новых законодательных новшеств. В чем их суть – речь пойдет ниже.

На сегодняшний день планы по изменению пенсионной системы становятся реальностью. Благодаря принятому Закону стартовала процедура осовременивания пенсий, за которым последуют и другие нормы, прописанные в документе. Принятие этого важнейшего документа является серьезным шагом на пути реформирования пенсионной системы и сферы социального обеспечения в целом.

Население Украины, в частности, пенсионеры и те, кто вот-вот перешагнет границу пенсионного возраста, пытаются понять, чего ждать от пенсионной реформы, в чем состоит суть изменений, какие планы государства на этот счет и в какие сроки следует ждать нововведений. Разобраться в сложностях пенсионных реформ поможет эта статья, в которой изложена информация из официальных источников, мнения аналитиков и ответы на самые «горячие» вопросы.

В чем суть пенсионной реформы в Украине

Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.

Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.

Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.

В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, - поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.

Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.

В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:

  • солидарная система
  • общая накопительная
  • добровольная негосударственная накопительная

В планах Кабмина и профильных министерств – сокращение дефицита ПФУ, который составляет более 145 млрд грн. Этот разрыв между доходной и расходной частью покрывается средствами Государственного бюджета Украины.

Средний размер пенсий увеличится и это также приведет к росту расходной части бюджета ПФУ. Таким образом, при возросшей расходной части сокращение дефицита ПФУ можно воспринимать как существенный шаг по исправлению ситуации в пенсионном обеспечении.

Статья 26 Закона Украины «Об общем государственном пенсионном страховании», в соответствии с принятыми поправками теперь регламентирует пенсионный возраст 60 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет (см. таблицу).


Право на досрочный выход на пенсию имеют женщины 1961 года рождения и старше, которые имеют необходимое количество лет страхового стажа.


В возрасте 65 лет могут выйти на пенсию лица, имеющие на 1 января 2019 года количество лет страхового стажа, указанного в таблице ниже.


На данный момент проводится существенное осовременивание пенсий, а работающим пенсионерам предоставляется право получения пенсий в полном объеме.

В чем заключается смысл осовременивания пенсий:

  • Единый показатель средней зарплаты, используемый при назначении пенсии на уровне 3764,4 грн
  • Стоимость показателя страхового стажа – 1%
  • Страховой стаж для женщин – 30 лет, для мужчин – 35 лет.
  • На переходный период для новых пенсий стоимость года страхового стажа останется 1,35%.
  • Для усовершенствования расчета пенсий предполагается их автоматический перерасчет.

Если застрахованное лицо имеет стаж 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины), то предусматривается пенсия на уровне прожиточного минимума. Ежегодно будет проводиться индексация пенсий: в 2019-2020 г.г – по решению Кабинета Министров Украины, начиная с 2021 года, - с учетом индекса потребительских цен.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не должен превышать 10 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Такая же норма предусматривается для страховых выплат лицам, утративших кормильца.

Отменяются специальные пенсии для:

  • Государственных служащих
  • Научных деятелей
  • Должностных лиц местного самоуправления
  • Прокуроров
  • Депутатов
  • Журналистов

Пенсии, которые были назначены в более ранние сроки, остаются в прежнем объеме. При недостатке страхового стажа предусматривается его «покупка» с коэффициентом 2 – до 12 месяцев и с коэффициентом 1,5 – до 24 месяцев.

Поправки в Закон о пенсиях также предусматривает целый ряд механизмов совершенствования пенсионных начислений и выплат. Это касается и возможности автоматического перерасчета без обращения в Пенсионный фонд, и упрощение проверок документов о заработной плате, других процедурных вопросов.

Виды пенсий

Пенсии подразделяются на четыре вида:

  • по достижению определенного возраста
  • по получении инвалидности
  • при потере (отсутствию) кормильца
  • военные пенсии

Пенсии, назначаемые по достижению определенного возраста, будут находиться под администрированием ПФУ, Фонд будет аккумулировать денежные средства и производить выплату пенсий.

Пенсии по инвалидности будет выплачивать Фонд социального страхования. Пенсии по утрате кормильца также будет финансировать ФСС – Фонд социального страхования Украины.

Пенсии по выслуге лет останутся только для военнослужащих, имеющих выслугу не менее 25 лет. Выслуга будет фиксированной, но взносы, уплачиваемые с фонда оплаты труда, будут перечисляться в двойном размере. По словам министра социальной политики, пенсионные выплаты военнослужащим до 60 лет будут производиться за счет средств Государственного бюджета, свыше 60 лет – за счет средств Пенсионного фонда.

В связи с увеличением пенсионного возраста в Украине стоит отметить, что в нашей стране даже после повышения пенсионного возраста этот показатель остается одним из самых низких в Европе. Например, в ряде стран пенсионный возраст составляет 60-65 лет как для мужчин, так и для женщин, а в Швеции ведется обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста до 75 лет.

Безусловно, не вполне корректно сравнивать социальное обеспечение достаточно благополучной Швеции и только выстраивающей свою национальную экономику Украины. Но постепенный переход на европейские социальные и жизненные стандарты является необходимым условием развития нашего общества на новом качественном уровне.

Цели пенсионного реформирования

Пенсионная реформа, кроме того, что она обусловлена требованиями Меморандума с МВФ, несет в себе механизм поступательного развития социального обеспечения в Украине. Специалисты сходятся во мнении, что пенсионное реформирование принесет ряд положительных результатов, а именно:

  • Обеспечит надежность и стабильность пенсионных выплат
  • Оптимизирует механизм управления средствами, поступающими в ПФУ
  • Стимулирует украинцев отказываться от зарплат в конвертах, чтобы своими взносами обеспечить себе пенсию по возрасту
  • Повышает сознательность граждан в части заботы о своем будущем
  • Повысит уровень жизни пенсионеров, что является самой главной целью пенсионной реформы.

Забота о пенсионном обеспечении

Одной из целей реформирования является развитие у каждого гражданина чувства ответственности за свое будущее. Перекладывать ответственность на государство, надеясь, что оно будет заботиться о человеке в старости, - несколько безответственно. К сожалению, наше государство пока не в состоянии обеспечить достойное денежное обеспечение пожилых людей.

В стране, где экономика подорвана военными действиями на востоке страны, а также олигархическими и политическими распрями, снимать с себя ответственность за собственное благополучие, мягко говоря, неразумно. Говоря словами классика, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Эта мысль опосредованно заключена в третьей составляющей пенсионной системы, - в добровольном пенсионном страховании.

Для справки: на сегодняшний день в Украине 12 млн пенсионеров, на которых приходится 10 млн работающих граждан. Взносы в виде ЕСВ, который удерживается с фонда оплаты труда, являются источником доходной части бюджета ПФУ. Становится очевидным, что выход из «тени» выплат по заработной плате будет способствовать увеличению объема поступлений в ПФУ.

В минувшем году размер единого социального взноса был существенно снижен. Правительство надеялось таким образом ликвидировать дефицит бюджета пенсионного фонда за счет увеличения притока финансирования. К сожалению, этого не произошло, а дефицит бюджета ПФУ увеличился еще больше.

Пенсионная реформа: таблица выхода на пенсию

Ожидается, что реформирование пенсионной системы принесет пенсионерам стабильность и повышение размера пенсии.


Пенсионная реформа для работающих пенсионеров

Для работающих граждан пенсионная система принесет четкое понимание, что ждать при наступлении пенсионного возраста, в каком возрасте он наступит в зависимости от года рождения. Пенсионное реформирование также даст возможность работоспособным гражданам активно участвовать в добровольном пенсионном страховании, чтобы подготовиться к выходу на пенсию и обеспечить себе благополучную старость.

Со стороны государства для работающих, которые рассматриваются как потенциальные пенсионеры, следует ждать дальнейших шагов по реализации пенсионной реформы, улучшению администрирования финансовых потоков и стимулированию работодателей проводить регулярные отчисления в ПФУ.

Читайте также: