Пенсионная реформа в россии доклад

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:24, доклад

Описание работы

Пенсионной системе в России, базирующейся на распределительном принципе, присущ ряд серьезных недостатков. Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.

Файлы: 1 файл

пенсионная реформа рф.doc

Пенсионная реформа в РФ

Пенсионной системе в России, базирующейся на распределительном принципе, присущ ряд серьезных недостатков. Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.

Наибольший удельный вес выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ составляют расходы на выплату трудовых пенсий. Они подразделяются на три вида:

2. По инвалидности

3. По случаю потери кормильца

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Таким образом, общеустановленный пенсионный возраст в России остался прежним, а стажевые требования значительно понижены. При этом исчисление страхового стажа за периоды после вступления в силу нового законодательства производится исключительно в календарном порядке. Зачет в страховой стаж нестраховых периодов (военной службы по призыву и ухода за ребенком) обусловлено возмещением уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета. При этом возмещаемые суммы будут направляться на увеличение размера пенсии конкретного застрахованного лица.

Право на пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, обладают правом на пенсию по случаю потери кормильца.

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение связано с тем, что размер страхового обеспечения по определению не может быть выше дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АС).

Трудовая пенсия складывается из двух или трёх частей. Концепция многозвенной пенсии направлена на достижение трёх целей пенсионного обеспечения:

1. Борьба с бедностью

2. Компенсация утраченного заработка

3. Обеспечение материальной достаточности

В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа, однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.

Другое условие всегда является особенным, отличающим данный вид трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение пенсионного возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными отношениями.

Принятие новых законов в конце 2001 года, которые дали старт новой пенсионной реформе позволяют решить несколько задач:

- Вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

- Обеспечение прозрачности пенсионной системы

- Создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов.

Нами были рассмотрены причины возникновения такого механизма, как пенсионная реформа, а именно, нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера, резкое снижение уровня жизни пенсионеров, сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии.

Этапы проведения пенсионной реформы

Пенсионная реформа — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения.

Суть пенсионной реформы заключается в переходе на страховые принципы и право на трудовую пенсию, и ее размер теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.

Основные понятия, которые связаны с пенсионной реформой.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

Накопительная часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Досрочная трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Социальная пенсия - вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.

Декабрь 2001 года — Одобрен пакет законопроектов по пенсионной реформе, внесенных Президентом РФ В. В. Путиным

Началась новая фаза развития пенсионной реформы.

Основной целью пенсионной реформы стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

С 1 января Единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Проведена крупнейшая валоризация пенсии (переоценка расчетного пенсионного капитала с учетом советского трудового стажа), что повысило пенсию действующим пенсионерам в среднем на 46%.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). [5, С. 1]

Начиная с 2011 года тарифы страховых взносов возрастут и буду составлять: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная ставка достигнет 34%.

В таблице 2 установлено, что пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 26 процентов пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пойдет 20%, и на накопительную – 6%.

В период с 2011 по 2014 год включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов. Начиная с 2015 года, все льготные тарифы отменяются.

В отличие от единого социального налога, страховые взносы нужно начислять и уплачивать отдельно в каждый внебюджетный фонд. В общей сложности бухгалтеру нужно оформить четыре платежных поручения: в ПФР, в ФСС, в ФФОМС и в ТФОМС, и указать в каждом соответствующий счет федерального казначейства.

Основные различия между старой пенсионной системой и новой:

1. В новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;

2. новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

3. новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой, она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России, и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

4. новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

5. в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Пенсионная реформа представляет собой комплекс мероприятий по улучшению пенсионной ситуации в стране, самыми важными стоит отметить перераспределение накопительной части пенсии для граждан 1967 года и младше, также отмена ЕСН в 2010 году.

2.3 Бюджет пенсионного Фонда РФ

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов.

Доходы и расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующие части, связанные:

1) с функционированием обязательного пенсионного страхования;

2) государственным пенсионным обеспечением;

3) дополнительным пенсионным обеспечением.

Состав и структура доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. [2, С. 1]

Доходы бюджета ПФР формируются за счет:

1. Страховых взносов:

а) на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

б) на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии;

в) в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой песни;

г) в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

д) по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации.

2. Доходов о размещения временно свободных средств ПФР:

В Российской Федерации, несмотря на положительные результаты реформ и изменения, ситуация с пенсионным обеспечением жителей, без исключения, пока не соответствует нынешним условиям.

Но, несмотря на принятые меры, ситуация с пенсионным обеспечением в условиях переходной экономики рыночной ориентации превратилась в одну из наиболее острых социальных и финансовых трудностей, чреватых перспективой не только дальнейшего снижения нынешнего уровня пенсий, но и к большому количеству неожиданных неблагоприятных социальных, финансовых и социально-политических результатов.

Для преодоления кризисных явлений, окружавших пенсионное обеспечение государства, была подготовлена теория его реформирования, ядром которой стало преобразование из одной пенсионной концепции в многоступенчатую. Важную роль в концепции негосударственного пенсионного обеспечения отводится институту профессионального пенсионного обеспечения, в результате которых он предназначен, чтобы гарантировать порядка 30-40% совокупного пенсионного дохода.

Целью данной курсовой является изучение пенсионной реформы в Российской Федерации, ее основных этапов и процессов реформирования.

Задачи, которые возникают при выполнении работы::

1) проанализировать в хронологическом порядке основные этапы пенсионной реформы и их результаты;

2) отметить цели пенсионной реформы;

3)Описание нормативно-правовых актов по данной теме;

4) отметить основные проблемы текущего этапа пенсионной реформы и пути их решения и др.

Объектом курсовой работы является пенсионная система Российской Федерации (Р.Ф).

Предметом исследования является состояние и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации(Р.Ф).

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что выводы и предложения позволяют расширить степень исследований по проблемам пенсионного страхования.

Структура работы сформирована с учетом целей и задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Первая глава посвящена истории пенсионной системы, а вторая пенсионная реформа Российской Федерации (РФ) в настоящее время.

Историю концепции пенсий в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в восьмидесятых годах XIX века, в целях содействия развитию российской промышленности и торговли, на предприятии поднимался вопрос о создании Национального фонда страхования трудящихся от несчастных случаев на производстве и государственного пенсионного фонда трудящихся России . Пенсионный страховой Фонд появился в России в 1888 году на железных дорогах. Затем они начали формироваться в различных отделах. Фактически все без исключения государственные служащие являлись членами этих банков. Все крупные промышленные предприятия без исключения имели свои отдельные кассы или создавали совместные предприятия. Расчеты страховых ставок и актуарные расчеты пенсионных схем основаны на четкой сельской и отраслевой статистике, это не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности.

Эмеритальные кассы гарантировали выплаты пособий и пенсий своим участникам , их как правило , 4-х видов : (см. таабл.1)

По потери кормильца

Пособие по увольнению или сокращению штатов до установленного срока

1.Пенсии по возрасту - это ежемесячные пожизненные выплаты гражданам, достигшим установленного законом возраста в связи с их длительной трудовой и иной общественно полезной деятельностью и сопоставимые, как правило, с их последним заработком. В связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости теперь является страховой пенсией по старости[5]

2.Пенсия по инвалидности - это ежемесячная денежная выплата, которая назначается и выплачивается гражданам в связи с установлением группы инвалидности в порядке, установленном законодательством и назначается на общих основаниях и на основаниях, установленных для военнослужащих.

3.Пенсия по потери кормильца - это ежемесячная выплата нетрудоспособным иждивенцам умершего (пропавшего) кормильца в качестве частичной компенсации за помощь, предоставленную им постоянным и основным источником средств к существованию.

4.Пособие по увольнению - это денежная сумма, выплачиваемая единовременно при увольнении, по определенным основаниям.

Второй этап развития пенсионной системы появился после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых указов Советской России стал Указ от 10 ноября 1917 года «О повышении пенсий работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев».В нем Совет народных комиссаров постановил: страховому товариществу предоставляется производить заимствования из Пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев. Во-первых, политика в этом вопросе была обусловлена желанием реализовать свои социально-экономические преобразования на основе прежних экономических отношений.[9] В сообщении от 30 октября 1917 года "О социальном страховании" отмечалось, что рабоче-крестьянское правительство начинает издавать указы о полном социальном страховании.[10]

Одновременно с социальным страхованием формируются и государственные различные организационно-правовые формы: социальное страхование и социальное обеспечение, которые имеют различные механизмы формирования и расходования средств.

С 1930-х годов государственная политика в сфере социальной защиты все больше фокусируется на формировании и расширении государственного обеспечения. В результате реформы социальной защиты пенсионное обеспечение было реализовано в виде государственного обеспечения. Расходы на пенсии для работающих пенсионеров стали финансироваться из бюджета, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения

Новый период начинается с формирования новой российской государственности и либерализации экономики. В соответствии с нынешней Конституцией, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[1] В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, формируется система социальных служб, формируются государственные пенсии

В отличие от административно-командной системы, отличительными особенностями которых являются общественная собственность практически на все экономические ресурсы в новой экономической системе, наблюдается увеличение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства.

Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Безусловно, то что в переходный период, в течение которого происходит переход от прежней стабильной социальной системы к качественно новой, в различных сферах экономики, и, прежде всего, в социальной сфере, возникают кризисные ситуации.

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов.

1992 г. издан Указ Президента Российской Федерации № 1077" О негосударственных пенсионных фондах". Указ дал старт созданию и работе НПФ ( Негосударственный пенсионный фонд — акционерное общество , исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение.).[7]

А в 1995 году Гражданский кодекс ввел в законный оборот понятие "Фонд" как некоммерческая организация.[2]

1995 года Правительство утвердило "концепцию пенсионной реформы в Российской Федерации».[6]

В настоящее время ПФР ведет учет пенсионных прав каждого гражданина. Пенсионный фонд России устанавливает персональные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т. е. накапливается будущая пенсия. Номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) указан на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР (Пенсионный фонд России) рассылает уведомления, благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект работает в 5 регионах страны

1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Этот закон определил деятельность по негосударственному обеспечению НПФ и их права. Он также зафиксировал новые концепции в пенсионной системе Российской Федерации, обязательства Фонда перед вкладчиками и участниками. [4] В тестовом режиме для целей пенсионного обеспечения использовался персонифицированный учет 1998 года, который в 2000 году охватил всех работающих жителей страны в 22 субъектах Российской Федерации (РФ)

В 1998 году была также показана программа новой пенсионной реформы в Российской Федерации, законопроекты которой были утверждены президентом в конце 2001 года.

В 2002 году была проведена новая пенсионная реформа, позволяющая Российской Федерации(РФ) перейти от принципов выравнивания солидарной пенсии( пенсия, которая была в СССР) к принципам распределения и накопления.

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договоры ОПС( обязательное пенсионное страхование). Граждане Российской Федерации имели возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсий за счет средств НПФ. По всем фондам были увеличены требования к размеру имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 года сумма ИОУД( собственное имущество НПФ) должна быть не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

В 2005 году Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ ( Великая Отечественная Война) и их вдовам. ПФР также начал вести федеральный реестр граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. 2007 год Начало осуществления программы пособий по материнскому капиталу. Владельцы этих сертификатов смогли перевести часть капитала или всю сумму на формирование пенсионных накоплений.

2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от заработной платы. С октября стартовал проект по государственному софинансированию накопительной части пенсий.

В 2010 году единый социальный налог (ЕСН) был заменен страховыми взносами. Максимальная сумма годовой заработной платы (з/п), влияющая на размер пенсий за 2010 год, составляет 415 тыс. рублей, за 2011 год эта сумма была увеличена до 463 тыс. рублей, а в 2012 году она равна 512 тыс. рублей.

2010 крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала осуществляется с учетом стажа работы в советский период. Это увеличило пенсии действующих пенсионеров на 46%.

Пенсия стала делится только на 2 части – накопительную и страховую. Основная сумма была включена в страховую часть.

С 2010 года утверждена минимальная пенсия, превышающая прожиточный минимум пенсионера.

В 2013-2015 годах пенсионная реформа Российской Федерации (РФ) создает новый оборот - пенсионная система терпит значительные изменения: новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав с учетом трудового стажа, суммы страховых взносов и пенсионный возраст.

В 2014-2015 годах, россияне могут выбрать тариф на накопительную часть пенсии: 0% или 6%. В то же время, граждане делают свой выбор, пенсионные накопления не формируются - в 2014-2015 годах все страховые взносы идут на формирование страховой части пенсии.

Реформа, которая вступила в силу в 2016 году, полностью отменяет привычную для всех граждан систему начисления в рублях. Отныне будущие пенсионеры будут рассчитывать свою пенсию в баллах - нормированной единице измерения пенсионных выплат. Накопительная система баллов рассчитывается для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от стажа и вредности работы.

В начале 2017 года, ряд положений пенсионного законодательства претерпели изменения :

продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;

с 2017 года, пенсионный возраст государственных и муниципальных служащих была увеличена до 63 и 65 лет;

"замораживание" взносов в пенсионные накопления в рамках системы ОПС было продлено.

В настоящее время в 2018г в стране проводится плавное повышение пенсионного возраста.

Во сколько лет Россияне выходят на пенсию на данный момент

Внедрена система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.

Сравнения страховой и накопительной пенсии

Реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной целью реформы является результат долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение степени пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в том, чтобы кардинально изменить взаимоотношения между работником и работодателем: повысить ответственность работников за обеспечение их старости, а кроме того повысить ответственность работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Цель пенсионной реформы: осуществление гарантированных статьей 39 Конституции прав граждан на пенсионное обеспечение по старости, в случае инвалидности, потери кормильца, в иных установленных законом случаях;

- формирование пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования;

- дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты(з/п).

Таким образом, из распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительному и накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления от работника, входящего в единый социальный налог, шли на выплату пенсии нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на индивидуальный счет этого конкретного работника и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает:

- государственные пенсии: пенсия по возрасту, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия;

- трудовая пенсия: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по потере кормильца.

Право на государственные пенсии имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники ВОВ(Великой Отечественной Войны); граждане, пострадавшие в результате радиации или техногенных катастроф; инвалиды, несовершеннолетние по случаю потери кормильца.

Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата для возмещения заработной платы или иного дохода, которую застрахованное лицо получило до установления трудовой пенсии или иждивенцев застрахованного лица в связи со смертью этих лиц. Право на пенсию по возрасту регулируется условиями и правилами, установленными пенсионным законодательством Российской Федерации (РФ).

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определенных Федеральным законом №166-ФЗ.

Страховое обеспечение по пенсионному страхованию составляет:

страхование и накопительная часть трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховой часть трудовой пенсии в случае потери кормильца;

пособие по социальному обеспечению на погребение умерших пенсионеров, не работавших в день смерти.

Для получения пенсии по старости необходимо иметь стаж работы не менее 5 лет. В законодательстве проводится различие между понятиями трудового и страхового стажа.

Трудовой стаж -это общая продолжительность периодов работы и иной деятельности, считаются при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и которые засчитываются в страховой стаж для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Страховой стаж понимается как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации(ПФР), а также другие периоды, засчитываемые в страховой стаж.

Расчет страхового стажа требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Читайте также: