Пенсионная реформа в украине от гройсмана


Автор фото, KMU.GOV.UA

Премьер самостоятельно представил проект пенсионной реформы

Украинское правительство утвердило проект пенсионной реформы, который подадут на рассмотрение парламента.

По словам премьера Владимира Гройсмана, сейчас из 12 млн пенсионеров 8 млн получают минимальную пенсию 1312 грн в месяц. А это лишь половина от потребительской корзины.

"Мы это слышим от всех, от закоренелых популистов до экспертной среды, а главное - от пенсионеров, что в таких условиях жить невозможно", - сказал г-н Гройсман.

С другой стороны, четверть украинцев трудоспособного возраста не платят Единый социальный взнос (ЕСВ), из которого формируется Пенсионный фонд. Однако, достигая пенсионного возраста, они так же претендуют на соцвыплаты.

Из-за этого, по утверждению премьера, в Пенсионном фонде образовался дефицит, который составляет 140 млрд грн.

"12 млн украинских граждан платят взносы, 12 млн пенсионеров получают пенсию. Один к одному - это очень плохой показатель, который говорит о том, что пенсионная система больна", - заявил Владимир Гройсман.

Что предусматривает реформа?

По мнению чиновников, главная проблема нынешней ситуации с пенсией в том, что большинство из них рассчитываются на базе средней зарплаты десятилетней давности.

В первую очередь с 1 октября повышение на 200-1000 грн получат более 5,6 млн пенсионеров, пенсии которых до сих пор рассчитаны на показателях средней зарплаты за 2007 год.

Кроме того, с 1 октября правительство предлагает отменить налогообложение пенсий работающих пенсионеров.

Предложенный правительством вариант реформы также предусматривает введение гибкого коридора пенсионного возраста. "Пенсионный возраст не повышается для тех, кто имеет страховой стаж 25 лет", - заявил Гройсман. Это будет касаться около 70% украинцев.

В то же время те, кто имеют менее 15 лет стажа, будут выходить на пенсию в 65 лет.

Предусмотрена возможность компенсации отсутствия трудового стажа. Его можно "докупить", заплатив дополнительные взносы в Пенсионный фонд.

Правительство предлагает ввести и новый механизм индексации пенсий.

Значительные изменения также произойдут с так называемыми "специальными пенсиями". В частности, пенсии тех, кто работал на вредных производствах, будут формироваться и за счет спецдоплаты со стороны работодателя. А с 1 января 2019 года правительство планирует ввести двухуровневую пенсионную систему для шахтеров - для работников, которым не исполнилось 35 лет, будут открыты персональные счета.

В то же время премьер ничего не сказал о пенсиях, которые определяются отдельными законами - правоохранителей, судей, прокуроров и других категорий госслужащих.

Премьер представил специальный сайт, на котором правительство изложило свое видение пенсионной реформы: pensii2017.info

Сколько это будет стоить?

По расчетам правительства, чтобы "осовременить" пенсии, только в этом году нужно 12 млрд грн дополнительных средств.

По словам премьера, они поступят в бюджет за счет повышения доходов от ЕСВ, которые выросли благодаря прошлогоднему решению правительства о минимальной зарплате.

Только за первые четыре месяца этого года, утверждает г-н Гройсман, дополнительные поступления от ЕСВ составляют почти 8 млрд грн, и до октября нужна будет сумма в 12 млрд грн.

В 2018 году "осовременивание" пенсий потребует дополнительных 30 млрд грн.

Старт дискуссии?

Во время презентации проекта реформы премьер отметил, что предложения правительства еще должны рассмотреть на Национальном совете реформ, а также должны быть утверждены парламентом до конца мая.

После этого, по словам Владимира Гройсмана, он берет на себя "полную политическую ответственность" за исполнение реформы.

В то же время, как заявил Павел Розенко, вице-премьер, курирующий социальные вопросы, "есть вопросы, требующие доработки". Поэтому презентация проекта является "стартом широкой публичной дискуссии" с привлечением профсоюзов и экспертов.

  • Когда пенсия: договорятся ли Киев и МВФ?
  • Споры о пенсионной реформе могут задержать транш МВФ

Чиновники не вспомнили о консультациях с главным кредитором Украины - Международным валютным фондом, в Меморандуме о сотрудничестве с которым пенсионная реформа занимает одно из главных мест.

Ранее представители МВФ и украинские чиновники высказывали противоречивые мнения относительно того, как должна проводиться пенсионная реформа.

На заседании Кабмина 17 мая был утвержден проект пенсионной реформы. Правительство считает, что ее внедрение позволит уйти от "дискриминационного" характера нынешней пенсионной системы, ликвидировать дефицит Пенсионного фонда и повысить размеры выплат. Премьер Владимир Гройсман обещал, что реформу внедрят с 1 октября, в противном случае он готов уйти в отставку. "ГОРДОН" разбирался, что именно поменяется, если эту реформу примет Верховная Рада.


По данным правительства, сейчас в Украине около 12 млн пенсионеров, и 8 млн из них получают минимальную пенсию – 1,3 тыс. грн (в Минсоцполитики говорили, что некоторые получают еще меньше – около 950 грн). Средний размер пенсии в Украине – около 1,8 тыс. грн. "Это значит, что большинство пенсионеров живут за чертой бедности", – сказано в правительственной презентации пенсионной реформы. Предлагаемая Кабмином реформа, состоящая из семи пунктов, должна исправить это.

Действующую солидарную пенсионную систему в Кабмине называют дискриминационной. Речь идет о том, что люди, проработавшие одинаковое количество лет, получавшие одинаковую зарплату, но вышедшие на пенсию в разные годы, будут получать разную пенсию. Например, средний размер пособия для тех, кто вышел на пенсию в 2007 году, составляет 1197 грн (таких в Украине 8,23 млн человек), для тех, кто стал пенсионером в 2013–2015-м, – 3267 грн, почти в три раза больше.

Поэтому Кабмин предлагает "осовременить" пенсии: ввести новую формулу начисления пенсий для "старых" и "новых" пенсионеров. При расчетах будут исходить из размера средней заработной платы на уровне 3764 грн, независимо от года выхода на пенсию. По подсчетам Кабмина, благодаря этому повышению примерно 1,3 млн человек получат прибавку к пенсии до 200 грн; 1,2 млн – 200–500 грн; 2 млн – от 500 до 1000 грн; 1,1 млн – более 1 тыс. грн. Каким будет средний размер пенсии после повышения, не уточняется.

В Кабмине главной проблемой нынешней пенсионной системы называют дефицит Пенсионного фонда (ПФ). Формируется он, отмечают в правительстве, из-за того, что человек платит в фонд меньше, чем потом получает в виде пенсии. По состоянию на 1 января 2015 года в течение года работник в среднем платил 194,39 тыс. грн в Пенсионный фонд, тогда как после выхода на пенсию в год он получал 204,98 тыс. грн.

Повышение зарплат – и как следствие увеличение отчислений в ПФ – позволит ликвидировать дефицит, уверен Владимир Гройсман. По его данным, после повышения минимальной зарплаты в январе 2017-го взносы в ПФ достигли 295,68 тыс. грн и превысили расходы (269,35 тыс. грн).


Сейчас в Украине мужчины имеют право выходить на пенсию в 60 лет, женщины – в 58,5, отмечал месяц назад министр социальной политики Андрей Рева. К 2021 году показатели уравняют: и мужчины, и женщины получат право выйти на пенсию в 60 лет. В правительстве отмечали, что Украине удалось убедить МВФ не повышать пенсионный возраст до 63 лет, вместо этого Кабмин ужесточил требования к минимальному страховому стажу.

"Пенсионный возраст остается на уровне 60 лет для людей, которые имеют страховой стаж 25 лет", – заявил вчера на презентации Владимир Гройсман (то есть гражданин Украины может выйти на пенсию в 60 лет, если он проработал 25 лет и всегда платил отчисления в Пенсионный фонд).

К 2028 году Кабмин собирается ввести "гибкий коридор пенсионного возраста" и повысить требования к страховому стажу: выйти на пенсию в 60 лет смогут люди со страховым стажем 35 лет; те, у кого страховой стаж составляет от 25 до 35 лет, – в 63 года; и, наконец, в 65 лет на пенсию смогут выйти те, у кого страховой стаж от 15 до 25 лет. При этом недостающий страховой стаж (но не больше пяти лет) человек может "купить", оплатив взносы в ПФ (около 1,3 тыс. грн в месяц, умноженные на коэффициент от 2 до 1,2 в зависимости от количества недостающих лет; по подсчетам газеты "Сегодня", пять лет стажа будут стоить около 84,5 тыс. грн).

Если стаж меньше 15 лет, человек сможет претендовать только на получение социальной помощи (ее размер зависит от совокупного дохода семьи).

Также Кабмин предложил лишить права досрочного выхода на пенсию всех льготников, за исключением военных. Сейчас право досрочного выхода на пенсию имеют работники, занятые на опасных и вредных производствах, медики, учителя, сотрудники правоохранительных органов. Правительство хочет, чтобы вместо досрочной пенсии работодатели платили за таких сотрудников повышенные ставки социального взноса, то есть после выхода на пенсию они будут получать больше.

Чтобы стимулировать граждан, которые уже могут выйти на пенсию, продолжать работать, правительство предлагает отменить ограничения размера пенсий работающим пенсионерам (85% от размера пенсии). Таким образом, они смогут получать и полную пенсию, и зарплату.


Кроме того, Кабмин предлагает закрепить в законодательстве норму об автоматической ежегодной индексации пенсий: перерасчет должен проводиться "с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50% роста среднемесячных зарплат за три года и на 50% индекса потребительских цен" (сейчас в законе говорится, что перерасчет пенсий проводится ежегодно "в соответствии с индексацией денежных доходов населения, но не меньше, чем на 2% заработка, в соответствии с которым начисляется пенсия").

Также правительство хочет сдвинуть сроки повышения социальных стандартов: сейчас это – май и декабрь, Кабмин предлагает второе повышение проводить в октябре.

7. Финансовая основа пенсионной реформы

Все эти изменения, по подсчетам Кабмина, обойдутся бюджету в 12 млрд грн только в 2017 году. Но Гройсман заверил, что эту сумму удастся получить за счет увеличения отчислений в Пенсионный фонд после повышения минимальной зарплаты. По его данным, за четыре месяца этого года ПФ уже получил 7,9 млрд грн и до конца года получит еще больше 4 млрд. В следующем году на повышение пенсий понадобится около 30 млрд грн, и премьер уверяет, что денег хватит.

На сайте Верховной Рады проект реформы пока не зарегистрирован, проанализировать ее суть можно по презентации, которую опубликовал Владимир Гройсман, и новости на официальном сайте Кабмина. Судя по обнародованным данным, основа пенсионной системы не меняется – как и раньше, это солидарная система: когда работающие украинцы за счет отчислений с зарплат "платят" пенсионерам.

При этом в апреле вице-премьер Павел Розенко говорил: "В рамках реформы только солидарной части пенсионной системы счастливое пенсионное будущее украинцев мы не построим. Только дополнительные механизмы накопительной системы и негосударственного пенсионного страхования, когда каждый украинец сможет самостоятельно влиять на свое пенсионное будущее, могут спасти пенсионную систему".

На одном из слайдов вчерашней презентации упоминается, что работникам младше 35 лет с 1 января 2019 года должны открыть накопительные счета, но неясно, речь идет обо всех работающих гражданах или только о тех, кто сейчас имеет право досрочного выхода на пенсию.

​Гройсману, скорее, нужно не реформу сделать, а хорошую имитацию, чтобы потом можно было бы в мемуарах записать «мы хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Можно понять Владимира Гройсмана в том, что делать пенсионную реформу, а тем более реально повышать пенсии украинцам, дело не благодарное. Вот Азаров до Майдана регулярно повышал украинцам пенсии. Все закончилось тем, что потом под крики и улюлюкание его выгнали с Украины. Поэтому и Гройсману, скорее, нужно не реформу сделать, а хорошую имитацию, чтобы потом можно было бы в мемуарах записать «мы хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Никто не спорит, что в Украине, где большая часть экономики в «тени», а коррупция среди всех уровней госчиновников просто-таки зашкаливает, сделать нормальные и адекватные пенсии сложно. Постоянно не хватает денег в Пенсионном фонде. А все разговоры о том, что Пенсионная реформа сделает чудо, это скорее обычные разговоры, чем реальность.

Судите сами, главная «фишечка» Пенсионной реформы Гройсмана это повышение необходимого страхового пенсионного стажа до 35 лет для мужчин (сейчас 25 лет) и 30 лет для женщин (сейчас 20 лет). Другими словами, Гройсман с точки зрения пиара не хочет повышать срок выхода на пенсию, но он фактически за счет увеличение на десять лет необходимого страхового пенсионного стажа заставляет украинцев работать все дольше и дольше, чтобы получить хотя бы минимальную пенсию. Потому, что, если человек отработает необходимый минимальный страховой пенсионный стаж он будет иметь право на получение минимальной пенсии, которая сейчас находится на уровне африканских стран и нет никакой уверенности, что через тридцать лет что-то существенно поменяется.

Что касается самого размера пенсий, то уже сейчас Украины нарушаем все мыслимые и не мыслимые международные конвенции и соглашения ООН и Международной организации труда. Согласно рекомендаций МОТ, средняя пенсия не может быть меньше 40% средней зарплаты по стране. Но в Украине - средняя пенсия всего 1832 грн, а должна быть, как минимум 2700 грн. И Пенсионная реформа от Гройсмана, как раз это все не планирует менять.

Есть общий набор лозунгов, что в случаи повышение необходимого страхового пенсионного стража украинцы массово будет требовать от работодателей, чтобы их официально оформляли на работе и плати все налоги и ЕСВ. Это и должно стимулировать рост поступление в ЕСВ и, как результат и уменьшение дефицита пенсионного фонда. В это слабо верится. Ибо работодатели смогут платить «по белому», только за счет роста цен или за счет сокращение сотрудников. И то и другое не решить проблему пенсионеров. Если цены будут расти ускоренными методами, то не исключено, что в будущем даже пенсия в десять тысяч будут жалкие копейки.

Стоит напомнить, что пенсионная реформа нашего Кабмина предлагает запретить выход на досрочную пенсию лицам, которые работают на вредных производствах. Предполагается, что работодатели будет за это больше перечислять денег в Пенсионный фонд, и в будущем эти пенсионеры, если они доживут до пенсии, будет больше получать. Слабая надежда. Скорее, это желание Гройсмана, чтобы как можно больше украинцев не дожило до пенсии и вот тогда дефицит Пенсионного фонда удастся уменьшить.

Сам подход Пенсионной реформы Гройсмана абсурдный. Согласно его логики, главное это заставить как можно дольше украинцев работать, чтобы на пенсию выходили в более поздние сроки. Но в Украине, если это Гройсман не знает, большой уровень безработицы. Поэтому принуждение украинцев к более длительному периоду трудовой деятельности может просто стимулировать рост безработицы, прежде всего для молодых людей. Для них не будет просто мест для работы, так как старшее поколении, по задумке Гройсмана, будет все больше и больше работать.

Если уже действительно нужно было бы сделать Пенсионную реформу, то нужно было бы пойти другим путем. Наконец запустить накопительную пенсионную систему второго уровня. Чтобы работающие и прежде всего молодые люди начали накапливать ЕСВ на своем персональном пенсионном счете. В результате, чем выше зарплата и дольше человек работает, тем больше у него будет пенсия в будущем. Вот это действительно был бы стимул и работать «по белому» и работать долго и делать хорошую карьеру. Для того, чтобы защитить деньги пенсионного фонда от девальвации, достаточно принять закон, который обязан как минимум 50% денег фонда хранить в валютных ценных бумагах Украины или США, а можно и ЕС. В результате, никакая девальвация будет не страшна даже через тридцать лет.

Что же касается существующих пенсионеров и тех кому уже скоро выходить на пенсию, то к ним нужно применить классический метод «кейнсианства». Это когда за счет денег госбюджета, фактически эмиссии гривны, ежемесячно пенсия повышается на 100-150 грн и так до тех пор, пока она не будет 50% от средней заработной платы по стране. По мере роста средней зарплаты автоматически повышать и пенсии, чтобы покупательная способность украинских пенсионеров была на высоком уровне. А это будут самые активные покупатели украинских продуктов и товаров. Как результат, эти эмиссионные деньги будут стимулировать не только торговлю в Украине, но и самое главное - производство. В результате, вместе с ростом пенсий вырастет и экономика. Вот тогда действительно можно достичь такого уровня, когда Пенсионный фонд будет бездефицитным и тогда уже можно будет повышать и повышать пенсии в Украине, пока они не превысят уровень ЕС.

Правительство планирует повысить страховой стаж и ликвидировать льготы при досрочном выходе на пенсию.

Миссия МВФ в Украине завершит на текущей неделе свою работу. Фонд поставил перед украинским правительством ряд сложных задач.

Одна из них — это пенсионная реформа. Согласно подписанному меморандуму, уже в апреле должен быть принят соответствующий закон.

По информации издания, именно пенсионная реформа была самой обсуждаемой во время работы миссии в Киеве.

ЭП проанализировала, какие наработки есть сейчас у Кабмина, в каких вопросах МВФ пошел на уступки, и какую “обвертку” для непопулярной пенсионной реформы подготовил премьер.

“Осовременивание” пенсий

На этой неделе премьер-министр Володимир Гройсман озвучил планы правительства в социальной политике. Отдельно он остановился и на вопросе пенсионной реформы. Правда, решил начать с приятного — с “осовременивания” пенсий.

“Реформа должна выстроить справедливую пенсионную систему. Не может быть такого, что 85% пенсионеров живут на минимальной пенсии. Второй момент: в среднесрочной перспективе, а я бы хотел, чтобы это случилось к 2024 году, дефицит Пенсионного фонда вместо 140 млрд должен быть равен нулю или же значительно уменьшен и приближаться к нулю. Третья позиция: эта реформа должна позволить увеличить гражданам пенсии. С 1 октября мы предлагаем поднять пенсии украинским пенсионерам. Мы сделаем осовременивание пенсий для 5,62 млн украинских граждан”, — отметил он.

По словам премьера, приблизительно 1,3 млн граждан получат повышение пенсии до 200 грн. 1,2 млн граждан — от 200 грн до 500 грн. 1,993 млн — от 500 грн до 1 тыс грн. Еще 1,1 млн граждан получат свыше 1 тыс грн помесячной доплаты, заверил Гройсман.


Гройсман демонстрирует, как заживут пенсионеры

“Это не разовая подачка, которую некоторые политиканы пытались делать, это постоянная система, которая позволит ежемесячно получать повышенную пенсию. Еще мы хотим перенести на октябрь с декабря индексацию, что будет возможно благодаря этой реформе”, — заявил премьер.

В канун годовщины правительства планы относительно повышения социальных стандартов звучат привлекательно, но они вызывают много вопросов. Пересчет пенсий в привязке к реальному уровню зарплаты необходим, поскольку это позволит устранить существующую диспропорцию в размерах пенсий.

Согласно законодательству увеличение минимальной пенсии предусмотрено с 1 мая и 1 декабря на 5%. Речь идет о повышении пенсий на уровень инфляции.

“Есть огромный разрыв между размером пенсии пенсионера, который сейчас выходит на пенсию, и пенсионером, который вышел на нее десять лет назад. Пенсии рассчитываются на основании показателя средней зарплаты. С 2012 года он не пересматривался для пенсионеров, которые вышли на пенсию до 2012 года. Если у пенсионера до 2012 года этот показатель был 1 197 грн, то в 2016 году этот показатель был 3 200 грн, а сейчас — 1 764 грн”, — объяснил в разговоре с ЭП министр социальной политики Андрей Рева.

Кабмин рассматривал несколько вариантов.

На одном из заседаний рабочей группы по подготовке пенсионной реформы обсуждался такой. Необходимый стаж для расчета доплаты — 30 (35) лет. Средняя зарплата, которая берется за основу при расчете, — 3 764,4 грн. Сейчас пенсии начисляются исходя из зарплат в диапазоне 1197,91-3764,4 грн.

Главное последствие “осовременивания”, в любом его виде — увеличение расходов госбюджета. Озвученный премьером сценарий увеличит ежемесячные расходы на пенсии на 3,9 млрд грн. Итого: начиная с октября, потребность в дополнительном ресурсе составит около 12 млрд грн.



Аналогичный эффект на бюджет окажет и отмена налогообложения пенсий, которую во время презентации упомянул глава правительства. Собеседники ЭП в Кабмине утверждают: это еще 1,5-2 млрд грн недопоступлений.

Иными словами, если не будут найдены компенсаторы, предложенные премьером меры увеличат дефицит бюджета. Этот риск обязательно заметит МВФ.

Чтобы изыскать ресурс, есть два варианта. Первый — увеличить дотацию Пенсионного фонда из госбюджета. “Это тупиковый путь. Сегодня дотация фонду из бюджета составляет 141,5 млрд грн”, — отмечает Рева.

Второй вариант — увеличить собственные поступления Пенсионного фонда за счет повышения зарплат в бюджетном и частном секторах.

“За первые три месяца 2017 года поступления в ПФ увеличились на 37%. В номинальном исчислении это означает, что в первом квартале мы собрали сверх плана более 7 млрд грн. До конца года нам нужно дополнительно 11-12 млрд грн. Думаю, до конца 2017 года мы на эту сумму выйдем”, — прогнозирует Рева.

Однако “осовременивание” пенсий — не реформа, оно может быть разве что ее элементом. В общении с ЭП министры его так и позиционируют. Также это может быть отдельным решением в социальной политике — решением привлекательным, поскольку позволяет власти говорить об увеличении социальных стандартов.

В чем реформа

На старте обсуждения проекта меморандума с МВФ, на этапе третьего пересмотра программы EFF, кредитор настаивал, чтобы одним из элементов пенсионной реформы стало повышение пенсионного возраста.

Позже, в процессе переговоров, этот пункт исчез. В итоге, договорились о другом: до конца апреля принять закон о пенсионной реформе, который вступит в силу с января 2018 года.

Украина согласилась установить несколько вариантов для выхода на пенсию. Работники смогут выбирать момент выхода в зависимости от трудового стажа. В частности, они будут получать стимулирующие выплаты для более позднего выхода на пенсию.

Кроме того, для опасных профессий появятся дополнительные ставки ЕСВ, которые будут платить работодатели. Эти средства будут накапливаться на персонифицированных счетах, и использоваться как промежуточное финансирование между досрочным выходом на пенсию и описанной системой.

Планируется также расширение базы ЕСВ.

Реформа якобы позволит в будущем сократить 3% ВВП, в том числе за счет увеличения трудового стажа для выхода на пенсию.

Все эти параметры частично вписываются в озвученные ранее Ревой планы.

На данный момент это все, что пока известно о реформе. Больше никакой конкретики.

“Плюс” предложения

Минсоцполитики наработало изменения, которые могут быть включены в проект закона о пенсионной реформе. Эти изменения не новые, они фигурировали при министре социальной политике Павле Розенко.

По данным источников ЭП, эти идеи обсуждались на одном из заседаний рабочей группы по подготовке реформы при министерстве. Рева отозвался о них так: “Эти предложения не окончательны. Все пока обсуждается”. Вот их перечень.

Первое. Отвязка размера минимальной пенсии от социальных стандартов и назначение ее в размере 40% от минимальной зарплаты (прожиточный минимум для недееспособных лиц — 1 247 грн, 40% от 3 200 грн — 1 280 грн).

Суть в том, что минимальная пенсия должна быть не менее 40% минимальной зарплаты, а средняя пенсия — не менее 40% средней зарплаты. Это отвечает нормам конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения (№102).

С этим же связано изменения подхода к оценке страхового стажа. Если сейчас один год стажа оценивается с применением коэффициента 1,35, то последний предлагается понизить до 1. При этом необходимый стаж может быть увеличен на десять лет до 30 (35) лет.

“Это оптимальный коэффициент замещения. Он позволяет выйти на размер пенсии на упомянутые 40% заработка и при этом увеличивает стаж”, — объясняет директор департамента развития социального страхования Федерации работодателей Украины Юрий Кузовой.

Второе. Создать межведомственную рабочую группу по спорным вопросам относительно установления инвалидности.

Речь идет о создании дополнительного механизма контроля над процессом назначения инвалидности. Сейчас инвалидность определяется в органах медико-социальной экспертизы МОЗ. Собеседники ЭП в правительстве объясняют это так: на почве инвалидности много нарушений и манипуляций.

“Инвалидность можно купить за 300 долл. У нас страна инвалидов. Суть в том, чтобы усилить надзор над назначением пенсий по инвалидности и позволить Минсоцполитики контролировать этот процесс”, —- говорит собеседник издания.

Не исключено, что речь может идти о переподчинении Минсоцполитики органов МОЗ, которые занимаются назначением групп инвалидности.

Третье. Для женщин, которым назначена досрочная пенсия в 55 лет, будет отменен понижающий коэффициент. Если женщины досрочно выходят на пенсию, к их выплатам применяется понижающий коэффициент. Его предлагается ликвидировать, что будет стимулировать женщин выходить на пенсию позже.

Четвертое. Заменить механизм возмещения пенсий по возрасту на льготных условиях на уплату работодателем повышенной ставки ЕСВ в размере 15% и 7%.

Закон о пенсионном страховании возлагает на работодателей обязательства возмещать Пенсионному фонду льготные пенсии до тех пор, пока вышедший досрочно на пенсию работник не достигнет пенсионного возраста.

“4-4,5 млрд грн ежегодно вынимается из кармана предприятий на финансирование этих социальных гарантий. Предложено заменить это правило механизмом “квазистрахования”. Он предполагает уплату взносов сегодняшними работодателями за людей, которые работают сегодня”, — поясняет Кузовой.

Этот механизм, по его словам, обеспечит приток собственных средств в Пенсионный фонд и будет стимулировать работодателей выводить работников из льготных условий. Правда, ставки 15% и 7% ЕСВ обсуждались давно. Идея требует пересчета в связи со снижением ЕСВ до 22%.

Пятое. Пересмотреть условия перерасчета пенсий с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50% роста зарплаты. Речь о темпах “осовременивания”. До 2012 года пенсии повышали на 20% от роста средней зарплаты. После 2012 года осовременивание не проводилось.

С одной стороны, планка 50% обеспечивает пересмотр пенсий и щадит Пенсионный фонд. С другой — формулировка “с учетом финансовых возможностей солидарной системы” позволяет в любой момент занять позицию “перерасчет не проводим, поскольку нет возможности”.

Шестое. Автоматический перерасчет пенсий — перерасчет будет осуществляться без личного обращения в Пенсионный фонд.

Седьмое. Увеличение размера ЕСВ для работодателей за ухудшение состояния охраны труда и повышение уровня травматизма. “Пока никто не понимает, как это может работать. Эта идея долго витала, но как только все страховые взносы слили в ЕСВ, она поутихла. Сейчас есть попытки ее возродить”, — отмечает Кузовой.

Будущие возможные новшества пенсионного законодательства выглядят так.

Принятие подобных изменений — это только старт. В будущем проведение комплексной пенсионной реформы потребует от Украины последовательных шагов в социальной и налоговой политике.

Перспективы принятия

В Кабмине уверяют, что в переговорах с МВФ спорных моментов по части пенсионной реформы “практически нет”.

“Мы должны построить справедливую пенсионную систему. Осовременивание пенсий — один из обязательных ее элементов. Мы все анализируем, а после подадим согласованный вариант в парламент. Это вопрос нескольких недель”, — сказал в комментарии ЭП министр финансов Александр Данылюк.

По словам Ревы, сейчас идет согласование деталей пенсионной реформы. “Спорных моментов практически нет. Уточняем расчеты”, — говорит он.

По самым оптимистичным прогнозам, проект реформы появится в мае. На следующей неделе Данылюк летит в Вашингтон на весенние сборы МВФ и Мирового банка. Там он встретиться с руководством обоих ведомств и их экспертами и обсудит, в том числе, параметры пенсионной реформы.

Самый важный этап — прохождение реформы в парламенте.

“Сейчас идет “раскрутка” реформы под лозунгом осовременивания. Я услышал от премьера тезис: осовременивание состоится только тогда, когда Верховная Рада проголосует за пенсионную реформу. Но в парламент будет внесен проект осовременивания плюс еще что-то, что должно сбалансировать систему.

Очевидно, это будут во многом антисоциальные вещи. Все это “паровозом” будут проталкивать, а потом скажут: Верховная Рада не проголосовала, значит, осовременивания не будет”, — отметил один из членов правительства.

В кулуарах озвучивается и другое мнение. На фоне того, что нужно сделать в антикоррупционном направлении (расширить полномочия НАБУ, создать антикоррупционные суды), пенсионная реформа без повышения пенсионного возраста может показаться “меньшим злом” и депутаты на нее таки пойдут.

“В сотрудничестве с МВФ там, где можно было обойтись легкими шагами, власть уже обошлась. Сейчас на повестке дня — сложные вопросы. В пенсионной реформе нам удастся обойтись без повышения пенсионного возраста, однако реформа все равно будет болезненной”, — сказал эксперт РПР Тарас Козак.

По его словам, она предусматривает поднятие страхового стажа, а также ликвидацию льгот при досрочном выходе на пенсию для правоохранителей, судей, прокуроров и работников вредных профессий.

“Этих категорий очень много. Конечно, перспектива отмены льгот им не нравится. А “им не нравится” — это потеря электората и политической поддержки со стороны большого количества льготных категорий”, — резюмировал Козак.


Миссия МВФ в Украине завершит на текущей неделе свою работу. Фонд поставил перед украинским правительством ряд сложных задач.

Одна из них — это пенсионная реформа. Согласно подписанному меморандуму, уже в апреле должен быть принят соответствующий закон.

По информации издания, именно пенсионная реформа была самой обсуждаемой во время работы миссии в Киеве.

ЭП проанализировала, какие наработки есть сейчас у Кабмина, в каких вопросах МВФ пошел на уступки, и какую "обвертку" для непопулярной пенсионной реформы подготовил премьер.

"Осовременивание" пенсий

На этой неделе премьер-министр Володимир Гройсман озвучил планы правительства в социальной политике. Отдельно он остановился и на вопросе пенсионной реформы. Правда, решил начать с приятного — с "осовременивания" пенсий.

"Реформа должна выстроить справедливую пенсионную систему. Не может быть такого, что 85% пенсионеров живут на минимальной пенсии. Второй момент: в среднесрочной перспективе, а я бы хотел, чтобы это случилось к 2024 году, дефицит Пенсионного фонда вместо 140 млрд должен быть равен нулю или же значительно уменьшен и приближаться к нулю. Третья позиция: эта реформа должна позволить увеличить гражданам пенсии. С 1 октября мы предлагаем поднять пенсии украинским пенсионерам. Мы сделаем осовременивание пенсий для 5,62 млн украинских граждан", — отметил он.

По словам премьера, приблизительно 1,3 млн граждан получат повышение пенсии до 200 грн. 1,2 млн граждан — от 200 грн до 500 грн. 1,993 млн — от 500 грн до 1 тыс грн. Еще 1,1 млн граждан получат свыше 1 тыс грн помесячной доплаты, заверил Гройсман.


"Это не разовая подачка, которую некоторые политиканы пытались делать, это постоянная система, которая позволит ежемесячно получать повышенную пенсию. Еще мы хотим перенести на октябрь с декабря индексацию, что будет возможно благодаря этой реформе", — заявил премьер.

В канун годовщины правительства планы относительно повышения социальных стандартов звучат привлекательно, но они вызывают много вопросов. Пересчет пенсий в привязке к реальному уровню зарплаты необходим, поскольку это позволит устранить существующую диспропорцию в размерах пенсий.

Согласно законодательству увеличение минимальной пенсии предусмотрено с 1 мая и 1 декабря на 5%. Речь идет о повышении пенсий на уровень инфляции.

"Есть огромный разрыв между размером пенсии пенсионера, который сейчас выходит на пенсию, и пенсионером, который вышел на нее десять лет назад. Пенсии рассчитываются на основании показателя средней зарплаты. С 2012 года он не пересматривался для пенсионеров, которые вышли на пенсию до 2012 года. Если у пенсионера до 2012 года этот показатель был 1 197 грн, то в 2016 году этот показатель был 3 200 грн, а сейчас — 3 764 грн", — объяснил в разговоре с ЭП министр социальной политики Андрей Рева.

Кабмин рассматривал несколько вариантов.

На одном из заседаний рабочей группы по подготовке пенсионной реформы обсуждался такой. Необходимый стаж для расчета доплаты — 30 (35) лет. Средняя зарплата, которая берется за основу при расчете, — 3 764,4 грн. Сейчас пенсии начисляются исходя из зарплат в диапазоне 1197,91-3764,4 грн.

Главное последствие "осовременивания", в любом его виде — увеличение расходов госбюджета. Озвученный премьером сценарий увеличит ежемесячные расходы на пенсии на 3,9 млрд грн. Итого: начиная с октября, потребность в дополнительном ресурсе составит около 12 млрд грн.



Аналогичный эффект на бюджет окажет и отмена налогообложения пенсий, которую во время презентации упомянул глава правительства. Собеседники ЭП в Кабмине утверждают: это еще 1,5-2 млрд грн недопоступлений.

Иными словами, если не будут найдены компенсаторы, предложенные премьером меры увеличат дефицит бюджета. Этот риск обязательно заметит МВФ.

Чтобы изыскать ресурс, есть два варианта. Первый — увеличить дотацию Пенсионного фонда из госбюджета. "Это тупиковый путь. Сегодня дотация фонду из бюджета составляет 141,5 млрд грн", — отмечает Рева.

Второй вариант — увеличить собственные поступления Пенсионного фонда за счет повышения зарплат в бюджетном и частном секторах.

"За первые три месяца 2017 года поступления в ПФ увеличились на 37%. В номинальном исчислении это означает, что в первом квартале мы собрали сверх плана более 7 млрд грн. До конца года нам нужно дополнительно 11-12 млрд грн. Думаю, до конца 2017 года мы на эту сумму выйдем", — прогнозирует Рева.

Однако "осовременивание" пенсий — не реформа, оно может быть разве что ее элементом. В общении с ЭП министры его так и позиционируют. Также это может быть отдельным решением в социальной политике — решением привлекательным, поскольку позволяет власти говорить об увеличении социальных стандартов.

В чем реформа

На старте обсуждения проекта меморандума с МВФ, на этапе третьего пересмотра программы EFF, кредитор настаивал, чтобы одним из элементов пенсионной реформы стало повышение пенсионного возраста.

Позже, в процессе переговоров, этот пункт исчез. В итоге, договорились о другом: до конца апреля принять закон о пенсионной реформе, который вступит в силу с января 2018 года.

Украина согласилась установить несколько вариантов для выхода на пенсию. Работники смогут выбирать момент выхода в зависимости от трудового стажа. В частности, они будут получать стимулирующие выплаты для более позднего выхода на пенсию.

Кроме того, для опасных профессий появятся дополнительные ставки ЕСВ, которые будут платить работодатели. Эти средства будут накапливаться на персонифицированных счетах, и использоваться как промежуточное финансирование между досрочным выходом на пенсию и описанной системой.

Планируется также расширение базы ЕСВ.

Реформа якобы позволит в будущем сократить 3% ВВП, в том числе за счет увеличения трудового стажа для выхода на пенсию.

Все эти параметры частично вписываются в озвученные ранее Ревой планы.

На данный момент это все, что пока известно о реформе. Больше никакой конкретики.

"Плюс" предложения

Минсоцполитики наработало изменения, которые могут быть включены в проект закона о пенсионной реформе. Эти изменения не новые, они фигурировали при министре социальной политике Павле Розенко.

По данным источников ЭП, эти идеи обсуждались на одном из заседаний рабочей группы по подготовке реформы при министерстве. Рева отозвался о них так: "Эти предложения не окончательны. Все пока обсуждается". Вот их перечень.

Первое. Отвязка размера минимальной пенсии от социальных стандартов и назначение ее в размере 40% от минимальной зарплаты (прожиточный минимум для недееспособных лиц — 1 247 грн, 40% от 3 200 грн — 1 280 грн).

Суть в том, что минимальная пенсия должна быть не менее 40% минимальной зарплаты, а средняя пенсия — не менее 40% средней зарплаты. Это отвечает нормам конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения (№102).

С этим же связано изменения подхода к оценке страхового стажа. Если сейчас один год стажа оценивается с применением коэффициента 1,35, то последний предлагается понизить до 1. При этом необходимый стаж может быть увеличен на десять лет до 30 (35) лет.

"Это оптимальный коэффициент замещения. Он позволяет выйти на размер пенсии на упомянутые 40% заработка и при этом увеличивает стаж", — объясняет директор департамента развития социального страхования Федерации работодателей Украины Юрий Кузовой.

Второе. Создать межведомственную рабочую группу по спорным вопросам относительно установления инвалидности.

Речь идет о создании дополнительного механизма контроля над процессом назначения инвалидности. Сейчас инвалидность определяется в органах медико-социальной экспертизы МОЗ. Собеседники ЭП в правительстве объясняют это так: на почве инвалидности много нарушений и манипуляций.

"Инвалидность можно купить за 300 долл. У нас страна инвалидов. Суть в том, чтобы усилить надзор над назначением пенсий по инвалидности и позволить Минсоцполитики контролировать этот процесс", —- говорит собеседник издания.

Не исключено, что речь может идти о переподчинении Минсоцполитики органов МОЗ, которые занимаются назначением групп инвалидности.

Третье. Для женщин, которым назначена досрочная пенсия в 55 лет, будет отменен понижающий коэффициент. Если женщины досрочно выходят на пенсию, к их выплатам применяется понижающий коэффициент. Его предлагается ликвидировать, что будет стимулировать женщин выходить на пенсию позже.

Четвертое. Заменить механизм возмещения пенсий по возрасту на льготных условиях на уплату работодателем повышенной ставки ЕСВ в размере 15% и 7%.

Закон о пенсионном страховании возлагает на работодателей обязательства возмещать Пенсионному фонду льготные пенсии до тех пор, пока вышедший досрочно на пенсию работник не достигнет пенсионного возраста.

"4-4,5 млрд грн ежегодно вынимается из кармана предприятий на финансирование этих социальных гарантий. Предложено заменить это правило механизмом "квазистрахования". Он предполагает уплату взносов сегодняшними работодателями за людей, которые работают сегодня", — поясняет Кузовой.

Этот механизм, по его словам, обеспечит приток собственных средств в Пенсионный фонд и будет стимулировать работодателей выводить работников из льготных условий. Правда, ставки 15% и 7% ЕСВ обсуждались давно. Идея требует пересчета в связи со снижением ЕСВ до 22%.

Пятое. Пересмотреть условия перерасчета пенсий с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50% роста зарплаты. Речь о темпах "осовременивания". До 2012 года пенсии повышали на 20% от роста средней зарплаты. После 2012 года осовременивание не проводилось.

С одной стороны, планка 50% обеспечивает пересмотр пенсий и щадит Пенсионный фонд. С другой — формулировка "с учетом финансовых возможностей солидарной системы" позволяет в любой момент занять позицию "перерасчет не проводим, поскольку нет возможности".

Шестое. Автоматический перерасчет пенсий — перерасчет будет осуществляться без личного обращения в Пенсионный фонд.

Седьмое. Увеличение размера ЕСВ для работодателей за ухудшение состояния охраны труда и повышение уровня травматизма. "Пока никто не понимает, как это может работать. Эта идея долго витала, но как только все страховые взносы слили в ЕСВ, она поутихла. Сейчас есть попытки ее возродить", — отмечает Кузовой.

Будущие возможные новшества пенсионного законодательства выглядят так.

Принятие подобных изменений — это только старт. В будущем проведение комплексной пенсионной реформы потребует от Украины последовательных шагов в социальной и налоговой политике.

Перспективы принятия

В Кабмине уверяют, что в переговорах с МВФ спорных моментов по части пенсионной реформы "практически нет".

"Мы должны построить справедливую пенсионную систему. Осовременивание пенсий — один из обязательных ее элементов. Мы все анализируем, а после подадим согласованный вариант в парламент. Это вопрос нескольких недель", — сказал в комментарии ЭП министр финансов Александр Данылюк.

По словам Ревы, сейчас идет согласование деталей пенсионной реформы. "Спорных моментов практически нет. Уточняем расчеты", — говорит он.

По самым оптимистичным прогнозам, проект реформы появится в мае. На следующей неделе Данылюк летит в Вашингтон на весенние сборы МВФ и Мирового банка. Там он встретиться с руководством обоих ведомств и их экспертами и обсудит, в том числе, параметры пенсионной реформы.

Самый важный этап — прохождение реформы в парламенте.

"Сейчас идет "раскрутка" реформы под лозунгом осовременивания. Я услышал от премьера тезис: осовременивание состоится только тогда, когда Верховная Рада проголосует за пенсионную реформу. Но в парламент будет внесен проект осовременивания плюс еще что-то, что должно сбалансировать систему.

Очевидно, это будут во многом антисоциальные вещи. Все это "паровозом" будут проталкивать, а потом скажут: Верховная Рада не проголосовала, значит, осовременивания не будет", — отметил один из членов правительства.

В кулуарах озвучивается и другое мнение. На фоне того, что нужно сделать в антикоррупционном направлении (расширить полномочия НАБУ, создать антикоррупционные суды), пенсионная реформа без повышения пенсионного возраста может показаться "меньшим злом" и депутаты на нее таки пойдут.

"В сотрудничестве с МВФ там, где можно было обойтись легкими шагами, власть уже обошлась. Сейчас на повестке дня — сложные вопросы. В пенсионной реформе нам удастся обойтись без повышения пенсионного возраста, однако реформа все равно будет болезненной", — сказал эксперт РПР Тарас Козак.

По его словам, она предусматривает поднятие страхового стажа, а также ликвидацию льгот при досрочном выходе на пенсию для правоохранителей, судей, прокуроров и работников вредных профессий.

"Этих категорий очень много. Конечно, перспектива отмены льгот им не нравится. А "им не нравится" — это потеря электората и политической поддержки со стороны большого количества льготных категорий", — резюмировал Козак.

Читайте также: