Пенсионная реформа в украине розенко


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

В гостях у Радио Вести премьер-министр Украины Павел Розенко рассказал, что скрыто за обязательствами перед МВФ по корректировке параметров системы социального обеспечения и как это скажется на пенсионном возрасте.

"Безусловно, последний вариант Меморандума я видел и думаю, что на сегодняшний день не корректно публиковать любые тексты Меморандума до окончательного решения МВФ, - рассказал министр. - Мы ожидаем, что на 20 марта украинский вопрос включен в программу "борда" МВФ и будет положительное решение. После этого, собственно, можно считать, что текст письма о намерениях согласован обеими сторонами. Безусловно, я видел документ и хочу сказать одно: там нет никаких сенсационных тем, которые говорили бы о том, что кто-то хочет ограничить или социальные права, или пенсионные права, или права наших граждан в целом. Да, там есть определенные направления реформирования страны, которые нужны в первую очередь нашей стране, а не МВФ".

При этом он сам признал, что сокращать пенсионные программы "уже в Украине нереально". "Идея об увеличении пенсионного возраста, повышении пенсионного возраста и увеличении страхового стажа на сегодняшний день в диалоге с МВФ пока снята с повестки дня, да и не дадут эти меры очень серьезного эффекта. Собственно, мы это увидели, когда проводилась так называемая пенсионная реформа Азаровым и Януковичем в 2012 году. Она, к сожалению, не успешная и не заканчивается, и как раз наличие безумного дефицита бюджета пенсионного фонда доказывает то, что пенсионная реформа, которая сводится к только корректировки параметров солидарной пенсионной системы, ни к чему хорошему в принципе не может привести. Один из путей уменьшения дефицитов бюджета пенсионного фонда - лишение пенсионного фонда Украины не страховых выплат, а перевод этих выплат в социальную часть", - пояснил Розенко.

Что касается обнародованного "Батькивщиной" текста Меморандума с МВФ, то министр заявил, что там указаны "достаточно общие вещи и даже те вещи, которые вы сейчас зачитали, их можно совершенно разными механизмами достигать. Можно тупо повысить пенсионный возраст до 65 лет, а с другой стороны. Я говорю два варианта: либо повысить, или возможно есть варианты, чтобы стимулировать, например, людей выходить на пенсию позже, давая возможность более высокого пенсионного обеспечения".

Отвечая на вопрос, сколько Пенсионный фонд готов доплачивать украинцам за каждый год более позднего выхода на пенсию, Розенко заявил: "Я прошу, давайте отойдем от конкретики. По конкретике я могу сказать только свою собственную позицию: я хотел бы, чтобы мы все, в том числе чиновники, вспомнили негативный опыт проведения реформы 2011 года и учли этот опыт. Он заключается в следующем: мы не должны ограничиваться в процессе проведения пенсионной реформы только разговором о том, как нам что-то поправить в солидарной части пенсионного обеспечения. Если мы снова сконцентрируемся только на реформе солидарной части – это опять путь в никуда. Поэтому я сторонник реальной широкомасштабной пенсионной реформы, которая будет включать несколько основных моментов. Первое, это возможное наведение определенного порядка в солидарной части. Но очевидно, что мы должны взять на себя политическую ответственность за введение в Украине нормальной трехуровневой пенсионной системы, сказать о том, как и в каком году заработает накопительная часть пенсионного страхования и как мы будем развивать негосударственное пенсионное страхование, предоставляя людям право самостоятельно формировать свое пенсионное будущее".

  • Читайте полную версию интервью Павел Розенко: Люди не чувствуют взаимосвязь своих взносов с будущей пенсионной системой

Напомним, ранее глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что Нацбанк получил финальную версию Меморандума МВФ 1 марта.

В свою очередь заместитель председателя НБУ Олег Чурий признался, что Украине нужно $5 млрд от МВФ, чтобы спасти курс гривны. "Выплаты для МВФ в 2017 году составят где-то $800 млн – это основная сумма. И примерно где-то $200 млн – это проценты", – добавил Чурий.

Как "Вести" сообщали ранее, повышение страхового стажа обсуждается в рамках программы Международного валютного фонда. Правительство также ищет возможности увеличения поступлений единого соцвзноса и НДФЛ.

Также ради очередного транша МВФ Украина должна ввести новый пенсионный налог для украинцев, а также отменить оплату "коммуналки" в рассрочку. Кроме того, МВФ потребовал от Украины не повышать "минималку" три года.


Павел Розенко сказал, два основных новшества таковы: первое – введение с 1 января 2017 г. 2-го и 3-го уровня пенсстрахования. То есть, дополнительно к солидарной системе (принцип "общего котла") появятся личные накопительные пенссчета (2-й уровень), на которые пойдет часть денег, перечисляемых сейчас работодателем в "общий котел" Пенсфонда (ПФ) и личные накопительные счета в негосударственных пенсфондах, куда работник добровольно ежемесячно перечислит часть заработка, дабы потом пожизненно получать прибавку к солидарной пенсии.

Напомним, сейчас второй уровень не работает, хотя его собирались внедрить еще в 2003 г., а негосударственные пенсфонды непопулярны, так как даже не спасают перечисляемые им суммы от инфляции, а некоторые уже обанкротились. Министр предлагает, чтобы личные пенссчета стали обязательными для всех, кто моложе 35 лет и добровольными для работников от 35 до 55 лет, передает "Сегодня".

Второе новшество – отказ от спецпенсий для народных депутатов, чиновников, судей, прокуроров), у которых пенсии при равном стаже и одинаковых заработках в 1,5-2 раза выше, чем у непривилегированных граждан.

"Эти категории переведут на общий порядок расчета пенсий, но при выходе на пенсию им выплатят единоразово от 10 до 20 минзарплат (сейчас 12180-24360 грн) в зависимости от стажа госслужбы, – разъяснил Розенко. – Для военнослужащих и силовиков (МВД, СБУ) ничего не изменится. Для представителей вредных профессий – списки №1 и №2, и других, имеющих право на досрочный выход на пенсию по выслуге лет – водители троллейбусов, тракторов, авиаторы, доярки, врачи, учителя и т. д. – предлагаем, чтобы их пенсия состояла из двух частей. Основная часть – как у всех, дополнительная – "профессиональная пенсиональная" под эгидой ПФ, куда работодатель станет переводить часть денег, начисляемых на их заработки".

Чтобы не началось массового увольнения госслужащих, для которых неплохие пенсии являются стимулом отработать 10-15 лет за не очень высокую зарплату, Розенко предлагает минимум вдвое увеличить им зарплату. Тогда они в старости они получат примерно такую же пенсию, как сейчас при действующей системе начисления.

По мнению президента Украналитцентра Александра Охрименко, идеи Минсоцполитики не новы и правильны, но они снова могут быть отложены из-за того, что в ПФ не хватит денег на выплату нынешним пенсионерам.

"В бюджете Пенсфонда сейчас дыра 80 млрд грн, которую дотирует госбюджет. Она станет еще большей, если часть денег из солидарной системы уйдет на накопительные счета и на выплату пенсий может не хватить дотаций. На это власти не пойдут", – сомневается Охрименко.

Розенко уверен, что за оставшиеся до 2017 года 20 месяцев экономика Украины восстановится, и дефицит ПФ уменьшится в разы. "Такая реформа станет мощным сигналом для развития экономики. Накопительная система – это не система проедания, деньги вкладываются в экономику и работают на нее", – считает Розенко.

Депутаты пока осторожно оценивают новшества, которые им, возможно, придется поддержать. Так глава профильного комитета ВР по вопросам соцполитики занятости и пенсобеспечения и экс-министр соцполитики Людмила Денисова сказала, что комментировать будет лишь тогда, когда изучит текст законопроекта о пенсреформе.

А вот ее зам Сергей Каплин считает, что идеи Минсоцполитики надо поддержать: "Отмена спецпенсий позволит высвободить значительные средства для Пенсфонда и наполнить его бюджет. Накопительные счета также давно пора вводить, каждый должен получать пенсию по своим доходам, как в Европе. Но детали будут понятны, когда Кабмин подаст нам соответствующий законопроект".

Министр социальной политики Павел Розенко объяснил, почему экс-президент Виктор Янукович и бывший премьер-министр Николай Азаров не получают пенсии. Об этом передает Газета.Ru.

"Виктор Янукович и Николай Азаров на сегодняшний день не получают пенсии. На территории Украины им пенсионные выплаты не осуществляются из-за того, что они не обращались в управление Пенсионного фонда для получения соответствующих выплат", — заявил Розенко.

По его словам, если политики обратятся к киевским властям с просьбой начислить пенсию, законность выплат будет изучаться.


Павел Розенко сказал, два основных новшества таковы: первое – введение с 1 января 2017 г. 2-го и 3-го уровня пенсстрахования. То есть, дополнительно к солидарной системе (принцип "общего котла") появятся личные накопительные пенссчета (2-й уровень), на которые пойдет часть денег, перечисляемых сейчас работодателем в "общий котел" Пенсфонда (ПФ) и личные накопительные счета в негосударственных пенсфондах, куда работник добровольно ежемесячно перечислит часть заработка, дабы потом пожизненно получать прибавку к солидарной пенсии.

Напомним, сейчас второй уровень не работает, хотя его собирались внедрить еще в 2003 г., а негосударственные пенсфонды непопулярны, так как даже не спасают перечисляемые им суммы от инфляции, а некоторые уже обанкротились. Министр предлагает, чтобы личные пенссчета стали обязательными для всех, кто моложе 35 лет и добровольными для работников от 35 до 55 лет, передает "Сегодня".

Второе новшество – отказ от спецпенсий для народных депутатов, чиновников, судей, прокуроров), у которых пенсии при равном стаже и одинаковых заработках в 1,5-2 раза выше, чем у непривилегированных граждан.

"Эти категории переведут на общий порядок расчета пенсий, но при выходе на пенсию им выплатят единоразово от 10 до 20 минзарплат (сейчас 12180-24360 грн) в зависимости от стажа госслужбы, – разъяснил Розенко. – Для военнослужащих и силовиков (МВД, СБУ) ничего не изменится. Для представителей вредных профессий – списки №1 и №2, и других, имеющих право на досрочный выход на пенсию по выслуге лет – водители троллейбусов, тракторов, авиаторы, доярки, врачи, учителя и т. д. – предлагаем, чтобы их пенсия состояла из двух частей. Основная часть – как у всех, дополнительная – "профессиональная пенсиональная" под эгидой ПФ, куда работодатель станет переводить часть денег, начисляемых на их заработки".

Чтобы не началось массового увольнения госслужащих, для которых неплохие пенсии являются стимулом отработать 10-15 лет за не очень высокую зарплату, Розенко предлагает минимум вдвое увеличить им зарплату. Тогда они в старости они получат примерно такую же пенсию, как сейчас при действующей системе начисления.

По мнению президента Украналитцентра Александра Охрименко, идеи Минсоцполитики не новы и правильны, но они снова могут быть отложены из-за того, что в ПФ не хватит денег на выплату нынешним пенсионерам.

"В бюджете Пенсфонда сейчас дыра 80 млрд грн, которую дотирует госбюджет. Она станет еще большей, если часть денег из солидарной системы уйдет на накопительные счета и на выплату пенсий может не хватить дотаций. На это власти не пойдут", – сомневается Охрименко.

Розенко уверен, что за оставшиеся до 2017 года 20 месяцев экономика Украины восстановится, и дефицит ПФ уменьшится в разы. "Такая реформа станет мощным сигналом для развития экономики. Накопительная система – это не система проедания, деньги вкладываются в экономику и работают на нее", – считает Розенко.

Депутаты пока осторожно оценивают новшества, которые им, возможно, придется поддержать. Так глава профильного комитета ВР по вопросам соцполитики занятости и пенсобеспечения и экс-министр соцполитики Людмила Денисова сказала, что комментировать будет лишь тогда, когда изучит текст законопроекта о пенсреформе.

А вот ее зам Сергей Каплин считает, что идеи Минсоцполитики надо поддержать: "Отмена спецпенсий позволит высвободить значительные средства для Пенсфонда и наполнить его бюджет. Накопительные счета также давно пора вводить, каждый должен получать пенсию по своим доходам, как в Европе. Но детали будут понятны, когда Кабмин подаст нам соответствующий законопроект".

Министр социальной политики Павел Розенко объяснил, почему экс-президент Виктор Янукович и бывший премьер-министр Николай Азаров не получают пенсии. Об этом передает Газета.Ru.

"Виктор Янукович и Николай Азаров на сегодняшний день не получают пенсии. На территории Украины им пенсионные выплаты не осуществляются из-за того, что они не обращались в управление Пенсионного фонда для получения соответствующих выплат", — заявил Розенко.

По его словам, если политики обратятся к киевским властям с просьбой начислить пенсию, законность выплат будет изучаться.







  • Если министру социальной политики Павлу Розенко удастся внедрить на практике второй уровень пенсионного обеспечения, это действительно будет реальная реформа, которая очень нужна экономике Украины. Вот это то, ради чего стоило менять власть. Ибо у нас второй уровень пенсионного обеспечения должен был быть запущен в 2003 году, но ни Кучма, ни Ющенко, ни Янукович на это не решились, и постоянно откладывали на потом. Но это «потом» явно затянулось.

    Возможно, украинцы слышали или читали, что обычный немецкий рабочий или служащий когда выходит на пенсию, не ждет, как манны небесной, подачек от правительства, а или сидит в пабе и пьет пиво, или катается по миру. Благо пенсия ему это позволяет делать. Вот это все обеспечивает жителям Германии второй уровень пенсионного обеспечения. В Украине закон, который регулирует функционирование второго уровня пенсионного обеспечения, списан с немецкого, и во многом его дублирует. Так что закон у нас, как в ЕС, но вот никак этот самый второй уровень не запускается.

    В чем главная суть, этого второго уровня, и почему так важно его иметь в Украине. На сегодня у нас существует государственный Пенсионный фонд, где используется солидарная система накопления средств, это метод СССР, это когда работодатель из заработной платы всех своих нанятых работников перечисляет часть денег в Пенсионный фонд. (Сейчас у нас существует Единый социальный взнос, где большая часть денег идет как раз в Пенсионный фонд). Потому, когда работник выходит на пенсию и получает пенсию от Пенсионного фонда, то не имеет значения, сколько было перечислено денег в Пенсионный фонд работодателем, где работал будущий пенсионер. Пенсия назначается, исходя из формулы, где считается заработная плата за определенный период. При этом при расчете таких пенсий используются очень замысловатые формулы и коэффициенты, как результат, у некоторых наших министров и прокуроров пенсии получаются огромные, хотя реально таких платежей никто в Пенсионный фонд за этих людей не вносит. Вот поэтому у нас такой громадный дефицит Пенсионного фонда. Получают одни, а платят другие.

    Второй уровень пенсионного обеспечения этот пережиток социализма должен ликвидировать. Тут все просто: как только украинец начинает работать, его работодатель перечисляет часть денег от Единого социального взноса в специальный пенсионный фонд, где учет ведется не солидарно, а персонально по каждому человеку. Поэтому, когда этот работник выходит на пенсию на его счету накапливается солидная сумма денег, и он получает нормальную пенсию, исходя из тех денег, которые за него были перечислены в пенсионный фонд. Как не сложно догадаться, в этом случае работнику невыгодно работать нелегально, так как работодатель не будет перечислять деньги в пенсионный фонд, и значит, работник потеряет часть своей пенсии. Формально, можно вообще никогда не работать и жить иждивенцем, в этом случае, пенсии второго уровня просто не будет.

    Маленькое отступление. Даже в Германии существует государственная пенсия. Она предоставляется тем лицам, которые не работали и были постоянно безработными. В этом случае они получают пенсию, но небольшую. Другими словами, государство тоже платит пенсии, но маленькие, как в Украине сейчас, а вот солидные пенсии платит уже специализированный пенсионный фонд второго уровня. То же самое планируется сделать и в Украине. Государственный Пенсионный фонд будет и дальше платить пенсии по методу солидарной системы, но прежде всего тем, кто не имеет пенсии второго уровня, или лицам, которые по здоровью не могли работать вообще. А все остальные должны сами позаботиться о своей будущей пенсии.

    Понятно, что это сделать за раз не получится. Если бы тогда, в 2003 году, запустили второй уровень пенсионного обеспечения, то уже бы были бы первые результаты и первые пенсионеры, а так приходится только начинать. Ибо если второй уровень пенсионного обеспечения заработает в 2017 году, то первые пенсионеры второго уровня появятся не раньше 2027 года, но на полную силу второй уровень пенсионного обеспечения заработает только в 2057 году. Это быстро не получается. Но нужно начинать.

    Несколько слов, что это за специальные пенсионные фонды. Это должны быть специальные негосударственные пенсионные фонды, которые будут отобраны в результате конкурса и они будут фактически на половину государственными. Другими словами, контроль за их деятельностью будет более жесткий, чем за обычными негосударственными пенсионными фондами. В теории их должно быть от 4-5 фондов, не больше. Но обязательно нужна конкуренция. При этом физическое лицо будет самостоятельно решать, в каком фонде открывать счет и будет иметь право переводить свои деньги из одного фонда в другой. А работодатель должен только платить часть Единого социального взноса. Вначале это будет только 2% от начисленной заработной платы работника. Если сейчас ЕСВ 36%, то получается, что 34% ЕСВ будет направлено по старинке в государственный пенсионный фонд, а 2% в пенсионный фонд второго уровня. Потому этот проценты должен увеличиться до 7%, а в конечном итоге в пенсионный фонд второго уровня должно поступать 75% от ЕСВ, а 25% в государственный пенсионный фонд.

    Работодатель сможет перечислять больше денег в пенсионный фонд за своего работника. Вот это и есть настоящий социальный пакет. В ЕС очень часто используют такой социальный пакет: если работник долго работает в одной компании, то компания со временем больше денег перечисляет ему на пенсию. Тем самым компания удерживает работника и стимулирует его хорошо себя вести и не бунтовать, так как можно вылететь с работы, и никакие Майданы тебе не помогут.

    На счет денег, которые будут аккумулированы в пенсионных фондах второго уровня. В самом законе об этом виде пенсионного обеспечения четко записано, куда могут быть инвестированы эти деньги. Большая часть этих денег может быть инвестирована в государственные ценные бумаги, депозиты, небольшая часть в акции, которые продаются на бирже в Украине и за рубежом, и облигации компаний. Нельзя эти деньги инвестировать в рисковые активы типа фьючерсов или опционов, и вообще разного рода рисковые операции с этими деньгами запрещены. Поэтому разговоры, что за счет этих денег будет финансироваться развитие экономики Украины, верны, но только отчасти. Эти деньги могут пойти только на финансирование дефицита правительства и покупку акций крупных компаний. Тут главное консерватизм.

    Эти пенсионные фонды не могут быть банкротами. Если контролирующие органы заметят, что управляющая компания несет убытки и не может эффективно управлять фондом, то этот фонд со всеми активами и пассивами просто передается другой управляющей компании. При этом в случае банкротства управляющей компании или администратора фонда, активы и пассивы пенсионного фонда не могут быть объектом взыскания долга. Управляющая компания отдельно, а пенсионный фонд отдельно хранит свои деньги.

    Очень надеюсь, что Павел Розенко действительно реализует эту реформу. Ибо это действительно настоящая реформа. Там много проблем, но их нужно и можно решить. Тем более что сейчас уже все предпосылки созрели. В Украине уже есть наработанный опыт работы негосударственных пенсионных фондов третьего уровня. Можно всегда оценить их результаты работы и провалы и выбрать действительно хороших управителей для специализированных пенсионных фондов. Только не делать монополиста. Это личное обращение к Павлу Розенко. Монополист похоронит идею. Тут нужно реальная конкуренция, но солидных компаний.


    Вечером, 21 сентября, премьер-министр Украины Владимир Гройсман призвал парламент принять правительственный вариант пенсионной реформы. В противном случае премьер пообещал подать в отставку.

    «С 1 октября 5 миллионов 620 тысяч украинских пенсионеров получат повышенную пенсию, и достаточно существенную. Если я этого не выполню, пожалуйста, я готов тогда уйти в отставку. Но я знаю, что я это сделаю», — добавил Гройсман.

    По словам премьера, правительственный вариант пенсионной реформы не был согласован с депутатами.

    «Знаю, что мы это сделаем совместно с коалицией и президентом. Согласуем эти решения, они будут подписаны президентом», — считает Гройсман.

    Вчера, 21 сентября, Рада начала рассматривать предложенный кабмином законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий». После изучения законопроекта в профильном комитете Рады в него внесли более 7 тыс поправок. По словам депутата от Радикальной партии Игоря Мосийчука, при голосовании депутатам не дали возможности ознакомиться с внесенными поправками.

    22 сентября вице-премьер министр Украины Павел Розенко заверил, что с 1 октября Пенсионный фонд пересчитает пенсии вне зависимости от того, как проголосует Рада за пенсионную реформу.

    «Мы обещали, что с 1 октября пройдет осовременивание пенсий. Я хочу вам сказать, что если Верховная Рада даже в середине октября это решение примет, мы проведем осовременивание с 1 октября», — рассказал Розенко. Он считает, что у Пенсионного фонда есть все возможности провести перерасчет пенсий задним числом.

    Тем не менее украинцы не избегнут увеличения страхового стажа и снижения коэффициента начисления пенсии. Согласно доработанной редакции законопроекта, начиная с 1 января 2028 года при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа пенсия по возрасту назначается независимо от возраста. Если законопроект примут без изменений, то с 2018 года отправиться на заслуженный отдых в 60 лет смогут только украинцы со страховым стажем в 25 лет. А к 2028 году — с 35-летним стажем. Украинцы, которые не смогут заработать минимальный стаж, останутся без пенсий и будут получать социальную помощь.

    Также правительство хочет снизить величину оценки одного года страхового стажа с 1,35 до 1%, что также отразится на размере пенсии. Во время расчетов каждый месяц страхового стажа умножается на данный коэффициент. То есть украинцы, которые выйдут на пенсию после 2018 года, будут получать несколько меньше, чем до реформы.

    Парламентская оппозиция обещает не голосовать за правительственный проект пенсионной реформы. Об этом 21 сентября в кулуарах Верховной Рады сказал сопредседатель парламентской фракции Оппозиционного блока Юрий Бойко.

    «Это не реформа, а сплошной обман. Через три месяца очень многие украинцы будут недополучать пенсию из-за увеличения страхового стажа. Ведь согласно этой «реформе», повышение страхового стажа является завуалированным увеличением пенсионного возраста. Сегодня со стороны правительства происходит шантаж и обман общества, ведь осовременивание пенсий — это чисто техническая процедура. Непонятно, почему ее связывают с принятием реформы. Правительство обязано осуществить осовременивание пенсий, учитывая уровень инфляции», — цитирует Бойко официальный сайт партии.

    По его словам, нововведения приведут к еще большему обнищанию украинцев.

    «Из-за инфляции и роста цен правительство должно увеличить пенсию еще до начала нового года. Этого не сделали, ждали сегодняшнего дня. И тем самым шантажируют депутатов, мол, если не будет проголосована реформа, то не выплатят пенсии. Более циничного действа мы еще не видели. Мы предлагали собственный проект бюджета, который учитывает реальный уровень инфляции — 12%. Дополнительные 30 — 40 миллиардов гривен мы предлагали заложить в бюджет для повышения пенсий. Вместо этого правительство заложило в бюджет средства для увеличения выплат силовому блоку. Это абсолютно циничная, вредная политика правительства и власти», — добавил Бойко.

    Кроме того, депутат, глава Радикальной партии Олег Ляшко считает, что для роста пенсий необходимо поднять размер минимальной зарплаты до 5 тыс грн. (190 долл.) уже с 1 октября.

    «Те копеечные зарплаты, которые сегодня получают миллионы людей, в итоге не дадут им возможности получать нормальные пенсии. Поэтому мы убеждены, что повышение зарплат — это ключевая реформа, которая должна быть реализована», — сказал Ляшко во время заседания согласительного совета Рады 4 сентября.

    Также пенсионную реформу раскритиковал Всемирный банк и Международный валютный фонд. Письма от имени ВБ были направлены руководству Украины. В документе финансовая организация указала некоторые недочеты правительственного проекта пенсионной реформы, без изменения которых реформа может быть не поддержана как Всемирным банком, так и МВФ. В частности, ВБ настаивает на необходимости поднять пенсионный возраст.

    «Пересмотренный проект закона, представленный в начале этой недели, был изменен так, что вызывает значительное опасение как во ВБ, так и в МВФ», — заявила 21 сентября директор ВБ по Украине, Белоруссии и Молдавии Сату Кахконен на Украинском финансовом форуме в Одессе.

    «Мы уже неоднократно слышали, что всемирные институты, в том числе и МВФ, не согласны с правительственной интерпретацией пенсионной реформы. Власть решила замаскировать повышение пенсионного возраста под названием «увеличение трудового стажа». Думаю, что критика Всемирного банка направлена на то, что он требует у украинского правительства некой определенности, а не за попытки спрятаться за увеличение трудового стажа. В итоге Всемирный банк просто хочет, чтобы украинская власть открыто заявила, что повышает пенсионный возраст. Правительство этого не делает, потому что боится, что это вызовет огромную волну негатива», — сказал в комментарии изданию ГолосUA украинский политолог Алексей Якубин.

    Он уточнил, что Всемирному банку не нравится, что на Украине решили выдавать временную помощь неработающим лицам, достигшим 60 лет без необходимого стажа, и индексация пенсий на 2018—2020 годы.

    В то же время заместитель сопредседателя Стратегической группы советников по поддержке реформ Павел Кухта считает, что замечания Всемирного банка не принципиальны, поскольку Киев согласовал пенсионные изменения с МВФ.

    «Пенсионная реформа согласована с МВФ и стыкуется именно с условиями кредиторов. Поэтому с точки зрения ключевых позиций вопросов нет. Недовольство Всемирного банка — это проблема разных видений того, что будет лучше, а что — нет. В данном случае ориентир больше на позицию МВФ… Нужно понимать, что есть ядро реформы — индексация пенсий, осовременивание, новые требования к минимальному стажу, изменение зарплатной базы. А есть еще много разных менее значимых деталей — от пенсий балерин до временной помощи неработающим лицам, достигшим 60 лет, без необходимого стажа. Сейчас это будет вопрос для депутатов — исправлять их или нет», — сказал 21 сентября в комментарии «Слову и Делу» Кухта.

    Как сообщалось, в рамках реформы пройдет перерасчет пенсий. В частности, соцвыплаты будут насчитывать на основе единых правил с учетом средней зарплаты за последние три года — 3764 гривен (143 долл.). По данным минфина, благодаря этому пяти миллионам украинцев увеличат пенсии на сумму от 200 грн. до 1 тыс гривен (от 7,6 долл. до 38 долл.).

    «Перерасчет пенсий, после чего они должны увеличиться для 5,6 млн. пенсионеров, а вместе с индексацией — для 9 миллионов человек. Во-вторых, будет отменено налогообложение пенсий для работающих пенсионеров. И, третье: закладывается механизм автоматического индексирования пенсий в зависимости от уровня инфляции и роста средней заработной платы», — сказал министр социальной политики Украины Андрей Рева, передает пресс-служба правительства.

    Напомним, в августе 2017 года Рада в первом чтении поддержала законопроект №6614, который входит в пакет пенсионной реформы. Тогда «за» проголосовали 282 народных депутата. По данным министерства социальной политики Украины, положения доработанного законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» (пенсионной реформы) должны вступить в силу с 1 октября 2017 — частично, а с 1 января 2018 года — в полном объеме. В рамках реформы запланирован перерасчет ранее назначенных пенсий с 1 октября 2017 года с использованием: единого показателя средней зарплаты за последние 3 года (2014—2016 годы) в размере 3 764 грн. (143 долл.); среднемесячной зарплаты за 2014—2016 годы по данным персонифицированного учета Пенсионного фонда; величины оценки одного года стажа, который применяется для исчисления пенсии, в размере 1%; стажа 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин.


    Фото пресс-службы Министерства социальной политики

    Министр социальной политики Павел Розенко рассказал Фокусу, как пенсионная реформа будет мотивировать украинцев "выходить из тени"

    Проект закона о пенсионной реформе зарегистрирован в Верховной Раде несколько дней назад. Если его примут, в Украине появится трёхступенчатая система пенсионных выплат.

    Пенсия будет состоять из трёх частей: солидарной, накопительной и негосударственной. Первую будут насчитывать так же, как и сейчас.

    Вторая — формироваться исходя из суммы, скопившейся на персональном пенсионном накопительном счету, куда ежемесячно будут отчислять процент от заработной платы. С 2017 года обязательное отчисление составит 2%, затем каждый год станет увеличиваться на 1% и к 2022-му достигнет 7%.

    Третья будет добровольной — в зависимости от того, захочет ли человек пользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов. Средства, скопившиеся на индивидуальных пенсионных счетах, можно будет передавать по наследству.

    Новая схема начисления пенсии станет обязательной для тех, кому ещё не исполнилось 35 лет.

    Тем, кому сейчас от 35 до 55 лет, в течение года после принятия закона должны будут решить, хотят ли они участвовать в новой пенсионной системе.

    Вы сказали, что если закон о пенсионной реформе не будет принят сейчас, возможность его принятия в будущем сведётся к минимуму. Почему?

    — Сейчас мы более-менее консолидированы. В парламенте есть коалиция — более 300 голосов. Можно говорить о максимальной вероятности принятия решения. По мере приближения выборов в местные советы дискуссии будут принимать всё более яркую политическую окраску. Вопрос целесообразности утонет в предвыборных спекуляциях. Если закон не примут в ближайшие месяцы, скорее всего, начало реформы будет отложено надолго.

    Почему вы уверены, что её ждет вся страна

    В условиях бюджетного дефицита страна может предложить людям лишь мизерную сумму. Благодаря реформе будет возможность получить больше

    — Никто не доволен существующей системой пенсионного обеспечения. Люди понимают, что в условиях бюджетного дефицита страна может предложить им лишь мизерную сумму, которой не хватит на жизнь. Благодаря реформе будет возможность получить больше. Причём солидарная пенсия не исчезнет. Мы использовали опыт систем социального обеспечения Словакии, Германии и Польши, там подобные схемы работают очень успешно.

    Каким будет удельный вес солидарной пенсии?

    — Зависит от заработков и личных отчислений, но в целом соотношение будет примерно таким: солидарная составляющая — 55%, накопительная — 35%, негосударственная — 10%.

    Как насчёт коррупционных схем, которые наверняка возникнут вокруг третьей составляющей?

    — Этим пускай занимаются другие ведомства

    Учитывая, что большинство украинцев получают зарплату в "конвертах", каким, по вашим оценкам, будет средний размер накоплений на личном пенсионном счету за год?

    — Мы рассчитываем мотивировать работающее население страны "выходить из тени" и показывать реальные заработки. Всякий разумный человек поймёт, что если размер будущих социальных выплат напрямую зависит от размера официальной зарплаты и пенсионных отчислений, скрываться просто невыгодно.

    Будут ли средства, находящиеся на обязательном накопительном счету, доступны для изъятия, если, к примеру, украинец покидает страну и меняет гражданство?

    — Теоретически да. Это, по сути, его личные деньги. Другое дело, что сумма будет совсем небольшой. Схема рассчитана на то, что человек оставляет деньги на счету на долгий срок, лет 25, они работают и приносят доход. Тогда после выхода на пенсию можно рассчитывать на что-то существенное. Делать отчисления в течение года или даже пяти лет, а потом забирать их не имеет смысла.

    Читайте также: