Пенсионная реформа на украине по требованию мвф


В Украине на этой неделе Национальный совет реформ рассмотрит проект пенсионной реформы. Кабмин презентовал нововведения после согласования с МВФ , а на днях проект официально поддержали международные кредиторы. Журналисты проанализировали подписанные с МВФ меморандумы о сотрудничестве и выяснили, какие из рекомендаций выполнило правительство.

Ужесточить критерии для получения минимальной пенсии

Украинская власть еще в октябре 2016-го в меморандуме с МВФ взяла на себя обязательство ужесточить требования для получения минимальной пенсии. При этом в опубликованном документе не уточнялось, как именно пересмотрят правила. В мае премьер-министр Владимир Гройсман презентовал правительственный проект реформы. Если документ поддержит Рада, требования для получения пенсии будут расти каждый год, начиная с 2018-го. В следующем году для минимальной пенсии нужно официально проработать как минимум 25 лет, а в 2028-м – 35 лет. Каждый год необходимый стаж будут увеличивать на 12 месяцев.

Эффект такого нововведения украинцы почувствуют только через несколько лет. В 2018-м на пенсию в 60 лет смогут претендовать больше 90% украинцев, а в 2028 – только 55%. Остальным придется либо выходить на пенсию позже, либо покупать недостающий стаж. Один год обойдется в 16 896 гривен.

“По нашим расчетам, от 500 до 700 тысяч украинцев будут выходить на пенсию позже 60 лет. Это примерно до 2/3 от всех украинцев, которые выходят на пенсию”, – рассказывает старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко. По словам эксперта, фактически чиновники увеличили возраст выхода на пенсию для большого количества украинцев.

Постепенно урегулировать пенсионный возраст

Несмотря на рекомендации МВФ , Кабмин отказался повышать пенсионный возраст для всех. Министр соцполитики Андрей Рева пояснил: возраст выхода на пенсию увеличивают, чтобы изменить соотношение работающих и пенсионеров. Однако в Украине есть возможность вместо того, чтобы сокращать количество пенсионеров, увеличить число работающих. Правда, после этого позиция МВФ не поменялась. “Украина должна найти способ уменьшить приток новых пенсионеров в пенсионную систему и нарастить поступления в Пенсионный фонд. Достичь этого можно разными способами: от дальнейшего ограничения возможности досрочного выхода на пенсию и к увеличению эффективного пенсионного возраста”, – написал в своей колонке глава миссии МВФ в Украине Рон ван Роден.

Средний возраст выхода на пенсию для мужчин, поясняет Роден – около 58,5 года, для женщин – 56 лет. Для сравнения: средние показатели в ЕС: 63,6 года для мужчин и 62,6 года для женщин.

Как поясняет Лидия Ткаченко, повышение пенсионного возраста позволит сократить количество пенсионеров и увеличить число работающих украинцев. Сейчас, по данным минсоцполитики, 10 работающих украинцев вынуждены содержать 12 пенсионеров. При таком соотношении говорить о высоких пенсиях не приходится. По подсчетам института демографии, если увеличить пенсионный возраст до 65 лет – количество пенсионеров уменьшится на один миллион. Если до 62 лет – на 500 тысяч.

Сократить перечень тех, кто раньше выходит на пенсию

По рекомендации МВФ , правительство в рамках реформы планирует отменить пенсии по выслуге лет и обязать работодателей платить больше за сотрудников, занятых на тяжелом или вредном производстве. Ставку социального взноса для них увеличат с 22 до 37%. Речь идет о первом льготном списке, куда входят шахтеры, некоторые медики, работники химического производства, метрополитена и т.д. С января 2019-го дополнительные взносы для работников этих специальностей младше 35 лет, будут аккумулироваться не в Пенсионном фонде, а на индивидуальном счету.

“Это также позволит в будущем все выплаты досрочных пенсий проводить за счет не дополнительной нагрузки на работающих, а за счет средств, накопленных в профессиональных системах. Для администрирования индивидуальных пенсионных счетов при Пенсионном фонде будет создан накопительный фонд”, – рассказывают в парламенте. За работников второго льготного списка (менее вредные, но тяжелые условия труда) придется платить социальный взнос в размере 29, а не 22% от зарплаты.

А вот медикам и педагогам придется трудиться, как и остальным – как минимум 35 лет и выходить на пенсию в 60. Сейчас же учителя могут выходить на пенсию в 50 при условии, если в школе поработали как минимум 27 лет.

Расширить базу плательщиков ЕСВ

Это обещание Кабмин выполнил еще в начале года. Тогда всех предпринимателей, независимо от того, получают ли они доход, обязали платить единый социальный взнос ( ЕСВ ). Предприниматели второй и третьей группы (субъект предпринимательской деятельности с не более 10 сотрудниками и выручкой до 300 тыс. гривен, или физлицо-предприниматель с выручкой до пяти миллионов гривен) вынуждены платить 704 гривни ЕСВ . До этого они должны были платить ЕСВ и 5% от дохода только в том случае, если вели предпринимательскую деятельность. Также с первого января выросла минимальная сумма взноса – с 352 до 704 гривен.

Что еще обещала Украина МВФ , но пока не выполнила:

с 2017-го финансировать добавки к пенсиям из госбюджета, а не ПФ (выполнят после реализации пенсионной реформы);

консолидировать законодательство о пенсионной системе (сейчас действует 20 законов);

К слову, Украина должна была подготовить пенсионную реформу к концу декабря прошлого года, однако нарушила обязательство. Как говорится в документе, это связано с тем, что найти поддержку в обществе не удалось. Новый срок реализации реформы – 2018 год.

Почему Украина согласовывает реформы с МВФ

МВФ – главный кредитор Украины. От транша Международного фонда зависит помощь и от других международных кредиторов. Без денег фонда стране все равно придется брать кредиты, но уже на внешних рынках и под высокие проценты, пояснил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Как подсчитал эксперт, в украинском золото-валютном резерве находится 15,5 миллиардов долларов, 4 миллиарда из них – чистый резерв, а остальное – деньги МВФ . Только в 2017-м Украине необходимо получить займов, как минимум, на пять миллиардов долларов. Валюта нужна для экспорта энергоресурсов, погашения и обслуживания кредитов, стабилизации курса гривни и т.д.

Главное требование МВФ – провести структурные реформы, которые, по мнению экспертов, позволят стабилизировать экономику страны. “Без пенсионной реформы не будет транша”, — сказал министр финансов Александр Данилюк, отвечая на вопрос об условиях получения следующего транша.

Несколько месяцев назад от сотрудничества с МВФ отказалась Беларусь. Фонд для получения кредита поставил ряд условий: повысить тарифы на коммуналку, приватизировать государственные предприятия, заморозить выплаты. Президент Беларуси Александр Лукашенко назвал условия унизительными и от кредита отказался. “Это унизительно не только для меня. Это унизительно в отношении нашего народа”, — сказал Лукашенко.


Для продолжения сотрудничества с Международным валютным фондом Украине нужно повысить пенсионный возраст, сократить количество госслужащих и бюджетников, отменить "упрощенку" и открыть земельный рынок.

Об этом говорится в последней версии меморандума о сотрудничестве Украины с МВФ, который есть в распоряжении Экономической правды, сообщает издание.

Проект меморандума предусматривает 12 структурных маяков, из них семь - новые.


Монетизация субсидий

Как отмечается, во-первых, Кабинет министров должен до конца января 2017 принять решение о монетизации субсидий.

Пенсионная реформа

Во-вторых - пенсионная реформа. Установлен новый срок - конец марта 2017 года. Действующий проект меморандума предусматривал принятие закона о пенсионной реформе до конца декабря прошлого года. Этого не произошло, поэтому МВФ ужесточил требования.

Маяк предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста: для мужчин - на четыре месяца каждый год, начиная с июля 2017, для женщин - на шесть месяцев после 2021 года, до тех пор, пока для обеих пенсионный возраст достигнет 63 лет - в 2027 году.

Также предусматривается повышение рабочего стажа до 25 лет с января 2017 года с введением минимального страхового стажа на уровне 16 лет. Сейчас необходимый рабочий стаж составляет 15 лет с постепенным его повышением в год до тех пор, пока он не достигнет 35 лет в 2036 году.

Земельная реформа

В-третьих - земельная реформа. Новый срок - конец марта 2017 года. Подать закон о рынке земель в парламент власть обязывалась к концу сентября прошлого года, но не подала. Сейчас маяк выписан снова, но жестче - до конца марта закон должен быть принят.

ПриватБанк

Здесь сразу два требования - четвертое и пятое. Так, надо выбрать международную компанию с хорошей деловой репутацией для проведения аудита ПриватБанка. Срок - конец января 2017 года. Аудиторы должны выявить, были ли допущены нарушения в составлении финансовой отчетности в течение шести месяцев, предшествующих национализации.

Кроме того, необходимо выбрать международного аудитора для оценки выполнения акционерами ПриватБанка условий реструктуризации. Срок - конец июня 2017 года. Компания должна оценить, позволяют условия реструктуризации компенсировать потери по ссудам, выданным связанным лицам.

Создание единого реестра получателей соцвыплат

В-шестых, создание единого реестра получателей социальных выплат - до конца июня 2017 года. Идея с созданием реестра не нова. Его появление необходимо, в том числе для продолжения процесса верификации социальных выплат. Пока дальше разговоров и точечных начинаний дело с места не сдвинулось.

Суды и коррупция

В-седьмых, создание законодательного поля для работы антикоррупционных судов. Срок - до конца июня 2017 года.

Ранее в МВФ рассказали, когда решат судьбу спасительного транша для Украины. Фонд увидел "хороший прогресс" в реализации мероприятий, необходимых для завершения третьего пересмотра программы EFF.

Ранее глава Нацбанка Валерия Гонтарева заявила, что успешная национализация ПриватБанка и принятие госбюджета-2017 позволяет ожидать получения Украиной четвертого транша МВФ по программе расширенного финансирования EFF в январе 2017 года. Позднее сообщалось, что средства поступят в Украину в начале февраля. Причем МВФ сократит сумму нового транша для Украины.

Напомним, открытая МВФ в марте 2015 года четырехлетняя программа EFF для Украины общим объемом 12,348 млрд SDR (около $17 млрд) первоначально предполагала проведение ежеквартального обзора программы, выделение Киеву в 2015 году четырех траншей, в 2016 году - еще четырех.

И только 14 сентября, после более чем годового перерыва, Совет директоров Международного валютного фонда принял решение о продлении программы сотрудничества с Украиной и выделения дополнительных объемов финансовой помощи.

При этом ранее глава Нацбанка Валерия Гонтарева рассчитывала получить от МВФ до конца 2016 года два кредитных транша общим объемом $2,7 млрд. Еще большую цифру называл глава Минфина Александр Данилюк. По его словам, до конца прошлого года Украина должна была получить $4,3 млрд. В свою очередь премьер-министр Владимир Гройсман рассчитывал на $4 млрд от МВФ.

Однако в итоге Фонд выделил лишь $1 млрд. В сентябре Минфин отчитался о получении третьего транша МВФ. Все, что нужно знать о новом кредите. "Вести" разобрались, куда пойдут деньги, чем расплатятся за них украинцы и стоит ли ждать новых поступлений.

Как "Вести" писали ранее, по мнению экспертов, МВФ дал Украине деньги в последний раз. На озвученные Нацбанком на тот момент $1,3 млрд нашей стране рассчитывать не стоит, уверены аналитики.

При этом в прошлом году эксперты прогнозировали, что без транша МВФ украинцев ждет доллар по 30 грн/$ и инфляция на уровне 20%. Что правда, курс доллара в Украине и так приближается к отметке 30 грн/$. "Вести" выяснили, есть ли жизнь при долларе по 30 грн. Эксперты прогнозируют, что при таком курсе инфляция докатится до 20-25%, а цены на недвижимость в валюте упадут на 5-7%.

В украинском бюджете образовалась огромная бюджетная дыра. С таким пессимистичным заявлением выступил первый заместитель председателя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной рады Ярослав Железняк. По его словам, страна осталась без денег, а в государственном бюджете 2020 года не хватает как минимум 40 миллиардов гривен ($ 1,4 миллиарда).

Государство, по мнению депутата, пока способно платить зарплаты, пенсии, внешний долг и финансировать некоторые программы в оборонной отрасли, но на все остальное денег уже нет. Железняк заявил, что сейчас власти нужно как-то найти деньги на внешних рынках или сокращать расходы.

Что ж, видимо, ключевое слово тут «пока». Железняк все же депутат от «Голоса», а не от ОПЗЖ, так что он вполне может смягчать формулировки.

А вот бывший грузинский президент и одесский губернатор Михаил Саакашвили смягчать формулировки не привык. Он в начале недели заявил о том, что экономику Украины в ближайшее время ждет неизбежная катастрофа, а уже с начала следующего года возникнут проблемы с социальными выплатами. К таким последствиям, по его мнению, может привести карантин выходного дня.

Напомню, ранее на Украине ужесточили ограничительные меры в связи с новой волной пандемии коронавируса: с 00.00 субботы до 00.00 понедельника могут работать только объекты критической инфраструктуры — продуктовые магазины, аптеки, транспорт.

Это вызвало предсказуемую волну возмущения по всей стране, представители бизнеса и сотрудники сферы услуг вышли на акции протеста с требованием отменить эти меры.

Конечно, тут стоит отметить, что кризис из-за пандемии затронул весь мир, во многих странах действует полный локдаун, так что украинскому бизнесу в какой-то степени еще повезло. Просели все ведущие экономики мира — Китай, США, Евросоюз. Не грех ли жаловаться в такой ситуации?

Но Китай, США и ЕС кризис как-нибудь переживут, хотя тысячам разорившихся предпринимателей и миллионам потерявших работу от этого вряд ли будет легче. А вот Украина, чья экономика много лет находится в состоянии комы, может и не пережить. В прямом смысле слова.

Да, экономика Украины после отказа от кооперации с Россией (которая всю первую четверть века незалежности только и позволяла выживать) оказалась абсолютно нежизнеспособна, и пресловутая «евроинтеграция» ей взамен не дала ничего.

Хотя, дала — кредиты. Напомню, только МВФ после 2014 года уже одолжил Киеву свыше $ 30 млрд.

Собственно говоря, «кредитная игла» — это единственное, что позволяло Украине выживать последние годы. Понятно, что новые транши в основном уходили на погашение прежних, большая часть остального банально разворовывалась, но все же, если бы не было и этого, в стране давно наступил бы, извините, «кирдык» — нечем стало бы платить зарплаты и пенсии, начались бы голодные бунты и т. п.

Я, конечно, немного драматизирую, как и Саакашвили и прочие пророки катастрофы, но в целом страна идет именно в этом направлении.

Второе, что позволяет украинцам не умереть с голоду, — это переводы от «заробитчан». До начала кризиса, напомню, на заработках за границей находилась, только по официальным данным, пятая часть населения. В прошлом году они перевели на родину $ 12 млрд.

Но коронавирус закрыл это «окно возможностей» вместе с границами. После чего все взоры надежды обратились на Запад. Но тут как гром среди ясного неба: «МВФ не даст денег».

Напомню, этой весной Украина договорилась о выделении ей $ 5 млрд, и даже получила первый транш в $ 2,1, Нацбанк Украины уже приготовил карманы для следующего… Но дальше что-то пошло не так…

МВФ не рассматривает выделение Украине чрезвычайного финансирования, заявил на днях министр финансов Сергей Марченко.

В чем причина такого обидного «кидалова» со стороны западных партнеров? Ведь Киев пошел на самоубийственные для власти шаги именно под давлением Запада: принял закон о реприватизации банков, повысил цены на ЖКУ и разрешил продавать землю, на что не решался много лет.

Более того, летом стали известны подробности засекреченного меморандума о сотрудничестве — пресса постаралась. Оказалось, что Киев теперь обязался повысить пенсионный возраст, продолжить самоубийственную «реформу» здравоохранения имени Доктора Смерть Ульяны Супрун, закрыть «лишние» школы и снять ограничения на повышение коммунальных тарифов.

Это была бомба. Возмущению тогда просто не было предела.

А тут еще МВФ начал Украину откровенно «динамить». Визит делегации, запланированный на июль, так и не состоялся. Объяснение было стандартным для таких ситуаций: продолжаются дискуссии по выполнению параметров и показателей кредитной программы, ждите.

Визит главы НБУ в Вашингтон уже в начале ноября ничего не дал, а когда сразу после этого президент Украины Владимир Зеленский позвонил главе МВФ Кристалине Георгиевой, ему ответили, что пока не видят возможности.

Все просто. Во-первых, не забываем про кризис, от которого страдает весь мир, а не только Украина. В другое время — не жалко, Запад готов сколько угодно спонсировать Киев, пока тот выполняет свою главную функцию — Моськи по отношению к России. Но времена изменились, самим мало, «лишних» денег нет.

Киев очень долго сопротивлялся проведению людоедских реформ, что не могло не раздражать кредиторов. Последней каплей стал демарш Конституционного суда, который, напомню, открыто выступил против западных «хозяев». Речь о таких решениях, как признание превышением полномочий предыдущим президентом Петром Порошенко, назначившим главой НАБУ Артема Сытника (который недавно сам оказался в реестре коррупционеров), а также ограничение полномочий НАПК.

Это и впрямь было бунтом на корабле, поскольку указанные органы были созданы Западом для контроля чиновников и олигархов на Украине, фактически — инструментом внешнего управления. Сказать, что «хозяева» остались крайне недовольны, — все равно, что ничего не сказать. Зеленский в отчаянии попытался распустить КСУ, на что получил обвинения в госперевороте и очередной раскол внутри украинских элит. Точнее, наоборот, не раскол, а оппозицию против себя, что сделало его положение еще более шатким.

Еще один момент, который никак не мог понравиться западным кредиторам, — это те самые дыры в бюджете и то, как правительство пыталось их латать. Только за 10 месяцев текущего года дефицит бюджета значительно превысил годовые показания прошлых лет (111 млрд гривен против 59,2 млрд за весь 2018-й). На Западе сочли, что бюджет слишком мало получает и слишком много тратит. А чтобы это исправить, либеральная буржуазная экономика не знает ничего эффективнее поднятия налогов и урезания социалки. В итоге Киеву было выставлено требование переписать бюджет на 2021 год.

Для украинских властей это очередной шаг к суициду, который, хоть и растянулся на годы, рано или поздно приведет к логическому концу. Впрочем, деваться некуда, и власти продолжили принимать меры по вытрясанию остатков денег из карманов украинцев.

Приведет ли это к смягчению позиции Запада?

Думаю, да. Но лишь после того, как Запад заставит Украину выполнить все выставленные условия до последнего. И надо понимать, что через какое-то время деньги понадобятся снова, а это значит новые условия и новое наступление на социалку. Напомню, недавно премьер-министр Денис Шмыгаль договорился до того, что через 15 лет на Украине нечем будет платить пенсии и их просто отменят.

В общем, «кредитная игла» она на то и «игла», чтобы с нее не так просто было соскочить. Впрочем, соскочить, конечно, можно было бы. Но лишь одним способом — обратившись за помощью к России. Но на это майданные власти не пойдут никогда.

Украинцам навязали ложную национальную идею, которая заключается в том, что «все должны умереть для того, чтобы как-то насолить России», заявил недавно депутат Верховной рады от ОПЗЖ Ренат Кузьмин. Он, правда, имел в виду стратегию национальной обороны, предусматривающую использование странами НАТО территории Украины для войны с Россией, и недавний указ Зеленского, разрешающий проводить учения альянса в стране круглый год.

Но фраза символическая, и касается она не только войны, но и мира.

Взять хотя бы вакцину от коронавируса, которой Украине очень не хватает сегодня. Вакцина есть у России, и можно не сомневаться, что Москва поставила бы ее братскому народу по низкой цене. Или можно было и вовсе договориться о ее производстве по лицензии на территории самой Украины. Но ведь это же зрада ганебная!

Поэтому власти Украины обращаются к международной коалиции СOVAX.

Да, российская вакцина чуть дороже, зато эффективность ее доказана. Низкая стоимость — не значит качество, скорее наоборот. Тем более что за российской вакциной уже очередь — 50 стран хотят ее купить. И Украина могла бы получить ее в приоритетном порядке. К тому же еще в октябре опросы показали, что 59% жителей Украины выступают за покупку российской вакцины.

Но киевские русофобы скорее умрут от «короны», чем купят для населения российское (при том что товарооборот самый большой остается с Россией, но на вакцине, очевидно, не заработаешь). Вернее, они-то, скорее всего, и не умрут — к их услугам лучшая медицина. Вон сам Зеленский излечился, превратив свою борьбу с Covid-19 в политическую историю успеха. Вернее, попытался — едва ли простые люди, которые сегодня мрут как мухи, это оценят.

А между тем Минздрав Украины предупреждает о риске заражения трех четвертей населения, но властям плевать: меньше народу — больше денег сэкономят… И вот уже министр внутренних дел Арсен Аваков требует немедленно ввести локдаун на три-четыре недели. Для начала. По его словам, правительство уже занимается этим вопросом.

Но вспоминаем предостережение Саакашвили. Он, возможно, клоун, но далеко не дурак и говорит правду. А по мнению Саакашвили, нынешняя ситуация является признаком кризиса и очень тяжелой стагнации и поэтому дополнительные ограничения только ухудшат ситуацию.

«Экономика этого не выдержит, она лопнет, это вызовет трагедию миллионов новых людей», — говорит он.

Вызовет. Но украинцы народ терпеливый — седьмой год терпят эти эксперименты. К тому же климат позволяет огородами спасаться от голодной смерти. А кто все же не переживет кризис, то, как говорится, «не вписались в рынок». Ну или в новый постковидный мир. В конце концов, Запад все же не позволит начаться голоду, да и до дефолта постарается не довести — Украина еще пригодится. Если, конечно, мировой кризис окончательно не выйдет из-под контроля и будет чем подкармливать еще и голодающих украинцев.

Лично мне тут сразу вспоминается недавний прогноз МВФ, согласно которому численность населения Украины в ближайшие годы может сократиться на миллион человек. И это, надо понимать, еще скромно.

Впрочем, Запад давно сознательно делает все для уменьшения численности населения Украины. Ведь для обслуживания собственности новых хозяев и сбора клубники в соседних странах 40 миллионов — явно излишнее количество, да и на бюджет неподъемная нагрузка…

Дмитрий Родионов,
директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития

Переговоры с международными кредиторами выходят на финишную прямую


Министр финансов Александр Данилюк отправился в США. Как сообщили "Интерфакс" в пресс-службе Минфина, визит министра посвящен "финализации переговоров с Международным валютным фондом (МВФ) и обсуждению дальнейшей реализации программы реформ".

Накануне, 4 марта, миссия МВФ подтвердила согласование обновленного меморандума об экономической и финансовой политике Украины. "Похоже, выделение очередной части кредита - вопрос решенный", - спрогнозировал исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко "Стране". Стало быть, Киев может рассчитывать на получение 1 млрд дол четвертого транша кредита по программе расширенного финансирования EFF (Extended Fund Facility).

Судя по всему, залогом выделения огромной суммы стало обязательство Киева провести пенсионную, земельную, банковскую и другие важные реформы. По неподтвержденным слухам, "в пакете" шел и арест главы ГФС Романа Насирова.

Как признал Данилюк, со украинской стороны меморандум скрепили подписями не только он сам, но и президент Петр Порошенко, премьер-министр Владимир Гройсман, глава Национального банка Валерия Гонтарева.

Что подписали

О содержании меморандума подписавшиеся говорят без особой конкретики. Так, во вторник, 7 марта, глава Кабмина Гройсман, которого цитирует "Интерфакс", заявил, что в тексте речь не идет о повышении пенсионного возраста, но о "реформе пенсионной системы". В каком виде - непонятно. Своему шефу вторит глава Минфина, которого цитирует "Укринформ": "На самом деле надо понимать главное, чего хочет МВФ, и чего хотим мы – это справедливой сбалансированной пенсионной системы".

Для ее создания, как утверждает Данилюк, необходимо, прежде всего, сбалансировать Пенсионный фонд (ПФ). "Не сразу, конечно, но это должен быть определенный период, определенный вектор для того, чтобы избавиться от дефицита Пенсионного фонда, чтобы люди получали стабильную пенсию и имели четкое понимание того, что в будущем пенсия будет справедливой", - отметил Данилюк. Ранее вице-премьер Павел Розенко заявлял, что в меморандуме делается акцент на необходимости проведения пенсионной реформы, но без конкретных установок.

Вторым "якорным" пунктом обязательств, судя по признаниям высших чиновников, является запуск рынка сельскохозяйственных земель. Гройсман назвал этот пункт "очень важным" и пообещал, что оборот земли будет проведен "в интересах Украины и украинцев" и после консультаций с обществом. В детали премьер снова предпочел не вдаваться.

Сначала пенсии

Экономический эксперт Андрей Блинов считает, что земельный вопрос стоит на втором месте в плане важности для МВФ и украинского правительства. "Думаю, в Верховную Раду подадут некое предложение по земле, и это вся задача для ближайших траншей. Вряд ли власть давала серьезные обещания по скорому запуску земельного рынка", - сказал Блинов "Стране".

Другое дело - стабилизация Пенсионного фонда. В этом вопросе МВФ неумолим. По оценкам правительства, дефицит ПФ составляет 141 млрд грн. "Это колоссальная неподъемная цифра, и мы имеем план до 2024 года сделать все, чтобы этот дефицит был минимизирован", - заявил премьер Гройсман.

Если поверить на слово чиновникам, что повышение пенсионного возраста не состоится, то сокращать дефицит будут, вероятнее всего, путем увеличения минимального стажа для получения пенсий и выплаты пенсий только неработающим пенсионерам, говорит Блинов.

"Помните заявления Ревы (министр социальной политики - Прим.Ред.), что во всем мире пенсионеры либо работают, либо получают пенсию. Еще он допускал покупку недостающего трудового стажа В этом может быть одно из решений", - спрогнозировал Блинов.

Раду будут уговаривать

На самом деле велик риск, что нововведения в пенсионной сфере население встретит в штыки. "Сложности были бы в любой стране, а в Украине, где высок градус социального напряжения, это (провести перестройку пенсионной системы - Прим.Ред.) архисложная задача", - полагает исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко.

Но отставить требования МВФ в сторону не получится. На кону - продолжение сотрудничества с финансовым институтом. "К Украине и так хватает претензий: в частности, не проведена приватизация, не создан антикоррупционный суд. Можно не выполнить условно три обязательства, но постоянно от них отказываться нельзя", - говорит Устенко.

В свою очередь политолог Руслан Бортник считает, что власть в принципе "созрела" для выполнения взятых на себя обязательств. Тем более, что кредит сейчас Украине еще нужнее чем раньше, из-за экономических проблем, которые вызвала блокада и разрыв хозяйственных связей с неподконтрольными территориями.

"Никуда власть не денется. Даже либерализацию рынка земли, полагаю, можно, провести через парламент, несмотря на довольно серьезную оппозицию к нему. Могут это сделать за счет голосов так называемого "болота" - депутатских групп и внефракционных депутатов, которым пойдут на уступки в каких-то других вопросах. Иначе говоря, поработают новые Онищенко", - говорит Бортник.

Правда, важно понять, что включено в полный перечень согласованных с МВФ условий. Есть ли там, например, создание антикоррупционного суда, который давно требует Запад, чтобы его протеже из НАБУ могли быстро сажать в тюрьму кого пожелают, не сталкиваясь с подконтрольной традиционной украинской элите судебной системой.

Есть ли там, например, ликвидация упрощенной системы налогообложения, которая в предыдущих редакциях меморандума была запланирована на начало 2016 года. Есть ли сокращение числа бюджетников. И многое другое. Пока эти моменты не озвучены остается много вопросов к прозрачного самого процесса обсуждения условий кредита Фонда. И адекватности этих условий реальным интересам развития страны.

Украинский президент Пётр Порошенко в воскресенье подписал закон о пенсионной реформе. После визирования документов его пресс-служба обратилась к гражданам Украины с поздравлениями.

«Хочу поздравить всех пенсионеров, потому что восстанавливается справедливость. Причём подчёркиваю, что закон предусматривает не только сейчас повышение, потому что всегда пенсионерам пытались повысить выплаты перед выборами. Мы это делаем сейчас, и осовременивание пенсий заложено как эффективно работающий механизм на постоянной основе», — говорится в заявлении Порошенко.

Он также заявил, что украинскому правительству удалось убедить в правильности законопроекта и «международное сообщество».

«Сколько нас пугали, что мы не сможем провести пенсионную реформу без повышения пенсионного возраста! Мы совместно нашли оптимальный механизм. И кстати, хотел бы отдельно подчеркнуть — аргументация наша была настолько убедительной, что была поддержана и международным сообществом», — приводит его слова агентство «Интерфакс».

Премьер-министр Владимир Гройсман, комментируя подписание, заверил граждан, что все получат увеличенные пенсии уже в октябре.

Отметим, что одобренная украинским президентом реформа не подразумевает повышение пенсионного возраста как такового, однако предусматривает с 1 января 2018 года увеличение минимально необходимого для выхода на пенсию страхового стажа — с 15 до 25 лет.

Более того, с 2019 до 2028 года этот необходимый показатель будет повышаться ежегодно на один год, пока не составит 35 лет.

Компенсировать отсутствие страхового стажа можно будет путём взносов в Пенсионный фонд. Законом ликвидируются спецпенсии для госслужащих, прокуроров, судей и учёных, единственным исключением остаются военнослужащие.

Сейчас минимальная пенсия на Украине составляет 1373 грн. (примерно $51).

Социальный минимум

Если страховой стаж украинца окажется ниже требуемой нормы, гражданин будет вправе рассчитывать только на выплаты социальной помощи в размере около 500 грн. ($19) в месяц. На социальную помощь можно приобрести 4,5 кг говядины, 3 кг сливочного масла, чуть более 5 кг сыра или 10 кг сала.

По данным Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины, куриная тушка в магазинах стоит в среднем 51,7 грн. ($2), сало — 48,3 грн. ($1,85), говядина — 106,6 грн. ($4,1), сливочное масло — 142,9 грн. за кг ($5,49).

Стоимость проезда в киевском общественном транспорте с 15 июля выросла в среднем на 20%. Например, поездка на метро обойдётся в 5 грн. ($0,2), а в троллейбусе и автобусе — 4 грн. ($0,17).

Квартплата за стандартную трёхкомнатную квартиру площадью около 70 кв. м составляет не менее 2 тыс. грн. ($77), тогда как за «двушку» в 50 кв. м — 1,5 тыс. грн. ($57). В зимний период отопление для этих квартир дополнительно обойдётся в 2,5 тыс. грн. ($96) и 1,8 тыс. грн. ($69) соответственно.

Напомним, что пенсионная реформа является обязательным условием, выдвигаемым Международным валютным фондом для предоставления Украине очередного кредитного транша. Однако МВФ ранее выражал недовольство тем, что при общем объёме Пенсионного фонда в 284 млрд грн. ($11 млрд) на этот год его дефицит составляет 142 млрд грн. ($5,5 млрд).

Власти Украины планируют компенсировать дефицит за счёт государственного бюджета, однако это, в свою очередь, создаёт предпосылки для роста инфляции.

Дефицит фонда

Попыткой сократить количество пенсионеров считает принятый закон бывший премьер Украины Николай Азаров.

«Вся эта так называемая реформа нацелена на сокращение затрат Пенсионного фонда, в котором дефицит уже составляет 50%. Поэтому там предусмотрено всё, что можно сделать, с тем чтобы уменьшить количество претендующих на пенсию людей. Каждый её пункт уменьшает шансы будущих пенсионеров на получение нормальной пенсии. И преследует эта реформа одну цель — вытащить из МВФ очередной транш, который, кстати, будет либо разворован, либо использован на возврат кредитов самому МВФ», — отметил Азаров в беседе с RT.

При этом украинский экс-премьер обратил внимание на то, что МВФ нарушает собственный устав, продолжая выделять киевским властям новые валютные транши.

«Господин Липтон (заместитель главы МВФ. RT) и вся его контора закрывают глаза на явные нарушения устава организации, потому что, во-первых, запрещается кредитование Международным валютным фондом страны, ведущей военные действия, а во-вторых, запрещается кредитование страны, которая не обслуживает свои суверенные долги. Тем не менее киевскому режиму, который управляется американцами, кредиты выдаются, чтобы он окончательно не развалился», — заключил политик.

Сокращение трат

Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов поясняет, что отношения киевских властей с МВФ были изначально выстроены на позиции сокращения всех социальных расходов, в том числе и пенсий.

«Основные позиции новой пенсионной реформы на Украине базируются на приоритетах экономности, как и по остальным другим социальным направлениям. Взаимоотношения с МВФ были выстроены таким образом, что представители фонда дают рекомендации, которые напрямую связаны с урезанием социальных льгот и выплат, в том числе и пенсионных. Именно в этом контексте и был принят данный закон. По сути, это очень серьёзный удар по самым незащищённым слоям населения», — рассказал Денисов RT.

Политолог заключает, что для получения финансовой выгоды для политической элиты администрация Порошенко идёт на шаги, которые в дальнейшем ослабят Украину в стратегическом плане.

«Украина не является самостоятельной страной в принятии политических решений. Она вынуждена, пытаясь получить финансовые преференции для политической элиты, идти на шаги, совершенно непродуманные с точки зрения стратегического развития государства», — заключил политолог.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко в беседе с RT предположил, что после внедрения новых законов многие просто не доживут до наступления пенсионного возраста.

«До этой пенсии теперь ещё надо дожить, потому что предполагается, что выйти на пенсию в 60 лет вы сможете в том случае, если у вас есть 35 лет трудового стажа. Если его нет, вы выйдете на пенсию на 10 или 15 лет позже, если доживёте до этого счастливого момента. С 15 годами трудового стажа вы сможете выйти на пенсию в 70 лет. Средняя продолжительность жизни на Украине до 70 лет не дотягивает», — поясняет Ищенко.

Ищенко также полагает, что главной целью украинского правительства при принятии данных законов было стремление урезать социальные траты по требованию МВФ. Эксперт отметил, что принятию реформы противостояли лоббисты, стремившиеся сохранить практику пополнения Пенсионного фонда за счёт бюджетных средств.

«Надо понимать, что МВФ ставил перед кабинетом министров Украины задачу не обеспечить пенсионеров, а сэкономить деньги, так как Пенсионный фонд уже долгие годы был не в состоянии выплачивать пенсии. Соответственно, он дотировался из государственного бюджета на огромные, многомиллиардные суммы. Речь шла о десятках миллиардов гривен. Сопротивление оказывали лоббисты в украинском правительстве, потому что эти десятки миллиардов служили коррупционным целям — на них очень хорошо зарабатывали. Поэтому достаточно долго эта реформа саботировалась», — заключил Ростислав Ищенко.

Одобрение Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком (ВБ) правительственного законопроекта по реформированию пенсионной системы на Украине с лишь формальным отказом от повышения пенсионного возраста негативно скажется на украинских гражданах. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.


"Введение 35-летнего минимального стажа для получения пенсии было не критично для Советского Союза, где трудоустройство обеспечивалось государством, а тунеядство строго порицалось. Но в современных реалиях такая система не учитывает довольно многих факторов, в первую очередь многомиллионную армию мигрантов, трудящихся вне Украины. Официально заработать необходимые годы для выхода на заслуженный отдых они просто не смогут.

Кроме того, новая формула не учитывает множество категорий населения, "выпадающих" из системы. Это так называемые самозанятые граждане, фермеры, берущие декретный отпуск женщины и многие другие категории населения. В условиях растущей безработицы, закрывающихся предприятий, краха экономики не смогут обеспечить непрерывный стаж и многие молодые граждане. Фактически МВФ и ВБ отменяют пенсию на Украине как социальный институт – воспользоваться ею смогут только избранные", - полагает эксперт.

Сегодня стало известно, что проект пенсионной реформы на Украине, поддержанный экспертами Международного валютного фонда и Всемирного банка, предусматривает формальный отказ от повышения пенсионного возраста, однако требования к страховому стажу будущего пенсионера будут постепенно увеличены до 35 лет. Отказавшись повышать пенсионный возраст, украинское правительство решило в течение десяти лет – с 2018 до 2028 года – поднимать требование к страховому стажу будущего пенсионера на один год. Таким образом, для выхода на пенсию в 60 лет украинец должен иметь 35 лет страхового стажа. Сегодня для разного уровня пенсии достаточно 15-25 лет.

"В России можно увидеть стариков, просящих милостыню – в подавляющем большинстве случаев это обман. Пенсионная система РФ предусматривает выплату прожиточного минимума даже тем, кто никогда не работал или предпочитал не отчислять средства в Пенсионный фонд. На Украине вводится система, при которой к пенсии рядовой гражданин не допускается любыми средствами. И если в России подобные решения правительства вызвали бы ярые социальные протесты, на Украине многие радуются столь странной реформе и кредиту, который под нее получит Киев", - подчеркивает политолог.

Кредит на русофобию

С новой реформой тем украинцам, кто не смог накопить 15 лет трудового стажа, дается возможность по достижении 65 лет рассчитывать на социальное пособие. В настоящее время на Украине насчитывается около 12 млн пенсионеров. Мужчины в этой стране выходят на пенсию в 60 лет, а для женщин введен в действие переходный период для повышения пенсионного возраста с 55 до 60 лет. Дефицит Пенсионного фонда Украины достиг 5,4 млрд долларов и угрожает стабильности всей финансовой системы страны.


В апреле 2014-го МВФ одобрил многолетнюю программу помощи Украине в виде кредита в размере 17,5 миллиарда долларов. Уже в мае МВФ перечислил Украине первый транш в 3,19 миллиарда, а 4 сентября 2014 - ещё 1,39 млрд долларов. На 1 июля 2015 года сумма внешнего долга Украины составила 127 млрд долларов, что составило 110,5 % от ВВП. Сейчас международные доноры регулярно перечисляют транши порядка миллиарда долларов, выдвигая при этом требования изменить законы и провести реформы в социальной политике и энергосекторе.

"Украины живут по принципу "моя хата с краю" и "проживем одним днем". Многие понимают, что взятые кредиты лягут тяжким бременем на внешний долг страны и ухудшат социальное положение населения, но сильно их это не волнует. Власти же решили в выплате кредитов идти по пути Белоруссии, которая для рефинансирования прежних российских долгов берет у России же новые и выплачивает их. То же самое украинские элиты намерены устроить с западными странами и международными донорами.

Пока свою лояльность Европе и дающим деньги финансовым институтам Киев доказывает ярыми антироссийскими выступлениями. Они надеются: раз МВФ ради Украины изменил фундаментальным принципам международного кредитования, предоставив деньги даже при наличии суверенного долга перед РФ, у страны есть огромный запас преференций Запада. Сегодня ЕС и международным донорам политически выгодно поддерживать Киев, но что будет завтра, предсказать нельзя.

Украинская молодежь сегодня надеется воспользоваться обещанным безвизом и уехать за рубеж, чтобы не сталкиваться с тяжелой ситуацией на родине. Многие пожилые люди рассчитывают, что дети в Европе встанут на ноги и заберут их к себе – туда, где украинская пенсия значения иметь не будет. Важно одно: большинство трудоспособного населения уже сегодня не связывает свое будущее с Украиной, а значит, будущее такого государства весьма печально", - заключает Андрей Суздальцев.

Читайте также: