Пенсионная реформа в бразилии

Бразильская пенсионная система по праву считается одной из самых продвинутых в регионе, что обусловлено наличием множества уровней поддержки. Она была основана значительно раньше, чем аналогичные системы в соседних государствах, но несколько раз изменялась для большего соответствия жизненным реалиям.


О размере пенсии в разных странах мира можете узнать из статьи на нашем сайте.

Историческая справка

Система пенсий в Бразилии начала разрабатываться незадолго после аналогичной реформы 1981 года в расположенном неподалеку государстве Чили. При этом изначальные законодательные акты и нормативы, которые выступили основой для учреждения пенсионной системы, вступили в силу в 1977 году.

Для того чтобы разработанная правительством страны система соответствовала новым экономическим реалиям, а также потребностям людей, она была переработана в 2001 году. Это позволило существенно улучшить положение пенсионеров.

Главным отличием местной пенсионной системы от аналогов в соседних государствах представляется наличие солидарного госплана, а не корпоративного/частного аналога.

Это привело к тому, что большинство граждан является участниками государственной системы пенсионного страхования, не используя частные, добровольные фонды. Правительство стремится сделать последние популярнее, однако они востребованы по большей части со стороны работников с высоким уровнем доходов.


Пенсионные системы в разных странах мира

Специфика и структура

Среди наиболее значимых уровней пенсионной системы — следующие вариации обеспечения:

  • Социальная пенсия нулевого уровня.
  • Два распределительных госплана, предназначенных для работников частного сектора, а также госслужащих.
  • Добровольные пенсионные программы.

Размер выплат, отчислений и другие параметры существенно отличаются на каждом уровне.

Обязательные госпрограммы

Программы поддержки со стороны государства составляют первый уровень пенсионной системы Бразилии. В 2020 году их две: общая схема для частных и корпоративных работников, а также специальная схема для лиц, занятых на государственной службе.

Первая сокращенно именуется RGPS и представляет собой обязательный фонд солидарности, который предусматривает следующие особенности:

  • Размер вносимых средств варьируется от 8 до 11 % з/п работника и напрямую зависит от её объемов.
  • Работодатели осуществляют подобные выплаты отдельно в размере 20 % от зарплаты.
  • Минимальный размер з/п, с которой допускается удержание подобных сборов, составляет 304 доллара США.
  • Лица, определяемые как самозанятые, обязаны вносить 20 % дохода в качестве работодателей, однако сумма взносов обязательно должна превышать 622 реала ежемесячно.

Сумма будущей пенсии данного вида рассчитывается путем умножения среднего заработка работника во время его трудовой деятельности на специальный коэффициент. Минимальный размер данной пенсии в Бразилии составляет 304 доллара США, а максимальный — 1917 долларов.


Пенсионный возраст и средняя продолжительность жизни в некоторых странах

Вторым основным государственным уровнем поддержки является схема для госслужащих, сокращенно именуемая RPPS. Она предусматривает наличие общих критериев для участия, установленных на федеральном уровне, а также ряд дополнительных региональных схем определения участников системы.

В отличие от предыдущего варианта, данная программа предусматривает установку индивидуальных размеров получаемых выплат, который регулируется местными органами власти.

Дополнительная пенсионная схема

Программы поддержки подобного уровня чаще всего пользуются популярностью среди работников различных крупных корпораций и имеют вид своеобразных закрытых фондов, функционирующих в рамках НКО. Лица, трудоустроенные в небольших компаниях, чаще всего пользуются услугами открытых фондов, работающих в качестве коммерческих структур.

Подобный уровень пенсионной поддержки является полностью добровольным. И каждый гражданин Бразилии имеет право самостоятельно принимать решение об участии в подобных фондах.

Закрытые организации подобного рода учреждаются работодателями, а открытые чаще всего — страховыми компаниями либо финансовыми организациями.

К дополнительной пенсионной схеме также можно отнести профессиональные фонды, которые традиционно работают при наиболее крупных и надежных предприятиях, управляемых государственными структурами. Охват населения подобными организациями составляет всего 2 %, что обусловлено их немногочисленностью.

Специфика корпоративных фондов

Наиболее популярным и надежным среди вариантов дополнительной пенсионной поддержки является вложение средств в корпоративный фонд. Как правило, больше половины активов подобных организаций принадлежит государственным структурам.

Условия инвестирования могут подразумевать установленные выплаты, которые получили наиболее широкое распространение в 90 годах, а также смешанные.

Наименьшей популярностью пользуются предложения от фондов, не гарантирующих своим участникам какого-либо дохода.

Условия выхода

Пенсионная система этого государства предполагает необходимость выполнения целого перечня условий, требующихся для успешного получения пенсии. В 2020 году граждане должны достигнуть возраста 65 лет для мужчин и 60 для женщин.


Диаграмма пенсионного возраста в Бразилии

При этом работник должен внести в фонд социального страхования по одной из базовых пенсионных программ не менее 180 ежемесячных взносов.

Это означает, что минимальный стаж для получения пенсии составляет 15 лет. При этом, если стаж работника достигнет определенного уровня (30 лет для мужчин, 25 для женщин), то он сможет претендовать на получение пенсии досрочно.

Факты о пенсии в Бразилии

Несмотря на то что подобная система представляется одной из самых эффективных в странах Латинской Америки, необходимо учитывать, что лишь 12 % населения использует пенсию в качестве основного источника доходов. Это обусловлено тем, что законодательные нормы разрешают гражданам вести трудовую деятельность до 70 лет. Правда, работодатели чаще отдают предпочтение молодым кандидатам.

Поскольку в большинстве случаев пенсионные выплаты незначительно превышают заработную плату, которую получал работник во время своей трудовой деятельности, местные жители пользуются возможностью иметь пассивный доход не работая.

При этом на данный момент наблюдается кризис в пенсионной системе страны. Это связано с возросшим дефицитом средств для соответствующих выплат работникам частного сектора. Он, в свою очередь, был вызван перераспределением средств между фондами, предназначенными для выплат госслужащим и частным работникам в пользу первых. Компенсировать его планируется за счет увеличения налоговой нагрузки, а также доплаты недостающих денег из федерального бюджета.

14 июня общенациональная забастовка против пенсионной реформы, объявленная профсоюзами страны, охватила около 300 городов Бразилии, сообщает BBC.

Всего в забастовке участвуют порядка 45 млн трудящихся, протесты охватили 27 штатов страны. Протестующие шли маршем по улицам, перекрывали дороги, частично не работал общественный транспорт.

Столкновения с полицией произошли в городах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Фос-ду-Игуасу. В муниципалитете Нитерой автомобиль въехал в толпу людей в ходе марша протеста, два человека получили легкие ранения. Полиция применила электрошоковые гранаты к протестующим в Рио-де-Жанейро. В нескольких городах дороги были перекрыты горящими шинами.

Общенациональная забастовка стала первой после вступления в должность президента Жаира Болсонару в начале этого года. Он выступает за принятие пенсионной реформы. План предусматривает повышение минимального пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 62 лет для женщин.

По оценкам правительства, реформа позволит сэкономить 237 млрд долларов в течение следующего десятилетия. Изменения рассматриваются как критически важные для оживления экономики страны, которая изо всех сил пытается восстановиться после рецессии 2015–2016 годов. Критики утверждают, что изменения ударят по самым бедным слоям населения, поскольку они начинают работать очень рано, а теперь им придется работать еще дольше, прежде чем они смогут получать пенсионные пособия.

Ожидается, что Конгресс проголосует за реформу в ближайшие несколько недель, а новые правила вступят в силу через 12–14 лет. Выступая перед журналистами, господин Болсонару заявил, что уверен, что Конгресс одобрит реформу.

Согласитесь, что предложенная бразильцам реформа очень похожа на принятую нашими властями. И мы вроде бы как тоже выражали недовольство действиями властей. Были митинги, были пикеты, активное обсуждение в сети.

Но дальше этого мы не идем. Отвлекаемся на другие события. Может быть, менее важные, но гораздо более свежие. А новая пенсия «становится все ближе».

И думается мне, что нашей власти грех жаловаться на свой народ. Мы способны вытерпеть все. Поднимают цены на бензин – никто, как в Париже, жилетов желтых не надевает, улицы не громит. Поднимают пенсионный возраст – никто, как в Бразилии, миллионных шествий, перекрывающих дороги и сметающих с пути полицию, не организовывает.

Только представьте: из 210 млн населения Бразилии на улицы вышли разом 45 млн! Это почти пятая часть граждан! Чтобы нам представить правительству аналогичную протестную солидарность, акция должна охватить порядка 31 млн россиян!

Но нет. Наша кровь не так горяча. Мы люди мирные, спокойные, терпеливые. Разве что иногда, изредка, отдельные личности то забор в речку сбросят, то футболки с антиправительственными лозунгами в праздничный день наденут – глаза власти помозолить, правоохранителей позлить.

В ответ потом этим несознательным гражданам то миллионные иски за порчу имущества выставляют, то штрафы в десятки, а то и сотни тысяч рублей выписывают. А остальные – молчат. Молчат и терпят. Иногда еще головами качают и оппозицию в провокациях обвиняют.

Но вот смотрю я на события в Бразилии и понимаю: нет у нас оппозиции. Нету! Они или чересчур прикормленные действующей же властью, чтобы сильно не нарываться, или еще не выросли и способны лишь на детские шалости в пределах песочницы.

Так что все у нас спокойно. И правящая нами элита может продолжать действовать самым решительным образом еще долго. Очень долго.

И неудивительно, что они нас, народ, за народ и не считают. Потому как свои собственные интересы мы отстоять не умеем. Терпение наше безгранично. Разве что на кухне да в сети пошипим малость – и успокоимся.

Прочитав статью, нажмите лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))

Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.

Кто на самом деле управляет нашей страной — Путин или кучка толстосумов?



10 июля 2019 года нижняя палата Конгресса Бразилии дала добро пенсионной реформе в этой стране, пишет агентство Reuters. Инициативу тамошнего президента Жаира Болсонару поддержало большинство депутатов, ибо тот обещал направить сэкономленные на стариках деньги на развитие экономики. В Сенате, как ожидается, законопроект начнут обсуждать в августе. Затем документ ляжет на стол главе государства для окончательной подписи.

Практически Бразилия становится на тот же путь, что и несколько раньше — Россия. Власть южноамериканской страны планирует повышение минимального пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 62 лет для женщин.

По сути, в стране карнавалов точно так, как и у нас, сокращают долю ВВП, предназначенную для субсидирования пенсионных фондов. Причем — в пользу крупного бизнеса и международных корпораций. Дескать, в этом случае те создадут новые рабочие места и будут способствовать процветанию государства. Ну, а тогда и продолжительность жизни далеких латиноамериканцев, само собой, возрастет.

Россияне от доморощенных министров уже слышали о пользе долгого труда для долголетия. Схожесть реформ удивляет и наталкивает на мысль, что координация антисоциальными преобразованиями осуществляется на мировом уровне. Именно поэтому важны все нюансы шагов Болсонару, чтобы понять: что в реальности происходит и в нашей стране?

Чем закончится очередная операция по опустошению наших кошельков

С учетом того, что бразильцы накануне голосования по пенсионной реформе провели массовые протесты, следует ожидать еще более мощных демонстраций. В середине прошедшего июня, напомним, в Рио-де-Жанейро полиция применила против вышедших на улицу людей светошумовые гранаты и дубинки. Однодневный протест, организованный профсоюзами, стал второй всеобщей забастовкой в последнее время. Остановился транспорт в ряде крупных городах, включая Сан-Паулу, Сальвадор, Куритибу, Масейо и столицу Бразилиа. К ним присоединились учителя школ и преподаватели университетов. Не работали рабочие многих заводов, а также клерки банков и сотрудники государственной нефтяной компании Petrobras.

Расчеты бразильских оппозиционных экономистов показали, что нокаутирующий удар пенсионной реформой нанесен по самым бедным слоям населения. Минимальный стаж, необходимый для начисления пенсии, поднимут до запредельных 40 лет. На кое-какие гроши могут рассчитывать люди, отработавшие 20 лет в «белую». Но это даже ниже мизера.

«Работай, пока не умрешь, или умри, работая!» — такой лозунг становится самым популярным во время протестов в Бразилии. В этой связи Риккардо Пата, президент генерального союза работников (UGT), сказал, что реформа поделит граждан на людей первого и второго сорта. В выигрыше будут военные, полицейские, чиновники и судьи. В проигрыше — все остальные.

Таким образом, привилегии — что у нас, что и в стране карнавалов — прописаны как под копирку. Характерно, что тамошние проправительственные СМИ и проплаченные властями общественные организации назвали противников реформы врагами государства, которые, мол, толкают национальную экономику в хаос «через красную пропаганду».

Тем, кто решительно выступает против инициатив президента Болсонару, вешают ярлыки «Fire The Striker» — «забастовщик-разрушитель». Если перевести на русский — «активист цветной революции», «агент госдепа» или «участник майдана». Короче — «редиска», плохой человек.

О том, что бывает с демонстрантами, наглядно показали события в Аргентине, где протесты против подобной же пенсионной реформы были двумя годами ранее безжалостно подавлены. Видимо, в качестве назидания народам других стран. Судя по всему, нечто подобное ждет и Бразилию, после того, как Болсонару подпишет скандальный законопроект.

Итак, в конце 2017 года протесты по поводу предложенной пенсионной реформы потрясли столицу Аргентины Буэнос-Айрес. Полиция применила водометы, слезоточивый газ и резиновые пули. Как писала местная газета El Mostrador, по меньшей мере, 60 человек были арестованы и сотни ранены. Несмотря на возмущение общественности, аргентинское правительство 19 декабря приняло спорную пенсионную реформу.

Межамериканская комиссия по правам человека установила, что во время этих событий 26 журналистов и работников СМИ подверглись нападению со стороны полиции, когда освещали демонстрации. Не обошлось и без расправы над организатором антиправительственных шествий. Активиста Сантьяго Мальдонадо, который был арестован во время стычки с правоохранителями, позже нашли утопленным. Таким образом, лозунг «Работай, пока не умрешь!» получил продолжение: «Или тебя убьют полицейские!».

Теперь о самом главном! Бразильский экономист Космо Донато, вхожий в латиноамериканское элитное закулисье, видит в пенсионной реформе не экономические, а политические первопричины. По его словам, работодатели и бизнесмены намерено не увеличивают рабочие места и не инвестируют деньги в производство, чтобы специально вызвать «техническую рецессию». Таким образом они прогибают власть под себя. И та подчиняется.

Более того, пенсионная реформа является, хоть и важнейшей, но только первой в череде новых антисоциальных преобразований. Олигархи и влиятельные круги хотят убедиться, что правительство способно на другие решительные шаги против собственного народа.

Все это очень напоминает ситуацию в России. Деньги и у наших доморощенных капиталистов тоже есть, но они, подобно своим бразильским «братьям по классу», намерено не инвестируют их в отечественную экономику. А вслед за повышением пенсионного возраста в РФ следует ждать дополнительных налогов на имущество, обязательное страхование жилья, повышение цен на услуги ЖКХ для на глазах беднеющего населения. И одновременно — шаги, направленные на снижение налогов для большого бизнеса.

Если разобраться, то сегодня в РФ единственным инвестором является государство. А российский бизнес не первое десятилетие безнаказанно прячет гигантские деньги по офшорным сусекам и подсмеивается над инициативами Путина-Медведева. Не так давно глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила: «Государственные инвестиции не могут подменить частные. И даже при успешной реализации нацпроектов в их государственной части нет никакой гарантии, что они создадут соразмерный мультипликативный эффект через расширение частных инвестиций».

Старики без пособий смогут выжить только на паперти или в тюрьме

Но почему в нашей стране никто наверху, включая президента Путина, не задался простым вопросом: почему «новые русские», которые сделали огромные деньги в России, в неё не инвестируют? А может, все-таки прав Космо Донато, утверждая, что все дело во всемирном картельном сговоре капиталистов, главной задачей которых является «техническая рецессия» по всему миру и свое негласное доминирование? На планете повсюду командовать парадом хотят люди с деньгами.

Кроме того, учитывая непростые отношения Москвы с Вашингтоном, вряд ли доморощенные «капитаны бизнеса» ослушаются даже тихого шепота директоров-распорядителей с Уолл-Стрит. Безусловно, все эти «хорошие господа» вхожи в так называемую российскую элиту и даже гордятся дружбой с президентом. Однако они и шага не сделают без одобрения из-за океана. Не на тех людей опирается глава нашего государства, не на тех!

Да, в России не отмечается таких мощных протестов, как в Южной Америке. «Карманные» профсоюзы пикнуть боятся против властей. Тем не менее, люди настроены решительно. Отныне голосование против «единороссов» и политиков, ассоциируемых с правительством, становится национальной идеей. Значит — и у нас еще не все потеряно!

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

В Бразилии 45 миллионов вышли против пенсионной реформы – не как у нас!


До чего интересную новость транслируют в последние дни мировые информагентства:

"45 миллионов жителей Бразилии вышли на протест против реформы по повышению пенсионного возраста… Протесты охватили порядка 300 городов страны… Имели место марши, перекрытия дорог, частично не работал общественный транспорт. Произошли столкновения в городах Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Фос-ду-Игуасу…"

Но на сколько же новый президент Бразилии Жаир Болсонару решил поднять пенсионный возраст? Может, лет эдак на 15 – судя по масштабам протеста, не чета нашему по тому же поводу? И близко нет. По нашим меркам – вообще тьфу: предложено постепенно повысить пенсионный возраст мужчинам и женщинам на 2 года – первым до 62 лет, вторым до 57-и.

Причем это уже не первая попытка властей Бразилии ударить по их гражданам пенсионным молотом. Предыдущая, в 2017 году, была намного радикальнее – то есть вполне подобной путинской. Тогда хотели повысить пенсионный возраст до 65 лет, сократив льготы разным категориям граждан и потребовав для получения полных выплат 49 лет пенсионных взносов (сейчас – 35 для мужчин и 30 для женщин).

Прежний президент Бразилии Мишел Темер заявил, чем-то предвосхитив аналогичные доводы Путина, что пенсионные изменения "необходимы для стабилизации финансовой системы и предотвращения коллапса пенсионной системы".

Однако в 2017 году бразильцы, протестуя против пенсионной реформы, захватили здание Министерства финансов в Рио, в Сан-Паулу перекрыли дорожное движение, а транспортные профсоюзы начали 24-часовую общую забастовку. Подобные акции захлестнули всю Бразилию, прямым результатом чего стал отказ от пенсионной реформы, а дальнейшим – уход президента Темера.

И потому новый президент Болсонару, решивший вновь поправить экономику за счет бразильских стариков, сделал второй заход на пенсионные грабли уже куда более мягким. Но судя по тем 45 млн. протестующих – и ему, похоже, придется обломиться…

То ли дело – наша Раша! Все тихо, все спокойно. 65 лет – так 65.

Но почему Россия – не Бразилия?

Как-то вдруг тут вспомнился давний пассаж циничного философа Дмитрия Галковского про разницу между Россией и Бразилией:

"Русские – глупый, пьяный полуазиатский народ. И главное – по-северному скучный. В Бразилии пьяные дураки нашьют себе из марли костюмов, скатают из цветной бумаги колпаки и запляшут какую-нибудь самбу – вот и праздник. А русский набычится, сожмёт губки в куриную гузку. Ни работы, ни отдыха. Экономика рухнула? Ну ладно – иди отдыхай. Нет, он будет каждый день ходить в пустой цех, садиться на табуретку и тупо восемь часов смотреть на выключенный станок…"

Обидно сказано? Боле чем. Но насколько справедливо?

Как быть с этим пенсионным примером, явившим всю разницу меж карнавальным бразильским мужиком, готовым с пол-оборота биться за свои права – и угрюмым русским, воздевшим руки вверх перед его захребетниками?

Давайте и дальше гладить его по головке, воспевать как самый великий и богобоязненный народ, носитель правды и святого духа на охваченной моральным разложением земле! Чтобы он, захваленный дотла, уже не только поднял руки, но и протянул ноги в давно стандартной для остального мира ситуации: "При всякой неудаче умейте давать сдачи – иначе вам удачи не видать!"

Кстати этот стишок написан был еще лет 60 тому назад, в самом что ни на есть "совковом" агитпропе. В нашем нынешнем, самом что ни на есть демократическом, ничего подобного не сыщешь днем с огнем.

Если вы желаете поддержать блог, то сделайте вклад на развитие удобным для вас способом:


С приходом Мишела Темера на президентский пост Бразилии в сентябре 2016 года основными экономическими задачами правительства стали: сокращение бюджетного дефицита, снижение госраходов, стимулирование роста и расширение частного сектора в противовес «государственнической» политике предыдущих администраций Лулы и Дилмы Русеф.

На этом пути ключевой инициативой считается реформа пенсионной системы: растущие социальные расходы государства вместе с низким пенсионным возрастом обеспечивают дополнительную нагрузку на бюджет в условиях его дефицита. Правительство Темера практически сразу запустило процесс рассмотрения нововведений, однако он серьезно затянулся, в том числе и из-за обвинений в коррупции в адрес президента. Их рассмотрение в парламенте отняло немало времени у парламентариев и самого лидера.

Одновременно в поисках более широкой поддержки в 2017 году кабинет был вынужден пойти на уступки и смягчить некоторые изначальные формулировки. Новый вариант президент надеется «протащить» через нижнюю палату парламента до начала рождественских каникул, то есть у него осталось меньше двух недель, чтобы убедить колеблющихся депутатов в необходимости принятия непопулярного, но значимого для экономики закона.

Как это часто случается, законопроект о новой пенсионной системе, сильно урезанной не в пользу граждан, не вызывает одобрения в Бразилии. Порядка 71% выступают против внесения изменений в действующее законодательство, особенно учитывая, что для реализации реформы будет также необходимо внести поправку и в Конституцию страны. Что же вызывает такой негатив у бразильцев?

Сейчас бразильская пенсионная система поглощает грандиозное количество бюджетных средств: только на находящихся на пенсии бывших государственных служащих уходит порядка 4% ВВП, а по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сохранение нынешней схемы к 2060 году вынудит правительство тратить на выплаты пенсионерам 17–20% ВВП. Отчасти эти расходы объясняются высокими пенсионными пособиями, соизмеримыми по объему с зарплатами действующих работников. В правительстве намерены сократить эти выплаты как часть стратегии по сдерживанию бюджетного дефицита. Вероятнее всего, в наибольшей степени эта мера затронет как раз госслужащих, выплаты которым обходятся государству в среднем в восемь раз дороже, чем аналогичные затраты на бывших сотрудников частного сектора.

Не меньшее недовольство вызывает правительственная инициатива по фиксированию минимального возраста выхода на пенсию на уровне 62 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Сейчас в Бразилии средний возраст ухода на пенсию составляет 53–56 лет, причем варианты зависят от количества проработанных в конкретной сфере лет. При этом, что важно, на сегодня в Бразилии нет единого для всех секторов экономики возрастного порога прекращения трудовой деятельности, что также способствует неустойчивости пенсионной системы и создает дополнительную нагрузку для бразильского бюджета. Более того, в нынешней версии Конституции страны прописано, что минимальная пенсия не может быть меньше минимальной зарплаты. На практике это означает, что даже если человек проработал минимальные 15 лет и внес незначительный вклад в условный пенсионный фонд, он все равно будет получать минимальную пенсию, равную минимальной зарплате (а последняя медленно, но верно растет в последние годы). Для сравнения заметим, что в среднем в государствах-членах ОЭСР гражданин должен проработать порядка 26 лет для получения минимальной пенсии, которая к тому же будет ниже в процентном отношении к его бывшей зарплате, чем в Бразилии. Впрочем, в текущей версии законопроекта речь идет только о фиксировании порога выхода, от идеи «отвязать» минимальную пенсию от минимальной зарплаты пока отказались.

Квинтэссенция пенсионной реформы Темера – урезание социальных обязательств государства, которые за годы экономического бума 2000-х заметно разрослись. Для принятия законопроекта в нижней палате правительству потребуется 308 голосов парламентариев из 513, и пока такой поддержкой инициатива похвастаться не может (по разным оценкам, ее готовы одобрить 250–260 народных избранников). Если в этом году президенту не удастся провести проект через Палату депутатов, то в наступающем 2018 году это будет сделать еще сложнее. 2018 год – электоральный: в условиях борьбы за избирателей депутаты будут крайне осторожны в своих действиях, в особенности по отношению к таким резонансным инициативам как пенсионная реформа. В этом смысле перспективы амбициозной пенсионной реформы туманны, и пока нам остается только наблюдать за развитием событий, ведь уже 22 декабря прозвучит «финальный свисток», и парламентарии отправятся на каникулы.

Система виутреииих сбережений

Финансовая система Бразилии является банковско-ориентированной, однако фондовый рынок в этой стране также играет важную роль в экономике. Размер взаимных фондов в Бразилии является одним из самых высоких среди развивающихся стран.

По данным OECD, в 2011 г. 56,8% портфеля пенсионных фондов было вложено в акции (паи) взаимных фондов (см. табл. 1.7).

Пенсионная система и ее уровни

Пенсионная система в Бразилии состоит из следующих уровней: социальной целевой пенсии нулевого уровня; двух обязательных государственных распределительных планов для частного сектора и государственных служащих первого уровня; добровольных пенсионных планов третьего уровня.

Социальная (целевая) пенсия представляет собой минимальный размер пенсии, рассчитываемый по обязательному государственному пенсионному плану (см. ниже).

Бразильская частная пенсионная схема — одна из старейших в Латинской Америке. В то время как частные пенсионные системы большинства стран Латинской Америки стали развиваться вслед за чилийской пенсионной реформой 1981 г., первые нормативные акты, регулировавшие частные пенсионные схемы в Бразилии, вступили в силу в 1977 г., кроме того, существует несколько пенсионных фондов, которым более 80 лет. С 2001 г. изменения в законодательстве направлены на совершенствование нормативной базы с целью содействия развитию рынка и внедрению международных стандартов, лучших практик и инноваций.

В отличие от других латиноамериканских стран Бразилия не заменила обязательную государственную солидарную пенсионную схему обязательной или квазиобязательной частной пенсионной схемой. По этой причине уровень охвата работников корпоративными планами здесь относительно низкий. Бразилия проводит реформы, направленные на развитие добровольных частных пенсионных планов, предлагая альтернативу для работников со средним и высоким уровнем дохода, которая позволила бы им сохранить привычный уровень жизни после выхода на пенсию. Приблизительно 8% наемных работников имеют уровень доходов выше предельного уровня (потолка) для начисления обязательных взносов в солидарный пенсионный план. Для данной категории лиц добровольные пенсионные планы имеют особое значение.

Обязательные государственные пенсионные планы первого уровня

Первый уровень пенсионной системы в Бразилии включает два государственных распределительных пенсионных плана: Общую схему социального обеспечения для работников частного сектора и государственных корпораций, а также Пенсионную схему для государственных служащих.

Общая схема социального обеспечения (Regime Geral de Previdencia Social — RGPS) представляет собой обязательную государственную солидарную систему. Она администрируется Национальным институтом социального страхования (НИСС), который охватывает всех рабочих и служащих частного сектора.

Ставка обязательных взносов в RGPS для работников составляет от 8 до 11% заработной платы в зависимости от ее размера (8% от заработка в размере от 622 273 до 1107,52 реала, 9% от заработка в размере от 1107,53 до 1845,87 реалов, 11% от заработка в размере от 1845,88 до 3691,74 реалов). Ставка взносов работодателей — 20% от начисляемой заработной платы (см. табл. 2.2). Максимальный потолок месячной заработной платы для пенсионных отчислений с января 2012 г. составлял 3916,20 реала (1917 долл. США). Минимальный размер месячного заработка, с которого начисляются обязательные взносы, составляет 622 реала (304 долл. США).

Самозанятые работники платят 20% от своего декларируемого заработка (но не менее чем от 622 реалов в месяц).

Размер ежемесячной пенсии определяется путем умножения среднемесячной заработной платы на Пенсионный коэффициент (Factor Previdenciario). При этом среднемесячная заработная плата рассчитывается как среднее из наиболее высоких ежемесячных заработков, составляющих не менее 80% от всех заработков работника. Пенсионный коэффициент рассчитывается с учетом: ставок взносов; периода времени, в течение которого осуществлялись взносы; возраста и средней продолжительности жизни. Минимальный размер заработной платы при начислении пенсионных выплат равен официальной минимальной заработной плате, т. е. 622 реалам (304 долл. США), в 2012 г. Иными словами, минимальная пенсия равна официальной минимальной заработной плате. Предельный размер месячного заработка для начисления пенсионных выплат в 2012 г. составлял 3916,20 реала (1917 долл. США).

Дефицит бюджета при выплатах государственной пенсии возмещается за счет государственного бюджета.

Другим обязательным государственным планом является Пенсионная схема для государственных служащих (Regimes Proprios de Previdencia Social — RPPS).

Администраторами RPC являются государственные структуры на центральном и региональных уровнях.

Для государственных пенсионных планов, обслуживающих частный сектор и государственных служащих, раз в несколько лет устанавливается внутренняя актуарная ставка доходности (actuarial target rate of return), для обеспечения балансировки пенсионных взносов и выплат. На 2013— 2018 гг. она установлена в размере 5,75% годовых сверх индекса роста потребительских цен, т. е. реальной доходности. В предшествующие годы она составляла 6% годовых. Добровольные частные пенсионные планы третьего уровня

Третий уровень пенсионной системы называется «Дополнительная пенсионная схема» (Regime de Previdencia Comple-mentar — RPC).

Как правило, крупные компании формируют дополнительные корпоративные пенсионные планы в виде закрытых пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями. Мелкие и средние компании, частные лица пользуются услугами открытых пенсионных фондов, т. е. оказывающих услуги для всех участников. Данные структуры являются коммерческими организациями. Участие в дополнительной пенсионной схеме является добровольным, и реформа в ее отношении направлена на модернизацию ее правил и расширение круга участников.

Закрытые частные пенсионные фонды — это частные некоммерческие организации, учреждаемые одним или несколькими работодателями, а также профессиональными союзами и ассоциациями. Пенсионная схема финансируется за счет взносов работодателя и/или работника. Согласно требованиям законодательства активы пенсионных фондов должны быть отделены от активов учредителя.

Открытые частные пенсионные фонды могут управляться страховыми компаниями или быть дочерними компаниями банков, они предлагают пенсионные планы работникам, работодателям, самозанятым работникам и безработным. Данные пенсионные схемы выстроены по образцу американского плана 401-k.

У бразильских компаний есть несколько возможностей организовать для своих работников дополнительное пенсионное обеспечение: учредить свой корпоративный пенсионный фонд; участвовать в уже существующем пенсионном фонде совместно с другими компаниями; вносить взносы в отраслевые пенсионные фонды, созданные ассоциациями; заключить групповой или индивидуальный пенсионный план.

Граждане могут одновременно участвовать в корпоративных пенсионных планах, а также заключать индивидуальный пенсионный план. Разнообразие и сложность пенсионного рынка призваны повысить его конкурентность, снизить издержки и сократить систематический и индивидуальный риск. В связи с этим особое значение приобретает необходимость проводить кампании по повышению финансовой грамотности и следить за гармонизацией законодательства, регулирующего профессиональные и индивидуальные пенсионные планы.

Профессиональные пенсионные фонды охватывают только 2,2% населения. Исторически так сложилось, что профессиональные пенсионные фонды создавались в основном на больших, финансово благополучных, принадлежащих государству предприятиях. Мелкие и средние компании, как правило, не формировали дополнительных корпоративных планов. Государственным служащим не было большой необходимости участвовать в дополнительном пенсионном обеспечении, поскольку вплоть до последней пенсионной реформы 2003 г. они выходили на пенсию, получая 100% последней зарплаты.

Для того чтобы повысить вовлеченность малых и средних предприятий в дополнительное пенсионное обеспечение, были предприняты меры, облегчающие их участие в пенсионных фондах, созданных несколькими организациями. Предлагается весьма гибкая договорная система, согласно которой суммы и периодичность выплат являются предметом трудового договора, при этом они могут быть изменены или даже прекращены по инициативе работодателя в любое время. Может быть использована только схема с установленными взносами, управление активами должно быть возложено на стороннюю организацию. Бразильский рынок труда развивается динамично, поэтому и пенсионное законодательство должно модернизироваться, чтобы отвечать его потребностям. В частности, профессиональные пенсионные планы создавались преимущественно в вертикально интегрированных компаниях как ключевой инструмент управления персоналом и стимул для долгосрочной профессиональной карьеры именно в данной компании. Естественно, что эти планы зависели в большей мере от инициативы работодателя. Однако с ростом сектора услуг, представленного в основном малыми и средними компаниями, повысились текучесть рабочей силы, гибкость заключаемых трудовых договоров, в том числе и условия вознаграждения. Традиционные профессиональные схемы, с их жесткими финансовыми условиями и требованиями отработать на предприятии определенный минимум лет, мало подходили для современных небольших компаний. Для работников, характеризующихся высокой мобильностью, больше подходят межотраслевые фонды, созданные профсоюзами или ассоциациями, не привязанные жестко к определенной отрасли, допускающие заключение контрактов на гибких условиях, использующие схемы с установленными взносами, отдающие управление активами внешним управляющим.

Взносы во все частные пенсионные схемы исключаются из суммы, подлежащей налогообложению, до 12% от зарплаты для работников и до 20% от начисляемой заработной платы для работодателей. Начиная с 2005 г. налогом не облагается и инвестиционный доход. Такая мера предпринята с целью поощрения долгосрочных вложений в пенсионные фонды.

Пенсионные фонды предлагают пенсионные планы с установленными взносами, с установленными выплатами и смешанные. Однако фонды, спонсируемые профсоюзами и ассоциациями, а также фонды для гражданских служащих могут предлагать только планы с установленными взносами. В корпоративных пенсионных схемах средства аккумулируются на ИПС и могут передаваться в другие фонды с некоторыми ограничениями (например, установление минимального периода внесения взносов в фонд, равного 3 годам). Основанием для получения средств из фонда является достижение пенсионного возраста или увольнение.

Большая часть активов корпоративных пенсионных фондов (свыше 66%) принадлежит фондам компаний с государственным участием. В таких фондах новые пенсионные договоры заключаются на условиях планов с установленными взносами, но до сих пор большая часть участников таких фондов (и соответственно активов) входят в планы с установленными выплатами. В 1990 г. количество планов с установленными выплатами превышало 75%, однако тенденцией последних 20 лет стало неуклонное уменьшение их числа и рост количества планов с установленными взносами и смешанных.

С точки зрения стоимости активов по-прежнему преобладают планы с установленными выплатами. Согласно данным табл. 2.7 74,5% пенсионных планов в Бразилии являются традиционными планами с установленными выплатами, 16,2% — гибридными и смешанными планами, 9,3% — накопительными планами с негарантируемой доходностью.

В 2003 г. в Бразилии работали 360 пенсионных фондов, пенсионные планы в которых спонсировали 2108 работодателей. Их активы составляли 82,9 млрд долл. США, фонды охватывали 1,7 млн человек и 4,7 млн членов их семей, что составляло 2,2% рабочей силы страны. Согласно отчету Национального института социального страхования в 2010 г. количество фондов составило 368, количество работодателей, спонсирующих пенсионные планы, — 2884.

Управление и инвестирование в частных пенсионных фондах

Правление пенсионного фонда назначает менеджера, отвечающего за инвестиционную политику фонда и раскрытие информации. Этот менеджер обязан ежегодно готовить инвестиционную декларацию фонда и представлять ее в Государственный секретариат пенсионных фондов. Прежде всего инвестиционная декларация проверяется в самом пенсионном фонде на предмет ее соответствия нормам законодательства, оцениваются актуарные и финансовые риски, после этого декларация направляется в Государственный секретариат пенсионных фондов. В работе фонда задействованы аудитор, актуарий и кастодиан.

Пенсионные фонды могут без ограничений размещать активы в облигации федерального правительства. Совокупные инвестиции в облигации с низким кредитным риском, выпущенные штатами, муниципалитетами, финансовыми и нефинансовыми компаниями, не должны превышать 80% портфеля. В случае если указанные финансовые инструменты будут классифицированы как имеющие средний или высокий кредитный риск, максимальный предел для размещения в эти инструменты сокращается до 20% от совокупной стоимости портфеля.

До последнего времени бразильские пенсионные фонды инвестировали преимущественно в облигации, причем около 2/3 активов были вложены в федеральные облигации. Это объясняется высокими ставками по облигациям, сложившимися в последнее десятилетие, а также отсутствием возможностей для иных альтернативных долгосрочных инвестиций на бразильском фондовом рынке.

В 2010 г. преобладающим направлением инвестиций стали вложения в инвестиционные фонды (56,7%), на втором месте — инвестиции в государственные облигации (16,9%), на третьем — в акции (16,3%). В недвижимость фондами вложено 3%.

Читайте также: